Jump to content

Албанцы в Северной Македонии

Албанцы в Северной Македонии
Албанцы в Северной Македонии
Албанцы из Северной Македонии
Общая численность населения
619 187 (перепись 2021 г.) [1] [примечание 1]
Регионы со значительной численностью населения
 Северная Македония 446,245 (2021) [1]
Диаспора 172,942 (2021) [1] [примечание 2]
Языки
Религия
Большинство ислам Меньшинство христианство
Родственные этнические группы
Другие албанские подгруппы

Албанцы в Северной Македонии ( албанский : Shqiptarët në Maqedoninë e Veriut , македонский : Албанци од Северна Македонија , латинизированный : Albanci od Severna Makedonija ) — вторая по величине этническая группа в Северной Македонии , составляющая 446 245 человек или 24,3% постоянного населения. Из 2 097 319 человек по переписи 2021 года (включая самопереписную диаспору) 619 187 человек, или 29,52%, составляют албанцы. [1]

География

[ редактировать ]

Албанское меньшинство сконцентрировано в основном в западной, северо-западной и частично средней части страны, а небольшие общины расположены на юго-западе. Крупнейшие албанские общины проживают в городах и прилегающих районах Тетово , Гостивар , Дебар , Струга , Кичево , Куманово и Скопье . Меньшее количество также встречается в городах Охрид , Крушево , Ресен , Битола и Велес и/или вокруг них . [2]

Топонимия

[ редактировать ]

Считается, что ряд топонимов в Северной Македонии в конечном итоге произошли от албанского языка. Некоторые случаи включают в себя:

  • Штип ( Штип по-албански) — город на востоке Северной Македонии. В древности он был известен как Астибо-с . [3] О дате поселения протоалбанцев в восточной части Северной Македонии такие же аргументы, как и в случае с Нишем . возникли [4] [5]
  • Охрид ( по-албански Охер ) — город на юго-западе Северной Македонии. Было высказано предположение, что современное название представляет собой модифицированную версию древнегреческого названия, в котором произошел переход от «Лихнидус» к «Охрид». [6]
  • Скопье ( по-албански Шкупи ) — столица Северной Македонии. Скупи , как его называли в классической античности. [7]
  • Дрин — река на западе Северной Македонии. оно записано На древнегреческом языке как Дрилон (Δρίλων), а на латыни — как Drinus . Форма Дрин- была засвидетельствована Плинием Старшим ( 1 век нашей эры) и, скорее всего, является первичной. Древнее имя Дринус претерпело звуковые изменения, достигнув нынешней албанской формы Дрин в результате эволюции албанских звуковых изменений . [8] [9]
  • Велес ( Киприл по-албански) был переименован во время османского правления в Кёпрюлю , названный в честь знатного рода Кёпрюлю . [10]
  • Малезия ( Малезия по-албански) — небольшой регион к северу от Струга . Топоним Малесия имеет албанское происхождение от слова Malësi, означающего горную местность или регион. [11]
  • Шар ( по-албански Шарр ) — горный массив в Косово , Албании и Северной Македонии. [12]

Античность

[ редактировать ]

Многослойные албанские диалекты в западной Македонии демонстрируют, что они на разных этапах иммигрировали в территорию, населенную албанцами с древнейших времен. [13] Развитие названий «Штип» и «Шкупи» может указывать на то, что в дославянской древности в этом регионе говорили на протоалбанском языке. [14] [15] Михаеску утверждает, что албанский язык развился в регионе, который имел гораздо больший контакт с западно-романскими регионами, чем с румыноязычными регионами, и располагал этот регион на территории современной Албании , Косово и западной части Северной Македонии , простираясь на восток до Битолы и Приштины . [16]

Топоним Альбанополис был найден на надгробной надписи в Горно-Сонье , недалеко от города Скопье (древний Скупи ), современная Северная Македония . [17] Он был обнаружен в 1931 году Николой Вуличем, а его текст был проанализирован и опубликован в 1982 году Боркой Драгоевич-Йосифовской . Надпись на латыни гласит: «POSIS MESTYLU F[ILIUS] FL[AVIA] DELVS MVCATI F[ILIA] DOM[O] ALBANOP[OLI] IPSA DELVS». Переводится как «Посис Местылу, сын Флавии, дочери Делуса Мукати, родом из Альбанополиса». Он датируется концом I века нашей эры или началом II века нашей эры. [18]

Этноним альбанос был найден на надгробной надписи из древнего Стоби на территории современной Северной Македонии , недалеко от Градско, примерно в 90 км к юго-востоку от Горно-Соне . Надпись на древнегреческом языке гласит: «ΦΛ(ΑΒΙΩ) ΑΛΒΑΝΩ ΤΩ ΤΕΚΝΩ ΑΙΜΙΛΙΑΝΟΣ ΑΛΒΑΝΟ(Σ) ΜΗΜ(ΗΝ)» («В память Флавия Альбана, его зовут Эмилиан Альбан»). . Он датируется 2-3 веком нашей эры. [19]

Средний возраст

[ редактировать ]

Славянская миграция, вероятно, сформировала нынешнее географическое распространение албанцев. Вполне вероятно, что албанцы нашли убежище в горных районах северной и центральной Албании , восточной Черногории , западной части Северной Македонии и Косово . Давние контакты между славянами и албанцами могли быть обычным явлением в горных проходах, а также в районах сельского хозяйства или рыболовства, особенно в долинах Белого и Черного рукавов Дрина и вокруг озер Шкодер и Охрид . Контакты друг с другом в этих областях вызвали множество изменений в местных славянских и албанских диалектах. [20]

Топонимы с обозначением Арбанаси , архаичный термин для албанцев, обычно встречаются в «ономастических провинциях» на территории западной, северо-восточной, центральной и южной Северной Македонии: расположены в районе Скопье, Куманово, Свети Николе, Стип, Кратово, Преспа, Битола, Охрид, Прилеп, Кичево, Гостивар и Тетово. Эти «албанские ономастические провинции» в районе Северной Македонии хронологически древние, что говорит о ранних контактах арбанаси (албанцев) с латынью и старославянами и противоречит идее миграции албанцев в Македонию в конце XVIII века. [21]

В документе сербского короля Стефана Милютина , датируемом 1293–1302 годами, в котором упоминаются жители Штипа , есть несколько фигур с албанскими именами и антропонимией. [22] Точно так же в грамоте, изданной тем же правителем в 1300 году, отмечается, что тот, кто посетил рынок Скопье - будь то грек, болгарин, серб, латинянин, албанец или влах - должен платить пошлину и в Тетово, и в Грачанице . [23] Кроме того, в письме сербского царя Стефана Душана несколько фигур с албанскими именами и антропонимией (включая фамилию Арбанасин , что буквально означает албанец ). 1330 года были записаны [22] церковь и несколько крепостных В 1350 году сербский царь подарил дворянину Иванко некий Гин Арбанаси . в районе Штипа, и среди крепостных засвидетельствован [24]

В тексте императора Иоанна VI Кантакузина есть упоминание о кочевниках -албанцах, присутствовавших в окрестностях Охрида около 1328 года. [25] Андреа Гропа правил регионом и городом Охрид как союзник короля Сербии Вукашина Мрнявчевича до смерти Вукашина в 1371 году, когда Андреа начал соперничество со своим сыном, принцем Марко . Правя как независимый правитель со времен Вукашина, Андреа стал де-юре независимым от князя Марко в 1371 году и назывался Жупаном и Господиром Охридским (Господином Охрида). Он присоединился к албанскому правителю и знатному Андреа II Музаке и Костур , Прилеп и весь регион Дибера к тому же году сумел отобрать у Марко . Во время правления Андреа семья Гропа чеканила свои монеты. [26]

