Jump to content

Экономическая история Ирана

Историческое развитие ВВП на душу населения в Иране

До 1979 года экономическое развитие Ирана было быстрым. Традиционно аграрное общество , к 1970-м годам страна претерпела значительную индустриализацию и экономическую модернизацию. [1] [2] Эти темпы роста резко замедлились к 1978 году, когда отток капитала достиг 30-40 миллиардов долларов США 1980 года незадолго до революции . [3]

После революции 1979 года правительство Ирана провело 4 реформы:

  1. Сначала они национализировали всю промышленность , включая NIOC , и все иранские банки .
  2. Новая Конституция разделила экономику на три различных сектора : «государственный», «кооперативный» и «частный», причем большинство из них являются государственными предприятиями.
  3. Правительство начало использовать централизованное планирование для контроля над экономикой , при этом Верховный лидер , Президент и Меджлис создавали пятилетние социально-экономические планы .
  4. Государство взяло под свой контроль установление цен и субсидий .

экономическая Долгосрочными целями правительства после революции были независимость , полная занятость и комфортный уровень жизни граждан, но в конце 20-го века экономика страны столкнулась со многими препятствиями. [4] Население Ирана увеличилось более чем вдвое в период с 1980 по 2000 год и становилось все более молодым. Хотя относительно большое количество иранцев являются фермерами, сельскохозяйственное производство постоянно падает с 1960-х годов. К концу 1990-х годов Иран стал крупным импортером продуктов питания. В то время экономические трудности в сельской местности привели к тому, что огромное количество людей перебралось в города. [3]

Восьмилетняя война с Ираком унесла жизни по меньшей мере 300 000 иранцев и ранила более 500 000 иранцев. Стоимость войны для экономики страны составила около 500 миллиардов долларов. [5] [6] После прекращения военных действий с Ираком в 1988 году правительство попыталось развивать в стране секторы связи , транспорта , производства, здравоохранения , образования и энергетики (включая перспективные объекты ядерной энергетики ) и начало процесс интеграции своей коммуникационной и транспортной инфраструктуры с этой инфраструктурой. соседних государств. [7]

С 2004 года Верховный лидер Хаменеи и президент Ахмадинежад пытались провести реформы, которые приведут к приватизации Ирана, но они пока не сработали, превратив Иран в командную экономику , находящуюся в процессе перехода к рыночной экономике .

Эра Пехлеви (1925–79)

[ редактировать ]

Реза Шах Пехлеви (годы правления 1925–41) улучшил общую инфраструктуру страны, провел реформу образования, провел кампанию против иностранного влияния, реформировал правовую систему и внедрил современные отрасли промышленности. За это время Иран пережил период социальных перемен, экономического развития и относительной политической стабильности. [8]

В межвоенный период были созданы современные отрасли промышленности. Если в 1925 году существовало менее 20 современных промышленных предприятий, то к 1941 году было создано более 800 новых заводов с целью уменьшить зависимость страны от импорта. Государство поощряло индустриализацию, повышая тарифы, финансируя современные отрасли промышленности и вводя государственные монополии. Изменения в правовой системе, налоговой структуре и торговой политике привлекли внутренние финансовые ресурсы и привели к появлению группы новых молодых предпринимателей. Шахский двор стал крупнейшим инвестором в новые отрасли промышленности. В первую очередь за счет конфискации недвижимости шах сам стал богатейшим человеком страны. Произошел рост инвестиций в горнодобывающую промышленность, строительство и обрабатывающую промышленность, а инвестиции в инфраструктуру значительно выросли. В 1925 году в Иране было всего 250 километров железных дорог и 2400 километров гравийных дорог; к 1938 году эти суммы увеличились до 1700 и 12 000 километров соответственно. Однако промышленный рост не был сбалансированным. Интеграция между секторами и отраслями отсутствовала, а новые отрасли удовлетворяли лишь часть растущего внутреннего спроса. Сельское хозяйство, в котором 90 процентов рабочей силы зарабатывало на жизнь, не выиграло от экономической реформы. Кроме того, расширяющиеся области экономики не были трудоемкими. Современные отрасли (рыболовство в Каспийском море, железные дороги, морские порты, нефтяная промышленность, современные заводы и угольные месторождения) поглощали в общей сложности лишь около 170 000 рабочих, что составляет менее 4 процентов рабочей силы. [8]

