Исламская декларация
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Исламская декларация ( боснийский : Исламская декларация ) — эссе, написанное Алией Изетбеговичем (1925–2003), переизданное в 1990 году в Сараево , СР Босния и Герцеговина , СФР Югославия . В нем представлены его взгляды на ислам и модернизацию . В трактате делается попытка примирить прогресс западного типа с исламской традицией и содержится призыв к «исламскому обновлению». Позже эта работа была использована против Изетбеговича и других панисламистов на суде 1983 года в Сараево, в результате которого он был приговорен к 14 годам тюремного заключения. Его освободили через два года.
Заявление остается источником разногласий. В первую очередь сербы, а в целом сербское и хорватское руководство во время распада Югославии обвинили Изетбеговича и его Партию демократического действия (ПДД) в исламском фундаментализме и стремлении создать исламское государство.
Обзор
[ редактировать ]Эссе « Исламская декларация» описывается Джоном В.А. Файном как «теоретическая» работа по вопросу о том, могут ли ислам и исламское государство существовать в современном мире. [1] и Кьелла Магнуссона как «с точки зрения жанра… религиозное и морально-политическое эссе… обсуждает затруднительное положение ислама и мусульман в современном мире». [2] Банак описывает это как попытку примирить прогресс западного типа с исламской традицией. [3]
Точки зрения
[ редактировать ]![]() | Этот раздел , возможно, содержит обобщение материала не , который достоверно или не относится упоминает основную тему ( Апрель 2018 г. ) |
Никакой модернизации без корней в Коране
[ редактировать ]Основная идея заключается в том, что Коран допускает модернизацию, но устанавливает ограничения. С этой целью Изетбегович привел как Турцию Ататюрка Японию негативный пример утраты исламских корней, закончившийся экономической стагнацией, а как положительный пример, в котором сохранение большей части собственной культуры оказалось совместимым с модернизацией и экономическим ростом. [3]
Священнослужители и модернисты
[ редактировать ]Тезисы считают, что «исламское обновление» блокируется двумя силами: «клерикалами» и «модернистами». Улама , класс учёных учёных, представляет выродившийся ислам, который превратил религию в форму без содержания, в то время как модернистские интеллектуалы пытаются популяризировать западную культуру, чуждую исламу и сокровенным чувствам широких масс. Таким образом, мусульманским массам не хватает лидеров и идей, которые могли бы пробудить их от летаргии, и существует трагическое различие между интеллигенцией и обычными людьми. Оно видит необходимость в новом виде мусульманских интеллектуалов, возродившихся в своих собственных традициях. [4]
Исламский порядок
[ редактировать ]Алия так описывает свой предполагаемый исламский порядок: [5]
На вопрос: «Что такое мусульманское общество?» наш ответ — сообщество, состоящее из мусульман, и мы считаем, что этим ответом сказано все или почти все. Смысл этого определения заключается в том, что не существует институциональной, социальной или правовой системы, которая могла бы существовать отдельно от людей, являющихся ее субъектами, о которой мы могли бы сказать: «Это исламская система». Ни одна система не является исламской или исламской сама по себе . Это зависит только от людей, которые это делают. [5]
Он рассматривает исламское движение как моральное, а не политическое, и определяет его как идеологический авангард: [5]
Только люди, прошедшие проверку и подготовку, собравшиеся в здоровую, однородную организацию, могут победить в борьбе за исламский порядок и полную реконструкцию исламского общества. Эта организация не имеет ничего общего с политической партией из арсенала западной демократии; это движение, основанное на исламской идеологии, с четкими критериями моральной и идеологической принадлежности. [5]
Исламское правительство
[ редактировать ]Изетбегович писал, что исламское правительство невозможно, кроме как в контексте исламского общества, которое может существовать только тогда, когда абсолютное большинство населения составляют искренние и практикующие мусульмане. На этом основании невозможно теоретизировать исламское правительство в Боснии, где мусульмане, даже только по названию, составляют меньшинство. [ нужна ссылка ]
Исламский порядок может быть реализован только в странах, в которых мусульмане составляют большинство населения. Без этой социальной предпосылки исламский порядок превратится в простую власть (из-за отсутствия второго элемента, исламского общества) и может вернуться к тирании.