Домены Гропа в конце 14 века

Албанские дворянские семьи контролировали участки земли в Северной Македонии в разные исторические периоды Средневековья . Семья Гропа управляла регионами между Поградцем , Охридом и Дебаром в течение 12-14 веков. [27] О присутствии албанцев на территории современной Северной Македонии свидетельствуют сербские короли средневековья. В 1330 году Стефан Дечанский прямо упомянул о присутствии албанцев и албанских названиях деревень в Косово, особенно в районе Призрена, а также в районе Скопье . упоминает албанцев Между 1348 и 1353 годами Стефан Душан как фермеров и солдат в районе Тетово и завсегдатаев ярмарки Святого Георгия, проходившей в окрестностях Скопье. Фактически, целые албанские деревни были подарены сербскими королями, особенно Стефаном Душаном , в качестве подарков сербскому монастырю Тетово, а также монастырям Призрен и Дечан . [28]

В средние века которым Дибер был частью княжества Кастриоти, управляла королевская семья Кастриоти с Гьоном Кастриоти на албанском троне . После смерти Гьона Кастриоти в 1437 году восточный регион был аннексирован османами и стал резиденцией санджаков Дибры . [29] Скандербег провел несколько военных действий на территории современной Северной Македонии во время своего восстания против турок-османов , таких как битва при Оранике и битва при Охриде . Светиград первоначально служил крепостью Лежского союза, прежде чем был захвачен османами . И Светиград, и Модрич , [30] вместе с прилегающими территориями в регионе Дибер находились под контролем Скандербега.

Османская империя

[ редактировать ]
Албанцы из Дебара в 1863 году

Арест и ликвидация местных албанофонных паш, в первую очередь Абдуррахмана-паши из Калканделена (ныне Тетова ) и двух его братьев, Хавзи-паши из Ускюба (ныне Шкуп ) и Хусейна-паши из Кюстендила, непосредственно вызвали восстание Дервиша Кара , которое произошло. между 1843 и 1844 годами. Повстанцев этого восстания возглавил Дервиш Кара , и они пользовались поддержкой христианского населения, а также других албанофонских паш. [31] Восстание началось в Ускюбе в июле 1843 года, и в течение следующих двух лет было захвачено несколько контролируемых Османской империей городов и регионов — в Северной Македонии в эти территории входили Гостивар , Тетова , Скопье , Куманова , Охрид и Манастир . [32] Правительство Османской империи объявило амнистию, отмену новых налогов и отсрочку процесса вербовки, пытаясь разъединить повстанцев. [33] В мае 1844 года османская армия атаковала повстанцев, вынудив их отступить в районы Калканделен, Ускюб и Куманова. Тяжелые бои развернулись с 13 по 17 мая 1844 г. на Катлановском перевале и 18 мая в Катлановских термах. Повстанцы больше не могли сопротивляться численно превосходящей и лучше вооруженной османской армии. В мае – июле османская армия вернула себе все территории, захваченные повстанцами. Дервиш Кара был захвачен османскими войсками летом 1844 года.

Сопротивление продолжится в долине Дибер , которая была очень сильной под руководством местных лидеров. Османские войска под предводительством Реджепа-паши потерпели поражение от повстанцев на поле Маврова . Повстанцами в Санджаке Дибера руководил Шех Мустафа Зеркани , священник-бекташи . [34] На собрании в ноябре 1844 года они заявили, что старая автономия Дибера не подлежит изменению. Повстанческая армия под предводительством Сена Леки попыталась остановить наступающую османскую армию под предводительством Хайредина-паши . Османский командующий снова объявил амнистию, отмену новых налогов и отсрочку процесса набора персонала, который в будущем станет добровольным.

Призренская лига воевала против болгарских группировок и отразила их в районах Кёпрюлю , Перлеп и Манастир , которые в то время были населены албанцами , уничтожив болгарские движения в этих районах. [35]

В документе Картографического общества Софии 1903 года все деревни Струга Малезия были зарегистрированы с албанским православным большинством, но в настоящее время они ассимилировались и идентифицируют себя как македонцы. [36] В Охриде проживает значительное количество тюркизированных албанцев, выходцев из городов Эльбасан , Дуррес и Улцинь . [37] Значительная часть албанского мусульманского населения Куманово и Битолы также была тюркизирована во время османского правления. [38]

Скопье после захвата албанскими революционерами в августе 1912 года после победы над османскими войсками, удерживавшими город.

Албанское восстание против Османской империи продолжалось с января по август 1912 года. В августе албанцы взяли Скопье. Восстание закончилось, когда 4 сентября 1912 года османское правительство согласилось выполнить требования повстанцев, а именно создать албанский вилайет и расширить права албанцев. [39]

Немецкий лингвист Густав Вейганд описал процесс тюркизации албанского городского населения Македонии в своей работе 1923 года «Этнография Македонии» ( «Этнография Македонии» ). Он пишет, что в городах, особенно отмечая Скопье и Битолу , многие из турецких жителей на самом деле являются албанцами, отличающимися различием в артикуляции некоторых турецких слов, а также в одежде и использовании инструментов. Дома они говорят по-албански, но на публике используют турецкий. Они называют себя турками , причем этот термин в то время также был синонимом мусульманина , уничижительным термином для тех , , а этнические турки называли их туркошаками кто изображал себя турком. [40]

Балканские войны

[ редактировать ]

Во время балканских войн Сербия взяла под свой контроль города на севере и западе Османской Македонии, земли, населенные большим албанским населением. Продвижение сербской армии, а также формирование местных четников групп сопровождалось избиениями, тюремными заключениями, массовыми убийствами, разоружением, поджогами албанских деревень, а также грабежами албанских владений. В этом состоянии войны большое количество албанцев, опасаясь преследований со стороны сербской армии, бежали в Анатолию, в основном из Куманово и Скопье, а также из Велеса, Прилепа, Крушево, Тетово, Гостивара, Кичево, Охрида и Битолы. Большинство из этих мухаджиров так и не вернулись. [41] После битвы при Куманово военизированные формирования четников при поддержке сербской армии атаковали и изгнали албанское население Кратово , Штипа , Велеса , Крушево и Битолы . Албанцы были убиты в Скопье, Велесе, Прилепе, Тетово, Гостиваре и большинстве других городов. [42]

Югославия

[ редактировать ]

Вскоре после поражения Турции от балканских союзников конференция послов великих держав (Великобритании, Германии, России, Австро-Венгрии, Франции и Италии) в декабре 1912 года в Лондоне собралась для решения нерешенных вопросов, поднятых конфликтом. . При поддержке, оказанной албанцам Австро-Венгрией и Италией, конференция согласилась создать независимое государство Албания, что стало реальностью в 1913 году. Однако границы нового государства были проведены таким образом, что большие территории с албанским населением население осталось за пределами Албании, включая территорию, которая впоследствии стала Социалистической Республикой Македония .

