Jump to content

Женщины в Османской империи

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Османские женщины наслаждаются кофе в гареме.

В Османской империи женщины пользовались разнообразным спектром прав и были ограничены по-разному в зависимости от периода времени, а также от их религии и класса. Империя, сначала как туркменский бейлик , а затем как многоэтническая и многоконфессиональная империя, управлялась в соответствии с кануном , полусветским сводом законов, принятым османскими султанами . Более того, соответствующие религиозные писания многих конфессиональных общин играли важную роль в правовой системе: для большинства османских женщин ими были Коран и хадисы в интерпретации исламских юристов , часто называемые шариатом . Большинству османских женщин было разрешено участвовать в правовой системе, покупать и продавать собственность, наследовать и завещать богатство, а также участвовать в другой финансовой деятельности, права, которые были необычными для остальной Европы до 19 века.

Социальная жизнь женщин часто носила характер относительного уединения. Степень уединения менялась, иногда радикально, в зависимости от класса. Городские женщины жили в некоторой степени сегрегации по признаку пола на протяжении большей части истории империи, поскольку многие общественные собрания были разделены, и многие городские женщины из высшего сословия носили чадру в общественных местах; с другой стороны, сельские женщины часто не имели таких ограничений. Таким образом, до вестернизации обычаи ношения хиджаба и сегрегации по признаку пола рассматривались как признак статуса, привилегий и класса; впоследствии это рассматривалось как знак османских и исламских ценностей. [ 1 ]

Султанат женщин , эпоха, начавшаяся в 1520-х годах, была периодом, в течение которого высокопоставленные женщины обладали значительной политической властью и общественным значением благодаря своему участию во внутренней политике, внешних переговорах и регентству . Валиде-султаны , матери султана , приобрели значительное влияние благодаря политике гарема. Некоторыми из наиболее влиятельных валиде-султанов были Нурбану Султан , Сафие Султан , Хандан Султан , Халиме Султан , Кёсем Султан и Турхан Султан . Хотя Хюррем Султан не была валиде, она считается началом эпохи, поскольку была первой наложницей, вышедшей замуж за султана и получившей титул Хасеки , что означает «любимая».

В более поздние периоды наблюдалось серьезное политическое и религиозное сопротивление дальнейшему расширению прав женщин, пока явное развитие прав женщин в Европе и Северной Америке не начало влиять на османов. Реформы Танзимата девятнадцатого века создали дополнительные права для женщин в соответствии с этими событиями. Эти реформы имели далеко идущие последствия, особенно в области образования: первые школы для девочек открылись в 1858 году. Однако учебная программа этих школ была в основном сосредоточена на обучении женщин тому, как стать женами и матерями, а также на структурных реформах, таких как всеобщее избирательное право . , произойдет только в первые годы существования Турецкой Республики , государства-преемника империи.

14 и 15 века

[ редактировать ]

Женщины в ранней Османской империи пользовались значительными личными и экономическими правами в соответствии с ханафитской интерпретацией шариата , кануном , а также другими документами в определенных религиозных контекстах. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Однако женщины по большей части отсутствовали в политической сфере, поскольку экспансионистский характер государства ставил военную мощь на первое место, а мужчины считались более компетентными в во многом совпадающих сферах военной и политической жизни. [ 5 ] Сегрегация по признаку пола в определенных контекстах была обычным явлением в ранней империи; женщины во многих случаях были изолированы от мужчин в интимной, но несексуальной среде. [ 6 ]

Хюррем (Роксолана), султан хасеки во время . правления Сулеймана

XVI век ознаменовался правлением Сулеймана , во время которого он создал титул хасеки-султана , главной супруги или жены султана, а также еще больше расширил роль королевских женщин в политике, способствуя созданию второй по влиятельности положение в Османской империи, валиде-султан , мать султана. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Это было началом Женского Султаната , где женщины впервые в истории империи были активны в политической сфере, а Императорский гарем обладал огромной политической властью. [ 8 ] Однако столкновения между относительно эгалитарной общественностью, суфийскими орденами, которым они следовали (многие из которых включали женщин- шейхов ), и более консервативными улемами продолжались. [ 10 ] Проявлением этого были магазины каймака, в которых женщины и мужчины регулярно встречались независимо от семейного положения. Многие ученые из числа улемов увидели в этом признак колеблющейся религиозной преданности и призвали запретить женщинам входить в магазины каймаков , который, хотя и был позже отменен, был введен в действие в 1573 году. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

17 и 18 веков

[ редактировать ]

17-й и 18-й века часто рассматриваются как последние два столетия довестернизированной османской культуры. , по-прежнему считали права женщин Европейские посетители, такие как леди Мэри Уортли Монтегю относительно надежными в то время, поскольку право женщины на развод, владение собственностью и отказ от супружеского секса не было обычным явлением в остальной Европе до конца 19 века. [ 14 ] Именно в этот период в османском обществе существовал относительно открытый взгляд на большинство форм сексуальности. [ 15 ] и многие авторы, такие как Эндерунлу Фазыл , опубликовавший книги о мужской и женской сексуальности, ознаменовали отход от преимущественно мужского взгляда на сексуальность в ранней империи. [ 16 ] [ 17 ] Однако этот новый жанр эротических работ, касающихся женщин, часто вызывал значительную негативную реакцию, поскольку в отличие от дискуссий о сексуальности мужчин и между мужчинами, которые часто принимались и даже прославлялись, женская сексуальность часто рассматривалась как личное дело. [ 18 ] Это привело к регулированию и цензуре некоторых книг, наиболее известной из которых » Эндерунлу Фазила ( является «Зенаннаме букв. «Книга женщин»). [ 16 ] Более того, некоторые султаны, такие как Осман III , были известны своим негативным отношением к женщинам. Осман III, будучи единственным среди султанов по строгости действий, которые он предпринял в этом преследовании, запретил женщинам в Константинополе выходить на улицы в модной одежде и приказал им одеваться просто и завуалировано. [ 19 ] наказывая при этом тех, кто не соблюдал эти законы, иногда смертью. [ 20 ]

