Албанский национализм в Северной Македонии
Албанский национализм в Северной Македонии уходит корнями в более широкое албанское националистическое движение, которое возникло в ответ на Восточный кризис (1878 г.) и предложило раздел населенных османскими албанцами земель на Балканах между соседними странами. [1] В оставшуюся часть позднего османского периода между албанскими националистами и Османской империей достигли кульминации различные разногласия по поводу социально-культурных прав. Балканские войны (1912–1913 гг.), Закончившиеся поражением Османской империи, сербский, а затем и югославский суверенитет над этой территорией породили албанский национализм, который стал отличным от Северной Македонии, подчеркивая албанский язык, культуру и идентичность в контексте государственных и социально-политических прав. Паналбанские настроения также присутствуют и исторически были достигнуты только один раз, когда западная Македония была объединена итальянскими силами Оси с их протекторатом Албании во время Второй мировой войны .
Албанский национализм в Северной Македонии, вновь включенный в состав Югославии, опирается на социально-политические влияния, исходящие от албанского национализма в Косово. Будучи меньшинством, добавление ислама также сформировало и смешало определения местной национальной албанской идентичности в отличие от православного славянского македонского большинства. Традиции вооруженного сопротивления со стороны местных албанцев возникли с течением времени, причем самые последние боевые действия (2001 г.) произошли между Национальной освободительной армии партизанами (НОА) и вооруженными силами Македонии. Конфликт закончился принятием Охридского соглашения (2001 г.), гарантирующего широкие социально-политические и языковые права албанцев в стране, что соответствует основному принципу албанского национализма в Северной Македонии.
История
[ редактировать ]Поздний османский период
[ редактировать ]Албанское национальное движение впервые возникло в Косово через Призренскую лигу с участием албанских делегатов из Македонии, которая пыталась предотвратить передачу населенных албанцами территорий соседним государствам. [2] [3] Албанцы-мусульмане в Македонии в период Османской империи были либо в основном сторонниками Османской империи, либо некоторые, подобные албанским парламентариям, критиковали османские меры, направленные на ограничение социально-культурного самовыражения албанцев. [4] [5] Провинция Монастир была важным центром болгарского IMRO , и начало зарождающегося албанского националистического движения среди мусульманского большинства населения появилось из-за разочарования османскими властями и их неэффективностью в защите их. [6] Видные деятели албанского движения из провинции Монастир считали, что совместные действия с движением младотурок (CUP) улучшат их положение, и большинство членов албанского комитета также были членами CUP. [6] В 1908 году османский офицер албанского происхождения Ахмед Ниязи-бей вместе с албанцами региона спровоцировал младотурскую революцию (1908). [7]
Некоторые люди, выходцы из балканского албаноязычного или культурного пространства и часто принадлежащие к городской элите Македонии, мигрировавшие в Анатолию, не всегда отождествляли себя с концепцией албанцев . [8] Вместо этого они приняли взгляды османских тюрков и стали называть себя турками или гражданами, говорящими на османском турецком языке. [8] Из-за последствий социолингвистической ассимиляции сторонники албанского национализма были обеспокоены миграцией в Анатолию и деградацией албанцев из низших классов, предпринявших это путешествие. [9] В 1908 году конгресс по алфавиту в Битоле , на котором присутствовали делегаты мусульман, католиков и православных, согласился принять албанский алфавит, основанный на латинских символах, и этот шаг считался важным шагом на пути к объединению Албании. [10] [11] [12] [13] Некоторые консервативные албанские мусульмане и священнослужители вместе с правительством Османской империи выступили против латинского алфавита и предпочли албанский алфавит на арабской основе из-за опасений, что латинский алфавит подрывает связи с мусульманским миром . [10] [11] [12] Османское государство организовало конгресс в Дебаре (1909 г.) с намерением, чтобы албанцы объявили себя османами, пообещали защищать свой территориальный суверенитет и приняли албанско-арабский алфавит. [14] Из-за вопроса об алфавите и других политик младотурок отношения между албанской элитой и националистами, многими мусульманскими и османскими властями разорвались. [13] [15] Правительство Османских младотурок было обеспокоено тем, что албанский национализм может вдохновить другие мусульманские национальности на путь национализма и сепаратизма и поставить под угрозу основанное на исламе единство империи. [14]
