Геральдический
Часть серии о |
Священство Древнего Рима |
---|
Основные колледжи |
Другие колледжи или общества |
Священники |
Жрицы |
Связанные темы |
Фетиал ( [ / ˈ f iː ʃ ə l / ; лат . fētiālis Древнем feːt̪iˈaːlɪs] , мн . fētiālēs ) — тип жреца в Риме . Они образовали коллегию, посвященную Юпитеру как покровителю добросовестности.
В обязанности фециалов входило консультирование Сената по иностранным делам и международным договорам, официальное провозглашение мира и войны и подтверждение договоров. Они также выполняли функции путешествующих герольдов или послов ( Pater Patratus ). [1]
Первое упоминание о фециалах у Ливия встречается в контексте войны между Альбой-Лонгой и Римом , во время которой римский царь Тулл Гостилий назначил Марка Валерия фециалом, а Спурия Фузия — pater patratus , с целью связать Рим и Альбу-Лонгу. по договору. [2]
По мнению Ливия, ритуал, посредством которого фециалии должны были объявить войну, ритуал rerum repetitio , был введен в Рим Анком Марцием , заимствовавшим традиции эквов . Однако ритуальные действия фециалов он уже описывал при записи войн Тулла Гостилия . [3] Таким образом, некоторые ученые считают, что упоминания Aequi могут быть неверным толкованием из-за народной этимологии, связывающей Aequi с aequus , латинским прилагательным, обозначающим справедливый (от слова «справедливый» в английском языке). С другой стороны, древние источники поддерживают традицию, согласно которой жречество было создано под влиянием эквийского короля Фертора Ресиуса. [4]
Повторение вещей
[ редактировать ]Ритуал rerum repetitio , просьбы о реституции или возмещении ущерба, включал в себя pater patratus . Надев шерстяную повязку на волосы, он должен был объявить требования римлян, используя ряд предписанных фраз, сначала на неприятельской границе, затем, когда он пересечет границу, снова первому встречному, снова при входе в ворота врага и снова при входе на форум в присутствии местных судей. Если требования не будут выполнены, pater patratus в течение 33 дней объявляет войну и возвращается в Рим, чтобы дождаться решения римского короля и сената . Как только они решают вступить в войну, фециал возвращается к вражеской границе с копьем со стальным или закаленным в огне наконечником, смоченным в крови. Он объявляет войну врагу и бросает копье на его территорию.
Фетиал связан с вопросами права, а не напрямую с войной, поэтому в своих формулах он никогда не взывает к Марсу , а к Юпитеру , Юноне , Янусу или Квирину .
Религиозное значение коллегии или содалитас заключалось в обеспечении того, чтобы Рим пользовался защитой богов в своих отношениях с иностранными государствами.
Эта коллегия , вероятно, была общей для других латинских городов, поскольку Ливий ссылается на фециалы Альбы.
Этимология
[ редактировать ]По мнению некоторых ученых, [5] [6] название происходит от существительного корня * feti- , что означает «основание», а не «условие». Оно связано с основной религиозной концепцией fas , оба основаны на IE * dh(e)s , первоначально означающем «устанавливать, устанавливать». Этот корень дал глаголу facere семантический сдвиг , «делать, делать». И фетиал , и фас сохраняют здесь первоначальный смысл «основания», как в ведическом дхамане , дхату в его религиозном смысле.
Религиозные последствия
[ редактировать ]Смысл этой этимологии намекает на тот факт, что за пределами своей собственной эпохи римляне чувствовали потребность в религиозном, обоснованном оправдании своих действий как народа по отношению к другим. Ощущалась необходимость выйти за рамки человеческого права и права. Хотя юридическое обоснование признавалось необходимым, римляне хотели обеспечить одобрение того, что является основанием права и делает его возможным, fas .Об этом отношении свидетельствуют церемонии, проводимые фециалами , которые придают религиозную ценность политическим решениям и особенностям их отношений с иностранными государствами, направленные на то, чтобы поставить богов на сторону Рима и, следовательно, фактически доверить им судьбу Рима.
Подробности об оперативных обязанностях фециалов
[ редактировать ]Sodalitas pater отправила двух своих членов, из которых только один, называемый patratus , [7] был активным, тогда как другой, называвшийся verbenarius , ограничивался по функциям сопровождением pater patratus со священными травами ( sagmina вербены), собранными на Капитолии .
Мы знаем обряды и формулы двух обстоятельств:(1) заключение договора и (2) требование репараций и объявление войны.
В первом случае pater patratus призвал свидетелей и богов в свидетели, поставил на карту слово Рима и поклялся подвергнуть Рим божественному гневу, если он не подчинится своему слову, прося execratio . Клятвы давал Юпитер Ляпис ( per Iovem Lapidem ). Считалось, что кремень был резиденцией Юпитера, потому что при ударе он испускал искры, что было аналогом молнии.
