Jump to content

Экономика Социалистической Федеративной Республики Югославии

Экономика Социалистической Югославии
Валюта Югославский динар (YUD)
1 января – 31 декабря ( календарный год ) [1]
Статистика
ВВП 120,1 миллиарда долларов (24-е место) (оценка 1991 г.) [2]
Рейтинг ВВП 24-е (1991) [2]
Рост ВВП
-6.3% (1991) [3]
ВВП на душу населения
5040 долларов (59-е место) (оценка 1991 г., номинал) [4]
3549 долларов (1990 год, в текущих ценах) [5]
164% (7-е место) (оценка 1991 г.) [6]
Рабочая сила
9 600 000 (32-е место) (оценка 1991 г.) [7]
Безработица 16% (21-е место) (оценка 1991 г.) [8]
Основные отрасли
металлургия, машины и оборудование, нефть, химическая промышленность, текстильная промышленность, деревообработка, пищевая промышленность, целлюлоза и бумага, автомобили, строительные материалы [1]
Внешний
Экспорт 13,1 миллиарда долларов (39-е место) (оценка 1991 г.) [9]
Импорт 17,6 миллиарда долларов (32-е место) (оценка 1991 г.) [10]
18 миллиардов долларов (36-е место) (оценка 1991 г.) [11]
Государственные финансы
Доходы 6,4 миллиарда долларов (51-е место) (оценка 1991 г.) [12]
Затраты 6,4 миллиарда долларов (52-е место) (оценка 1991 г.) [13]
Экономическая помощь 3,5 миллиарда долларов (1966–88) [1]
Все значения, если не указано иное, указаны в долларах США .

Экономика Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) представляла собой уникальную систему социалистического самоуправления, действовавшую с конца Второй мировой войны до распада страны в 1990-е годы. Югославская экономика характеризовалась сочетанием рыночных механизмов и государственного планирования с упором на рабочее самоуправление и децентрализованный подход к принятию решений. Несмотря на многочисленные проблемы, включая политическую нестабильность и внешнее давление, югославская экономика за время своего существования добилась значительного роста и модернизации, уделяя особенно большое внимание образованию, здравоохранению и социальному обеспечению . Однако система в конечном итоге оказалась неустойчивой перед лицом глобальных экономических изменений 1980-х годов и политической напряженности, которая привела к распаду Югославии в 1990-х годах. Несмотря на общее происхождение, югославская экономика существенно отличалась от экономик Советского Союза и других восточноевропейских социалистических государств , особенно после Распад Югославии и СССР в 1948 году.

Оккупационная и освободительная борьба во время Второй мировой войны привела к . разрушению инфраструктуры Югославии Даже самые развитые части страны были в основном сельскими, а небольшая промышленность страны была в значительной степени повреждена или разрушена.

Годы после Второй мировой войны

[ редактировать ]

В первые послевоенные годы были реализованы советские пятилетние планы и проведена реконструкция посредством массовой добровольной работы. Была электрифицирована деревня, развивалась тяжелая промышленность. Экономика была организована как смесь плановой социалистической экономики и рыночной социалистической экономики : фабрики были национализированы , а рабочие имели право на определенную долю своей прибыли. [ нужна ссылка ] В частных ремесленных мастерских могло работать до 4 человек на одного владельца. [ нужна ссылка ] Земля была частично национализирована и перераспределена, частично коллективизирована . Фермерские домохозяйства могли владеть до 10 гектаров (25 акров) земли на человека, а лишние сельскохозяйственные угодья принадлежали кооперативам, сельскохозяйственным компаниям или местным общинам. Они могли продавать и покупать землю, а также передавать ее людям в бессрочную аренду. [ нужна ссылка ]

Рыночный социализм

[ редактировать ]

Точная природа и масштабы рыночного социализма в Югославии обсуждаются экономистами. Рыночный механизм ограничивался в основном потребительскими товарами, тогда как капитал, рабочая сила, материалы и промежуточные товары распределялись различными способами. [14] Югославская модель не имела много общего с классической моделью рыночного социализма, представленной Оскаром Р. Ланге . Джон Ремер , сторонник рыночного социализма, очень негативно относился к югославскому эксперименту, заявляя, что югославские компании не управлялись на истинных рыночных принципах конкуренции и прибыли, а вместо этого полагались на мягкие бюджетные ограничения и подвергались политическому вмешательству. контроль, который создал глубоко неэффективную систему, которая в конечном итоге рухнула. [15] Признавая, что использовать термин « рынок» в контексте социалистических стран, таких как Югославия или Венгрия (после введения Нового экономического механизма ), несколько проблематично, Янош Корнаи считал, что термин «рыночный социализм» все еще уместен, поскольку такие страны, по крайней мере частично, экспериментировал с рынками при социализме, которые в противном случае остались бы лишь абстрактной идеей. [16]

Действия по работе с молодежью

[ редактировать ]
Имя Длина Завершенный
Брчко-Бановичи 98 км (61 миль) 1946
Шамац-Сараево 242 км (150 миль) 1947
Бихач-Книн 112 км (70 миль) 1948
Сараево-Плоче 195 км (121 миль) 1966
Белград-Бар 227 км (141 миль) 1976 [17]