Балканские войны, Первая мировая война, межвоенный период и Вторая мировая война
[ редактировать ]Османское правление закончилось в 1912 году во время Балканских войн, и Македония с ее албанским населением стала частью Сербии . [16] Окончание Первой мировой войны привело к тому, что албанцы Македонии стали частью Югославии . [17] Движение Качак, состоящее из вооруженных албанских партизан, сопротивляющихся сербским силам, действовало в западной Македонии в 1920-е годы, но было подавлено к концу десятилетия. [17] [18] Движение способствовало развитию албанского национального самосознания в Македонии. [17] Албанский язык был запрещен властями Югославии, и некоторые албанцы были вынуждены эмигрировать. [17] Светское образование на албанском языке в Македонии и других районах Югославии с албанским населением было запрещено. [19] С началом Второй мировой войны западная Македония была присоединена Италией Оси к их протекторату Албания, создав Великую Албанию под контролем Италии. [20] [21] Итальянские власти в западной Македонии разрешили использование албанского языка в школах, университетском образовании и управлении. [22] В Западной Македонии и других недавно присоединенных к Албании территориях неалбанцы должны были посещать албанские школы, в которых преподавалась учебная программа, включающая национализм наряду с фашизмом, и их заставляли принимать албанские формы для своих имен и фамилий. [23] Некоторые албанцы в западной Македонии присоединились к Балли Комбетар , наиболее известным из которых является Кхем Хаса , который вместе со своими силами сотрудничал с державами Оси в различных операциях, направленных против коммунистических албанских и македонских партизан. [24] [25]
Коммунистическая Югославия
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны населенные албанцами территории стали частью Социалистической Республики Македония в составе Югославии. [26] Югославская перепись 1948 года зафиксировала 179 389 албанцев в Македонии, а в 1953 году это число упало до 165 524 албанцев. [27] Падение численности объясняется расколом Тито-Сталина: 203 938 человек объявили себя турками (1953 г.), 27 086 человек назвали албанский своим родным языком, а в 1950-1960-х годах некоторые албанцы объявили себя турками , чтобы мигрировать в Турцию и бежать из коммунистической Югославии. [27] Большинство албанцев в регионе, осознавая различия с косовскими сербами и формирующуюся македонскую национальность, приняли албанскую национальную идентичность. [28] Все меньше албанцев заявляли о своей турецкой идентичности, поскольку старые классификации в стиле османского милле, основанные на религиозной идентификации, пошли на убыль. [29] Эти изменения оказали давление на другие мусульманские меньшинства, проживающие в албанских районах, с целью ассимилироваться с албанцами. [30] Некоторые албанские националисты также были репрессированы за выражение поддержки местному славянскому населению с болгарским самосознанием и позиции Болгарии по македонскому вопросу . [31] К концу 1960-х годов недовольство албанцев в Македонии вылилось в протесты, призывавшие к присоединению этнолингвистических прав наряду с территориями с албанским большинством в Македонии к республике Косово и становлению седьмым таким образованием в югославской федерации. [32] [33] Этот растущий албанский национализм рассматривался коммунистическими властями как угроза территориальной целостности и существованию Македонии. [34] [35] Конституция Югославии 1974 года предоставила широкие права албанцам в Косово, тогда как в Македонии албанцы имели ограниченные этнические права. [36]
Албанский национализм в 1980-е годы
