Центуриатная сборка
Периоды |
---|
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Центуриатное собрание ( лат . comitia centuriata ) Римской республики было одним из трёх голосующих собраний в римской конституции . Оно было названо Центуриатным собранием, поскольку первоначально оно делило римских граждан на группы по сто человек по классам. Первоначально столетия отражали военный статус, но позже стали основываться на богатстве их членов. Столетия собрались в Центуриатное собрание для законодательных, избирательных и судебных целей. Большинство голосов в любом столетии решало, как проголосовало это столетие. Каждое столетие получало один голос, независимо от того, сколько выборщиков имело каждое столетие. Как только большинство столетий голосовало одинаково по определенной мере, голосование заканчивалось, и вопрос был решен. [1] Только Центуриатное собрание могло объявлять войну или избирать высших римских магистратов : консулов , преторов и цензоров . [2] Собрание центуриатов могло также принять закон, который предоставлял конституционные командные полномочия, или « Империум », консулам и преторам ( lex de imperio или «Закон об Империуме»), а также цензурные полномочия цензорам ( lex de potestate censoria или «Закон о Империуме»). о цензурных полномочиях»). [2] Кроме того, Центуриатное собрание выполняло функции высшей апелляционной инстанции по некоторым судебным делам (в частности, по делам, связанным с пердуллио ), и утверждало результаты переписи населения. [3]
Поскольку римляне использовали форму прямой демократии, перед каждым собранием голосовали граждане, а не избранные представители. Таким образом, граждане-выборщики не имели никаких полномочий, кроме права голосовать. На каждом собрании председательствовал один римский магистрат, и поэтому именно председательствующий магистрат принимал все решения по вопросам процедуры и законности. В конечном итоге власть председательствующего магистрата над собранием была почти абсолютной. [ нужна ссылка ] Единственным ограничением этих полномочий было наложение вето другими судьями. Любое решение, принятое председательствующим магистратом, могло быть наложено вето плебейским трибуном или магистратом более высокого ранга (например, консул мог наложить вето на претора).
Порядок сборки
[ редактировать ]В римской системе прямой демократии для голосования по законодательным, избирательным и судебным вопросам использовались два основных типа собраний. Первым был комитет ( comitia , буквально «собирающийся вместе» или «место встречи»). [4] Центуриатное собрание представляло собой комитет. Комитеты были собраниями всех граждан , [5] и использовались в официальных целях, например, для принятия законов. Акты Комитета применяются ко всем членам этого Комитета. Вторым типом собраний был совет ( консилиум ), который представлял собой форум, на котором определенные группы граждан встречались для официальных целей. [5] Напротив, Конвент ( conventio , буквально «собирающийся вместе») был неофициальным форумом для общения. Съезды были просто форумами, на которых римляне встречались для определенных неофициальных целей, например, чтобы послушать политическую речь. [4] Частные граждане, не занимавшие политических постов, могли выступать только перед съездом, а не перед комитетом или советом. [6] Съезды были просто собраниями, и никакие юридические или законодательные решения не могли быть приняты на одном из них. Избиратели всегда собирались сначала на съезды, чтобы послушать дебаты и заняться другими делами перед голосованием, а затем в комитеты или советы, чтобы собственно проголосовать. [7]
Уведомление всегда должно было быть сделано за несколько дней до фактического голосования собрания. При выборах между объявлением выборов и фактическими выборами должно было пройти не менее трех рыночных дней (часто более семнадцати фактических дней). В течение этого периода времени ( тринундинум ) кандидаты взаимодействовали с электоратом, и ни один закон не мог быть предложен или принят на голосование. В 98 г. до н.э. был принят закон ( lex Caecilia Didia ), который требовал, чтобы между предложением закона и голосованием по этому закону прошел аналогичный интервал в три рыночных дня. [8] Во время уголовных процессов председательствующий судья собрания должен был вручить уведомление ( diem dicere обвиняемому ) в первый день расследования ( anquisito ). В конце каждого дня магистрат должен был направить обвиняемому еще одно уведомление ( diem prodicere ), в котором информировало его о ходе расследования. После завершения расследования должно было пройти три рыночных дня, прежде чем можно было провести окончательное голосование по поводу осуждения или оправдания. [9]
