Jump to content

Исламская декларация


Исламская декларация ( боснийский : Исламская декларация ) — эссе, написанное Алией Изетбеговичем (1925–2003), переизданное в 1990 году в Сараево , СР Босния и Герцеговина , СФР Югославия . В нем представлены его взгляды на ислам и модернизацию . В трактате делается попытка примирить прогресс западного типа с исламской традицией и содержится призыв к «исламскому обновлению». Позже эта работа была использована против Изетбеговича и других панисламистов на суде 1983 года в Сараево, в результате которого он был приговорен к 14 годам тюремного заключения. Его освободили через два года.

Заявление остается источником разногласий. В первую очередь сербы, а в целом сербское и хорватское руководство во время распада Югославии обвинили Изетбеговича и его Партию демократического действия (ПДД) в исламском фундаментализме и стремлении создать исламское государство.

Эссе « Исламская декларация» описывается Джоном В.А. Файном как «теоретическая» работа по вопросу о том, могут ли ислам и исламское государство существовать в современном мире. [1] и Кьелла Магнуссона как «с точки зрения жанра… религиозное и морально-политическое эссе… обсуждает затруднительное положение ислама и мусульман в современном мире». [2] Банак описывает это как попытку примирить прогресс западного типа с исламской традицией. [3]

Точки зрения

[ редактировать ]

Никакой модернизации без корней в Коране

[ редактировать ]

Основная идея заключается в том, что Коран допускает модернизацию, но устанавливает ограничения. С этой целью Изетбегович привел как Турцию Ататюрка Японию негативный пример утраты исламских корней, закончившийся экономической стагнацией, а как положительный пример, в котором сохранение большей части собственной культуры оказалось совместимым с модернизацией и экономическим ростом. [3]

Священнослужители и модернисты

[ редактировать ]

Тезисы считают, что «исламское обновление» блокируется двумя силами: «клерикалами» и «модернистами». Улама , класс учёных учёных, представляет выродившийся ислам, который превратил религию в форму без содержания, в то время как модернистские интеллектуалы пытаются популяризировать западную культуру, чуждую исламу и сокровенным чувствам широких масс. Таким образом, мусульманским массам не хватает лидеров и идей, которые могли бы пробудить их от летаргии, и существует трагическое различие между интеллигенцией и обычными людьми. Оно видит необходимость в новом виде мусульманских интеллектуалов, возродившихся в своих собственных традициях. [4]

Исламский порядок

[ редактировать ]

Алия так описывает свой предполагаемый исламский порядок: [5]

На вопрос: «Что такое мусульманское общество?» наш ответ — сообщество, состоящее из мусульман, и мы считаем, что этим ответом сказано все или почти все. Смысл этого определения заключается в том, что не существует институциональной, социальной или правовой системы, которая могла бы существовать отдельно от людей, являющихся ее субъектами, о которой мы могли бы сказать: «Это исламская система». Ни одна система не является исламской или исламской сама по себе . Это зависит только от людей, которые это делают. [5]

Он рассматривает исламское движение как моральное, а не политическое, и определяет его как идеологический авангард: [5]

Только люди, прошедшие проверку и подготовку, собравшиеся в здоровую, однородную организацию, могут победить в борьбе за исламский порядок и полную реконструкцию исламского общества. Эта организация не имеет ничего общего с политической партией из арсенала западной демократии; это движение, основанное на исламской идеологии, с четкими критериями моральной и идеологической принадлежности. [5]

Исламское правительство

[ редактировать ]

Изетбегович писал, что исламское правительство невозможно, кроме как в контексте исламского общества, которое может существовать только тогда, когда абсолютное большинство населения составляют искренние и практикующие мусульмане. На этом основании невозможно теоретизировать исламское правительство в Боснии, где мусульмане, даже только по названию, составляют меньшинство. [ нужна ссылка ]

Исламский порядок может быть реализован только в странах, в которых мусульмане составляют большинство населения. Без этой социальной предпосылки исламский порядок превратится в простую власть (из-за отсутствия второго элемента, исламского общества) и может вернуться к тирании.

[ нужна ссылка ]

Один из отрывков, цитируемых критиками Дж. Миллардом Берром и Робертом О. Коллинзом против Алиджи, - это отрывок «Исламское движение должно начать брать власть, как только оно станет достаточно морально и численно сильным, чтобы сделать это». Клинтон Беннетт, однако, заявляет, что они не цитируют отрывок на той же странице, в котором говорится: «Исламское возрождение — это сначала революция в образовании, а затем в политике», или отрывок на странице 49: «Исламский порядок может быть установлен только в странах, где Мусульмане представляют большинство населения», поскольку «история не знает ни одной настоящей революции, исходящей от власти… все начинается с образования и, по сути, означает моральный призыв» (стр. 53). [6]

Беннетт говорит, что, хотя Изетбгович и призывал к захвату власти, нет ничего похожего на призыв к принятию внеконституционных действий. На странице 53 Изетбегович говорит, что одна тирания не должна заменяться другой. [6]

Другие цитаты из книги включают:

Мусульманские страны никогда не примут ничего, что явно противоречит исламу, потому что ислам здесь – это не просто вера и закон, ислам стал любовью и состраданием. Тот, кто восстает против ислама, не пожнет ничего, кроме ненависти и сопротивления.

