Усыновление в Древнем Риме
Усыновление в Древнем Риме было прежде всего юридической процедурой передачи отцовской власти ( potestas ) для обеспечения преемственности по мужской линии внутри римского патриархального общества . Латинское слово « adoptio» в широком смысле означает «усыновление», которое бывает двух видов: передача потестаса над свободным человеком от одного главы семьи к другому; и adrogatio , когда усыновленный действовал sui iuris как совершеннолетний, но принял статус неэмансипированного сына в целях наследования . Усыновление было давней частью римского семейного права, касающейся отцовских обязанностей, таких как увековечивание ценности семейного поместья и родовых обрядов ( сакра ) , которые были заботой римских классов, владеющих собственностью, и культурной элиты. Во времена принципата усыновление стало способом обеспечения имперской преемственности .
В отличие от современного усыновления , римское усыновление не было предназначено и не предназначалось для создания эмоционально удовлетворяющих семей и поддержки воспитания детей. [1] Среди всех социальных классов бездетные пары или те, кто вместо этого хотел расширить размер своей семьи, могли усыновить детей . маленьких детей для целей, отличных от обеспечения наследника мужского пола, мало Доказательств усыновления , и, вероятно, они использовались в основном бывшими рабами для узаконивания статуса своих собственных детей, рожденных в рабстве или вне законного брака.
Римские женщины могли владеть, наследовать и контролировать собственность как граждане и, следовательно, могли осуществлять прерогативы отца семейства в отношении собственности и наследования. [2] Они играли все более важную роль в преемственности и наследовании собственности со 2 века до нашей эры по 2 век нашей эры. [3] но как инструмент передачи потестаса по отцовской линии усыновление было в основном практикой мужского пола. [4]
Социально-правовой контекст
[ редактировать ]Формальное усыновление практиковалось в первую очередь в финансовых, социальных и политических целях среди классов, владеющих собственностью. Свободные трудящиеся, для которых эти интересы были минимальными, не нуждались в громоздких юридических процедурах и вместо этого заботились о воспитании детей. [5] Для римлян родство было «биологически обоснованным, но не биологически детерминированным», а такие процедуры, как усыновление и развод, давали им больше возможностей для реструктуризации своих семей. [6] чем было разрешено в христианской Европе. [7] Цицерон говорил, что усыновление было общепринятым способом обеспечить hereditas (передачу) трех аспектов непрерывности римской семьи: фамилии ( nomen ) , богатства (pecunia) и религиозных обрядов ( sacra ) . [8] Усыновление было подходящим для человека, у которого не было законных детей, но если уже были законные наследники, усыновление рисковало ослабить их наследство и связанный с ним социальный статус. [9] По этой причине римляне, как правило, предпочитали небольшие семьи из двух или трех детей, хотя досовременные уровни неонатальной и детской смертности , наряду с другими факторами, могли быть нежеланным тормозом для размера семьи, что ставило под угрозу семейную линию. [10] Усыновив взрослого наследника, отец «модел видеть, что он получает». [11]
Усыновление осуществлял мужчина, который был главой семьи, paterfamilias , и его усыновление не делало его жену матерью. [1] И брак не требовался; взрослый холостяк мог усыновить, чтобы передать свою фамилию и потестас , [12] как и гражданин- евнух (лат. spado ). [13]
Усыновленный
[ редактировать ]В качестве усыновленного отдавалось предпочтение близкому родственнику, а отец семьи мог усыновить внука, особенно если отец внука не находился в линии наследования. Внук мог быть сыном его дочери, или отец мог лишить отца мальчика права наследования, освободив его. [14] Одной из распространенных моделей усыновления в Риме было то, что бездетный брат женщины усыновлял одного из ее сыновей. [15] [16] Брат или двоюродный брат со стороны отца мог отказаться от потеста над сыном, чтобы обеспечить бездетному мужчине приемного наследника. [17] Отец , у которого не было сыновей, мог усыновить мужа своей дочери, чтобы укрепить семейное происхождение, но, чтобы избежать технического инцеста, ему сначала необходимо эмансипировать свою дочь, чтобы она больше не была юридически частью семьи - в противном случае усыновление привело бы к появлению брата. -сестринские отношения, которые римское право считало кровнородственными , то же, что и кровные узы. [18] Еще одной стратегией было усыновление пасынка от предыдущего брака жены, если у пасынка не было детей; после усыновления его потомки войдут в род как внуки усыновившего отца семейства . [19]