[ нужна ссылка ]
Один из отрывков, цитируемых критиками Дж. Миллардом Берром и Робертом О. Коллинзом против Алиджи, - это отрывок «Исламское движение должно начать брать власть, как только оно станет достаточно морально и численно сильным, чтобы сделать это». Клинтон Беннетт, однако, заявляет, что они не цитируют отрывок на той же странице, в котором говорится: «Исламское возрождение — это сначала революция в образовании, а затем в политике», или отрывок на странице 49: «Исламский порядок может быть установлен только в странах, где Мусульмане представляют большинство населения», поскольку «история не знает ни одной настоящей революции, исходящей от власти… все начинается с образования и, по сути, означает моральный призыв» (стр. 53). [6]
Беннетт говорит, что, хотя Изетбгович и призывал к захвату власти, нет ничего похожего на призыв к принятию внеконституционных действий. На странице 53 Изетбегович говорит, что одна тирания не должна заменяться другой. [6]
Другие цитаты из книги включают:
Мусульманские страны никогда не примут ничего, что явно противоречит исламу, потому что ислам здесь – это не просто вера и закон, ислам стал любовью и состраданием. Тот, кто восстает против ислама, не пожнет ничего, кроме ненависти и сопротивления.
В перспективе есть только один выход: создание и сбор нового интеллекта, который думает и чувствует в соответствии с исламскими принципами. Эта информация затем поднимет флаг исламского порядка и вместе с мусульманскими массами приступит к действиям по осуществлению этого порядка.
Воспитание нации, и особенно средства массовой информации – пресса, телевидение и кино – должны находиться в руках людей, чей исламский моральный и интеллектуальный авторитет неоспорим.
Он заявил, что «исламское общество без исламского правительства неполноценно и бессильно». [7] и что «история не знает ни одного истинно исламского движения, которое не было бы одновременно политическим движением». [8]
Другие тезисы Изетбеговича, которые некоторые классифицируют [ ВОЗ? ] как принадлежащие к исламскому фундаментализму , а другие как простые утверждения ортодоксальной веры», включают веру в то, что исламское государство должно запретить алкоголь , порнографию и проституцию , видение ислама не только как частного убеждения, но и как общественного образа жизни, имеющего социальное и политическое измерение. и преодоление национальных границ братством всего исламского мира, Уммы . [9]
Исламское обновление
[ редактировать ]В работе обсуждается тяжелое положение мусульман в современном мире, положение «морального разложения и унизительного застоя», которому следует помешать необходимым возвращением к Корану и исламу. [10] Изетбегович утверждал, что существует необходимость как в религиозной, так и в политической революции. В декларации прямо говорится: «религиозное обновление имеет явный приоритет». Отправной точкой религиозной трансформации станет сам ислам. [11]
Он предупредил, что ислам – это одно, а история мусульман – другое. Огромный ущерб был нанесен мусульманскому народу. Он заявил, что возрождение будет следовать «из принципов и природы ислама, а не из мрачных фактов, характерных для сегодняшнего мусульманского мира». В качестве первого шага он призвал к моральной революции, которая позволит преодолеть разрыв между высшими принципами ислама и «разочаровывающим поведением современных мусульман». После этого последует политическая реформа. Сердцем политической революции станет демократическое осуществление власти пореформенным мусульманским большинством. [11]
Изетбегович якобы не отвергал западную цивилизацию таковую, хотя и критиковал то, что он считал быстрой принудительной секуляризацией Турции как при Ататюрке . Изетбегович выступил против «так называемых прогрессистов, западников и модернизаторов», которые хотят проводить ту же политику в других странах.
С момента своего основания ислам без предубеждений занимался изучением и накоплением знаний, унаследованных предыдущими цивилизациями. Мы не понимаем, почему сегодняшний ислам должен по-другому подходить к завоеваниям евро-американской цивилизации, с которой у него так много контактов.
[ нужна ссылка ]
Сообщается, что в своем трактате « Ислам между Востоком и Западом » он восхвалял искусство эпохи Возрождения, христианскую мораль, англосаксонскую философию и социал-демократические традиции. [12]
Что касается его панисламизма, он писал:
Ислам стал любовью и состраданием... Тот, кто восстает против Ислама, не пожнет ничего, кроме ненависти и сопротивления... В одном из тезисов исламского порядка сегодня мы заявили, что естественной функцией исламского порядка является объединение всех Мусульмане и мусульманские общины всего мира в одно целое. В нынешних условиях это стремление означает борьбу за создание великой исламской федерации от Марокко до Индонезии , от тропической Африки до Центральной Азии .