Правительство управляло расширением международной торговли с помощью таких методов, как валютный контроль , введенный в 1936 году. Многие новые товары были среди импортируемых товаров, необходимых промышленности, вооруженным силам, железным дорогам и другим областям инвестиций в инфраструктуру. Традиционные сельскохозяйственные и промышленные экспортные продукты были заменены экспортом нефти. К 1940 году Германия стала основным торговым партнером Ирана, на ее долю приходилось 42 процента его внешней торговли; Соединенные Штаты были вторыми с 23 процентами. Советский Союз также был крупным торговым партнером в этот период. Однако, несмотря на многие успехи во внутренней и внешней экономической политике, Иран оставался экспортером сырья и традиционных товаров, а также импортером как потребительских, так и капитальных товаров в годы, предшествовавшие Второй мировой войне. [8]

Реза Шах Пехлеви, отрекшийся от престола в 1941 году, сменил его сын Мохаммад Реза Шах Пехлеви (годы правления 1941–79). В 1951 году премьер-министр Мосаддык национализировал иранскую нефтяную промышленность. Великобритания ответила нефтяным эмбарго Ирану и, в конечном итоге, вместе с США поддержала успешный переворот против премьер-министра Мосаддыка в 1953 году. После свержения Западом демократически избранного правительства Ирана, между 1954 и 1960 годами, произошел быстрый рост доходов от нефти. а устойчивая западная иностранная помощь привела к увеличению инвестиций и быстрому экономическому росту, прежде всего в государственном секторе. Впоследствии инфляция возросла, стоимость национальной валюты (риала) обесценилась, образовался дефицит внешней торговли. Экономическая политика, реализованная для борьбы с этими проблемами, привела к снижению темпов номинального экономического роста и дохода на душу населения к 1961 году. [8]

Абаданский нефтеперерабатывающий завод , построен в 1913 году.

В ответ на эти неудачи Иран инициировал свой третий план экономического развития (1962–68) с упором на индустриализацию. Новая экономическая политика существенно изменила роль частного сектора. Расширение частных и государственных банков, а также создание двух специализированных банков обеспечили надежные кредитные рынки для средних и крупных частных производственных предприятий. Не ограничиваясь дешевыми кредитами, государственные программы также включали широкий спектр стимулов для поощрения инвестиций в новые отрасли как со стороны иранского, так и иностранного бизнеса. Большинство новых инвестиций были совместными усилиями либо государственного сектора и иностранных инвесторов, либо частного бизнеса и иностранных корпораций. Инвестиции в дороги, автомагистрали, плотины, мосты и морские порты также увеличились. При государственной поддержке часть сельскохозяйственного сектора также привлекла значительные инвестиции. Были созданы многие крупные сельскохозяйственные предприятия по производству мяса, молочных продуктов и фруктов. Однако мелкие фермеры не воспользовались новыми инвестиционными возможностями. [8]

В соответствии с четвертым и пятым планами экономического развития (1968–73; 1973–78) иранская экономика становилась все более открытой для импорта и иностранных инвестиций . Сочетание доходов от нефти, государственных расходов, а также иностранных и внутренних инвестиций увеличило средний класс в крупных городах , особенно в Тегеране . После скачка цен на сырую нефть, последовавшего за войной 1973 года, в которой Египет и Сирия противостояли Израилю , процесс индустриализации и потребления быстро рос. В период с 1973 по 1977 год специализированные банки предоставили обрабатывающему сектору более 200 миллиардов риалов, а прирост инвестиций составлял в среднем 56 процентов в год. Наводнение импортных товаров и сырья превысило мощности морских портов и складов. Военные также выиграли от новых экономических и социальных условий. Военный персонал, современная артиллерия и техника, а также военная подготовка поглотили большую часть бюджета. [8]