Усыновленный не обязательно должен быть родственником. Римляне высоко ценили социальные узы дружбы ( амицития ), [20] а бездетный мужчина мог усыновить друга или сына друга. [21] Усыновление было предпочтительнее, чем усыновление детей «низкого» происхождения или неизвестного происхождения, а в римском Египте было незаконно усыновлять подкидыша мужского пола. [22] Отец семьи обычно передавал свое имущество усыновленному своего ранга или усыновленный приобретал социальный статус приемной семьи, за некоторыми исключениями. [23]
Усыновленный вольноотпущенник
[ редактировать ]Чаще всего усыновление было бы побочным шагом или скромным повышением положения и богатства усыновленного, но мог быть усыновлен и вольноотпущенник . Раб мог даже быть одновременно освобожден и усыновлен своим бывшим хозяином, который становился одновременно его покровителем ( патронусом ) и его «отцом». Усыновление вольноотпущенника поставило его имущество под контроль его нового отца семейства ; оно больше не принадлежало ему, но вернется к нему вместе с остальным его наследством. Выбор вольноотпущенника для усыновления чаще всего мог быть мотивирован получением доступа к его ресурсам, а не сохранением родословной. [24]
В ранней республике вольноотпущенник посредством усыновления получал тот же статус, что и освободивший его свободнорожденный гражданин. [25] Ко времени Тиберия усыновленный вольноотпущенник считался неэмансипированным сыном в вопросах семейного права, но в остальном имел только права вольноотпущенников. [26] Законодательство, которое более тщательно регулировало различные статусы свободы, оставляло усыновленного вольноотпущенником, который не мог, например, вступить в брак с членами сенаторского ордена, даже если он был усыновлен сенатором. [24]
Политические усыновления и юридические уловки
[ редактировать ]В позднюю республиканскую эпоху Публий Клодий Пульхер , как известно, подорвал обычный курс «усыновления», отказавшись от своего статуса патриция и став номинальным плебеем , чтобы претендовать на должность трибуна . [27] Плебеи и раньше усыновляли патрициев, но причины не всегда ясны и не всегда были политическими. [28] Цицерон критиковал adrogatio Клодия как исключительно политически мотивированный. [8] и Клодий был освобожден сразу после того, как достиг своей цели. [29] Примерно в то же время номинальное усыновление позволило Публию Корнелию Лентулу Спинтеру , сыну консула 57 г. до н. э. , занять место в Коллегии авгуров, обойдя правило, запрещающее иметь двух членов из одного рода . Усыновление, похоже, было полностью вымышленным, поскольку нет никаких свидетельств того, что он когда-либо использовал номенклатуру Манлия Токвата . усыновившего его [30] Зять Цицерона, патриций, Публий Корнелий Долабелла , пошел по пути Клодия и стал трибуном, усыновив себя плебеем Корнелием. [30]
Законодательство Августа, которое предоставляло привилегии многодетным отцам и ставило в невыгодное положение бездетных, также способствовало удобному усыновлению. [31] Усыновление для этой цели стало настолько серьезной проблемой, что ко времени Нерона сенаторский указ попытался заблокировать юридические уловки. Историк Тацит указывает, что фиктивное или «фальшивое усыновление» ( simulata усыновление ) можно было обнаружить путем быстрой эмансипации после того, как выгода была реализована - льготы, включая приоритет при выборе губернаторов провинций или кандидатов на должности для мужчин, которые выполнили квоту отцовства. [32] Ограничения, предусмотренные указом, не сохраняются в полном объеме, но в просьбе об адрогатио может быть отказано, если потенциальный усыновитель уже имел детей или был моложе шестидесяти лет и считался способным производить потомство. [33]
Формы усыновления
[ редактировать ]Adoptio имело некоторые общие черты с emancipatio , процедурой, посредством которой взрослый сын освобождался от отцовских потестасов — независимо от возраста, римские мужчины и женщины фактически оставались несовершеннолетними по закону, пока их отец был жив, если только они не были эмансипированы. Отказ отца от потестаса над сыном в обоих случаях принял форму фиктивной продажи , основанной на архаическом положении Двенадцати таблиц (середина V века до н. э.), что сын продавал три раза и впоследствии был освобожден от законного контроля отца. [34]
