Jump to content

Древние римские купания

Остатки терм Траяна в Риме.

Купание играло важную роль в древнеримской культуре и обществе. Это было одно из самых распространенных повседневных занятий, которое практиковалось среди самых разных социальных слоев. [1] [2] Хотя во многих современных культурах купание рассматривается как очень личное домашнее занятие, в Риме купание было общественным занятием. Хотя чрезвычайно богатые люди могли позволить себе купаться в своих домах, частные бани были очень редки, и большинство людей купались в общих банях ( парилках ). [1] В некотором смысле они напоминали современные спа-центры, поскольку здесь были условия для самых разных видов деятельности: от физических упражнений до принятия солнечных ванн, плавания и массажа. [1]

Важность бань для римлян была настолько велика, что в каталоге зданий Рима 354 года нашей эры было зарегистрировано 952 бани разного размера в городе. [3] Общественные бани стали обычным явлением по всей империи как символ « Романитас » или способ обозначить себя как римлян. [4] Это были одни из самых распространенных и важных общественных зданий в империи, поскольку они были одними из первых зданий, построенных после того, как империя завоевала новую территорию. [4]

Хотя самые богатые римляне могли устроить бани в своих городских домах или на загородных виллах, обогревая для этой цели несколько комнат или даже отдельное здание, а солдаты могли иметь баню в своем форте (как в Силурнуме на стене Адриана , или в форте Берсден ), они по-прежнему часто посещали многочисленные общественные бани в городах и поселках по всей империи.

Небольшие бани, называемые бальнеум (множественное число бальнеа ), могли находиться в частной собственности, но при этом были общественными в том смысле, что были открыты для населения за определенную плату. Более крупные бани, называемые парилками, принадлежали государству и часто занимали несколько городских кварталов. Самая большая из них, Термы Диоклетиана , могла вместить до 3000 купающихся. Плата за оба типа бань была вполне разумной и соответствовала бюджету большинства свободных римских мужчин.

Греческое влияние

[ редактировать ]
Термы Каракаллы

Некоторые из самых ранних описаний западных практик купания пришли из Греции. Греки разработали банные процедуры , которые легли в основу современных спа-процедур. Эгейские жители использовали небольшие ванны, умывальники и ванночки для ног для личной гигиены. Самыми ранними такими находками являются бани в дворцовом комплексе в Кноссе на Крите и роскошные алебастровые ванны, раскопанные в Акротири на Санторини; оба датируются серединой 2-го тысячелетия до нашей эры. Они установили общественные бани и душевые в своих спортивных комплексах для отдыха и личной гигиены. [ нужна ссылка ]

В греческой мифологии указано, что определенные природные источники или приливные бассейны были благословлены богами для лечения болезней. Вокруг этих священных водоемов греки устроили купальни для желающих исцелиться. Просители оставляли в этих местах подношения богам для исцеления и купались в надежде на исцеление. Спартанцы . разработали примитивную паровую баню В Серангуме, раннем греческом бальнеуме (баня, в свободном переводе), купальные камеры были вырублены в склоне холма в скале над камерами, в которых хранилась одежда купальщиков. В одной из купальных камер был декоративный мозаичный пол, изображавший возницу и колесницу, запряженную четырьмя лошадьми, женщину, за которой следовали две собаки, и дельфина внизу. Таким образом, ранние греки использовали природные особенности, но расширяли их и добавляли свои удобства, такие как украшения и полки. Во времена более поздней греческой цивилизации бани часто строились рядом со спортивными площадками. [ нужна ссылка ]

Практически нет доказательств того, что бани вообще возникли в Греции или даже были общественными умывальниками или фонтанами.

Римские бани

[ редактировать ]

Римляне копировали многие купальные практики греков и превзошли их по размеру ванн. Как и в Греции, римская баня стала центром общественной и развлекательной деятельности. С расширением Римской империи идея общественной бани распространилась во все части Средиземноморья, а также в регионы Европы и Северной Африки. Построив акведуки , римляне получили достаточно воды не только для бытовых, сельскохозяйственных и промышленных нужд, но и для неторопливых занятий. Акведуки доставляли воду, которую позже нагревали для использования в банях. Сегодня размеры римской бани обнаруживаются на руинах и в ходе археологических раскопок в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. [5]

Аподитерий в Центральных Термах (Геркуланум) - мужской сектор.
Тепидарий на Термальном форуме в Помпеях

Эти римские бани варьировались от простых до чрезвычайно сложных конструкций, различались по размеру, расположению и отделке. Многие историки конструируют конкретный путь, по которому купальщики могли пройти через римские бани, но нет четких доказательств, подтверждающих какую-либо из этих теорий или того, что вообще существовал определенный порядок купания. [1] Однако далее показана одна из наиболее часто интерпретируемых последовательностей.