[ редактировать ]К концу 1970-х - началу 1980-х годов организованный албанский сепаратизм распространился на Македонию, где югославские силы безопасности заявили, что раскрыли две албанские сепаратистские организации. [37] Коммунистические власти Македонии, обеспокоенные призывами албанцев провозгласить Косово седьмой югославской республикой, поддержали жесткий подход Сербии и подавили проявления албанского национализма. [38] Многие албанские активисты в Македонии в 1980-е годы находились в заключении на длительные периоды времени по обвинениям в сепаратизме и ирредентизме. [36] В 1982 году коммунистические чиновники обвинили албанских националистов (в том числе некоторых представителей албанского мусульманского духовенства) в том, что они оказывали давление на македонских цыган , турок и македонскоязычных мусульман (Торбешей), чтобы те заявили себя албанцами во время переписи населения. [39] [40] Выражения албанского национализма через литературу, лозунги и вандализм имели место в 1982 году в регионах Тетово и Охрид, когда власти Македонии были приведены в состояние повышенной готовности. [39] Члены молодой албанской элиты Македонии уехали в Косово, и албанская интеллектуальная жизнь прекратилась, а исповедование ислама стало единственным выходом для молодых албанцев. [36]
В Македонии с конца 1980-х годов отсутствие атеистической албанской элиты в большинстве своем укрепило связи между политическими партиями и религиозным истеблишментом, что укрепило ислам в этнонациональном самоопределении среди албанцев. [41] Югославские власти, обеспокоенные тем, что албанский национализм из Косово может распространиться на Македонию, стремились ослабить этнонациональное сознание албанцев и пытались ассимилировать их в Македонии. [41] [42] Это было сделано путем фрагментации мусульманской общины по этническому признаку путем поощрения и распространения среди македоноязычных мусульман (Торбешей) македонского национального самосознания. [41] Исламское сообщество Югославии, в котором доминируют славянские мусульмане, в 1980-е годы выступало против восхождения албанских кандидатов на руководящую должность Рейса ул-улема из-за утверждений о том, что албанское мусульманское духовенство пыталось албанизировать славян-мусульман Македонии. [43] Македонские коммунисты поддерживали мусульманские религиозные институты, выступая в качестве оплота в сдерживании албанского национализма. [41] Таким образом, школы албанского языка были закрыты в середине 1980-х годов и вновь открылось медресе Иса-бей, которое стало центром образования югославских мусульман-албанцев. [41]
Албанские языковые школы и их школьные программы рассматривались македонскими коммунистами как пропитанные албанским национализмом и ирредентизмом, и власти предприняли действия по ограничению этих настроений. [44] Некоторые из этих мер против албанского образования включали требование использования только македонского языка (1981 г.) и увольнение учителей, не соблюдающих требования. [45] [42] Число албанских учащихся в школах сократилось вдвое. [38] Эти события вызвали обеспокоенность среди албанской общины, что привело к протестам, бойкотам и другим трениям в отношениях с коммунистическими властями и государством. [45] Некоторые албанские народные песни также были признаны имеющими националистическое содержание, их использование на радио было осуждено, а наряду с использованием албанских топонимов они были запрещены. [46] [38] Ограничения и запреты были наложены на албанских родителей, называющих своих новорожденных детей именами, которые считались националистическими, такими как Шкипе , Лиридуам (что означает стремление к свободе), Альбан , Албана , Фламур (албанский флаг), Куштрим и другие, которые для коммунистических властей означали лояльность коммунистам. Албания. [47] [38] Уровень рождаемости в Албании вызвал обеспокоенность коммунистических властей, которые считали, что это способствует росту албанского национализма, и в муниципалитетах западной Македонии были приняты меры по планированию семьи, ограничивающие родителей двумя детьми. [47] [42] [38] [48]