У церемонии есть два известных варианта. В первом pater patratus бьет свинью кремнем, взятым из храма Юпитера Феретриуса, произнося формулу, упомянутую Ливием; [8] во втором он бросает кремень и клянется, что Рим упадет, как и сам камень, если он не подчинится клятве. [9]
Когда Рим потребовал возмещения ущерба или ущерба, фециалов отправили в качестве послов в соответствующую зарубежную страну.Если просьбы pater patratus не были удовлетворены, он возвращался в Рим, призвав Юпитера, Юнону (или Януса) и Квирина, а также небесных богов, земных богов и богов преисподней как свидетелей происходящего. нарушение права и после объявления войны в течение 30 или 33 дней. По истечении этого срока он вернулся к границе и магическим жестом открыл военные действия: еще раз подтвердив доброе право Рима, он бросил копье со стальным наконечником или копье из корниолума, на территорию врага закаленное огнем. . [10]
Фециалы были обычным институтом латинян и других италийцев. [11]
По мнению Ж. Дюмезиля, первоначальный договор, заключенный с богами и распространявшийся через сакра и сигна, достаточен для оправдания действий официальных религиозных авторитетов (типа понтификов и авгуров) внутри римского агера . Действия за пределами этой границы требуют дополнительного религиозного фундамента, основанного не только на ius , но и, на более глубоком уровне, на fas , на котором ius основан . Это задача фетиалов, которые достигают своей цели с помощью * фети- , слова, которое в ведическом языке дхату означает «основание» . Они опираются на набор церемоний, которые придают религиозную ценность политическим или военным решениям магистратов, гарантируя, что при любых обстоятельствах боги будут на стороне Рима. Помимо предоставления своих советов по международным вопросам сенату или консулам, sodalitas отправляет двух посланников ( pater patratus и verbenarius , последний имеет только задачу нести сагмину, взятую с Капитолийского холма) с просьбой о репарациях. объявить войну в благочестивой и справедливой форме и, наконец, заключить мир. Бог, под защитой которого они действуют и которого pater patratus призывает - это Юпитер Ляпис в обряде заключения договора [12] и вообще когда будет достигнуто соглашение. Если последует объявление войны, то плоды вызывают в качестве свидетелей Юпитера, Юнону (или Януса, исправление принимается большинством редакторов), Квирина, небесных, земных и нижних богов нарушения права и объявляют войну в течение тридцати трех дней. [13]
Политические последствия прав плода
[ редактировать ]Автор апокрифической речи Цицерона «Фурий Филус» и христианские апологеты обвиняли римлян в том, что они лукаво использовали ius fetiale для того, чтобы обеспечить Риму божественную поддержку в международных спорах. Они утверждают, что римляне не руководствовались стремлением к справедливости при использовании ius fetiale , а скорее нарушали его правила и непропорционально чрезмерно использовали его технические особенности, чтобы получить неправомерное преимущество над другими народами с конечной целью украсть их земли. и богатство.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Согласно одному источнику, первоначальное значение неясно. Этот термин можно прочитать как «отец отцов», имея в виду фетиале, или как отец, чей собственный отец все еще жив. Патрат также может быть прочитан как от латинского глагола, означающего совершать или осуществлять, что может просто означать, что титул означал, что он был «представителем», назначенным отцом или избранным отцом. В другом смысле того же глагола это может означать отца, обладающего большими достижениями или уважаемого. Этимологический словарь латинского языка , 1828 г., Фрэнсис Эдвард Джексон ВАЛПИ, стр. 324)
- ^ Ливи города I.32 из
- ^ Ливи, AUC I.24 .
- ^ Инк. Также. на Преноминуме 1 в Валериусе Максиме X: «Носитель Ресия, установивший фециальное право»; Инк. Также. de Vibribus Illustribus V 4 apud Аврелий Виктор с. 29: «(Анкус Мартиус) передал фециальное право... от Aequicoli, которое впервые изобрел Фертер Резус»; CIL VI 1302 из Палатина (2-1 века до н. э.); Праздник святого Феркция с. 81 л; Проперций IV 105–146; Плутарх Марцелл 8.4, Ромул 16.6
- ^ Г. Дюмезиль, Архаичная римская религия , 1974.
- ^ М. Морани "лат. sacer...nel lexico religioso Latino" Aevum 5, 1981, стр.30-46
- ^ Значение этого названия неясно; по Плутарху оно обозначает «человека, отец которого еще жив и у которого есть дети» (Мор. IV, 62), но он путает его с pater patrimus . Слово patratus может быть связано либо с существительным pater («отец»), либо с глаголом patrare («исполнять, осуществлять»). Возможные переводы включают «тот, кто стал отцом» и «отец-совершитель». См. А. Стробах, Plutarch und die Sprachen (1997), 78; Р.Э. Митчелл, «Определение patres и plebs : конец борьбе орденов», в книге К.А. Раафлауба, Социальная борьба в архаическом Риме: новые взгляды на конфликт орденов (2005), 128–167, особенно. 143.
- ^ Ливий, AUC 1.24.8 : «Если первый потерпел неудачу в государственной политике злого обмана, то в тот день, Юпитер, порази римский народ таким образом, что я сегодня поразим эту свинью здесь, и еще больше поразим столько, сколько сможешь».
- ^ Pol. 3, 25, 6-9
- ^ Ливий, AUC I, 32, 5-14; Дион. Хэл. 2,72, 6-8
- ^ Дионисий Галикарнасский Ant. ПЗУ. мне 21, 1; II 72; Ливи, AUC I.32.4 .
- ^ Ливий I.24.8 .
- ^ Ливий I.32.10 .
Есть две противоречащие друг другу сноски — №1 и №7 — к одному и тому же термину, pater patratus.
Источники
[ редактировать ]- Ливий , Из основанного города , 1:24 , 32.
- Лит. Андреас Зак, Исследования по «римскому международному праву» (Геттинген, 2001 г.).
- Пьеранджело Каталано Линии римской наднациональной системы Турин, 1965 г.