Права человека в Иране
Правительство Исламской Республики Иран |
---|
Начиная с императорской династии Пехлеви (1925–1979 гг.), через Исламскую революцию (1979 г.) и до эпохи Исламской Республики Иран (с 1979 г. по настоящее время), отношение правительства к правам иранских граждан подвергалось критике со стороны иранцев, международных организаций по правам человека. активисты, писатели и неправительственные организации . В то время как монархия, находившаяся под властью шахов, широко подвергалась нападкам со стороны большинства западных наблюдательных организаций из-за ужасающих нарушений прав человека, правительство Исламской Республики , пришедшее на смену ей, многие считают еще худшим. [1]
Династию Пехлеви — Реза-шаха Пехлеви и его сына Мохаммада Реза-шаха Пехлеви — иногда называют «королевской диктатурой». [2] или «правление одного человека», [3] и использовал тайную полицию , пытки и казни для подавления политического инакомыслия. Во время правления Мохаммеда Реза-шаха Пехлеви оценки количества казненных политических заключенных варьируются от менее 100. [1] до 300.
В Исламской Республике тюремная система была централизована и резко расширена; за один ранний период (1981–1985 гг.) было казнено более 7900 человек. [1] Исламскую Республику критиковали как за ограничения, так и за наказания, которые соответствуют конституции и законам Исламской Республики, но не международным нормам в области прав человека (суровые наказания за преступления, наказание за преступления без потерпевших , ограничения свободы слова и печати , ограничения свободы религия и др.); и за «внесудебные» действия, которые не следуют ни за тем, ни за другим, такие как поджоги редакций газет, а также избиения, пытки, изнасилования и убийства без суда политических заключенных и диссидентов/гражданских лиц. [4] [5]
Династия Пехлеви (1925–1979)
[ редактировать ]Имперское государство Иран , правительство Ирана во времена династии Пехлеви , просуществовало с 1925 по 1979 год. Согласно одной истории, применение пыток и жестокое обращение с заключенными временами менялось во время правления Пехлеви. [6] но оба монарха – Реза Шах Пехлеви и его сын Мохаммад Реза Шах Пехлеви – применяли цензуру, тайную полицию , пытки и казни .
Реза Шах был
[ редактировать ]Правление Реза-шаха было авторитарным и диктаторским в то время, когда авторитарные правительства и диктатуры были обычным явлением как в регионе, так и во всем мире, а до Всеобщей декларации прав человека оставалось еще несколько лет. [7] Свобода прессы, права трудящихся и политические свободы были ограничены при Реза Шахе. Независимые газеты были закрыты, политические партии – даже лояльная Партия Возрождения – были запрещены. Правительство запретило все профсоюзы в 1927 году и арестовало 150 профсоюзных организаторов в период с 1927 по 1932 год. [8]
Физическая сила применялась против некоторых заключенных – обычных преступников, подозреваемых в шпионаже и обвиняемых в заговоре цареубийства. Грабителей, в частности, подвергали бастинадо (избиению ступней ног) и страппадо (подвешиванию в воздухе с помощью веревки, обвязанной вокруг рук жертвы), чтобы «обнаружить спрятанную добычу». Подозреваемых в шпионаже и убийцах «избивали, лишали сна и подвергали капани» (тугому связыванию рук за спиной), что иногда приводило к перелому суставов. Но для политических заключенных, которые в основном были коммунистами , при правлении Реза-шаха наблюдалось «заметное отсутствие пыток». [9] Основной формой давления было одиночное заключение и лишение «книг, газет, посетителей, продуктовых наборов и надлежащего медицинского обслуживания». Хотя политзаключенным часто угрожали капани, они «редко подвергались им». [10]
Мохаммад Реза Шах был
[ редактировать ]Мохаммад Реза стал монархом после того, как его отец был свергнут после англо-советского вторжения в Иран в 1941 году. Политические заключенные (в основном коммунисты) были освобождены оккупационными властями, и шах (в то время наследный принц) больше не имел контроля над парламентом. . [11] Но после покушения на шаха в 1949 году он смог объявить военное положение, посадить в тюрьму коммунистов и других оппонентов, а также ограничить критику королевской семьи в прессе. [12]
После прошахского государственного переворота, в результате которого в 1953 году был свергнут премьер-министр Мохаммед Мосаддык , шах снова расправился со своими противниками, и политическая свобода пошла на убыль. Он объявил вне закона политическую группу Мосаддыка « Национальный фронт» и арестовал большинство ее лидеров. [13] Было арестовано более 4000 политических активистов партии Туде. [14] (в том числе 477 военнослужащих), 40 человек были казнены, еще 14 умерли под пытками и более 200 были приговорены к пожизненному заключению. [13] [15] [16]
В период своего расцвета шахская тайная полиция САВАК имела практически неограниченные полномочия. Агентство тесно сотрудничало с ЦРУ . [17]
Согласно годовому отчету Amnesty International за 1974–1975 годы, «общее количество политических заключенных время от времени в течение года [1975] составляло от 25 000 до 100 000». [18]
1971–77
[ редактировать ]В 1971 году нападение партизан на пост жандармерии (в результате которого трое полицейских были убиты и двое партизан освобождены, известное как « инцидент в Сиахкале ») спровоцировало «интенсивную партизанскую борьбу» против правительства и жесткие ответные меры правительства. [19] Партизаны, развернувшие « вооруженную борьбу » за свержение шаха и вдохновленные международными третьего мира антиимпериалистическими революционерами ( Мао Цзэдун , Хо Ши Мин и Че Гевара ), были весьма активны в первой половине 1970-х годов. [20] [Примечание 1] когда сотни из них погибли в столкновениях с правительственными силами, а десятки иранцев были казнены. [22] По данным Amnesty International , шах осуществил не менее 300 политических казней. [23]
Пытки применялись для обнаружения тайников с оружием, убежищ и сообщников партизан, а также в попытках склонить врагов государства стать их сторонниками. [24]
В 1975 году правозащитная группа Amnesty International, членство и международное влияние которой значительно возросли в 1970-е годы. [25] – опубликовал отчет об обращении с политическими заключенными в Иране, который «широко освещался в европейской и американской прессе». [26] К 1976 году эти репрессии были значительно смягчены благодаря гласности и пристальному вниманию со стороны «многочисленных международных организаций и иностранных газет», а также новоизбранного президента Соединенных Штатов Джимми Картера . [27] [28]
Исламская революция
[ редактировать ]1978–79 годов, Иранская революция свергнувшая правительство Пехлеви, началась с демонстраций в октябре 1977 года и закончилась 11 февраля 1979 года поражением войск шаха.Во время революции протестующие были обстреляны войсками, а заключенные были казнены. Реальные и мнимые нарушения прав человека непосредственно способствовали кончине шаха. [Примечание 2] (как и его щепетильность в том, чтобы не нарушать права человека в той степени, в какой его призывал к этому генерал, по мнению некоторых). [30]
Смерть популярного и влиятельного модернистского исламистского лидера Али Шариати и сына аятоллы Рухоллы Хомейни Мостафы в 1977 году считалась убийствами, совершенными САВАК многими иранцами. [31] [32] 8 сентября 1978 года ( Черная пятница ) войска обстреляли религиозных демонстрантов на площади Жале (или Джале). Духовное руководство заявило, что «тысячи людей были убиты сионистскими войсками» (т.е. израильские войска, по слухам, помогали шаху). [33] Мишель Фуко сообщил, что было убито 4000 человек. [34] а другой европейский журналист сообщил, что военные устроили «резню». [35] Иоганн Бёкес, автор книги «Фуко в Иране, 1978–1979» , отмечает, что «Фуко, кажется, придерживался этого преувеличенного подсчета смертей на площади Джале, пропагандируемого самими восставшими массами. Тысячи были ранены, но число погибших вряд ли превысило сто жертв». [36] По словам историка Аббаса Аманата : [37]
Клерикальные активисты, поддержанные движением Кум Марджа , воспользовались резней на площади Джале, чтобы представить режим жестоким и нелегитимным. С помощью машины по распространению слухов, которая заработала на полную мощность в отсутствие достоверных средств массовой информации и новостных сообщений, число жертв, «мучеников» на пути ислама, было раздуто до тысяч, а войска, открывшие по ним огонь, были раздуты. названы израильскими наемниками, призванными подавить революцию.