Некоторые албанские государственные чиновники были уволены из-за присутствия на свадьбах, на которых пели националистические песни, в то время как многие культурные клубы были закрыты. [49] Кампания против албанского национализма получила название дифференциации . [47] Коммунистические власти Македонии, обеспокоенные ростом албанского национализма, утверждали, что турки и македоноязычные мусульмане (Торбеши) подвергались албанизации из-за политического и культурного давления со стороны албанцев. [50] Мечети в Македонии находились под контролем коммунистов и превратились в места, прикрывавшие и укреплявшие албанскую национальную идентичность. [41] Коммунистические власти стали рассматривать ислам как инструмент албанского национализма. [51] В попытке отменить религиозную идентичность коммунистические власти Македонии приняли меры, которые присвоили мусульманские здания для государственного использования, разрушили исламские библиотеки и построили две дороги через мусульманские кладбища в Тетово и Гостиваре. [42] В 1990 году албанские активисты в Тетово организовали демонстрации с призывом к созданию Великой Албании. [52] Албанские националисты рассматривали свое включение в состав Югославии как оккупацию. [53]
ПостЮгославия: независимость Македонии и восстание 2001 года
[ редактировать ]Албанцы в Македонии наряду со своими коллегами из косовских албанцев после падения коммунизма стали основной силой, управляющей албанским национализмом. [54] Хотя ислам не стал основным центром выражения албанского политического национализма, он повлиял на коллективное мировоззрение албанцев в Македонии. [54] [55] С обретением Македонией независимости (1991 г.) статус албанцев был понижен до «национального меньшинства» из предыдущей югославской категории «национальность». [41] Хотя в конституции Македония упоминается как национальное государство македонцев. [41]
Референдум (1992 г.) был проведен в Западной Македонии с албанским большинством, на котором 72% избирателей, имеющих право голоса, проголосовали за автономию и федерализацию Македонии. [52] [56] [57] Результат этого шага имел политические последствия, поскольку некоторые албанские политики из регионов Тетово и Струга провозгласили Республику Илирида в 1991–1992 годах с целью объединения всех албанцев Югославии в одно образование. [52] [57] Название Илирида представляет собой сумку, образованную от слов Иллири(а) и Да(рдания) , древних регионов, которые располагались на территории современной Македонской республики. [58] В качестве временной меры на пути к объединению эти албанские политики также выступали за создание албанского образования, которое охватывало бы примерно половину республики и федерализацию Македонии. [57] Албанские политические партии утверждали, что референдум был демонстративным, и вместо этого хотели, чтобы македонское государство признало албанцев в качестве этнической общины-основателя Македонии. [59]
Албанцы в независимой Македонии занимали только 4% государственных должностей, количество средних школ с албанским языком обучения сократилось с десяти до одного, а албанский язык в университетах преподавался как иностранный. [42] [59] В 1990-е годы протесты албанцев и напряженность в отношениях с македонским государством развились в таких инцидентах, как правительство приказало прекратить вывешивание албанского флага над муниципальными учреждениями в Тетово и Гостиваре, а также в спорах с албанским сектором образования. [41] [42] [59] Возвращение из Косово нескольких местных албанцев из профессиональной элиты в Македонию способствовало влиянию на албанское население, укреплению албанского национального самосознания и мобилизации общественно-политической организации. [60]
Окончание войны в Косово (1999 г.) привело к появлению ответвлений партизанских группировок ОАК, таких как Армия национального освобождения (НОА). [61] [62] [63] К 2001 году конфликт в северных частях Республики Македонии перерос в повстанческое движение, которое македонские правительственные силы вели против НОА, которая избегала исламской идентификации, настаивая при этом на том, чтобы исламу был предоставлен конституционный равный статус с православием. [41] [61] [64] [62] НЛА также настаивала на расширении образования на албанском языке и государственном финансировании албанских университетов. [65] Борьба за гражданское равенство и равенство ислама стала взаимосвязанной с этими требованиями, которые были достигнуты посредством Охридского соглашения (2001 г.), которое положило конец конфликту, гарантировав албанцам права, (университетское) образование, представительство правительства и службу в полиции. [66] [61] [64] Высокопоставленные члены НОА и албанского политического истеблишмента в Македонии выступали за расширение прав албанцев в рамках единой Македонии. [67] Они рассматривали любую форму территориального раздела как потерю для албанцев из-за их неблагоприятного демографического и политического положения. [67] Албанские националисты придерживались аналогичных взглядов, поскольку они не хотели покидать исторические города Скопье и Битола после отделения от Македонии. [67] Религия не сыграла мобилизующего фактора в ходе конфликта между албанцами и македонцами, хотя становится новым элементом в отношениях двух народов. [66] [68]