[ нужна ссылка ]
Ислам и современность
[ редактировать ]Подход Изетбеговича к исламскому праву кажется открытым, поскольку он считает, что мусульмане не должны быть связаны прошлыми интерпретациями. [6]
Существуют непреложные исламские принципы, которые определяют отношения между человеком и человеком, а также между человеком и обществом, но не существует фиксированной исламской экономической, социальной или политической структуры, переданной раз и навсегда. Исламские источники не содержат описания такой системы. Таким образом, то, как мусульмане будут вести экономику, организовывать общество и править в будущем, будет отличаться от того, как они вели экономику, организовывали общество и правили в прошлом. Перед каждым веком и каждым поколением стоит задача найти новые пути и средства реализации основных посланий ислама, неизменных и вечных, в мире, который меняется и вечен.
[ нужна ссылка ]
Неисламские учреждения
[ редактировать ]В трактате считается, что главный принцип исламского порядка, единство веры и политики, приводит, среди прочего, к следующему «первому и главному выводу»:
«Между исламской верой и неисламскими социальными и политическими институтами не существует мира и сосуществования. Неспособность этих институтов функционировать и нестабильность этих режимов в мусульманских странах, проявляющаяся в частых сменах и государственных переворотах, чаще всего следствие их априорной оппозиции исламу, как фундаментальному и главному чувству людей в этих странах. Заявляя о своем праве единолично устраивать свой собственный мир, ислам явно исключает право и возможность применения какой-либо иностранной идеологии в нем. Таким образом, не существует светского принципа, и государство должно быть отражением и поддержкой моральных концепций религии». [13]
Ноэль Малкольм заявляет, что речь идет только о странах, где большинство населения исповедует мусульманство, заявляя, что «вся дискуссия о природе исламской политической системы неприменима к Боснии. [14] Между тем Вьекослав Перица заявляет, что призвал мусульман требовать создания собственного государства, как только они станут большинством в стране, организованной в соответствии с исламскими законами и нормами. [15]
Предусмотренный в нем исламский порядок стремится запретить «алкогольное опьянение народа», публичную и тайную проституцию, все формы порнографии, казино, ночные и танцевальные клубы, а также другие формы развлечений, несовместимые с исламскими моральными заповедями. [13]
Меньшинства
[ редактировать ]В трактате говорится:
«Исламский порядок может быть реализован только в странах, в которых мусульмане составляют большинство населения. Без этого большинства исламский порядок сводится только к государственной власти (поскольку другой элемент – исламское общество – отсутствует) и может обернуться насилием. Немусульманские меньшинства в пределах исламского государства, при условии, что они лояльны, пользуются религиозными свободами и всей защитой в пределах неисламских [государственных] общин, при условии, что им обеспечены религиозные свободы, нормальная жизнь и развитие. гарантированы, лояльны и обязаны выполнять все обязательства перед этим сообществом, за исключением тех, которые наносят вред исламу и мусульманам». [16]
Александр Павкович заявляет, что, учитывая настойчивое требование трактата о введении исламского права, неясно, предусматривает ли он какое-либо политическое участие немусульман в исламском государстве, его применение исламских юридических и моральных заповедей, очевидно, ограничит гражданские права немусульман. и свободы. [13]
Республиканский принцип
[ редактировать ]Хотя детали исламской политической организации остаются весьма расплывчатыми, основными считаются три республиканских принципа политического устройства, а именно: (1) избранность главы государства, (2) подотчетность главы государства перед люди, (3) обязанность решения общественно-общих и социальных вопросов. [17]
«Помимо вопросов собственности, ислам не признает никаких принципов наследования или какой-либо власти с абсолютной прерогативой. Признание абсолютной власти Аллаха означает абсолютное отрицание любой другой всемогущей власти ( Коран 7/3, 12/40). « Запрещено любое подчинение творения, включающее в себя отсутствие подчинения Творцу» ( Мухаммад , мир ему ). В истории первого и, пожалуй, пока единственного подлинного исламского порядка – эпохи. первых четырех халифов , мы ясно видим три существенных аспекта республиканского принципа власти: (1) выборный глава государства, (2) ответственность главы государства перед народом и (3) обязанность обоих трудиться 3/159, 42/38). Первые четыре правителя в исламской истории не были ни королями, ни императорами. Они были избраны народом. по государственным и социальным вопросам. Последнее явно поддерживается Кораном ( был отказ от избирательного принципа, четко определенного исламского политического института». [ нужна ссылка ]