Послереволюционный отчет Эмадеддина Баги из правительственного Фонда по делам мучеников и ветеранов выявил 88 убитых в Черную пятницу: 64 (включая двух женщин) на площади Джале и 24 (включая одну женщину) в других частях столицы. [38] По данным военного историка Спенсера К. Такера , в «Черную пятницу» погибли 94 человека, в том числе 64 протестующих и 30 сотрудников правительственных сил безопасности. [39] По данным иранолога Ричарда Фольца , на площади Джале погибли 64 протестующих. [40]
Исламская Республика (с 1979 г.)
[ редактировать ]Постреволюционный
[ редактировать ]Новая Конституция
[ редактировать ]Новая конституция Исламской Республики [41] был принят на референдуме в декабре 1979 года. [42] [43] [Примечание 3] Хотя аятолла Хомейни был бесспорным лидером революции, у него было много сторонников, которые надеялись, что революция заменит шаха демократией. Следовательно, конституция объединила традиционные либерально-демократические мандаты для избранного президента и законодательного органа. [45] а также гражданские и политические права своих граждан с теократическими элементами, которых желал Хомейни. Но преобладала теократия. Конституция наделяла суверенитетом Бога, уполномочивала неизбираемые руководящие органы/органы власти контролировать избранных. [45] [46] и подчинил гражданские/политические права [47] законам/предписаниям/принципам ислама, [48]
Некоторые из причин, по которым основы права в Иране противоречили Всеобщей декларации прав человека после 1979 года, включали:
- Использование классического исламского права ( шариата ), такого как
- преступления без потерпевших: «оскорбление пророка», «отступничество», прелюбодеяние, однополые отношения (все потенциально караются смертью), распитие алкогольных напитков, [49] отказ (женщине) носить хиджаб, [50]
- суровые наказания: забивание камнями до смерти, ампутация, порка, [51] возмездие (или кисас , оно же « Око за око ») [52] что может включать ослепление преступника. [53]
- неравные права женщин в нескольких областях: женщина не ценится так же, как мужчина, в деньгах за кровь ( дия ), в наследстве, в свидетельских показаниях в суде (что делает осуждение за изнасилование женщин трудным, если не невозможным в Иране), женщина нуждается в ней разрешение мужа работать вне дома или покидать страну. [54] [55] [56] покрытие волос обязательно.
- Транс-женщины считаются в основном проститутками и из-за этого сталкиваются с осуждением и опасностью со стороны закона. [57]
- ограничения религиозной свободы и равенства:
- Только мусульмане-шииты имеют право стать Верховным лидером или президентом. [58] (мусульмане-нешииты не имели равных прав с шиитами). [59]
- Наказания на религиозной основе включают богохульство .
- Немусульманам рекомендуется принять ислам, но переход из ислама в другую религию (отступничество) запрещен и может караться смертью; Многие считают, что этим объясняется жестокое обращение с бахаи. [60] которые происходят от иранских шиитов и считают, что Баб — это Махди шиитского ислама, и его откровения заменяют Коран. [61] (ИРИ настаивает на том, что бахаи — предатели и подрывники.) [62]
- Мужчина-мусульманин, совершивший прелюбодеяние с мусульманкой, подлежит наказанию 100 ударами плетью, а мужчина-немусульманин - смертью. [63]
- К числу других лиц, подвергающихся религиозной дискриминации, относятся христиане-протестанты (по крайней мере, отчасти из-за их «готовности принимать и даже искать новообращенных мусульман»); [64] нерелигиозный, [65] и в остальном ортодоксальных шиитов, обвиненных в отступничестве за то, что они поставили под сомнение доктрину ИРИ о подчинении политической «опеке» Верховного лидера . [66] [67]
- Права детей : Возраст зрелости и уголовной ответственности в международных нормах составляет 18 лет, но основная юриспруденция шиитского Джафари (и Гражданский кодекс Ирана) утверждает, что женщина становится взрослой в возрасте 8 лет и 9 месяцев (т.е. 9 лунных лет). ), и мужчина в 14 лет и 7 месяцев (т.е. 15 лунных лет); [68] неравенство, которое привело к казни в Иране большого количества несовершеннолетних правонарушителей (как это принято в международном праве). [69] [70] [71]
- Законы ИРИ не совсем следуют шариату , и с 1979 года в них были внесены некоторые небольшие изменения, которые несколько улучшили ситуацию с правами человека в ИРИ:
- в 2002 году власти наложили мораторий на побивание камнями, [72] но по состоянию на 2018 год в Иране женщин все еще приговаривали к забиванию камнями. [73]
- в 2004 году кровавые деньги стали более равными. Согласно традиционному исламскому праву, «деньги за кровь» ( дия , финансовая компенсация, выплачиваемая жертве или наследникам жертвы в случаях убийства, телесных повреждений или имущественного ущерба) варьируются в зависимости от пола и религии жертвы (мусульмане и мужчины стоит больше). В «Международном докладе о свободе вероисповедания» сообщается, что в 2004 году парламент ИРИ и Совет стражей реформировали закон, чтобы уравнять дийа (также дие) между мусульманами, христианами, евреями и зороастрийцами. (Мужчины-бахаи были исключены, поскольку по закону для бахаи не существует «кровавых денег», поскольку их кровь считается Моба , т.е. ее можно проливать безнаказанно). [74]
- 10 февраля 2012 года парламент Ирана повысил минимальный возраст совершеннолетия до 18 (солнечных лет). [75]
Велаят-э факих и самосохранение режима
[ редактировать ]- У ИРИ есть ряд законов и статей в конституции, нарушающих положения о правах человека, связь которых с классическим шариатом может быть незначительной, но в них упоминается защита «принципов ислама» и которые используются с 1979 года для защиты правительства от инакомыслия.
