Арумыны в Северной Македонии
Общая численность населения | |
---|---|
9695 (перепись 2002 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Крушево , Штип , Битола , Свети Николе | |
Языки | |
Арумынский (родной), македонский | |
Религия | |
Преимущественно восточное православие | |
Родственные этнические группы | |
арумыны |
Часть серии о |
арумыны |
---|
![]() |
Арумыны в Северной Македонии ( арумынский : Armãnji ; македонский : Аромани , латинизированный : Aromani ), также известные как влахи ( арумынский : Vlãhi ; македонский : Власи , латинизированный : Vlasi ), являются официально признанной группой меньшинства Северной Македонии, насчитывающей около 9695 человек. человек по переписи 2002 года. Они сосредоточены в Крушево , Штипе , Битоле и Скопье .
Этнонимы
[ редактировать ]Арумыны Северной известны как в влахи Македонии . [1] Говоря о себе, аромуны могут использовать Армчни , Арманджи , [1] Аромани или Аромину , что означает «римлянин». [2]
Арумын также называют разными именами на разных языках, часто это слово означает пастух, [3] такие как Улах по-турецки, Чобан по-албански, Чобани или Влахой по-гречески, Цинкар или Власи по-сербски, [1] и Кустовлахи . [4] [5] Румыны также называют их македо-румынами. [6] [7] или просто македонские влахи [8] [9] или просто влахи по-английски. [10]
История
[ редактировать ]Арумыны – уникальная этнолингвистическая группа со своей культурой и языком, существующая на Балканском полуострове уже более двух тысяч лет. [11] На протяжении веков они считались традиционным горным народом , а слово влах стало синонимом животноводства и скотоводства на Балканах. [12] Хотя традиционно они занимались скотоводством, многие из них начали эмигрировать в более крупные города в 16 и 17 веках. Многие арумыны, бежавшие из Москополе и близлежащего горного региона Грамос, также способствовали развитию Крушево ( Крушува ) и Битолы ( Битули, Битуле ) в крупные процветающие города. Пастухи региона Пелистер близ Битолы пасли огромные стада овец с летних пастбищ на Пелистере до зимних низменностей возле Гевгелии , Янницы и Салоник ( Саруна ). Типичными арумынскими товарами были сыр, мясо, шерсть и шерстяная одежда, кожа, ковры и ковры. Многие арумыны также занялись торговлей коврами, продавая килими и флокати . Часть арумын придерживалась богомильской веры примерно в X-XI веках и способствовала распространению богомильства в Герцеговине. [13] Более состоятельные арумыны обосновались в Битоле и Штипе ( Штипе ) как трактирщики, ремесленники, караванщики и купцы. Арумынский рынок ( македонский : Vlaška charšija ) был открыт в арумынском квартале Битолы. Арумынский элемент присутствует в Битоле и по сей день.


Арумынские горные деревни Магарево ( Магарува, Магарева ), Гопеш ( Гопиш, Гопеши ) и Трново ( арумынский : Тырнува/Тарнова ) были основаны у подножия горы Пелистер. Другими поселениями со значительным арумынским населением во второй половине 19 века были: Нижеполе , Маловиште , Ресен , Янковец , Охрид , Струга , Долна Белица , Горна Белица , Дренок , Модрич , Вевчани , Вишни , Подгорцы , Лабуништа , Прилеп , Градешница , Бешиште. , Будимирцы , Кичево , Велес и Богомила и в меньшем количестве в районах Скопье , Кочани , Куманово и Гостивар . [14] К 1860-м годам многие арумыны присоединились к агитационным движениям, существовавшим в Македонии , и поддержали македонское революционное движение. Многие арумыны также идентифицировали себя с румынами или греками , некоторые – с болгарами . Первая румынская школа была основана в 1864 году в деревне Трново арумынином Димитрием Атанасеску , за ней последовали еще 40 арумынских школ с румынским языком обучения . Многие из этих школ давали образование как на румынском, так и на арумынском языках. В конце 19 века произошел раскол между грекофилами и романофилами-арумынами. Эта борьба приняла ожесточенный характер: сожгли школы, осквернили кладбища и подвергли нападениям людей. [12] Арумынский народ участвовал в Илинденском восстании и создании Крушевской республики. Крушевскую республику Румыны провозглашают Десятью Днями Свободы . Премьер-министром республики был Дину Вангель , при этом другие арумыны также занимали высокие административные должности. Еще одним известным арумыном, принявшим участие, был героический Питу Гули , убитый на Мечкин камне (Медвежьей скале).

