Devshirme
История Османской империи |
Социальная структура |
---|
Двор и аристократия |
Этнорелигиозные общины |
Подъем национализма |
Классы |
Девширме ( османский турецкий язык : دوشیرمه , латинизированный : devşirme , букв. «Сбор», [а] обычно переводится как «налог на детей» [б] или «налог на кровь» [с] ) [3] Это была османская практика насильственного набора солдат и бюрократов из числа детей своих балканских христианских подданных и воспитания их в религии ислама . [4] [5] [6] Выходцы с Балкан происходили в основном из благородных балканских семей и классов райя (бедняков). [7] [8] Впервые он упоминается в письменных источниках в 1438 году. [9] но, вероятно, началось раньше. Была создана фракция солдат и чиновников, лояльных султану . [10] Это уравновешивало турецкую знать, которая иногда выступала против султана. [11] [12]
Система произвела на свет значительное количество великих визирей с 1400-х по 1600-е годы. Это была вторая по значимости должность в Османской империи после султана. Первоначально великие визири были исключительно тюркского происхождения, но после того, как возникли разногласия между султаном Мехмедом II и турецким великим визирем Чандарлы Халил-пашой Младшим , который был первым казненным великим визирем, произошел подъем рабовладельческих администраторов ( девширме) . ). Султанам было гораздо легче контролировать их по сравнению со свободными администраторами турецкого аристократического происхождения. [13] Девширме также произвел на свет многих губернаторов провинций Османской империи, военачальников и диванов в период 1400–1600-х годов. [14] Иногда новобранцев девширме кастрировали и становили евнухами . [15] Хотя многие евнухи девширмеского происхождения часто предназначались для гарема , они продолжали занимать важные посты в армии и правительстве, такие как великие визири Хадым Али-паша , Синан Боровинич и Хадим Хасан-паша .
Османские чиновники забирали детей-христиан мужского пола в возрасте от 7 до 20 лет из Восточной , Южной и Юго-Восточной Европы и переправляли их в Стамбул. [16] где их обращали, обрезали, ассимилировали и обучали для службы в янычарском пехотном корпусе или для дворцовых обязанностей. [17] Девширме редко продавались, хотя некоторые из них могли оказаться рабами в частных домах. [17] Тот факт, что их насильно забрали у родителей, вызвал недовольство системы девширме среди местных жителей. [18] Однако восстания случались редко, за исключением восстания против девширме в Албании в 1565 году. [19] [20] Получив приказ разорвать все связи со своими семьями, некоторым удалось использовать свое положение, чтобы помочь своей семье. [21] Есть некоторые свидетельства того, что городские родители-христиане и мусульмане прибегали к взяточничеству или отправляли своих детей в деревню, чтобы обеспечить улучшение жизни, которое могла принести вербовка девширме. [22] Мальчиков заставили принять ислам. [23] Мусульман не допускали в систему (за некоторыми исключениями), но некоторые мусульманские семьи все равно провозили своих сыновей контрабандой. [24] По словам Спероса Вирониса, «османы воспользовались общим христианским страхом потерять своих детей и использовали предложения об освобождении от девширме в переговорах о сдаче христианских земель. Такие исключения были включены в условия капитуляции, предоставленные Яннине, Галате, Морее, Хиосу. и т. д. Христиане, занимавшиеся специальной деятельностью, важной для Османского государства, освобождались от налога крови на своих детей в знак признания важности их трудов для империи. Освобождение от этой дани считалось привилегией, а не наказанием. " [25]
Многие ученые считают практику девширме нарушением исламского закона . [26] [9] [27] Дэвид Николль пишет, что порабощение христианских мальчиков нарушает защиту зимми, гарантированную исламом. [28] но Халил Иналджик утверждает, что девширме не были рабами, когда-то обращенными в ислам. [29] [д] Мальчики получили формальное образование, обучались науке, военному делу и бюрократическому управлению и стали советниками султана, элитной пехотой, генералами в армии, адмиралами на флоте и бюрократами, работающими в сфере финансов в Османской империи. [2] Они были разделены по способностям и могли повышаться в звании в зависимости от заслуг. Самые талантливые, ичоглани (по-турецки iç oğlanı ) готовились к высшим должностям в империи. [21] Другие пошли в армию, в том числе знаменитые янычары . [30]
Эта практика начала угасать, поскольку османские солдаты предпочитали набирать в армию своих собственных сыновей, а не сыновей из христианских семей. В 1594 году мусульманам было официально разрешено занимать должности, занимаемые девширме , а к 1648 году система набора христиан фактически прекратилась. [9] [31] Попытка восстановить его в 1703 году встретила сопротивление со стороны его членов-османов, которые жаждали военных и гражданских должностей. Наконец, в первые дни правления Ахмета III практика девширме была отменена.
История
[ редактировать ]Девширме (от турецкого слова, означающего собирать [32] ) вышли из кулской системы рабства, сложившейся в первые века Османской империи и достигшей такого окончательного развития во время правления султана Баязита I. [33] Кулы в основном представляли собой военнопленных, заложников или рабов, купленных государством. Османская империя, начиная с Мурада I , чувствовала необходимость «противодействовать власти (тюркской) знати, развивая христианских вассальных солдат и превращая капыкулу в свои личные войска, независимые от регулярной армии». [34] Эта элитная сила, служившая непосредственно османскому султану, называлась Капыкулу Оджаги (Очаг слуг Порте). [и] Они были разделены на две основные группы: кавалерию и пехоту. [ф] Конница была широко известна как Капикулу Сипахи (Кавалерия Слуг Порты ) , а пехота - как Йени Чери (транслитерируется по-английски как янычары), что означает «Новый корпус». Девширме отличались от янычар тем, что они не были кавалерийской группой, а представляли собой исключительно пехоту.