Во время конференции коммунистической партии в Скопье, проходившей 12–13 августа 1945 года, Кемаль Сейфулла, представитель турецкого меньшинства, хотя сам албанец по происхождению из Качаника, заявил, что: «В городах происходят некоторые перегруппировки – различия между турками и албанцами. .Как известно, великая сербская политика по отношению к албанским массам была политикой физических ликвидаций, тогда как политика по отношению к туркам - была более терпимой, из-за чего очень большая часть албанцев стала турками - были ассимилированы». [43]

Когда в 1946 году была основана Социалистическая Республика Македония, конституция гарантировала право меньшинств на культурное развитие и свободное использование своего языка. Немедленно были открыты школы и классы для меньшинств с обучением на языках меньшинств, чтобы противостоять высокому проценту неграмотности среди этих групп. В последующие два десятилетия коммунистическая партия постоянно принимала меры, направленные на содействие включению албанской общины в экономическую и социальную жизнь нового социалистического государства посредством образования, профессиональной подготовки и социальных возможностей. [44]

Политика тюркизации албанского населения проводилась югославскими властями в сотрудничестве с турецким правительством и продолжалась в период 1948–1959 годов. Была создана комиссия для посещения албанских общин в Македонии с посещением Тетово , Гостивара , Дебара , Кичево , Струга , Куманово , Гьорче Петрова и Ресена . Начиная с 1948 года, шесть турецких школ были открыты в районах с большим албанским большинством, таких как Тирце , Горна Баница , Долна Баница Врапчиште, а также на окраинах Тетово и Гостивара . В 1951—52 всего было открыто 40 турецких школ в Дебаре , Кичево , Куманово , Струга , Ресене , Битоле , Крушево и Прилепе . [45]

В 1952 году Югославия и Турция подписали соглашение о свободной эмиграции, которое позволяло мусульманам Югославии мигрировать в Турцию. Некоторые из этих людей из более северных частей Югославии не завершили свою миграцию и вместо этого поселились в Македонии, в том числе 10 643 албанца из Санджака . [46]

Современный анализ описывает случаи сопротивления турецким школам в районе Полога, когда албаноязычные ученики и учителя отказывались посещать турецкие школы. В Тетово ни один из местных учителей не хотел вести уроки на турецком языке, поэтому вместо них были привлечены заместители из Скопье. Еще один примечательный случай произошел в Гостиваре, где учитель из Баницы, который, согласно анализу комиссии: «несмотря на то, что он родился в той же деревне и его родной язык – турецкий, когда была открыта турецкая школа, он отказался преподавать на турецком и попросился на работу в албанские деревни...». Таким образом, югославский комитет охарактеризовал местное население как сторонников «великоалбанского политического мировоззрения». Сопротивление открытию турецких школ было наиболее распространено в Тетово и Гостиваре. В 1952 году, в ночь на Курбан-байрам , местный политический лидер Тетово Мехмет Риза Гега распространял листовки, призывающие албанских родителей не отправлять своих детей в тюркоязычные школы. В Гостиваре сотрудниками югославской тайной полиции был задержан и допрошен националистический активист Миртезан Байрактари ( УДБА ). На допросе он заявил, что открыто выступает против турецких школ и делает это «только для того, чтобы албанцы могли чувствовать себя патриотами и не позволять себя тюркизировать». [47]

Албанцы из Штировицы, Гостивара в 1907 году.

В конце 1980-х годов, когда автономия края Косово была отменена, а репрессии в отношении албанского населения значительно усилились, подобные события произошли и в Социалистической Республике Македонии. Албанский язык был удален из поля зрения общественности, албанским семьям было запрещено называть своих детей албанскими именами на том основании, что это вызывало разногласия с другими общинами республики, и, наконец, чтобы снизить значительно высокий уровень рождаемости албанского населения, албанские семьи было запрещено иметь более двух детей. [48] Эту ассимиляционную кампанию можно ясно увидеть в том факте, что в 1990 году измененная Конституция изменила определение государства с «государства македонского народа, албанской и турецкой национальностей» на «национальное государство македонского народа». [49]

Современный

[ редактировать ]

В 1994 году в докладе Государственного департамента США о правах человека в Македонии сообщалось, что в Македонии существуют следующие формы дискриминации этнических албанцев: ограниченный доступ к албаноязычным средствам массовой информации и образованию; плохая представленность на должностях в государственном секторе; плохое представительство в полиции; плохая представленность в офицерском корпусе; отказ в гражданстве многим этническим албанцам, долгое время проживающим в Македонии, а также дискриминация в процессе подачи заявлений на получение гражданства; и несправедливое распределение избирательных округов, что снижает их число голосов. [50]

На выборах в сентябре 2002 года СДСМ предвыборная коалиция под руководством получила половину из 120 мест в парламенте. Бранко Црвенковский был избран премьер-министром в коалиции с партией Демократический союз за интеграцию (DUI) этнических албанцев и Либерально-демократической партией (ЛДП). [ нужны дальнейшие объяснения ]

26 ноября 2019 года в Албании произошло землетрясение . Албанцы из Северной Македонии в большом количестве откликнулись на призыв албанского правительства о финансовой помощи посредством пожертвований различным гуманитарным организациям и сбора средств на специальные банковские счета для помощи. [51] [52]

Демография

[ редактировать ]

Согласно отчетам австрийского консульства 1903 года об этническом составе каза Санджака Скопье в 1903 году, в казани Кочани проживало в общей сложности 39 406 жителей, из которых 16 524 (41,93%) были болгарскими экзархистами , 11 600 (29,44%) Османские мусульмане , 7800 (19,79%) албанцы , 1680 (4,26%) арумыны , 1090 (2,77%) патриархи и 712 (1,8%) цыгане . [53]

По переписи 1953 года значительная часть албанцев заявила себя как этнические турки: [54]

  • В муниципалитете Липково в 1948 году было зарегистрировано 12 733 албанца, а в 1953 году их число упало до 3609. Численность турецкого населения увеличилась с 5 человек в 1948 году до 9 878 в 1953 году.
  • В муниципалитете Радостуша в 1948 году было зарегистрировано 2252 албанца, а в 1953 году — 410, при этом численность турецкой общины увеличилась с 7 членов в 1948 году до 2453 в 1953 году.
  • В муниципалитете Демир Хисар в 1948 году было зарегистрировано 964 албанца, а в 1953 году — 50, при этом численность турецкой общины увеличилась с 6 членов в 1948 году до 1027 в 1953 году.
  • В муниципалитете Долнени в 1948 году было зарегистрировано 4786 албанцев, а в 1953 году — 174, при этом численность турецкой общины увеличилась с 1005 членов в 1948 году до 6450 в 1953 году.
  • В муниципалитете Кривогаштани в 1948 году было зарегистрировано 594 албанца, а в 1953 году — 12, при этом численность турецкой общины увеличилась с 2 членов в 1948 году до 656 в 1953 году.
  • В муниципалитете Крушево в 1948 году было зарегистрировано 2335 албанцев, а в 1953 году — 1265, при этом численность турецкой общины увеличилась с 3 членов в 1948 году до 1269 в 1953 году.
  • В тогдашнем муниципалитете Табановце в 1948 году было зарегистрировано 3372 албанца, а в 1953 году — 476, при этом численность турецкой общины увеличилась с 436 членов в 1948 году до 3434 в 1953 году.
  • В муниципалитете Кичево в 1948 году было зарегистрировано 1187 албанцев, а в 1953 году — 413, при этом численность турецкой общины увеличилась с 1748 членов в 1948 году до 5192 в 1953 году.
  • В муниципалитете Бутель в 1948 году было зарегистрировано 4755 албанцев, а в 1953 году — 2958, при этом численность турецкой общины увеличилась с 14 членов в 1948 году до 2204 в 1953 году.
  • В муниципалитете Гьорче Петров в 1948 году было зарегистрировано 12 443 албанца, а в 1953 году — 8 827, при этом численность турецкой общины увеличилась с 48 членов в 1948 году до 4 783 в 1953 году.
  • В муниципалитете Куманово в 1948 году было зарегистрировано 3919 албанцев, а в 1953 году — 1331, при этом численность турецкой общины увеличилась с 1793 членов до 5622 в 1953 году.
  • В муниципалитете Тетово в 1948 году был зарегистрирован 22 631 албанец, а в 1953 году — 20 873, при этом численность турецкой общины увеличилась с 306 членов в 1948 году до 4 516 в 1953 году.
  • В тогдашнем муниципалитете Драчево в 1948 году было зарегистрировано 7006 албанцев, а в 1953 году — 5745, при этом численность турецкой общины увеличилась со 178 членов в 1948 году до 5195 в 1953 году.
  • В муниципалитете Битола в 1948 году было зарегистрировано 13 166 албанцев, а в 1953 году — 4 014, при этом численность турецкой общины увеличилась с 14 050 членов в 1948 году до 29 151 в 1953 году.
  • В муниципалитете Ракотинце в 1948 году было зарегистрировано 2494 албанца, а в 1953 году — 1362, при этом численность турецкой общины увеличилась с 60 членов в 1948 году до 4538 в 1953 году.

