Беллона (добро)
Беллона | |
---|---|
Богиня войны, разрушения, завоеваний и жажды крови | |
![]() Бюст Беллоны работы Яна Косейна , празднование победы 1697 года над дверным проемом Брюсселя. | |
Символ | Военный шлем и факел |
Генеалогия | |
Родители | Юпитер и Юнона |
Братья и сестры | Марс , Вулкан , Ювентус , Дискордия , Люцина |
Супруга | Марс |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Зеркало |
Беллона ( IPA: [bɛlˈloːna] ) — древнеримская богиня войны. Ее главный атрибут – военная каска, надетая на голову; она часто держит меч, копье или щит и размахивает факелом или кнутом, когда едет в битву на колеснице, запряженной четверкой лошадей . У нее было множество храмов по всей Римской империи . [1] Она известна своим храмом за пределами Рима , который является официальным центром принятия решений в отношении войны, а также своей кровожадностью и безумием в бою. [2] Ее иконография была расширена художниками и скульпторами в эпоху Возрождения .
Этимология
[ редактировать ]Имя богини войны Беллоны происходит от более ранней Дуэллоны . [3] само по себе является производным от древнелатинского duellum («война, война»), которое также превратилось в bellum в классической латыни . [4]
Этимология слова дуэль остается неясной. Лингвист Жорж-Жан Пино предложил происхождение от *duenelo- («вполне хороший, довольно храбрый»), реконструированного уменьшительного слова Duenos , что подтверждается одноименной надписью как ранний древнелатинский предшественник слова бонус («хороший»). ). По мнению лингвиста Мишеля де Ваана , использование *duenelo- «в контексте войны ( bella acta, bella gesta ) может быть понято как эвфемизм, в конечном итоге дающий значение «доблестный поступок, война» для существительного bellum ». [4]
Культ, верования и храмы
[ редактировать ]Беллона изначально была древней сабинской богиней войны, отождествляемой с Нерио , супругой бога войны Марса , а позже с греческой богиней войны Эньо . Ее храм в Риме был освящен в 296 г. до н. э. возле цирка Фламиния Аппием Клавдием Цеком во время войны с этрусками и самнитами . [3] Этот храм был первым местом, где в святом месте висели декоративные щиты, посвященные смертным. Аппий Клавдий повесил щиты и посвятил их своей семье. [5]
Ее праздник отмечался 3 июня, а ее священники были известны как Беллонарии и ранили себе руки или ноги в качестве кровавой жертвы ей. [6] Эти обряды проводились 24 марта, называемом Днем крови ( dies sanguinis ), после церемонии. В результате этой практики, которая приближалась к обрядам, посвященным Кибеле в Малой Азии , и Эньо, и Беллона стали отождествляться с ее каппадокийским аспектом Ма . [7]
Район Римского Марсова поля , на котором располагался храм Беллоны, имел экстерриториальный статус . В этом комплексе останавливались послы иностранных государств, которым не разрешался въезд в сам город. Поскольку территория храма находилась за пределами померия , сенат встречался там с послами и принимал полководцев-победителей перед их триумфом . Рядом с храмом находилась военная колонна ( columna bellica ), которая представляла неримскую территорию. Чтобы объявить войну далекому государству, один из священников, занимавшихся дипломатией ( fetiales ), бросал в колонну копье в модификации архаичной практики, с римской территории в направлении вражеской земли, и эта символическая атака считалась открытие войны. [8] Первым врагом, объявленным таким образом, был Пирр в 280 г. до н.э. [9]
Было много людей, желающих помочь в поддержании и улучшении ее храмов и святилищ . [9] Кроме того, они также были готовы взять на себя расходы. [9] Поскольку многие считали ее непостоянной богиней, ей редко поклонялись открыто, и большинство ее поклонников предпочитали тихо успокаивать ее. [2] Несмотря на свою тонкость, свидетельства ее поклонения можно найти по всему Риму . Было найдено как минимум семь надписей , связанных с поклонением Беллоне. [9] Ранняя надпись на Форуме Августа относится ко времени войны с Пирром. [9] Пять надписей найдены вокруг Аедем Беллона (святилище Беллоны), а две другие надписи повреждены. [9] Однако поклонение ей не ограничивалось Римом. У Беллоны был храм на севере, в Йорке , Англия , где в настоящее время стоит церковь Святого Петра. [10]