Молодежные акции были организованы на добровольной основе. [ нужна ссылка ] Трудовая деятельность молодежи в Социалистической Федеративной Республике Югославии . Эти действия были использованы для строительства общественной инфраструктуры, такой как дороги, железные дороги и общественные здания, а также промышленной инфраструктуры. Акции молодежной работы были организованы на местном, республиканском и федеральном уровнях Коммунистическим союзом молодежи Югославии , а участники были организованы в молодежные рабочие бригады, обычно названные в честь своего города или местного национального героя . Важные проекты, построенные бригадами молодежной работы, включают железную дорогу Брчко-Бановичи , железную дорогу Шамац-Сараево , части Нового Белграда и части шоссе Братства и Единства , которое простирается от северной Словении до южной Македонии . [ нужна ссылка ]

1950-е и 1960-е годы

[ редактировать ]

В 1950-е годы было введено социалистическое самоуправление , сократившее государственное управление предприятиями. Менеджеры компаний, находящихся в общественной собственности, находились под контролем рабочих советов , которые состояли из сотрудников, каждый из которых имел один голос. Советы рабочих также назначали руководство, часто тайным голосованием. Коммунистическая партия (позднее — Союз коммунистов) была организована на всех предприятиях, и наиболее влиятельные сотрудники, вероятно, были членами партии, поэтому менеджеры часто, но не всегда, назначались только с согласия рабочих, оказавшихся члены партии. Время от времени возникали трения между рыночно-ориентированными менеджерами и представителями рабочих. [18] Югославии Хотя ВВП технически не применим и не предназначен для измерения плановой экономики, ВВП в 1950 году занимал двадцать второе место в Европе. [19]

Безработица была хронической проблемой Югославии. [20] Уровень безработицы был одним из самых высоких в Европе за время ее существования, а уровень образования рабочей силы неуклонно рос. [20] Уровень безработицы достиг 7% в начале 1960-х годов и продолжал расти, удвоившись к середине 1970-х годов. Существовали огромные региональные различия в уровне безработицы: в Словении уровень безработицы никогда не превышал 5%, в то время как в Македонии и Косово уровень безработицы постоянно превышал 20%. [21] Был также заметный элемент гендерной дискриминации в уровне безработицы. Когда предприятия вынуждены сокращать рабочую силу, обычно в первую очередь увольняют женщин. [22] ожидая, что женщин смогут поддержать члены их семей-мужчин. [23] Некоторые предприятия также требовали, чтобы кандидаты на работу должны были пройти военную службу, что исключало женщин. [24] Уровень участия женщин был ниже, чем в других социалистических странах, и был ближе к традиционалистским обществам Южной Европы. [22]

Благодаря нейтралитету Югославии и ее ведущей роли в Движении неприсоединения , Югославия торговала как с западными, так и с восточными рынками. Начиная с начала 1950-х годов, он также получал миллиарды долларов западной иностранной помощи, в основном из Соединенных Штатов. [25] Торговля с неприсоединившимися странами составляла лишь 15% от общего объема торговли в 1965 году. [26] Несмотря на несколько торговых соглашений, ему так и не удалось стать значительным из-за географической удаленности и того факта, что обе стороны были экспортерами сырьевых товаров и простых продуктов, заинтересованными в основном в импорте западных технологических товаров. В 1964 году, когда Югославии был предоставлен специальный статус ассоциированного партнера СЭВ , ее торговля с восточными рынками составляла менее 25% от общего объема торговли, а ОЭСР была основным торговым партнером с около 60%. [26] Югославия имела дефицит торгового баланса почти каждый год своего существования. [27]

Югославские компании осуществили строительство множества крупных инфраструктурных и промышленных объектов в Африке, Европе и Азии. Многие из этих проектов были реализованы Энергопроектом , югославской инженерно-строительной фирмой, основанной в 1951 году для восстановления разрушенной войной инфраструктуры страны. К началу 1980-х годов «Энергопроект» был 16-й по величине инженерно-строительной компанией в мире, в которой работало 7000 человек. [28] Компания реализовала крупные строительные проекты в Ливии, Кувейте, Замбии и Гвинее, а к концу 1960-х годов компания конкурировала на европейских рынках в Западной Германии, Чехословакии и Германской Демократической Республике. [29] Многие инфраструктурные проекты в Африке и Азии были политическими сделками, осуществленными по соображениям престижа и включали элементы иностранной помощи, а не были результатом экономических расчетов и конкуренции. [26]

Официальная рабочая неделя составляла 48 часов до 1963 года, когда она была сокращена до 42 часов. В дальнейшем оно было сокращено до 40 часов (плюс один час сверхурочной работы) в 1965 году и до 36 (плюс один час) в 1970 году. [30]

В 1965 году был введен новый динар. Предыдущий динар, торговавшийся по курсу 700 за доллар США , был заменен новым динаром, торгуемым по курсу 12,5 за доллар США. [31]

В 1967 году законодательство позволило иностранным частным инвесторам стать партнерами югославских предприятий в совместных предприятиях с долей капитала до 49%, несмотря на то, что в марксистской теории такое соглашение было бы классифицировано как эксплуатация . [26] Особенно заинтересованы в таких соглашениях были немецкие компании, которые представляли около четверти иностранных инвестиций. [26] Однако многие иностранные компании были разочарованы низкой эффективностью и организованностью югославских предприятий; в одном случае представители Японии пришли к выводу, что они будут рассматривать инвестиции только в том случае, если половина рабочих будет уволена. [32]