- Ограничения на свободу выражения мнений и средства массовой информации. Закон о прессе 1985 года учредил суды по делам прессы, наделенные полномочиями налагать уголовные наказания на отдельных лиц и отдавать приказы о закрытии газет и периодических изданий, занимающихся «дискуссиями, наносящими вред принципам ислама» и «общественным интересам». [76]
- Ограничения политической свободы. Статья 27 конституции ограничивает «публичные собрания и шествия» теми, которые «не наносят ущерба фундаментальным принципам ислама», и, по данным Хьюман Райтс Вотч , «широко сформулированные «законы о безопасности»» в Иране используются «для произвольного подавления и наказывать людей за мирное политическое выражение, ассоциации и собрания в нарушение международных договоров по правам человека, участником которых является Иран». Например, «связей с иностранными учреждениями, лицами или источниками финансирования» достаточно, чтобы предъявить отдельным лицам уголовные обвинения, такие как «подрыв национальной безопасности». [77]
- Кроме того, некоторые положения конституции, как полагают, дают правительству право выходить за пределы конституционной защиты гражданских и политических прав (например, статья 167 конституции дает судьям право по своему усмотрению «выносить свои решения на основе авторитетных источников»). Исламские источники и подлинные фетвы (постановления, вынесенные квалифицированными церковными юристами)». В Исламской Республике убийства и другие убийства, избиения, изнасилования, пытки и тюремное заключение диссидентов правительственными силами без какой-либо надлежащей правовой процедуры часто описывались как «внесудебные действия». Но бывший член Корпуса стражей исламской революции, ставший диссидентом, Акбар Ганджи утверждает, что на самом деле это не выходит за рамки уголовного кодекса Исламской Республики, поскольку кодекс «разрешает гражданину убить другого, если он признан «нечестивым»». [78] (Историк Ерванд Абрамян пишет, что пытки заключенных и казни тысяч политических заключенных в 1988 году, по сообщениям, соответствовали, по крайней мере, той или иной форме исламского закона и юридических процедур.) [79] По словам Абрамяна, в глазах иранских чиновников «выживание Исламской Республики – и, следовательно, самого ислама – оправдывало использованные средства» и превосходило любые права личности. [80]
- Наконец, в начале 1988 года, незадолго до своей смерти, Имам Хомейни издал фетву, согласно которой исламское правительство Ирана является «ветвью абсолютного вилаята Пророка» и настолько важно для ислама, что является одним из «основных правил (первого порядка) Ислам» и что «постановления закона, даже молитва, пост и хадж» были второстепенными постановлениями, над которыми исламское правительство имело «приоритет». [81] [82] Он написал: «Исламское государство может предотвратить реализацию всего – религиозного и нерелигиозного – что... кажется противоречащим интересам Ислама». [83] [84] Эта доктрина – велаят-е мотлакайе факих («абсолютный авторитет юриста») – указывала (по мнению Абрамяна), что «выживание Исламской Республики» и сам ислам действительно связаны друг с другом. Это указало другому ученому (Элизабет Майер), что Исламская Республика «свободна… делать то, что пожелает — даже если это означает нарушение фундаментальных принципов религии…» (и, конечно же, иранской конституции) — и что велаят-е мотлакайе факих , а не законы шариата, объясняют «распространенность пыток и наказаний за политическое инакомыслие» в Исламской Республике. [85]
Первое десятилетие
[ редактировать ]Подавляющее большинство убийств политических заключенных произошло в первое десятилетие существования Исламской Республики, после чего жестокие репрессии уменьшились. [86]
После революции новый режим работал над укреплением своего правления. По оценкам правозащитных групп, число жертв, понесенных протестующими и заключенными исламского правительства, составило несколько тысяч. Первыми были казнены члены старой системы – старшие генералы, за ними последовали более 200 высокопоставленных гражданских чиновников. [87] Их судебные процессы были короткими, в них не хватало адвокатов, присяжных, прозрачности и возможности обвиняемых защитить себя. [88] К январю 1980 г. было казнено «не менее 582 человек». [89] [90] В середине августа 1979 года были закрыты несколько десятков газет и журналов, выступавших против идеи Хомейни о теократическом правлении юристов. [91] [92] [93] Политические партии были запрещены ( Национально-демократический фронт в августе 1979 года, Мусульманская народно-республиканская партия в январе 1980 года), в марте 1980 года началась чистка университетов.
