Jump to content

Величайший понтифик

(Перенаправлено с Великого Понтифика )

Август как величайший понтифик ( Via Labicana Augustus )

Pontifex maximus ( лат. «верховный понтифик »). [1] [2] [3] ) был главным первосвященником Коллегии понтификов ( Collegium Pontificum ) в Древнем Риме . Это была самая важная должность в древнеримской религии , открытая только для патрициев до 254 г. до н. э., когда эту должность впервые занял плебей . Хотя на самом деле это самая могущественная должность в римском жречестве, великий понтифик официально занимал пятое место в рейтинге высших римских жрецов ( ordo sacerdotum ), после rex Sacrorum и Flamines maiores ( Flamen Dialis , Flamen Martialis , Flamen Quirinalis ). . [4]

Будучи явно религиозной должностью в период ранней Римской республики , она постепенно политизировалась, пока, начиная с Августа , не была отнесена к положению императора в период Римской империи . Последующие императоры назывались pontifex maximus вплоть до поздней античности , включая Грациана ( годы правления 367–383 ), но во время правления Грациана эта фраза была заменена в имперском титулатуре латинской фразой: pontifex inclytus («почетный понтифик»), примеру которого последовал Младший соправитель Грациана Феодосий Великий , который впоследствии использовался императорами, включая соавгуста III Валентиниана . ( годы правления 425–455 ), Маркиана ( годы правления 450–457 ) и августа Анастасия Дикора ( годы правления 491–518 ) . Первым, кто принял inclytus альтернативу maximus, возможно, был мятежник август Магнус Максим ( годы правления 383–388 ).

Слово «понтифик» и производное от него слово « понтифик » стали терминами, используемыми для обозначения христианских епископов . [5] включая епископа Рима . [6] [7] Титул верховного понтифика применялся к Римско- католической церкви в отношении Папы как ее главного епископа и появляется на зданиях, памятниках и монетах пап эпохи Возрождения и современности. Официальный список титулов Папы, приведенный в Annuario Pontificio, включает «верховный понтифик» ( лат . summus pontifex ) в качестве четвертого титула, первым из которых является «епископ Рима». [8]

Этимология

[ редактировать ]

Этимология слова «понтифик» неясна, но это слово использовалось со времен Римской империи. Слово, по-видимому, состоит из латинского слова «мост» и суффикса «создатель». Однако существует вероятность, что это определение является этимологией этрусского народной термина. [9] поскольку римская религия находилась под сильным влиянием этрусской религии, а об этрусском языке мало что известно , который не является индоевропейским и, следовательно, имеет отличное от латыни происхождение. [ нужна ссылка ]

Согласно общепринятому толкованию, термин понтифик означает «строитель мостов» ( pons + facere ); «Максимус» означает «величайший». Возможно, первоначально это имелось в виду в буквальном смысле: должность строителя мостов действительно была важной в Риме, где основные мосты находились через Тибр , священную реку (и божество): только престижные авторитеты с сакральными функциями могли быть избраны. разрешено «тревожить» его механическими дополнениями. Однако оно всегда понималось и в символическом смысле: именно понтифики сглаживали «мост» между богами и людьми. [10]

Слово понтифик как «строитель мостов» интерпретировалось Дионисием Галикарнасским и Марком Теренцием Варроном . Плутарх отметил, что этот термин существовал до того, как в Риме появились какие-либо мосты, и произошел от древнелатинского слова pontis [ sic ], означающего могущественного или абсолютного господина, в то время как другие производили его от potis facere в смысле «способный жертвовать». [11] Последний вывод упоминается также Варроном, который отверг его: [12] но таково было мнение великого понтифика Квинта Сцеволы. [13] Другие считали, что изначально это слово было pompifex (лидер публичных шествий). [13] Слово pons первоначально означало «путь», а понтифик , таким образом, означало «создатель дорог и мостов». [13]

Другое мнение состоит в том, что это слово представляет собой искажение похожего по звучанию, но этимологически несвязанного этрусского слова. [14] Еще одна гипотеза [15] считает это слово заимствованным из сабинского языка , в котором оно означало бы члена коллегии из пяти человек, из оско-умбрийского ponte — пять. [16] В этом объяснении принимается во внимание, что коллегия была основана сабинским царем Нумой Помпилиусом и что это учреждение выделено курсивом: выражения pontis и pomperias, встречающиеся в табличках Игувина, могут обозначать группу или разделение из пяти человек или по пять. Таким образом, понтифик стал членом жертвенной коллегии, известной как Помперия (лат. quinio ). [17]