Отъезд югославов в поисках работы начался в 1950-х годах, когда люди начали нелегально пересекать границу. В середине 1960-х годов Югославия сняла эмиграционные ограничения, и число эмигрантов, в том числе образованных и высококвалифицированных лиц, быстро росло, особенно в Западную Германию . К началу 1970-х годов 20 процентов рабочей силы страны, или 1,1 миллиона рабочих, были трудоустроены за границей. [33] Эмиграция была вызвана главным образом насильственной деаграризацией, дерурализацией и перенаселением крупных городов. [34] Эмиграция способствовала сдерживанию безработицы, а также служила источником капитала и иностранной валюты. Система была институционализирована в экономике. [35] С 1961 по 1971 год число гастарбайтеров из Югославии в ФРГ увеличилось с 16 000 до 410 000. [36]

1970-е годы

[ редактировать ]
ВВП на душу населения в Югославии и странах Восточного блока с 1950 по 1990 год.
Валовой и чистый уровень безработицы в Югославии с 1964 по 1972 год. [37]

В 1970-х годах экономика была реорганизована в соответствии с Эдварда Карделя теорией ассоциированного труда ( сербско-хорватский : udruženi rad ), в которой право на принятие решений и долю в прибыли компаний, находящихся в общественной собственности, основано на инвестировании труда. . [ нужна ссылка ] Все промышленные предприятия были преобразованы в организации попутного труда ( organizacije udruženog rada ). Наименьшие, базовые организации объединенного труда ( osnovne organizacije udruženog rada ) примерно соответствовали небольшой компании или отделу крупной компании. Они были организованы в предприятия , также известные как трудовые организации ( radneorganizacije ), которые, в свою очередь, ассоциировались с составными организациями ассоциированного труда ( složeneorganizacije udruženog rada ), которые могли представлять собой крупные компании или даже целые отрасли промышленности в определенной области. Базовые организации ассоциированного труда иногда состояли из еще более мелких трудовых единиц ( radne grupe ), но они не имели финансовой свободы. [ нужна ссылка ] . Также составные организации ассоциированного труда иногда входили в состав бизнес-сообществ , представляющих целые отрасли промышленности. Большинство исполнительных решений принималось на предприятиях, поэтому они продолжали в определенной степени конкурировать, даже когда были частью одной и той же сложной организации. Назначение менеджеров и стратегическая политика составных организаций, в зависимости от их размера и важности, на практике часто подвергались политическому и личному влиянию. [ нужна ссылка ] .

Чтобы предоставить всем работникам одинаковый доступ к принятию решений, базовые организации сопутствующего труда были также внедрены в государственные службы, включая здравоохранение и образование. [ нужна ссылка ] . Базовые организации обычно состояли из десятков человек и имели свои рабочие советы, согласие которых было необходимо для принятия стратегических решений и назначения руководителей на предприятиях или в государственных учреждениях.

Рабочие были организованы в профсоюзы, охватившие всю страну. Забастовки мог объявить любой рабочий или любая группа рабочих, и в определенные периоды они были обычным явлением. [ нужна ссылка ] . Забастовки по причине явного и искреннего недовольства без какой-либо политической мотивации обычно приводили к быстрой замене руководства и увеличению заработной платы или льгот. Забастовки с реальной или подразумеваемой политической мотивацией часто рассматривались одинаково (отдельные лица подвергались судебному преследованию или преследованию отдельно), но иногда также встречались упорный отказ действовать или в некоторых случаях применялась жестокая сила. [ нужна ссылка ] . Забастовки происходили во все времена политических потрясений или экономических трудностей, но они стали более распространенными в 1980-х годах, когда сменявшие друг друга правительства пытались спасти падающую экономику с помощью программы жесткой экономии под эгидой Международного валютного фонда .

Начиная с 1970 года, несмотря на то, что 29% населения Югославии работало в сельском хозяйстве, Югославия была нетто-импортером сельскохозяйственной продукции. [38]

В течение 1960-х и 1970-х годов расходы страны на социальное обеспечение увеличились на 600% по мере расширения охвата населения и увеличения пособий. [39] Правительство ввело обширные субсидии на здравоохранение, временную нетрудоспособность и болезни, пенсии по старости и помощь матерям. В частности, существовало большое количество пособий по социальному обеспечению, призванных снять с женщин нагрузку, связанную с воспитанием детей, и облегчить им возможность сосредоточиться на учебе и трудоустройстве. Женщины получили 90-дневный оплачиваемый отпуск по беременности и родам после рождения ребенка, а также ряд других субсидий для оплаты еды, одежды и других предметов первой необходимости. Существовали также субсидированные государственные услуги по уходу за детьми, которыми семьи с низкими доходами могли пользоваться бесплатно. [40]

Эффект нефтяного кризиса

[ редактировать ]

Нефтяной кризис 1970-х годов усугубил экономические проблемы, внешний долг рос на 20% в год и к началу 1980-х годов достиг более 20 миллиардов долларов США. [41] Правительства Милки Планинца и Бранко Микулича пересмотрели условия внешнего долга ценой введения политики стабилизации , которая на практике состояла из жестких мер жесткой экономии — так называемой шоковой терапии . В 1980-е годы население Югославии пережило введение ограничений на топливо (40 литров на автомобиль в месяц), ограничение использования автомобиля через день в зависимости от последней цифры номерного знака, [42] жесткие ограничения на ввоз товаров и внесение залога при выезде из страны (в основном для похода за покупками), который должен быть возвращен через год (при росте инфляции это фактически составляло плату за проезд). Не хватало кофе, шоколада и стирального порошка. В течение нескольких засушливых лет правительство, не имея возможности брать кредиты на импорт электроэнергии, было вынуждено отключить электричество. 12 мая 1982 года правление Международного валютного фонда одобрило усиление надзора за Югославией, включив в него кредиторов Парижского клуба . [43]