В любой момент времени могла действовать только одна ассамблея, и любая уже идущая сессия могла быть распущена, если магистрат «отозвал» ( avocare ) избирателей. [8] Помимо председательствующего магистрата, часто присутствовали еще несколько магистратов в качестве помощников. Они были готовы помочь в разрешении процедурных споров и обеспечить механизм, с помощью которого избиратели могли обжаловать решения председательствующего магистрата. [10] Были также религиозные деятели (известные как авгуры ), либо присутствовавшие, либо по вызову, которые могли помочь интерпретировать любые знаки богов (предзнаменования), поскольку римляне верили, что их боги позволяют их одобрению или неодобрению предлагаемых действий быть высказаны. известно. [10] Кроме того, предварительный поиск примет ( ауспиций ) проводился председательствующим в ночь перед любым заседанием. [11] В нескольких известных случаях председательствующие судьи использовали неблагоприятные предзнаменования как предлог для приостановки заседания, которое шло не так, как они хотели. В 162 году председательствующий магистрат Тиберий Семпроний Гракх даже отменил выборы консулов Публия Корнелия Сципиона Насика Коркулума и Гая Марция Фигула , поскольку обнаружил, что тот неправильно провел эгидию; консулы были вынуждены уйти в отставку и были организованы новые выборы. [12] [13]
В день голосования избиратели сначала собрались на свои съезды для дебатов и агитации. [7] В Конвентах выборщики не были разделены по столетиям. Речи частных лиц заслушивались только в том случае, если вопрос, по которому выносилось голосование, был законодательным или судебным вопросом, и то только в том случае, если гражданин получал разрешение от председательствующего магистрата. [14] Если целью окончательного голосования были выборы, речи частных лиц не были услышаны, и вместо этого кандидаты на должность использовали съезд для агитации. [15] Во время съезда законопроект, по которому будет проводиться голосование, был зачитан собранию офицером, известным как «Вестник». Плебейский трибун мог использовать свое вето против законопроекта, находящегося на рассмотрении, до этого момента, но не после. [16]
Затем избирателям было приказано распустить съезд («разойтись в свои отдельные группы» или дискедитить, квириты ) и собраться в свой формальный век. Избиратели собрались за огороженной территорией [7] и проголосовали, поместив камешек или письменный бюллетень в соответствующую банку. [17] За корзинами ( cistae ), в которых хранились голоса, следили специальные должностные лица ( custodes ), которые затем подсчитывали бюллетени и сообщали результаты председательствующему магистрату. Большинство голосов в любом столетии решало, как проголосовало это столетие. [1] Если процесс не был завершен к наступлению темноты, избиратели увольнялись, не приняв решения, и процесс должен был начаться снова на следующий день. [18]
Председательствующий судья и выборы
[ редактировать ]Председательствующий магистрат сидел на специальном стуле (« курульное кресло с пурпурной каймой »), носил тогу и сопровождался телохранителями, называемыми ликторами . Каждый ликтор нес символ государственной власти — фасции , представлявшие собой связку белых берёзовых прутьев, перевязанных красной кожаной лентой в цилиндр, а при выходе из города — с лезвием сбоку, выступающим из связки. . Хотя избиратели на этом собрании были одеты в белые неукрашенные тоги и были безоружны, они по-прежнему были метафорически солдатами и, как таковые, не могли встречаться внутри физической границы города Рима ( померия ). Из-за этого, а также из-за большого размера собрания (целых 373 века), собрание часто собиралось на Марсовом поле (лат. Campus Martius ), которое представляло собой большое поле, расположенное прямо за городской стеной. [19] Председателем Центуриатного собрания обычно был консул (хотя иногда и претор). Только консулы (самый высокопоставленный из всех римских магистратов) могли председательствовать на Центуриатном собрании во время выборов, поскольку консулы более высокого ранга всегда избирались вместе с преторами более низкого ранга. Консулы и преторы обычно избирались в июле и вступали в должность в январе. Два консула и не менее шести преторов избирались каждый год на годовой срок, который начинался в январе и заканчивался в декабре. Напротив, в среднем каждые пять лет избирались два цензора. Раз в пять лет, после вступления в должность новых консулов на этот год, они председательствовали на собрании центуриатов, которое избирало двух цензоров.
Сервианская организация
[ редактировать ]Центуриатное собрание предположительно было основано легендарным римским царем Сервием Туллием менее чем за столетие до основания Римской республики в 509 году до нашей эры. Таким образом, первоначальный проект Центуриатного собрания был известен как « Сервианская организация ». В рамках этой организации собрание предположительно было создано, чтобы отразить римскую армию во времена Римского королевства , с таким разделением, что граждане-солдаты несли ответственность за выборы консулов и преторов и, следовательно, их лидеров. Римская армия была основана на подразделениях, называемых центуриями , которые были сопоставимы с ротами в современной армии. В то время как Центурии в римской армии всегда насчитывали около ста солдат, Центурии в Собрании Центуриатов обычно этого не делали. Это произошло потому, что имущественные критерии для членства в веке голосования не изменились с течением времени, как изменились имущественные требования для членства в веке военных.