19 и 20 века

[ редактировать ]
Понтийские греческие женщины в западной одежде

XIX век был по большей части веком вестернизации империи. Из-за относительной стагнации прав женщин в Османской империи; Европейские наблюдатели, а также тайные общества, такие как « Молодые османы» , заявили о необходимости серьезной реформы. [ 21 ] Молодые османы критиковали османские обычаи, которые препятствовали развитию прав женщин, и говорили о важности женщин в обществе, синтезируя при этом указанные изменения с исламскими ценностями. [ 22 ] В результате всех этих усилий во второй половине XIX века были открыты акушерские школы и средние школы. [ 23 ] У этих изменений было много противников, особенно консерваторы, такие как Абдул Хамид II и многие члены улемов , а также и другие; многие ученые и авторы, такие как Ахмет Митхат Эфенди , согласились с большинством этих изменений, но сопротивлялись мнению, что османы должны «безоговорочно принять превосходство Запада», в то же время «явно отвергая» его, по словам Усамы Макдиси. [ 21 ] По сей день влияние вестернизации на права женщин в Османской империи остается спорным среди ученых. [ 21 ] [ 24 ]

Первая мировая война также вызвала различные изменения в области прав женщин. В этот период были внесены правовые регулирования в шариате законы, основанные на ; многоженство оставлялось на усмотрение женщины, а брак подвергался государственному контролю. Это постановление могло просуществовать только в течение года, поскольку позже оно было отменено Партией свободы и согласия после раздела Османской империи союзниками . [ 25 ]

Социальная жизнь

[ редактировать ]
Турецкие женщины курят кальян , около 1910 года.

На протяжении большей части Османской империи взаимодействие многих женщин ограничивалось общением между другими женщинами и членами их семей. Женщины общались друг с другом дома, а также в банях. [ 6 ] Женщины из высшего общества, особенно те, кто не жил во дворце, навещали друг друга в домах, однако те, кто жил во дворце, подчинялись строгому этикету, мешавшему легкому общению. Женщины часто приносили на светские мероприятия свои лучшие купальные принадлежности, такие как вышитые полотенца и высокие деревянные сандалии. [ 26 ] Как и в любом обществе, стиль одежды играл важную роль в общественной жизни османских женщин. По словам жены британского посла в Стамбуле XVIII века леди Мэри Уортли Монтегю , одежда османских женщин «отражала их достоинство и права». [ 14 ] То, как одевалась османская женщина, указывало не только на ее статус в обществе, но и на ситуацию. Одевались две категории: одежда для повседневного ношения и одежда для особых случаев. [ 14 ] В таких особых случаях, таких как свадьбы и помолвки, женщины общались за пределами своей семьи и окружения. [ 27 ]

С распространением западного влияния в XIX веке османские женщины стали чаще общаться с европейскими женщинами. Взаимодействие с жителями Запада в этот период изменило социальную жизнь многих османских и западных женщин, и для османских женщин стало нормой приглашать и принимать европейских знакомых в свои дома и свою жизнь. [ 14 ]

Картина XVIII века, изображающая гарем султана Ахмеда III , работы Жана Батиста Ванмура.

Хотя гарем имеет много разных описаний и может описывать любое пространство, разделенное по полу, отведенное для женщин, его наиболее буквальное использование - это описание части дома, отведенной для женщин во многих исламских культурах, обычай, сравнимый с (и, по мнению Никки Кедди, возможно, заимствовано из) греко-византийского гинецея . [ 1 ] Однако в контексте Османской империи слово « гарем » неразрывно связано с императорским гаремом , где женщины-члены османского двора проводили значительную часть своего времени. Популярная турецкая история Императорского гарема основана на мемуарах, личных письмах и отчетах о путешествиях иностранок, и один из лучших способов заглянуть внутрь Императорского гарема — это воспользоваться помощью людей, которые имеют личный опыт общения с Гаремом. . Гарем султана описывается как очень разнообразное место, где большинство женщин являются порабощенными христианками. [ 28 ]

Кавидан, жена Аббаса Хильми II и принявшая ислам, — одна из женщин, поделившихся своим анализом императорского гарема. Она сказала, что гарем был сохранен таким образом, которого желала так называемая ложная версия ислама , породившая правящий класс, полный зависти и не соответствующий принципам и доктрине Мухаммеда . Она сравнила его с гаремом времен Мухаммеда и заявила, что женщины имели все права в гареме его времени и обладали подлинной свободой.

Однако разные люди, пережившие гарем, часто имели разные точки зрения. Кавидан критиковала религию и культуру, которую она приняла, тогда как другие, такие как Лейла Саз , очень позитивно передали воспоминания о ее детстве и юности в Османском гареме. [ 29 ]

Образование

[ редактировать ]

До девятнадцатого века не существовало формального государственного образования для османских женщин. Молодые османские девушки получали образование в гареме ; они освоили такие навыки, как «шитье, вышивание, игра на [османской] арфе ( ченг ), пение и запоминание обычаев и церемоний». [ 23 ]

Танзимат . предоставил женщинам дополнительные права, особенно в сфере образования Некоторые из первых школ для девочек, названные Рюштиес , открылись в 1858 году, после чего в 1869 году последовал бум, когда начальное образование стало обязательным. [ 23 ] В 1860-е годы для османских женщин открылось множество новых возможностей получения образования. В этом десятилетии появились первые средние школы, педагогический колледж и промышленные школы под названием «Инас Санайи Мектеплери» , которые были созданы одновременно с индустриальными школами для мальчиков. [ 23 ] В то время как образование мужчин было сосредоточено на профессиональной подготовке, образование женщин было сосредоточено на том, чтобы помочь девочкам стать лучшими женами и матерями с утонченными социальными качествами. [ 30 ] Женщины, которые начали свое образование в подростковом возрасте, сначала сосредоточили внимание на формальных навыках, манере говорить, читать и писать. В школах преподавали различные предметы и включили гаремное образование в модернизированную систему государственного образования. [ 23 ]

Движение за образование женщин было инициировано в значительной степени женскими журналами, наиболее известным среди которых был османско-турецкий Hanımlara Mahsus Gazette ( «Женский вестник» ), который выходил в течение четырнадцати лет и был достаточно успешным, чтобы основать собственную прессу. Журнал, в котором преобладали женщины, стремился дать женщинам возможность стать лучшими матерями, женами и мусульманками. Его темы варьировались от дискуссий о феминизме, моде, экономическом империализме и автономии, сравнении османской модернизации с японской модернизацией и технологиях. Журнал также включал обычное содержание женского журнала среднего класса девятнадцатого века: королевские сплетни, наука домохозяйки, здоровье, оздоровительная фантастика и воспитание детей. [ 30 ]