После Первой Балканской войны большинство румынских школ были закрыты. Многие арумынские деревни были разрушены во время Первой мировой войны . Чтобы избежать конфликта, многие арумыны бежали в Грецию или Румынию . Арумыны, жившие на территории ныне известной как Северная Македония, наряду с остальным населением подвергались строгой сербизации. После начала Второй мировой войны большинство арумын снова оказались под контролем Болгарии. [12] Многие арумыны присоединились к коммунистическим партизанам.
После войны многие арумыны начали утверждать свою этническую идентичность. Высокий уровень смешанных браков с македонцами и урбанизация также начали влиять на сообщество. В 1970-е годы были начаты новые инициативы по созданию арумынских социальных и культурных обществ. Общество искусств и культуры ( арумынский : Sutsata di Culturi sh Arti ) было основано в 1979 году, а в 1981 году было создано еще одно культурное общество. В 1985 году Ристо Пулевски-Кича записал первую арумынскую песню. Для македонского телевидения была сделана пленка, которая использовалась для поддержки просьбы о создании культурного общества. Были основаны общество Питу Гули в Скопье и Общество братьев Манаки в Битоле. [ нужна ссылка ]
После провозглашения независимости от Югославии арумыны были официально признаны меньшинством. Они получают полные права меньшинства от правительства Македонии. В настоящее время у арумын есть две политические партии в Северной Македонии: Демократический союз влахов Македонии (DSVM) и Партия влахов Македонии (PVM). Оба имеют небольшое политическое значение и не имеют мест в парламенте Северной Македонии . Единственной другой арумынской политической партией, помимо этих двух, является Альянс за равенство и европейскую справедливость (ABDE) в Албании. [ нужна ссылка ]
Статус меньшинства
[ редактировать ]
Арумыны — официально признанное меньшинство в Северной Македонии под названием «валахи». [15] Арумынский язык преподается среди арумынских студентов, и этот язык является одним из официальных в муниципалитете Крушево. Доступны средства массовой информации на арумынском языке, а регулярные теле- и радиопередачи на арумынском языке помогают обеспечить его выживание. Национальный день Арумынии официально отмечается в Северной Македонии 23 мая. [16] Арумыны представлены в политической жизни Северной Македонии двумя партиями.
Культура
[ редактировать ]Национальный день Арумынии отмечается 23 мая.
Язык
[ редактировать ]Арумыны традиционно говорили на арумынском языке . Использование этого языка в последнее время находится в периоде упадка. Высокий уровень смешанных браков с македонцами и ассимиляция привели к сокращению числа говорящих. Муниципалитет Крушево — единственное место в мире, где арумынский язык является признанным языком меньшинства. Недавно этот язык возродился, и теперь его преподают арумынским студентам по всей стране. [12] В то время как 8714 человек заявили об арумынской этнической принадлежности в ходе переписи 2021 года , только 3151 человек заявили, что арумынский язык является их родным языком. [17]
СМИ
[ редактировать ]Многие формы СМИ на румынском языке были созданы с 1990-х годов. Правительство Македонии оказывает финансовую помощь газетам и радиостанциям на румынском языке. Газеты на арумынском языке, такие как Phoenix ( арумынский : Fenix ), обслуживают арумынскую общину. Арумынская телевизионная программа «Искра» ( арумынский : Scanteao , македонский : Искра ) транслируется на втором канале Македонского радио-телевидения . [ нужна ссылка ]
Исторические переписи
[ редактировать ]Этнический группа | перепись 1948 года | перепись 1953 года | перепись 1961 года | перепись 1971 года | перепись 1981 года | перепись 1991 года | перепись 1994 года | перепись 2002 года | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
Влахи | 9,511 | 0.8 | 8,668 | 0.7 | 8,046 | 0.6 | 7,190 | 0.4 | 6,392 | 0.3 | 7,764 | 0.4 | 8,601 | 0.4 | 9,695 | 0.5 |
перепись 1900 года
[ редактировать ]Область | Население |
---|---|
Велес | 500 |
Кавадарчи | 122 |
Гевгелия | 9430 |
Скопье | 450 |
Тетово | 50 |
Куманово | 50 |
Кратово | 340 |
Крива Паланка | 220 |
Кочани | 2020 |
Измерять | 15690 |
Крушево | 4095 |
Серьезный | 3210 |
Прилеп | 745 |
Охрид | 1960 |
Общий | 38,882 [19] |
Известные люди
[ редактировать ]- Дмитрий Атанасеску (1836–1907) - педагог.
- Константин Белимаче (1848–1932) - арумынский писатель.
- Леон Бога (1886–1974) - арумынский писатель, школьный учитель и архивариус в Румынии.