Зверства
[ редактировать ]Adrogatio отличалось от усыновления тем, что усыновленный уже был sui iuris ; другому отцу не пришлось сдавать свой потестас , [34] и вместо того, чтобы искоренить предыдущую семейную линию усыновленного, две семейные линии были объединены. [35] Усыновленный усыновленный, скорее всего, унаследовал от биологического отца, смерть которого оставила его sui iuris , объединив два наследства. [36] Право собственности на все, что принадлежало усыновленному, было по закону передано paterfamilias , хотя оно было выделено в качестве peculium , фонда или собственности для использования неэмансипированным сыном или рабом. Когда Тиберий был усыновлен Августом в зрелом возрасте , он впоследствии соблюдал это давнее требование закона, зачисляя любое имущество, полученное им по наследству, в пекулий, а не в свою частную собственность. [37]
Развитие adrogatio как формы усыновления связано с ранней процедурой составления завещания, требовавшей одобрения comitia Calata — собрания римского народа. После смерти завещателя названный наследник фактически был усыновлен умершим. [38] Законодательный акт об отступлении был осуществлен тридцатью арбитрами- ликторами, вызванными Великим Понтификом . [34] Поскольку закон об усыновлении был разработан для поддержки определенных институтов римского общества, adrogatio могло иметь место только в городе Риме до правления Диоклетиана в конце третьего века. [39]
Усыновление усыновленных женщин стало возможным благодаря императорскому рескрипту в эпоху Антонинов (138–192 гг. Н.э.), и в исключительных обстоятельствах женщина могла усыновить таким же образом. В одном задокументированном случае из III века женщине, у которой умерли сыновья, разрешили усыновить пасынка. Однако, поскольку женщина не передала потестас по отцовской линии , усыновление мало что дало, чего нельзя было бы достичь путем осуществления ее прав по закону о наследстве. [40]
Завещательное усыновление
[ редактировать ]Завещательное усыновление стало более распространенным во время поздней республики. [41] Октавиан, будущий Август, был усыновлен таким образом своим двоюродным дедушкой по материнской линии Юлием Цезарем . [42] Хотя усыновление было практикой, направленной на содействие преемственности мужских привилегий, фактически и мужчины, и женщины могли «усыновить», передав свое имущество по завещанию с условием, что наследник будет продолжать носить фамилию (condicio nominis Ferendi) . [23] Роль женщин в передаче собственности по семейной линии становилась «все более важной». [43] Технически это было не усыновление, а «институт наследника». [23] Преимущество этого соглашения заключалось в том, что завещатель не должен был брать на себя патриархальные обязанности за усыновленного, пока он был жив, но обеспечивал преемственность фамилии, обрядов и имущества после его смерти; усыновленный по завещанию не отказался от своего статуса отца, как это было бы при отступлении, но получил преимущества наследства. [41]
Усыновление также было средством, с помощью которого замужние женщины могли стать частью семьи своего мужа. Начиная с поздней республики и вплоть до принципата, большинство римских женщин выходили замуж sine manu , что означало, что они оставались частью своей биологической семьи и не подчинялись потестам своего мужа . Ливия , жена Августа, пережила его, и только после его смерти усыновление по завещанию сделало ее частью семьи Юлиана. [44]
Легитимация
[ редактировать ]Нелегитимность, по всему, не вызывала особого осуждения в римском обществе до времен Константина I. судя [45] поскольку существовало множество форм римского брака , некоторые из которых определялись довольно свободно, наряду с квазибрачными союзами, такими как контуберниум среди рабов и моногамное сожительство ( concubinatus ) . [46] Рождение вне брака в первую очередь являлось предметом спора в вопросах наследования, но не было четко определенным статусом, имеющим недостатки в законе, поскольку принцип обычного международного права ( ius gentium ) заключался в том, что ребенок получал свой статус от матери. [47] Вольноотпущенница, чей партнер-мужчина оставался в рабстве, могла счесть выгодным утверждать, что ее ребенок не имел отца и не был зачат во время ее собственного рабства, чтобы обеспечить статус ребенка, рожденного свободно. [48] Для свободнорожденных было необычно узаконивать ребенка, рожденного вне законного брака, и обычно мужчина не усыновлял своего внебрачного ребенка, если у него не было других наследников. [41] Усыновленный мог быть ingenuus (свободнорожденным) или вольноотпущенником, а также ребенком, рожденным в результате сожительства . [49] хотя дети от этих союзов не были особенно желанными. [50]