Сначала солдат, служащих в этих корпусах, отбирали из рабов, захваченных во время войны. Однако вскоре была принята новая система, широко известная как девширме. В этой системе дети сельского христианского населения Балкан были призваны в армию до подросткового возраста и воспитывались как мусульмане. Достигнув подросткового возраста, эти дети были зачислены в одно из четырех императорских учреждений: дворец, писцы, мусульманское духовенство и военные. Зачисленные в армию входили либо в состав янычарского корпуса (1363 г.), либо в состав другого корпуса. [35] Наиболее многообещающих отправляли в дворцовую школу ( Эндерун Мектеби ), где им было суждено сделать карьеру внутри самого дворца и получить высшую государственную должность — Великого Визиря , могущественного главного министра султана и военного заместителя. В начале Османской империи эту должность занимали только турки. Однако после того, как возникли проблемы между султаном Мехмедом II и турецким Чандарлы Халил-пашой Младшим , который стал первым казненным великим визирем, произошел подъем рабовладельческих администраторов девширме. Султанам было гораздо легче контролировать их по сравнению со свободными администраторами турецкого дворянского происхождения. [13] Они также были менее подвержены влиянию придворных фракций. С самого начала туркмены представляли собой опасность, подорвавшую создание султаном сильного государства. Таким образом, создание этого класса уравновешивало турецкую знать, которая иногда выступала против султана. [11] [12] [13]
В раннем греческом источнике упоминается девширме ( пайдомазома ). [б] Речь архиепископа Солунского Исидора , произнесенная 28 февраля 1395 года, под названием: «О похищении детей по приказу султана и о Будущем суде». В речи упоминаются насильственная исламизация детей и их тяжелое обучение использованию собак и соколов. [36]
Упоминание о девширме содержится в стихотворении, написанном ок. 1550 г. на греческом языке, написанный Иоанном Аксайолисом, который обращается к императору Германии Карлу V с просьбой освободить христиан от турок. Текст можно найти в Греческом кодексе Ватикана 1624 года. В другом сообщении римско-католический епископ Хиоса в 1646 году пишет директору католической греческой гимназии Рима с просьбой принять Паулоса Омероса, 12-летнего мальчика. с Хиоса, чтобы спасти его от девширме. [37]
Вербовка детей происходила каждые три-четыре года, а иногда даже ежегодно, в зависимости от нужд султана. Самая большая потеря детей совпала с пиком османской экспансии в пятнадцатом и шестнадцатом веках при правлении Селима I и Сулеймана Великолепного. [38]
Жизнь девширме
[ редактировать ]По словам историка Уильяма Джерваса Кларенса-Смита , османские чиновники забирали детей-христиан каждые четыре-семь лет в возрасте от 7 до 20 лет. [17] Тех, кто моложе 8 лет, называли ширхор (нянька) и бечче (ребенок). [ нужны разъяснения ] [39] Был выбран один на каждые сорок домохозяйств. [32] они не должны были состоять в браке, и после взятия им было приказано разорвать все связи со своей семьей. [40]
Родители-христиане, несомненно, возмущались насильственной вербовкой своих детей. [18] [41] в результате они просили милостыню и часто пытались выкупить своих детей из налога. Балканское крестьянство пыталось уклониться от сборщиков дани, многие из которых пытались заменить своих детей в Боснии. [42] Многие источники (в том числе Паоло Джовио ) упоминают различные способы избежать девширме, такие как: женитьба мальчиков в возрасте 12 лет, нанесение им увечий или обращение отца и сына в ислам. [43] Обращение в ислам было использовано в Боснии и Герцеговине, чтобы избежать системы. [ нужна ссылка ] В Албании и Эпире эта практика привела к христианскому восстанию, в ходе которого в 1565 году жители убили вербовщиков. [40] В Наусе после убийства вербовщиков родители бежали в горы, но позже были пойманы и казнены в 1705 году. [44]
Любой родитель, который отказывался отдать своего ребенка в рабство, был казнен, а дети, которые пытались сопротивляться тому, чтобы их забрали из семей в качестве янычар, спасаясь бегством, приводили к тому, что турки арестовывали, а затем пытали их родителей до смерти (многие дети, которые пытались бежать самостоятельно, вернувшись после того, как услышали о пытках своих родителей). Так было с афинским мальчиком, который вернулся из укрытия, чтобы спасти жизнь своего отца, но предпочел умереть самому, чем отказаться от своей веры и принять ислам. [38] Фирман в 1601 году отдал строгий приказ османским чиновникам убивать любого родителя, который сопротивлялся: [25]
Для исполнения повеления известной и священной фетвы [фетвы] Сейхула [Шейха]-Ислама. В соответствии с этим, когда кто-нибудь из неверных родителей или кто-либо другой воспротивится выдаче его сына янычарам, его немедленно вешают на пороге, считая его кровь недостойной.
Источники показывают, что старшая молодежь нередко пыталась сохранить свою веру и некоторые воспоминания о своей родине и своих семьях. Например, Стефан Герлах пишет: [45]
Они собираются вместе, и один рассказывает другому о своей родной земле и о том, что он слышал в церкви или чему научился там в школе, и они соглашаются между собой, что Мухаммед не пророк и что турецкая религия ложна. Если среди них есть кто-нибудь, у кого есть какая-нибудь книжка или кто-то может научить их чему-нибудь из мира Божия, они слушают его так же прилежно, как если бы он был их проповедником.
Греческий ученый Янус Ласкарис посетил Константинополь в 1491 году и встретился со многими янычарами, которые не только помнили свою прежнюю религию и родную землю, но и благосклонно относились к своим бывшим единоверцам. Ренегат Херсек, родственник султана по браку, рассказал ему, что сожалеет о том, что оставил религию своих отцов, и молится по ночам перед крестом, который тщательно скрывает. [46] [47] [48] [49] [50]
В своих мемуарах Константин Михайлович (1430–1501), серб, похищенный в юности и уведенный турками, не видел ничего «престижного» или «прибыльного» в том, чтобы стать янычаром. «Мы всегда думали о том, чтобы перебить турок и сбежать в одиночку среди гор, — пишет он, — но наша молодость не позволяла нам этого сделать». Однажды, когда он с группой других мальчиков вырвался на свободу и убежал, «вся местность преследовала нас, и, поймав и связав, избивали, пытали и тащили за лошадьми». [51]
Говорят, что: «Даже те, кого лично выбрал султан, не нашли в своей судьбе ничего примечательного». После того, как османский султан Мурад II взял к себе на службу восемь юношей-христиан, они договорились убить его ночью, сказав: «Если мы убьем эту турецкую собаку, то весь христианский мир будет освобожден [от османской тирании]; а если нас поймают, то мы вместе с другими станем мучениками пред Богом». Когда их заговор был раскрыт, и Мурад спросил, что заставило их «посметь попытаться это сделать», они ответили: «Не что иное, как наша великая скорбь по нашим отцам и дорогим друзьям». В течение года он медленно пытал детей, прежде чем обезглавить их. [51]
С другой стороны, поскольку девширме могли достичь влиятельных позиций, некоторые мусульманские семьи пытались заставить вербовщиков забрать их сыновей, чтобы они могли добиться профессионального роста. [52] Были случаи, когда албанские семьи и боснийские семьи добровольно предлагали своих детей, поскольку это открывало им перспективы, недоступные им каким-либо другим образом. [17] Иногда люди обеих религий или сильно нуждающиеся семьи пытались подкупить разведчиков, чтобы они забрали их детей. [53]
В Эпире традиционная народная песня выражала это негодование, проклиная султана и предостерегая против похищения мальчиков: [54]
Будь проклят, о император, будь трижды проклят
За зло, которое ты совершил, и за зло, которое ты творишь.
Ты ловишь и сковываешь стариков и протоиерей
Чтобы детей янычарами взять.