В период с января 1980 г. по июнь 1981 г. произошло еще как минимум 900 казней. [94] за все: от наркотиков и сексуальных преступлений до «коррупции на земле», от заговоров контрреволюции и шпионажа в пользу Израиля до членства в оппозиционных группах. [95] А в следующем году было казнено не менее 8000 человек. [22] [96] По оценкам военного историка Спенсера К. Такера , в период с 1980 по 1985 год от 25 000 до 40 000 иранцев были арестованы, 15 000 иранцев предстали перед судом и от 8 000 до 9 500 иранцев были казнены. [39]
было казнено от 3000 до 30 000 политических заключенных В период с июля по начало сентября 1988 года по приказу Верховного лидера аятоллы Рухоллы Хомейни . Хотя правительство пыталось сохранить казни в секрете, к 2020 году специальные докладчики ООН направили в ИРИ письмо, в котором убийства были названы «преступлениями против человечности». [97]
1990-е и цепные убийства
[ редактировать ]В 1990-е годы произошел ряд нераскрытых убийств и исчезновений интеллектуалов и политических активистов, которые в той или иной степени критиковали систему Исламской Республики. [98] В 1998 году эти жалобы достигли апогея после убийства в течение двух месяцев трех писателей-диссидентов ( Мохаммада Джафара Пуянде , Мохаммада Мохтари , Маджида Шарифа ), политического лидера (Дариуша Форухара) и его жены в ходе так называемой «Цепочка убийств» или Серийные убийства Ирана 1998 года. [99] [100] Всего за несколько лет, как полагают, были убиты более 80 писателей, переводчиков, поэтов, политических активистов и простых граждан. [99]
В то время как журналистам-реформаторам и средствам массовой информации удалось раскрыть убийства, человек, ответственный за большую часть разоблачения цепочки убийств – Саид Хаджарян , оперативник Министерства разведки, ставший журналистом и реформатором – был близок к тому, чтобы быть убитым, и в итоге оказался серьезно искалеченным. членом Басидж ; [101] а заместитель сотрудника службы безопасности Министерства информации Саид Эмами , обвиненный в убийствах, умер в тюрьме, предположительно покончив жизнь самоубийством, хотя многие полагают, что он был убит и что «ответственность за убийства несут чиновники более высокого уровня». [102]
С подъемом иранского реформаторского движения и избранием умеренного президента Ирана Мохаммада Хатами в 1997 году были предприняты многочисленные шаги по изменению иранского гражданского и уголовного кодексов с целью улучшения ситуации с правами человека. Преимущественно реформистский парламент разработал несколько законопроектов, позволяющих расширить свободу слова, гендерное равенство и запретить пытки. Все они были отвергнуты или значительно смягчены Советом стражей и ведущими консервативными деятелями в иранском правительстве того времени. [103]
Начало 21 века и массовые протесты
[ редактировать ]К 2007 году журнал The Economist написал:
Тегеранская весна десятилетней давности теперь уступила место мрачной политической зиме. Новое правительство продолжает закрывать газеты, затыкать рот инакомыслящим, а также запрещать или подвергать цензуре книги и веб-сайты. Мирные демонстрации и протесты эпохи Хатами больше не терпятся: в январе 2007 года силы безопасности напали на бастующих водителей автобусов в Тегеране и арестовали сотни из них. В марте полиция избила сотни мужчин и женщин, собравшихся отметить Международный женский день . [104]
Несколько крупных недавних протестных движений — студенческие протесты в Иране в июле 1999 года , [105] [106] Протесты на президентских выборах в Иране в 2009 г. , Иранские протесты в 2017–2018 гг. , Иранские протесты в 2019–2020 гг . — были встречены жестокими репрессиями со стороны «параллельного института» Басидж , массовыми арестами, применением боевых патронов и показательными судебными процессами. [107] Протесты в ноябре 2019 года привели к сотням смертей среди гражданского населения и тысячам ранений, а также к отключению интернета по всей стране со стороны правительства. [107] «сообщения о жестоком обращении и пытках в заключении», [108] и «одобрение» «этих безудержных злоупотреблений» Верховным лидером Али Хаменеи . [109] Оценки убитых варьируются от 200. [110] до 1500. [111]
В период с 2018 по 2020 год жалобы на нарушение прав человека включали большое количество казней, нападения на «журналистов, интернет-медиа-активистов и правозащитников» со стороны «аппарата безопасности и судебной власти Ирана» при «вопиющем игнорировании международных и внутренних правовых стандартов». [112] включая «десятилетние тюремные сроки» для правозащитников, [108] «чрезмерная сила… произвольные массовые аресты и серьезные нарушения процессуальных норм» в ответ на экономические протесты общественности. [113]
Протесты Махсы Амини 2022 г.
[ редактировать ]В сентябре 2022 года начался новый раунд «общенациональных» протестов, который «распространился на социальные классы, университеты, улицы [и] школы» и был назван «самой большой угрозой» правительству Ирана с момента его основания в результате Исламской революции. . [114] Беспорядки начались со смерти Махсы Амини от рук иранской исламской полиции нравов после того, как она была задержана якобы за неправильное ношение хиджаба. по состоянию на 29 ноября 2022 г. [update] не менее 448 человек, в том числе 60 несовершеннолетних, [115] были убиты в результате вмешательства правительства в протесты. По оценкам, 18 170 человек были арестованы в 134 городах и поселках, а также в 132 университетах. [116]
Перспектива Исламской Республики
[ редактировать ]В 1984 году представитель Ирана в Организации Объединенных Наций Сай Раджаи-Хорассани заявил, что Всеобщая декларация прав человека представляет собой «светское понимание иудео-христианской традиции», которое «не согласуется с системой ценностей, признанной Ираном». Исламская Республика Иран» и чьи положения ИРИ «без колебаний нарушил бы». [117]
Официальные лица Исламской Республики ответили на критику, заявив, что Иран имеет «лучшие показатели в области прав человека» в мусульманском мире (2012 г.); [118] что он не обязан следовать «западной интерпретации» прав человека (2008 г.); [119] и что Исламская Республика является жертвой «предвзятой пропаганды врагов», которая является «частью более масштабного плана против мира ислама » (2008). [120]
А в 2004 году президент-реформатор Мохаммад Хатами заявил, что в Иране наверняка есть «люди, которые сидят в тюрьме за свои идеи». В целом иранские официальные лица отрицают наличие в Иране политических заключенных (глава судебной власти аятолла Махмуд Хашеми Шахруди в 2004 году), [121] или утверждали, что ситуация с правами человека в Иране лучше, чем в странах, которые его критикуют (президент Махмуд Ахмадинежад в 2007 и 2008 годах), [122] [123] [124] или лучше, чем у Израиля. [122]
Относительная открытость
[ редактировать ]Одно наблюдение, сделанное некоторыми представителями неправительственных организаций о состоянии прав человека в Исламской Республике, заключается в том, что оно не настолько серьезное, чтобы иранская общественность боялась публично критиковать свое правительство перед незнакомцами. В то время как в соседней Сирии «водители такси редко говорят о политике; иранцы не будут говорить ни о чем другом». [125]