Политика

[ редактировать ]
Сулейман , правление которого положило начало Женскому Султанату

До шестнадцатого века женщины не имели значительного политического влияния, пока Сулейман не взошел на трон в 1520 году, что положило начало Женскому султанату . [ 7 ] Мать султана, которая сама, вероятно, была рабыней в императорском гареме, получила особый статус валиде-султана и могла пользоваться огромным политическим влиянием. [ 31 ] Султаны Валиде и ведущие наложницы помогали в создании внутриполитических фракций, в переговорах с иностранными послами и в качестве советников султана. Важность Императорского гарема росла по мере того, как женщины становились более влиятельными в политике; Благодаря этому росту открылось и больше возможностей для женщин. [ 31 ]

В ту эпоху высокопоставленные женщины пользовались политическим влиянием, и две из них имели общественное значение. Двумя важными фигурами, которые моделировали это общественное значение, были Кёсем Султан и Турхан Султан : своими ролями они превратили отношения валиде-султана и ее сына из строго частных в отношения, объединяющие империю. [ 8 ] [ 31 ] Несмотря на новую известность Императорского гарема, большинство женщин оставались прикованными к его стене. [ 8 ] Только валиде-султан мог передвигаться за пределами Императорского гарема: даже эта мобильность была ограничена. Валиде -султан присутствовал на публичных церемониях и даже встречах с высокопоставленными правительственными чиновниками, при этом оставаясь в сильной чадре. [ 31 ] Из-за своего заключения женщины Императорского гарема имели множество сетей, которые способствовали их политическому влиянию, и это давало им значительный контроль; Валиде -султан , хасеки-султан и ведущие наложницы имели возможность формировать карьеру всех чиновников гарема, устраивая браки принцесс или освобожденных рабов. [ 31 ]

Женщины в османском праве

[ редактировать ]
Хасеки Хюррем Султан, также известная как Роксолана, была законной женой султана Сулеймана I и матерью султана Селима II. (9 января 1561 г.)

Канун представлял собой полусекулярную правовую систему, распространявшуюся на всех граждан Империи и содержащую законы, принятые османским султаном. Его заявленная цель состояла в том, чтобы дополнить религиозный (особенно исламский) закон, однако он также часто использовался для замены религиозного закона, если этот закон считался не имеющим исковой силы или по иным причинам нежелательным. [ 32 ]

Религиозные законы также играли очень большую роль в Османской империи. Шариат сформировал законы мусульман в империи и имел некоторое влияние на светский канун ; Православное каноническое право и еврейская Галаха играли аналогичную роль для своих общин, хотя в межконфессиональных делах с участием мусульман чаще всего использовался исламский религиозный закон. [ 33 ] [ 34 ]

В рамках этих законов женщины обладали правами, которые считались необычными с европейской точки зрения. [ 14 ] Эти права включали, помимо прочего, возможность владеть собственностью, самостоятельно обращаться в судебную систему, не консультируясь с мужчинами (включая подачу в суд исков о разводе), получать неформальное образование в религиозной и научной областях, а также быть финансово независимый. [ 3 ] [ 4 ] [ 35 ]

Несмотря на это, суд не считал мужчин и женщин по-настоящему равными, и на них действовали отдельные кодексы законов и процедуры. [ 36 ] Преступления требовали присутствия в суде минимального количества свидетелей. Тем не менее, женщины в основном не могли принести эту присягу для дачи показаний в суде, а поскольку они проводили большую часть своего времени в присутствии других женщин, часто было невозможно найти свидетелей-мужчин, которые могли бы дать показания от их имени. [ 36 ]

Более того, молодые женщины, как правило, мало что могли сказать о своем замужестве. Если семья девушки согласилась, родители решали вопрос между собой. Как только вопрос будет решен, будет заключен брачный контракт. Социально ожидалось, что и жених, и невеста проявят согласие по поводу контракта. У соглашения будут свидетели, но жених и невеста дадут согласие отдельно. [ 37 ]

Законы об изнасиловании, хотя и строгие, не всегда защищают жертв-женщин, поскольку законы, призванные защищать их в случае изнасилования, на практике могли быть обращены против них. Например, в случае изнасилования молодой девушки защита преступника могла бы заключаться в утверждении, что виновата семья жертвы, а не он, потому что они вообще позволили девушке покинуть свой дом. [ 38 ]

Что касается развода, османы считали, что непростые и несчастливые семейные отношения нанесут вред союзу и обществу в целом. Женщинам будет разрешено развестись при определенных условиях. Однако мужчинам не нужно было указывать причину, и они могли рассчитывать на компенсацию и компенсацию своим женам, тогда как женщины должны были указать причину, например, «между нами отсутствует хорошее взаимопонимание». При разводе женщины теряли все финансовые выгоды, полученные в результате брака, и иногда им приходилось платить мужу. [ 39 ] Если женщина овдовеет, ей придется обратиться в суд и попросить разрешения на повторный брак. Это также потребовало ряда показаний для объяснения обстоятельств смерти ее мужа. Если свидетельские показания и доказательства покажут, что женщина не виновата в смерти мужа, то ей будет разрешено снова выйти замуж.

Наследование

[ редактировать ]

Женщины в Османской империи могли наследовать имущество от своих умерших родителей или мужей, хотя часто в меньшей степени от своих родственников-мужчин. В записях «совершенно ясно» говорится, что, по крайней мере, что касается исламских судов, закон о наследстве всегда применялся в соответствии с шариатом . [ 40 ] Это означает, что везде, где в качестве наследницы умершего упоминается женщина, она также будет в списке получателей акций и будет указана ее доля. Однако документы о наследовании, составленные кади, не являются достаточным доказательством того, что имущество действительно перешло в руки женщин, поскольку есть записи, подразумевающие, что посредством «создания семейных вакфов» и «подарков членам мужского пола» женщины, в в некоторых случаях лишаются наследства в нарушение исламского права. [ 40 ] [ 41 ] Другие записи Бурсы семнадцатого века содержат большое количество документов, которые, по сути, описывают юридические споры с участием женщин по поводу поместья и наследства, показывая, что во многих, хотя и не во всех случаях, женщины действительно наследовали собственность, даже если эта собственность была меньше, чем Первоначально были составлены документы о наследовании. [ 40 ]