После конфликта албанцы в Македонии установили новые статуи албанских исторических деятелей, таких как Скандербег, в Скопье и назвали школы в честь таких людей, а также воздвигли мемориалы павшим бойцам ОАК и НОА. [69] Эти события усилили напряженность между албанцами и македонцами. [69] Фигура Святой Матери Терезы (1910–1997), католической албанской монахини, родившейся в Скопье, использовалась в националистических целях в Македонии, поскольку ее происхождение оспаривалось, а на ее наследие претендуют некоторые македонские и албанские элиты из местного политического и академического спектра. . [70]
В контексте общественного имиджа и стереотипов албанские националистические конструкции воспринимают других, например македонцев, как невежественных, и аналогичные взгляды существуют на македонской стороне албанцев. [71] Албанские националисты считают, что македонская этническая принадлежность изобретена югославами для ослабления Сербии, предотвращения формирования других идентичностей и узаконивания существования македонской республики в коммунистической Югославии. [72] Албанцы называют македонцев этнической общностью, используя термин «шкие» («славяне»), который также несет в себе уничижительный оттенок. [53] [73] Некоторые македонские комментаторы обеспокоены тем, что албанские националисты считают, что македонцы не имеют исторических территориальных прав на территории Македонии, которые станут частью Великой Албании и претендуют почти на половину территории республики, как это когда-то продвигала Призренская лига . [53]
В политической сфере албанские партии поддерживают светские и националистические платформы, одновременно поддерживая светскую структуру государства, настаивая на защите ислама и культуры мусульманских жителей, а также на контроле и вмешательстве мусульманских институтов. [66] [74] [75] В отличие от Албании и Косово, национальная идентичность и ислам у албанцев из Македонии традиционно связаны и сильнее. [76] Статус албанцев, являющихся меньшинством в Македонии и большинство из которых являются мусульманами, смешал национальную и религиозную идентичность в противовес православному славянскому македонскому большинству. [76] Некоторые деятели мусульманского албанского истеблишмента в Македонии придерживаются мнения, что быть хорошим мусульманином — это синоним того, чтобы быть албанцем. [66] Язык остается важным маркером этнической албанской идентичности в Македонии. [65] Верхняя Река , регион западной Македонии, является домом для христианского православного албанского населения, которое идентифицирует себя как македонцы. [77] [78] Среди православных христиан Верхней Реки возникли разногласия по поводу идентичности и церкви: несколько видных деятелей публично заявляли об албанской идентичности или происхождении, а другие призывали к присутствию Албанской православной церкви в регионе. [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бабуна 2004 , стр. 310.
- ^ Мерджанова 2013 , с. 42.
- ^ Бабуна 2004 , стр. 293.
- ^ Незир-Акмесе 2005 , стр. 96, 98.
- ^ Бабуна 2004 , стр. 294.
- ^ Jump up to: а б Незир-Акмесе 2005 , с. 52 .
- ^ Незир-Акмесе 2005 , стр. 52, 96.
- ^ Jump up to: а б Гингерас 2009 , стр. 31–32, 34.
- ^ Гингерас 2009 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Скенди 1967а , с. 370–378.
- ^ Jump up to: а б Дуйзингс 2000 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , стр. 182.
- ^ Jump up to: а б Незир-Акмесе 2005 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Незир-Акмесе 2005 , с. 97.
- ^ Сондерс 2011 , с. 97.
- ^ Бабуна 2004 , стр. 297.
- ^ Jump up to: а б с д Бабуна 2004 , стр. 298.
- ^ Фонтана 2017 , стр. 91–92.
- ^ Бабуна 2004 , стр. 300.
- ^ Холл 2010 , с. 183.
- ^ Иуда 2008 , с. 47.
- ^ Фонтана 2017 , с. 92.
- ^ Россос 2013 , стр. 185–186.
- ^ Бэйли 2011 , с. 100.
- ^ Реджинальд 1999 , стр. 197–188.
- ^ Иуда 2008 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Поултон 1995 , с. 138.