В перспективе есть только один выход: создание и сбор нового интеллекта, который думает и чувствует в соответствии с исламскими принципами. Эта информация затем поднимет флаг исламского порядка и вместе с мусульманскими массами приступит к действиям по осуществлению этого порядка.

Воспитание нации, и особенно средства массовой информации – пресса, телевидение и кино – должны находиться в руках людей, чей исламский моральный и интеллектуальный авторитет неоспорим.

Он заявил, что «исламское общество без исламского правительства неполноценно и бессильно». [7] и что «история не знает ни одного истинно исламского движения, которое не было бы одновременно политическим движением». [8]

Другие тезисы Изетбеговича, которые некоторые классифицируют [ ВОЗ? ] как принадлежащие к исламскому фундаментализму , а другие как простые утверждения ортодоксальной веры», включают веру в то, что исламское государство должно запретить алкоголь , порнографию и проституцию , видение ислама не только как частного убеждения, но и как общественного образа жизни, имеющего социальное и политическое измерение. и преодоление национальных границ братством всего исламского мира, Уммы . [9]

Исламское обновление

[ редактировать ]

В работе обсуждается тяжелое положение мусульман в современном мире, положение «морального разложения и унизительного застоя», которому следует помешать необходимым возвращением к Корану и исламу. [10] Изетбегович утверждал, что существует необходимость как в религиозной, так и в политической революции. В декларации прямо говорится: «религиозное обновление имеет явный приоритет». Отправной точкой религиозной трансформации станет сам ислам. [11]

Он предупредил, что ислам – это одно, а история мусульман – другое. Огромный ущерб был нанесен мусульманскому народу. Он заявил, что возрождение будет следовать «из принципов и природы ислама, а не из мрачных фактов, характерных для сегодняшнего мусульманского мира». В качестве первого шага он призвал к моральной революции, которая позволит преодолеть разрыв между высшими принципами ислама и «разочаровывающим поведением современных мусульман». После этого последует политическая реформа. Сердцем политической революции станет демократическое осуществление власти пореформенным мусульманским большинством. [11]

Изетбегович якобы не отвергал западную цивилизацию таковую, хотя и критиковал то, что он считал быстрой принудительной секуляризацией Турции как при Ататюрке . Изетбегович выступил против «так называемых прогрессистов, западников и модернизаторов», которые хотят проводить ту же политику в других странах.

С момента своего основания ислам без предубеждений занимался изучением и накоплением знаний, унаследованных предыдущими цивилизациями. Мы не понимаем, почему сегодняшний ислам должен по-другому подходить к завоеваниям евро-американской цивилизации, с которой у него так много контактов.

[ нужна ссылка ]

Сообщается, что в своем трактате « Ислам между Востоком и Западом » он восхвалял искусство эпохи Возрождения, христианскую мораль, англосаксонскую философию и социал-демократические традиции. [12]

Что касается его панисламизма, он писал:

Ислам стал любовью и состраданием... Тот, кто восстает против Ислама, не пожнет ничего, кроме ненависти и сопротивления... В одном из тезисов исламского порядка сегодня мы заявили, что естественной функцией исламского порядка является объединение всех Мусульмане и мусульманские общины всего мира в одно целое. В нынешних условиях это стремление означает борьбу за создание великой исламской федерации от Марокко до Индонезии , от тропической Африки до Центральной Азии .

[ нужна ссылка ]

Ислам и современность

[ редактировать ]

Подход Изетбеговича к исламскому праву кажется открытым, поскольку он считает, что мусульмане не должны быть связаны прошлыми интерпретациями. [6]

Существуют непреложные исламские принципы, которые определяют отношения между человеком и человеком, а также между человеком и обществом, но не существует фиксированной исламской экономической, социальной или политической структуры, переданной раз и навсегда. Исламские источники не содержат описания такой системы. Таким образом, то, как мусульмане будут вести экономику, организовывать общество и править в будущем, будет отличаться от того, как они вели экономику, организовывали общество и правили в прошлом. Перед каждым веком и каждым поколением стоит задача найти новые пути и средства реализации основных посланий ислама, неизменных и вечных, в мире, который меняется и вечен.