Объяснения того, почему это так, включают важность «дебатов и дискуссий» среди священнослужителей шиитского ислама, которые распространились на иранскую общественность (журналист Элейн Скиолино ), [126] и что «понятия демократии и прав человека» теперь имеют гораздо более глубокие корни среди иранцев, чем при шахе (Акбар Ганджи, Арзу Осанлоо, Хуман Маджд ), [127] на самом деле являются «почти гегемонами» (Арзу Осанлоо), [128] так что среди них гораздо труднее посеять страх, вплоть до того, что, если бы иранские спецслужбы «арестовали бы любого, кто плохо отзывается о правительстве в частном порядке, они просто не смогли бы построить камеры достаточно быстро, чтобы содержать своих заключенных» ( журналист Хуман Мажд). [129]
Сравнение
[ редактировать ]Считается, что Исламская революция имеет значительно худшие показатели в области прав человека, чем свергнутая ею династия Пехлеви. По словам политического историка Ерванда Абрамяна, «в то время как в период с 1971 по 1979 год было казнено менее 100 политических заключенных , в период с 1981 по 1985 год было казнено более 7900 человек. ... тюремная система была централизована и резко расширена ... Тюремная жизнь резко изменилась. Хуже при Исламской Республике, чем при Пехлеви, пишет, что четыре месяца под руководством [начальника Исламской Республики] Ладжеварди стоили четырёх лет под САВАК. [1] В тюремной литературе эпохи Пехлеви часто встречались слова «скука» и «однообразие». В Исламской Республике это были «страх», «смерть», «террор», «ужас» и чаще всего «кошмар» («кабос»)». [22]
Органы по правам человека и источники информации
[ редактировать ]С момента основания Исламской Республики нарушения прав человека были предметом резолюций и решений Организации Объединенных Наций и ее органов по правам человека, а также Совета Европы , Европейского парламента и Конгресса США . [130] В начале 1980 года Иран стал одной из немногих стран (где условия были достаточно плохими), в которых когда-либо проводилось расследование докладчиком ООН по стране в рамках Секции специальных процедур ООН. Четыре года спустя Комиссия ООН по правам человека назначила специального представителя по Ирану для изучения ситуации с правами человека в стране, и по состоянию на 2001 год эту роль исполняли три человека. Помимо Комиссии ООН, дополнительную информацию о нарушениях прав человека предоставили правозащитные НПО, а также мемуары освобожденных политических заключенных, которые стали доступны в 1990-х годах. [131] По данным Группы по правам меньшинств , в 1985 году Иран стал «четвертой страной в истории Организации Объединенных Наций», которая была включена в повестку дня Генеральной Ассамблеи из-за «серьезности и масштабов этой ситуации с правами человека». [132]
В ответ Исламская Республика не только не выполнила рекомендации по улучшению условий (по данным УВКБ ООН), но и приняла ответные меры «против свидетелей, давших показания экспертам». [133] Комиссия Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) неоднократно принимала резолюции, критикующие нарушения прав человека в отношении религиозных меньшинств Ирана, особенно бахаи. [130] - а также «случаи пыток, забивания камнями как метода казни и наказания, таких как порка и ампутации», в Исламской Республике. [134] [135] и ситуация с объявившим голодовку ( Фархад Мейсами ). [136]
Кроме того, неправительственные правозащитные группы, такие как Human Rights Watch, Amnesty International, Центр по правам человека в Иране , опубликовали отчеты и выразили обеспокоенность по поводу таких вопросов, как обращение с религиозными меньшинствами, условия содержания в тюрьмах, медицинское состояние заключенных, [136] смерть заключенных [134] ( Вахид Саяди Насири ), [137] массовые аресты антиправительственных демонстрантов. [138] Иран имеет опыт плохого обращения с афганскими беженцами и мигрантами. Хьюман Райтс Вотч документирует нарушения, включая физическое насилие, содержание под стражей в антисанитарных и бесчеловечных условиях, принудительную оплату транспорта и проживания в депортационных лагерях, принудительный труд и принудительное разлучение семей. [139]
См. также
[ редактировать ]- Высший совет по правам человека судебной власти Исламской Республики Иран
- Каирская декларация о правах человека в исламе
- Защитники Правозащитного Центра
- Свобода слова в Иране
- Международная кампания за права человека в Иране
- Права ЛГБТ в Иране
- Статус религиозной свободы в Иране
- Права женщин в Иране
- Права человека в Исламской Республике Иран
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ За два с половиной года, с середины 1973 по 1975 год, три полковника США, иранский генерал, сержант и персидский переводчик посольства США были убиты партизанскими группами. [21]
- ↑ Британский дипломат, говорящий по-персидски, отметил, что пропасть между шахом и общественностью теперь непреодолима – как из-за «Черной пятницы», так и из-за пожара в Абадане. [29]
- ↑ В конституцию были внесены поправки почти десять лет спустя, но изменения касались устранения необходимости в том, чтобы Верховным лидером был марджа, избранный народным признанием, и не затрагивали права человека. [44]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д источник: Аноним «Тюрьма и заключение», Моджахед , 174–256 (20 октября 1983 г. - 8 августа 1985 г.).
- ^ «Королевская диктатура Пехлеви — Поиск в Google» . www.google.com .
- ^ Династия Пехлеви: запись из Энциклопедии мира ислама (ред.) Голамали Хаддад Адель, Мохаммад Джафар Эльми, Хасан Тароми-Рад, стр.15
- ^ Эхсан Заррох (Эхсан и Гаейни, М. Рахман). Электронный журнал «Правовая система Ирана и защита прав человека» «Исламское право и право мусульманского мира», юридическая школа Нью-Йорка 3.2 (2009 г.).
- ^ «Кризис прав человека обостряет лица и случаи репрессий Ахмадинежада, 20 сентября 2008 г.» . Иранхуманрайтс.орг. 20 сентября 2008 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Ерванд Абрамян, Признания под пытками: тюрьмы и публичные отречения в современном Иране (Калифорнийский университет), 1999 г.
- ^ Эпоха диктаторов: исследование европейских диктатур, 1918–53 , Д. Г. Уильямсон.
- ^ Ерванд Абрамян, Иран между двумя революциями , (Princeton University Press), 1982, стр. 138
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , 1999, с. 39
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , 1999, с. 41
- ^ Иран между двумя революциями Ерванд Абрамян, с. 186
- ^ История Ирана Элтона Л. Дэниела, 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иран в революции: оппозиционные силы Э. Абрамян – отчеты MERIP
- ^ Абрамян, Ерванд, Исповедь под пытками , (Калифорнийский университет), 1999, стр. 89–90.
- ^ Абрамян, Ерванд (1999). Вымученные признания . Издательство Калифорнийского университета. п. 92. ИСБН 978-0-520-21866-6 . Проверено 18 марта 2011 г.
- ^ Абрамян, Ерванд (1999). Вымученные признания . Издательство Калифорнийского университета. п. 84. ИСБН 978-0-520-21866-6 . Проверено 18 марта 2011 г.
- ^ Фиск. Великая война за цивилизацию , с. 112.
- ^ Барахени, Реза (28 октября 1976 г.). «Террор в Иране» . Нью-Йоркское обозрение книг .
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , с. 101
- ^ Курцман, Чарльз, Немыслимая революция в Иране , издательство Гарвардского университета, 2004, стр.145–46.