Римский титул pontifex maximus был передан в греческих надписях и литературе того времени как греческий койне : ἀρχιερεύς , латинизированный: Archiereus , букв. 'Протоиерей' [18] или более буквальным переводом и порядком слов, как греческий койне : ἀρχιερεὺς Μέγιστος , латинизированный: Archireús teghistos , букв. «величайший протоиерей». [19] Термин ἀρχιερεύς используется в греческом Септуагинты тексте Ветхого Завета и в Новом Завете для обозначения Первосвященника Израиля , в том числе во 2 Маккавеях ( 2 Маккавеев 4:7 ).

Слово «понтифик» , что на латыни означает « понтифик », использовалось в Древнем Риме для обозначения члена Коллегии понтификов . В латинском Вульгаты переводе Нового Завета оно иногда используется для обозначения еврейского первосвященника, как, например, в Евангелии от Иоанна и Послании к Евреям ( Иоанна 11:49 ; Евреям 5:1 ). Возможно, еще с III века оно использовалось для обозначения христианского епископа. В Вульгате термин summus pontifex первоначально применялся к Первосвященнику Израиля , как и в Книге Юдифи ( Юдифь 15:19 ), чье место, каждый в своей епархии , считалось занимающим христианские епископы, основываясь на толкование Первого послания Климента (I Климент 40). [20]

Истоки в королевский период

[ редактировать ]

Collegium Pontificum (Коллегия понтификов) была самым важным священством Древнего Рима. Основание этой священной коллегии и должности верховного понтифика приписывается второму царю Рима Помпилиусу Нуме . [21] Многое из того, что известно о периоде Царства в римской истории, является полулегендарным или мифическим. Коллегия короля) по предположительно выступала в качестве советников рекса ( религиозным вопросам. Коллегию , возглавлял верховный понтифик и все понтифики занимали свою должность пожизненно. Но папские записи раннего Рима, скорее всего, были уничтожены, когда город был разграблен галлами в 387 г. до н. э., а самые ранние описания архаического Рима взяты из литературы Республики , большая часть которой относится к I веку до н. э. и позже. [ нужна ссылка ]

По словам Августа эпохи историка Ливия , Нума Помпилиус , сабинянин , разработал римскую систему религиозных обрядов, включая способ и время жертвоприношений, надзор за религиозными фондами, власть над всеми государственными и частными религиозными учреждениями, обучение населения в небесные и погребальные обряды, включая умиротворение мертвых и искупление чудес. Говорят, что Нума основал римскую религию после того, как посвятил алтарь на Авентинском холме Юпитеру Эликию и посоветовался с богами посредством авгурий . [21] Нума записал и запечатал эти религиозные наставления и передал их первому великому понтифику Марцию Нуме . [ нужна ссылка ]

Римская республика

[ редактировать ]

В Римской республике верховный понтифик был высшим должностным лицом государственной религии Древнего Рима и руководил коллегией понтификов . По мнению Ливия, после свержения монархии римляне создали жречество rex Sacrorum , или «короля священных обрядов», для выполнения определенных религиозных обязанностей и ритуалов, ранее исполнявшихся царем. Rex Sacrorum был явно лишен военной и политической власти, но понтификам было разрешено занимать как магистратуры , так и военные командования. [22]

Официальной резиденцией Верховного понтифика был Domus Publica («Государственный дом»), который стоял между Домом весталок и Виа Сакра , недалеко от Регии , на Римском форуме . Его религиозные обязанности выполнялись из Regia. Если верховный понтифик не был одновременно и мировым судьей, ему не разрешалось носить тогу претекста , то есть тогу с пурпурной каймой. В художественных изображениях его можно узнать по держащему в руке железному ножу ( secespita ). [9] или патера , [23] и отличительные одежды или тоги с частью мантии, закрывающей голову ( capite velato ) , в соответствии с римской практикой.

На практике, особенно во времена поздней республики, должность верховного понтифика обычно занимал член политически известной семьи. Это была желанная должность главным образом из-за большого престижа, который она придавала ее обладателю. Юлий Цезарь стал понтификом в 73 г. до н.э. и великим понтификом в 63 г. до н.э.