Женщины в Османской империи также могли наследовать сельскохозяйственные земли, но расхождение между религиозным законом и практикой, касающейся сельскохозяйственной собственности, считалось наиболее вопиющим. [ 42 ] Во многом это произошло из-за системы Тимара, где сельскохозяйственные земли не подлежали «наследованию» в том же смысле, что и другая собственность, и владельцы этих земель были просто собственниками, которым земля давалась условно в обмен на постоянную лояльность и прибыль. Это оставило этот вопрос в рамках закона канун , а не исламского права, а имперский закон предписывал, чтобы существовала прямая наследственность сельскохозяйственных земель только от умершего мужчины к его сыновьям мужского пола. Если у умершего были только дочери и жена (или жены), эти наследники должны были заплатить землевладельцу налог тапу (своего рода въездной штраф), чтобы получить землю. [ 40 ] [ 43 ]

Экономическая жизнь

[ редактировать ]
Египетская женщина- феллах , крестьянка или фермер, отличающаяся от эфенди класса землевладельцев , картина Элизабет Иерихау-Бауманн в 1878 году. Иерихау-Бауманн основала эту и подобные работы на своем опыте путешествия по Османской империи в 1869–1870 и 1874 годах. 1875. В отличие от многих своих современников, она имела доступ к гаремам региона и могла основывать свои картины на личных наблюдениях. Многие из ее героев настаивали на том, чтобы их нарисовали по последней парижской моде.

Женщины играли множество ролей в Османской империи в соответствии со своим социальным положением. В то время как женщины из менее обеспеченных семей ограничивались выполнением работы по дому, в богатых семьях они несли ответственность за домашнее хозяйство. [ 44 ] Богатые семьи владели огромной собственностью, такой как множество домов, животных, обширные земли и большое количество слуг. Женщины будут контролировать деятельность на этих фермах, а в некоторых случаях также заботиться о детях. [ 45 ]

Более богатые женщины играли жизненно важную роль в экономике Османской империи. [ 46 ] Эти женщины обладали значительным влиянием, а мусульманки, в частности, покупали и продавали собственность, наследовали и завещали богатства, создавали вакфы (пожертвования), занимали и давали взаймы деньги, а иногда служили держателями Тимаров (своего рода вотчина, предоставленная османской кавалерии). и низшее дворянство). Женщины также обладали правами узуфрукта на государственные земли в качестве налоговых фермеров и в деловых партнерствах.

Вакфы в период Османской империи обычно использовались в качестве учреждений общественного благоустройства с целью создания и поддержания таких учреждений, как бимаристаны или медресе . [ 47 ] Многие османские женщины были среди основателей вакфов, и существование их наделов имело решающее значение в экономической жизни их общин; из 491 общественного фонтана в Стамбуле, построенного в период Османской империи и просуществовавшего до 1930-х годов, почти 30% были зарегистрированы в вакфах, принадлежавших женщинам. [ 48 ] Дальнейший анализ вакфов в османских городах показал, что значительное количество вакфов носят имена женщин, а в некоторых местах около 50% вакфов. [ 49 ]

Из-за своего влияния в шариатских судах и важности этих судов в империи женщины-немусульманки, которых судили другие суды в соответствии с системой Милле или ее предшественниками, часто рассматривали обращение как способ достижения большей автономии. [ 50 ] Женщины также имели доступ к системе правосудия и могли обращаться к судье, а также сами предстать перед судом.

Поскольку женщины имели доступ к правовой системе, большая часть информации об их роли в османском обществе получена из судебных протоколов. [ 51 ] В таких городах, как Бурса , женщины свободно появлялись в суде в семнадцатом веке. В качестве примера можно привести судебный протокол 1683 года, в котором женщина подала в суд на человека, который якобы конфисковал магазин, который она формально унаследовала после смерти мужа. В другом случае женщина подала в суд на человека, который якобы ворвался в ее дом и отобрал у нее различные вещи. Хотя эти два примера демонстрируют активную роль, которую женщины играли в османских судах, были задокументированы и многие другие случаи. [ 46 ] [ 29 ] Женщины также открыто подали в суды на членов своей семьи мужского пола в османских судах. В одном случае представлен случай, когда женщина подала в суд на своего мужа из-за того, что он построил пристройку к их дому, причем эта пристройка находилась на части дома, которая, по ее словам, принадлежала ей. Ее просьба о сносе новой части дома была удовлетворена. [ 46 ]

Другой способ, с помощью которого женщины обладали экономической властью, заключался в владении собственностью. Обзор записей кади в османском городе Бурса показал, что одна треть женщин, имеющих поместья, также владели собственным домом. [ 40 ] Помимо владения домами на свое имя, женщины также обычно продавали или сдавали в аренду свое имущество. В городских районах женщины владели или арендовали магазины, а иногда даже владели ремесленными мастерскими; Городские женщины также часто владели участками недалеко от города, такими как виноградники и мельницы. [ 40 ] Женщины также регулярно покупали и продавали сельскохозяйственные земли, несмотря на османский государственный закон, который запрещал женщинам наследовать сельскохозяйственные земли до тех пор, пока не будет уплачен государственный налог. Причиной этой собственности является тот факт, что женщины принимали активное участие в сельскохозяйственной жизни, обычно взяв на себя обработку полей и садов в отсутствие своих мужей, и записи показывают, что некоторые женщины содержали сельскохозяйственную собственность отдельно от собственности своих мужей. [ 40 ]

Женщины активно участвовали в кредитных операциях, как выдавая, так и получая денежные займы. Обзоры некоторых поместий города Бурсы показывают, что многие мужчины получали кредиты от своих жен, хотя обстоятельства, при которых были созданы эти кредиты, неоднозначны. [ 40 ] Есть также свидетельства того, что женщины давали деньги в долг нескольким разным людям одновременно, что указывает на то, что они могли выступать в качестве полупрофессиональных ростовщиков . Женщины также участвовали в инвестициях, хотя уровень их участия в этой области частично затенен практикой некоторых женщин назначать родственников-мужчин для ведения бизнеса и инвестиций от их имени. [ 42 ] Несмотря на это, есть записи о том, что женщины напрямую инвестируют в бизнес, торговлю и другие коммерческие предприятия. Хотя женщины могут участвовать в торговле косвенно, инвестируя в торговлю и торговые предприятия, свидетельств того, что женщины сами занимаются торговлей, мало. [ 40 ]