- ^ источник: Фишер, Майкл М.Дж., Иран, От религиозного спора к революции , издательство Гарвардского университета, 1980, стр. 128
- ^ Перейти обратно: а б с Абрамян, Исповедь под пытками (1999), стр. 135–36, 167, 169.
- ↑ Вашингтон Пост , 23 марта 1980 г.
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , 1999 с. 114
- ^ Число членов Amnesty International увеличилось с 15 000 в 1969 году до 200 000 к 1979 году.
- Отчет Amnesty International за 1968-69 годы . Международная амнистия. 1969.
- Отчет Amnesty International за 1979 год . Международная амнистия. 1980.
- ^ Кембриджская история Ирана, том 7 , под редакцией У. Уильяма Бейна Фишера, П. Эйвери, GRG Хэмбли, К. Мелвилла, стр. 286
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , с. 119.
- ^ Иранская политика и религиозный модернизм: освободительные движения Ирана ... Хоучанг Э. Чехаби, с. 225
- ^ (источник: Д. Харни, Священник и король: рассказ очевидца иранской революции , (Лондон: Turis, 1999), стр. 25)
- ^ Курцман, Немыслимая революция , (2004), с. 108
- ^ Мойн, Хомейни , (2000), стр. 184–85.
- ^ Тахери, Дух Аллаха , (1985), стр. 182–83.
- ^ Тахери, Дух Аллаха , (1985), стр. 223.
- ^ Э. Баки, «Цифры погибших в революции», Эмруз , 30 июля 2003 г. (цитируется в «Истории современного Ирана» , стр. 160–61).
- ↑ Дж. Гейрас, «Либерализация — главная жертва», The Guardian , 17 сентября 1978 г.
- ^ Бёкес, Иоганн (2020). Фуко в Иране, 1978–1979 гг . АОСИС. п. 53 (примечание 26).
- ^ Аманат, Аббас (2017). Иран: современная история . Издательство Йельского университета. п. 719.
- ↑ «Вопрос чисел». Архивировано 4 августа 2014 г. на Wayback Machine IranVoice.org, 8 августа 2003 г. Рузегар - теперь Сайрус Кадивар.
- ^ Перейти обратно: а б Такер, Спенсер К. (2017). Корни и последствия гражданских войн и революций: конфликты, изменившие мировую историю . АВС-КЛИО. п. 439.
- ^ Фольц, Ричард (2016). Иран в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. п. 108.
- ^ «Конституция» . Исламский парламент Ирана . Парлиран.ир. Архивировано из оригинала 27 октября 2016 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Махмуд Т. Давари (1 октября 2004 г.). Политическая мысль аятоллы Муртазы Мутаххари: иранского теоретика Исламского государства . Рутледж. п. 138. ИСБН 978-1-134-29488-6 .
- ^ Евро (31 октября 2002 г.). Ближний Восток и Северная Африка, 2003 г. Психология Пресс. п. 414. ИСБН 978-1-85743-132-2 .
- ^ «Конституционный фон» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2006 года . Проверено 5 сентября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фрэнсис Фукуяма (28 июля 2009 г.). «Фрэнсис Фукуяма: Конституция Ирана демократична в глубине души - WSJ» . ВСЖ .
- ^ «Детальный анализ Конституции Ирана - Институт мировой политики» . worldpolicy.org . Архивировано из оригинала 6 мая 2014 года . Проверено 16 января 2012 г.
- ^ «Иранская правовая база и международное право» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Проф. доктор Аксель Ченчер, магистр права. «Иран – Конституция» . Servat.unibe.ch . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ «Иран: События 2019 года» . Всемирный доклад 2020. Иран. События 2019 года . 12 декабря 2019 года . Проверено 26 января 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ↑ Иран обещает преследовать «неподобающе» одетых женщин , AFP ( Yahoo! News ), 24 февраля 2007 г., через Wayback Machine.
- ^ Кристиан Мо. «Возвращение к Рефаху: строительство ислама в Страсбурге» (PDF) . Норвежский институт прав человека. Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2008 года.
- ^ Гражданский кодекс Ирана , NATLEX. Проверено 21 августа 2006 г.
- ^ Деган, Саид Камали (5 марта 2015 г.). «Око за око: Иран ослепляет атакующего кислотой» . Хранитель . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Права человека в Иране, 2007 г., MEHR.org, стр. 4,5.
- ^ «Исламский уголовный кодекс Ирана, статья 300» (PDF) . Mehr.org.
- ^ «Женщины выступают против репрессий и запугивания в Иране, 28 февраля 2008 г.» . Amnesty.org. 28 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2013 г. . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Саидзаде, Зара (2 апреля 2020 г.). « Являются ли транс-мужчины самыми мужественными из мужчин?» Гендерные практики, транс-мужественность и марданеги в современном Иране» . Журнал гендерных исследований . 29 (3): 295–309. дои : 10.1080/09589236.2019.1635439 . ISSN 0958-9236 . S2CID 199145725 .
- ↑ Статья 115 Конституции гласит, что они должны принадлежать к «официальной религии страны», которая в других местах описывается как шиизм двунадесятников-джаафари.
- ^ «Бывший депутат-суннит: правительство Рухани неспособно защитить права меньшинств, несмотря на решение Верховного лидера» . Центр по правам человека в Иране . 17 сентября 2017 г. Проверено 26 января 2021 г.
- ^ «Дискриминация религиозных меньшинств в Иране» (PDF) . Международная федерация прав человека . Август 2003 года . Проверено 7 октября 2008 г.
- ^ КАЗЕМЗАДЕ, ФИРУЗ (лето 2000 г.). «Бахаи в Иране: двадцать лет репрессий» . Социальные исследования . 67 (2): 537–558. JSTOR 40971483 . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ «22 мая 2008 г. «Иран «планирует уничтожить общину бахаи»»» . Cnn.com. 22 мая 2008 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ "hrw.org, Иран – ПРАВОВАЯ ОСНОВА" . Hrw.org. 22 мая 1992 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ «Хьюман Райтс Вотч: Религиозные меньшинства в Иране (1997)» . Hrw.org . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ «Статистический центр Ирана: 11. Население по полу и религии (2006)» . Amar.sci.org.ir. Архивировано из оригинала 9 августа 2011 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Иранский ученый приговорен к смертной казни | bbc.co.uk| 7 ноября 2002 г.
- ^ «hrw.org, 9 ноября 2002 г. Иран: смертный приговор академику осужден» . Hrw.org. Архивировано из оригинала 13 ноября 2002 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Тавана, Мохаммад Х. (2014). «Три десятилетия исламского уголовного законодательства в Иране» (PDF) . Электронный журнал исламского и ближневосточного права . 2:33 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ «Иранские активисты борются с казнями детей» . США сегодня .
