Права человека в Бутане
Права человека в Бутане закреплены в статье 7 его Конституции . [1] Королевское правительство Бутана подтвердило свою приверженность «пользованию всеми правами человека» как неотъемлемой части достижения «валового национального счастья» (ВНС); уникальный принцип, к которому стремится Бутан, в отличие от мер, основанных на бюджете, таких как ВВП . [2]
На практике ситуация с правами человека в Бутане подвергалась критике за обращение с народом Лхотшампа , многие из которых стали беженцами в Непале , а также за неспособность поддержать свободу религии . [3]
В 2022 году Freedom House оценила права человека в Бутане на 61 балл из 100 (частично бесплатно). [4]
Правовая база
[ редактировать ]Права согласно Конституции
[ редактировать ]Бутана Конституция была принята в 2008 году и только после этого она трансформировалась из абсолютной монархии в демократическую конституционную монархию . [5] Статья 7 Конституции устанавливает многочисленные права, в том числе «многие из основных прав человека, закрепленных в международных конвенциях», которые считаются «необходимыми для развития человеческой личности и полной реализации человеческого потенциала». [6] «Основные права», установленные в статье 7, включают:
- Жизнь , свобода и безопасность ; [7]
- Свобода слова ; [8]
- Свобода мысли и религии; [9]
- Свобода прессы ; [10]
- Свобода передвижения и проживания в Бутане; [11]
- Свойство ; [12]
- Свобода собраний и ассоциаций ; [13]
- Свобода от дискриминации по признаку расы, пола, языка, религии, политики или другого статуса. [14]
Другими классами защищаемых прав являются трудовые права , [15] право голоса , [16] и права интеллектуальной собственности . [17] Конституция также запрещает пытки и «жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание», включая смертную казнь. [18] Заключительные положения статьи 7 закрепляют право на неприкосновенность частной жизни только в отношении произвольного или незаконного вмешательства, защищают от произвольного ареста и обеспечивают право на юридическое представительство, а также право предпринимать судебные разбирательства для обеспечения соблюдения прав, предусмотренных статьей 7. [19] Хотя большинство прав, гарантированных статьей 7, предоставляются «всем лицам» или людям «в пределах Бутана», некоторые права явно зарезервированы за гражданами Бутана, такие как свобода слова, мысли, религии, передвижения и собраний, а также права на информацию. , голосование, собственность и трудовые права. [1]
Статья 8 Конституции определяет «соответствующие основные обязанности». [20] Важные положения включают статьи 8.3 и 8.5. [20] Статья 8.3 гласит, что каждый гражданин Бутана обязан «воспитывать толерантность, взаимное уважение и дух братства среди всего народа Бутана, преодолевая религиозные, языковые, региональные или групповые различия». [21] Статья 8.5 гласит, что люди «не должны терпеть или участвовать в действиях, причиняющих вред, пытках или убийствах других людей, терроризме, жестоком обращении с женщинами, детьми или любыми другими людьми, и должны принимать необходимые меры для предотвращения таких действий». [22]
Международные обязательства
[ редактировать ]Хотя Конституция Бутана была разработана так, чтобы отразить различные основные права человека, защищаемые международными конвенциями, сам Бутан не подписал и не ратифицировал многие ключевые международные договоры, затрагивающие права человека, включая Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный пакт об экономических и политических правах. Социальные и культурные права (МПЭСКП). [23] Бутан является участником Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) и Конвенции о правах ребенка КПР (КПР), а также первых двух факультативных протоколов . [23] Бутан также подписал, хотя и не ратифицировал, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД) и Конвенцию о правах инвалидов (КПИ). [23]
Бутан вступил в Организацию Объединенных Наций в 1971 году. [24] Поэтому он подвергся универсальному периодическому обзору (УПО), пройдя на данный момент два цикла; сначала в 2009 году, а затем в 2014 году. [25] [26]
Валовое национальное счастье
[ редактировать ]В своем национальном докладе по первому циклу УПО королевское правительство Бутана заявило, что осуществление всех прав человека необходимо для достижения ВНС, «которому оно также глубоко привержено». [27] Сообщалось, что ВНС создало «рамки для защиты, поощрения и интеграции прав человека в ткань бутанского общества». [28] Эта связь между ВНС и правами человека в Бутане была подтверждена в его национальном докладе по второму циклу, в котором Бутан заключил, заявив, что социальные и экономические права «отражены в его концепции развития ВНС». [29]
Концепция ВНС была впервые сформулирована четвертым королем Бутана Джигме Сингье Вангчуком в 1972 году. [30] Концепция развития, вместо использования «традиционных показателей, основанных на доходе», фокусируется на счастье людей и его максимизации через призму стремлений, духовности и культуры. [28] У GNH есть четыре «столпа». Они есть: [30]
- Содействие справедливому и устойчивому социально-экономическому развитию