Основным республиканским источником информации о понтификах были богословские сочинения Варрона , которые сохранились только во фрагментах, сохранившихся более поздними авторами, такими как Авл Геллий и Ноний Марцелл . Другими источниками являются Цицерон , Ливий , Дионисий Галикарнасский , Валерий Максим , Плутарха « Жизнь Нумы Помпилиуса» , резюме Феста о Верриусе Флакке , а также у более поздних авторов, в том числе нескольких отцов церкви . Некоторые из этих источников представляют обширный список повседневных запретов для Великого Понтифика ; кажется трудным согласовать эти списки с доказательствами того, что многие великие понтифики были видными членами общества, которые жили нормальной, ничем не ограниченной жизнью.

Выборы и количество

[ редактировать ]

Число понтификов, избираемых путем кооптации (т. е. оставшиеся члены назначают своего нового коллегу) пожизненно, первоначально составляло пять, включая верховного понтифика . [24] [9] Более того, понтификаты могли принадлежать только старой знати. Фактически это были только представители класса патрициев. Однако в 300–299 гг. До н.э. lex Ogulnia открыл должность верховного понтифика для публичных выборов и разрешил плебеям (плебеям) кооптироваться в качестве священников, так что часть исключительности титула была потеряна. Но только в 254 г. до н.э. Тиберий Корунканий стал первым плебейским великим понтификом . [25]

Закон Огулнии также увеличил число понтификов до девяти ( включая верховного понтифика ). В 104 г. до н. э. lex Domitia предписывал, что впредь выборы всех понтификов будут проводиться комициями tributa (собранием народа, разделенного на избирательные округа); по тому же закону голосовать могли только 17 колен, избранных по жребию из 35 колен города. Обнародовавший закон Лу[уций] Домиций Агенобарб был вскоре после этого избран Великим понтификом после смерти действующего Метелла Далматика : что-то вроде личной мести, потому что в прошлом году он ожидал, что его кооптируют в качестве понтифика, чтобы заменить его покойного отца, но папская коллегия назначила на его место другого кандидата. Следующий обладатель этой должности, К[уинт] Муций Сцевола , также был избран в соответствии с тем же законом, хотя и без разногласий и противодействия, поскольку он был бывшим консулом и долгое время служившим понтификом.

Этот закон был отменен в 81 г. до н. э. Суллой во время его диктатуры в lex Cornelia de Sacerdotiis , который восстановил великим жреческим коллегиям их полное право кооптации . [26] [27] [28] Также при Сулле число понтификов было увеличено до пятнадцати, верховного понтифика включая Квинта Цецилия Метелла Пия , и Сулла назначил следующим обладателем этой должности – единственного по-настоящему неизбранного верховного понтифика в истории, поскольку даже другие понтифики не получили голосование по этому вопросу.

В 63 г. до н. э. закон Суллы был отменен трибуном Титом Лабиеном , и была восстановлена ​​измененная форма lex Domitia, предусматривающая выборы комициями tributa еще раз: Гай Юлий Цезарь последовал прецеденту Агенобарба, будучи избранным всенародным голосованием, хотя Цезарь по крайней мере, ранее был понтификом. Позднее Марк Антоний восстановил право кооптации коллегии. [29] ко времени избрания Марка Эмилия Лепида . Также при Юлии Цезаре число понтификов было увеличено до шестнадцати, включая верховного понтифика . (Возможно, потому, что длительное отсутствие Цезаря в Риме потребовало назначения заместителя понтифика в тех случаях, когда необходимо было присутствие пятнадцати человек.) Число понтификов варьировалось во время Империи, но, как полагают, обычно составляло пятнадцать. [24]

Чрезвычайное назначение диктаторов

[ редактировать ]

Эта должность вступила в свои права с отменой монархии, когда большая часть сакральных полномочий, ранее принадлежавших королю, была передана либо великому понтифику , либо Rex Sacrorum , хотя традиционно это был (неполитический) диктатор. [30] был официально уполномочен Сенатом на один день совершить определенный обряд.