Солдаты в римской армии классифицировались на основе количества имущества, которым они владели, и поэтому солдаты с большим имуществом превосходили солдат с меньшим имуществом. Поскольку в ранней римской армии богатые солдаты были разделены на большее количество центурий с большей военной нагрузкой, богатые солдаты также были разделены на большее количество центурий в Собрании Центуриатов. Таким образом, богатые солдаты, которых было меньше и которым было больше терять, имели большее общее влияние.
Каждый из 193 веков в ассамблее Сервианской организации был разделен на один из трех различных классов: офицерский класс (кавалерия или всадники ), рядовой класс (пехота или педиты ) и разный класс (в основном невооруженные адъюнкты). [19] Офицерский класс был сгруппирован в восемнадцать центурий, шесть из которых ( половые суфражистские права ) состояли исключительно из патрициев . [19] Рядовой класс был сгруппирован в 170 веков. Большинство военнослужащих (в возрасте от семнадцати до сорока шести лет) были сгруппированы в восемьдесят пять веков «младших солдат» ( iuniores или «молодые люди»). Относительно ограниченное число рядовых солдат в возрасте от сорока шести до шестидесяти лет было сгруппировано в восемьдесят пять веков «старших солдат» ( Seniores или «стариков»). [20] Результатом такой договоренности было то, что голоса старших солдат имели больший вес, чем голоса более молодых солдат. По словам Цицерона , консула 63 г. до н. э., этот замысел был сделан намеренно, чтобы решения собрания больше соответствовали воле более опытных солдат, которым, возможно, было больше терять. В течение 170 веков рядовые солдаты были разделены на пять классов, каждый из которых имел отдельное имущественное требование: первые классы состояли из солдат с тяжелыми доспехами (см. Триарии и Принципы ), низшие классы имели последовательно меньше доспехов (см. Гастати и Велиты ), и у солдат пятого класса не было ничего, кроме пращей и камней. Каждый из пяти классов собственности был разделен поровну между столетиями молодых солдат и столетиями солдат старшего возраста. Первый класс рядовых солдат состоял из восьмидесяти центурий, классы со второго по четвертый состояли из двадцати центурий каждый, а пятый класс состоял из тридцати центурий. [21] Безоружные солдаты были разделены на последние пять веков: четыре из этих веков состояли из ремесленников и музыкантов (таких как трубачи и трубачи), а пятый век ( пролетарии ) состоял из людей с небольшой собственностью или вообще без нее. [22]
Во время голосования все столетия одного класса должны были проголосовать, прежде чем могли проголосовать столетия следующего более низкого класса. Семь классов голосовали в определенном порядке: первый зачисленный класс голосовал первым, [23] за ним следует класс офицеров (первыми среди них голосуют шесть патрицианских конных центурий), затем второй рядовой класс, затем третий рядовой класс, затем четвертый рядовой класс, затем пятый рядовой класс и, наконец, невооруженные центурии. Когда мера получала простое большинство голосов, голосование прекращалось, и поэтому многие столетия с более низким рейтингом редко, если вообще когда-либо, имели шанс по-настоящему проголосовать.
Реорганизация
[ редактировать ]При сербской организации собрание было настолько аристократическим, что класс офицеров и первый класс рядовых солдат контролировали достаточно столетий, чтобы получить абсолютное большинство. Где-то между 241 и 216 годами до нашей эры столетия были перераспределены. При старой системе всего было 193 столетия, а при новой системе - 373 столетия. Согласно новой системе, каждое из тридцати пяти племен было разделено на десять веков: [24] пятеро солдат старшего возраста и пятеро солдат младшего возраста. Из каждой из этих пяти центурий одна была отнесена к одному из пяти имущественных классов. Таким образом, у каждого племени было по две центурии (одна из солдат старшего возраста и одна из солдат младшего возраста), отведенных каждому из пяти имущественных классов. Кроме того, вероятно, были повышены имущественные требования для каждого из пяти классов. В общей сложности это привело к появлению 350 центурий рядовых солдат. В редизайн были включены те же восемнадцать веков офицеров и те же пять веков безоружных солдат. [25] Теперь большинство обычно не могло быть достигнуто до тех пор, пока третий класс рядовых центурионов не начал голосование.