Крах югославской экономики

[ редактировать ]
Год Долг Инфляция ВВП (млрд долларов США) [44] Среднегодовой рост с учетом инфляции в долларах США [45] Безработица
1954 400 миллионов долларов [46]
1965 1,2 миллиарда долларов [17] 34.6% [47] 9.11% 6.6% [48]
1971 3,177 миллиарда долларов [17] 15.8 (20.11%) 12.95% 6.7% [49]
1973 4,7 миллиарда долларов [50] 20% [51] 21.5 (21.86%) 17.75% 9.1% [48] или 8,1% [49]
1980 18,9 миллиардов долларов [50] 27% [52] 70.0 (27%) 12.13% 13.8% [48]
1982 20 миллиардов долларов [53] 40% [54] 62.8 (31.85%) -7.07% 14.4% [48]
1987 21,961 миллиарда долларов [17] 167% [55] 84.6 (25.96%) -1.4% 16.1% [48]

В 1980-е годы югославская экономика вступила в период продолжительного кризиса. В период с 1979 по 1985 год югославский динар упал с 15 до 1370 за доллар США, половина доходов от экспорта была использована для обслуживания долга, а реальный чистый доход населения снизился на 19,5%. Безработица выросла до 1,3 миллиона человек, ищущих работу, а внутренний долг оценивается в 40 миллиардов долларов. [56]

Югославия взяла ряд кредитов Международного валютного фонда (МВФ) и впоследствии влезла в большие долги. К 1981 году внешний долг страны составил 18,9 миллиарда долларов. [50] Фактически долг Югославии в 1971 году составлял всего 20,11% ВВП, что по сравнению с Великобританией (67,95%), США (46,64%), Западной Германией (17,87%), Италией (41,46%) является сравнительно низким показателем. [57] Однако главной проблемой Югославии была безработица. В 1980 году уровень безработицы составлял 13,8%. [48] не считая около 1 миллиона рабочих, трудоустроенных за рубежом. [52] Ухудшение условий жизни в 1980-х годах привело к тому, что уровень безработицы в Югославии достиг 17 процентов, а еще 20 процентов были частично заняты . 60% безработных были моложе 25 лет. [58]

К 1988 году денежные переводы эмигрантов в Югославию составили более 4,5 миллиардов долларов США, а к 1989 году денежные переводы составили 6,2 миллиардов долларов США, что составило более 19% от общемирового объема. [59] [60] Большая часть этих денежных переводов поступила от югославских профессиональных и квалифицированных рабочих, нанятых югославскими инженерными и строительными фирмами по контрактам за границей, включая крупные инфраструктурные проекты на Ближнем Востоке, в Африке и Европе. [29] В начале 1980-х годов югославская фирма «Энергопроект» строила плотины, дороги и жилые дома в Ираке, Ливии и Кувейте. Но во время рецессии начала 1980-х годов многие страны-экспортеры нефти сократили строительные проекты, поскольку цены на нефть упали. Возросшая конкуренция со стороны таких стран, как Южная Корея, предлагающих менее дорогую рабочую силу, также способствовала спаду процветающей экспортной торговли Югославии в области машиностроения и строительства. [28]

В 1988 году Югославия задолжала западным странам 21 миллиард долларов США, и эта сумма должна была ежегодно существенно увеличиваться, если бы страна не объявила дефолт. [61]

Конец 1980-х годов

[ редактировать ]
Рост реального ВВП в Югославии с 1980 по 1990 годы
Купюра номиналом 2 000 000 динаров была введена в обращение в 1989 году в результате гиперинфляции.

Крах югославской экономики был частично вызван ее неприсоединившейся позицией, которая привела к доступу к кредитам от обоих блоков сверхдержав на разных условиях. [62] Этот контакт с Соединенными Штатами и Западом открыл рынки Югославии раньше, чем в остальной части Центральной и Восточной Европы . В 1989 году, перед падением Берлинской стены , федеральный премьер-министр Югославии Анте Маркович отправился в Вашингтон , чтобы встретиться с президентом Джорджем Бушем-старшим , чтобы обсудить новый пакет финансовой помощи. В обмен на помощь Югославия согласилась на еще более радикальные экономические реформы, которые включали новую девальвацию валюты, еще одно замораживание заработной платы, резкое сокращение государственных расходов и ликвидацию компаний, находящихся в общественной собственности и управляемых работниками. [63] Белградская номенклатура при помощи западных советников заложила основу для миссии Марковича, заранее осуществив многие необходимые реформы, включая крупную либерализацию законодательства об иностранных инвестициях.

Государственные банки страны были обязаны корректировать свои процентные ставки с учетом инфляции, но это не могло быть применимо к заключенным ранее кредитным договорам, которые предусматривали фиксированные процентные ставки. За это время иностранная валюта стала широко распространяться и приниматься предприятиями наряду с чеками ; особенно немецкая марка .

