Jump to content

Права человека в Бутане

Права человека в Бутане закреплены в статье 7 его Конституции . [1] Королевское правительство Бутана подтвердило свою приверженность «пользованию всеми правами человека» как неотъемлемой части достижения «валового национального счастья» (ВНС); уникальный принцип, к которому стремится Бутан, в отличие от мер, основанных на бюджете, таких как ВВП . [2]

На практике ситуация с правами человека в Бутане подвергалась критике за обращение с народом Лхотшампа , многие из которых стали беженцами в Непале , а также за неспособность поддержать свободу религии . [3]

В 2022 году Freedom House оценила права человека в Бутане на 61 балл из 100 (частично бесплатно). [4]

[ редактировать ]

Права согласно Конституции

[ редактировать ]

Бутана Конституция была принята в 2008 году и только после этого она трансформировалась из абсолютной монархии в демократическую конституционную монархию . [5] Статья 7 Конституции устанавливает многочисленные права, в том числе «многие из основных прав человека, закрепленных в международных конвенциях», которые считаются «необходимыми для развития человеческой личности и полной реализации человеческого потенциала». [6] «Основные права», установленные в статье 7, включают:

Другими классами защищаемых прав являются трудовые права , [15] право голоса , [16] и права интеллектуальной собственности . [17] Конституция также запрещает пытки и «жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание», включая смертную казнь. [18] Заключительные положения статьи 7 закрепляют право на неприкосновенность частной жизни только в отношении произвольного или незаконного вмешательства, защищают от произвольного ареста и обеспечивают право на юридическое представительство, а также право предпринимать судебные разбирательства для обеспечения соблюдения прав, предусмотренных статьей 7. [19] Хотя большинство прав, гарантированных статьей 7, предоставляются «всем лицам» или людям «в пределах Бутана», некоторые права явно зарезервированы за гражданами Бутана, такие как свобода слова, мысли, религии, передвижения и собраний, а также права на информацию. , голосование, собственность и трудовые права. [1]

Статья 8 Конституции определяет «соответствующие основные обязанности». [20] Важные положения включают статьи 8.3 и 8.5. [20] Статья 8.3 гласит, что каждый гражданин Бутана обязан «воспитывать толерантность, взаимное уважение и дух братства среди всего народа Бутана, преодолевая религиозные, языковые, региональные или групповые различия». [21] Статья 8.5 гласит, что люди «не должны терпеть или участвовать в действиях, причиняющих вред, пытках или убийствах других людей, терроризме, жестоком обращении с женщинами, детьми или любыми другими людьми, и должны принимать необходимые меры для предотвращения таких действий». [22]

Международные обязательства

[ редактировать ]

Хотя Конституция Бутана была разработана так, чтобы отразить различные основные права человека, защищаемые международными конвенциями, сам Бутан не подписал и не ратифицировал многие ключевые международные договоры, затрагивающие права человека, включая Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный пакт об экономических и политических правах. Социальные и культурные права (МПЭСКП). [23] Бутан является участником Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) и Конвенции о правах ребенка КПР (КПР), а также первых двух факультативных протоколов . [23] Бутан также подписал, хотя и не ратифицировал, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД) и Конвенцию о правах инвалидов (КПИ). [23]

Бутан вступил в Организацию Объединенных Наций в 1971 году. [24] Поэтому он подвергся универсальному периодическому обзору (УПО), пройдя на данный момент два цикла; сначала в 2009 году, а затем в 2014 году. [25] [26]

Валовое национальное счастье

[ редактировать ]

В своем национальном докладе по первому циклу УПО королевское правительство Бутана заявило, что осуществление всех прав человека необходимо для достижения ВНС, «которому оно также глубоко привержено». [27] Сообщалось, что ВНС создало «рамки для защиты, поощрения и интеграции прав человека в ткань бутанского общества». [28] Эта связь между ВНС и правами человека в Бутане была подтверждена в его национальном докладе по второму циклу, в котором Бутан заключил, заявив, что социальные и экономические права «отражены в его концепции развития ВНС». [29]

Концепция ВНС была впервые сформулирована четвертым королем Бутана Джигме Сингье Вангчуком в 1972 году. [30] Концепция развития, вместо использования «традиционных показателей, основанных на доходе», фокусируется на счастье людей и его максимизации через призму стремлений, духовности и культуры. [28] У GNH есть четыре «столпа». Они есть: [30]

  • Содействие справедливому и устойчивому социально-экономическому развитию
  • Сохранение и популяризация культурных ценностей
  • Сохранение окружающей среды
  • Установление хорошего управления

