Улла просо
![]() |
История Османской империи |
Социальная структура |
---|
Двор и аристократия |
Этнорелигиозные общины |
Подъем национализма |
Классы |
Часть серии о |
арумыны |
---|
![]() |
Просо Улла ( турецкий : Ulah milleti , букв. « Влахское просо » , можно интерпретировать как «арумынская нация»). [1] ) представлял собой отдельную миллету (то есть признанную этнорелигиозную и языковую общность ) в составе Османской империи . Он был создан османскими властями для арумын (также известных как « валахи »; турецкий: Улахлар ) в 1905 году, во время подъема национализма в Османской империи . Хотя мегленорумынов еще иногда называют влахами, просо Улла им не предназначалось.
История
[ редактировать ]Арумыны , – балканская этническая группа которая разбросана по нескольким странам, таким как Албания , Болгария , Греция , Северная Македония , Румыния и Сербия . [1] [2] Обычно соседи арумынов используют термин « Влах » ( турецкий : Улахлар для их обозначения ). Однако тот же термин используется и для мегленорумын , небольшого родственного балканского народа. [3] До учреждения миллета Уллы арумыны находились под юрисдикцией Греческого Вселенского Константинопольского Патриархата . Это произошло потому, что они исповедовали восточное православие . В это время большинство священников были греками , и арумыны не могли использовать свой язык в церковных службах . Этот конфликт между арумынами и греками в конечном итоге перерос в физическое насилие, вызвав драки между представителями обеих групп. В связи с этим арумыны начали обращаться за помощью к властям Османской империи и правительству Румынии . [4]
Ситуацию начала изучать Османская империя, и 9 августа 1891 года Министерство юстиции направило великому визирю Османской империи доклад, в котором указывалось, что арумыны имеют право использовать в церкви свой язык, как и многие другие. Православные люди в странах, населенных арабами, могли использовать свой родной язык , если бы он не был греческим . В нем также говорилось, что недовольство арумын может привести к созданию ими собственной независимой церкви. Османским властям пришлось отнестись к арумынскому вопросу деликатно. Хотя предоставление им большего количества прав могло бы улучшить отношения между Румынией и Османской империей и повысить протурецкие настроения среди ее граждан, это также могло бы разозлить османских граждан болгарской , греческой и сербской национальности. С другой стороны, Румыния оказывала давление на Османскую империю, добиваясь большей автономии арумын и их права на независимую церковь, даже предлагая им договор о союзе , если амбиции арумын будут реализованы. [4]

28 июня 1904 года арумыны обратились с просьбой к властям Османской империи. Они просили, чтобы их отделили от греков и официально и легально признали общиной ( просом ) в стране. Они также просили иметь представителя в Стамбуле и право выбирать арумын в населенных ими селах . Правительство Румынии решительно поддержало эти требования и пыталось убедить Османскую империю выполнить их. Однако султан Османской империи Абдул -Хамид II решил проигнорировать эти просьбы, чтобы избежать политических конфликтов. В те времена Османскую империю особенно беспокоила возможная потеря региона Македонии и изменение статус-кво на Балканах. По этим причинам запросы были отклонены. [4]
Отказ османов от их просьб и сопротивление Греции их самоопределению положили начало сотрудничеству между арумынами и болгарами. Болгары разрешили арумынским священникам совершать богослужения на их родном языке, если они присоединились к Болгарскому экзархату , а некоторые арумыны начали присоединяться к местным болгарским бандам. Это встревожило османские власти, опасавшиеся возможного полного союза болгар и арумын. Более того, по мере усиления македонской борьбы на международной арене арумынская проблема приобрела все большее значение. В результате Германская империя начала поддерживать их в борьбе за права. После того, как Абдул Хамид II узнал о требованиях, которые Германия выдвигала от имени арумын, он обратился к Блистательной Порте , чтобы найти решение арумынского вопроса. [4]
Таким образом, 22 мая 1905 года султан Абдул Хамид II издал ираде-и сенийе («устное завещание»), в котором он предоставил арумынам все права на просо, за исключением религиозного главы, тем самым создав просо Уллы. [1] [2] [5] В этом указе арумынам не была предоставлена отдельная церковь, но им было дано право совершать религиозные службы на арумынском языке. [5] [6] и выбирать мэров в своих деревнях. [5] На следующий день решение султана было объявлено публично. Эта новость была с радостью встречена в Румынии, где создание проса Уллы рассматривалось как великая победа. [7] Однако это решение встретило сильную оппозицию со стороны Греции, что привело к убийствам арумынских священнослужителей и насилию в отношении учащихся арумынских школ со стороны греческих банд. Это вызвало дипломатический кризис между Грецией и Румынией. [5]