Из 203 087 турок в Македонии в 1953 году 27 086, или 13,28%, назвали албанский своим родным языком. [55]

После окончания Второй мировой войны население Социалистической Республики Македонии неуклонно росло, при этом наибольший прирост произошел среди этнических албанцев. С 1953 года до момента последней переписи населения 2002 года (первоначальные результаты были опубликованы в декабре 2003 года) процент албанцев, проживающих в Северной Македонии, вырос на 25,2%. [2] Большая часть этнических албанцев проживает в западной части страны.По официальным данным переписи населения, в 1953 году албанцы составляли 19% от общей численности населения. В 1961 году численность населения упала до 13%, но в 1971 году снова выросла до 17%. Группа составляла 19,7% в 1981 году и 21% в 1991 году. [56] По последней переписи 2002 года албанское население составляло 25,2%. По оценкам Ethnologue, в 2002 году в Северной Македонии проживало около 500 000 человек, говорящих по-албански . [57] За десять лет, прошедших с тех пор, как республика провозгласила независимость от Югославии, некоторые албанцы заявили, что составляют 30% населения, и потребовали соответствующей доли власти. С другой стороны, этнические македонцы заявили, что албанцев едва ли 20%. [58] Однако широко признанное количество албанцев в Северной Македонии соответствует данным международно контролируемой статистики. [59] Перепись 2002 года. По данным переписи населения, албанцы составляют около 25,2% от общей численности населения. Перепись 2012 года не проводилась и бойкотировалась албанскими политическими партиями. На парламентских выборах в Македонии 2008 года албанские политические партии получили 22,61% от общего числа голосов, получив 29 из 120 мест. [60]

Албанский язык является одним из официальных лиц на государственном уровне (за исключением обороны и денежно-кредитной политики), а также в органах местного самоуправления, где говорящий на нем население составляет 20% и более. Изменение статуса произошло в 2019 году, поскольку использование албанского языка больше не ограничивалось географически. [61] [62] [63] Новый закон расширил официальное использование албанского языка по всей стране, облегчив общение на албанском языке с учреждениями. Согласно новому законодательству, македонский продолжает оставаться основным официальным языком, а албанский теперь может использоваться в качестве второго, в том числе на национальном уровне в официальных вопросах. Законодательство также предусматривает, что все государственные учреждения страны будут обеспечивать переводы на албанский язык в своей повседневной работе. [64] [65]

Албанское население страны в основном проживает в сельской местности, при этом этнические албанцы составляют большинство или большинство только в 3 из 34 городов страны. [66]

Около 35% новорожденных в Северной Македонии принадлежат к албанскому этническому меньшинству. В 2017 году в Македонии родилось 21 754 ребенка. Этническая принадлежность этих новорожденных была: 11 260 (51,76%) македонцев ; 7404 (34,03%) албанца ; 940 (4,32%) турецких ; 1276 (5,87%) цыган ; 40 (0,18%) Влах ; 129 (0,59%) сербов ; 213 (0,98%) боснийцы ; 492 (2,26%) иная этническая принадлежность и неизвестны. [67]

Новорожденные в Северной Македонии в зависимости от этнической группы матери
Этническая группа 1994 [68] 2002 [69] 2012 [70] 2021 [71]
македонцы 16,704 49.88 13,639 49.13 11,995 50.89 9,338 50.08
албанцы 12,010 35.86 10,118 36.45 8,035 34.09 6,663 35.73
турки 1,616 4.83 1,202 4.33 1,092 4.63 835 4.48
РИМЛЯНАМ 1,378 4.11 1,678 6.04 1,552 6.59 1,267 6.79
сербы 403 1.20 168 0.61 125 0.53 123 0.66
боснийцы 251 1.06 177 0.95
Влахи (арумыны) 25 0.07 23 0.08 37 0.16 17 0.09
другое / неустановленное 1,351 4.03 933 3.36 481 2.04 228 1.22
Общий 33,487 27,761 23,568 18,648

Муниципалитеты

[ редактировать ]

Согласно переписи 2021 года, из 80 муниципалитетов страны албанцы были доминирующей этнической группой в 17 муниципалитетах, из которых в 15 проживало большинство этнических албанцев, а в двух - множественное число этнических албанцев. При учете общей численности населения, включая самоперечисленную диаспору, албанцы составляют большинство в 16 муниципалитетах и ​​большинство в 2.

Эмблема Муниципалитет Население Переписное население
Включает жителей и граждан, находившихся за границей более 12 месяцев подряд и решивших участвовать в переписи населения 2021 года в качестве диаспоры.
Общий % Общий %
Арачиново
Арациново
12,353 97.45% 14,329 97.54%
Богини
БОГОВИНЬЕ
20,475 89.39% 28,878 91.70%
Брвеница
Брвеница
7,377 54.06% 11,812 64.48%
Бутель
Бутель
14,095 37.12% 15,678 38.60%
Стул
Стул
42,180 67.40% 47,460 68.81%
Чашечка
Часка
4,032 50.77% 4,367 51.83%
Пульсирующий
Дебар
8,438 54.75% 11,720 59.24%
Долнени
Доллен
4,442 33.84% 5,205 35.75%
Гази Баба
Гази Баба
14,146 20.32% 16,271 22.07%
Гостивар
Гостивар
33,076 55.34% 64,703 68.87%
Егуновце
Жегунок
3,482 39.15% 5,070 47.32%
Китч
Кичево
16,373 41.27% 31,610 55.72%
Крушево
Крушево
2,464 29.39% 2,809 31.20%
Куманово
КУМАНОВО
25,493 25.99% 36,984 32.80%
Липково
Куманово
21,560 96.65% 30,872 97.38%
Saraj
Saraj
34,586 90.07% 39,936 90.66%
Транслировать
СТРУГА
25,785 50.58% 41,863 59.72%
Жители Студеницы
Студеничан
14,982 68.19% 16,192 68.82%
Запишите это
Сопиште
1,693 25.22% 1,901 27.20%
Шуто Оризари
Шуто Оризари
8,828 34.32% 9,784 35.31%
Тирс
Тирс
14,704 83.10% 22,319 87.05%
Тетово
Тетово
60,460 71.32% 78,860 75.46%
Воробьиное гнездо
Врапчиште
15,109 76.15% 25,308 81.30%
Зелино
Желино
18,191 95.80% 27,439 96.68%
Источник: Перепись 2021 года — первый набор данных Государственное статистическое управление Северной Македонии.

Политика

[ редактировать ]

Вечеринки

[ редактировать ]

В Северной Македонии есть несколько албанских партий. По состоянию на выборы 2020 года Демократический союз интеграции (DUI) и Альянс албанцев являются двумя крупнейшими албанскими политическими партиями в стране. На парламентских выборах в Македонии 2008 года DUI набрала 11,3% от общего числа голосов, а ДПА получила 10,1%. [60] Однако из-за предвыборной борьбы между двумя основными албанскими политическими партиями некоторые албанские районы страны провели восстание.