Одним из аспектов экономической жизни, в котором женщины имели ограниченное участие, было ремесло; мало . Архивных свидетельств того, что женщины сами были членами ремесленных гильдий различных городов, [ 42 ] Однако в некоторых районах было замечено, что женщины поддерживали взаимодополняющие отношения с ремесленниками, предоставляя капитал и инструменты, а также сдавая в аренду здания, которые ремесленники могли использовать во всех сферах, от выпечки до текстильных работ. [ 42 ] В других контекстах женщины часто имели враждебные отношения с гильдиями, при этом большинство архивных свидетельств участия женщин в гильдиях было обнаружено в судебных процессах. Женщины могли унаследовать право на участие в гильдиях в форме документа, называемого шипением , от своих родственников, но есть определенные случаи, когда гильдии предъявляют иск женщинам за попытку участвовать в жизни гильдии. В одном из таких случаев гильдия производителей свечей Бурсы возбудила судебный процесс против Фатмы Хатун; их утверждение заключалось в том, что в этой гильдии никогда раньше не было женщины, следовательно, ее участие в гильдии должно было быть незаконным. В ответ Фатма Хатун ответила, что это ее право, поскольку она унаследовала права на производство свечей от своего отца. [ 40 ]

Несмотря на их ограниченное участие в доминирующей системе гильдий, вполне вероятно, что женщины создавали свои собственные организации, особенно для услуг, в основном возглавляемых женщинами, таких как пение, танцы, стирка и уход за больными. [ 42 ] Часть женщин-ремесленниц в Османской империи работала полностью самостоятельно, производя товары у себя дома и продавая их на улицах, избегая поддержки трудовых организаций, посредников и традиционных магазинов. [ 40 ]

Джулио Розати , Осмотр вновь прибывших , 1858–1917, Черкесские красавицы

Рабство составляло значительную часть экономики Османской империи, и для порабощенных женщин это часто касалось сексуальных ролей, включая брак в молодом возрасте на рынке неоплачиваемого труда. [ 52 ] Тем не менее, работорговля не была исключительной, поскольку на рынок могли быть вовлечены люди всех рас и гендерной идентичности, за одним исключением были те, кто был классифицирован как зимми , или немусульмане, подчиняющиеся османским законам. [ 53 ] Владельцами также были мужчины и женщины, мусульмане и немусульмане. [ 53 ]

Черкесы , сирийцы и нубийцы были тремя основными этническими группами женщин, которых продавали в сексуальные рабыни. Черкесских девушек часто порабощали крымские татары , а затем продавали османам. Они были самыми дорогими (до 500 фунтов стерлингов) и пользовались наибольшим успехом у османов. Вторыми по популярности были сирийские девушки, в основном из прибрежных районов Анатолии . Их цена могла доходить до 30 фунтов стерлингов. Нубийские девушки были самыми дешевыми и наименее популярными: их стоимость составляла до 20 фунтов стерлингов. [ 54 ]

Наложницы османского султана состояли в основном из купленных рабынь, как правило, христианского происхождения. Наложниц охраняли порабощенные евнухи , часто сами выходцы из языческой Африки. Евнухов возглавляла Кизлар-ага ага [рабынь] девушек»). Хотя исламский закон запрещал кастрацию мужчины, эфиопские христиане не испытывали подобных угрызений совести; таким образом, они поработили и кастрировали жителей территорий на юге и продали полученных евнухов Османской Порте . [ 55 ]

Проституция

[ редактировать ]

Проституция была широко распространена в Османской империи, и ею занимались как мужчины, так и женщины, а также христиане, евреи и мусульмане. Проститутки встречались с клиентами в самых разных общественных местах и ​​часто обслуживали моряков и военнослужащих, особенно в их квартирах. Чтобы избежать обнаружения, некоторые женщины-проститутки маскировались под мужчин, а некоторые сутенеры женились на своих проститутках, чтобы оставаться вне поля зрения. [ 56 ]

Во времена поздней Османской империи Стамбул стал центральным центром торговли женщинами, сети которого действовали как внутри страны, так и за рубежом. И мужчины, и женщины были вовлечены в торговлю людьми и сводничество с проститутками. [ 57 ]

Хотя люди всех религий в Османской империи занимались проституцией, опыт проституток различался в зависимости от их религиозной принадлежности. В Османской империи мусульманским женщинам было запрещено вступать в брак или вступать в сексуальные отношения с мужчинами-немусульманами, в то время как мужчины-мусульмане могли жениться на немусульманках. Соответственно, закон предусматривал более суровые наказания для мусульманок, чем для немусульманок, обвиненных в проституции. [ 58 ] Тем не менее, многие мусульманки занимались проституцией, работая в основном дома и в общественных местах, а не в публичных домах. Женщины-проститутки обычно пытались ограничить свои сексуальные контакты «конфессиональными границами», поскольку дела с большей вероятностью были переданы в суд при пересечении религиозных границ. [ 59 ]

Записи показывают, что проститутки-мужчины также присутствовали в Османской империи. Большинство мужчин-проституток были зарегистрированы государством и часто работали в общественных банях. [ 60 ]

Экономическая необходимость вынудила многих заняться проституцией, особенно тех, у кого не было системы поддержки из-за развода, вдовства или экономического спада. Было отмечено, что бедные женщины, ранее порабощенные женщины, женщины из сельской местности и иммигранты занимались проституцией из-за финансовой необходимости. Занятие проституцией часто запятнало этих женщин как «позорных», что привело к их отчуждению и еще больше ограничило их экономические возможности. [ 61 ]

