Древние римские купания

Купание играло важную роль в древнеримской культуре и обществе. Это было одно из самых распространенных повседневных занятий, которое практиковалось среди самых разных социальных слоев. [1] [2] Хотя во многих современных культурах купание рассматривается как очень личное домашнее занятие, в Риме купание было общественным занятием. Хотя чрезвычайно богатые люди могли позволить себе купаться в своих домах, частные бани были очень редки, и большинство людей купались в общих банях ( парилках ). [1] В некотором смысле они напоминали современные спа-центры, поскольку здесь были условия для самых разных видов деятельности: от физических упражнений до принятия солнечных ванн, плавания и массажа. [1]
Важность бань для римлян была настолько велика, что в каталоге зданий Рима 354 года нашей эры было зарегистрировано 952 бани разного размера в городе. [3] Общественные бани стали обычным явлением по всей империи как символ « Романитас » или способ обозначить себя как римлян. [4] Это были одни из самых распространенных и важных общественных зданий в империи, поскольку они были одними из первых зданий, построенных после того, как империя завоевала новую территорию. [4]
Хотя самые богатые римляне могли устроить бани в своих городских домах или на загородных виллах, обогревая для этой цели несколько комнат или даже отдельное здание, а солдаты могли иметь баню в своем форте (как в Силурнуме на стене Адриана , или в форте Берсден ), они по-прежнему часто посещали многочисленные общественные бани в городах и поселках по всей империи.
Небольшие бани, называемые бальнеум (множественное число бальнеа ), могли находиться в частной собственности, но при этом были общественными в том смысле, что были открыты для населения за определенную плату. Более крупные бани, называемые парилками, принадлежали государству и часто занимали несколько городских кварталов. Самая большая из них, Термы Диоклетиана , могла вместить до 3000 купающихся. Плата за оба типа бань была вполне разумной и соответствовала бюджету большинства свободных римских мужчин.
Греческое влияние
[ редактировать ]Некоторые из самых ранних описаний западных практик купания пришли из Греции. Греки разработали банные процедуры , которые легли в основу современных спа-процедур. Эгейские жители использовали небольшие ванны, умывальники и ванночки для ног для личной гигиены. Самыми ранними такими находками являются бани в дворцовом комплексе в Кноссе на Крите и роскошные алебастровые ванны, раскопанные в Акротири на Санторини; оба датируются серединой 2-го тысячелетия до нашей эры. Они установили общественные бани и душевые в своих спортивных комплексах для отдыха и личной гигиены. [ нужна ссылка ]
В греческой мифологии указано, что определенные природные источники или приливные бассейны были благословлены богами для лечения болезней. Вокруг этих священных водоемов греки устроили купальни для желающих исцелиться. Просители оставляли в этих местах подношения богам для исцеления и купались в надежде на исцеление. Спартанцы . разработали примитивную паровую баню В Серангуме, раннем греческом бальнеуме (баня, в свободном переводе), купальные камеры были вырублены в склоне холма в скале над камерами, в которых хранилась одежда купальщиков. В одной из купальных камер был декоративный мозаичный пол, изображавший возницу и колесницу, запряженную четырьмя лошадьми, женщину, за которой следовали две собаки, и дельфина внизу. Таким образом, ранние греки использовали природные особенности, но расширяли их и добавляли свои удобства, такие как украшения и полки. Во времена более поздней греческой цивилизации бани часто строились рядом со спортивными площадками. [ нужна ссылка ]
Практически нет доказательств того, что бани вообще возникли в Греции или даже были общественными умывальниками или фонтанами.
Римские бани
[ редактировать ]Римляне копировали многие купальные практики греков и превзошли их по размеру ванн. Как и в Греции, римская баня стала центром общественной и развлекательной деятельности. С расширением Римской империи идея общественной бани распространилась во все части Средиземноморья, а также в регионы Европы и Северной Африки. Построив акведуки , римляне получили достаточно воды не только для бытовых, сельскохозяйственных и промышленных нужд, но и для неторопливых занятий. Акведуки доставляли воду, которую позже нагревали для использования в банях. Сегодня размеры римской бани обнаруживаются на руинах и в ходе археологических раскопок в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. [5]


Эти римские бани варьировались от простых до чрезвычайно сложных конструкций, различались по размеру, расположению и отделке. Многие историки конструируют конкретный путь, по которому купальщики могли пройти через римские бани, но нет четких доказательств, подтверждающих какую-либо из этих теорий или того, что вообще существовал определенный порядок купания. [1] Однако далее показана одна из наиболее часто интерпретируемых последовательностей.