- Калиопи Букле (1966–) - эстрадная певица; наполовину арумынец
- Теодор Капидан (1879–1953) - лингвист и академик.
- Петре Чашула (1882–1924) - революционер.
- Таки Фити (1950–) - министр финансов, 1996–1998 гг.
- Питу Гули (1865–1903) - революционер Илиндена.
- Таки Хрисик (1920–1983) - композитор и музыкант.
- Константин Иоцу (1884–1962) - архитектор.
- Патриарх Константинопольский Иоаким III (1834–1912) - патриарх арумынских родителей.
- Niku Karanika (1910–2002) - Aromanian poet
- Хари Костов (1959–) – министр внутренних дел, 2002–2004 гг.; премьер-министр Македонии, май – ноябрь 2004 г.
- Яни Макрадули (1965–) - политик Республики Македония.
- Милтон Манакис (1878–1954) - пионер кинематографии; с Яннакисом Манакисом, первым человеком, снявшим Балканы.
- Яннакис Манакис (1882–1964) - пионер кинематографии; с Милтоном Манакисом, первым человеком, снявшим Балканы.
- Апостол Маргарита (1832–1903) – педагог.
- Михо Михайловский (1915-2003) - македонский революционер.
- Штефан Михайляну (1859-1900) - арумынский националист.
- Атанасиос Питеон (1836–1913) - революционер.
- Чинчар-Янко (1779–1833) - сербский революционер.
- Тоше Проески (1981–2007) - эстрадный певец.
- Александрос Сволос (1892–1956) - греческий политик.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Эванс и Бриггс 2019 , с. 46.
- ^ Минахан 2002 , с. 175.
- ^ Минахан 2002 , с. 179.
- ^ Комиссар 2022 .
- ^ Минахан 2013 , с. 175.
- ^ Поултон 1995 , с. 17.
- ^ Бечев 2019 , с. 303.
- ^ Тренцени и др. 2016 , с. 539.
- ^ Эрсой и др. 2006 , стр. 4.
- ^ Кочо 2015 , с. 70.
- ^ Парламентская ассамблея Совета Европы. РЕКОМЕНДАЦИЯ 1333. 1997. [1] . Проверено 4 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д NL23_1: Арумыны Македонии. Архивировано 9 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Исидор Иесан: Секта Патарена на Балканах и в Дакии Траяна, Институт графических искусств К. Сфети, Бухарест, 1912 г.
- ^ Никола Минов: Численная война и ее первая жертва: арумыны в Македонии (конец 19 - начало 20 века) , страницы 159-174, в Македонском историческом обзоре 3 (2012)
- ^ «Архивная копия» (PDF) . www.coe.int . Архивировано из оригинала (PDF) 8 ноября 2008 года . Проверено 17 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Македонское информационное агентство» . Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 24 мая 2009 г.
- ^ Перепись 2021 года, муниципалитет по родному языку
- ^ «Дабасе» . Архивировано из оригинала 9 марта 2011 года . Проверено 24 февраля 2011 г. Переписи населения 1948-2002 годов Государственное статистическое управление
- ^ Македония. Этнография и статистика, В. Кнчов, София, 1900 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бечев, Д. (2019). Исторический словарь Северной Македонии . Исторические словари Европы. Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-5381-1962-4 .
- Комиссар Управления ООН (30 декабря 2022 г.). «Бывшая Югославская Республика Македония» . Рефмир .
- Эрсой, А.; Тренченьи, Б.; Копечек, М.; Горный, М.; Кехириотис, В. (2006). Позднее Просвещение: появление современных национальных идей . Дискурсы коллективной идентичности в Центральной и Юго-Восточной Европе. Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-7326-52-3 .
- Эванс, Т.; Бриггс, П. (2019). Северная Македония . Брэдт Путеводитель. Македония. Брэдт Путеводители. ISBN 978-1-78477-084-6 .
- Кочо, Э. (2015). Путешествие вокального Iso(n) . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-7578-3 .
- Минахан, Дж. (2013). Миниатюрные империи: Исторический словарь новых независимых государств . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-94010-2 .
- Минахан, Дж. (2002). Энциклопедия народов без гражданства: этнические и национальные группы всего мира, AZ [4 тома] . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-07696-1 .
- Поултон, Х. (1995). Кто такие македонцы? . Херст. ISBN 978-1-85065-238-0 .
- Тренченьи, Б.; Яновский, М.; Баар, М.; Фалина, М.; Копечек, М. (2016). История современной политической мысли в Центрально-Восточной Европе: Том I: Переговоры о современности в «долгом девятнадцатом веке» . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-105695-6 .