Их родители плачут, их сестры и братья тоже. И я плачу, пока мне не становится больно;
Пока я жив, я буду плакать,
В прошлом году это был мой сын, а в этом году мой брат.- Анонимная песня, протестующая против сбора маленьких мальчиков в рабство Османской империи. [55]
Тюбингенская рукопись, написанная Андре Аргиросом и Иоанном Толоитесом и подаренная Мартину Крузиусу в 1585 году, показывает, что родители-христиане думали о янычарах: [56]
Итак, вы понимаете, милорды и господа христиане, какое горе несут греки, отцы и матери, разлученные со своими детьми в расцвете сил. Подумайте о душераздирающей печали! Сколько матерей чешут щеки! Сколько отцов били себя в грудь камнями! Какое горе испытывают эти христиане из-за своих детей, разлученных с ними при жизни, и сколько матерей говорят: «Лучше было бы видеть их мертвыми и похороненными в нашей церкви, чем брать их живыми, чтобы станьте турками и отрекитесь от нашей веры. Лучше бы ты умер!»
Стивен Герлах приводит случай греческой матери из Панорма в Анатолии, у которой было двое мальчиков, и она каждый день умоляла Бога забрать их, потому что вскоре ей придется отказаться от одного из них. Выраженное здесь горе было мотивировано не только религиозными соображениями, но и низким мнением византийцев о турках (которых они называли варварами). [57] [58]
В отчаянии родители обратились за помощью к Папе Римскому и западным державам. В петиции албанцев Химары , мог адресованной Папе в 1581 году, говорится: «Святейший отец, если бы ты смог убедить его и спасти нас и детей Греции, которых каждый день забирают и превращают в турок, если бы ты делай только это, да благословит тебя Бог». [59]
В 1456 году греки, жившие на западном побережье Анатолии, обратились за помощью к рыцарям-госпитальерам Родоса. [25]
Мы, живущие в Турции... сообщаем вашей светлости, что мы сильно раздосадованы турками и что они забирают наших детей и делают их мусульманами... По этой причине мы умоляем вашу светлость принять совет, который наиболее святой папа мог бы послать свои корабли, чтобы увезти отсюда нас, наших жен и детей, ибо мы очень страдаем от турок.
Детей забрали из семей и перевезли в Стамбул. По прибытии их насильно обратили в ислам, обследовали и заставили служить империи. Система выпускала солдат пехотных корпусов, а также гражданских администраторов и высокопоставленных военных чиновников». [60] Были записаны их деревня, район и провинция, происхождение, дата рождения и внешний вид. Альберт Бобовиус писал в 1686 году, что среди девширме были распространены болезни и что соблюдалась строгая дисциплина. [61] Хотя влияние тюркской знати продолжалось при османском дворе до Мехмета II (см. Чандарлы Халил ), османский правящий класс постепенно стал управляться исключительно девширме, создав отдельный социальный класс. [62] Этот класс правителей был выбран из самых умных девширме и отобран для службы в дворцовом учреждении, известном как Эндерун . [63] Они должны были сопровождать султана в походах, но за исключительную службу вознаграждались заданиями за пределами дворца. [64] Те, кто был выбран в институт писцов, известный как калемия , также получали престижные должности. В религиозном учреждении Ильмие все ортодоксальное мусульманское духовенство Османской империи получало образование и отправлялось в провинции или служило в столице. [65]
Детей подвергли драконовской системе обучения: «Они заставляют их работать день и ночь, не дают им спать и очень мало еды». Им разрешалось «разговаривать друг с другом только в случае крайней необходимости» и заставляли «непременно вместе молиться в четыре предписанных раза в день». Что касается «за всякую малейшую провинность, их жестоко избивали палками, редко ударяя менее ста раз, а часто и тысячи. После наказания мальчики должны подойти к ним, поцеловать их одежду и поблагодарить за полученные им дубинки. Таким образом, вы можете видеть, что моральная деградация и унижение являются частью системы обучения», — пишет итальянский дипломат XVI века Джован Франческо Морозини (кардинал) . [66] Они были «опущены до уровня животных» и проявили «собачью преданность султану», пишет Василики Папули. Многие, возможно, страдали стокгольмским синдромом. [67] [38]
Тавернье заметил в 1678 году, что янычары больше походили на религиозный орден, чем на военный корпус. [68] [ нужна страница ] Членам организации не запрещали вступать в брак, как далее отметил Тавернье, но для них это было очень необычно. Далее он писал, что их число увеличилось до ста тысяч, но только из-за ухудшения правил, причем многие из них на самом деле были «фальшивыми» янычарами, выдававшими себя за таковых, чтобы получить налоговые льготы и другие социальные привилегии. Он отметил, что фактическое количество янычар на самом деле было гораздо меньше. их число составляло 30 000 Шоу пишет, что при Сулеймане Великолепном . [69] К 1650-м годам число янычар увеличилось до 50 000, но к этому времени от девширме как метода вербовки практически отказались. [70] Рекрутов иногда набирали добровольно, поскольку некоторые родители хотели, чтобы их дети поступили на янычарскую службу, что гарантировало им успешную карьеру и комфорт. [71] [ не удалось пройти проверку ]
Би -би-си отмечает следующее относительно системы девширме: «Хотя члены класса девширме технически были рабами, они имели большое значение для султана, поскольку были обязаны ему своей абсолютной лояльностью и стали жизненно важными для его власти. рабов, чтобы стать могущественными и богатыми». [72]
По словам Кливленда, система девширме предлагала «безграничные возможности молодым людям, ставшим ее частью». [73] Базилике Папулия писала, что «девиширме представляло собой «насильственное изъятие» в виде дани детей христианских подданных из их этнической, религиозной и культурной среды и их транспортировку в турецко-исламскую среду с целью их трудоустройства. на службе дворцу, армии и государству, при этом они должны были, с одной стороны, служить султану в качестве рабов и вольноотпущенников, а с другой - формировать правящий класс государства». [74] Соответственно, Папулия соглашается с Гамильтоном Александром Росскином Гиббом и Гарольдом Боуэном, авторами книги «Исламское общество и Запад» , что девширме было наказанием, наложенным на балканские народы, поскольку их предки сопротивлялись османскому вторжению. [75] Владимир Минорский утверждает: «Наиболее ярким проявлением этого факта является беспрецедентная система девширме, то есть периодического призыва на военную службу «мальчиков-данников», с помощью которой детей христиан вырывали из их семей, церквей и общин, чтобы превратить в османскую преторианцы обязаны своей верностью султану и официальной вере ислама». [76] Эту систему объяснил Чандарлы Кара Халил Хайреддин-паша , основатель янычар: «Побежденные - это рабы завоевателей, которым их имущество, их женщины и их дети принадлежат как законное владение». [77]