- ^ «КАЗНЬ ДЕТЕЙ В ИРАНЕ И ЕЕ ЗАКОННОСТЬ ПО ИСЛАМСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ» (PDF) . www.enmcr.net . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Депутат Джона Хауэлла» . johnhowellmp.com . Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 24 марта 2014 г.
- ^ Вулдридж, Майк (9 июля 2010 г.). «Мрачная история Ирана, забившего камнями» . Новости Би-би-си . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ «Резолюция о серьезных и систематических нарушениях прав человека в Иране» . Международная федерация по правам человека . 19 ноября 2019 года . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ «Иран. Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2004 год. Опубликовано Бюро демократии, прав человека и труда» . Государство.gov. 1 января 2004 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ «Иран меняет закон о казнях несовершеннолетних» . Независимая служба новостей Ирана . 10 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 г.
- ^ «Отчет IV за 1999 год. ИРАНСКАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ «Иран: положить конец широкомасштабному подавлению гражданского общества» . Хьюман Райтс Вотч . 7 января 2008 года . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ↑ Интервью с Акбаром Ганджи , Le Monde , 6 июня 2006 г.
- ^ Абрамян, Ерванд, Исповедь под пытками , (1999), стр.209-228.
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , 1999, с. 137
- ^ в фетве начала 1988 года ; Цитируется в Хамиде Алгаре, «Развитие концепции велаят-и факих после Исламской революции в Иране», документе, представленном на Лондонской конференции по вилаяту аль-факих в июне 1988 года [стр. 135–38]
- ↑ Также Рессалат , Тегеран, 7 января 1988 г., Хомейни о том, как законы в Иране будут строго соответствовать совершенному и неизменному божественному закону Бога
- ^ Сахифе Нур (письма и лекции аятоллы Хомейни), том 20, с. 170. цитируется в Ваези, Ахмед (2004). «Владычество Вали Аль-Факиха». Шиитская политическая мысль . Проверено 11 августа 2022 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ↑ Кейхан , 8 января 1988 г.; цитируется в МАЦУНАГА, Ясуюки (2009). «Возвращаясь к доктрине вилаята аль-Факих (Велаят-э Факих)» аятоллы Хомейни . Восток . XLIV : 81, 87 . Проверено 5 августа 2022 г.
- ^ Майер, Энн Элизабет (лето – осень 1996 г.). «Исламские права или права человека: иранская дилемма» . Иранские исследования . 29 (3/4): 269–270. дои : 10.1080/00210869608701851 . JSTOR 4310998 . Проверено 6 сентября 2022 г.
- ^ «Султан последних дней, власть и политика в Иране» Акбара ГанджиИз журнала Foreign Relations , ноябрь/декабрь 2008 г.
- ^ Мойн , стр. 208.
- ^ Бахаш, Правление аятолл (1984), с. 61.
- ^ Макки , с. 291
- ^ Эксуорси, Майкл (2013). Революционный Иран: История Исламской Республики . Издательство Оксфордского университета. п. 148. ИСБН 978-0190468965 .
- ^ Ширази , с. 51.
- ^ Мойн , стр. 219–20.
- ^ Кайхан , 20.8.78–21.8.78, `цитируется по Ширази , с. 51, также New York Times, 8 августа 1979 г.
- ↑ Источник: Письмо Amnesty International Шаулю Бахашу от 6 июля 1982 г. Цитируется по Бахашу , стр. 111
- ^ Бахаш , с. 111
- ^ Абрамян, Ерванд, История современного Ирана , издательство Колумбийского университета, 2008, стр.181.
- ^ «Мандаты Рабочей группы по насильственным или недобровольным исчезновениям; ...» Управление Верховного комиссара по правам человека . 3 сентября 2020 г. Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Сциолино, Персидские зеркала , 2000, с. 241
- ^ Перейти обратно: а б «Убийство трех писателей-повстанцев превращает надежду в страх в Иране» , Дуглас Джел, The New York Times , 14 декабря 1998 г., стр. А6
- ^ Джон Пайк (5 февраля 2001 г.). «Репортаж РСЕ/РС по Ирану. 5 февраля 2001 г.» . Globalsecurity.org . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ «Отчеты о правах человека | CODIR» . Проверено 3 декабря 2019 г.
- ^ «Человек по имени Саид Эмани» . Iranterror.com. Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ «Хатами и миф о реформах в Иране» . Washingtoninstitute.org . Проверено 3 декабря 2019 г.
- ^ «Принципиальные люди», The Economist . Лондон: 21 июля 2007 г. Том. 384, вып. 8538; п. 5
- ^ «Иран увольняет начальников полиции из-за подавления студенческих протестов» . CNN . Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 года.
- ↑ Отчет за 2001 г., Исламская Республика Иран. Архивировано 4 октября 2014 г. в Wayback Machine , Amnesty International.
- ^ Перейти обратно: а б Райт, Робин (15 января 2020 г.). «Гнев и боль, разжигающие протесты Ирана» . Журнал «Нью-Йоркер» . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б ".hrw.org/world-report/2020/country-chapters/iran "Всемирный доклад 2020. Иран. События 2019 года» . Хьюман Райтс Вотч . Дата обращения 2 февраля 2021 .
- ^ «Иран: События 2020 года» . Всемирный доклад 2021. События в Иране 2020 года . 15 декабря 2020 г. Проверено 2 февраля 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ "Министр внутренних дел Ирана заявляет, что в ходе ноябрьских протестов погибло более 200 человек" . BBC News фарси (на персидском языке) . Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ «Специальный репортаж: лидер Ирана приказал подавить беспорядки: «Сделайте все возможное, чтобы положить им конец» » . 23 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2019 года . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ ".hrw.org/world-report/2018/country-chapters/iran "Всемирный доклад 2018. Иран. События 2017 года» . Хьюман Райтс Вотч . Дата обращения 2 февраля 2021 .
- ^ ".hrw.org/world-report/2019/country-chapters/iran "Всемирный доклад 2019. Иран. События 2018 года» . Хьюман Райтс Вотч . Дата обращения 2 февраля 2021 .
- ^ «Новые протесты вспыхивают в университетах Ирана и курдском регионе» . Хранитель. 6 ноября 2022 г. Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ «Протесты в Иране: убито по меньшей мере 448 человек» . Права человека Ирана. 29 ноября 2022 г.