В большинстве бань имелся аподитерий — комната прямо у входа, где купальщики хранили свою одежду. Часто это была первая комната, в которую входил посетитель бани. Затем купальщик переходил в тепидарий (теплую комнату), затем в кальдарий (горячую комнату) для парения и, наконец, в фригидарий (холодную комнату) с резервуаром с холодной водой. В кальдарии, обогреваемом жаровней под полым полом, находились бассейны с холодной водой, которые купающиеся могли использовать для охлаждения. После принятия этой серии потовых и/или иммерсионных ванн купальщик возвращался в более прохладный тепидарий для массажа с маслами и окончательного соскабливания с помощью металлических инструментов, называемых стригилами . В некоторых банях также имелся лаконикум (сухая комната отдыха), где купальщик завершал процесс, отдыхая и потея. [5]

Планировка римских бань содержала и другие примечательные архитектурные особенности. Поскольку богатые римляне приводили рабов для купания, в бане обычно было три входа: один для мужчин, один для женщин и один для рабов. Предпочтение симметрии в римской архитектуре обычно означало симметричный фасад, хотя женская площадь обычно была меньше мужской из-за меньшего количества посетителей. Обычно мужскую и женскую части разделяли сплошные стены или размещение на противоположных сторонах здания. Римские бани часто имели внутренний двор, или палестру , который представлял собой сад под открытым небом, используемый для упражнений. В некоторых случаях строители превращали палестру во внутренний двор, а в других случаях размещали ее перед самой баней и включали в формальный подход. Иногда в Палестре располагался бассейн. Чаще всего колоннада очерчивала края палестры . [5]

Республиканские бани часто имели отдельные помещения для купания для женщин и мужчин, но к I веку нашей эры смешанное купание было обычным явлением и об этой практике часто упоминается у Марсиала и Ювенала , а также у Плиния и Квинтилиана . Однако разделение полов могло быть восстановлено императором Адрианом . [6] но есть доказательства, что это не так. Для многих римских моралистов бани иллюстрировали, насколько в их время пришел в упадок Рим и поэтому стал негативным образом; Катон Старший публично напал на Сципиона Африканского за использование бань.

Римские бани предлагали удобства в дополнение к ритуалу купания. В подсобных помещениях самой бани располагались продовольственные и парфюмерные киоски, библиотеки, читальные залы. На сценах проходили театральные и музыкальные представления. Соседние стадионы служили площадками для тренировок и спортивных соревнований. Внутри бань элегантные полы выложены мраморной мозаикой. Оштукатуренные стены часто украшали фрески с изображением деревьев, птиц и других пасторальных изображений. Небесно-голубая краска, золотые звезды и небесные изображения украшали внутренние купола. Статуи и фонтаны украшали интерьер и экстерьер. [5]

Римские бани в Бате, Англия

Римляне также строили бани в своих колониях, используя природные горячие источники, встречающиеся в Северной Африке, такие как алжирский Хаммам Эссалихин , а также в Европе, где они построили бани в Экс-ан-Провансе и Виши во Франции, Бате и Бакстон в Англии, Аахен и Висбаден в Германии, Баден в Австрии и Аквинкум в Венгрии , а также в других местах. Эти бани стали центрами развлекательной и общественной деятельности в римских общинах. Библиотеки, лекционные залы, гимназии и сады стали частью некоторых банных комплексов. Кроме того, римляне использовали горячие термальные воды для облегчения своих страданий от ревматизма , артрита и чрезмерного пристрастия к еде и питью. [5]

Таким образом, римляне возвели купание в ранг изобразительного искусства, и их бани физически отражали эти достижения. Например, римская баня включала в себя гораздо более сложный ритуал, чем простое погружение в воду или потоотделение. Различные части банного ритуала (раздевание, купание, потоотделение, массаж и отдых) требовали отдельных помещений, которые римляне строили для выполнения этих функций. Разделение полов и добавление развлечений, не связанных напрямую с купанием, также напрямую повлияли на форму и форму бань. Сложный римский ритуал купания и его архитектура послужили прецедентами для более поздних европейских и американских банных сооружений. К концу восемнадцатого века в Европе вновь появились формальные садовые пространства и богатое архитектурное оформление, сравнимое с римскими. Столетие спустя этому примеру последовали крупные американские курорты. [5]

Римские банные практики

[ редактировать ]

В римском банном комплексе происходило множество мероприятий, которые отличались от современных представлений о купании. Жители Древнего Рима обычно проводили много времени в банях из-за всех различных аспектов комплекса, но неясно, требовалось ли от человека тратить столько времени при каждом посещении. в бани. [7] Процесс посещения бани можно охарактеризовать как нечто среднее между тренировкой в ​​тренажерном зале, посещением спа-салона, встречами с друзьями для общественных мероприятий и купанием. [8]

Старое черно-белое изображение руин травянистого двора, окруженного колоннами и зданиями.
Палестра в Стабиевых термах в Помпеях .