По словам Ливия в его «Истории Рима», древняя инструкция, написанная архаичными буквами, повелевает: «Пусть тот, кто есть Претор Максимус, забьет гвоздь в сентябрьские иды». Это объявление было прикреплено на правой стороне храма Юпитера Оптимуса Максимуса, рядом с часовней Минервы. Говорят, что этот гвоздь обозначал число года.

В соответствии с этим указанием консул Гораций посвятил храм Юпитера Оптимуса Максима в год после изгнания царей; от консулов ​​церемония забивания гвоздей перешла к диктаторам, поскольку они обладали большей властью. Поскольку впоследствии этот обычай был отменен, требование назначения диктатора считалось достаточно важным. Соответственно, Люций Манлий был номинирован, но его назначение было обусловлено скорее политическими, чем религиозными причинами. Он стремился командовать в войне с герниками. Он вызвал гнев среди военнослужащих своим невнимательным подходом к набору. В результате единодушного сопротивления плебейских трибунов он уступил, добровольно или принудительно, и сложил свою диктатуру. С тех пор этот обряд совершал Rex Sacrorum. [31]

Обязанности

[ редактировать ]

Главной обязанностью понтификов было поддержание pax deorum или «мира богов». [32]

Огромный авторитет священной коллегии понтификов был сосредоточен на высшем понтифике , а другие понтифики формировали его консилиум или советующий орган. Его функции были отчасти жертвенными или ритуальными, но они были наименее важными. Его реальная власть заключалась в применении ius divinum или божественного закона; [33] Информация, собранная понтификами, связанная с римской религиозной традицией, была объединена в свод , в котором обобщались догмы и другие концепции.

Денарий с изображением Юлия Цезаря как величайшего понтифика.

Главные отделы божественного права можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Регулирование всех искупительных церемоний, необходимых в результате мора, молнии и т. д.
  2. Освящение всех храмов и других священных мест и предметов, посвященных богам.
  3. Регламент календаря; как в астрономическом плане, так и в детальном применении к общественной жизни штата.
  4. Применение закона, касающегося захоронений и мест захоронения, а также поклонения манам или умершим предкам.
  5. Надзор за всеми браками посредством conferratio , то есть первоначально за всеми законными патрицианскими браками.
  6. Управление усыновлением и наследованием по завещанию.
  7. Регулирование общественной морали, а также наложение штрафов и наказание нарушителей.
  8. Выбор весталок [34]

Понтификаты имели множество важных и престижных функций, таких как ответственность за государственные архивы, ведение официальных протоколов избранных магистратов, [35] список магистратов, и они вели записи своих собственных решений ( commentarii ) и главных событий каждого года, так называемые «публичные дневники», Annales maximi . [36]

также Верховный понтифик подвергался нескольким табу . Среди них был запрет покидать Италию. Плутарх описал Публия Корнелия Сципиона Насика Серапиона (141–132 до н.э.) как первого, кто покинул Италию после того, как Сенат заставил его сделать это, и тем самым нарушил священное табу. Публий Лициний Красс Дивес Муциан (132–130 до н. э.) был первым, кто добровольно покинул Италию. из Италии стал обычным явлением и больше не противоречил закону Великого Понтифика Впоследствии выезд . Среди наиболее известных из тех, кто это сделал, был Юлий Цезарь (63–44 до н. э.).

Понтифики отвечали за лунно-солнечный римский календарь и определяли, когда вставные месяцы необходимо добавить для синхронизации календаря с временами года. Поскольку понтифики часто были политиками, а срок полномочий римского магистрата соответствовал календарному году, эта власть была подвержена злоупотреблениям: понтифик мог продлить год, в течение которого он или один из его политических союзников находился на посту, или отказаться от этого. продлить тот, в котором его оппоненты были у власти. Понтифик с другими политическими обязанностями, особенно вдали от Рима, также мог быть просто отвлечен от своих календарных обязанностей первосвященника. Это привело к тому, что календарь не соответствовал временам года; например, переход Цезаря Рубикона в январе 49 г. до н.э. на самом деле произошел в середине осени.

Под своей властью в качестве верховного понтифика Юлий Цезарь провел календарную реформу, в результате которой был создан полностью солнечный юлианский календарь с погрешностью менее одного дня в столетие. Этот календарь оставался стандартным календарем Римской империи до ее распада и использовался государственной церковью Римской империи после принятия христианства в качестве римской государственной религии. Таким образом , юлианский календарь, установленный Цезарем в качестве великого понтифика , стал стандартным календарем во всей Европе и продолжал использоваться в Западной Европе до григорианской реформы в 16 веке.

