Конституция Югославии 1974 года


Конституция Югославии 1974 года была четвертой и последней конституцией Социалистической Федеративной Республики Югославии . Он вступил в силу 21 февраля 1974 года.
Конституция 1974 года, состоящая из 406 оригинальных статей, была одной из самых длинных конституций в мире. Он добавил сложные формулировки, защищающие систему самоуправления от вмешательства государства и расширяющее представительство республик и провинций на всех избирательных и политических форумах. Конституция назвала реструктуризированное Федеральное собрание высшим проявлением системы самоуправления. Соответственно, он предписывал сложную процедуру выборов для этого органа, начиная с местных рабочих и политических организаций. Эти органы должны были избирать собрания на уровне коммуны, которые затем избирали собрания на уровне провинции и республики; наконец, последние группы будут выбирать членов двух равноправных компонентов Федерального собрания: Федеральной палаты и Палаты республик и провинций. [1]
Хотя новая конституция в большей степени касалась кодификации социально-экономического строя в направлении достижений теории самоуправления социализма , наиболее противоречивые и исторические последствия вытекали из положений Конституции о государственном устройстве Югославии. которые впоследствии были использованы в качестве правовой основы для распада Югославии и по-разному интерпретированы воюющими сторонами во время вооруженного конфликта в бывшей Югославии.
Новая конституция также сократила число членов Федерального президента с двадцати трех до девяти, с равным представительством для каждой республики и провинции и по должности должностью президента Лиги коммунистов . Конституция 1974 года также расширила защиту прав личности и судебных процедур с универсальной оговоркой, что ни один гражданин не может использовать эти свободы для подрыва установленной социальной системы. Наконец, Косово и Воеводина , две провинции Сербии , получили существенно большую автономию, включая фактическое право вето в сербском парламенте . [1]
Федеральная конституция Югославии 1974 года подтвердила и усилила принципы поправок к Федеральной конституции Югославии 1971 года, которые ввели концепцию, согласно которой суверенные права осуществляются федеральными единицами и что федерация имеет только полномочия, конкретно переданные ей конституцией. [2] [3]
Конституция также провозгласила Иосипа Броз Тито пожизненным президентом .
Фон
[ редактировать ]Принятию Конституции предшествовали значимые политические события, произошедшие несколькими годами ранее и положившие начало федерализации страны. Сначала летом 1966 года от всех функций был отстранен лидер антифедерализации Александр Ранкович , один из ближайших соратников Иосипа Броз Тито. Идеи федерализации Эдварда Карделя победили, и таким образом началась постепенная федерализация Югославии. В 1968 и 1971 годах были приняты поправки к Федеральной конституции, которыми было введено президентство Югославии как коллективный руководящий орган (1971). Позже в том же году было полностью отправлено в отставку республиканское руководство СР Хорватии , пропагандировавшее свою националистическую политику. А осенью следующего (1972) года в руководстве СР Сербии была проведена чистка . После этого все было готово к принятию новой Федеральной конституции.
Конституция
[ редактировать ]По словам Конституции, вся власть принадлежит «рабочему классу и трудящимся». С точки зрения правительственной структуры, провинции Югославии ( САП Воеводина и САП Косово ) получили еще большие права, чем они имели раньше. Провинции имели свои президенты штатов и партий. Их территория не могла быть изменена без решения Провинциального собрания, правительства провинций даже получили право вето на решения властей Сербии.
Иосип Броз Тито , президент Югославии, был назначен пожизненным президентом Югославии в Конституции. Он также был Президентом Республики и Председателем Президиума Югославии. После его смерти все его функции перешли бы к Президентству Югославии .
Во время публичного обсуждения предложенных изменений в конституцию профессор Белградской юридической школы Михайло Джурич был приговорен к тюремному заключению после публикации речи, в которой он выступал против реализации запланированных конституционных изменений. Указывая на то, что Югославия становится всего лишь географическим термином, на земле которого под прикрытием последовательного развития равенства между народами создавалось несколько независимых, даже конфликтующих национальных государств, проф. Джурич предупредил, что предлагаемые конституционные изменения не только фундаментально меняют характер бывшего государственного союза югославских народов, но и отвергают саму идею такого государственного сообщества. Подчеркнув, что если что-то и останется от государства, то только потому, что на следующем этапе изменений нам было что довести до конца. [4]
Принципы Конституции
[ редактировать ]Вводная часть Конституции 1974 года представляет 10 основных принципов:
- Правительство: Исходя из права каждой нации на самоопределение , включая право на отделение, [5] Югославия определяется как федеративная республика равных наций и национальностей, свободно объединенных на принципах братства и единства для достижения конкретных и общих интересов. [6] Носителями суверенитета наций и народностей являются республики и провинции, находящиеся в пределах ее конституционного ведения. Принятие решений в федерации основывается на общении и взаимных правах и обязанностях республик и провинций. Социально-экономические отношения складываются как социалистическая система самоуправления.