Первый национальный доклад Бутана, представленный УПО, прямо связал эти основные принципы с правами человека, которые, по его словам, воплощены в них. [28] Утверждается, что первый столп представляет собой экономические права, гарантируя, что «нынешнее развитие не ставит под угрозу право на развитие будущих поколений... и чтобы каждый человек в стране получал выгоду от деятельности в области развития». [28] Утверждается, что второй столп защищает культурные права и отражает недискриминационный характер Бутана. [28]

Проблемы прав человека

[ редактировать ]

Дискриминация Лхотшампа

[ редактировать ]

Лхотшампа — разнородный бутанский народ непальского происхождения , исторически населявший южные регионы Бутана. [31] Непальцы, которые впоследствии стали лхотшампа, или «южанами», начали эмигрировать из Непала в Бутан в конце 19 века. [32] К концу 1980-х годов правительство Бутана признало 28% населения Лхотшампой, хотя по неофициальным оценкам, эта цифра достигает 40%, а также считается, что только 15% были законными жителями. [33] Численность населения Лхотшампа стала очевидна в ходе переписи 1988 года. [34]

Впоследствии этническая напряженность в Бутане усилилась: многие Лхотшампа были заклеймены как нелегальные иммигранты, законы о гражданстве были усилены новыми мерами, и упор был сделан на «тибетскую бутанскую культуру, вызывающую антагонизм [] непальского меньшинства». [34] С этой целью от Лхотшампа стали требовать соответствия во многих отношениях. В 1989 году непальский язык был запрещен к использованию в школах. [34] В том же году традиционный бутанский дресс-код, Дриглам Намжа , был введен в действие среди широкой публики, избегая любого традиционного непальского «костюма», который в противном случае могли бы носить Лхотшампа. [35]

Жестокие волнения и антиправительственные протесты произошли в 1990 году на юге Бутана в ответ на реализованную «политику бутанизации». [34] [36] Это «восстание» было встречено «репрессиями» со стороны правительства, включая закрытие 66 школ на юге Бутана. [2] [37] а также «преследования, аресты и поджоги домов [Лхотшампы]». [38] В конце 1990 года беженцы Лхотшампы начали прибывать в Непал. [39] вынуждены покинуть Бутан правительством после того, как были «произвольно лишены гражданства». [2] [40] [41] [42] К 1995 году 86 000 Лхотшампа получили статус беженцев в Непале, что составляло примерно одну шестую тогдашнего населения Бутана, составлявшего 509 000 человек. [36] [43]

Безуспешные переговоры между Непалом и Бутаном относительно статуса бутанских беженцев, в частности относительно желания Непала добиться их репатриации, проводились в 1993, 1996 и 2001 годах. [34] [36] К 2009 году около 111 000 лхотшампа проживали в лагерях беженцев в Непале, когда началась «программа переселения в третьи страны», в результате которой было переселено 88 770 бутанских беженцев, в том числе 75 000 в Соединенных Штатах . [40] [2] По состоянию на сентябрь 2015 года 10 000 лхотшампа остаются в лагерях беженцев в Непале, находящихся под надзором Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). [41]

Ситуация с беженцами в Бутане была охарактеризована Amnesty International как «один из самых затяжных и забытых кризисов беженцев в мире». [42] возможные пути разрешения «кризиса» продолжают подниматься в отчете рабочей группы по второму циклу УПО Бутана. [44] Правительство Бутана постоянно откладывает реализацию процесса, с помощью которого бутанские беженцы, оставшиеся в Непале, могут быть идентифицированы и репатриированы. [41] Многие из лхотшампа, оставшихся в Бутане, не являются гражданами или пользуются лишь ограниченными гражданскими правами, поскольку существуют категории гражданства, которые влияют на их возможность получить паспорт или проголосовать. [2]

То, является ли человек гражданином, также может повлиять на то, какие основные права ему предоставлены в соответствии с Конституцией. [1] Конституцию Бутана также критиковали за то, что она неадекватно определяет и защищает права «говорящих на непальском языке» (лхотшампа). [45]

Государственный департамент США в своем докладе о соблюдении прав человека в Бутане за 2015 год отметил, что имеются неподтвержденные сообщения о продолжающейся дискриминации в отношении лхотшампа, которая не позволяет им получить допуски, необходимые для работы на государственных должностях, поступить в высшие учебные заведения и получить лицензии, необходимые для работы в правительстве. заниматься частным бизнесом. [46] В этом отчете также отмечается, что, по данным НПО, неизвестное количество Лхотшампа на юге Бутана были лицами без гражданства , у которых впоследствии возникли проблемы с доступом к государственному здравоохранению, трудоустройству, образованию, проездным документам, а также с владением бизнесом. [47]

Религиозная свобода

[ редактировать ]