Великий Понтифик и Август Марк Аврелий ( годы правления 161–180 ) совершают жертвоприношение на рельефе из арки Марка Аврелия ( Капитолийские музеи )

Римская империя

[ редактировать ]

После убийства Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. его союзник Марк Эмилий Лепид был избран Великим понтификом . Хотя Лепид в конечном итоге потерял политическую благосклонность и был отправлен в изгнание, когда Август консолидировал власть, он сохранял священническую должность до своей смерти в 13/12 г. до н. э., после чего Август был выбран его преемником и получил право назначать других понтификов. Таким образом, со времен Августа выборы понтификов прекратились, и членство в священной коллегии считалось знаком императорской милости. [9] Август принял титул верховного понтифика ради политической выгоды, пытаясь восстановить традиционные римские ценности. Благодаря этому присвоению новая должность императора получила религиозное достоинство и ответственность за весь римский государственный культ. Большинство авторов утверждают, что право назначать понтификов на самом деле не использовалось в качестве инструмента регни , принуждающей силы. [ нужна ссылка ]

С этого момента Великий Понтифик стал одним из многих титулов Императора, постепенно теряя свою конкретную и историческую власть и становясь просто референтом сакрального аспекта имперских обязанностей и полномочий. В имперский период промагистр (вице-мастер) выполнял обязанности Верховного понтифика вместо императоров, когда они отсутствовали. [10]

В постсеверийские времена (после 235 г. н.э.) небольшое количество сенаторов-язычников, заинтересованных в том, чтобы стать понтификами, привело к изменению модели занятия должностей. В республиканские и имперские времена не более одного члена семьи рода был членом Коллегии понтификов , и ни один человек не занимал более одного священства в этой коллегии. Однако эти правила были ослаблены во второй половине III века нашей эры. В периоды совместного правления сначала только один из императоров носил этот титул, как это произошло впервые во время совместного правления Марка Аврелия и Луция Вера ( 161–169 гг. н. э.), когда только Марк Аврелий был величайшим понтификом , но позже два максимальных понтифика могли служить вместе, как это сделали Пупиен и Бальбин в 238 г. н. э. — ситуация, немыслимая в республиканские времена. [37]

Поздняя античность

[ редактировать ]

Когда Тертуллиан , монтанист , яростно применил этот термин к епископу, с которым он был в разногласиях (либо Папа Калликст I , либо Агриппин Карфагенский), [38] [39] ок. 220, по поводу ослабления покаянной дисциплины Церкви, позволяющей раскаявшимся прелюбодеям и блудникам вернуться в Церковь, это было с горькой иронией:

В противовес этой [скромности] не мог ли я поступить лицемером? Я слышал, что даже был издан указ, и тоже безапелляционный. «Великий Понтифик», то есть «епископ епископов», издает указ: «Я прощаю тем, кто выполнил [требования] покаяния, грехи как прелюбодеяния, так и блуда». О указ, на котором нельзя написать: «Доброе дело!»… Далеко, далеко от обручника Христова будет такое воззвание!

Тертуллиан, О скромности, гл. 1

Во время кризиса третьего века императоры продолжали носить титул верховного понтифика . Раннехристианские императоры, включая Константина Великого ( годы правления 306–337 ) и остальных членов династии Константинов , продолжали использовать его; он был оставлен только Грацианом , возможно, в 376 году, во время его визита в Рим, [10] или, что более вероятно, в 383 году, когда делегация языческих сенаторов умоляла его восстановить Алтарь Победы в римского сената курии Юлия . [40] Последнее его использование по отношению к императорам встречается в надписях Грациана. [41] [24] [9]

от Фессалоникийский эдикт 27 февраля 380 г. был издан в Салониках ( Салониках ) и опубликован в Константинополе ( Стамбуле ) для всей империи. Этим Феодосий I утвердил никейское христианство как государственную церковь Римской империи . В латинском тексте епископ Рима Дамасий упоминается как понтифик , а епископ Александрии Петр — как епископ : [42]

... исповедание той религии, которая была передана римлянам божественным апостолом Петром, как она была сохранена верной традицией и которую теперь исповедуют понтифик Дамасий и Петр, епископ Александрийский ... Мы разрешаем последователи этого закона принять титул христиан-католиков... [43]

Различные формы summus pontifex («высший понтифик» или епископ) на протяжении веков использовались не только епископом Рима, но и другими епископами. [20] Хиларий Арльский (ум. 449) назван summus pontifex Евхерием Лионским ( PL , том L, колонка 773).