Поклонение Беллоне и представления о ней часто были кровавыми или пугающими. Считалось, что, когда она пойдет на войну, Дискордия , Раздор и Фурии будут сопровождать ее и наводить ужас на ее врагов. [2] Вера в ее кровожадность и безумие в бою широко распространена и является одной из наиболее распространенных. [2] По словам Аммиана Марцеллина , люди Скордичи верили в жестокое поклонение Беллоне. Они были жестокими и поклонялись Марсу и Беллоне. яростно [11] Они приносили человеческие жертвы и пили кровь из черепов своих жертв. [11]
В военном культе Беллоны она ассоциировалась с Виртусом , олицетворением доблести. Затем она путешествовала за пределами Рима с имперскими легионами, и ее храмы были зарегистрированы во Франции, Германии, Великобритании и Северной Африке. [1]
Представительство в искусстве
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]Часто в поэзии имя Беллона используется просто как синоним войны, хотя в «Фиваиде» Статия выступает богиня как персонаж, олицетворяющий разрушительный и воинственный аспект войны. Там она описывается как несущая копье и пылающий факел или едущая на колеснице и размахивающая окровавленным мечом. [12] Классические аллюзии на Беллону позднее появляются в пьесах Шекспира в соответствующем контексте персонажей-воинов: Хотспер описывает богиню как «огнеокую девицу дымной войны», например, [13] а Макбета называют «женихом Беллоны». [14] то есть эквивалент Марса.
В более современные времена Адам Линдси Гордон посвятил энергичное Суинберновское воспоминание «ложной богини», которая сбивает людей с пути, в своем стихотворении «Беллона», опубликованном в Австралии в 1867 году. [15] Она также фигурирует в стихотворении Артура Грэма Уэста о Первой мировой войне «Путешественник». Там поэт описывает себя идущим к линии фронта в компании Искусства, бога Пана и произведений Уолтера Патера . Встретив Беллону на подходе к бою, приятные товарищи один за другим вынуждены бежать от насилия войны, пока богиня не радуется тому, что он принадлежит ей. [16]
Кантата и опера
[ редактировать ]Беллона появляется в прологе Рамо оперы «Галантные Индии» (1735), в которой зов любви в конечном итоге торжествует над зовом войны. [17] Баха В музыкальной драме , исполненной двумя годами ранее, «Tönet, ihr Pauken!» Эршаллет, Тромпетен! BWV 214 , богиня даже откладывает свою обычную свирепость, чтобы поздравить Марию Иосифу Австрийскую , курфюрстшу Саксонскую и королеву Польшу, с днем рождения 8 декабря 1733 года. [18]
Однако она сохраняет свой суровый облик в «Освобожденном Прометее» Джованни Амброджо Мильявакка (1718–1795). В этой кантате, посвященной рождению эрцгерцогини Изабеллы в 1762 году, божества судят Прометея , некоторые выступают за снисхождение, в то время как Беллона и другие требуют строгости. [19] Она также играет свою подобающую роль в «героической кантате», созданной композитором Франческо Бьянки и либреттистом Лоренцо да Понте , под названием «Свадьба Темзы и Беллоны» ( Le nozze del Tamigi e Bellona ). Это было проведено в Лондоне в ознаменование победы британского флота над испанцами в битве у мыса Сент-Винсент (1797 г.) . [20]
Живопись и скульптура
[ редактировать ]
Беллону обычно изображают в шлеме с перьями и в доспехах или, по крайней мере, в нагруднике с юбкой под ним. В руке она держит копье, щит или другое оружие и иногда трубит в трубу , призывая к атаке. В древности она ассоциировалась с крылатой Победой , держащей в руке лавровый венец, статую которого она иногда носит с собой; когда она появляется на военных мемориалах, она может обладать этим атрибутом.
Примеры такой бронированной фигуры можно увидеть на картине 1633 года, приписываемой Рембрандту, хранящейся в Метрополитен-музее . [21] и статуи Иоганна Баптиста Штрауба (1770 г.) и Иоганна Вильгельма Бейера (1773–80 гг.). В последнем она появляется с богом Янусом , поскольку оба были связаны с римскими церемониями объявления войны. В случае с Янусом двери его храма оставались открытыми на протяжении всего периода военных действий.