В Османской империи существовал сложный и неоднозначный правовой подход к проституции. Хотя исламский закон предписывает суровые наказания, такие как удары плетью и забивание камнями, за преступления незаконного сексуального характера, большинству проституток не грозила смертная казнь. Вместо этого проституток обычно изгоняли из района или города или заставляли платить штраф. [ 58 ] Ученые объясняют этот разрыв между правовой теорией и практикой трудностью доказывания сексуальных проступков, стимулами, с которыми сталкивается государство для разрешения проституции, а также двусмысленностью, заложенной в правовой теории проституции, учитывая ее юридическую эквивалентность более широкой категории зина (блуда). . [ 62 ] [ 63 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кедди, Никки Р. (1990). «Прошлое и настоящее женщин в мусульманском мире». Журнал всемирной истории . 1 (1): 77–108. JSTOR   20078457 .
  2. ^ Бишин, Вениамин Г.; Шериф, Ферьял М. (2017). «Женщины, права собственности и ислам» . Сравнительная политика . 49 (4): 501–519. дои : 10.5129/001041517821273026 . JSTOR   26330985 . S2CID   150506201 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Льюис, Рейна (2004). Переосмысление ориентализма: женщины, путешествия и османский гарем . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.
  4. ^ Перейти обратно: а б Фарохи, Макгоуэн и Памук 1994 , с. [ нужна страница ] .
  5. ^ Пирс, Лесли (осень 1988 г.). «Сдвиг границ: образы османских королевских женщин в 16 и 17 веках». Критическая матрица . 4 : 43. ПроКвест   1307823730 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Карабаба, Эминегюль; Гер, Гюлиз (2011). «Ранняя современная османская культура кофеен и формирование субъекта-потребителя». Журнал потребительских исследований . 37 (5): 737–760. дои : 10.1086/656422 . hdl : 11511/34922 . JSTOR   10.1086/656422 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Ермоленко, Галина (2005). «Роксолана: Величайшая императрица Востока». Мусульманский мир . 95 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Санджар, Асли (1993). Османские женщины . Сомерсет, Нью-Джерси: The Light, Inc.
  9. ^ Дэвис, Фанни (1986). «Валиде» . Османская леди: социальная история с 1718 по 1918 год . Академик Блумсбери. ISBN  0-313-24811-7 .
  10. ^ Кучук, Хюля (2013). «Женщины-заменители и шейхи в истории суфизма: случай суфийского ордена Мавлавия от его ранней фазы до восемнадцатого века». Обзор Мавланы Руми . 4 : 106–131. дои : 10.1163/25898566-00401007 . JSTOR   26810262 .
  11. ^ Решад Экрем Кочу, Странные случаи в нашей истории, Varlık Publications, стр. 83.
  12. ^ Шемсеттин Кутлу, Этот город - Стамбул, Milliyet Publications, стр. 366.
  13. ^ Ильхан Текели, Стамбульская энциклопедия от прошлого к настоящему, Том. 3, Министерство культуры, с. 361
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Инал, Онур (2011). «Женская мода в переходный период: османские пограничья и англо-османский обмен костюмами». Журнал всемирной истории . 22 (2): 243–272. дои : 10.1353/jwh.2011.0058 . ПМИД   22073435 . S2CID   38782874 .
  15. ^ «Скрытые миры: Эротическая рукопись Османской империи» . Сотбис . 20 апреля 2018 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Шмидт, Ян (01 апреля 2015 г.). «Эндеруни Фазыл» . Энциклопедия ислама, ТРИ .
  17. ^ Шик, Ирвин Джемил (2004). «Репрезентация пола и сексуальности в османской и турецкой эротической литературе». Журнал Ассоциации тюркских исследований . 28 (1/2): 81–103. JSTOR   43383697 .
  18. ^ Мюррей, Стивен О. (2007). «гомосексуальность в Османской империи». Исторические размышления . 33 (1): 101–116. JSTOR   41299403 .
  19. ^ М. Чагатай Улучай, Женщины и дочери султанов, Ötüken Publications, стр. 147.
  20. ^ Энциклопедия Турции от Танзимата до Республики 3, İletişim Yayınları, стр. 858-859.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Макдиси, Усама (2002). «Османский ориентализм». Американский исторический обзор . 107 (3): 768–796. дои : 10.1086/532495 . JSTOR   10.1086/532495 .
  22. ^ Финкель 2006, с. 475.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Акшит, Элиф (2016), «Быть ​​девочкой в ​​османских романах», Детство в поздней Османской империи и после нее , Брилл, стр. 91–114, doi : 10.1163/9789004305809_006 , ISBN  9789004305809
  24. ^ Зееви, Дрор (2005). «Сокрытие сексуальности: исчезновение сексуального дискурса на позднеосманском Ближнем Востоке». Социальный анализ . 49 (2): 34–53. дои : 10.3167/015597705780886211 . JSTOR   23178871 .
  25. ^ Такер, Джудит Э. (1996). «Возвращаясь к реформе: женщины и османский закон о семейных правах, 1917 г.». Журнал арабских исследований . 4 (2): 4–17. JSTOR   27933698 .
  26. ^ Фарохи 2005 , с. 106.
  27. ^ Цихоцкий, Нина (январь 2005 г.). «Преемственность и изменения в турецкой банной культуре в Стамбуле: история жизни хамама Чемберлиташ». Турецкие исследования . 6 (1): 93–112. дои : 10.1080/1468384042000339348 . S2CID   144376510 .
  28. ^ Мадар, Хизер (1 сентября 2011 г.). «До одалиски: изображения элитных османских женщин эпохи Возрождения». Женщины раннего Нового времени . 6 : 1–41. дои : 10.1086/EMW23617325 . JSTOR   23617325 . S2CID   164805076 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Барзилай-Лумброзо, Рут (1 июля 2009 г.). «Турецкие мужчины и история османских женщин». Журнал женских исследований Ближнего Востока . 5 (2): 53–82. дои : 10.2979/MEW.2009.5.2.53 . S2CID   162393180 .
  30. ^ Перейти обратно: а б Фриерсон, 76.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и Пирс, Лесли П. (2008). «За стенами гарема: османские королевские женщины и применение власти». Слуги династии: дворцовые женщины в мировой истории . стр. 81–94. дои : 10.1525/Калифорния/9780520254435.003.0004 . ISBN  978-0-520-25443-5 .
  32. ^ Кац, Стэнли Найдер (2009). Османская империя: исламское право в Малой Азии (Турция) и Османской империи — Оксфордский справочник . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195134056 . Проверено 18 ноября 2017 г.