Положения об обратной легитимации стали более емкими в поздней античности , когда семейное право было адаптировано во время христианизации Римской империи , в частности при Константине и Юстиниане . [51] [52] [53]
В классический период легитимация могла быть более распространена среди бывших рабов. Поскольку согласно римскому праву рабы не обладали личностью , они не могли ни заключить действительный брак, ни установить наследника посредством завещания. Однако квазибрачный союз контуберниум был доступен гетеросексуальным парам рабов с одобрения владельца и выражал намерение вступить в брак, если обе стороны получили права брака и наследования после освобождения. Поскольку раб-мужчина не обладал правом утверждать патриархальный потестас , ребенок порабощенного отца был спуриусом , то есть отцом, чей отец не мог быть юридически идентифицирован как таковой, то есть незаконнорожденным. [52] Поскольку статус ребенка определялся статусом матери, если женщина была освобождена на волю раньше своего партнера и после этого зачала ребенка от него, ребенок был ложным, но свободнорожденным; Однако в отличие от свободнорожденных детей от законного брака ребенок родился sui iuris , эмансипированным от потестаса взрослого мужчины. Если впоследствии отец был освобожден в соответствии с процедурой, которая предоставила ему полное гражданство, он мог узаконить своего ребенка посредством adrogatio . [51] [54]
Императорское правопреемство
[ редактировать ]Многие римские императоры пришли к власти путем усыновления, либо потому, что у их предшественников не было естественных сыновей, либо просто для того, чтобы обеспечить плавный переход к власти наиболее способным. [ нужна ссылка ] кандидат.
Династия Юлиев-Клавдиев
[ редактировать ]Август , как его стали называть после того, как он стал первым римским императором , был принят в род Юлий по завещанию своего двоюродного дяди Юлия Цезаря . Цезаря Он унаследовал деньги, имя и авторитет .
По мере того как центральная роль Августа в Принципате укреплялась, для него становилось все более важным назначить наследника. Сначала он усыновил трех сыновей своей дочери Юлии от Марка Агриппы , переименовав их в Гая Цезаря , Луция Цезаря и Агриппу Цезаря . После того, как первые двое умерли молодыми, а последний был сослан, Август усыновил своего пасынка, Тиберия Клавдия Нерона , при условии, что он усыновит своего племянника Германика (который также был внучатым племянником Августа по крови). Тиберий сменил Августа, а после смерти Тиберия императором стал сын Германика Калигула . [55]
Клавдий усыновил своего пасынка Луция Домиция Агенобарба, который изменил свое имя на Нерон Клавдий Цезарь и сменил Клавдия на посту императора Нерона .
Приемные императоры
[ редактировать ]Династия Нерва -Антонинов также была объединена рядом усыновлений. Нерва усыновила популярного военачальника Траяна . Траян, в свою очередь, взял Публия Элия Адриана в качестве своего протеже, и, хотя легитимность этого процесса спорна, Адриан утверждал, что был усыновлен, и взял имя Цезарь Траян Адриан , когда стал императором.
Адриан усыновил Луция Цейония Коммода, который изменил свое имя на Луций Элий Цезарь, но умер раньше Адриана. Затем Адриан усыновил Тита Аврелия Фульвуса Бойония Аррия Антонина при условии, что Антонин, в свою очередь, усыновит как естественного сына покойного Луция Элия, так и многообещающего молодого племянника его жены . Они правили как Антонин Пий , Луций Вер и Марк Аврелий соответственно.
Никколо Макиавелли описал их как «Пять хороших императоров» и объяснил их успех тем, что они были выбраны на эту роль:
Изучая эту историю, мы также можем узнать, как создать хорошее правительство; ибо хотя все императоры, унаследовавшие престол по рождению, кроме Тита , были плохими, все хорошие были те, кто унаследовал престол по усыновлению, как в случае с пятью от Нервы до Марка. Но как только империя вновь перешла к наследникам по рождению, ее разрушение возобновилось. [56]
Эта череда приемных императоров подошла к концу, когда Марк Аврелий назвал своего биологического сына Коммода своим наследником .