Знаменитый Понтифик

[ редактировать ]

Во время правления Грациана или сразу после него фраза pontifex maximus , которая имела нежелательные ассоциации с традиционной римской религией во время христианизации Римской империи , была заменена в имперской титулатуре фразой: pontifex inclytus . [44] Первым, кто принял inclytus альтернативу maximus, возможно, был мятежник Август и набожный христианин, близкий к епископу Мартину Турскому , Магнус Максим ( годы правления 383–388 ), который убил Грациана в августе 383 года. [44]

Этой практике последовал младший соправитель Грациана Феодосий Великий , и впоследствии она использовалась императорами, в том числе соавгустом III Валентинианом 450–457) . ( годы правления 425–455 ), Маркианом ( годы правления 450–457 ) и августом Анастасием Дикором ( годы правления . 491–518 ), для которого сохранились примеры официального использования. [44] Другая надпись, посвященная Юстину II ( годы правления 565–574 ) и называющая его понтификом, уже давно признана подделкой, хотя нет никаких доказательств того, что этот титул не мог использоваться Юстинианом Великим ( годы правления 527–565 ). или даже Константином IV ( годы правления 654–685 ). [44]

Средний возраст

[ редактировать ]

Ланфранка называет primas et pontifex summus Его биограф Майло Криспин ( PL , vol. CL, 10), но с 11 века это слово, похоже, применяется только к Папе. [20]

Гравюра Кристофа Вайгеля Старшего Папы Климента XI с присвоением ему титула Верховного Понтифика .

Католическая церковь использует название

[ редактировать ]

В 15 веке, когда эпоха Возрождения вызвала новый интерес к Древнему Риму, великий понтифик стал постоянным почетным титулом пап. [45] После падения Восточной Римской империи с падением Константинополя в состав Османской империи и смерти последнего римского императора Константина XI в 1453 году Великий понтифик стал частью официального папского титула епископа Рима. [46] Название, данное книге, содержащей литургические обряды, которые должен совершать любой епископ, Римский Папский , и форме литургии, известной как Папская Высокая Месса, свидетельствует о продолжающемся использовании слова «понтифик» для обозначения епископов в целом. [ нужна ссылка ]

Тертуллиан ( ок. 155 – ок. 220 н. э. ) в своем труде «De Pudicitia» (О скромности) критиковал папу Калликста I за то, что он позволил раскаявшимся прелюбодеям и блудникам вернуться в Церковь, даже если они были рецидивистами, саркастически отзываясь о нем. как «Великий Понтифик». [47] [48]

Pontifex Maximus, то есть епископ епископов, издает указ: «Я прощаю тем, кто выполнил (требования) покаяния, грехи как прелюбодеяния, так и блуда». О эдикт, на котором нельзя написать: Доброе дело!

- Тертуллиан, О скромности, глава I.

Хотя титул pontifex maximus в течение нескольких столетий использовался в надписях, относящихся к Папам, он никогда не был включен в официальный список папских титулов, опубликованный в Annuario Pontificio . Официальный список титулов Папы, приведенный в Annuario Pontificio, включает «Верховный Понтифик всей Церкви» (на латыни Summus Pontifex Ecclesiae Universalis ) в качестве четвертого титула, первым из которых является «Епископ Рима». Титул Верховного Понтифика появляется в надписях на зданиях, а также на монетах и ​​медальонах. [ нужна ссылка ]