- ^ Такей и Гвосдев 2004 , с. 80.
- ^ Такей и Гвосдев 2004 , стр. 80–81.
- ^ Такей и Гвосдев 2004 , с. 81.
- ^ Македонские болгары и албанцы вместе в борьбе против югославского коммунизма
- ^ Поултон 1995 , с. 126.
- ^ Фонтана 2017 , с. 96.
- ^ Поултон 1995 , стр. 126–127.
- ^ Койнова 2013 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Епископство 2015 , с. 61.
- ^ Рамет 2006 , с. 300
- ^ Jump up to: а б с д и Фонтана 2017 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Рамет 2006 , с. 302.
- ^ Бабуна 2004 , стр. 307.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мерджанова 2013 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ахмед 2013 , с. 244.
- ^ Бабуна 2004 , стр. 303.
- ^ Поултон 1995 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Поултон 1995 , стр. 129–130.
- ^ Поултон 1995 , стр. 127–128.
- ^ Jump up to: а б с Поултон 1995 , с. 128.
- ^ Бруннбауэр 2004 , с. 575. «Албанская «демографическая экспансия» была идентифицирована руководством Социалистической Македонской Республики как часть растущего албанского национализма в Македонии в 1980-е годы»
- ^ Поултон 1995 , стр. 128–129.
- ^ Поултон 1995 , стр. 138–139.
- ^ Поултон 1995 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б с Рудомет, 2002 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с Батковский и Райкоцевский 2014 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Мерджанова 2013 , с. 49.
- ^ Галлахер 2005 , с. 83.
- ^ Рамет 1997 , с. 80
- ^ Jump up to: а б с Бугайский 1994 , с. 116.
- ^ Неофотистос 2008 , с. 28. «Республика Иллирида», название, образованное от соединения Иллирии и Дардания»
- ^ Jump up to: а б с Фонтана 2017 , с. 100.
- ^ Пешкопия 2015 , с. 63, 75.
- ^ Jump up to: а б с Григорианский 2015 , стр. 93–94.
- ^ Jump up to: а б Лиотта и Джебб 2004 , стр. 63–64.
- ^ Кокцидис и Дам 2008 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Кокцидис и Дам 2008 , стр. 174–179.
- ^ Jump up to: а б Фонтана 2017 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б с д Мерджанова 2013 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с Епископство 2015 , с. 76.
- ^ Рудомет 2002 , с. 188
- ^ Jump up to: а б Кокцидис и Дам 2008 , с. 179.
- ^ Альпион 2004 , стр. 230–232, 235.
- ^ Ламбевски 2002 , стр. 311, 315.
- ^ Пешкопия 2015 , с. 57.
- ^ Неофотистос 2004 , с. 51.
- ^ Стоярова 2010 , стр. 50.
- ^ Пешкопия 2015 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Мерджанова 2013 , с. 45.
- ^ Бечев 2009 , с. 188. «Несколько деревень в субрегионе Верхняя Река в прошлом были населены православными албанцами, которые в значительной степени ассимилировались славянскими македонцами».
- ^ Мирчевска 2007 , с. 132. «Люди Верхней Реки, исповедующие мусульманство, сегодня идентифицируют себя как албанцы, а православные христиане - как македонцы. [Люди Верхней Реки, исповедующие мусульманство, сегодня идентифицируют себя как албанцы, а православные христиане - как македонцы.]»