У статуи Штрауба (внизу) на щите изображена голова горгоны , которая вселяет ужас в ее врагов, как и на картине Рембрандта, хотя она была добавлена позже, вероятно, как ответ на другие примеры этого нового иконографического отклонения. [22] На бюсте Бертрама Маккеннала она носит горгону, закрепленную на ее шлеме, а на других изображениях она изображена на нагруднике. Жан-Леон Жером еще дальше развивает изображение ужасов войны в своем глазурованном бюсте богини (1892 г.). Мало того, что она носит голову на шее, но и жестокая манера кричащего лица, увенчанного угловатым крылатым шлемом, делает ее самой похожей на горгону. [23]
Еще одним распространенным нововведением была ассоциация Беллоны с пушками, как на рисунке Ганса Крига (1590–1645). [24] и потолочная фреска 1700 года в Хаммершлоссе Шмидмюлене работы Ганса Георга Асама (1649–1711). [25] Ранняя голландская гравюра из серии гравюр, изображающих персонификаций промышленной и профессиональной жизни, предполагает, что именно эта богиня вдохновляет изобретение военной техники: она изображена сидящей в заводской мастерской со всевозможным оружием у ног (иллюстрация 6, см. Галерея ниже). На фреске Константино Брумиди в Капитолии США (1855–60) ее изображение обновлено. Там она изображена стоящей рядом с артиллерийским орудием, а на ее щите изображены звезды и полосы.
Не все изображения Беллоны носят доспехи. Статуи работы Альвизе Тальяпьетры в музее Дж. Пола Гетти в Санкт-Петербурге (ок. 1710 г.) и статуя Огюстена Пажу (1775/85 г.) [26] в основном обнажены, хотя в остальном носят или несут некоторые другие атрибуты богини. Однако есть классические ссылки, подтверждающие это. В Гая Валериуса Флакка » «Аргонавтике , например, появляется описание «Беллона с обнаженным боком, ее медное оружие лязгает при движении» (3.60). [27] Еще одна поэтическая отсылка, использованная художником, встречается в картине Луи Жана Франсуа Лагрене «Беллона, преподносящая Марсу поводья своих лошадей» (1766). Это иллюстрирует речь из , Клавдиана «In Ruffinum» где Марс просит: «Пусть Беллона принесет мой шлем, а Террор направит поводья» ( Fer galeam Bellona mihi, nexusque rotarum tende Pavor ). [28] Яна ван Мириса Поэтична и аллегорическая картина «Мудрость, сдерживающая Беллону» (1685). Там сидящая фигура Мудрости сжимает правую руку богини в шлеме, которая поворачивается, чтобы уйти, ее плащ развевается за ее спиной, а ее щит высоко поднят в вытянутой левой руке. [29]
Публичные заявления
[ редактировать ]Изображения богини выполняли не только декоративную функцию, но и общественную функцию. Книга Батхоломеуса Шпрангера «Беллона, ведущая имперские армии против турок» (см. выше) сыграла свою роль в антитурецкой пропаганде Австрии во время Долгой турецкой войны . Более поздняя фаза продолжающегося конфликта, завершившаяся победой в битве при Зенте в 1697 году, отмечена торжественным входом Яна Косейна в Брюссель в то, что сейчас известно как Дом Беллоне, в центре которого возвышается бюст в шлеме. богини в окружении военных штандартов и пушек. [30]
Династическое политическое заявление сделано в «Марии Медичи в образе Беллоны» (1622/5), спроектированной Питером Паулем Рубенсом для ее общественных залов в Люксембургском дворце . Он представляет ее там как обладательницу политической власти в то время, когда она фактически пошла на убыль. [31] Она стоит с доспехами, пушками и мушкетами у ее ног, и ее триумфы подчеркнуты символами победы. В правой руке она держит небольшую статую крылатой богини, меньшая крылатая фигура установлена под плюмажами ее шлема, а амуры над ней парят , держа лавровый венец . Ее изображение контрастирует с изображением Беллоны Рембрандтом с невзрачными чертами обычной голландки. Это антиимперское заявление с уверенностью, что новая Голландская республика готова защищать себя, особенно от Испании, во время Тридцатилетней войны . [22]