Статус по исламскому праву
[ редактировать ]По мнению ученых, практика девширме была явным нарушением шариата или исламского закона. [26] [9] [27] [78] [79] [80] Дэвид Николле пишет, что, поскольку мальчики были «фактически порабощены» системой девширме, это было нарушением защиты зимми , гарантированной исламским законом Людям Книги . [28] Практика девширме также включала насильственное обращение в ислам. [27] Это оспаривается турецким историком Халилом Иналчиком , который утверждает, что девширме не были рабами, когда-то обращенными в ислам. [29] [д]
Некоторые ученые отмечают, что ранняя Османская империя не заботилась о деталях шариата и поэтому не видела никаких проблем с девширме. [81] В то время османы считали, что Канун , закон, принятый султаном, заменил шариат, хотя к последнему относились с уважением. [82] Девширме был лишь одним примером того, как желания султана преобладали над шариатом (другим примером является то, что османские султаны устанавливали максимальные процентные ставки, хотя шариат полностью запрещает проценты ). [82] Джеймс Л. Гелвин объясняет, что османские юристы смогли обойти этот запрет с помощью чрезвычайно творческого юридического маневра, утверждая, что, хотя исламская традиция запрещала порабощение христиан, балканские христиане отличались от других, поскольку они обратились в христианство после прихода ислама. [5] Уильям Джервас Кларенс-Смит отмечает, что это рассуждение не принимается ханафитской юридической школой, которую, как утверждала Османская империя, практиковала. [83]
Современные османские летописцы имели неоднозначные мнения по поводу этой практики. Османский историк 1500-х годов Мустафа Али признал, что девширме нарушал шариат, но был разрешен только по необходимости. [83] Другие утверждали, что мусульманский завоеватель имел право на одну пятую военной добычи и, таким образом, мог забрать христианских мальчиков; [84] однако исламский закон не допускает такой добычи со стороны общин, которые мирно подчинились завоеванию, и уж тем более не со стороны их потомков. [83]
Этническая принадлежность девширме и исключения
[ редактировать ]Девширме собирались раз в четыре или пять лет в сельских провинциях Восточной Европы , Юго-Восточной Европы и Анатолии . В основном они были собраны из христианской тематики, за некоторыми исключениями. Однако некоторым мусульманским семьям все равно удалось переправить своих сыновей. [24] Сбор девширме не распространялся на крупные города империи, а дети местных мастеров в сельских городах также освобождались от налога, поскольку считалось, что их призыв нанесет вред экономике. [22]
По мнению Бернарда Льюиса , янычары в основном набирались из славянского и албанского населения Балкан. [85] Согласно Британской энциклопедии и Энциклопедии ислама , в первые дни существования империи все христиане были зачислены без разбора. Позже выходцам из Албании , Боснии и Болгарии . предпочтение отдавалось [86] [87] Несомненно то, что девширме набирались в основном из христиан, живущих на Балканах, особенно из сербов и боснийцев. [88] [89] [90] [91] а также другие жители Балканского региона, такие как албанцы и греки . Поскольку боснийцы-мусульмане были единственной мусульманской этнической группой, которую разрешалось вербовать, вооруженная охрана должна была сопровождать боснийцев на пути в Стамбул, чтобы не допустить переправки турецких мальчиков в их ряды. [92] Ранний османский акцент на вербовке греков , албанцев и южных славян был прямым следствием того, что они были сосредоточены на территориях в северо-западной Анатолии и на южных Балканах, где эти этнические группы преобладали. [93]
Евреи были освобождены от этой службы. Многие ученые также полагают, что армяне были освобождены от налога. [г] [час] хотя публикация 1997 года, в которой изучались армянские колофоны XV-XVII веков и иностранные путешественники того времени, пришла к выводу, что армяне не были освобождены от ответственности. [95] [96] Мальчики, которые были сиротами или были единственными сынами в своей семье, освобождались от уплаты налога. [97]
Хорошо известные примеры османов, которые были завербованы в качестве девширме, включают Скандербега , Синан-пашу и Соколлу Мехмед-пашу .
Объединяющий фактор
[ редактировать ]Разнообразие девширме также послужило объединяющим фактором Османской империи. греки, армяне, [ нужны разъяснения ] Албанцы и представители других национальностей видели, что султан был турком, но его визири были албанцами, болгарами, греками и представителями других национальностей. Этническое разнообразие на высоких и влиятельных позициях Османской империи помогло объединить различные группы, находящиеся под ее юрисдикцией. Они также не позволили сформироваться наследственной аристократии, но властвовали над самим султаном и практически сформировали свою собственную аристократию. [98] [ нужна страница ] [99] [ нужна страница ]
Девширме в школе Османского дворца
[ редактировать ]Основная цель Дворцовой школы заключалась в подготовке наиболее способных детей к руководящим должностям, будь то военачальники или высшие администраторы для службы Девлету . [100] Хотя существует много сходства между Эндеруном и другими дворцовыми школами предыдущих цивилизаций, такими как школы Аббасидов , Сельджуков и др. [101] [ нужна страница ] или современных европейских дворцовых школ, Эндерун был уникальным с точки зрения состава учащихся и его меритократической системы. На этапе строгого призыва студентов насильно отбирали у христианского населения Империи и обращали в ислам . Евреи и цыгане были освобождены от девширме, как и все мусульмане .