- Социально-экономическое планирование. Основой социально-экономической системы является общественная собственность на средства производства, право трудящегося человека на самоуправление и пользование плодами труда, солидарность и взаимность прав и обязанностей всех социальных субъектов. Противоречащими Конституции считаются все формы приватизации государственных активов, а также «бюрократическая» или «технократическая» узурпация ресурсов или монополизация принятия решений.
- Экономическая система: Общественная собственность не имеет законного правообладателя, обладателями прав собственности не являются ни политические институты, ни экономические субъекты, ни граждане. Трудящиеся решают вопрос о распределении доходов, социально ограниченных установленными критериями распределения потребления и воспроизводства. Общественная собственность и трудящиеся организованы в базовые организации ассоциированного труда. Экономика характеризуется денежной, кредитной и рыночной системой, за основу принимаются связи, самоуправляющиеся коммуникации, социальные договоры, планирование и развитие работы между организациями объединенного труда, самоуправления и общественно-политическими организациями и сообществами. регуляторные механизмы. Социальная деятельность, такая как образование, наука, культура и здравоохранение, организована в самоуправляющиеся сообщества, которые представляют собой связь между организацией связанного труда и общественными интересами. Работа самозанятых в частной собственности и деятельности фермеров регулируется теми же принципами, что и в организациях ассоциированного труда. Скоординированное развитие экономики посредством финансирования развития слаборазвитых республик и провинций определяется как общий интерес на уровне Югославии.
- Социалистическая самоуправляющаяся демократия: определяется как особая форма диктатуры пролетариата, которая обеспечивается посредством запрета социально-экономических и политических организаций, направленных на установление капиталистических отношений. Власть трудящихся достигается путем самоуправления и принятия решений в базовых организациях объединенного труда, корыстных коллективов и местных сообществ, а также делегирования представителей на высшие уровни органов управления самоуправляющихся организаций и собрания общественно-политических организаций. Провозглашаются принципы работы всех органов государственной власти и самоуправления, персональная ответственность, социальный контроль и сменяемость должностных лиц, защита конституционности и законности, однако доминирующая роль в реализации этих принципов в рамках Конституции отведена за определенные политические организации. Социальная самозащита определяется как деятельность всех социальных субъектов по защите самоуправления конституционного строя. Свобода общественно-политической организации трудящихся отождествляется, но с обязанностью соблюдать рамки государственного социалистического строя, в которых доминирует Конституция высшей политической организации.
- Права и свободы человека и гражданина: ограничены интересами социалистического общества. Провозглашается свобода научного, культурного и художественного творчества, образование основывается на принципах научного социализма, социальная политика основывается на преодолении различий, возникающих в результате неравенства условий жизни и труда, обеспечиваются льготы и социальное обеспечение ветеранов, защита и внедрено улучшение окружающей среды.
- Народная оборона – это залог мира, противодействия агрессии и давлению, который является неотъемлемой частью укрепления обороноспособности страны. Оно включает участие всех социальных и политических институтов и автономных организаций на всех уровнях в защите независимости, суверенитета, территориальной целостности и системы самоуправления. Предполагается единоначалие вооруженных сил.
- Международные отношения Югославии строятся на принципах мирного сосуществования и активного сотрудничества равноправных государств и народов, следования принципам Устава Организации Объединенных Наций, выполнения международных обязательств и активного участия в международных организациях. Югославия привержена невмешательству во внутренние дела других стран, социалистическому интернационализму, отказу от применения силы в международных отношениях для достижения всеобщего разоружения, праву народов на самоопределение во имя освободительной борьбы, независимости и свободы. выбор общественной и политической организации для защиты прав меньшинств, равных экономических отношений в мире, уважения принятых норм международного права.
- Роль политических и профсоюзных организаций: Союз коммунистов Югославии согласно Конституции несет ответственность за политическую деятельность по защите и дальнейшему развитию самоуправляющихся социалистических отношений. Социалистический союз трудящихся Югославии является самым широким демократическим фронтом трудящихся и граждан и находится под руководством Коммунистической партии в целях достижения политического единства и действий. В его рамках можно обсуждать социальные вопросы, выдвигать политические инициативы и согласовывать мнения для определения политических взглядов. К делегированным Конституцией функциям Социалистического Альянса относятся кадровые вопросы, определение кандидатов в делегаты и лиц, выполняющих функции в самоуправлении и общественно-политических организациях, осуществление общественного контроля за работой органов власти и органов управления автономных организаций и должностных лиц, осуществление влияние на систему общественной информации. Добровольная профсоюзная организация интегрирована в отношения социалистического самоуправления. Профсоюз уполномочен делегировать представителей для управления и организации совместной работы и в общественно-политические организации, инициировать и непосредственно участвовать в самосовещании и социальных соглашениях.
