Jump to content

Османско-сефевидские отношения

Персидская и Османская империи в 1661 году

История османско-сефевидских отношений ( персидский : روابط عثمانی و صفوی) началась с основания династии Сефевидов в Персии в начале 16 века. Первоначальный конфликт между Османской империей и Сефевидами завершился битвой при Чалдыране в 1514 году, за которым последовало столетнее приграничное противостояние. В 1639 году Сефевидская Персия и Османская империя подписали Зухабский договор , который признал Ирак под контролем Османской империи и решительно разделил Кавказ на две части между двумя империями. По большей части договор Зухаб был консолидацией Мира Амасьи, заключенного примерно столетием ранее. [ 1 ]

До XVIII века борьба между сефевидской версией шиитского ислама и османско-турецкой версией суннитского ислама продолжала оставаться важным аспектом боевых отношений между двумя крупными империями. [ 2 ] В начале 18 века персидско-османские мирные переговоры представили новую концепцию межмусульманских отношений, согласно которой суверенные государства могли сосуществовать как автономные части исламского мирового сообщества. [ 3 ] Хотя дальнейшие отношения определялись взаимным страхом перед слабостью и недоверием, только в 1847 году Каджарская Персия и Османская империя заключили существенный мирный договор в Эрзуруме , положив начало столетию мира. [ 2 ] после столетий соперничества.

Возникновение соперничества: 16 век.

[ редактировать ]
Укрепления вдоль границы Османской империи с Сефевидским Ираном , из истории султана Сулеймана , автор Сейид Локман . Рукопись на персидском языке , созданная в Константинополе (современный Стамбул ), датированная 1579 годом.

Роль религии

[ редактировать ]

Ислам сыграл особенно важную роль в определении отношений Османской империи и Сефевидов. И Сефевиды, и Османы полагались на связи с исламом, чтобы оправдать свои индивидуальные правила. Однако исламский закон предотвращает войну мусульман друг против друга, за исключением случаев, когда возникает религиозная необходимость обеспечить соблюдение священного закона или пресечь нарушения его. [ 4 ] Таким образом, чтобы одна держава начала войну против другой, ему пришлось бы религиозно оправдать свои действия. Селим I, султан Османской империи в начале 1500-х годов, искал такого оправдания. Религиозные ученые и официальные лица Османской империи быстро назвали Шаха Исмаила и, как следствие, его последователей угрозой исламу из-за учений, которые они считали еретическими. В результате Селим I приказал казнить всех сочувствующих шаху Исмаилу как в Константинополе, так и на всей территории Османской империи. [ 5 ]

Сефевидская угроза в Османской империи

[ редактировать ]
Карта Сефевидского Ирана. территория Месопотамии , навсегда потерянная под властью османов в 1639 году. Заштрихована

Жесткость, с которой Селим I обратился к Империи Сефевидов, отражала угрозу, которую он чувствовал, возникающую в границах Османской империи. В 1507 году Исмаил I совершил набег на Анатолию, раскрыв начало угрозы, которую представляла недавно возникшая империя Сефевидов. Восстания в Анатолии последователей шиитской секты во время восстания Шахкулу в 1511 году укрепили страх Селима перед внутренним восстанием. [ 5 ] Восстания и шиитская культура сохранили влияние шаха Исмаила и Сефевидов. Он придерживался той же риторики, которую использовали Сефевиды против отправки военной силы для подавления восстания.

Торговое эмбарго

[ редактировать ]

Османы постоянно использовали торговое эмбарго против Империи Сефевидов как способ утвердить господство над своим восточным соперником. Решающая победа Османской империи над Сефевидами при Чалдыране в 1514 году привела к установлению османского правления в Малой Азии. [ 6 ] В связи с вторжениями на земли Сефевидов и захватом Багдада Селим I начал ограничивать торговые пути для торговцев шелком Сефевидов и арестовывать всех, кто въезжал в Османскую империю из Империи Сефевидов. Ограничение торговли и аресты интеллектуалов, связанных с Сефевидами, были отменены только под руководством Сулеймана Великолепного. Эмбарго также применялось в 1603 году, когда усиление власти Сефевидов на Востоке снова стало тревожной угрозой, но эмбарго не было таким успешным, как те, которые применял Селим I. [ 7 ] Торговля Сефевидов с европейскими рынками через Россию и Кавказ часто сводила на нет блокаду торговых путей через Османскую империю. [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Херциг, Эдмунд; Куркчиян, Марина (10 ноября 2004 г.). Армяне: прошлое и настоящее в формировании национальной идентичности . ISBN  978-1-135-79837-6 . Проверено 30 декабря 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б Калабрезе, Джон (1998). «Турция и Иран: пределы стабильных отношений». Британский журнал ближневосточных исследований . 25 (1): 75–94. дои : 10.1080/13530199808705655 . JSTOR   195848 . ПроКвест   205385192 .
  3. ^ Такер, Эрнест (1996). «Мирные переговоры 1736 года: концептуальный поворотный момент в османско-иранских отношениях». Бюллетень Ассоциации тюркских исследований . 20 (1): 16–37. JSTOR   43384524 .
  4. ^ Финкель, Кэролайн (2007). Мечта Османа: История Османской империи . Нью-Йорк: Основные книги. п. 104.
  5. ^ Jump up to: а б Хесс, Эндрю К. (1973). «Османское завоевание Египта (1517 г.) и начало мировой войны шестнадцатого века». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 4 (1): 55–76. дои : 10.1017/S0020743800027276 . JSTOR   162225 .
  6. ^ Лабиб, Субхи (1979). «Эра Сулеймана Великолепного: кризис ориентации». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 10 (4): 435–451. дои : 10.1017/S002074380005128X . JSTOR   162212 .
  7. ^ Ридлмайер, Андрес (1981). «Османско-сефевидские отношения и анатолийские торговые пути: 1603-1618». Бюллетень Ассоциации тюркских исследований . 5 (1): 7–10. JSTOR   43385090 .
  8. ^ Отношения Тегерана и Москвы, 1979-2014 гг . [ самостоятельно опубликованный источник? ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Казале, Синем Аркак (2023). Дары в эпоху империи: культурный обмен Османской империи и Сефевидов, 1500–1639 гг . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0226820422 .
  • Казале, Синем А. (2018). «Иконография дара: дипломатия и имперское самооформление при Османском дворе». Художественный вестник . 100 (1): 97–123. дои : 10.1080/00043079.2017.1367912 .
  • Гюнгёрюрлер, Селим (2018). «Основы османско-сефевидских отношений мирного времени, 1639–1722». Турецкий исторический обзор . 9 (2): 151–197. дои : 10.1163/18775462-00902002 . S2CID   149466670 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f79e4ec332ca81505ff86193d4b4a42e__1698095520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/2e/f79e4ec332ca81505ff86193d4b4a42e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ottoman–Safavid relations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)