Тем, кому было поручено найти этих детей, были разведчики, специально обученные агенты на Балканах . Скауты набирали молодежь в соответствии с ее талантом и способностями к школьным предметам, а также их личностью, характером и физическим совершенством. Кандидаты Эндеруна не должны были быть сиротами или единственными детьми в своей семье, чтобы гарантировать, что у кандидатов сильные семейные ценности. Они также не должны были уже научиться говорить по-турецки , заниматься ремеслом или торговлей. Идеальный возраст призывника - от 10 до 20 лет. [102] [ нужна страница ] Мехмед Рефик- бек упомянул, что юноша с физическим дефектом, каким бы незначительным он ни был, никогда не допускался на дворцовую службу. [103] [ нужна страница ] поскольку тюрки верили, что сильную душу и добрый ум можно найти только в совершенном теле. [104]
Отобранные дети были одеты в красное, чтобы им было нелегко сбежать по пути в Константинополь . Стоимость службы девширме и их одежду оплачивали их деревни или общины. Мальчиков собирали в группы по сто и более человек, чтобы они шли в Константинополь, где их обрезали и распределяли между дворцовыми школами и военными учебными заведениями. Любой, кто не был выбран для дворца, годами подвергался каторжным работам на фермах в Анатолии, пока не достигал достаточного возраста для военной службы . [105]
Наиболее способных молодых людей, которые соответствовали общим правилам и имели хорошее начальное образование , затем распределяли по избранным мусульманским семьям по всей Анатолии для завершения процесса инкультурации . [106] [103] [104] Позже они посещали школы по всей Анатолии, чтобы завершить шести-семилетнее обучение и получить квалификацию рядовых офицеров . [107] Они будут получать самые высокие зарплаты среди администраторов империи и пользоваться большим уважением в обществе. [108]
Евнухи
[ редактировать ]Белых евнухов иногда набирали из числа девширме. [15] В отличие от черных евнухов, которых обычно кастрировали по месту происхождения, девширме кастрировали во дворце. Дворцовые евнухи, которые ими руководили, часто происходили из того же происхождения, что и девширме (Балканы). [15] Значительное количество евнухов происхождения девширме продолжали занимать важные посты в правительстве и армии, и многие из них стали великими визирями , например, Хадым Али-паша , Синан Боровинич , Хадим Хасан-паша , Хадим Иса-паша и Хадим Мехмед-паша . Другие, такие как Софу Хадим Али-паша , Хадым Шехабеддин , Хадым Якуп-паша из Боснии , Хадим Али-паша из Буды , Хадим Сулейман-паша и его тезка Хадым Сулейман-паша , стали выдающимися адмиралами и генералами. [109] [110]
Отклонить
[ редактировать ]По мнению историка Джемаля Кафадара, одной из основных причин упадка системы девширме было то, что численность янычарского корпуса пришлось увеличить, чтобы компенсировать снижение значения конных сил сипахов , что само по себе было результатом изменений в войне раннего Нового времени, таких как внедрение огнестрельного оружия и повышение роли пехоты. [111] Действительно, янычарский корпус вскоре стал крупнейшим военным корпусом империи. [111] В результате к концу 16 века от системы девширме все чаще отказывались в пользу менее жестких методов набора, которые позволяли мусульманам поступать непосредственно в янычарский корпус. [111]
В 1632 году янычары предприняли неудачную попытку государственного переворота против Мурада IV , который затем наложил на них клятву верности. В 1638 году [112] В 1648 году система комплектования янычарского корпуса на основе девширме формально прекратила свое существование. [113] В приказе, разосланном в нескольких экземплярах властям всех европейских провинций в 1666 году, была установлена цель набора в девширме от 300 до 320 человек на территории, охватывающей все центральные и западные Балканы . [114] С приходом на престол султана Сулеймана II в 1687 году только 130 призывников-янычар получили звания янычар. [115] Система была окончательно отменена в начале правления Ахмета III (1703–1730). [116]
возникло реформаторское движение После того, как Наполеон вторгся в Египет в 1798 году, в режиме султана Селима III по сокращению численности класса аскери, который был гражданами первого класса или военным классом (также называемым янычарами). Селим был взят в плен и убит янычарами. Преемник султана Махмуд II был терпелив, но помнил результаты восстания 1807 года. В 1826 году он создал основу новой современной армии Асакир-и Мансуре-и Мухаммедие , [117] что вызвало восстание среди янычар. Власти держали янычар [ который? ] в своих казармах и убили тысячи из них. [118] Это событие вошло в анналы истории Османской империи как «Благоприятный инцидент» .
См. также
[ редактировать ]Аннотации
[ редактировать ]- ^ иногда "девиширме"
- ^ Jump up to: а б Известен как «сбор детей» или «сбор детей» на: средневековом греческом языке : παιδομάζωμα , латинизированном : Paedomazoma ; Армянский : Армянский , Романизированный : Манкахавак ′
- ^ Known as 'blood tax' in: Romanian : tribut de sânge ; Serbo-Croatian : Danak u krvi , Данак у крви , Macedonian : Данок во крв , romanized : Danok vo krv , Bulgarian : Кръвен данък , romanized : Kraven Danak .
- ^ Jump up to: а б Этот сбор, взимаемый ранними османскими правительствами с балканских христиан, остается больным местом в балканской историографии: хотя многие современные турки предпочитают рассматривать процесс вербовки как чисто добровольный [5]
- ^ Капыкулу означает скорее «оплачиваемый слуга», чем раб, поскольку значение слова менялось с годами. Слово «кул» имеет тюркские значения: «раб», «слуга» и «мужской [биологический] сын»; таким образом, в этом контексте к ним относились как к «слугам» и называли их через слово kul , при этом köle был фактическим термином, используемым для описания буквальных рабов (в основном домашних домашних рабов).
- ^ Позже были введены дополнительные классификации, такие как артиллерийские и пушечные корпуса, горняки и рвокопатели и даже отдельный корпус с пушечными повозками, но количество людей в этих группах было относительно небольшим, и они включали христианские элементы.
- ↑ Шоу заявляет, что причиной освобождения могло быть признание обоих народов отдельной нацией (ни одна из балканских этнических групп не была признана таковой) или то, что и евреи, и армяне все равно жили в основном в крупных городах. [94]
- ^ Альбертус Бобовиус, который был порабощен крымскими татарами и продан во дворец в 17 веке, сообщил, что и армяне, и евреи были освобождены от сбора девширме. Он писал, что причина освобождения армян была религиозной, поскольку Армяно-григорианская церковь считалась наиболее близкой к учению Христа (и, следовательно, Мухаммеда).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Насух, Матракчи (1588 г.). «Вербовка янычар на Балканах» . Сулейманнаме, Музей Топкапы Сарай, г-жа Хазине 1517 . Архивировано из оригинала 3 декабря 2018 года . Проверено 20 ноября 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б Финкель, Кэролайн (2007). Мечта Османа: история Османской империи, 1300–1923 гг . Основные книги. п. 325. ИСБН 978-0-465-02396-7 .
- ^ Ингвар Сванберг и Дэвид Вестерлунд, Ислам за пределами арабского мира, Routledge, 1999, стр. 140.
- ^ Хейн, Кэтрин. «Девширме – спорная практика» . Юта.edu . Университет Юты . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Л. Гелвин (2016). Современный Ближний Восток: история . Издательство Оксфордского университета. п. 80. ИСБН 978-0-19-021886-7 .
- ^ Хэнсон, Виктор Дэвис (18 декабря 2007 г.). Резня и культура: знаменательные сражения на пути к власти Запада . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-42518-8 .
- ^ Чарльз Елавич; Барбара Елавич, ред. (1963). Балканы в переходный период . Издательство Калифорнийского университета . п. 68.
В политическом отношении это означало, что класс девширме, состоящий в основном из потомков балканской знати и классов райях,
- ^ Кумар, Кришан (2019). Видения империи. Как пять имперских режимов сформировали мир . Издательство Принстонского университета . п. 68. ИСБН 978-0-691-19280-2 .
Лоури показывает, что не только христианские крестьяне, но и большое количество византийско-балканской аристократии были рекрутированы в правящую элиту Османской империи.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвид Николь (2011). «Система Девширме». В Александре Микаберидзе (ред.). Конфликт и завоевания в исламском мире: Историческая энциклопедия . Том. 1. С. 273–4.
- ^ Уильям Л. Кливленд (4 мая 2018 г.). История современного Ближнего Востока . Рутледж. ISBN 978-0-429-97513-4 .