Усыновление так и не стало официальным методом назначения преемника, отчасти потому, что римская идентичность основывалась на гражданстве с инстинктивным отказом от наследственной королевской власти. Во время принципата , названного так из-за того, что Август называл себя принцепсом (первым среди равных, наподобие принцепса сената ), императоры консолидировали свою власть, используя институты республиканского Рима, а не свергая их полностью. Ранние намерения Августа, похоже, заключались в том, чтобы обучить и продвинуть преемника на основе его заслуг, но вместо этого его долголетие создало аппарат централизованной власти, из которого его статус частного лица больше нельзя было высвободить. Его образ себя как «отца своей страны» позволил передать свою власть над римским народом точно так же, как отец семейства родового поместья был обязан передать свой потестас независимо от того, был ли имеющийся преемник полностью достойным или нет. Крупный переход в способах преемственности империй знаменует собой периодизацию истории Римской империи в Доминировать , когда Диоклетиан заменил усыновление консорциумом империй , назначением наследника путем назначения его партнером в империуме .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корбье 1991 , с. 63.
- ^ Саллер 1999 , стр. 185, 187–189.
- ^ Линдси 2011 , стр. 347, 350, 354.
- ^ Гарднер 1986 , с. 8.
- ^ Роусон 1986 , с. 196.
- ^ Саллер 1994 , с. 43.
- ^ Корбье 1991 , с. 47.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корбье 1991 , с. 63, со ссылкой на Цицерона, De domo sua 35.
- ^ Саллер 1994 , с. 123, со ссылкой на Ульпиан , Дайджест 1.7.17.3.
- ^ Саллер 1994 , с. 9.
- ^ Роусон 1986 , стр. 8, 12.
- ^ Гарднер 1998 , стр. 143–144, со ссылкой на Паулюса , Дайджест 1.7.30.
- ^ Гарднер 1998 , с. 144, цитируется Гай, Institutiones 1.103.
- ^ Корбье 1991 , стр. 67–68.
- ^ Треджиари 2019 , с. 147.
- ^ Линдси 2009 , стр. 161–164.
- ^ Корбье 1991 , с. 68.
- ^ Корбье 1991 , с. 69.
- ^ Корбье 1991 , стр. 71–72.
- ^ Корбье 1991 , с. 73.
- ^ Линдси 2009 , с. 156.
- ^ Роусон 1986 , с. 196, 200 н. 51, цитируя Гномона из Idios Logos 41,
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Корбье 1991 , с. 64.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линдси 2009 , с. 134.
- ^ Гарднер 1989 , стр. 252 и пассим .
- ^ Гарднер 1989 , с. 241.
- ^ Татум 1999 , стр. 280–282.
- ^ Линдси 2009 , с. 170.
- ^ Линдси 2009 , с. 171.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линдси 2009 , с. 172.
- ^ Корбье 1991 , стр. 73–74.
- ^ Гарднер 1989 , с. 249, особенно н. 29, цитирует Тацита, Анналы 15.9.
- ^ Гарднер 1989 , с. 249, цитируется Цицерон, De domo 34; Дайджесты 1.7.15.2–3 и 1.17.17.3; и Кодекс Юстиниана 8.47.3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гарднер 1986 , с. 6.
- ^ Berger 1953 , p. 250, s.v. adoptio .
- ^ Корбье 1991 , стр. 75.
- ^ Бухвиц 2023 , с. 175, цитирует Светония , Тиберия 15.2.
- ^ Гарднер 1986 , с. 164.
- ^ Гарднер 1989 , с. 237.
- ^ Гарднер 1986 , с. 144.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линдси 2011 , с. 355.
- ^ Корбье 1991 , с. 70.
- ^ Линдси 2011 , с. 354.
- ^ Саллер 1994 , с. 76, со ссылкой на Тацита , Анналы 6.51.
- ^ Новак 2015 , с. 216.
- ^ Треджиари 1981a , с. 58 н. 42, цитируется Цицерон , Де Ораторе 1.183; Квинтилиан , Декламации 247 (Риттер 11.15); Дайджест 23.2.24 ( Модестин ), 24.1.32.13 ( Ульпиан ); 39.5.31 ( Папиниан ).
- ^ Новак 2015 , стр. 215–216.
- ^ Новак 2015 , стр. 211.