Поскольку столетие с самым низким рейтингом в Собрании центуриатов, пятое безоружное столетие ( пролетариев ), всегда было последним столетием для голосования, оно никогда не имело никакого реального влияния на выборы и, как таковое, к нему относились так плохо, что к нему почти не относились. проигнорированы во время переписи.
Во время своей диктатуры с 82 по 80 гг. до н. э. Луций Корнелий Сулла восстановил в этом собрании старую сербскую организацию. Эта реформа была одной из ряда конституционных реформ, проведенных Суллой в результате недавней гражданской войны между его сторонниками и сторонниками бывшего консула Гая Мариуса . Его реформы были направлены на восстановление аристократического контроля над конституцией и, таким образом, предотвращение появления другого Мариуса. Сулла умер в 78 г. до н. э., а в 70 г. до н. э. консулы Помпей Магнус и Марк Лициний Красс отменили конституционные реформы Суллы, включая восстановление им сербской организации в этом собрании. Они восстановили менее аристократическую организацию (с 241 г. до н. э. цензорами Марком Фабием Бутео и Гаем Аврелием Коттой ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Эбботт, Фрэнк Фрост (1901). История и описание римских политических институтов . Элиброн Классикс ( ISBN 0-543-92749-0 ).
- Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики . Типография правительства США, документ Сената 103-23.
- Цицерон, Марк Туллий (1841). Политические труды Марка Туллия Цицерона: включая его «Трактат о Содружестве»; и его «Трактат о законах». Перевод с оригинала, с диссертациями и примечаниями в двух томах . Фрэнсис Барэм, эсквайр. Лондон: Эдмунд Спеттиг. Том. 1.
- Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики . Издательство Оксфордского университета ( ISBN 0-19-926108-3 ).
- Полибий (1823 г.). Всеобщая история Полибия: Перевод с греч . Джеймс Хэмптон . Оксфорд: Напечатано У. Бакстером. Пятое издание, Том 2.
- Тейлор, Лили Росс (1966). Римские избирательные собрания: от Ганнибаловой войны до диктатуры Цезаря . Издательство Мичиганского университета (англ. ISBN 0-472-08125-X ).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тейлор, 40 лет
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт, 257 лет
- ^ Тейлор, 3, 4
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт, 42 года
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эбботт, 251 год
- ^ Эбботт, 252
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тейлор, 2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтотт, 44 года
- ^ Линтотт, 44–45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тейлор, 63 года
- ^ Тейлор, 7 лет
- ^ Плутарх, Марцелл , 5.
- ^ Бротон, том. Я, стр. 441, 442.
- ^ Линтотт, 45 лет.
- ^ Тейлор, 16 лет.
- ^ Линтотт, 46 лет.
- ^ Линтотт, 46–47.
- ^ Линтотт, 48 лет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тейлор, 85 лет
- ^ Тейлор, 86 лет.
- ^ Тейлор, 87 лет.
- ^ Эбботт, 21 год.
- ^ Тим Корнелл, Начало Рима: Италия и Рим от бронзового века до Пунических войн (ок. 1000–264 до н.э.) , Routledge, 1995, стр. 196.
- ^ Эбботт, 74 года.
- ^ Эбботт, 75 лет.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Айне, Вильгельм. Исследования по истории римской конституции . Уильям Пикеринг. 1853.
- Джонстон, Гарольд Уэтстон. Речи и письма Цицерона: с историческим введением, очерком римской конституции, примечаниями, словарем и указателем . Скотт, Форесман и компания. 1891.
- Моммзен, Теодор. Римское конституционное право . 1871–1888 гг.
- Тай, Эмброуз. Развитие римской конституции . Д. Эппл и компания, 1886 г.
- Фон Фриц, Курт. Теория смешанной конституции в античности . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 1975.
- Истории Полибия
- Кембриджская древняя история, тома 9–13.
- А. Кэмерон, Поздняя Римская империя (Fontana Press, 1993).
- М. Кроуфорд, Римская республика (Fontana Press, 1978).
- Э. С. Грюн, «Последнее поколение Римской республики» (U California Press, 1974)
- Ф. Миллар, Император в римском мире (Дакворт, 1977, 1992).
- А. Линтотт, «Конституция Римской республики» (Oxford University Press, 1999).
- Т. Роберт С. Бротон, Магистраты Римской республики , Американская филологическая ассоциация, 1952–1960.
Первоисточники
[ редактировать ]- Цицерон «De Re Publica», книга вторая.
- Рим в конце Пунических войн: анализ римского правительства; Автор: Полибиус. Архивировано 5 февраля 2007 г. в Wayback Machine.