- Целью социально-экономического и политического строя, установленного Конституцией Югославской Республики, является развитие материальной основы общественных отношений и достижение принципа коммунизма: «От каждого по способностям – каждому по потребностям». Всем социальным субъектам предлагается «способствовать реализации прав и свобод человека, гуманизации социальной среды и человеческой личности, укреплению солидарности и гуманности среди людей и уважения человеческого достоинства», а также строить отношения между людьми в направлении создания условия для устранения принуждения и осознания общих интересов.
- В основе толкования Конституции и законов лежат принципы социалистического самоуправления, изложенные во введении к Конституции Югославской Республики.
Право на самоопределение
[ редактировать ]Предыдущие конституции предоставляли республикам конституционное право на самоопределение, включая право на отделение. По Конституции 1974 года эти права принадлежали «нациям Югославии». В то же время в конституцию был включен ряд положений, которые могли отрицать право на отделение. Статья 5 требовала согласия всех республик и провинций, прежде чем границы Югославии могли быть изменены. Статья 283 давала Скупщине Югославии право определять изменения границ государства. Не было четко определено, возможно ли одностороннее отделение или это можно было сделать только в том случае, если на это согласятся федеральное правительство и все республики и провинции. [7] [8]
Конец Конституции
[ редактировать ]Из всех избирательных округов СР Сербия больше всего комментариев по поводу государственного устройства по Конституции 1974 года имела , что было естественно с учетом ее территориального устройства. Первоначально он просил федеральное правительство убедить провинцию правильно интерпретировать Конституцию, согласно которой Сербия по-прежнему оставалась суверенной республикой с соответствующей степенью автономии для своих провинций. Однако после смерти Карделя (1979 г.) и Тито (1980 г.) становится все труднее выступать арбитром в спорах между республиками и провинциями. В середине 1980-х годов сербское руководство требовало внесения поправок в Конституцию, а не только правильной интерпретации. В начале 1987 года благодаря усилиям сербского руководства Президиум Югославии инициировал принятие более 130 поправок. Однако спустя некоторое время внутри сербского руководства возник конфликт. На восьмой сессии ЦК Союза коммунистов Сербии в сентябре 1987 года победили идеи Слободана Милошевича, который энергично и решительно требовал отмены Конституции 1974 года. В конце 1988 года произошел полный сдвиг руководство в обеих провинциях, и весной 1989 г. были приняты поправки к Конституции Сербии, значительно сузившие полномочия и права провинций. Окончательная отмена конституционных положений 1974 года в Сербии произошла в сентябре 1990 года, когда была принята совершенно новая конституция.
Тем временем другие югославские республики начали отмену конституции 1974 года. Словения впервые удалила приставку «социалистическая» из названия республики в марте 1990 года и в то же время приняла ряд поправок, устранивших социалистическое устройство. В Хорватии , после победы ХДС ( Франьо Туджман ), в 1990 году были приняты поправки, которые также удалили приставку «социалистическая» , а также изменили символы республики. В декабре 1990 года Хорватия приняла совершенно новую конституцию. Осенью 1990 года последовали Босния и Герцеговина и Македония , когда антикоммунистические силы также свергли социалистическую систему, а в Черногории это свержение было официально отмечено принятием новой республиканской конституции осенью 1992 года.

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Гленн Э. Кертис (декабрь 1990 г.). Гленн Э. Кертис (ред.). Югославия: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Политические инновации и Конституция 1974 года.
- ^ Чобанов, Саша; Рудольф, Даворин (2009). «Югославия: унитарное государство или федерация исторических усилий сербских и хорватских народов — одна из причин распада Югославии» . Труды юридического факультета в Сплите (на хорватском языке). 46 (2). Университет Сплита, юридический факультет . ISSN 1847-0459 . Проверено 10 декабря 2010 г.
- ^ Роланд Рич (1993). «Признание государств: Распад Югославии и Советского Союза» . Европейский журнал международного права . 4 (1): 36–65.
- ^ Джурич, Михаил (1971). «Преднамеренное нарушение». Летопись юридического факультета в Белграде 3 . Белград: Юридическая школа Белграда. стр. 230–233.
- ^ Павичич, доктор. юрский период Марко (1974). Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии (PDF) . Любляна: Люблянский университет заочников, Пармова 39 с. 53 . Проверено 6 октября 2017 г.
- ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославия (1974 г.)» (PDF) . Mojustav.rs . Архивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2021 года . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Ричард Ф. Иглар (12 января 1992 г.). «Конституционный кризис в Югославии и международное право самоопределения: право Словении и Хорватии на отделение» . Обзор международного и сравнительного права Бостонского колледжа . 15 . Проверено 25 февраля 2019 г.