Портрет шаха на номиналом 1000 иранских риалов. банкноте

В период с 1964 по 1978 финансовый год валовой национальный продукт Ирана рос ежегодно на 13,2 процента в постоянных ценах. Нефтяная, газовая и строительная отрасли за этот период выросли почти на 500 процентов, а доля обрабатывающей промышленности с добавленной стоимостью увеличилась на 4 процента. Участие женщин в рабочей силе в городских районах увеличилось. Большое количество городских иранских женщин , принадлежащих к различным социальным слоям , присоединились к полуквалифицированной и квалифицированной рабочей силе. Кроме того, число женщин, поступающих в высшие учебные заведения, увеличилось с 5 000 в 1967 финансовом году до более чем 74 000 в 1978 финансовом году. [8]

Однако в 1970-х годах экономический рост стал все больше зависеть от доходов от нефти. К 1977 году доходы от нефти достигли 20 миллиардов долларов США в год (79 процентов общих государственных доходов). В других секторах экономики и регионах страны в этот период не наблюдалось равномерного роста. Сельское хозяйство , традиционные и полутрадиционные отрасли промышленности и сектор услуг не процветали в такой степени, как «современные», спонсируемые государством обрабатывающие отрасли, на долю которых приходилось лишь 6 процентов занятости в промышленности. Поскольку возможности трудоустройства в сельской местности и традиционных отраслях промышленности сократились, занятость в государственном секторе в городах увеличилась. Доля самозанятых иранцев оставалась стабильной. [8]

Ускоренное развитие среднего класса стало главным итогом 1960-х и 1970-х годов. Среди этого класса была новая профессиональная интеллигенция, называемая мотехассесин (эксперты). Их общим знаменателем был профессиональный, культурный или административный опыт, приобретенный посредством современного образования. Тем не менее, модели экономического роста и регионального развития, а также политическая неразвитость шахского режима в таких областях, как гражданские институты, права человека и права собственности, ограничивали возможности большинства иранцев полностью раскрыть свой социальный и экономический потенциал. Экономическая и социальная поляризация сводила к минимуму конкуренцию между предприятиями и ограничивала развитие той части экономики, которая отвечала интересам доминирующих групп, тесно связанных с шахским двором и государством. Большинство иранцев были исключены из процесса принятия политических и экономических решений. [8]

После революции 1979 года

[ редактировать ]
ВВП на душу населения (1950-2018 гг.)
Иран: данные о ВВП, ИПЦ и счете текущих операций (1980-2010 гг.)

Согласно Конституции Ирана обязано 1979 года, исламское правительство предоставить всем гражданам равные и соответствующие возможности, предоставить им работу и удовлетворить их основные потребности, чтобы можно было гарантировать ход их прогресса. [9] Долгосрочными целями Ирана после революции 1979 года были экономическая независимость , полная занятость и комфортный уровень жизни для граждан, но в конце 20-го века экономическое будущее страны сталкивается со многими препятствиями. Ирана Население увеличилось более чем вдвое за 20-летний период, причем население становится все более молодым. Хотя относительно большая часть населения занимается сельским хозяйством, сельскохозяйственное производство последовательно падал с 1960-х годов. К концу 1990-х годов Иран стал крупным импортером продуктов питания, а экономические трудности в сельской местности вынудили огромное количество людей мигрировать в города.

Уровень грамотности и ожидаемая продолжительность жизни в Иране высоки для региона, но высок и уровень безработицы, а инфляция находится в пределах 20% в год. Иран по-прежнему сильно зависит от одной крупной отрасли – добычи нефти и природного газа на экспорт, и правительство сталкивается с растущими трудностями в предоставлении возможностей для более молодой и более образованной рабочей силы . Такое отсутствие возможностей привело к растущему чувству разочарования среди принадлежащих к низшему и среднему классу иранцев, .

После национализации в 1979 году и начала ирано-иракской войны более 80% экономики Ирана перешло под контроль правительства. [10] После окончания военных действий с Ираком в 1988 году правительство пыталось развивать инфраструктуру связи , транспорта , производства, здравоохранения , образования и энергетики страны (включая перспективные объекты атомной энергетики ) и начало процесс интеграции своей коммуникационной и транспортной инфраструктуры. с соседними государствами. [11] По оценкам, Иран понес потери в 500 миллиардов долларов в результате войны в Ираке. [12]

В 1996 году правительство США приняло Закон о санкциях против Ирана и Ливии (ILSA), который запрещает США (и неамериканским компаниям) инвестировать и торговать с Ираном на сумму более 20 миллионов долларов в год. [13] за исключением, с 2000 года, таких товаров, как фармацевтические препараты , медицинское оборудование .