[ нужна ссылка ]

Неисламские учреждения

[ редактировать ]

В трактате считается, что главный принцип исламского порядка, единство веры и политики, приводит, среди прочего, к следующему «первому и главному выводу»:

«Между исламской верой и неисламскими социальными и политическими институтами не существует мира и сосуществования. Неспособность этих институтов функционировать и нестабильность этих режимов в мусульманских странах, проявляющаяся в частых сменах и государственных переворотах, чаще всего следствие их априорной оппозиции исламу, как фундаментальному и главному чувству людей в этих странах. Заявляя о своем праве единолично устраивать свой собственный мир, ислам явно исключает право и возможность применения какой-либо иностранной идеологии в нем. Таким образом, не существует светского принципа, и государство должно быть отражением и поддержкой моральных концепций религии». [13]

Ноэль Малкольм заявляет, что речь идет только о странах, где большинство населения исповедует мусульманство, заявляя, что «вся дискуссия о природе исламской политической системы неприменима к Боснии. [14] Между тем Вьекослав Перица заявляет, что призвал мусульман требовать создания собственного государства, как только они станут большинством в стране, организованной в соответствии с исламскими законами и нормами. [15]

Предусмотренный в нем исламский порядок стремится запретить «алкогольное опьянение народа», публичную и тайную проституцию, все формы порнографии, казино, ночные и танцевальные клубы, а также другие формы развлечений, несовместимые с исламскими моральными заповедями. [13]

Меньшинства

[ редактировать ]

В трактате говорится:

«Исламский порядок может быть реализован только в странах, в которых мусульмане составляют большинство населения. Без этого большинства исламский порядок сводится только к государственной власти (поскольку другой элемент – исламское общество – отсутствует) и может обернуться насилием. Немусульманские меньшинства в пределах исламского государства, при условии, что они лояльны, пользуются религиозными свободами и всей защитой в пределах неисламских [государственных] общин, при условии, что им обеспечены религиозные свободы, нормальная жизнь и развитие. гарантированы, лояльны и обязаны выполнять все обязательства перед этим сообществом, за исключением тех, которые наносят вред исламу и мусульманам». [16]

Александр Павкович заявляет, что, учитывая настойчивое требование трактата о введении исламского права, неясно, предусматривает ли он какое-либо политическое участие немусульман в исламском государстве, его применение исламских юридических и моральных заповедей, очевидно, ограничит гражданские права немусульман. и свободы. [13]

Республиканский принцип

[ редактировать ]

Хотя детали исламской политической организации остаются весьма расплывчатыми, основными считаются три республиканских принципа политического устройства, а именно: (1) избранность главы государства, (2) подотчетность главы государства перед люди, (3) обязанность решения общественно-общих и социальных вопросов. [17]

«Помимо вопросов собственности, ислам не признает никаких принципов наследования или какой-либо власти с абсолютной прерогативой. Признание абсолютной власти Аллаха означает абсолютное отрицание любой другой всемогущей власти ( Коран 7/3, 12/40). « Запрещено любое подчинение творения, включающее в себя отсутствие подчинения Творцу» ( Мухаммад , мир ему ). В истории первого и, пожалуй, пока единственного подлинного исламского порядка – эпохи. первых четырех халифов , мы ясно видим три существенных аспекта республиканского принципа власти: (1) выборный глава государства, (2) ответственность главы государства перед народом и (3) обязанность обоих трудиться 3/159, 42/38). Первые четыре правителя в исламской истории не были ни королями, ни императорами. Они были избраны народом. по государственным и социальным вопросам. Последнее явно поддерживается Кораном ( был отказ от избирательного принципа, четко определенного исламского политического института». [ нужна ссылка ]

Оценка последствий и наследия

[ редактировать ]

Испытания

[ редактировать ]

Хасан Ченгич , Алия Изетбегович и Омер Бехмен были арестованы в апреле 1983 года и преданы суду Сараево по ряду обвинений, названных «преступлениями, в основном враждебной деятельностью, вдохновленной мусульманским национализмом, объединением в целях враждебной деятельности и враждебной пропагандой» , а также десятью другие боснийские активисты. Изетбегович был приговорен к 14 годам заключения, затем к пяти, но был освобожден из тюрьмы после двухлетнего заключения. Обвинение заключалось в «нападении на социализм [и] готовности построить Исламское государство в Боснии». Все были помилованы к 1988 году. [18]

Приговор , которые утверждали, что подвергся резкой критике со стороны западных правозащитных организаций, в том числе Amnesty International и Helsinki Watch дело было основано на «коммунистической пропаганде», а обвиняемым не было предъявлено обвинение ни в применении, ни в пропаганде насилия. В мае следующего года Верховный суд Боснии признал эту точку зрения, заявив, что «некоторые действия обвиняемых не имели характеристик преступных деяний», и сократил срок наказания Изетбеговича до двенадцати лет. В 1988 году, когда коммунистическое правление пошатнулось, он был помилован и освобожден после почти пяти лет тюремного заключения. Его здоровью был нанесен серьезный ущерб. [19]