- Сохранение и популяризация культурных ценностей
- Сохранение окружающей среды
- Установление хорошего управления
Первый национальный доклад Бутана, представленный УПО, прямо связал эти основные принципы с правами человека, которые, по его словам, воплощены в них. [28] Утверждается, что первый столп представляет собой экономические права, гарантируя, что «нынешнее развитие не ставит под угрозу право на развитие будущих поколений... и чтобы каждый человек в стране получал выгоду от деятельности в области развития». [28] Утверждается, что второй столп защищает культурные права и отражает недискриминационный характер Бутана. [28]
Проблемы прав человека
[ редактировать ]Дискриминация Лхотшампа
[ редактировать ]Лхотшампа — разнородный бутанский народ непальского происхождения , исторически населявший южные регионы Бутана. [31] Непальцы, которые впоследствии стали лхотшампа, или «южанами», начали эмигрировать из Непала в Бутан в конце 19 века. [32] К концу 1980-х годов правительство Бутана признало 28% населения Лхотшампой, хотя по неофициальным оценкам, эта цифра достигает 40%, а также считается, что только 15% были законными жителями. [33] Численность населения Лхотшампа стала очевидна в ходе переписи 1988 года. [34]
Впоследствии этническая напряженность в Бутане усилилась: многие Лхотшампа были заклеймены как нелегальные иммигранты, законы о гражданстве были усилены новыми мерами, и упор был сделан на «тибетскую бутанскую культуру, вызывающую антагонизм [] непальского меньшинства». [34] С этой целью от Лхотшампа стали требовать соответствия во многих отношениях. В 1989 году непальский язык был запрещен к использованию в школах. [34] В том же году традиционный бутанский дресс-код, Дриглам Намжа , был введен в действие среди широкой публики, избегая любого традиционного непальского «костюма», который в противном случае могли бы носить Лхотшампа. [35]
Жестокие волнения и антиправительственные протесты произошли в 1990 году на юге Бутана в ответ на реализованную «политику бутанизации». [34] [36] Это «восстание» было встречено «репрессиями» со стороны правительства, включая закрытие 66 школ на юге Бутана. [2] [37] а также «преследования, аресты и поджоги домов [Лхотшампы]». [38] В конце 1990 года беженцы Лхотшампы начали прибывать в Непал. [39] вынуждены покинуть Бутан правительством после того, как были «произвольно лишены гражданства». [2] [40] [41] [42] К 1995 году 86 000 Лхотшампа получили статус беженцев в Непале, что составляло примерно одну шестую тогдашнего населения Бутана, составлявшего 509 000 человек. [36] [43]
Безуспешные переговоры между Непалом и Бутаном относительно статуса бутанских беженцев, в частности относительно желания Непала добиться их репатриации, проводились в 1993, 1996 и 2001 годах. [34] [36] К 2009 году около 111 000 лхотшампа проживали в лагерях беженцев в Непале, когда началась «программа переселения в третьи страны», в результате которой было переселено 88 770 бутанских беженцев, в том числе 75 000 в Соединенных Штатах . [40] [2] По состоянию на сентябрь 2015 года 10 000 лхотшампа остаются в лагерях беженцев в Непале, находящихся под надзором Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). [41]
Ситуация с беженцами в Бутане была охарактеризована Amnesty International как «один из самых затяжных и забытых кризисов беженцев в мире». [42] возможные пути разрешения «кризиса» продолжают подниматься в отчете рабочей группы по второму циклу УПО Бутана. [44] Правительство Бутана постоянно откладывает реализацию процесса, с помощью которого бутанские беженцы, оставшиеся в Непале, могут быть идентифицированы и репатриированы. [41] Многие из лхотшампа, оставшихся в Бутане, не являются гражданами или пользуются лишь ограниченными гражданскими правами, поскольку существуют категории гражданства, которые влияют на их возможность получить паспорт или проголосовать. [2]
То, является ли человек гражданином, также может повлиять на то, какие основные права ему предоставлены в соответствии с Конституцией. [1] Конституцию Бутана также критиковали за то, что она неадекватно определяет и защищает права «говорящих на непальском языке» (лхотшампа). [45]
Государственный департамент США в своем докладе о соблюдении прав человека в Бутане за 2015 год отметил, что имеются неподтвержденные сообщения о продолжающейся дискриминации в отношении лхотшампа, которая не позволяет им получить допуски, необходимые для работы на государственных должностях, поступить в высшие учебные заведения и получить лицензии, необходимые для работы в правительстве. заниматься частным бизнесом. [46] В этом отчете также отмечается, что, по данным НПО, неизвестное количество Лхотшампа на юге Бутана были лицами без гражданства , у которых впоследствии возникли проблемы с доступом к государственному здравоохранению, трудоустройству, образованию, проездным документам, а также с владением бизнесом. [47]
Религиозная свобода