В декабре 2012 года Папа Бенедикт XVI принял @pontifex в качестве своего X (ранее известного как Twitter) имени . [49] побуждая пользователей задавать вопросы с помощью #askpontifex хэштега . [50] [51] Это поддержал его преемник Папа Франциск , который теперь использует его в качестве своего X-дескриптора. [52]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Пек, Гарри Терстон (1896). «Св Понтифик» . Словарь классических древностей Харпера . Нью-Йорк: Харпер и братья . п. 1299.
  2. ^ Льюис, Чартлон Т .; Короткий, Чарльз (1879). «св понтифик» . Латинский словарь . Оксфорд: Clarendon Press – через проект Персей .
  3. ^ «св понтифик» . Словарь американского наследия (5-е изд.). Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt . 2019.
  4. ^ Форсайт, Гэри (2006). Критическая история раннего Рима: от предыстории до первой Пунической войны . Издательство Калифорнийского университета . п. 136. ИСБН  978-0-520-24991-2 . Проверено 2 сентября 2016 г.
  5. ^ Паскаль, Пол (февраль 1966 г.). «Средневековое использование древности». Классический журнал . 61 (5). Классическая ассоциация Ближнего Запада и Юга , Inc.: 193–197. JSTOR   3294702 . В вопросе иерархической номенклатуры одним из наиболее ярких примеров является принятие термина «понтифик» для обозначения епископа.
  6. ^ Edictum Gratiani, Valentiani et Theodosii de fide catholica . Библиотека римского права. 27 февраля 380. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 6 января 2018 г.
  7. ^ «Понтифик: 1а. Папа. б. Епископ. 2. Понтифик». . Словарь английского языка американского наследия (4-е изд.). Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt . 2000 . Проверено 27 июня 2019 г.
  8. ^ Папский ежегодник . Книжный магазин издательства Ватикана . 2012. с. 23. ISBN  978-88-209-8722-0 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Кредитование, Йона . «Великий Понтифик» . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 21 августа 2011 г. - через Livius.org . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  10. ^ Перейти обратно: а б с Ван Хэперен, Франсуаза (2003). «От языческих понтификов к христианским понтификам» . Бельгийское обозрение филологии и истории . 81 (1): 137–159. дои : 10.3406/rbph.2003.4718 . Проверено 3 марта 2020 г.
  11. ^ Гук, Натаниэль (1830). Римская история: от строительства Рима до разрушения Речи Посполитой . Том. 5. Лондон: Томас Дэвисон. п. 81.
  12. ^ Борода, Мэри; Норт, Джон; Прайс, Саймон, ред. (1998). Религии Рима . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. п. 195. ИСБН  978-0-52145646-3 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Ланчиани, Родольфо (2005). Новые сказки Древнего Рима (переиздание). Издательство Кессинджер. п. 54. ИСБН  978-1-41790821-9 .
  14. ^ Дуглас Харпер (2020). «Понтифик (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 17 февраля 2023 г.
  15. ^ Впервые предложено Ф. Рибеццо в «Pontifices 'quinnionalжертвенные эффекторы'», Rivista Indo-Greco-Italica di Filologia-Lingua-Antichità 15 1931 p. 56.
  16. ^ См. Греческая пятерка
  17. ^ Обзор предложенных гипотез см. Дж. П. Халлет «По мутной воде: значение титула понтифика» в Трудах и трудах Американской филологической ассоциации 101 1970 стр. 219 и далее.
  18. ^ Полибий 23.1.2 и 32.22.5; Corpus Inscriptionum Atticarum 3.43, 3.428 и 3.458
  19. ^ Корпус греческих надписей 2.2696 и 3.346; Плутарх Нума 9.4
  20. ^ Перейти обратно: а б с Джойс, Джордж Хейворд (1911). «Папа § Титулы» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  21. ^ Перейти обратно: а б Ливий , Из основанного города , 1:20
  22. Римская общественная религия. Архивировано 18 марта 2011 г. в Wayback Machine Roman Civilization, bates.edu получено 17 августа 2006 г.
  23. ^ «Панельный рельеф Марка Аврелия и римской императорской иконографии» . Колледж в Онеонте . Государственный университет Нью-Йорка . Проверено 17 февраля 2023 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Смит, Уильям (1875). «Великий Понтифик» . Словарь греческих и римских древностей . Лондон: Джон Мюррей . стр. 939–942 . Проверено 15 августа 2006 г. - через LacusCurtius .