Статья 7.4 Конституции Бутана гласит: «Гражданин Бутана имеет право на свободу мысли, совести и религии. Никто не может быть принужден принадлежать к другой вере посредством принуждения или побуждения». [9] Статья 8.3 возлагает на граждан соответствующую обязанность «воспитывать толерантность, взаимное уважение и дух братства среди всего народа Бутана, преодолевая религиозные… различия». [48] Статья 3 Конституции признает буддизм «духовным наследием Бутана», но при этом предусматривает, что король является «защитником всех религий в Бутане». [49]

75% приблизительного населения Бутана, составляющего 733 000 человек, практикуют буддизм Друкпа Кагью или Ньингмапа , которые являются формами буддизма Махаяны . [50] Индусы составляют 22% населения Бутана, христиане около 0,5%, или от 2 000 до 25 000 человек. [51] и мусульмане только 0,2%. [52] Закон о религиозных организациях 2007 года предусматривает создание религиозных групп. [2] и все религиозные группы должны быть зарегистрированы правительством. [50] Регистрация определяется Комиссией по религиозным организациям, которая обязана гарантировать, что религиозные учреждения продвигают духовное наследие страны путем «развития общества, «укорененного в буддийском духе»». [53]

Были признаны только буддийские группы и одна индуистская «зонтичная организация», тогда как другие группы, утверждающие, что их заявления были проигнорированы. [50] В результате только буддистским и индуистским группам по закону разрешено проводить публичные религиозные собрания, хотя представителям других конфессий «иногда» разрешалось совершать богослужения в частном порядке. [50] Отсутствие христианской регистрации также препятствует наличию «христианских могильников,... церковных зданий и... книжных магазинов» в Бутане. [53] [2]

Условия, предъявляемые к религиозному поклонению в Бутане, заставили некоторых утверждать, что неясно, является ли там законным исповедание христианства, отмечая, что эта «двусмысленность привела к преследованию меньшинства со стороны чиновников». [2] Один анонимный бутанский пастор описал обращение с ними как с христианами «второго сорта». [2] В марте 2014 года два бутанских пастора, Тандин Вангьял и М.Б. Тапа, были задержаны на 49 дней, освобождены, а затем в сентябре того же года оштрафованы и приговорены к тюремному заключению. [53] Они были осуждены по законам, касающимся нелицензионных собраний и несанкционированного получения иностранных средств; активисты утверждают, что их преследовали за евангелическую деятельность и обвинили в сборе несанкционированных денег для организаций гражданского общества, а также в публичном показе христианского музыкального клипа, который, по их утверждениям, был снят на улице, на частной территории. [53] Тандин Вангьял был приговорен к четырем годам тюремного заключения, но был освобожден под залог после уплаты штрафа в размере 744 долларов США и обжаловал свое дело, а МБ Тапа был приговорен к двум с половиной годам тюремного заключения, от которого он был освобожден после уплаты штрафа в размере 1630 долларов США. (НАС). [54]

Есть сообщения о преференциальном отношении правительства к буддистам и буддизму, включая предоставление финансовой поддержки строительству буддийских храмов и святынь, а также монахам и монастырям. [55] Также существует сильное общественное давление, оказываемое на людей с целью сохранения буддийских верований и традиций, а также сообщается о случаях, когда детям-небуддистам отказывали в приеме в школы, а религиозные меньшинства подвергались словесным преследованиям со стороны буддистов. [56] Ограничения Бутана на свободу религии, а также необходимость посещения Бутана Специальным докладчиком по вопросам свободы религии или убеждений были подняты в качестве проблем во втором цикле УПО в Бутане. [57]