Хотя они и не получили независимой церкви, аромуны были довольны новой ситуацией. Однако у них возникли проблемы с осуществлением своих новых прав в некоторых конфликтных или многоэтнических регионах. В конце концов, после Балканских войн Османская империя потеряла земли, на которых жили арумыны. борьбу за выживание арумынской этнической принадлежности, языка и культуры . Это привело к тому, что арумыны потеряли свои права меньшинства и превратили их в этническую группу, разбросанную по разным странам, что усложнило [4]
Наследие
[ редактировать ]Создание проса Улла имеет символическое значение для арумын, и многие из них отмечают его в Национальный день Арумыни каждые 22 года. [1] [2] или 23 мая. [7] [8] Тем не менее, многие из тех арумын в Греции , которые все еще лояльны к стране, обычно отвергают этот праздник, поскольку он воспринимается как символ поражения их предполагаемой «родины». Это связано с тем, что признание проса Уллы в то время рассматривалось как дипломатическое поражение Греции. [7]
Просо Улла также отмечается в Румынии в рамках Дня балканской румынности. Этот праздник предназначен для арумын, а также для мегленорумын и истро-румын , воспринимаемых в Румынии просто как этнические румынские подгруппы, живущие к югу от Дуная . [9] В отличие от Национального дня Арумынии, День балканской румынства отмечается каждый 10 мая. [10] поскольку Румыния приняла григорианский календарь только в 1919 году. [11] Кроме того, были отклонены попытки официально узаконить Национальный день Арумынии в Румынии. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Каль, Теде (2002). «Этническая принадлежность аромунов после 1990 года: идентичность меньшинства, которое ведет себя как большинство» . Этнология Балканика . 6 : 145–169.
- ^ Jump up to: а б с Каль, Теде (2003). «Арумыны в Греции: меньшинство или греки, говорящие на влахском языке?» (PDF) . Ежегодники по истории и культуре Юго-Восточной Европы . 5 :205-219.
- ^ Каль, Теде (2006). «Исламизация меглен влахов (меглено-румын): деревня Нынти (Нотия) и «Нантинец» в современной Турции» . Национальные документы . 34 (1): 71–90. дои : 10.1080/00905990500504871 . S2CID 161615853 .
- ^ Jump up to: а б с д и Арслан, Али (2004). «Проблема влахов в позднеосманский период и возникновение влахской общины (проса)» . Балканские этюды (4): 121–139.
- ^ Jump up to: а б с д Мотта, Джузеппе (2011). «Борьба за балканскую латынь. Арумыны до Первой мировой войны» (PDF) . Средиземноморский журнал социальных наук . 2 (3): 252–260. дои : 10.5901/mjss.2011.v2n3p252 . ISSN 2039-2117 .
- ^ Демирташ Джошкун, Биргюль (2001). «Влахи: забытое меньшинство на Балканах» . Документы Анкары . 1 . Фрэнк Касс : 1–68. ISSN 1474-7782 .
- ^ Jump up to: а б с "Никола Минов: Почему не все арумыне отмечают 23 мая как свой национальный день?" . Ассоциация французских арманами «Тра Арманами» . 24 мая 2020 г. Проверено 27 ноября 2020 г.
- ^ «Премьер-министр Груевский поздравляет Национальный день валахов» . Правительство Республики Северная Македония . 22 мая 2013 г.
- ^ Вушкан, Кэтэлин (13 мая 2021 г.). «День Балканской Румынии был принят Палатой депутатов. Наши братья с юга будут отмечаться ежегодно 10 мая. Бюст в Корча, Албания, отцу-мученику Хараламбие Баламаче, убитому греками штыками за то, что он служил в Румынии. " . ActiveNews (на румынском языке).
- ^ «Обнародовано Йоханнисом: День Балканской Румынии учрежден 10 мая» . Tomis News (на румынском языке). 7 июня 2021 г.
- ^ Александр, Михаил (3 апреля 2019 г.). «Румыния: Столетие принятия григорианского календаря изображено на новых серебряных монетах» . Обновление монеты .
- ^ Флориан, Мариус (27 сентября 2021 г.). «ДОКУМЕНТ Арумынских сепаратистов, ХИТ в парламенте: Предложение освятить 23 мая праздником «общины» ОТКЛОНЕНО . Tomis News (на румынском языке).
- История аромунов
- Политика аромунов
- Арумынский национализм
- Македонская борьба
- Христианство в Османской империи
- Демография Османской империи
- Политика Османской империи
- Заведения 1905 года в Османской империи
- Упадок 1913 года в Османской империи
- Отношения Греции и Румынии
- Отношения Османской империи и Румынии