Первая программа стабилизации гиперинфляции была принята под названием «Программа экономических реформ» в конце 1989 года, когда по большей части из-за тотальной либерализации цен Югославия пострадала от гиперинфляции. Месячный уровень цен увеличивался из месяца в месяц, и в декабре 1989 года процент инфляции составил 45%. Произошло постоянное повышение цен, заработной платы и обменных курсов. В такой ситуации в декабре 1989 года были приняты Программа экономической реформы и меры по ее реализации.

Основными мерами, предусмотренными этой программой, были ограничительная денежно-кредитная политика и реальные положительные процентные ставки, независимость Национального банка Югославии , деноминация динара путем «удаления» четырех нулей, провозглашение конвертируемости динара и фиксация обменного курса динара по отношению к Немецкая марка в соотношении 7:1, замораживание номинальной заработной платы сроком на 4 месяца, замораживание цен на некоторые ресурсы (энергетические продукты и инфраструктура) сроком на 4 месяца, дальнейшая либерализация внешней торговли и финансового счета , реабилитация банков и компаний через специальный фонд, который будет сформирован при иностранной финансовой поддержке, переговоры с Парижским клубом кредиторов о реструктуризации долга , а также с Международным валютным фондом и Всемирным банком о кредите для помощи в стабилизации экономики. [ нужна ссылка ]

В краткосрочной перспективе, или в начале применения, программа показала некоторые хорошие результаты: произошло значительное замедление роста цен и заработной платы, валютных резервов -- уровень которых был значительным еще до начала применения Программы. -- начал расти, наметился положительный прогресс в сокращении внешнеторгового и бюджетного дефицита и т. д. Однако с самого начала наблюдался спад промышленного производства и занятости, а несколько позже стали отсутствовать и первоначальные положительные результаты. (в результате восстановления цен и заработной платы и появления «черного» курса валютные резервы стали быстро сокращаться, появились негативные тенденции во внешнеторговой и бюджетной сфере и т. д.)

Судьба этой стабилизационной программы во многом была связана с остановкой роста цен. Считалось, что замораживаться должны были только цены на основные ресурсы, а в условиях ограничительной денежно-кредитной политики и либерализации импорта роста других свободно формируемых цен не будет, и даже компании должны были снижать цены, чтобы обеспечить ликвидные активы. Однако ожидания не оправдались, и цены зафиксировали значительный рост (правда заметно меньший, чем до принятия программы), что привело к росту заработной платы, которая (в самом начале реализации Программы) росла быстрее, чем рост цен. В таких случаях сохраняется один из ключевых элементов Программы – фиксированный обменный курс. Все это привело к ослаблению конкурентоспособности отечественной экономики, поскольку экспорт стал экономически нецелесообразным, а импорт оказался очень прибыльным. Учитывая, что произошла либерализация импорта, внутренний рынок был перегружен импортной продукцией, которая была поглощена растущим внутренним спросом, почти исключительно на потребительские товары, вызванным быстрым ростом заработной платы. Импортные товары стали дешевле отечественных, поэтому произошел спад производства, поскольку югославская продукция была совершенно неконкурентоспособна не только на экспорте, но и на внутреннем рынке. Всего за полтора года реализации промышленное производство сократилось на 25%, а безработица выросла на 18%. Это в дальнейшем привело к сильным рецессионным движениям в экономике, ухудшению внешнеторгового баланса и (после первоначального увеличения) быстрому сокращению валютных резервов, что препятствует дальнейшей «защите» валютного курса.

Постепенно было введено новое законодательство, чтобы исправить ситуацию, но правительство в основном пыталось бороться с кризисом путем выпуска большего количества валюты, что только еще больше подогревало инфляцию. Нагнетание власти в крупных промышленных компаниях привело к нескольким крупным банкротствам (в основном крупных заводов), что только усилило общественное мнение о том, что экономика находится в глубоком кризисе. После нескольких неудачных попыток борьбы с инфляцией с помощью различных схем и из-за массовых забастовок, вызванных мерами жесткой экономии и замораживания заработной платы, в марте 1989 года правительство Бранко Микулича было заменено новым правительством во главе с Анте Марковичем , прагматичным реформистом. Он провел год, вводя новое законодательство о бизнесе, которое незаметно отказалось от большей части связанной с ним трудовой теории и ввело частную собственность на предприятия. [64] Институциональные изменения завершились принятием восемнадцати новых законов, которые объявили конец системе самоуправления и связанному с ней труду. [65] Они, в свою очередь, позволили государственным компаниям стать приватизированными .

К концу 1989 года инфляция достигла 1000%. [66] В канун Нового 1989 года Анте Маркович представил свою программу экономических реформ. Десять тысяч динаров превратились в один «новый динар», привязанный к немецкой марке по курсу 7 новых динаров за одну марку. [67] Внезапное прекращение инфляции принесло некоторое облегчение банковской системе. Владение иностранной валютой и ее обмен были дерегулированы, что в сочетании с реалистичным обменным курсом привлекло в банки иностранную валюту. Однако к концу 1980-х годов становилось все более очевидным, что федеральное правительство фактически теряет способность реализовывать свою программу. [68]

Начало 1990-х

[ редактировать ]