  33. ^ Бентон, Лорен (3 декабря 2001 г.). Закон и колониальные культуры: правовые режимы в мировой истории, 1400–1900 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 109–110. ISBN  978-0-521-00926-3 . Проверено 11 февраля 2013 г.
  34. ^ Шугар, Питер Ф. (1977). Юго-Восточная Европа под властью Османской империи, 1354–1804 гг . Сиэтл, США: Вашингтонский университет Press. стр. 5–7.
  35. ^ «Ханафитская школа – Исламские исследования – Оксфордские библиографии – обо» . Проверено 06 марта 2018 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б Пирс, Лесли (2003). Сказки о морали: право и гендер в османском дворе Айнтаба . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-22892-4 . [ нужна страница ]
  37. ^ Кермели, Евгения (2013). «Брак и развод христиан и новых мусульман в Османской империи раннего Нового времени: Крит 1645-1670». Ориенте Модерно . 93 (2): 495–514. дои : 10.1163/22138617-12340029 . hdl : 11693/38283 . S2CID   159636156 .
  38. ^ Зилфи, Мэдлин К. (1997). Женщины в Османской империи: женщины Ближнего Востока в эпоху раннего Нового времени . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-10804-2 . OCLC   906739828 . [ нужна страница ]
  39. ^ Фарохи 2005 , с. 103.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гербер, Хаим (ноябрь 1980 г.). «Социальное и экономическое положение женщин в османском городе Бурса, 1600-1700». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 12 (3): 231–244. дои : 10.1017/S0020743800026295 . JSTOR   163000 . S2CID   163078055 .
  41. ^ Арал, Бердал (2004). «Идея прав человека, как она воспринимается в Османской империи». Ежеквартальный журнал по правам человека . 26 (2): 454–482. дои : 10.1353/hrq.2004.0015 . JSTOR   20069734 . S2CID   144160150 .
  42. ^ Перейти обратно: а б с д и Заринебаф-Шахр, Фариба (октябрь 2001 г.). «Роль женщин в городской экономике Стамбула, 1700–1850». Международная история труда и рабочего класса . 60 (60): 141–152. дои : 10.1017/S0147547901004495 . JSTOR   27672743 . ПМИД   20037943 . S2CID   35235265 .
  43. ^ Озоглу, Хакан (2004). Курдские знатные люди и Османское государство: развитие идентичностей, конкурирующая лояльность и смещение границ . СУНИ Пресс. п. 52. ИСБН  978-0-7914-5993-5 .
  44. ^ Пирс, Лесли П. (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-508677-5 .
  45. ^ Далкесен (2007). «Гендерные роли и статус женщин в Центральной Азии и Анатолии между тринадцатым и шестнадцатым веками» (PDF) . Ближневосточный технический университет. стр. 1–352.
  46. ^ Перейти обратно: а б с Гербер, Хаим (1980). «Социальное и экономическое положение женщин в османском городе Бурса, 1600-1700». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 12 (3): 231–244. дои : 10.1017/S0020743800026295 . JSTOR   163000 . S2CID   163078055 .
  47. ^ Мустафа, Акдаг (1963). «Период примечательного порядка в истории Османской империи» . Университет Анкары, факультет языков, истории и географии, исторический факультет, журнал исторических исследований . 8 (14): 1. doi : 10.1501/tarar_0000000019 .
  48. ^ Айдын, М.А. «Женщины в Османском обществе: развитие после Танзимата» , Женщина в общественной жизни (Стамбул: Энсар Нешрият, 1996): 144.
  49. ^ Дузбакар, Омер (2006). «Благотворительные женщины и их благочестивые фонды в Османской империи: Больница старшей матери Нурбану Валиде Султан» (PDF) . Журнал Международного общества истории исламской медицины . нет. 5:11–20. {{cite journal}}: |volume= есть дополнительный текст ( помощь )
  50. ^ Баер, Марк (август 2004 г.). «Рассказы женщин об исламском обращении: социальные изменения и гендерная религиозная иерархия в османском Стамбуле раннего Нового времени». Пол и история . 16 (2): 425–458. дои : 10.1111/j.0953-5233.2004.00347.x . S2CID   145552242 .
  51. ^ Фарохи 2005 , с. 101.
  52. ^ Толедано, Эхуд Р. (2011). «Порабощение в Османской империи в период раннего Нового времени». Кембриджская всемирная история рабства . стр. 25–46. дои : 10.1017/chol9780521840682.004 . ISBN  978-0-511-97540-0 .
  53. ^ Перейти обратно: а б Зилфи, Мэдлин (2012). Женщины и рабство в поздней Османской империи: дизайн различий . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-41145-6 . OCLC   934950848 . [ нужна страница ]
  54. ^ «РАБЫ ПРОДАНЫ ТУРКУ; КАК НА ВОСТОКЕ ВСЕ ЕЩЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ГРУСТНАЯ ТОРГОВЛЯ. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПИЛ ЗА ДВАДЦАТЬ ДОЛЛАРОВ - В ДОМЕ СТАРОГО ТУРКА ДИЛЕРА» . Нью-Йорк Таймс . 28 марта 1886 г.
  55. ^ Гвин Кэмпбелл, Структура рабства в Индийском океане, Африке и Азии , 1 издание, (Routledge: 2003), стр. ix
  56. ^ Чобан Дошкая, Фюсун и Аксын, Ахмет (2015). «Проститутки в османских архивных источниках». Международная конференция по знаниям и политике в гендерных и женских исследованиях. Конференция METU GWS. стр. 456–65.
  57. ^ Ачар, Кезбан (2018). «Сводничество и торговля женщинами в поздней Османской империи». Turcica , 48, стр. 271-299.
  58. ^ Перейти обратно: а б Болдуин, Джеймс Э. (2012). «Проституция, исламское право и османские общества». Журнал экономической и социальной истории Востока , 55 (1), стр. 117–152.
  59. ^ Уайерс, Марк Дэвид (2017). «Продажа секса в Стамбуле», в книге « Продажа секса в городе: глобальная история проституции, 1600-2000-е годы» . Брилл. стр. 278-305.
  60. ^ Сабев, Орлин (2021). «Как управлять неуправляемым: непоследовательные османские стратегии по предотвращению проституции». Турецкое историческое обозрение , 12(1), стр. 19–46.
  61. ^ Хок, Стефан (2019). «Чтобы создать «мораль обновления»: депортация секс-работников в Османской империи во время Первой мировой войны». Журнал истории сексуальности , 28 (3), стр. 457–482.
  62. ^ Гербер, Хаим (2015). «Закон в Османской империи» в Оксфордском справочнике исламского права под редакцией Анвера М. Эмона и Руми Ахмеда. Оксфорд Академик, стр. 475–492.
  63. ^ Гербер, Хаим (2015). «Закон в Османской империи» в Оксфордском справочнике исламского права под редакцией Анвера М. Эмона и Руми Ахмеда. Оксфорд Академик, стр. 278–305.