Обзор последовательных экономических планов Ирана (1991–2010 гг.)

[ редактировать ]
Планы (основные источники данных: парламент Ирана и министерство торговли ) [14] [15] 1991–2001 (достигнуто) 2005–10 (цель) 2009–10 (достигнуто)
Количество статей, которые необходимо реализовать в плане 290 117
Экономический рост 3,9% в среднем 8% в среднем 6,3% в среднем (2006–2010 гг.)
Рост ликвидности 27,3% в среднем <20% в среднем 33% в среднем
Инфляция 23% в среднем <10% в среднем 16% в среднем
Уровень безработицы 11% к 2010 г. 12% в среднем (2005–2010 гг.)
Создание рабочих мест в год к 2010 г. 848 000 рабочих мест/год 725 000 рабочих мест/год
Рост производительности труда 1,3% в среднем 3.5%
Инвестиционный рост 4,3% в среднем 12.2%
Рост населения 1,5% в среднем 1.4%
Рост ненефтяного экспорта 5,6% в среднем 10.7%
Индекс доступа к технологиям 0.45 0.26
Отношение расходов на исследования к ВВП 0.4% (2001) [16] 2.5% 0.87%
Отношение экспорта высоких технологий к общему объему ненефтяного экспорта 6 2
новые месторождения нефти и газа Открыты (2005–2010 гг.). 19 новых месторождений нефти и восемь новых запасов газа [17]
Соотношение расходов 10% самых богатых и 10% самых бедных домохозяйств 19.4 (2001) 14
Коэффициент Джини 0.43 (2001) 0,38 по данным правительства
Индекс социального благосостояния 423 (2001) 800
Население за чертой бедности (средние 50%) 15% (2001) 7% по данным правительства
Уровень проникновения – мобильные пользователи 50% [18] 60% (2009) [19]
Фиксированные телефонные линии 36 миллионов фиксированных линий [18] 24,8 миллиона (2008 г.) [20]
Интернет-пользователи 30 миллионов пользователей [18] 23 миллиона (2008) [20]

План социально-экономического развития (2010–2015 гг.)