- ^ Линдси 2011 , с. 355, со ссылкой на Гая, Institutiones 1.102 и Digest 1.7.15.2–3 (Ульпиан).
- ^ Роусон 1974 , с. 291 н. 44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бакленд 1908 , стр. 77 (№ 3), 79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бергер 1953 , с. 473 о праведном сыне (= законный сын ); п. 714 на Спуриусе .
- ^ Эванс-Граббс 1993 , стр. 128, 149.
- ^ Эванс-Граббс 1993 , с. 128.
- ^ Левик 1966 , стр. 227–244.
- ^ Макиавелли, Беседы о Ливии , Книга I, Глава 10.
Библиография
[ редактировать ]- Бергер, Адольф (1953). Энциклопедический словарь римского права (изд. 1991 г.). Американское филологическое общество.
- Бухвиц, Вольфрам (2023). «Отдавать и брать: влияние римского права о наследовании на социальное положение рабов». В Шермайере, Мартин (ред.). Положение римских рабов: социальные реалии и правовые различия . Исследования зависимости и рабства. Том. 6. Де Грюйтер. стр. 165–186.
- Бакленд, Уильям Уорвик (1908). Римское право рабства: положение раба в частном праве от Августа до Юстиниана . Издательство Кембриджского университета.
- Корбье, Мирей (1991). «Развод и усыновление как семейные стратегии». В Роусоне, Берил (ред.). Брак, развод и дети в Древнем Риме (изд. 1996 г.). Издательство Оксфордского университета.
- Эванс-Граббс, Джудит (1993). « «Брак позорнее прелюбодеяния»: отношения рабыни и госпожи, «смешанные браки» и позднеримское право». Феникс . 47 (2): 236–257. JSTOR 1088581 .
- Гарднер, Джейн Ф. (1986). Женщины в римском праве и обществе (изд. 2009 г.). Тейлор и Фрэнсис.
- Гарднер, Джейн Ф. (1989). «Усыновление римских вольноотпущенников». Феникс . 43 (3): 236–257. JSTOR 1088460 .
- Гарднер, Джейн Ф. (1998). «Определение пола римлянина: несовершенные мужчины в римском праве». В Фоксхолле, Лин; Салмон, Джон (ред.). Когда мужчины были мужчинами: мужественность, сила и идентичность в классической античности . Рутледж. стр. 136–152.
- Левик, Барбара (1966). «Друз Цезарь и усыновление 4 г. н.э.» . Латомус . 25 (2): 182–197. JSTOR 41524520 .
- Линдси, Хью (2009). Усыновление в римском мире . Издательство Кембриджского университета.
- Линдси, Хью (2011). «Усыновление и наследование в Греции и Риме». В Роусоне, Берил (ред.). Компаньон семьям в греческом и римском мире . Блэквеллские спутники древнего мира. Уайли Блэквелл. стр. 346–360.
- Новак, Мария (2015). «Способы описания внебрачных детей и их правового положения». Журнал папирологии и эпиграфики . 193 : 207-218.
- Роусон, Берил (1974). «Римское сожительство и другие фактические браки». Труды Американской филологической ассоциации . 104 . ЮХУП : 279–305. дои : 10.2307/2936094 . JSTOR 2936094 .
- Роусон, Берил (1986). «Римская семья». Семья в Древнем Риме: новые перспективы . Крумский шлем. стр. 1–57.
- Саллер, Ричард П. (1994). Патриархат, собственность и смерть в римской семье . Кембриджские исследования в области народонаселения, экономики и общества в прошлом. Издательство Кембриджского университета.
- Саллер, Ричард П. (1999). « Pater Familias , Mater Familias и гендерная семантика римского домашнего хозяйства». Классическая филология . 94 (2): 182–197. JSTOR 270558 .
- Татум, В. Джеффри (1999). Патрицианский трибун: Публий Клодий Пульхер . Издательство Университета Северной Каролины.
- Треджиари, Сьюзен (1981a). « Котуберналес в CIL VI». Феникс 35 (1). САС: 42–69. дои : 10.2307/1087137 . JSTOR 1087137 .
- Треджиари, Сьюзен (1981b). « Наложницы ». Документы Британской школы в Риме . 49 : 59–81.
- Треджиари, Сьюзен (2019). Сервилия и ее семья . Издательство Оксфордского университета.