В 1990 году Маркович представил программу приватизации, согласно которой недавно принятые федеральные законы о приватизации позволили советам директоров компаний инициировать приватизацию, в основном через внутренние схемы владения акциями, которые изначально не обращались на фондовой бирже. [69] Это означало, что закон делал упор на «инсайдерскую» приватизацию рабочих и менеджеров компаний, которым акции могли быть предложены со скидкой. Югославские власти использовали термин «трансформация собственности», говоря о процессе перехода государственной собственности в частные руки. [64] К апрелю 1990 года ежемесячный уровень инфляции упал до нуля, экспорт и импорт увеличились, а валютные резервы увеличились на 3 миллиарда долларов США. Однако промышленное производство упало на 8,7%, а высокие налоги затруднили выплату многим предприятиям даже замороженной заработной платы. [68] [70]

В июле 1990 года Маркович сформировал собственную политическую партию «Союз реформистских сил» . Ко второй половине 1990 года инфляция возобновилась. В сентябре и октябре месячная инфляция достигла 8%. Инфляция вновь поднялась до неуправляемого уровня, достигнув годового уровня в 120%. Реформы и программы жесткой экономии Марковича встретили сопротивление со стороны федеральных властей отдельных республик. Его программа 1989 года по сдерживанию инфляции была отвергнута Сербией и Воеводиной. Сербия ввела таможенные пошлины на импорт из Хорватии и Словении и взяла у центрального банка 1,5 миллиарда долларов для финансирования повышения заработной платы, пенсий, бонусов государственным служащим и субсидирования предприятий, понесших убытки. [64] [70] Федеральное правительство подняло обменный курс немецкой марки сначала до 9, а затем до 13 динаров. В 1990 году годовые темпы роста ВВП снизились до -11,6%. [5]

Хотя экономика Югославии действительно включала элементы демократии на рабочем месте и давала рабочим более демократический контроль над экономическим управлением предприятиями, она также приводила к высокому региональному неравенству. К 1989 году ВВП Словении на душу населения составлял 12 383 доллара, а ВВП Косово на душу населения - всего 1 592 доллара. Индекс Джини в СФРЮ колебался от 0,32 до 0,35, в основном из-за высокого регионального неравенства. Уровень безработицы также был непропорционально высоким в более бедных югославских республиках. Такое значительное региональное неравенство породило сепаратизм и в конечном итоге привело к усилению внутригосударственной напряженности в югославских республиках. Однако экономический переход в Словении был довольно успешным и сохранил многие институциональные элементы бывшей югославской экономики, такие как самоуправление и предприятия, частично контролируемые работниками. Словенскую модель можно рассматривать как примирение западноевропейской социал-демократии и рыночного социализма югославской экономики. Масштабная приватизация государственных активов, банков и шоковая терапия в других бывших югославских республиках, таких как Сербия, напротив, оказались безуспешными. Экономика этих государств находится в стагнации с в целом высоким уровнем коррупции по сравнению с более успешной словенской моделью. [71]

Югославская экономика в цифрах – 1990 г.

[ редактировать ]

(ИСТОЧНИК: ВСЕМИРНЫЙ КНИГА ФАКТОВ ЦРУ 1990 г.) [72]

Уровень инфляции (потребительские цены): 2700% (оценка 1989 г.).

Уровень безработицы: 15% (1989 г.)

ВВП: $129,5 млрд, на душу населения $5464; реальный темп роста - 1,0% (оценка 1989 г.)

Бюджет: доходы $6,4 млрд; расходы 6,4 миллиарда долларов, включая капитальные затраты в размере NA (1990 г.)

Экспорт: 13,1 миллиарда долларов (ФОБ, 1988 г.); сырьевые товары — сырье и полуфабрикаты 50%, потребительские товары 31%, средства производства и оборудование 19%; партнеры — ЕС 30%, CEMA 45%, менее развитые страны 14%, США 5%, другие 6%

Импорт: 13,8 миллиардов долларов (cif, 1988 г.); сырьевые товары — сырье и полуфабрикаты 79%, средства производства и оборудование 15%, потребительские товары 6%; партнеры — ЕС 30%, CEMA 45%, менее развитые страны 14%, США 5%, другие 6%

Внешний долг: 17,0 миллиардов долларов, среднесрочный и долгосрочный (1989 г.).

Электроэнергия: мощность 21 000 000 кВт; Произведено 87 100 миллионов кВтч, 3650 кВтч на душу населения (1989 г.)

ВВП на душу населения республик и автономных областей

[ редактировать ]
Индексированный ВВП на душу населения по федеральным единицам [73]
Федеральная единица 1953 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1989
СР Словения 161.1 174.9 180.4 183.2 193.7 205.3 200.5 203.1 199.0
СР Хорватия 115.4 122.5 119.2 120.3 123.6 123.1 125.6 125.3 125.6
САП Воеводина 99.4 93.6 107.9 112.5 107.4 115.1 113.5 117.8 119.0
СР Сербия 96.8 90.8 96.4 96.3 96.5 96.7 98.7 99.2 103.1
СР Черногория 74.8 77.2 64.5 76.3 77.2 69.1 79.6 78.0 73.5
СР Босния и Герцеговина 85.7 83.3 76.0 71.7 67.6 65.8 65.6 68.7 67.9
СР Македония 68.0 68.4 63.9 66.6 70.0 68.0 66.3 64.2 65.7
SAP Косово 45.8 42.5 37.4 36.5 34.1 33.4 28.6 27.7 25.6