  25. ^ Тит Ливий. Ex Libro XVIII. Архивировано 19 августа 2018 г. в Wayback Machine Periochae, с сайта livius.org, получено 16 августа 2006 г.
  26. ^ Лив. Эпит. 89
  27. ^ Псевдо-Аскон. в Божественном стр. 102, изд. Орелли
  28. ^ Дион Касс. xxxvii. 37
  29. ^ Дион Касс. xliv. 53
  30. ^ см. также: базилевс , интеррекс
  31. ^ Ливий (Тит Ливий) . «История Рима» . Справочник по древней истории: Отчеты о римской государственной религии, ок. 200 г. до н. э. – 250 г. н. э . Пол Халсолл © август 1998 г. (общественное достояние), Университет Фордэма; [электронная почта защищена] . Проверено 23 августа 2006 г.
  32. «Римская мифология». Архивировано 21 мая 2006 г., в Wayback Machine , Интернет-энциклопедия Microsoft Encarta , 2006. Проверено 17 августа 2006 г.
  33. ^ «Определение JUS DIVINUM» . Интернет-словарь Мерриама – Вебстера . Проверено 17 февраля 2023 г.
  34. ^ Кроппенберг, Инге (2010). «Закон, религия и конституция весталок». Право и литература . 22 (3): 426–427. дои : 10.1525/лал.2010.22.3.418 . S2CID   144805147 .
  35. ^ Овидий , Фасти
  36. ^ Фаулер, Уильям Уорд (1911). «Понтифик» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 66.
  37. ^ Кристер Брюун, Дж. К. Эдмондсон (2015). Оксфордский справочник по римской эпиграфике . Издательство Оксфордского университета. п. 191. ИСБН  978-0-19-533646-7 .
  38. Фрэнсис Алоизиус Салливан, От апостолов к епископам (Paulist Press, 2001). ISBN   978-0-8091-0534-2 ), с. 165
  39. ^ Дэвид Э. Уилхайт, Тертуллиан Африканский (Де Грюйтер, Уолтер, 2007 г.) ISBN   978-3-11-019453-1 ), с. 174
  40. ^ А. Кэмерон, А. (1969). Отказ Грациана от папского облачения. Журнал римских исследований , 58: 96–102. Путаница в датах возникает у Зосима, который пишет, что она была отвергнута при воцарении Грациана, что невозможно на основании эпиграфических и литературных ссылок.
  41. ^ Тикканен, Эми (3 февраля 2008 г.). «Грациан» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Получено 27 июня 2019 г. - через Британскую энциклопедию Онлайн .
  42. ^ В отличие от епископуса (от греческого ἐπίσκοπος ), слова, используемого для обозначения епископа с грекоязычного Востока, понтифик - слово чисто латинского происхождения.
  43. ^ Кодекс Феодосия XVI.1.2; и Созомен, «Церковная история», VII, iv. Император Феодосий I. «КОДЕКС ИМПЕРАТОРА ФЕОДОСИАНА Книга десятая Сикста» (web) . Ancientrome.ru Проверено 4 декабря 2006 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д Кэмерон, Алан (2007). «Императорский Понтифик» . Гарвардские исследования по классической филологии . 103 : 341–384. ISSN   0073-0688 . JSTOR   30032227 .
  45. ^ Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 г.) ISBN   978-0-19-280290-3 ), статья Великий Понтифик
  46. ^ Николсон, Оливер; Гвинн, Дэвид (2018), Николсон, Оливер (редактор), «Pontifex Maximus» , Оксфордский словарь поздней античности , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 , ISBN  978-0-19-866277-8 , получено 1 ноября 2020 г.
  47. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Папа Римский» . www.newadvent.org . Проверено 12 июля 2024 г.
  48. ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: О скромности (Тертуллиан)» . www.newadvent.org . Проверено 12 июля 2024 г.
  49. ^ «Папа присоединяется к массам, публикующим сообщения в Твиттере, под ником Понтифика» . Нью-Йорк Пост . 3 декабря 2012 года . Проверено 3 декабря 2012 г.
  50. ^ Бурштейн, Мишель (4 декабря 2012 г.). «Спросите Папу @pontifex: с аккаунтом в Твиттере Бенедикт XVI находится на расстоянии одного твита» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 17 февраля 2023 г.
  51. Папа Бенедикт запустит новый аккаунт в Твиттере , Радио Ватикана , 3 декабря 2012 г.
  52. ^ «@pontifex в Твиттере» . Твиттер . Проверено 17 февраля 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4eaea93a3e39884c656613eb95d4917e__1720769640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/7e/4eaea93a3e39884c656613eb95d4917e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pontifex maximus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)