[ редактировать ]
Пятый план экономического развития (2010–2015 гг.)
Элемент 2010 (достигнуто) 2010–15 (цель)
Мировой рейтинг ВВП 18-я по величине экономика по ППС [21] 12 место в 2015 году; [ нужна ссылка ] Оценка Goldman Sachs : 12-е место к 2025 году [ нужна ссылка ]
Годовой темп роста 2.6% в среднем 8% (исходя из 1,1 триллиона долларов США внутренних и прямых иностранных инвестиций ); [22] [23] ИМТ. Архивировано 31 января 2011 г., прогноз Wayback Machine : в среднем 3,6% (2009–2014 гг.). [24]
Безработица 11,8% по данным правительства; неофициально: 12–22%; [25] 30% по мнению оппозиции [26] 7% к 2015 году за счет создания 1 миллиона новых рабочих мест каждый год [22]
Уровень инфляции 15% (по состоянию на январь 2010 г.) 12% в среднем [22]
Налог на добавленную стоимость 3% 8% [27]
Приватизация 20% государственных компаний будут приватизироваться каждый год [28]
Доля кооперативного сектора (% ВВП) < 5% [29] 25% [30]
НИОКР (% ВВП) 0.87% 2.5% [31]
Доля ненефтяного экспорта 20% 30% (83 миллиарда долларов) к 2016 году [22] [27] [32]
Цена на нефть и поступления в бюджет $60 за баррель В среднем $65 за баррель [22] / 250 миллиардов долларов доходов от нефти и газа [33] в 2015 году, когда текущие проекты будут введены в эксплуатацию; Международного валютного фонда : всего около 60 миллиардов долларов. Прогнозы [34]
Национальный фонд развития 30% нефтяных доходов будет направлено в Фонд национального развития К 2015 году [35]
Добыча нефти 4,1 млн баррелей в сутки 5,2 млн баррелей в сутки (при этом необходимо пробурить и ввести в эксплуатацию около 2500 нефтяных и газовых скважин) [36]
природного газа Добыча 900 миллионов кубических метров/сутки [ нужна ссылка ]
НИОКР в нефтяной отрасли Реализация к 2015 году 380 научно-исследовательских проектов по повышению нефтеотдачи, переработке газа и гидроконверсии. [37]
Инвестиции в нефтегазовую отрасль 20 миллиардов долларов в год частных и иностранных инвестиций , отчасти для увеличения мощностей по переработке нефти. [22] [38]
Нефтехимическая продукция ~50 миллионов тонн в год 100 миллионов тонн в год [39] [40]
Бункеровка 25% доля рынка в Персидском заливе 50% доля рынка или 7,5 млн тонн жидкого топлива в год [41]
Емкость хранения нефтепродуктов 11,5 миллиардов литров 16,7 млрд литров [ нужна ссылка ]
Емкость хранения природного газа 14 миллиардов кубических метров [ нужна ссылка ]
Мощность производства электроэнергии 61 000 МВт 86 000 МВт [42]
Эффективность электростанций 38% 45% [43]
Инвестиции в горнодобывающую промышленность и промышленность 70 миллиардов долларов / 700 000 миллиардов риалов [44]
Производство сырой стали ~10 миллионов тонн в год 42 миллиона тонн в год к 2015 году [44]
Производство железной руды ~27 миллионов тонн в год 66 миллионов тонн в год к 2015 году [44]
Цемент ~71 миллион тонн в год 110 миллионов тонн в год [44]
Известняк 166 миллионов тонн в год [44]
Индустриальные парки К 2015 году построят 50 новых индустриальных парков [45]
Пропускная способность портов 150 миллионов тонн 200 миллионов тонн [46]
железные дороги 10 000 километров [47] 15 000 километров к 2015 году стоимостью 8 миллиардов долларов в год. [48]
Транзит 7 миллионов тонн 40 миллионов тонн грузов [49]
Электронная торговля 20% внутренней торговли, 30% внешней торговли и 80% государственных операций будут осуществляться в электронном виде [50]