- ^ Арсовская, Элизабет. «Эксклюзив: Вечер посещает регион Маврово-Горна Река. Мы говорим по-албански, но мы не македонцы, и язык нашей матери не македонский! [Эксклюзив: Вечер посещает регион Маврово-Горна Река. Мы говорим по-албански, но мы македонцы и наш родной язык — македонский!]» . Вечер. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Георгиевский, Бранко. «Браслав Синадиновский, специальный консультант лидера Али Ахмети: Liturgiite ne se dovolni, sakame posbena Albanska Pravlavna Crkva [Браслав Синадиновский, специальный консультант лидера Али Ахмети: Литургий недостаточно, мы хотим отдельную Албанскую Православную Церковь]» . Дневник. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ «Škretite imaat makedonski koreni i ne možat da se poistovetuvaat so Albancite [Шкрети имеют македонские корни и не могут быть отождествлены с албанцами]» . Македонка Нация . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ «Кто мешает албанской национальности г-на Синадиновского?! [Кто мешает албанской национальности г-на Синадиновского?!]» . Клан Македония. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ «Меня зовут Бранко Манойловски, но я албанец [Зовите меня Бранко Манойловски, но я албанец]» . Шум. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ «Бранислав Синадиновский - Православен Албанец или обичен Измамник? [Бранислав Синадиновский - албанский православный или милый негодяй?]» . Фокус. 4 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ «Манойловский говорит, что Синадиновский — мой двоюродный брат и албанец [Манойловский говорит, что Синадиновский — его двоюродный брат и албанец]» . Время. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ «Македонские православные албанцы ищут литургию на албанском языке » Албанец. 11 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ «Албанцы трясут Македонию » Наше время . Проверено 19 декабря 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Источники
[ редактировать ]- Ахмед, Акбар (2013). Чертополох и дрон: как война Америки с террором превратилась в глобальную войну с племенным исламом . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Брукингского института. ISBN 9780815723790 .
- Альпион, Гезим (2004). «СМИ, этническая принадлежность и патриотизм - «нечестивая война» на Балканах за присвоение Матери Терезы». Журнал Южной Европы и Балкан . 6 (3): 227–243. дои : 10.1080/1461319042000296796 . S2CID 154576141 .
- Бабуна, Айдын (2004). «Боснийские мусульмане и албанцы: ислам и национализм» . Национальные документы . 32 (2): 287–321. дои : 10.1080/0090599042000230250 . S2CID 162218149 .
- Бейли, Родерик (2011). Самая дикая провинция: ГП в Стране Орла . Лондон: Винтаж. ISBN 9781446499542 .
- Батковский, Томе; Райкоцевски, Раде (2014). «Психологический портрет и типы лидеров террористических структур – общие взгляды и опыт деятельности незаконных групп и организаций в Республике Македония» . В Милошевиче, Марко; Рекавек, Кацпер (ред.). Устойчивость терроризма: внимание к лидерам . Амстердам: IOS Press. стр. 84–102. ISBN 9781614993872 .
- Бечев, Димитр (2009). Исторический словарь Республики Македония . Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 9780810862951 .
- Бруннбауэр, Ульф (2004). «Рождаемость, семьи и этнические конфликты: македонцы и албанцы в Республике Македония, 1944–2002». Национальные документы . 32 (3): 565–598. дои : 10.1080/0090599042000246406 . S2CID 128830053 .
- Бугайский, Януш (1994). Этническая политика в Восточной Европе: Путеводитель по национальной политике, организациям и партиям . Армонк: Я Шарп. п. 116 . ISBN 9781315287430 .
Республика Илирида.
- Дуйзингс, Герлахлус (2000). Религия и политика идентичности в Косово . Лондон: Херст и компания. ISBN 9781850654315 .
- Фонтана, Джудитта (2017). Политика в области образования и разделение власти в постконфликтных обществах: Ливан, Северная Ирландия и Македония . Бирмингем: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9783319314266 .
- Галлахер, Том (2005). Балканы в новом тысячелетии: В тени войны и мира . Лондон: Рутледж. ISBN 9781134273041 .
- Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781845112875 .
- Гингерас, Райан (2009). Скорбные берега: насилие, этническая принадлежность и конец Османской империи 1912-1923 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199561520 .
- Грегориан, Раффи (2015). «НАТО и Балканы: от интервенции к интеграции» . В Александре, Йона; Прозен, Ричард (ред.). НАТО: от регионального к глобальному поставщику безопасности . Лэнхэм: Лексингтонские книги. стр. 89–106. ISBN 9781498503693 .
- Холл, Ричард К. (2010). Поглощенные войной: Европейский конфликт в ХХ веке . Лексингтон: Университетское издательство Кентукки. ISBN 9780813159959 .