Оценка последствий и наследия
[ редактировать ]Испытания
[ редактировать ]Хасан Ченгич , Алия Изетбегович и Омер Бехмен были арестованы в апреле 1983 года и преданы суду Сараево по ряду обвинений, названных «преступлениями, в основном враждебной деятельностью, вдохновленной мусульманским национализмом, объединением в целях враждебной деятельности и враждебной пропагандой» , а также десятью другие боснийские активисты. Изетбегович был приговорен к 14 годам заключения, затем к пяти, но был освобожден из тюрьмы после двухлетнего заключения. Обвинение заключалось в «нападении на социализм [и] готовности построить Исламское государство в Боснии». Все были помилованы к 1988 году. [18]
Приговор , которые утверждали, что подвергся резкой критике со стороны западных правозащитных организаций, в том числе Amnesty International и Helsinki Watch дело было основано на «коммунистической пропаганде», а обвиняемым не было предъявлено обвинение ни в применении, ни в пропаганде насилия. В мае следующего года Верховный суд Боснии признал эту точку зрения, заявив, что «некоторые действия обвиняемых не имели характеристик преступных деяний», и сократил срок наказания Изетбеговича до двенадцати лет. В 1988 году, когда коммунистическое правление пошатнулось, он был помилован и освобожден после почти пяти лет тюремного заключения. Его здоровью был нанесен серьезный ущерб. [19]
Наследие
[ редактировать ]Начало войны усилило идентичность боснийских мусульман. [20] в качестве названия боснийской мусульманской национальности было принято название «боснийцы» В 1993 году на 1-м Конгрессе боснийских мусульманских интеллектуалов вместо навязанного ярлыка «мусульмане». [20] Дейтонское соглашение (ноябрь – декабрь 1995 г.) положило конец войне и привело к принятию новой конституции Боснии и Герцеговины населенной боснийцами и хорватами , теперь двух образований, с Федерацией Боснии и Герцеговины, , населенной преимущественно сербами , и Республикой Сербской .
Оценка на стипендию
[ редактировать ]Босния и Герцеговина никогда прямо не упоминалась в тексте. [21] Сам Изетбегович неоднократно настаивал на том, что заявления о создании исламского государства носят гипотетический характер и не должны применяться к ситуации в Боснии.
Политический истеблишмент Хорватии и Сербии, при явной идеологической поддержке академических кругов и широком освещении в СМИ, обвинил Изетбеговича и его политическую партию, ПДД, в стремлении создать исламское государство или какую-то мусульманскую республику в Боснии, часто цитируя его эссе, в котором утверждалось, что как декларация свидетельствует о намерении, или как открытое заявление исламского фундаментализма, или как свидетельство исламизма. [1] [22] Отрывки из декларации также часто цитировали многие видные политические деятели, такие как Франьо Туджман , Радован Караджич , Добрица Чосич , Воислав Шешель и другие. В глазах сербов Изетбегович хотел превратить Боснию и Герцеговину в исламское государство . [18]
В Декларации Пакистан был назван образцовой страной, которой должны подражать мусульманские революционеры всего мира. [15] Один из отрывков, который был особенно выделен его оппонентами, гласил: «Не может быть мира или сосуществования между исламской верой и неисламскими социальными и политическими институтами... государство должно быть выражением религии и должно поддерживать ее». моральные понятия». [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Файн 2002 , с. 14.
- ^ Магнуссон 2012 , стр. 304.
- ^ Перейти обратно: а б Банак 1996 , стр. 147–148.
- ^ Магнуссон 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бугарель 2017 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б с Клинтон Беннет (5 декабря 2014 г.). В поисках решения: проблема религии и конфликтов . Рутледж. п. 122. ИСБН 9781317491064 .
- ^ Исламская декларация Алии Изетбеговича . Мичиганский университет. 1994. с. 24.
- ^ Шиндлер, Джон Р. Нечестивый террор . Зенит Отпечаток. п. 48.
- ^ Малькольм 1996 , стр. 219–20.
- ^ Магнуссон 2012 , стр. 304–305.
- ^ Перейти обратно: а б Бейкер 2015 , с. 128.
- ^ Малькольм 1996 , стр. 221–222.
- ^ Перейти обратно: а б с Александр Павкович (24 июля 2000 г.). Фрагментация Югославии: национализм и война на Балканах . Springer Science+Business Media. п. 96. ИСБН 9780230285842 .