В 2022 году Freedom House оценила свободу вероисповедания в Бутане на 2 балла из 4. [58] отметив, что конституция защищает свободу религии, но местные власти, как известно, преследуют небуддистов, и люди испытывают давление, заставляя их участвовать в буддийских церемониях и практиках.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вишал Арора, «Права человека в Бутане опровергают утверждения о «счастье»» (25 апреля 2014 г.) The Diplomat.
  3. ^ Бюро демократии, прав человека и труда, Отчеты о правах человека за 2011 г.: Бутан (Государственный департамент США, май 2012 г.), стр. 1.
  4. ^ Freedom House, отчет за 2022 год.
  5. ^ Национальное собрание Бутана, «Конституция Бутана» , nab.gov.bt.
  6. Королевский суд, Путеводитель по Конституции Бутана. Архивировано 16 декабря 2014 г. в Wayback Machine (судебная система Бутана), 15–16.
  7. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.1.
  8. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.2.
  9. ^ Перейти обратно: а б Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.4.
  10. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.5.
  11. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.7.
  12. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статьи 7.9, 7.14.
  13. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.12.
  14. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.15.
  15. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статьи 7.8, 7.10, 7.11.
  16. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.6.
  17. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.13.
  18. ^ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статьи 7.17-7.18.
  19. ^ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статьи 7.19-7.21, 7.23.
  20. ^ Перейти обратно: а б Королевский суд, Путеводитель по Конституции Бутана. Архивировано 16 декабря 2014 г. в Wayback Machine (судебная система Бутана) в 16.
  21. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 8.3.
  22. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 8.5.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, «Статус ратификации Бутана» , ohchr.org.
  24. ^ Организация Объединенных Наций, «Государства-члены» , un.org.
  25. ^ Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, «Универсальный периодический обзор - Бутан» (2009) ohchr.org
  26. ^ Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, «Универсальный периодический обзор, второй цикл - Бутан» (2014) ohchr.org
  27. ^ Бутан, Национальный отчет A/HRC/WG.6/6/BTN/1 (2009), стр. 23.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и Бутан, Национальный доклад A/HRC/WG.6/6/BTN/1 (2009), стр. 8.
  29. ^ Бутан, Национальный отчет A/HRC/WG.6/19/BTN/1 (2014), стр. 22-23.
  30. ^ Перейти обратно: а б Прахлад Шехават, «Переосмысление прогресса: отчет с конференции «Валовое национальное счастье» в Бутане» (22 января 2009 г.) «Инновации в политике».
  31. ^ Майкл Хатт Недостойные граждане: культура, государственность и бегство беженцев из Бутана (Oxford University Press, Нью-Дели, 2005), стр. 61–63, 91–92.
  32. ^ Майкл Хатт Недостойные граждане: культура, государственность и бегство беженцев из Бутана (Oxford University Press, Нью-Дели, 2005), стр. 58-61.
  33. ^ Андреа Матлес Савада Непал и Бутан: страноведение (3-е изд., Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, 1993) на 274-275.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и BBC, «Профиль Бутана - Хронология» (20 мая 2015 г.).
  35. ^ Майкл Хатт Недостойные граждане: культура, государственность и бегство беженцев из Бутана (Oxford University Press, Нью-Дели, 2005), стр. 170-172.
  36. ^ Перейти обратно: а б с Проект «Меньшинства в опасности», «Хронология лхотшампа в Бутане» (2004 г.) refworld.org – УВКБ ООН.
  37. ^ Майкл Хатт Недостойные граждане: культура, государственность и бегство беженцев из Бутана (Oxford University Press, Нью-Дели, 2005), стр. 220-221.
  38. Билл Фрелик, «Для беженцев Бутана нет места лучше дома» (30 марта 2011 г.) Global Post/Human Rights Watch.
  39. ^ Майкл Хатт Недостойные граждане: культура, государственность и бегство беженцев из Бутана (Oxford University Press, Нью-Дели, 2005) на 256.
  40. ^ Перейти обратно: а б Александр Казелла, «Непал наконец отмахивается от беженцев» (15 декабря 2009 г.) Asia Times.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Бюро демократии, прав человека и труда, Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2015 год: Бутан (Государственный департамент США, 2015), стр. 7.
  42. ^ Перейти обратно: а б Amnesty International, «Права человека в Бутане» , amnestyusa.org.
  43. ^ Отдел народонаселения, Мировые демографические перспективы: Редакция 2015 года, Том I: Комплексные таблицы (Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, 2015) на 20.
  44. ^ Отчет Рабочей группы по универсальному периодическому обзору - Бутан A/HRC/27/8 (2014) на 5-6, 9-12, 22, 24.
  45. ^ Центр документации беженцев (Ирландия), «Бутан: обращение властей с этническими непальцами в Бутане» (14 августа 2009 г.) refworld.org - УВКБ ООН.
  46. ^ Бюро демократии, прав человека и труда, Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2015 год: Бутан (Государственный департамент США, 2015), стр. 8.
  47. ^ Бюро демократии, прав человека и труда, Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2015 год: Бутан (Государственный департамент США, 2015), стр. 9.
  48. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 8.3.
  49. Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 3.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о свободе вероисповедания в мире за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014 г.), стр. 1.
  51. ^ Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о международной религиозной свободе за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014), стр. 2-3.
  52. ^ Исследовательский центр Pew, «Глобальный религиозный ландшафт: религиозный состав по странам» (2010) pewforum.org.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о международной религиозной свободе за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014 г.), стр. 3.
  54. ^ Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о международной религиозной свободе за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014), стр. 3-4.
  55. ^ Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о международной религиозной свободе за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014), стр. 4.
  56. ^ Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о международной религиозной свободе за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014), стр. 5.
  57. ^ Отчет Рабочей группы по универсальному периодическому обзору - Бутан A/HRC/27/8 (2014) на 7, 11, 22-24.
  58. Freedom House, дата обращения 25 апреля 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb4f5b7d4af2067cdc0f87f3924f7616__1717796940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/16/cb4f5b7d4af2067cdc0f87f3924f7616.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Human rights in Bhutan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)