Исторические экономические графики

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Промышленный прогресс Ирана (Часть I) на YouTube . Национальный киноцентр Ирана (около 1975 г.). Проверено 20 января 2010 г.
  2. ^ Промышленный прогресс Ирана (Часть II) на YouTube . Национальный киноцентр Ирана (около 1975 г.). Проверено 20 января 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б Ширин Хакимзаде. Иран: огромная диаспора за рубежом и миллионы беженцев дома. Архивировано 20 сентября 2009 г. в Wayback Machine . Источник миграционной информации (2006). Проверено 18 июля 2009 г.
  4. ^ Гейссари, Али (2009). Современный Иран: экономика, общество, политика . США: Издательство Оксфордского университета. стр. 7–8 (издание в мягкой обложке). ISBN  978-0-19-537849-8 .
  5. ^ «Ирано-иракская война». Microsoft Энкарта . 2008.
  6. ^ Ирано-иракская война (1980-1988). Архивировано 28 февраля 2011 г. в Wayback Machine . Globalsecurity.org. Проверено 21 октября 2009 г.
  7. ^ «Иранская экономика в шести снимках» . Паям-э Эмруз; Экономические, социальные, культурные (ежемесячно). Февраль 2001. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 17 июля 2007 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 декабря 2010 г. Проверено 21 ноября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  9. ^ Бернский университет; Краткое изложение Конституции Ирана. Получено 30 ноября 2009 г.. Архивировано 14 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
  10. ^ Bonyad-e Mostazafan va Janbazan Фонд угнетенных и инвалидов ветеранов (MJF). Архивировано 6 ноября 2011 г. в Wayback Machine . Globalsecurity.org. Проверено 6 февраля 2011 г.
  11. ^ «Иранская экономика в шести снимках» . Паям-э Эмруз; Экономические, социальные, культурные (ежемесячно). 23 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 17 июля 2007 г.
  12. MSN Encarta: Ирано-иракская война. Проверено 29 января 2009 г. Архивировано 31 октября 2009 г.
  13. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2016 г. Проверено 25 июня 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  14. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 июля 2011 г. Проверено 21 апреля 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  15. ^ «irantradelaw.com» (PDF) . www.irantradelaw.com . Архивировано из оригинала (PDF) 10 марта 2013 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
  16. ^ «Медицинская наука и исследования в Иране» . www.ams.ac.ir. Архивировано из оригинала 17 мая 2017 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
  17. ^ Ирандейли | № 3832 | Внутренняя экономика | Страница 4. Архивировано 28 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
  18. ^ Jump up to: а б с Атье Бахар - Ресурсы - Краткая информация о телекоммуникациях Ирана. Архивировано 24 февраля 2012 г., на Wayback Machine.
  19. ^ http://www.nitc.co.ir/iran-daily/1387/3317/html/economy.htm [ постоянная мертвая ссылка ]
  20. ^ Jump up to: а б «Всемирная книга фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . Проверено 25 апреля 2018 г.
  21. ^ База данных «Перспективы мировой экономики» — отчет по отдельным странам и субъектам, заархивировано 29 декабря 2017 г. в Wayback Machine . Международный валютный фонд (2009 г.). Проверено 29 ноября 2010 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Пятилетний план Ирана нацелен на ежегодный рост на 8% [ мертвая ссылка ] . Agence France Presse, 11 января 2010 г. Проверено 23 июля 2010 г.
  23. Иран утверждает планы иностранных инвестиций на сумму 1,6 миллиарда долларов. Архивировано 25 апреля 2012 года в Wayback Machine . Tehran Times , 21 апреля 2012 г. Проверено 21 апреля 2012 г.
  24. Отчет о коммерческом банкинге Ирана. Архивировано 13 февраля 2012 года в Wayback Machine . Business Monitor International (1 квартал 2009 г.). Проверено 10 июля 2010 г.
  25. В экономике Ирана начинают проявляться трещины, поскольку США рекламируют санкции. Архивировано 29 декабря 2010 г. в Wayback Machine . Fox News, 27 декабря 2010 г. Проверено 27 декабря 2010 г.
  26. ^ Цены в Иране растут после отмены субсидий . Los Angeles Times , 23 декабря 2010 г. Проверено 27 декабря 2010 г.
  27. ^ Jump up to: а б Ежемесячник инвестиций в Иран. Архивировано 6 марта 2012 г. в Wayback Machine . Бирюзовые партнеры (декабрь 2010 г.). Проверено 27 декабря 2010 г.
  28. Иран приватизирует 186 государственных компаний: официально. Архивировано 28 мая 2014 г., в Wayback Machine . Tehran Times , 11 мая 2014 г. Проверено 27 мая 2014 г.
  29. ^ Доля кооперативов в экономике скудна. Архивировано 8 марта 2016 г. в Wayback Machine . Financial Tribune, 9 мая 2015 г. Проверено 10 мая 2015 г.