[ редактировать ]Статья 7.4 Конституции Бутана гласит: «Гражданин Бутана имеет право на свободу мысли, совести и религии. Никто не может быть принужден принадлежать к другой вере посредством принуждения или побуждения». [9] Статья 8.3 возлагает на граждан соответствующую обязанность «воспитывать толерантность, взаимное уважение и дух братства среди всего народа Бутана, преодолевая религиозные… различия». [48] Статья 3 Конституции признает буддизм «духовным наследием Бутана», но при этом предусматривает, что король является «защитником всех религий в Бутане». [49]
75% приблизительного населения Бутана, составляющего 733 000 человек, практикуют буддизм Друкпа Кагью или Ньингмапа , которые являются формами буддизма Махаяны . [50] Индусы составляют 22% населения Бутана, христиане около 0,5%, или от 2 000 до 25 000 человек. [51] и мусульмане только 0,2%. [52] Закон о религиозных организациях 2007 года предусматривает создание религиозных групп. [2] и все религиозные группы должны быть зарегистрированы правительством. [50] Регистрация определяется Комиссией по религиозным организациям, которая обязана гарантировать, что религиозные учреждения продвигают духовное наследие страны путем «развития общества, «укорененного в буддийском духе»». [53]
Были признаны только буддийские группы и одна индуистская «зонтичная организация», тогда как другие группы, утверждающие, что их заявления были проигнорированы. [50] В результате только буддистским и индуистским группам по закону разрешено проводить публичные религиозные собрания, хотя представителям других конфессий «иногда» разрешалось совершать богослужения в частном порядке. [50] Отсутствие христианской регистрации также препятствует наличию «христианских могильников,... церковных зданий и... книжных магазинов» в Бутане. [53] [2]
Условия, предъявляемые к религиозному поклонению в Бутане, заставили некоторых утверждать, что неясно, является ли там законным исповедание христианства, отмечая, что эта «двусмысленность привела к преследованию меньшинства со стороны чиновников». [2] Один анонимный бутанский пастор описал обращение с ними как с христианами «второго сорта». [2] В марте 2014 года два бутанских пастора, Тандин Вангьял и М.Б. Тапа, были задержаны на 49 дней, освобождены, а затем в сентябре того же года оштрафованы и приговорены к тюремному заключению. [53] Они были осуждены по законам, касающимся нелицензионных собраний и несанкционированного получения иностранных средств; активисты утверждают, что их преследовали за евангелическую деятельность и обвинили в сборе несанкционированных денег для организаций гражданского общества, а также в публичном показе христианского музыкального клипа, который, по их утверждениям, был снят на улице, на частной территории. [53] Тандин Вангьял был приговорен к четырем годам тюремного заключения, но был освобожден под залог после уплаты штрафа в размере 744 долларов США и обжаловал свое дело, а МБ Тапа был приговорен к двум с половиной годам тюремного заключения, от которого он был освобожден после уплаты штрафа в размере 1630 долларов США. (НАС). [54]
Есть сообщения о преференциальном отношении правительства к буддистам и буддизму, включая предоставление финансовой поддержки строительству буддийских храмов и святынь, а также монахам и монастырям. [55] Также существует сильное общественное давление, оказываемое на людей с целью сохранения буддийских верований и традиций, а также сообщается о случаях, когда детям-небуддистам отказывали в приеме в школы, а религиозные меньшинства подвергались словесным преследованиям со стороны буддистов. [56] Ограничения Бутана на свободу религии, а также необходимость посещения Бутана Специальным докладчиком по вопросам свободы религии или убеждений были подняты в качестве проблем во втором цикле УПО в Бутане. [57]
В 2022 году Freedom House оценила свободу вероисповедания в Бутане на 2 балла из 4. [58] отметив, что конституция защищает свободу религии, но местные власти, как известно, преследуют небуддистов, и люди испытывают давление, заставляя их участвовать в буддийских церемониях и практиках.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вишал Арора, «Права человека в Бутане опровергают утверждения о «счастье»» (25 апреля 2014 г.) The Diplomat.
- ^ Бюро демократии, прав человека и труда, Отчеты о правах человека за 2011 г.: Бутан (Государственный департамент США, май 2012 г.), стр. 1.
- ^ Freedom House, отчет за 2022 год.
- ^ Национальное собрание Бутана, «Конституция Бутана» , nab.gov.bt.
- ↑ Королевский суд, Путеводитель по Конституции Бутана. Архивировано 16 декабря 2014 г. в Wayback Machine (судебная система Бутана), 15–16.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.1.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.2.
- ^ Перейти обратно: а б Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.4.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.5.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.7.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статьи 7.9, 7.14.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.12.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.15.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статьи 7.8, 7.10, 7.11.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.6.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 7.13.