Источники

[ редактировать ]
  • Эндрюс, Эдмунд (22 января 1898 г.). «Восточные евнухи» . ДЖАМА . 30 (4): 173–177. дои : 10.1001/jama.1898.72440560001001 .
  • Ахмад, Ицаз; Биби, Анберин; Махмуд, Тахир (2012). «Отношение к правам женщин на наследство в округе Лакки Марват, Пакистан» . Обзор развития Пакистана . 51 (3): 197–217. дои : 10.30541/v51i3pp.197-217 . JSTOR   24397947 .
  • Акшит, Элиф (2016). «Быть ​​девушкой в ​​османских романах». Детство в Поздней Османской империи и после нее . стр. 91–114. дои : 10.1163/9789004305809_006 . ISBN  9789004305809 .
  • Арал, Бердал (2004). «Идея прав человека, как она воспринимается в Османской империи». Ежеквартальный журнал по правам человека . 26 (2): 454–482. дои : 10.1353/hrq.2004.0015 . JSTOR   20069734 . S2CID   144160150 .
  • Айше Озакбаш, Хюррем Султан, журнал Tarih Magazine, выпуск 36, 2000 г. Архивировано 13 января 2012 г. в Wayback Machine .
  • Барзилай-Лумброзо, Рут (1 июля 2009 г.). «Турецкие мужчины и история османских женщин». Журнал женских исследований Ближнего Востока . 5 (2): 53–82. дои : 10.2979/MEW.2009.5.2.53 . S2CID   162393180 .
  • Омер, Дузбакар (2006). «Благотворительные женщины и их благочестивые фонды в Османской империи: больница старшей матери Нурбану Валиде Султан». Журнал Международного общества истории исламской медицины . 5 (10): 11–20.
  • Эспозито, Джон (2001), Женщины в мусульманском семейном праве, Издательство Сиракузского университета, ISBN   978-0815629085 .
  • Фарохи, Сурайя; Макгоуэн, Брюс; Памук, Севкет (1994). Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1914 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-34315-2 .
  • Гербер, Хаим (ноябрь 1980 г.). «Социальное и экономическое положение женщин в османском городе Бурса, 1600-1700». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 12 (3): 231–244. дои : 10.1017/S0020743800026295 . S2CID   163078055 .
  • Гвин Кэмпбелл, Структура рабства в Индийском океане, Африке и Азии , 1 издание, (Routledge: 2003), стр. ix.
  • Генри Г. Спунер (1919). Американский журнал урологии и сексологии, том 15. The Grafton Press. п. 522. Проверено 11 января 2011 г.
  • Ийгун, Мурат (июль 2013 г.). «Уроки османского гарема по культуре, религии и войнам». Экономическое развитие и культурные изменения . 61 (4): 693–730. дои : 10.1086/670376 . S2CID   144347232 .
  • Джон О. Ханвик, Ева Траутт Пауэлл (2002). Африканская диаспора в средиземноморских странах ислама. Издательство Маркуса Винера. п. 100. ISBN   978-1-55876-275-6 . Проверено 11 января 2011 г.
  • Кимбер, Ричард. «Коранический закон о наследовании». Исламское право и общество , том. 5, нет. 3, 1998, стр. 291–325. Проверено 15 ноября 2019 г.
  • Климчак, Наталья (2016). «Сила Кесем Султан, последней влиятельной женщины, правившей Османской империей».
  • Куран, Тимур. «Предоставление общественных благ в соответствии с исламским правом: истоки, влияние и ограничения системы вакфов». Обзор закона и общества 35, вып. 4 (2001): 841–98. Проверено 21 ноября 2019 г.
  • Льюис, Рейна (2004). Переосмысление ориентализма: женщины, путешествия и османский гарем. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.
  • Мадар, Хизер (2011). «До одалиски: изображения элитных османских женщин эпохи Возрождения». Женщины раннего Нового времени . 6 : 1–41. дои : 10.1086/EMW23617325 . JSTOR   23617325 . S2CID   164805076 .
  • Баер, Марк (август 2004 г.). «Рассказы женщин об исламском обращении: социальные изменения и гендерная религиозная иерархия в османском Стамбуле раннего Нового времени». Пол и история . 16 (2): 425–458. дои : 10.1111/j.0953-5233.2004.00347.x . S2CID   145552242 .
  • Северо-Западный ланцет, Том 17. sn 1897. с. 467. Проверено 11 января 2011 г.
  • Памела Дорн Сезгин, «Еврейские женщины в Османской империи», в сефардском и мизрахском еврействе от золотого века Испании до наших дней , изд. Сион Зохар (Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 2005), 216–217.
  • Пирс, Лесли (2003). Сказки о морали: право и гендер в османском дворе Айнтаба . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-22892-4 .
  • Санджар, Асли (1993). Османские женщины. Сомерсот, Нью-Джерси: The Light, Inc.
  • Фарохи, Сурайя (2005). Подданные султана: культура и повседневная жизнь в Османской империи . Академик Блумсбери. ISBN  978-1-85043-760-4 .
  • «Ханафитская школа - Исламские исследования - Оксфордские библиографии - обо». Проверено 6 марта 2018 г.
  • Тинкер, Кейт Л. (2012). Африканская диаспора на Багамы: история миграции лиц африканского происхождения на Багамы. ФризенПресс. п. 9. ISBN   978-1460205549 .
  • Ермоленко, Галина (2005). «Роксолана: Величайшая императрица Востока». Мусульманский мир. 95 .
  • Заринебаф-Шахр, Фариба. «Роль женщин в городской экономике Стамбула, 1700-1850 гг.». Международная история труда и рабочего класса , вып. 60, 2001, стр. 141–152. Проверено 15 ноября 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 060bebe9473f49ddb5f36d9e4b4ae185__1722967380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/85/060bebe9473f49ddb5f36d9e4b4ae185.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in the Ottoman Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)