- Иуда, Тим (2008). Косово: что нужно знать каждому . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199704040 .
- Койнова, Мария (2013). Этнонационалистический конфликт в посткоммунистических государствах: разновидности управления в Болгарии, Македонии и Косово . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812208375 .
- Кокцидис, Павлос Иоаннис; Плотина, Каспар Тен (2008). «История успеха? Анализ албанского этнонационалистического экстремизма на Балканах» (PDF) . Восточноевропейский ежеквартальный журнал . 42 (2): 161–190.
- Ламбевски, Сашо А. (2002). «Соси мою нацию - мужественность, этническая принадлежность и политика (гомо)секса» . В Пламмере, Кеннет (ред.). Сексуальности: Сексуальности и их будущее . Лондон: Рутледж. стр. 296–317. ISBN 9780415212762 .
- Лиотта, штат Пенсильвания; Джебб, Синди Р. (2004). «Плачь, воображаемая страна: легитимность и судьба Македонии» . В Лиотте, Питер Х.; Джебб, Синди Р. (ред.). Картирование Македонии: идея и идентичность . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. стр. 63–98. ISBN 9780275982478 .
- Мерджанова, Инна (2013). Новое открытие Уммы: мусульмане на Балканах между национализмом и транснационализмом . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190462505 .
- Мирчевска, Мирьяна П. (2007). Вербальные и невербальные этнические символы в Верхней Реке [Вербальные и невербальные этнические символы в Верхней Реке] . Скопье: Институт этнологии и антропологии. ISBN 978-9989-668-66-1 .
- Неофотистос, Василики П. (2004). «За пределами стереотипов: насилие и проницаемость этнических границ в Республике Македония». История и антропология . 15 (1): 1–36. дои : 10.1080/027572004200191046 . S2CID 145227777 .
- Неофотистос, Василики П. (2008). « «Другой внутри Балкан»: образы Запада в Республике Македония». История и антропология . 19 (1): 17–36. дои : 10.1080/02757200802150836 . S2CID 144517501 .
- Незир-Акмесе, Хандан (2005). Рождение современной Турции: Османская армия и поход к Первой мировой войне . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781850437970 .
- Пешкопия, Ризван (2015). Обуславливающие демократизацию: институциональные реформы и условия членства в ЕС в Албании и Македонии . Лондон: Гимн Пресс. ISBN 9781783084227 .
- Поултон, Хью (1995). Кто такие македонцы? . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 9781850652380 .
- Рамет, Сабрина П. (1997). Чья демократия? Национализм, религия и доктрина коллективных прав в Восточной Европе после 1989 года . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780847683246 .
- Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34656-8 .
- Реджинальд, Хибберт (1999). «Албания, Македония и британские военные миссии, 1943 и 1944 годы» . В Петтифер, Джеймс (ред.). Новый македонский вопрос . Басинсток: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 184–200. ISBN 9780230535794 .
- Россос, Эндрю (2013). Македония и македонцы: история . Стэнфорд: Издательство Гуверовского института. ISBN 9780817948832 .
- Рудометоф, Виктор (2002). Коллективная память, национальная идентичность и этнический конфликт: Греция, Болгария и македонский вопрос . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. ISBN 9780275976484 .
- Сондерс, Роберт А. (2011). Этнополитика в киберпространстве: Интернет, национализм меньшинств и сеть идентичности . Лэнхэм: Лексингтонские книги. ISBN 9780739141946 .
- Скенди, Ставро (1967а). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400847761 .
- Стоярова, Вера (2010). «Националистические партии и партийные системы Западных Балкан» . У Стояровой, Вера; Эмерсон, Питер (ред.). Партийная политика на Западных Балканах . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 42–58. ISBN 9781135235857 .
- Такей, Рэй; Гвоздев, Николас К. (2004). Уходящая тень пророка: взлет и падение радикального политического ислама . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. ISBN 9780275976286 .
- Трбович, Ана С. (2008). Юридическая география распада Югославии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195333435 .