- ^ Jump up to: а б Дэвид Брюэр. Греция, скрытые столетия: турецкое правление от падения Константинополя до независимости Греции . п. 51.
Внешние силы были бы обязаны своим положением и своим пребыванием на нем исключительно султану и, таким образом, были бы более лояльными, чем турки, подверженные влиянию придворных фракций.
- ^ Jump up to: а б Ахмад Фероз. Создание современной Турции . Рутледж . п. 1820 г.
Отношения между правителем и его союзниками-туркменами с самого начала были чреваты напряженностью, которая сводила на нет все попытки султана создать сильное государство. После завоевания Балкан султан обнаружил, что может уменьшить свою зависимость от туркменской знати, создав противодействие из числа христиан на недавно завоеванных территориях.
- ^ Jump up to: а б с Аксинь Сомель, Сельчук (2010). Османская империя от А до Я. Пугало Пресс . п. 67. ИСБН 978-0-8108-7579-1 .
Исчезновение этой династии [ семьи Чандарлы ] было симптомом возникновения класса рабовладельческих администраторов, которых султану было гораздо легче контролировать, чем свободных администраторов благородного происхождения.
- ^ Уильям Л. Кливленд и Мартин Бунт; Уильям Л. Кливленд (июль 2010 г.). История современного Ближнего Востока . Прочтите HowYouWant.com. п. 115. ИСБН 978-1-4587-8155-0 .
- ^ Jump up to: а б с Дуиндам, Йерун [на голландском языке] (2016). Династии. Глобальная история власти, 1300–1800 гг . Издательство Кембриджского университета . п. 196. ИСБН 978-1-107-06068-5 .
Дикики, «Создание османских придворных евнухов», ясно дает понять, что белые евнухи могли быть набраны среди мальчиков-девширме, при этом пажи и их надзиратели-евнухи происходили из одного и того же происхождения. Иногда их кастрировали во дворце, тогда как черных евнухов гарема чаще кастрировали в регионе их происхождения.
- ^ Джон К. Кокс (2002). История Сербии . Издательская группа Гринвуд. п. 29. ISBN 978-0-313-31290-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Кларенс-Смит, В. (2020). Ислам и отмена рабства . Херст. п. 49. ИСБН 978-1-78738-415-6 .
- ^ Jump up to: а б http://www.bbc.co.uk/religion/religions/islam/history/slavery_1.shtml#section_4 ; « ...и укажите, что многие христианские семьи были настроены враждебно и возмущены этим, что, возможно, подчеркивается применением силы для навязывания системы ».
- ^ Малькольм, Ноэль (1998). Косово: краткая история . Лондон: Макмиллан. п. 96. ИСБН 978-0-333-66612-8 .
- ^ Гудвин, Годфри (1997). Янычары . Лондон: Саки. п. 40. ИСБН 978-0-86356-049-1 .
- ^ Jump up to: а б Дуглас Э. Стрезуснд. Исламские пороховые империи: Османы, Сефевиды и Моголы . п. 83.
- ^ Jump up to: а б Шоу 1976 , с. 114.
- ^ Новая энциклопедия ислама , изд. Сирил Глассе (Rowman & Littlefield, 2008), 129.
- ^ Jump up to: а б Р. М. Сэвори, изд. (1976). Введение в исламскую цивилизацию . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б с Врионис, Сперос (1965). «Сельджукские гуламы и османский девширмес» .
- ^ Jump up to: а б Джиллиан Ли Вайс (2002). Возвращение из Барбари: плен, искупление и французская идентичность в Средиземноморье семнадцатого и восемнадцатого веков . Стэнфордский университет. п. 32.
Многие ученые считают, что «налог на детей» нарушает исламское право.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Николь (2019). «Система Девширме». В Спенсере Такере (ред.). Ближневосточные конфликты от Древнего Египта до XXI века: энциклопедия и сборник документов . п. 353.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Николь (22 июля 2011 г.). «Система Девширме» . В Александре Микаберидзе (ред.). Конфликт и завоевания в исламском мире: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 273–. ISBN 978-1-59884-337-8 .
Это фактически поработило некоторых неисламских подданных султана и, следовательно, было незаконным в соответствии с исламским законодательством, которое предусматривало, что завоеванные немусульмане должны быть демилитаризованы и защищены.
- ^ Jump up to: а б Халил Инальчик, «Османская цивилизация», с. 138, Анкара, 2004 г.
- ^ Басгоз, И. и Уилсон, Х.Э. (1989), Образовательная традиция Османской империи и развитие турецкой образовательной системы республиканской эпохи. Турецкое обозрение 3(16), 15.
- ^ Питер Ф. Шугар (1 июля 2012 г.). Юго-Восточная Европа под властью Османской империи, 1354–1804 гг . Вашингтонский университет Press. п. 56. ИСБН 978-0-295-80363-0 .
- ^ Jump up to: а б Ицковиц, Н. (2008). Османская империя и исламская традиция . Книга Феникс. Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-09801-2 .
- ^ Халил Инальчик, «Османская цивилизация», стр. 138, Анкара, 2004 г.
- ^ Шоу 1976 , с. 27.
- ^ Шоу 1976 , стр. 112–129.
- ^ Пападопулос И. Стефанос, «Сообщение о педомазоме в Салониках во время первой оккупации города турками...», Салоники, 1992, стр. 71–77 (Пападопулос Стефанос И., Упоминание о педомазоме в Салониках во время первой оккупации города турками, Христианские Салоники ... (11-15 гг. н.э.), Салоники 1992, стр. 71–77) (на греческом языке) .
- ^ Зорас Т. Георгиос, «Некоторые сведения о педомазоме», Парнас, том. 4, 2 (1962), с. 217 - (Зорас Т. Георгиос, «Martyriai Tines Peri to Paidomazoma». Архивировано 23 января 2021 г. в Wayback Machine (на греческом языке). О стихотворении Аксайоли, стр. 217–221. О письме епископа Хиоса, стр. 221–223. Оригинал письма на итальянском языке.
- ^ Jump up to: а б с А.Е. Вакалопулос. Греческая нация , 1453–1669, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, Издательство Рутгерского университета, 1976, стр. 41; Василики Папулия, Влияние Девширме на греческое общество, в книге « Война и общество в Центрально-Восточной Европе» , главный редактор, Бела К. Кирали, 1982, Vol. II, стр. 561—562.
- ^ Ортайлы, Ильбер (2016). История тюрков 2 . Публикации Тимаса. п. 71. ИСБН 978-605-08-2221-2 .
- ^ Jump up to: а б Кларенс-Смит, WG; Кларенс-Смит, WG (2006). Ислам и отмена рабства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-522151-0 .
- ^ Мансель, П. (2011). Константинополь: город желаний мира, 1453–1924 гг . Джон Мюррей Пресс. п. 26. ISBN 978-1-84854-647-9 . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Османская империя и исламская традиция, Норман Ицковиц, с. 49
- ^ Детрез, Раймонд (18 декабря 2014 г.). Исторический словарь Болгарии . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-4180-0 .