На парламентских выборах в Македонии 2011 года албанские партии получили 20,96% голосов избирателей. DUI получила 10,2% голосов, что дало ей 15 мест. Это потеря трех мест с предыдущих выборов. ДПА получила 5,9% голосов, получив 8 мест, что также на 3 места меньше, чем на выборах 2008 года. Третьей албанской партией, получившей места в парламенте, является партия Национально-демократического возрождения , получившая два места с 2,7% голосов. [72]

На выборах 2014 года три албанские партии: DUI, DPA и НДП получили 19 мест, семь мест и одно место соответственно из 123 мест. Партии этнических албанцев получили чуть менее 21% голосов избирателей. [73]

Дискриминация

[ редактировать ]
Антиалбанская надпись на македонском языке на мечети, означающая «Смерть Шиптарам ».

усилилась Этническая напряженность в Северной Македонии после окончания вооруженного конфликта в 2001 году , когда в июле 2001 года бывшие бойцы НОА создали Албанскую национальную армию (АНА, АКШ). [74] и объявил о себе 3 августа 2001 г. [75] Группа участвовала в нападениях на македонские силы вместе с НОА. [76] [77] После расформирования НОА в Прешевской долине начала действовать АНА . [78]

Македонскую академию наук и искусств обвинили в альбанофобии в 2009 году после того, как она опубликовала свою первую энциклопедию, в которой утверждалось, что Шкиптар , албанский эндоним , который в основном используется другими балканскими народами для описания албанцев, считается албанской общиной уничижительным, если используется в южнославянских языках . В энциклопедии также утверждается, что албанцы заселили этот регион в 16 веке. [79] [80] [81] Распространение энциклопедии было прекращено после серии общественных протестов.

12 апреля 2012 года пять гражданских лиц из числа этнических македонцев были застрелены – предположительно этническими албанцами – в результате нападения, известного как убийства на озере Смилковцы . 16 апреля 2012 года в Скопье прошла акция протеста против этих нападений и требований справедливости. Некоторые из участников протестов скандировали антиалбанские лозунги. [82]

1 марта 2013 года в Скопье толпа этнических македонцев протестовала против решения назначить Талата Джафери , этнического албанского политика, министром обороны . [83] Протест перерос в насилие, когда толпа начала швырять камни, а также нападать как на прохожих-албанцев, так и на полицейских . Полиция сообщает о трёх раненых мирных жителях, пяти раненых полицейских и о серьёзном ущербе частной собственности. Однако в городской больнице сообщили о лечении пятерых тяжелораненых албанцев, двое из которых находятся в отделении интенсивной терапии . Во время протеста часть толпы сожгла албанский флаг . Толпа македонских националистов также штурмовала парламент Македонии 27 апреля 2017 года в ответ на избрание Талата Джафери спикером Скупщины, многие получили ранения во время беспорядков.

К 108-й годовщине Конгресса Манастира музей албанского алфавита в Битоле подвергся вандализму, были выбиты окна и двери. плакат с надписью «Смерть албанцам» и изображением льва, отрубающего головы албанскому двуглавому орлу . На входных дверях музея был установлен [84] Через неделю после этого инцидента, в день провозглашения независимости Албании , граффити с теми же сообщениями, что и на предыдущей неделе, были размещены на территории дирекции национального парка Пелистер . [85]

Текущие проблемы

[ редактировать ]

Среди безработных албанцы сильно перепредставлены. В государственных учреждениях, а также во многих частных секторах они недостаточно представлены. Они также сталкиваются с дискриминацией со стороны государственных чиновников и работодателей. [86] Согласно страновому докладу США о правах человека в Македонии за 2012 год , «некоторые министерства отказались предоставлять информацию об этническом составе сотрудников». В том же отчете также добавлено:

«...этнические албанцы и другие национальные меньшинства, за исключением этнических сербов и влахов , были недостаточно представлены на государственной службе и в других государственных учреждениях, включая армию, полицию и разведывательные службы, а также в судах, Национальный банк, таможня и государственные предприятия, несмотря на усилия по набору квалифицированных кандидатов из этих общин, этнические албанцы составляли 18 процентов личного состава армии, в то время как общины меньшинств в целом составляли 25 процентов населения, согласно статистическим данным, предоставленным Национальным банком. правительство." [87]

По состоянию на 2019 год албанский язык является одним из официальных языков страны.

Николле Бояджиу , косовский албанский католик , который позже жил в Скопье, где родилась его дочь Мать Тереза.

Основной религией среди албанцев в Северной Македонии является ислам , хотя есть и католики , наиболее видной из которых является Агнес ( Анжеза ) Бояджиу, также известная как Мать Тереза . Другая выдающаяся личность — композитор Лоренц Антони .

Восточно-православный

[ редактировать ]

По статистике, собранной Василом Канчовым в 1900 году, в городе Скопье проживало 31900 человек, из которых 150 были албанцами-христианами. [88]

Православные албанские деревни, расположенные в Верхней Реке , а также исторические общины в Охриде , Малезии , Ресене , Крушево , Прилепе , Куманово (в частности, близлежащая заброшенная деревня Думановце), а также город Битола и некоторые близлежащие деревни ( Трново , Нижеполе и Магарево ). Эти общины в значительной степени ассимилировались со славянским корпусом. [89] [37] [38] [90]

В период Османской империи, помимо этнических турок и большинства славянского населения, Прилеп также был домом для мусульман-суннитов и православных христиан- албанцев , которые жили рядом с ним. Сербский историограф Йован Хаджи-Васильевич пишет: [91]

«Между турками и албанцами-мусульманами, жившими в городе (Прилепе), очень трудно отличить, особенно между старыми семьями города. Албанские семьи-магометане, как только они прибыли в город, слились с турками , подобно тому, как христианские албанские семьи слились со славянами или греками"

Болгарский исследователь Георгий Траичев писал: [92]

«В городе Прилепе чистых греков не было, но есть несколько (десятков) греков, поддержанных раскольниками-валахами и албанскими христианами».

Газета « Прилепу преди 100 летини » («Прилеп 100 лет назад». София, 1938) сообщает, что после прихода в город православных албанцев примерно в XVIII-XIX веках христианские валахские и албанские элементы ассимилировались под влиянием болгарского населения. , и что их следов уже нет. Информация также дана для албанцев обеих конфессий. Из православных албанцев часть болгаризирована , а часть эллинизирована . В газете также есть репортаж о православном албанце под названием Ико Кишари , семья которого, наряду с Тилевцами, Георгимайковцами и Ладковцами , была православными албанцами, беженцами из Москополе , поселившимися в начале XIX века. [93]

В 1900 году было зарегистрировано, что два десятка православных албанцев проживали в деревнях Конопиште и Мрежичко недалеко от Кавадарци . [94] В 1905 году Димитар Мишев Бранков собрал статистические данные о христианском населении Македонии, согласно которым население Велеса состояло, среди прочего, из 12 албанцев -христиан . [95] Исследователь Димитр Гаджанов писал в 1916 году, что в Гостиваре проживало, среди прочего, 100 православных албанцев. [96]

Культура

[ редактировать ]
Албанцы Северной Македонии часто используют флаг Албании.

Разговорными диалектами албанского языка являются гег , по большей части, и тоск в некоторых частях юга. [57] Образование на албанском языке предоставляется на всех уровнях, включая университетские уровни, такие как Государственный университет Тетово , [97] Юго-Восточно-Европейский университет , [98] также в Тетово.