Огюста Родена Скульптура головы Беллоны (1879 г.) изначально создавалась для памятника Третьей французской республике и демонстрирует еще большую воинственность. По образцу его любовницы Розы Бере , когда он находится в плохом настроении, голова в гордом гневе откинута назад и динамичным движением поворачивается, чтобы посмотреть вдоль линии ее правого плеча. [32] Оборона на войне – вот послание фонтана «Беллона» Георга Кольбе в Вуппертале . Первоначально введенный в эксплуатацию в 1915 году, он изображал богиню в шлеме, несущую меч в левой руке и вдохновляющую коленопреклоненного молодого человека. Статуя не была установлена до 1922 года, когда она уже функционировала как военный мемориал. [33]
Использование Беллоны в таких конструкциях было хорошо известно и до этого, начиная с ее активного использования в дверном проеме Джин Козин. Храм Беллоны, спроектированный Уильямом Чемберсом для Кью-Гарденс в 1760 году, был задуман как празднование англо-ганноверской войны во время Семилетней войны , и в конечном итоге в нем были размещены мемориальные доски в честь полков, служивших в нем. [34] Однако они касались в первую очередь памяти о победах, а не о павших. Лишь столетие спустя франко-канадские жертвы Семилетней войны были увековечены памятником в Квебеке . На вершине высокой колонны на месте поля битвы Беллона смотрит вниз, держа в правой руке щит и лавровый венец. [35] Статуя была подарена Жеромом-Наполеоном в 1862 году как жест примирения. [36]
В память об австралийцах, погибших в Галлиполийской кампании, установлен бронзовый бюст Беллоны работы Бертрама Макеннала , бывшего ученика Родена. Он подарил его австралийскому правительству в Канберре в качестве памятника в 1916 году. [37] Как и в бюсте Родена, голова в шлеме повернута вправо, но грудь более заметна. Падшие обычно появляются позже в тех структурах, где присутствует Беллона. Они сопровождают владеющую мечом богиню на памятнике Дугласа Тилдена Калифорнийским добровольцам во время испано-американской войны 1898 года; [38] в Белостокском мемориале погибшим в польско-советской войне 1920 года она стоит позади солдата и держит лавровый венец. [39]
Беллона на арке Победы в Первой мировой войне на вокзале Ватерлоо Однако особенно запомнилась . Под демоническим призраком, размахивающим мечом и ожерельем из горгоны, съежьтесь и оплакивайте не мертвых, а незамеченных живых жертв войны. [40]
Галерея
[ редактировать ]- Беллона в доспехах, приписываемая Рембрандту, 1633 г.
- «Мария Медичи в роли Беллоны» Питера Пауля Рубенса, 1621–1625 гг.
- Беллона преподносит Марсу поводья своих лошадей , Луи Жан Франсуа Лагрене, 1766 год.
- Обнаженная богиня Альвизе Тальяпьетры, ок. 1710, Санкт-Петербург
- Янус и Беллона, Иоганн Вильгельм Бейер, 1773–1780, Шенбрунн.
- Бертрам Маккеннал, 1916 год, военный мемориал в Галлиполи, Канберра.
- Фонтан Георга Кольбе в Вуппертале, 1915-1922 гг.
- «Беллона вдохновляет на изобретение оружия», Филип Галле, 1574 г.
- Фреска Константино Брумиди в Капитолии США, 1855–1860 гг.
- Беллона на значке Добровольческого учебного корпуса в Первой мировой войне
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гленис Ллойд-Морган, «Немезида и Беллона» в «Концепции богини» , Лондон, 1996, стр. 125–6.
- ^ Перейти обратно: а б с д Поплакан, Даниэль (2018). Бойня: Беллона и война, общество и религия от республики к империи (Диссертация).
- ^ Перейти обратно: а б Орлин, Эрик (2015). Энциклопедия древних средиземноморских религий Рутледжа . Рутледж. п. 136. ИСБН 978-1-134-62552-9 .
- ^ Перейти обратно: а б де Ваан 2008 , с. 70.
- ^ Плиний Старший. Естественная история (английский) . стр. Книга XXXV.
- ^ Уильям Смит, Малый классический словарь , Лондон, 1862, стр.77
- ^ «Культы Энио и Ма» в Theoi. Архивировано 17 мая 2016 г., в Wayback Machine.