- ^ Бостом, АГ (2010). Наследие джихада: исламская священная война и судьба немусульман . Книги Прометея. ISBN 978-1-61592-017-4 .
- ^ Д. А. Закифенос (1976). Создание современной Греции: от Византии к независимости . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-87471-796-9 .
- ^ Легран, Эмиль (1885). «Греческая библиография» .
- ^ «История оккупированной Турцией Греции (Четыре тома)» .
- ^ Воплощение нравов турок, автор Бартоломео Георгиевиз, иностранец, автор . с Я. Торнезиусом. 1558 г.
- ^ Вакалопулос, Апостолос Э. (1961). «Istoria tou neou ellenismou: Tourkokratia 1453-1669. Oi Agones gia ten piste kai ten eleytheria» .
- ^ Вакалопулос, Апостолос Э. (1974). «История твоего нового эллинизма» .
- ^ Jump up to: а б Михалович, К.; Соучек, С.; Штольц, BA (2010). Воспоминания янычара . Издательство Маркуса Винера. стр. 50–51. ISBN 978-1-55876-531-3 .
- ^ Траян Стоянович (май 2015 г.). Балканские миры: первая и последняя Европа . Рутледж. п. 201. ИСБН 978-1-317-47615-3 .
- ^ Малькольм, Ноэль (1996). Босния: Краткая история . Лондон: Папермак. п. 46. ИСБН 0-333-66215-6 .
- ^ Мерри, Б.; Гринвуд Пресс (2004). Энциклопедия новогреческой литературы . Гринвуд Пресс. п. 197. ИСБН 978-0-313-30813-0 . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Батор, Р.; Ротеро, К. (2000). Повседневная жизнь в древнем и современном Стамбуле . Города сквозь время. Рунный камень Пресс. п. 43. ИСБН 978-0-8225-3217-0 . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Наследие джихада: исламская священная война и судьба немусульман . Книги Прометея. 29 декабря 2010 г. ISBN. 9781615920174 .
- ^ Врионис, Сперос (1956). «Исидор Глабас и турецкий Девширме» . Зеркало . 31 (3): 433–443. дои : 10.2307/2853347 . JSTOR 2853347 . S2CID 164148319 .
- ^ «Анеми — Электронная библиотека новогреческих исследований — Дневник двух славнейших римских императоров Максимилиано и Рудольфа… / Стефан Герлахс» .
- ^ Памятники, относящиеся к союзу Греческой и Римской церквей, большая часть из наиболее священных архивов Ватикана, опубликованные Августином Тейнером и Франсиско Миклошичем . 1872 г.
- ^ История современного Ближнего Востока Кливленд и Бантин стр.42
- ^ Николас Бреннер. Серай Эндерун; Такова внутренняя природа турецкого кайзерла, резидента Константинополи, называемого новым замком, включая порядок и обычаи Альберто Бобивио Леополитано. Джей Джей Кюрнер. 1667. Другие переводы можно найти в разделе Бобовио, Бобовиус или Али Ульви. Существует французская версия, а фрагменты существуют в книге К.Г. и А.В. Фишера «Топкапы Сарайи в середине 17 века: описание Бобови» в 1985 году.
- ^ Цюрхер, Эрик (1999). Вооружение государства . Соединенные Штаты Америки: LB Tauris and Co. Ltd., с. 5. ISBN 1-86064-404-Х .
- ^ Шоу 1976 , стр. 115–117.
- ^ Шоу 1976 , с. 117.
- ^ Шоу 1976 , стр. 132–139.
- ^ Крестовые походы: Читатель: Второе издание . Университет Торонто Пресс. Январь 2014 г. ISBN. 9781442606234 .
- ^ «Полис и национальное государство. Сравнительный анализ надстройки по Аристотелю (= Сборник Лухтерханда, том 93). С посвящением автора философу профессору Михаэлю Теуниссену фон Томбергу, Фридрих: (1973) | Графем. Искусство и книжный антиквариат " .
- ^ Хозяин таверны . Новое сообщение из интерьера Сериала Великого Лорда. 1678 г., Амстердам.
- ^ Шоу 1976 , с. 121.
- ^ Агостон, Габор (2014). «Огнестрельное оружие и военная адаптация: османы и европейская военная революция, 1450–1800». Журнал всемирной истории . 25 : 118. дои : 10.1353/jwh.2014.0005 . S2CID 143042353 .
- Кунт, Метин И. (1983). Слуги султана: трансформация правительства Османской провинции, 1550–1650 гг . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 76. ИСБН 0-231-05578-1 .
- ^ Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры Сэр Томас Уокер Арнольд, стр. 130
- ^ «BBC – Религии – Ислам: Рабство в исламе» . bbc.co.uk. Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Кливленд, Уильям Л. «История современного Ближнего Востока. 3-е издание». п. 46
- ^ Некоторые заметки о Девсирме , Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , Том. 29, № 1, 1966, VLMenage (Издательство Кембриджского университета, 1966), 64.
- ^ Некоторые заметки о Девсирме , Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , Том. 29, № 1, 1966, VLMenage (Издательство Кембриджского университета, 1966), 70.
- ^ Шейх Бали-Эфенди о Сефевидах , Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , Том. 20, № 1/3, 1957, В. Минорский, (Издательство Кембриджского университета, 1957), с. 437.
- ^ Либьер, Альберт Хоу, Правительство Османской империи во времена Сулеймана Великолепного , (Harvard University Press, 1913), стр. 63–64.
- ^ Пол Виттек (1955). «Девсирме и шариа». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 17 (2): 271–278.
- ^ Микаберидзе, Александр (2011). Конфликт и завоевания в исламском мире: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 273. ИСБН 978-1-59884-337-8 .
Это фактически поработило некоторых неисламских подданных султана и, следовательно, было незаконным в соответствии с исламским законодательством, которое предусматривало, что завоеванные немусульмане должны быть демилитаризованы и защищены.
- ^ Кунт, И. (2000). «Возвышение османов». В Джонсе, Майкл (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, том 6, около 1300–1415 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 860. ИСБН 978-1-13905574-1 .
- ^ Ф. Э. Питерс. Монотеисты: евреи, христиане и мусульмане в конфликте и конкуренции, Том II: Слова и воля Бога . Издательство Принстонского университета . п. 122.
- ^ Jump up to: а б Сами Зубайда. Закон и власть в исламском мире . Академик Блумсбери. п. 115.
- ^ Jump up to: а б с Уильям Джервас Кларенс-Смит. Ислам и отмена рабства . стр. 38–9.
- ^ Хэтэуэй, Дж. (2005). Бешир-ага: главный евнух османского императорского гарема . Создатели серии «Мусульманский мир». Публикации Oneworld. п. 4. ISBN 978-1-85168-390-1 .