Пьетер Богдани ( ок. 1630–1689 ), известный по-итальянски как Пьетро Богдано, — самый оригинальный писатель ранней литературы в Албании. Он является автором « Cuneus Prophetarum» («Группа пророков»), 1685 г., первого по существу прозаического произведения, написанного первоначально в Албании. Богдани родился в Гур-и-Хасите, Хас, недалеко от района Кукес, Албания, около 1630 года. Он получил образование в традициях католической церкви, которой он посвятил всю свою энергию. Его дядя, Андреа Богдани ( ок. 1600–1683 ), был архиепископом Скопье и автором латино-албанской грамматики, ныне утерянной.

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д «Управление государственной статистики: Перепись населения, домохозяйств и квартир в Республике Северная Македония, 2021 год — первый набор данных» . www.stat.gov.mk. Проверено 27 марта 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Результаты переписи населения 2002 года» (PDF) .
  3. ^ Прендергаст 2017 , с. 80.
  4. ^ Исмаджли 2015 , с. 263.
  5. ^ Исмаджли 2015 , с. 109.
  6. ^ Катичич 1976 , с. 186. «Напротив, Ниш из Ναϊσσός, Штип из Ἄστιβος, Шар из Скардуса и Охрид из Лихнида предполагают здоровое развитие, характерное для албанского языка».
  7. ^ Мацингер, Иоахим (2006). албанский текст Mbsuame e krështerë (Dottrina cristiana) Леке Матренги 1592 года: Введение в албанское Старый языкознание. Деттельбах: Дж. Х. Рёлль. п. 23. ISBN  3-89754-117-3 . OCLC   65166691 .
  8. ^ Катич 1976 , стр. 186.
  9. ^ Демирадж, Шабан (2006). Происхождение албанцев: лингвистически исследовано . Академия наук Албании . стр. 146, 148−149. ISBN  9789994381715 . Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 года.
  10. ^ Македония, Путеводитель Брэдта, авторы Тэмми Эванс, Рудольф Абрахам, 2015, ISBN   1841628581 , с. 272.
  11. ^ Влодзимеж, Пьянка (1970). Топономастика Охридско-Преспанского бассейна . Институт македонского языка «Крсте Мисирков». п. 59. «Название Малезия произошло от алб. (Малези 'горный регион')»
  12. ^ Катичич, Радослав (1976). Древние языки Балкан . Мутон. п. 186. ИСБН  9789027933157 . С другой стороны, Ниш из Ναϊσσός, Штип из Ἄστιβος, Шар из Скардуса и Охрид из Лихнида предполагают характерное для албанского языка здоровое развитие.
  13. ^ Шмитт, Оливер Йенс (2020). Справочник Рутледжа по истории Балкан и Юго-Восточной Европы . Милтон: Группа Тейлора и Фрэнсиса. дои : 10.4324/9780429464799-4 . ISBN  9781138613089 . S2CID   224981491 .
  14. ^ Прендергаст, Эрик Хит (2017). Происхождение и распространение пропусков локативных определителей в балканском языковом ареале (Тезис). Калифорнийский университет в Беркли. п. 80.
  15. ^ Исмаджли, Реджеп (2015). «ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ АЛБАНИИ В БАЛКАНСКОМ КОНТЕКСТЕ» (PDF) . Ашак.org . стр. 109, 263.
  16. ^ Маджеру и Гордон 2008 , стр. 146–147.
  17. ^ Пласари 2020 , с. 16.
  18. ^ Драгоевич-Йосифовска, Борка (1982). Надписи из Верхней Мезии: Драгоевич-Йосифовска, Б. Скупи и Кумановский край . Центр эпиграфических и нумизматических исследований философского факультета Белградского университета. п. 32.
  19. ^ Спасовская-Димитриоска 2000, с. 258
  20. ^ Кертис 2012 , стр. 25–26.
  21. ^ Мурати, Кемаль (2011). «АЛБАНЦЫ МАКЕДОНИИ В «МАКЕДОНСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ» - ВЫМЫСЛЬ И РЕАЛЬНОСТЬ». Албанологические исследования . ЕГО: 62.
  22. ^ Jump up to: а б Гаши, Скендер (2014). Имена албанцев в веке XIII-XV в свете сербских церковных источников . Приштина: ПАЛАТКА. п. 71.
  23. ^ Гаши, Скендер (1985). «Присутствие албанского этноса в Косово в XIII-XIV веках в свете сербских церковных источников» . В Пулахе — Селами; Мансаку, Сеит и Гджерджи, Андромаки (ред.). Албанцы и их территории . Академия наук ПСР Албании. п. 276.
  24. ^ Волосы 1985 , с. 278.
  25. ^ «1328, 1332, 1336 | Иоанн Кантакузин: Непокорные кочевники отдают дань уважения императору» . albanianhistory.net . Проверено 27 марта 2024 г. Пока император находился около восьми дней в Ахриде ( Охриде ), перед ним предстали албанские кочевники, жившие в районе Деаболиса ( Деволля ), а также из Колонии ( Колонья ) и из окрестностей Охрида». По оценкам, это произошло примерно в феврале 1328 года.
  26. ^ Дервиши, Неби (2005). Этнокультура Охридского поля . Тетово: Чабей. п. 72 . Проверено 24 октября 2021 г.
  27. ^ Влёра 1956, 5. Гропа. Архивировано 27 января 2012 г. в Wayback Machine : «Сфера влияния Гропас, несомненно, была сосредоточена в регионе между Поградцем, Охридом и Диброй. Похоже, они правили в этой области более долгое время. чем 3 века»
  28. ^ Исени, Башким (25 января 2008 г.). Национальный вопрос в Юго-Восточной Европе: генезис, возникновение и развитие албанской национальной идентичности в Косово и Македонии . Берн: П. Ланг. п. 77. ИСБН  978-3039113200 .
  29. ^ История албанского народа. Архивировано 10 августа 2016 г. в Wayback Machine , издание 2002 г., Академии наук Албании Том I , стр. 335
  30. ^ Вестник Института национальной истории . Институт. 1977.
  31. ^ Национальный вопрос в Юго-Восточной Европе: генезис, возникновение и развитие албанской национальной идентичности в Косово и Македонии Автор Башким Исени Издатель Питер Ланг, 2008 г. ISBN   3-03911-320-8 , ISBN   978-3-03911-320-0 стр.174
  32. ^ История Албании: статус и перспективы исследования. Том 140 работ Юго-Восточной Европы. Авторы Оливер Йенс Шмитт, Ева Энн Франц. Редакторы Оливер Йенс Шмитт, Ева Энн Франц. Издатель Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 2009. ISBN   3-486-58980-6 , ISBN   978-3-486-58980-1 стр. 168
  33. ^ Национальный вопрос в Юго-Восточной Европе: генезис, возникновение и развитие албанской национальной идентичности в Косово и Македонии Автор Башким Исени Издатель Питер Ланг, 2008 г. ISBN   3-03911-320-8 , ISBN   978-3-03911-320-0 стр.176
  34. ^ Тьерри Зарконе; Экрем Исин; Артур Бюлер, ред. (2000), «Журнал истории суфизма» , Журнал истории суфизма = Journal d'Histoire du Sufisme , 1–2 (1-е изд.), Париж, Стамбул: Simurg: 226, ISSN   1302-6852 , OCLC   611947677
  35. ^ Рама, Шинаси А. (12 января 2019 г.). Несостоятельность нации, этнические элиты и баланс сил . Спрингер. п. 90. ИСБН  9783030051921 .
  36. ^ Дервиши, Неби (2005). Этнокультура Охридского поля . Тетово: Чабей. п. 175 . Проверено 25 октября 2021 г.