ВВП на душу населения крупных городов

[ редактировать ]
Индексированный ВВП на душу населения крупнейших городов [74]
Город Жители
(перепись 1991 года)
Индекс ВВП
(Югославия=100)
Республика
Белград 1,552,151 147 СР Сербия
Загреб 777,826 188 СР Хорватия
Сараево 527,049 133 СР Босния и Герцеговина
Скопье 506,926 90 СР Македония
Любляна 326,133 260 СР Словения
Нови Сад 299,294 172 СР Сербия
Ниш 253,124 110 СР Сербия
Расколоть 221,456 137 СР Хорватия
Баня-Лука 195,692 97 СР Босния и Герцеговина
Приштина 155,499 70 СР Сербия
Крагуевац 144,608 114 СР Сербия
Смедерево 144,107 182 СР Сербия
Река 143,964 213 СР Хорватия
Титоград 136,473 87 СР Черногория

После распада Югославии

[ редактировать ]

Югославские войны , последующая потеря рынка, а также бесхозяйственность и/или непрозрачная приватизация принесли дальнейшие экономические проблемы всем бывшим республикам Югославии в 1990-е годы. Только экономика Словении стабильно росла после первоначального шока и спада. Хорватии Отделение привело к прямому ущербу на сумму 43 миллиарда долларов США. [75] Хорватия достигла своего ВВП 1990 года в 2003 году, через несколько лет после Словении, самой развитой из всех югославских экономик.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Экономика Югославии - 1990 . Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б ВВП/ВНП в миллионах 1991 г. Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  3. ^ Темпы роста ВВП/ВНП, 1991 год . Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  4. ^ ВВП на душу населения/ВНП, 1991 год . Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Национальные счета – анализ основных агрегатов (АМА)» . unstats.un.org .
  6. ^ Уровень инфляции в % 1992 г. . Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  7. ^ Рабочая сила 1992 . Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  8. ^ Уровень безработицы % 1992 . Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  9. ^ Экспортный миллион 1992г . Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  10. ^ Импорт в миллионах 1992 г. Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  11. ^ Внешний долг в миллионах 1992 г. Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  12. ^ Доходы бюджета, млн. 1992 г. Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  13. ^ Бюджетные расходы млн. 1992 г. . Справочник ЦРУ . 1992 год . Проверено 13 июня 2010 г.
  14. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, стр. 10. 169
  15. ^ Джон Э. Ремер. Будущее социализма. Издательство Гарвардского университета, 1994.
  16. ^ Янош Корнаи. Социалистическая система: политическая экономия коммунизма. Издательство Оксфордского университета, 1992. с. 480
  17. ^ Перейти обратно: а б с д «znaci.net» (PDF) . www.znaci.net .
  18. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, стр. 10. 273
  19. ^ Мэрилин Рюшемейер. Женщины в политике посткоммунистической Восточной Европы . М. Е. Шарп, 1998. (стр. 200).
  20. ^ Перейти обратно: а б Малачич, Янез (лето 1979 г.). «Безработица в Югославии с 1952 по 1975 годы» . Восточноевропейская экономика . 17 (4): 85–109. дои : 10.1080/00128775.1979.11648203 . JSTOR   4379583 . Проверено 26 мая 2021 г.
  21. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, стр. 10. 383
  22. ^ Перейти обратно: а б Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945–1990, стр. 286
  23. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, стр. 10. 316
  24. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, стр. 10. 280
  25. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, стр. 10. 159
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и Фред Синглтон. Краткая история югославских народов . Издательство Кембриджского университета, 1989. (стр. 244).
  27. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, стр. 10. 223
  28. ^ Перейти обратно: а б Тальябу, Джон; Times, специально для Нью-Йорка (28 марта 1983 г.). «КАК ЮГОСЛАВСКАЯ КОМПАНИЯ ПОСТРОИЛА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК (Опубликовано в 1983 году)» . Нью-Йорк Таймс .
  29. ^ Перейти обратно: а б «ЮГОСЛАВСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ПРОЦВЕТАЕТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ» . Архивировано из оригинала 01 октября 2017 г. Проверено 1 октября 2017 г.
  30. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии , 1945-1990, стр. 10. 272
  31. ^ Джон Р. Лампе, Рассел О. Прикетт, Любиша С. Адамович. Югославско-американские экономические отношения после Второй мировой войны . Duke University Press, 1990. (стр. 83).
  32. ^ Джон Э. Ремер. Будущее социализма. Издательство Гарвардского университета, 1994. (стр. 87).
  33. ^ «Югославия (бывшие) гастарбайтеры - флаги, карты, экономика, история, климат, природные ресурсы, текущие проблемы, международные соглашения, население, социальная статистика, политическая система» . www.photius.com .
  34. ^ Дражен Живич, Ненад Покос и Иво Тюрк. Основные демографические процессы в Хорватии
  35. ^ Ричард К. Фрухт. Восточная Европа: введение в людей, земли и культуру . ABC-CLIO, 2005. (стр. 574).
  36. ^ Энтони М. Мессина. Логика и политика послевоенной миграции в Западную Европу . Издательство Кембриджского университета, 2007 г. (стр. 125).