- ^ Льюис, Бернард (1992). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование . Издательство Оксфордского университета. п. 65 . ISBN 978-0-19-505326-5 .
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 151–152.
- ^ Энциклопедия ислама (Leiden Grill, 1967–97), том. 4, ст. «Девширме». стр 151.
- ^ Джон А. Файн – Балканы позднего средневековья: критический обзор, pdf
- ^ Насух, Матракчи (1588). «Вербовка янычар на Балканах». Сулейманнаме, Сарайский музей Топкапы, г-жа Хазине 1517
- ^ Басгоз, И. и Уилсон, Х.Э. (1989), Образовательная традиция Османской империи и развитие турецкой образовательной системы республиканской эпохи. Турецкое обозрение 3(16), 15
- ^ Перри Андерсон (1979). Происхождение абсолютистского государства. Версо. п. 366
- ^ Льюис, Рафаэла (1988). Повседневная жизнь в Османской Турции . Интернет-архив. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Дорсет Пресс. п. 25. ISBN 978-0-88029-175-0 .
- ^ Андрина Стайлз, «Османская империя: 1450–1700» (Hodder & Stoughton, 1989), стр. 66–73.
- ^ Шоу 1976, с. 114
- ^ Куймджян, Дикран (1997). «Армения от падения Киликийского царства (1375 г.) до принудительной миграции при шахе Аббасе (1604 г.)» в книге « Армянский народ от древних до наших дней», том II: Иностранное владычество к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века . Ричард Ованнисян (редактор) Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 12–14. ISBN 1-4039-6422-X .
- ^ (на армянском языке) Зулалян, Манвел . «Девширме» (Сбор детей) в Османской империи согласно турецким и армянским источникам Патма-Банасиракан Хандес 5-6/2-3 (1959). стр. 247–256.
- ^ Таскин, У. (2008). «Klasik donem Osmanli egitim kurumlari - Османские образовательные основы в классическом понимании» (PDF) . Журнал международных социальных исследований . 1 (3): 343–366.
- ^ Барки, Карен (2008). Империя различий: Османы в сравнительной перспективе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-71533-1 .
- ^ Коппер, Пол. «Система Девширме — необходимое зло» . Академия.edu . Американский военный университет . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Басгоз, И. и Уилсон, Х.Э. (1989). Образовательная традиция Османской империи и развитие турецкой образовательной системы республиканской эпохи. Турецкое обозрение 3(16), 15.
- ^ Ван Дуинкеркен, В. (1998). Образовательная реформа в эпоху танзимата (1839–1876): Светские реформы в танзимате (неопубликованная магистерская диссертация, Университет МакГил). Получено с http://digitool.library.mcgill.ca:1801/webclient/StreamGate?folder_id. Архивировано 28 марта 2012 г. в Wayback Machine =0&dvs=1248070802480~852.
- ^ Таскин, У. (2008). Османские учебные заведения классического периода – османские образовательные фонды в классическом понимании. Международный журнал социальных исследований – Журнал международных социальных исследований 1, 343–366.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Б. (1973). Дворцовая школа Мухаммеда Завоевателя (Переиздание). Нью-Йорк: Арно Пресс.
- ^ Jump up to: а б Ипсирли, М. (1995). Эндерун. В энциклопедии Диянет Ислам (том XI, стр. 185–187). Стамбул, Турция: Фонд Turkiye Diyanet.
- ^ Кэтрин Хейн, Девширме - оспариваемая практика (2012) [ постоянная мертвая ссылка ] , Historia: Документы Альфа Ро, том. 2, с. 167, 168.
- ^ Хорникер, АН (1944). Корпус янычар. Военное дело 8 (3), 177–04.
- ^ Ильгурель, М. (1988). Мальчик-новичок. В энциклопедии Диянет Ислам (том I, стр. 324–25). Стамбул, Турция: Фонд Turkiye Diyanet.
- ^ Акарсу, Ф. (nd) «Эндерун: Дворцовая школа для одарённых». Получено с http://fusunakarsu.com/articles/ENDERUN_ustun_yetenekliler_icin.html. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Джефферсон, Джон (17 августа 2012 г.). Священные войны короля Владислава и султана Мурада: Османско-христианский конфликт 1438–1444 годов . БРИЛЛ. п. 13. ISBN 978-90-04-21904-5 .
- ^ Восточный отдел (2003). Опись османско-турецких документов о вакфе, хранящихся в Отделе Востока в Санкт-Петербурге. Национальная библиотека Кирилла и Мефодия: Реестры Народная библиотека "Св. Кирилл и Мефодий" п. 243. ИСБН 9789545230721 .
Сехабеддин Паша, призывник девширме.
- ^ Jump up to: а б с Джемаль Кафадар. «Вопрос упадка Османской империи». Гарвардский обзор Ближнего Востока и ислама, том. 4, нет. 1-2, 1997–1998, стр. 52.
- ^ Хаббард, Гленн и Тим Кейн. (2013). Баланс: экономика великих держав от Древнего Рима до современной Америки. Саймон и Шустер. п. 152. ISBN 978-1-4767-0025-0
- ^ Цюрхер, Эрик (1999). Вооружение государства . Лондон и Нью-Йорк: LB Tauris and Co. Ltd., с. 80. ИСБН 1-86064-404-Х .
- ^ Мерфи 2006 , стр. 44–45.
- ^ Мерфи 2006 , с. 46.
- ^ Мерфи 2006 , с. 223.
- ^ Кинросс, стр. 456–457.
- ^ Хаббард, Гленн и Тим Кейн. (2013). Баланс: экономика великих держав от Древнего Рима до современной Америки. Саймон и Шустер. п. 153. ISBN 978-1-4767-0025-0
Ссылки
[ редактировать ]- Насух, Матракчи (1588 г.). «Вербовка янычар на Балканах» . Сулейманнаме, Музей Топкапы Сарай, г-жа Хазине 1517 .
- Шоу, Стэнфорд (1976). История Османской империи и современной Турции, Том I. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-21280-4 .
- Мерфи, Роудс (2006) [1999]. Османская война, 1500–1700 гг . Рутледж. ISBN 978-1-135-36591-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Ислам и рабство: устойчивость истории» . Экономист . 22 августа 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Девсирме» в «Энциклопедии Востока»
- Сайт об Османской империи – оригинальная немецкая версия; здесь его янычарская страница. Архивировано 5 февраля 2012 г. на Wayback Machine (для дальнейшего использования).
- Devshirme
- Военные Османской империи
- Рабы из Османской империи
- Преследования христиан в Османской империи
- Преследования греков в Османской империи до 20 века.
- Культура Османской империи
- Общество Османской империи
- Образование в Османской империи
- Военное рабство
- Османская работорговля
- Европейская работорговля
- Антиинтеллектуализм