  37. ^ Jump up to: а б Влодзимеж, Пьянка (1970). Топономастиката на Охридско-Преспанской базе . Институт македонского языка «Крсте Мисирков». стр. 104–105. «Самыми старыми коренными жителями города являются несколько древних кланов Вароса. Остальные македонцы иммигрировали из деревень вдоль Охридского озера, из Косельской Долины, Струшко Поле, Дримкола, Дерарки, Малезии, Кичевско и других частей Западной Македонии. После 1949 года , они также иммигрировали. Несколько семей из Эгейской Македонии поселились здесь в 1451-81 годах. Есть также много тюркизированных албанцев из окрестных деревень Охридского озера. Православные албанцы прибыли из Поградца, Лина, Пискупии во 2-й половине 19 века. сначала из Москополе (конец 18 в.), Мизакии, Эльбасана и Ланги до Мокры (середина XIX в.), из Г. Белицы (Битола) к концу прошлого века большая часть их переселилась в Триест. , Одесса и Бухарест, они, вероятно, идентифицировали себя как шиптари или турки».
  38. ^ Jump up to: а б Бекири, Назми (2012). «КРАТКИЙ ПОДХОД К РЕЧИ КУМАНОВОЙ». Албанологические исследования . ИТШ: 108.
  39. ^ Лиотта, штат Пенсильвания; Джебб, Синди Р. (2004). Картирование Македонии: идея и идентичность . Издательская группа Гринвуд. п. 62. ИСБН  978-0-275-98247-8 . Проверено 9 апреля 2012 г.
  40. ^ БЕЛЛО, ДМИМИТРИЙ (2012). «ГУСТАВ ВАЙГАНД SI БАЛКАНИСТ DHE VEPRA E TIJ «ETNOGRAFI E MAQEDONISË» ». Изучайте албанологию . ИТШ: 107–108. Здесь я хочу еще раз подчеркнуть тот факт, что в городах многие так называемые турки, особенно в Битоле и Скопье, являются албанцами, что также заметно по тому акценту, который они придают артикуляции турецких слов, таких как. каве вместо каве, манда вместо манда и т. д. На публике говорят по-турецки, а в семьях - по-албански; они называют себя «турками», но на самом деле имеют в виду мусульмане, тогда как настоящие турки называют их «турецкий ушак» (турецкий дымоход). В деревнях их легко отличить по одежде, по сельскохозяйственным орудиям, которыми они пользуются, по повозкам (у анатолийцев колеса сделаны из деревянных шайб). Во всех случаях значение албанцев в Северной Македонии сильно недооценивается. Точную цифру их численности назвать сложно из-за состава населения, поэтому многие известные страны, заинтересованные в этом, справедливо выражают недоверие к статистике. Поскольку у меня есть заслуживающая доверия статистика, такая как Cartes ethnographiques des vilayets de Selonique, Kossovo et Monastir,litographiées par i'Institut cartographique de Sofia, 1907, с некоторыми недавними разработками проф. Младенова, а также исправлениями и дополнениями, сделанными под его руководством. г-на Митхата беджа Фрашери, без колебаний опубликует этот материал. «Конечно, последние изменения не нашли отражения.
  41. ^ Халими, Наим (2013). «АЛБАНЦЫ МАКЕДОНИИ В БАЛКАНСКИХ ВОЙНАХ (1912-1913)». Албанологические исследования . ИТШ: 72–73.
  42. ^ Халими, Наим (2012). «СЕРБСКАЯ РЕЗНЯ АЛБАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МАКЕДОНИИ НА ПОРОГЕ ДЕКЛАРАЦИИ НЕЗАВИСИМОСТИ АЛБАНИИ». Албанологические исследования . ИТШ: 134.
  43. ^ Лита, Керим (2011). «ХАСАН БИЛАЛЛИ – ВЕЛИКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ». Албанологические исследования . ИТШ: 179.
  44. ^ Милосавлевский и Томовский, 1997:15, 49-105.
  45. ^ Лита, Керим (2009). «ИЗГНАНИЕ АЛБАНЦЕВ ИЗ МАКЕДОНИИ В ТУРЦИЮ (1953-1959)». Албанологические исследования . ИТШ: 75–82.
  46. ^ История и география . Институт новейшей истории Сербии, Географический институт «Йован Цвиич», САНУ. 2014 г. до н.э. 351. ИСБН  978-86-7005-125-6 .
  47. ^ Лита, Керим (2009). «ИЗГНАНИЕ АЛБАНЦЕВ ИЗ МАКЕДОНИИ В ТУРЦИЮ (1953-1959)». Албанологические исследования . ИТШ: 82.
  48. ^ Милосавлевский и Томовский, 1997:205, и Politika ekspres 10-6-1986.
  49. ^ Поултон, 1995: 122
  50. ^ «Refworld | Хронология албанцев в Македонии» .
  51. ^ «Македония, все мечети собирают помощь Албании!» (на албанском языке). Газета Лайм. 29 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2019 года . Проверено 30 ноября 2019 г.
  52. ^ «Посредством телефонных звонков было собрано около 40 тысяч евро» (на албанском языке). Шарри.инфо. 28 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2019 года . Проверено 30 ноября 2019 г.
  53. ^ Деметра, Габор; Чаплар-Дегович, Кристиан (2018). Исследование теории и практики дестабилизации: насилие и стратегии выживания в Османской Македонии (1903-1913) . Изида Пресс. п. 38.
  54. ^ Лита, Керим (2009). «ИЗГНАНИЕ АЛБАНЦЕВ ИЗ МАКЕДОНИИ В ТУРЦИЮ (1953-1959)». Албанологические исследования . ЕГО: 90.
  55. Мусульманская идентичность и балканское государство, Хью Поултон, Суха Таджи-Фаруки, стр. 96–97, 1997 г.
  56. ^ Владимир Ортаковский (2001): Межэтнические отношения и меньшинства в Республике Македонии, Св. Университет Кирилла и Мефодия, Скопье
  57. ^ Jump up to: а б «Северная Македония» . Этнолог .
  58. ^ «Всемирный брифинг – Европа: Македония: завершена просроченная этническая перепись» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 2 декабря 2003 г.
  59. ^ «Глава созданного ООН Корпуса защиты Косово арестован - 19:28 - B92» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 августа 2006 г. Проверено 10 июня 2006 г.
  60. ^ Jump up to: а б "B92 - Новости - Регион - Груески победил на выборах в Македонии, омраченных насилием" . Архивировано из оригинала 3 июня 2008 г. Проверено 2 июня 2008 г.
  61. ^ Македонское информационное агентство, 18 января 2019 г. Архивировано 21 января 2019 г. в Wayback Machine .
  62. ^ «Законопроект Македонии об албанском языке становится законом» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 15 января 2019 г.
  63. ^ «Албанский стал вторым официальным языком Македонии» . АП НОВОСТИ . 15 января 2019 г.
  64. ^ Король, Ванесса (16 января 2019 г.). «Закон об использовании языков будет стоить дорого и потребует большой работы» .
  65. Албанский признан вторым официальным языком Македонии, New York Times, 15 января 2019 г.
  66. ^ «Македонская перепись, язык и религия» (PDF) . stat.gov.mk.
  67. ^ «Статистический ежегодник Республики Македония, 2018 г., стр. 83» (PDF) . Республика Македония, Государственное статистическое управление. 2016 . Проверено 20 октября 2018 г.
  68. ^ «Статистический ежегодник Республики Македония, 1999 год, стр. 21» . Республика Македония, Государственное статистическое управление. 1999 . Проверено 20 октября 2018 г.
  69. ^ «Статистический ежегодник Республики Македония, 2004 г., стр. 65» . Республика Македония, Государственное статистическое управление. 2004 . Проверено 20 октября 2018 г.
  70. ^ «Статистический ежегодник Республики Македония, 2014 г., стр. 79» (PDF) . Республика Македония, Государственное статистическое управление. 2014 . Проверено 20 октября 2018 г.