- ^ «Иранские законодатели требуют сурового наказания для «мятежников» в условиях бушующих протестов» . Рейтер . 6 ноября 2022 г. Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Генеральная Ассамблея ООН. 39-я сессия. Третий комитет. 65-е заседание состоялось 7 декабря 1984 года в 15:00 в Нью-Йорке. А/С.3/39/SR.65. цитируется Луизой Марией Гонтовской, «Нарушения прав человека в соответствии с шариатом», Сравнительное исследование Королевства Саудовская Аравия и Исламской Республики Иран , май 2005 г., стр. 4
- ^ « У Ирана лучшие показатели в области прав человека в мусульманском мире», цитирую Али Акбара Салехи» . Тегеран Таймс . Архивировано из оригинала 14 июля 2012 года . Проверено 23 октября 2016 г.
- ^ «Исламский мир призывают выступить против прав человека в западном стиле Тегеран, 15 мая» . .irna.com. Архивировано из оригинала 10 октября 2008 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ «Права человека в Иране полностью соблюдаются: глава судебной власти Тегерана, 10 апреля» . .irna.com. Архивировано из оригинала 12 апреля 2008 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Джон Пайк (3 мая 2004 г.). «Отчет по Ирану, Еженедельный обзор событий в Иране и связанных с ним, 3 мая 2004 г.» . Globalsecurity.org . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тегеран Таймс. Министр иностранных дел Манучехр Моттаки раскритиковал дискриминацию мусульманских меньшинств в западных странах. 6 марта 2008 года .
- ^ «Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад об угрозе нападения США и международной критике ситуации с правами человека в Иране» . сайт демократии сейчас .
- ^ cnn.com, Иранский лидер раскритиковал «высокомерные» державы в обращении к ООН, 25 сентября 2007 г. Это было воспринято как «завуалированная, но безошибочная критика Соединенных Штатов», чрезвычайная интерпретация и внутреннее наблюдение в соответствии с Законом США «ПАТРИОТ» :
- ^ Молави, Афшин, Душа Ирана , Нортон, (2005), с. 296
- ^ Сциолино, Элейн, Персидские зеркала: неуловимое лицо Ирана , Free Press, 2000, 2005, стр. 247
- ^ «Султан последних дней, власть и политика в Иране» Акбара Ганджи, Foreign Policy , ноябрь/декабрь 2008 г.
- ^ Салли Э. Мерри, Нью-Йоркский университет, статья «Политика прав женщин в Иране» Арзу Осанлоо , доступ 30 июня 2009 г.
- ^ Мажд, Аятолла просит отличаться , 2008, стр.183
- ^ Перейти обратно: а б Аффольтер, Фридрих В. (2005). «Призрак идеологического геноцида: бахаи Ирана» (PDF) . Военные преступления, геноцид и преступления против человечества . 1 (1): 59–89. Архивировано из оригинала (PDF) 14 января 2010 года . Проверено 22 октября 2016 г. .
- ^ Афшари, Реза (2001). Права человека в Иране: злоупотребление культурным релятивизмом . Издательство Пенсильванского университета. стр. xvii–xx. ISBN 9780812221398 .
- ^ Купер, Р. (1995). Бахаи Ирана: Отчет Группы по правам меньшинств 51 . Лондон, Великобритания: The Minority Rights Group LTD.
- ^ «Обзор прав человека, 2005 г.» . Хьюман Райтс Вотч. 31 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2010 г. Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Принята канадская резолюция по правам человека против Ирана» . Канадская радиовещательная корпорация.
- ^ «Ассамблея ООН упрекает Иран за права человека. БЕННИ АВНИ, собственный корреспондент газеты Sun | 21 ноября 2007 г.» . Nysun.com. 21 ноября 2007 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Эксперты ООН призывают Иран гарантировать права задержанных активистов» . Радио Свобода . 30 ноября 2018 г.
- ^ «Иран: расследовать подозрительные случаи смерти в заключении, освободить активистов» . 13 февраля 2018 г.
- ^ «2018 год войдет в историю как год позора Ирана» . Международная амнистия . 24 января 2019 г.
- ^ «Иран: афганские беженцы и мигранты сталкиваются с насилием | Хьюман Райтс Вотч» . 20 ноября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Абрамян, Ерванд (1999). Признания под пытками: тюрьмы и публичные отречения в современном Иране . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21866-3 .
- Эбади, Ширин; Азаде Моавени (2006). Пробуждение Ирана: воспоминания о революции и надежде . Случайный дом. ISBN 1-4000-6470-8 .
- Мойн, Бакер (2000). Хомейни: Жизнь аятоллы . Книги Томаса Данна. ISBN 0-312-26490-9 .
- Сциолино, Элейн (2000). Персидские зеркала: неуловимое лицо Ирана . Свободная пресса. ISBN 0-684-86290-5 .
- Тахери, Амир (1985). Дух Аллаха . Адлер и Адлер. ISBN 0-09-160320-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- — Нам приказано раздавить вас. Расширение репрессий против инакомыслия в Иране. Архивировано 2 марта 2012 г. на выставке Wayback Machine Amnesty International 2012.
- Иран: права человека в центре внимания в 30-ю годовщину Исламской революции , 5 февраля 2009 г.
- Отчет Amnesty International по Ирану за 2010 г.
- «REALITE-ЕС: Нарушения прав человека и пытки в Иране, 2009 г.» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 15 марта 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Права человека Ирана
- Обеспокоенность Amnesty International по поводу Ирана
- «Международный отчет за 2005 год» . Архивировано из оригинала 13 марта 2007 года . Проверено 15 марта 2015 г.
- Freedom House: Свобода в мире. Страновой доклад: Иран.
- Freedom House: Отчет о свободе прессы за 2010 год: Иран. Архивировано 9 ноября 2011 года в Wayback Machine.
- Freedom House: Свобода в сети, 2011 г.: Иран
- Хьюман Райтс Вотч – Иранские документы
- События Хьюман Райтс Вотч в Иране
- Отчет Хьюман Райтс Вотч за 2005 г. Архивировано 4 августа 2010 г. в Wayback Machine.
- Иранская хартия прав и свобод
- Различные новости о правах человека в Иране Фокус
- «Нарушения свободы слова в Иране» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2007 года . Проверено 15 марта 2015 г. , ИФЕКС
- «Нарушения прав человека иранских азербайджанских турок» . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 15 марта 2015 г. [ нужна проверка ]
- Газета Guardian – Специальный репортаж – Смерть подростка
- Иранский центр документации по правам человека
- Фонд содействия правам человека и демократии в Иране
- Перевод Исламского уголовного кодекса Ирана Миссия по установлению прав человека в Иране (MEHR Иран)
- Перевод Гражданского кодекса Ирана компанией Alavi and Associates