Наследие

[ редактировать ]

Начало войны усилило идентичность боснийских мусульман. [20] в качестве названия боснийской мусульманской национальности было принято название «боснийцы» В 1993 году на 1-м Конгрессе боснийских мусульманских интеллектуалов вместо навязанного ярлыка «мусульмане». [20] Дейтонское соглашение (ноябрь – декабрь 1995 г.) положило конец войне и привело к принятию новой конституции Боснии и Герцеговины населенной боснийцами и хорватами , теперь двух образований, с Федерацией Боснии и Герцеговины, , населенной преимущественно сербами , и Республикой Сербской .

Оценка на стипендию

[ редактировать ]

Босния и Герцеговина никогда прямо не упоминалась в тексте. [21] Сам Изетбегович неоднократно настаивал на том, что заявления о создании исламского государства носят гипотетический характер и не должны применяться к ситуации в Боснии.
Политический истеблишмент Хорватии и Сербии, при явной идеологической поддержке академических кругов и широком освещении в СМИ, обвинил Изетбеговича и его политическую партию, ПДД, в стремлении создать исламское государство или какую-то мусульманскую республику в Боснии, часто цитируя его эссе, в котором утверждалось, что как декларация свидетельствует о намерении, или как открытое заявление исламского фундаментализма, или как свидетельство исламизма. [1] [22] Отрывки из декларации также часто цитировали многие видные политические деятели, такие как Франьо Туджман , Радован Караджич , Добрица Чосич , Воислав Шешель и другие. В глазах сербов Изетбегович хотел превратить Боснию и Герцеговину в исламское государство . [18]

В Декларации Пакистан был назван образцовой страной, которой должны подражать мусульманские революционеры всего мира. [15] Один из отрывков, который был особенно выделен его оппонентами, гласил: «Не может быть мира или сосуществования между исламской верой и неисламскими социальными и политическими институтами... государство должно быть выражением религии и должно поддерживать ее». моральные понятия». [14]

  1. ^ Перейти обратно: а б Файн 2002 , с. 14.
  2. ^ Магнуссон 2012 , стр. 304.
  3. ^ Перейти обратно: а б Банак 1996 , стр. 147–148.
  4. ^ Магнуссон 2012 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Бугарель 2017 , с. 96.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Клинтон Беннет (5 декабря 2014 г.). В поисках решения: проблема религии и конфликтов . Рутледж. п. 122. ИСБН  9781317491064 .
  7. ^ Исламская декларация Алии Изетбеговича . Мичиганский университет. 1994. с. 24.
  8. ^ Шиндлер, Джон Р. Нечестивый террор . Зенит Отпечаток. п. 48.
  9. ^ Малькольм 1996 , стр. 219–20.
  10. ^ Магнуссон 2012 , стр. 304–305.
  11. ^ Перейти обратно: а б Бейкер 2015 , с. 128.
  12. ^ Малькольм 1996 , стр. 221–222.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Александр Павкович (24 июля 2000 г.). Фрагментация Югославии: национализм и война на Балканах . Springer Science+Business Media. п. 96. ИСБН  9780230285842 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Бен Фаукс (6 марта 2002 г.). «Этничность и этнические конфликты в посткоммунистическом мире» . Springer Science+Business Media. п. 88. ИСБН  9781403914309 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Вьекослав Перица (2002). «Балканские идолы: религия и национализм в югославских государствах» . Издательство Оксфордского университета. п. 77. ИСБН  978-0-19-517429-8 .
  16. ^ Брэд К. Блиц (12 октября 2006 г.). Война и перемены на Балканах: национализм, конфликты и сотрудничество . Издательство Кембриджского университета. п. 34. ISBN  9780521677738 .
  17. ^ Александр Павкович (24 июля 2000 г.). Фрагментация Югославии: национализм и война на Балканах . Springer Science+Business Media. п. 95. ИСБН  9780230285842 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Бург и Шуп 2015 , с. 67.
  19. ^ Неджад Латич, Цвет истории, ISBN COBISS.BH-ID
  20. ^ Перейти обратно: а б Motyl 2001 , pp. 57.
  21. ^ Банак 1996 , стр. 167, Файн 2002 , стр. 14.
  22. ^ «Некролог: Алия Изетбегович» . Би-би-си. 19 октября 2003 года . Проверено 1 января 2010 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44531fa76832563e1c5478e097ed6672__1719886560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/72/44531fa76832563e1c5478e097ed6672.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamic Declaration - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)