  37. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии, 1945-1990, стр. 199, 378
  38. ^ Алиса Тейхова , Герберт Матис. Нация, государство и экономика в истории . Издательство Кембриджского университета, 2003 г. (стр. 209).
  39. ^ «Национальное разведывательное исследование 21; Югославия; Экономика» (PDF) . www.cia.gov . ЦРУ. Апрель 1973 г. с. 22, абз. 2 . Проверено 21 августа 2022 г.
  40. ^ «Национальное разведывательное исследование 21; Югославия; Общество» (PDF) . www.cia.gov . ЦРУ. Апрель 1973 г. с. 30, абз. 7 . Проверено 21 августа 2022 г.
  41. ^ Мечислав П. Бодушинский: Смена режима в государствах-правопреемниках Югославии: разные пути к новой Европе, с. 64
  42. ^ «Правило чета-нечета: ограничение вождения для экономии топлива» . Вечерний список (на хорватском языке). 15 мая 2019 года . Проверено 15 мая 2019 г.
  43. ^ Джеймс М. Боутон, Тихая революция: Международный валютный фонд, 1979-1989 гг . Международный валютный фонд, 2001 г. (стр. 434).
  44. ^ «Югославия. Валовой внутренний продукт, 1970-1990 гг.» . ivanstat.com . Проверено 25 марта 2018 г.
  45. ^ «Калькулятор инфляции» . доллартаймс.com . Проверено 23 августа 2019 г.
  46. ^ Югославы просят Запада о помощи в решении проблемы долга , Daytona Beach Morning Journal. 28 декабря 1954 года.
  47. ^ Статистический бюллетень 803, SZS, Белград, сентябрь 1973 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии, 1945–1990, стр. 377
  49. ^ Перейти обратно: а б «Экономические обзоры ОЭСР: Югославия, 1976 г. | ЧИТАЙТЕ онлайн» . Библиотека ОЭСР . Проверено 29 марта 2018 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Экономические обзоры ОЭСР: Югославия, 1990 г., с. 34
  51. Пожары «ревизионистской ереси» задыхаются в Югославии , Gadsden Times. 1 июня 1974 года.
  52. ^ Перейти обратно: а б «Юго-восточный штат Миссури — Поиск в архиве новостей Google» . новости.google.com .
  53. ^ Экономические обзоры ОЭСР: Югославия, 1987, стр. 16
  54. ^ «The Telegraph — Поиск в архиве новостей Google» . новости.google.com .
  55. ^ Экономические обзоры ОЭСР: Югославия, 1988, стр. 9
  56. ^ Мечислав П. Бодушинский: Смена режима в государствах-правопреемниках Югославии: разные пути к новой Европе , с. 64-65
  57. ^ «Государственный долг» . www.imf.org . Проверено 23 августа 2019 г.
  58. ^ Мечислав П. Бодушинский: Смена режима в государствах-правопреемниках Югославии: разные пути к новой Европе , с. 66-67
  59. ^ Бет Дж. Аш, Кортленд Райхманн, Rand Corporation. Эмиграция и ее влияние на отправляющую страну . Rand Corporation, 1994 г. (стр. 26).
  60. ^ Дуглас С. Мэсси, Дж. Эдвард Тейлор. Международная миграция: перспективы и политика на глобальном рынке . Издательство Оксфордского университета, 2004 г. (стр. 159).
  61. ^ «Президент Югославии заявил, что кризис вредит репутации страны» .
  62. ^ Чоссудовский, Мишель. «Как МВФ развалил Югославию» . Архивировано из оригинала 24 июня 2014 г.
  63. ^ Герваси, соч. цит., с. 44
  64. ^ Перейти обратно: а б с Патрик Хинан, Моник Ламонтань: Справочник по Центральной и Восточной Европе , Routledge, 2014, стр. 96
  65. ^ Сьюзен Л. Вудворд: Социалистическая безработица: политическая экономия Югославии, 1945-1990, стр. 256
  66. ^ Сабрина П. Рамет: Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918-2005 гг ., Indiana University Press, 2006, стр. 363
  67. ^ Экономические обзоры ОЭСР: Югославия, 1990, стр. 86
  68. ^ Перейти обратно: а б «ЮГОСЛАВИЯ – РЕФОРМЫ 1990 ГОДА» . data.mongabay.com .
  69. ^ Милица Увалич: Инвестиции и права собственности в Югославии: длительный переход к рыночной экономике , Cambridge University Press, 2009, стр. 185
  70. ^ Перейти обратно: а б Джон Р. Лампе: Югославия как история: была страна дважды , Cambridge University Press, 2000, стр. 357
  71. ^ «Взлет и падение рыночного социализма в Югославии» .
  72. ^ «Экономика Югославии 1990 г. - флаги, карты, экономика, география, климат, природные ресурсы, текущие проблемы, международные соглашения, население, социальная статистика, политическая система» . www.theodora.com .
  73. ^ Войнич, Драгомир (22 мая 2013 г.). «Экономика и политика переходного периода Полвека реформы социализма и переходного периода 1962–2012 гг.» [Экономика и политика переходного периода Полвека реформы социализма и переходного периода (1962–2012)]. Грчак (на хорватском языке). Работа Хорватской академии наук и искусств - класс социальных наук . Проверено 10 октября 2022 г.
  74. ^ Радовинович, Радован; Бертич, Иван, ред. Атлас мира: новый взгляд на Землю (на хорватском языке) (3-е изд.). Загреб: Университетское издательство Liber.
  75. ^ Алекс Дж. Беллами. Формирование хорватской национальной идентичности: многовековая мечта . Издательство Манчестерского университета, 2003 г. (стр. 105).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03f92092726d3d32738839edf485391a__1718906160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/1a/03f92092726d3d32738839edf485391a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economy of the Socialist Federal Republic of Yugoslavia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)