В большинстве бань имелся аподитерий — комната прямо у входа, где купальщики хранили свою одежду. Часто это была первая комната, в которую входил посетитель бани. Затем купальщик переходил в тепидарий (теплую комнату), затем в кальдарий (горячую комнату) для парения и, наконец, в фригидарий (холодную комнату) с резервуаром с холодной водой. В кальдарии, обогреваемом жаровней под полым полом, находились бассейны с холодной водой, которые купающиеся могли использовать для охлаждения. После принятия этой серии потовых и/или иммерсионных ванн купальщик возвращался в более прохладный тепидарий для массажа с маслами и окончательного соскабливания с помощью металлических инструментов, называемых стригилами . В некоторых банях также имелся лаконикум (сухая комната отдыха), где купальщик завершал процесс, отдыхая и потея. [5]
Планировка римских бань содержала и другие примечательные архитектурные особенности. Поскольку богатые римляне приводили рабов для купания, в бане обычно было три входа: один для мужчин, один для женщин и один для рабов. Предпочтение симметрии в римской архитектуре обычно означало симметричный фасад, хотя женская площадь обычно была меньше мужской из-за меньшего количества посетителей. Обычно мужскую и женскую части разделяли сплошные стены или размещение на противоположных сторонах здания. Римские бани часто имели внутренний двор, или палестру , который представлял собой сад под открытым небом, используемый для упражнений. В некоторых случаях строители превращали палестру во внутренний двор, а в других случаях размещали ее перед самой баней и включали в формальный подход. Иногда в Палестре располагался бассейн. Чаще всего колоннада очерчивала края палестры . [5]
Республиканские бани часто имели отдельные помещения для купания для женщин и мужчин, но к I веку нашей эры смешанное купание было обычным явлением и об этой практике часто упоминается у Марсиала и Ювенала , а также у Плиния и Квинтилиана . Однако разделение полов могло быть восстановлено императором Адрианом . [6] но есть доказательства, что это не так. Для многих римских моралистов бани иллюстрировали, насколько в их время пришел в упадок Рим и поэтому стал негативным образом; Катон Старший публично напал на Сципиона Африканского за использование бань.
Римские бани предлагали удобства в дополнение к ритуалу купания. В подсобных помещениях самой бани располагались продовольственные и парфюмерные киоски, библиотеки, читальные залы. На сценах проходили театральные и музыкальные представления. Соседние стадионы служили площадками для тренировок и спортивных соревнований. Внутри бань элегантные полы выложены мраморной мозаикой. Оштукатуренные стены часто украшали фрески с изображением деревьев, птиц и других пасторальных изображений. Небесно-голубая краска, золотые звезды и небесные изображения украшали внутренние купола. Статуи и фонтаны украшали интерьер и экстерьер. [5]
Римляне также строили бани в своих колониях, используя природные горячие источники, встречающиеся в Северной Африке, такие как алжирский Хаммам Эссалихин , а также в Европе, где они построили бани в Экс-ан-Провансе и Виши во Франции, Бате и Бакстон в Англии, Аахен и Висбаден в Германии, Баден в Австрии и Аквинкум в Венгрии , а также в других местах. Эти бани стали центрами развлекательной и общественной деятельности в римских общинах. Библиотеки, лекционные залы, гимназии и сады стали частью некоторых банных комплексов. Кроме того, римляне использовали горячие термальные воды для облегчения своих страданий от ревматизма , артрита и чрезмерного пристрастия к еде и питью. [5]
Таким образом, римляне возвели купание в ранг изобразительного искусства, и их бани физически отражали эти достижения. Например, римская баня включала в себя гораздо более сложный ритуал, чем простое погружение в воду или потоотделение. Различные части банного ритуала (раздевание, купание, потоотделение, массаж и отдых) требовали отдельных помещений, которые римляне строили для выполнения этих функций. Разделение полов и добавление развлечений, не связанных напрямую с купанием, также напрямую повлияли на форму и форму бань. Сложный римский ритуал купания и его архитектура послужили прецедентами для более поздних европейских и американских банных сооружений. К концу восемнадцатого века в Европе вновь появились формальные садовые пространства и богатое архитектурное оформление, сравнимое с римскими. Столетие спустя этому примеру последовали крупные американские курорты. [5]
Римские банные практики
[ редактировать ]В римском банном комплексе происходило множество мероприятий, которые отличались от современных представлений о купании. Жители Древнего Рима обычно проводили много времени в банях из-за всех различных аспектов комплекса, но неясно, требовалось ли от человека тратить столько времени при каждом посещении. в бани. [7] Процесс посещения бани можно охарактеризовать как нечто среднее между тренировкой в тренажерном зале, посещением спа-салона, встречами с друзьями для общественных мероприятий и купанием. [8]