Внутри бань посетители обычно были полностью обнажены, что устраняло признаки классового различия, обычно встречающиеся в одежде. [1] [7] Иногда по всей империи женщины и мужчины даже купались вместе одновременно, хотя есть и другие признаки наличия отдельных помещений для женщин и мужчин. [1] [7]

Изогнутый металлический предмет с ручкой и тупым лезвием, используемый для соскабливания масла.
Бронзовый стригил, которым соскребали масло и пот с тела купающегося.

Одним из основных компонентов посещения бань была тренировка и развитие атлетизма. В римских банях часто была палестра — открытый двор, окруженный колоннами, который купальщики использовали как современный тренажерный зал. [9] Некоторые виды деятельности, которые происходили в Палестре, включали бокс, метание диска, поднятие тяжестей и борьбу – все это изображено на мозаиках из бань в Остии . Первоначально это обычная греческая практика, но эти спортивные соревнования в повседневной жизни получили широкое распространение в римском мире. [9] Еще одним важным аспектом посещения бани был ритуал очищения тела. Это делалось с использованием масла, втираемого в кожу купающегося, которое затем соскабливали стригилом металлическим скребком с тупым лезвием и ручкой. Они считали, что масло впитывает грязь на теле человека и способствует потоотделению, что приводит к очищению пор и улучшению общего состояния здоровья. [7]

В качестве социальной арены бани часто использовались для встреч с людьми более высокого социального статуса. Поскольку бани посещали как богатые, так и бедные римляне, у клиента была прекрасная возможность поговорить с посетителем или попытаться получить приглашение на ужин . [7]

Социальные опасения по поводу практики купания

[ редактировать ]
De Medicina — медицинский трактат Авла Корнелия Цельса.

Хотя бани нравились почти каждому римлянину, некоторые критиковали их. Воду обновляли нечасто, а остатки нефти, грязи и даже экскрементов сохраняли в тепле, создавая среду для бактерий. [10]

Император Марк Аврелий жаловался на грязь. [11] Celsusвысокий [12] высоко оценивая его терапевтические свойства, он предостерегает не обращаться со свежей раной из-за риска гангрены . Фактически, на нескольких надгробиях со всей империи утверждается: balnea vina Venus/corrupt corpora/nostra se<t> Vitam faciunt/balnea vina Venus («Ванны, вино и секс могут развратить наши тела, но ванны, вино и секс делают жизнь достойна того, чтобы жить»), эпитафия Тиберию Клавдию Секунду, CIL VI.15258, Рим, I в.) [13]

Вместо этого возражения философа Сенеки касались связанного с этим шума, который мешал его работе, когда он находился над ванной. [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Борода, Мэри (2008). Огни Везувия: Помпеи потерянные и найденные . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-02976-7 . OCLC   225874239 .
  2. ^ Лоуренс, Рэй (2009). Римские страсти: история удовольствий в императорском Риме . Лондон: Bloomsbury Publishing PLC. ISBN  978-1-4411-0339-0 . OCLC   1027148260 .
  3. ^ Боэций, Аксель ; Уорд-Перкинс, Дж. Б. (1970). Этрусская и римская архитектура . Хармондсворт: Пингвин. ISBN  0-14-056032-7 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Древние средиземноморские бани и купания» . обо . Проверено 28 апреля 2022 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Пейдж, Джон С; Лаура Вульер Харрисон (1987). Из пара: социальная и архитектурная история Батхаус-Роу, национальный парк Хот-Спрингс (PDF) . Министерство внутренних дел США.
  6. ^ Женщины в римских банях *Университет Роя Боуэна Уорда Майами, Оксфорд, Огайо
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Повседневная жизнь в Древнем Риме: справочник . Брайан К. Харви. Индианаполис. 2016. ISBN  978-1-58510-795-7 . OCLC   924682988 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  8. ^ Хендерсон, Таня (2007). «Римские бани: альтернативный способ просмотра доказательств» . Прошедшее несовершенное . 13 . дои : 10.21971/P7WC7T . ISSN   1718-4487 . S2CID   191339893 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дасен, Вероник (11 июля 2018 г.). Обручи и совершеннолетие в греческой и римской древности . 8-я Всемирная конференция Международной ассоциации исследований игрушек. Париж.
  10. ^ Невидимые римляне , Глава 1, Роберт К. Кнапп .
  11. ^ «Каким кажется тебе купание, масло, пот, грязь, грязная вода, все вещи отвратительны, такова каждая часть жизни и все остальное». Размышления , 8.24 , Марк Аврелий . Цитируется по Кнаппу.
  12. ^ De Medicina , V, 26, 28d , Авл Корнелий Цельс .
  13. ^ Брайан К. Харви (2016). Повседневная жизнь в Древнем Риме: Справочник . Издательская компания Хакетт. п. 256.
  14. ^ Epistulaemorales ad Lucilium 56.1 , 2, Сенека Младший . Цитируется в книге «Невидимые римляне» , глава 1, Роберт К. Кнапп.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1f2cc64ebf90dd9c4e4a08a56e4d972__1721648880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/72/d1f2cc64ebf90dd9c4e4a08a56e4d972.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancient Roman bathing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)