  71. ^ «Северная Македония в цифрах, 2021 год» (PDF) .
  72. ^ «Лидер консерваторов претендует на третий срок в Македонии» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 06.06.2011 . Проверено 6 июня 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  73. ^ «Досрочные парламентские и президентские выборы 2014» . Государственная избирательная комиссия . Проверено 28 апреля 2014 г.
  74. ^ "Новая албанская банда ответит за 10 убитых македонцев" [The new Albanian gang will be responsible for the 10 killed Macedonians]. RBK Group . Archived from the original on 2013-04-17 . Retrieved 2012-02-19 .
  75. ^ "Lenta.ru: БАЛКАНЫ: Разоружившиеся албанские боевики сменили вывеску и снова взялись за оружие" . 2005-04-18. Archived from the original on 2005-04-18 . Retrieved 2024-01-17 .
  76. ^ «Македония – оборона: Бучковский: «Пусть трагедия станет началом конца войны» » . Рельеф.web . 10 августа 2001 года . Проверено 26 июня 2022 г. «АНА» БЕРЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВО ДЕСЯТИ МАКЕДОНСКИХ СОЛДАТ Скопье, 10 августа – Новая вооруженная группа этнических албанцев в четверг взяла на себя ответственность за убийство десяти резервистов македонской армии в засаде на шоссе днем ​​ранее. «Албанская национальная армия» (АКШ) разослала по электронной почте нескольким средствам массовой информации региона заявление на албанском языке, в котором говорится, что нападение осуществило объединенное подразделение ее бойцов и так называемой Армии национального освобождения (НОА). в отместку» за убийство пятерых членов НОА силами безопасности Македонии.
  77. ^ «Повстанцы убили троих полицейских в Македонии» . Хранитель . Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 3 июля 2022 г. В своем вчерашнем заявлении диссидентская группа этнических албанцев, называющая себя Албанской национальной армией, взяла на себя ответственность за убийства, заявив: «Правительство Скопье возобновляет террор и рассматривает войну как единственный ответ на требования албанцев».
  78. ^ « Албанская национальная армия берет на себя ответственность за нападение в Прешевской долине на юге Сербии – DW – 13 августа 2003 г.» . dw.com (на немецком языке) . Проверено 17 января 2024 г.
  79. ^ «B92 - Новости - Македонскую энциклопедию сняли с полок» . Б92 . Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 года . Проверено 9 мая 2015 г.
  80. ^ Рашиди, Назим. «Македонская энциклопедия осуждена» . Би-би-си . Проверено 28 ноября 2012 г.
  81. ^ «Македонская энциклопедия разжигает балканский этнический скандал» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 9 мая 2015 г.
  82. ^ Столкновения между полицией и протестующими в Скопье . Ютуб . 16 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 г. Проверено 9 мая 2015 г.
  83. ^ «Несколько участников инцидента были задержаны властями» . Пульс 24. Архивировано из оригинала 2 марта 2013 года . Проверено 2 марта 2013 г.
  84. ^ «ХУЛИГАНЫ РАЗРУШИЛИ МУЗЕЙ АЛБАНСКОГО АЛФАВИТА» . 21ТВ. 18 марта 2016 г. Проверено 22 ноября 2016 г.
  85. ^ «УГРОЗЫ НА ФЕСТИВАЛЕ ФЛАГА «СМЕРТЬ АЛБАНЦАМ» » . ТВ-21. Архивировано из оригинала 28 ноября 2016 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
  86. ^ «Албанцы» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г.
  87. ^ «Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2012 год, Македония» . Бюро демократии, прав человека и труда. Архивировано из оригинала 21 января 2017 года . Проверено 26 апреля 2013 г.
  88. ^ Василь Канчов (1900). Македония: Этнография и статистика . София. п. 252.
  89. ^ Кукудис, Астериос (2003). Влахи: метрополия и диаспора . Салоники: Публикации Зитрос. ISBN  9789607760869 . стр.355. «Во многих случаях беженцы прибывали организованными группами семей во главе с лидером, обычно священником. С самого начала валахов сопровождали арваниты из Виткука и района Опара. Беженцы из Виткука предшествовали жителям Опара и оккупировали западную часть Согласно местным преданиям, другие арванитские семьи происходили из Корчи и окрестных деревень Полена, Дарде и Мборье. К началу двадцатого века смешанные браки привели к тому, что очень немногие семьи больше говорили по-албански. ."; п. 436. «Мияки... Довольно большая группа, главным образом выходцев из Лазарополя, составляла ядро ​​славяноязычного населения Крушево, поселившегося рядом с валахами к середине девятнадцатого века».
  90. ^ Бекири, Назми (2010). «КАДРИ БАЗИ – МЕЖДУ ПЕСНЕЙ И НАРОДНЫМИ РАССКАЗАНИЯМИ». Албанологические исследования . ИТШ: 187.
  91. ^ Мустафа Ибрагими. «ПРАВОСЛАВНЫЕ АЛБАНЦЫ В СЕВЕРНОЙ МАКЕДОНИИ И НЕКОТОРЫЕ ИХ ПИСЬМЕННОСТИ НА КИРИЛЛИЧЕСКОМ АЛФАВИТЕ». Альбанологические следы - Серия филологических наук 50:139-152».
  92. ^ Мустафа Ибрагими. «ПРАВОСЛАВНЫЕ АЛБАНЦЫ В СЕВЕРНОЙ МАКЕДОНИИ И НЕКОТОРЫЕ ИХ ПИСЬМЕННОСТИ НА КИРИЛЛИЧЕСКОМ АЛФАВИТЕ». Альбанологические следы - Серия филологических наук 50:139-152».
  93. ^ Мустафа Ибрагими. «ПРАВОСЛАВНЫЕ АЛБАНЦЫ В СЕВЕРНОЙ МАКЕДОНИИ И НЕКОТОРЫЕ ИХ ПИСЬМЕННОСТИ НА КИРИЛЛИЧЕСКОМ АЛФАВИТЕ». Альбанологические следы - Серия филологических наук 50:139-152».
  94. ^ "В. Кынчов - Македония. Этнография и статистика - Указатель стр.153" . macedonia.croraina.com . Проверено 27 марта 2024 г.
  95. ^ Д.М. Бранкофф (1905). Македония и ее христианское население . Париж. стр. 118-119.
  96. ^ Саладин САЛИХИ. «НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ПРАВОСЛАВНЫХ АЛБАНЦАХ ВЕРХНЕЙ РЕКИ». ФИЛОЛОГИЯ - Международный журнал гуманитарных наук 19:85-90.
  97. ^ «Государственный университет – Тетово» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2006 года.
  98. ^ «Добро пожаловать на сайт университета SEE» . Архивировано из оригинала 22 июня 2006 г. Проверено 31 мая 2006 г.

Источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В число не включены люди албанского происхождения, не являющиеся гражданами Северной Македонии, и граждане диаспоры, которые не решили провести самоперепись при переписи населения.
  2. ^ Македонские граждане албанского происхождения, которые не проживали в Северной Македонии хотя бы один год, но решили самостоятельно переписаться при переписи населения.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2af4d40650edbb6dca8131b10354249__1721388900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/49/b2af4d40650edbb6dca8131b10354249.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Albanians in North Macedonia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)