Внутри бань посетители обычно были полностью обнажены, что устраняло признаки классового различия, обычно встречающиеся в одежде. [1] [7] Иногда по всей империи женщины и мужчины даже купались вместе одновременно, хотя есть и другие признаки наличия отдельных помещений для женщин и мужчин. [1] [7]

Одним из основных компонентов посещения бань была тренировка и развитие атлетизма. В римских банях часто была палестра — открытый двор, окруженный колоннами, который купальщики использовали как современный тренажерный зал. [9] Некоторые виды деятельности, которые происходили в Палестре, включали бокс, метание диска, поднятие тяжестей и борьбу – все это изображено на мозаиках из бань в Остии . Первоначально это обычная греческая практика, но эти спортивные соревнования в повседневной жизни получили широкое распространение в римском мире. [9] Еще одним важным аспектом посещения бани был ритуал очищения тела. Это делалось с использованием масла, втираемого в кожу купающегося, которое затем соскабливали стригилом — металлическим скребком с тупым лезвием и ручкой. Они считали, что масло впитывает грязь на теле человека и способствует потоотделению, что приводит к очищению пор и улучшению общего состояния здоровья. [7]
В качестве социальной арены бани часто использовались для встреч с людьми более высокого социального статуса. Поскольку бани посещали как богатые, так и бедные римляне, у клиента была прекрасная возможность поговорить с посетителем или попытаться получить приглашение на ужин . [7]
Социальные опасения по поводу практики купания
[ редактировать ]
Хотя бани нравились почти каждому римлянину, некоторые критиковали их. Воду обновляли нечасто, а остатки нефти, грязи и даже экскрементов сохраняли в тепле, создавая среду для бактерий. [10]
Император Марк Аврелий жаловался на грязь. [11] Celsusвысокий [12] высоко оценивая его терапевтические свойства, он предостерегает не обращаться со свежей раной из-за риска гангрены . Фактически, на нескольких надгробиях со всей империи утверждается: balnea vina Venus/corrupt corpora/nostra se<t> Vitam faciunt/balnea vina Venus («Ванны, вино и секс могут развратить наши тела, но ванны, вино и секс делают жизнь достойна того, чтобы жить»), эпитафия Тиберию Клавдию Секунду, CIL VI.15258, Рим, I в.) [13]
Вместо этого возражения философа Сенеки касались связанного с этим шума, который мешал его работе, когда он находился над ванной. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Борода, Мэри (2008). Огни Везувия: Помпеи потерянные и найденные . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02976-7 . OCLC 225874239 .
- ^ Лоуренс, Рэй (2009). Римские страсти: история удовольствий в императорском Риме . Лондон: Bloomsbury Publishing PLC. ISBN 978-1-4411-0339-0 . OCLC 1027148260 .
- ^ Боэций, Аксель ; Уорд-Перкинс, Дж. Б. (1970). Этрусская и римская архитектура . Хармондсворт: Пингвин. ISBN 0-14-056032-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Древние средиземноморские бани и купания» . обо . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Пейдж, Джон С; Лаура Вульер Харрисон (1987). Из пара: социальная и архитектурная история Батхаус-Роу, национальный парк Хот-Спрингс (PDF) . Министерство внутренних дел США.
- ^ Женщины в римских банях *Университет Роя Боуэна Уорда Майами, Оксфорд, Огайо
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Повседневная жизнь в Древнем Риме: справочник . Брайан К. Харви. Индианаполис. 2016. ISBN 978-1-58510-795-7 . OCLC 924682988 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Хендерсон, Таня (2007). «Римские бани: альтернативный способ просмотра доказательств» . Прошедшее несовершенное . 13 . дои : 10.21971/P7WC7T . ISSN 1718-4487 . S2CID 191339893 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дасен, Вероник (11 июля 2018 г.). Обручи и совершеннолетие в греческой и римской древности . 8-я Всемирная конференция Международной ассоциации исследований игрушек. Париж.
- ^ Невидимые римляне , Глава 1, Роберт К. Кнапп .
- ^ «Каким кажется тебе купание, масло, пот, грязь, грязная вода, все вещи отвратительны, такова каждая часть жизни и все остальное». Размышления , 8.24 , Марк Аврелий . Цитируется по Кнаппу.
- ^ De Medicina , V, 26, 28d , Авл Корнелий Цельс .
- ^ Брайан К. Харви (2016). Повседневная жизнь в Древнем Риме: Справочник . Издательская компания Хакетт. п. 256.
- ^ Epistulaemorales ad Lucilium 56.1 , 2, Сенека Младший . Цитируется в книге «Невидимые римляне» , глава 1, Роберт К. Кнапп.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ThermeMuseum (Музей терм) в Херлене
- Экономика проституции в римском мире , Томас А. Дж. Макгинн, Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 2004.