- ^ "Fetiales", Британская энциклопедия. Архивировано 1 августа 2016 г., в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Биллингтон, Сандра; Грин, Миранда (2002). Концепция Богини . Рутледж. ISBN 978-1-134-64152-9 . [ нужна страница ]
- ^ Спенс, Х. (1950). Ефесянам . Комментарий кафедры.
- ^ Перейти обратно: а б Марцеллин, Аммиан. Дела (английский) .
- ^ Включено в статью "Enyo" в Theoi. Архивировано 17 мая 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Генрих IV, часть 1 , (IV.i.119)
- ^ Макбет I.ii.54
- ↑ Морские брызги и дымовой занос , стихотворение 10.
- ^ Путешественник
- ^ Катберт Гердлстоун, Филип Госсет, Жан-Филипп Рамо: Его жизнь и работа , Dover Publications 1969, стр.323-4
- ^ BWV 214, Лейпциг, 1733 г.; переводы арии и речитатива есть на Emmanuel Music.
- ^ Мильявакка, Джованни Амброджо (1 января 1762 г.). Абсолютная серенада Прометея, исполненная в Вене повелением августейших правителей по случаю весьма счастливого рождения королевской эрцгерцогини Изабеллы [Джаннамброджо Мильявакка] . Проверено 24 октября 2016 г. - из Интернет-архива.
- ^ Шейла Ходжес, Лоренцо да Понте: Жизнь и времена либреттиста Моцарта , Университет Висконсина, 2002, стр.150
- ^ Эрнст ван де Ветеринг, Корпус картин Рембрандта VI: Возвращение к картинам Рембрандта, Дордрехт, Нидерланды, 2014, стр.529
- ^ Перейти обратно: а б «Рембрандт (Рембрандт ван Рейн) — Беллона — Метрополитен» . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Сотерби [ Описание
- ^ Криг, Создатель: Ганс (1 января 1620 г.). «Беллона » Викисклад Получено 24 октября.
- ^ Альтенбухнер, Клаус Антон (30 ноября 1899 г.). «Немецкий: Беллона Ганса Георга Асама, Замок Шмидмюлен Хаммер» . Викисклад . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ «Сайт музея Гетти» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
- ↑ Раздел «Беллона» в Theoi. Архивировано 17 мая 2016 г., в Wayback Machine.
- ^ Цитируется по Казимиру Сименовичу, Великое артиллерийское искусство , Лондон, 1729, стр.347.
- ^ «ВИ-ИД PDF» . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Фотографии на сайте Брюссель Пикчерс.
- ^ Джейн Кромм, Искусство безумия: публичное безумие в визуальной культуре Европы , Лондон и Нью-Йорк, 2003, стр.40.
- ^ Маргарита Андреотти, «Беллона» в искусстве Родена , OUP USA, 2003, стр. 51-60.
- ^ «Фонтан Георга Кольбе и скульптура «Беллона» - Monument-Wuppertal.de» . Проверено 24 октября 2016 г.
- ↑ Ванесса Берридж, Сад принцессы: королевская интрига и нерассказанная история Кью , Страуд (Glos.), 2015, глава 15
- ^ Асклепий, фотография (20 августа 2010 г.). «На французском языке: Статуя, изображающая Беллону, на вершине памятника Брейвс, у входа в Парк де Бравс, в Квебеке (Квебек, Канада). Статуя была подарена принцем Жеромом-Наполеоном в 1862 году. Ее высота составляет около трех метров. и образует вершину памятника высотой 22 метра. Он был установлен и открыт 19 октября 1863 года. Возможно, он вдохновлен эскизом Эжена-Этьена Таше [1]» . Викисклад . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ « Пространство, посвященное смелым » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2016 г.
- ^ «БЕЛЛОНА БОГИНЯ ВОЙНЫ» . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ «Беллона – Паблик-арт и архитектура со всего мира» . www.artandarchitecture-sf.com . Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 года.
- ^ «Файл:Памятник в честь погибших в польско-советской войне 1920 года.jpg — Wikimedia Commons» . 24 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2015 г.
- ^ «100-я мировая война: Мемориалы Лондона... Арка Победы Лондона и Юго-Западной железной дороги (станция Ватерлоо, часть 5)» . 11 мая 2014 года . Проверено 24 октября 2016 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- де Ваан, Мишель (2008). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. ISBN 9789004167971 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