- ^ Перейти обратно: а б Бен Фаукс (6 марта 2002 г.). «Этничность и этнические конфликты в посткоммунистическом мире» . Springer Science+Business Media. п. 88. ИСБН 9781403914309 .
- ^ Перейти обратно: а б Вьекослав Перица (2002). «Балканские идолы: религия и национализм в югославских государствах» . Издательство Оксфордского университета. п. 77. ИСБН 978-0-19-517429-8 .
- ^ Брэд К. Блиц (12 октября 2006 г.). Война и перемены на Балканах: национализм, конфликты и сотрудничество . Издательство Кембриджского университета. п. 34. ISBN 9780521677738 .
- ^ Александр Павкович (24 июля 2000 г.). Фрагментация Югославии: национализм и война на Балканах . Springer Science+Business Media. п. 95. ИСБН 9780230285842 .
- ^ Перейти обратно: а б Бург и Шуп 2015 , с. 67.
- ^ Неджад Латич, Цвет истории, ISBN COBISS.BH-ID
- ^ Перейти обратно: а б Motyl 2001 , pp. 57.
- ^ Банак 1996 , стр. 167, Файн 2002 , стр. 14.
- ^ «Некролог: Алия Изетбегович» . Би-би-си. 19 октября 2003 года . Проверено 1 января 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Бейкер, Раймонд Уильям (2015). Один ислам, множество мусульманских миров: духовность, идентичность и сопротивление в исламских странах . Издательство Оксфордского университета. стр. 94, 125–130. ISBN 978-0-19-984648-1 .
- Банак, Иво (1996). «Боснийские мусульмане: от религиозной общины к социалистической государственности и посткоммунистической государственности, 1918–1992». В Пинсоне, Марк; Моттахеде, Рой (ред.). Мусульмане Боснии и Герцеговины: их историческое развитие от средневековья до распада Югославии . Бостон: Гарвардский CMES. ISBN 0-932885-12-8 .
- Бугарель, Ксавье (2017). Ислам и государственность в Боснии и Герцеговине: выжившие империи . Издательство Блумсбери. п. 96. ИСБН 978-1-350-00361-3 .
- Бург, Стивен Л.; Шуп, Пол С. (2015). Этнический конфликт и международное вмешательство: кризис в Боснии и Герцеговине, 1990–93 годы: Кризис в Боснии и Герцеговине, 1990–93 годы . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-47101-1 .
- Хорошо, Джон В.А. (2002). «Различные религии в истории Боснии». В Шацмиллере, Майя (ред.). Ислам и Босния: разрешение конфликтов и внешняя политика в многоэтнических государствах . McGill-Queen's Press - MQUP. стр. 3–23. ISBN 978-0-7735-2413-2 .
- Костич, Роланд (2007). «Национальное строительство от османов до Дейтона» . Амбивалентный мир: внешнее миростроительство поставило под угрозу идентичность и примирение в Боснии и Герцеговине . Амбивалентный мир. стр. 78–. ISBN 978-91-506-1950-8 .
- Малькольм, Ноэль (1996) [1994]. Босния: Краткая история (2-е изд.). Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-8147-5561-5 .
- Мотыль, Александр Дж. (2001). Энциклопедия национализма, том II . Академическая пресса. стр. 56–57. ISBN 0-12-227230-7 .
- Магнуссон, Кьелл (2012). «Босния и Герцеговина». В Сванберге Ингвар; Вестерлунд, Дэвид (ред.). Ислам за пределами арабского мира . Рутледж. стр. 295–314. ISBN 978-1-136-11330-7 .
- Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Издательство Техасского университета A&M. стр. 278 –. ISBN 978-1-60344-724-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исламская декларация - Алия Изетбегович, Сараево, 1990 г. (pdf) [ нужен лучший источник ]
- Ислам между Востоком и Западом - Алия Изетбегович, American Trust Publications, впервые опубликовано в 1984 г., третье издание - 1993 г., переиздано в 1994 г. (pdf)
- Анализ книги: Алия Изетбегович: Ислам между Востоком и Западом - Р.К. Кент
- Алия Изетбегович
- Современная исламская философия
- Боснийская история
- 20 век в Боснии и Герцеговине
- Ислам в Боснии и Герцеговине
- История Федерации Боснии и Герцеговины
- Политическая история Боснии и Герцеговины
- Боснийский национализм
- Политические манифесты
- Книги по исламскому богословию
- Документы 1969 года
- Документы 1970 года
- 20 век в философии
- Исламистские произведения
- Югославская Босния и Герцеговина