- ^ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статьи 7.17-7.18.
- ^ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статьи 7.19-7.21, 7.23.
- ^ Перейти обратно: а б Королевский суд, Путеводитель по Конституции Бутана. Архивировано 16 декабря 2014 г. в Wayback Machine (судебная система Бутана) в 16.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 8.3.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 8.5.
- ^ Перейти обратно: а б с Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, «Статус ратификации Бутана» , ohchr.org.
- ^ Организация Объединенных Наций, «Государства-члены» , un.org.
- ^ Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, «Универсальный периодический обзор - Бутан» (2009) ohchr.org
- ^ Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, «Универсальный периодический обзор, второй цикл - Бутан» (2014) ohchr.org
- ^ Бутан, Национальный отчет A/HRC/WG.6/6/BTN/1 (2009), стр. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бутан, Национальный доклад A/HRC/WG.6/6/BTN/1 (2009), стр. 8.
- ^ Бутан, Национальный отчет A/HRC/WG.6/19/BTN/1 (2014), стр. 22-23.
- ^ Перейти обратно: а б Прахлад Шехават, «Переосмысление прогресса: отчет с конференции «Валовое национальное счастье» в Бутане» (22 января 2009 г.) «Инновации в политике».
- ^ Майкл Хатт Недостойные граждане: культура, государственность и бегство беженцев из Бутана (Oxford University Press, Нью-Дели, 2005), стр. 61–63, 91–92.
- ^ Майкл Хатт Недостойные граждане: культура, государственность и бегство беженцев из Бутана (Oxford University Press, Нью-Дели, 2005), стр. 58-61.
- ^ Андреа Матлес Савада Непал и Бутан: страноведение (3-е изд., Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, 1993) на 274-275.
- ^ Перейти обратно: а б с д и BBC, «Профиль Бутана - Хронология» (20 мая 2015 г.).
- ^ Майкл Хатт Недостойные граждане: культура, государственность и бегство беженцев из Бутана (Oxford University Press, Нью-Дели, 2005), стр. 170-172.
- ^ Перейти обратно: а б с Проект «Меньшинства в опасности», «Хронология лхотшампа в Бутане» (2004 г.) refworld.org – УВКБ ООН.
- ^ Майкл Хатт Недостойные граждане: культура, государственность и бегство беженцев из Бутана (Oxford University Press, Нью-Дели, 2005), стр. 220-221.
- ↑ Билл Фрелик, «Для беженцев Бутана нет места лучше дома» (30 марта 2011 г.) Global Post/Human Rights Watch.
- ^ Майкл Хатт Недостойные граждане: культура, государственность и бегство беженцев из Бутана (Oxford University Press, Нью-Дели, 2005) на 256.
- ^ Перейти обратно: а б Александр Казелла, «Непал наконец отмахивается от беженцев» (15 декабря 2009 г.) Asia Times.
- ^ Перейти обратно: а б с Бюро демократии, прав человека и труда, Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2015 год: Бутан (Государственный департамент США, 2015), стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Amnesty International, «Права человека в Бутане» , amnestyusa.org.
- ^ Отдел народонаселения, Мировые демографические перспективы: Редакция 2015 года, Том I: Комплексные таблицы (Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, 2015) на 20.
- ^ Отчет Рабочей группы по универсальному периодическому обзору - Бутан A/HRC/27/8 (2014) на 5-6, 9-12, 22, 24.
- ^ Центр документации беженцев (Ирландия), «Бутан: обращение властей с этническими непальцами в Бутане» (14 августа 2009 г.) refworld.org - УВКБ ООН.
- ^ Бюро демократии, прав человека и труда, Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2015 год: Бутан (Государственный департамент США, 2015), стр. 8.
- ^ Бюро демократии, прав человека и труда, Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2015 год: Бутан (Государственный департамент США, 2015), стр. 9.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 8.3.
- ↑ Конституция Бутана. Архивировано 5 сентября 2014 г. в Wayback Machine , статья 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о свободе вероисповедания в мире за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014 г.), стр. 1.
- ^ Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о международной религиозной свободе за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014), стр. 2-3.
- ^ Исследовательский центр Pew, «Глобальный религиозный ландшафт: религиозный состав по странам» (2010) pewforum.org.
- ^ Перейти обратно: а б с д Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о международной религиозной свободе за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014 г.), стр. 3.
- ^ Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о международной религиозной свободе за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014), стр. 3-4.
- ^ Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о международной религиозной свободе за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014), стр. 4.
- ^ Отчет Бюро демократии, прав человека и труда о международной религиозной свободе за 2014 год: Бутан (Государственный департамент США, 2014), стр. 5.
- ^ Отчет Рабочей группы по универсальному периодическому обзору - Бутан A/HRC/27/8 (2014) на 7, 11, 22-24.
- ↑ Freedom House, дата обращения 25 апреля 2023 г.