  30. Инвестируйте в Иран. Архивировано 29 декабря 2017 г. в Wayback Machine . Организация по инвестициям, экономической и технической помощи Ирана, зима 2011 г. Дата обращения 28 марта 2014 г.
  31. ^ — Внешнеторговый режим Исламской Республики Иран . Министерство торговли (Иран) (2009 г.). Проверено 8 апреля 2010 г.
  32. Иран планирует к 2016 году годовой торговый оборот в размере 160 миллиардов долларов. Архивировано 27 мая 2012 года на Wayback Machine . Tehran Times , 23 мая 2012 г. Проверено 3 июня 2012 г.
  33. ^ Иран ожидает годовой доход в 250 миллиардов долларов за 5 лет. Архивировано 7 января 2011 г. в Wayback Machine . Информационное агентство Mehr, 22 декабря 2010 г. Проверено 22 декабря 2010 г.
  34. ^ Отчет персонала за 2010 г. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine . МВФ (март 2010 г.). Проверено 27 декабря 2010 г.
  35. Иранский NDF выделяет 7 миллиардов долларов на нефтедобывающие проекты. Архивировано 14 июля 2014 года в Wayback Machine . Tehran Times , 9 июля 2014 г. Проверено 12 июля 2014 г.
  36. Министр нефти: Иран самодостаточен в буровой отрасли. Архивировано 6 июня 2013 г., в Wayback Machine . Информационное агентство «Фарс», 9 января 2012 г. Проверено 5 февраля 2012 г.
  37. ^ Нефтяная промышленность проведет 380 исследовательских проектов. Архивировано 3 ноября 2012 г. в Wayback Machine . Иран Дейли , 12 апреля 2012 г. Проверено 13 апреля 2012 г.
  38. ^ Южный Парс привлекает внутренние инвестиции на сумму 15 миллиардов долларов. Архивировано 5 июня 2017 г. в Wayback Machine . Информационное агентство Mehr, 15 июня 2010 г. Проверено 15 июня 2010 г.
  39. ^ Иран построит 46 новых нефтехимических установок. Архивировано 13 июня 2011 г. в Wayback Machine . Tehran Times , 13 января 2010 г. Проверено 30 января 2010 г.
  40. ^ Инвестиции в размере 44 миллиардов долларов в 64 нефтехимических проекта. Архивировано 14 июня 2011 г. в Wayback Machine . Tehran Times , 23 ноября 2010 г. Проверено 23 ноября 2010 г.
  41. ^ Процветание бункеровочного сектора. Архивировано 1 апреля 2012 г. в Wayback Machine . Иран Дейли , 26 октября 2010 г. Проверено 25 октября 2010 г.
  42. ^ Иран увеличит мощность производства электроэнергии на 25 000 МВт . Tehran Times , 26 октября 2011 г. Проверено 30 октября 2011 г.
  43. ^ Иран ведущий производитель гидроэлектростанций . Завья , 14 апреля 2011 г. Проверено 7 октября 2011 г.
  44. ^ Jump up to: а б с д и Экспорт горнодобывающего сектора достиг 8 миллиардов долларов. Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine . Иран Дейли , 4 июля 2010 г. Проверено 10 июля 2010 г.
  45. ^ Экономика, Новости. Национальная база данных по геонаукам Ирана (2010 г.). Архивировано 23 марта 2020 г. в Wayback Machine . Проверено 24 июля 2010 г.
  46. ^ Увеличение пропускной способности портов . Архивировано 1 апреля 2012 г. на Wayback Machine . Иран Дейли , 27 декабря 2010 г. Проверено 26 декабря 2010 г.
  47. ^ Иран расширит железнодорожную сеть до 15 000 километров к 2015 году. Архивировано 4 февраля 2012 года в Wayback Machine . Tehran Times , 3 января 2012 г. Проверено 3 января 2012 г.
  48. ^ Ежемесячный отчет об инвестициях в Иран. Архивировано 9 августа 2011 г. в Wayback Machine . Turquoise Partners (январь 2011 г.). Проверено 31 января 2011 г.
  49. ^ Транспорт. Архивировано 14 марта 2014 г. в Wayback Machine . Организация по инвестициям и технической помощи Ирана , 2012. Дата обращения 14 марта 2014.
  50. ^ Электронная сделка. Архивировано 15 января 2012 г. в Wayback Machine . Иран Дейли , 6 октября 2011 г. Проверено 6 октября 2011 г.
  51. ^ Тегеранская фондовая биржа: независимый исполнитель?, Обзор экономики Ближнего Востока, 23 мая 2005 г.
  52. ^ «Уровень инфляции в Иране» . индекс Монди. Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 г.
  53. ^ UNDP.org. Архивировано 16 ноября 2009 г. в Wayback Machine, таблица H.
  54. ^ Беркхарт, Грей, изд. (март 1998 г.), «Иран» , Национальная безопасность и Интернет в регионе Персидского залива , Джорджтаунский университет, заархивировано из оригинала 3 июля 2007 г. , получено 15 июля 2009 г.
  55. ^ «Прогноз развития телекоммуникаций и технологий для Ирана», Телекоммуникации и технологии , Economist Intelligence Unit, 18 июня 2008 г.
  56. ^ Иранская газета: Критика расточительства энергии . Проверено 15 апреля 2009 г. [ мертвая ссылка ]

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dcc601302dcb12adc1d0edbd2a3ccc4a__1721880360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/4a/dcc601302dcb12adc1d0edbd2a3ccc4a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economic history of Iran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)