Лайап
Общая численность населения | |
---|---|
1,100 (2003) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бутан ( районы Гаса , Пунакха , Тхимпху ) | |
Языки | |
Лаяха , Дзонгкха | |
Религия | |
Буддизм , Молитва ( шаманизм ) | |
Родственные этнические группы | |
Нгалопс , Лопс , Тибетцы |
Лайап пика ( дзонгкха : ལ་ཡཔ་) — коренной народ, населяющий высокие горы на северо-западе Бутана в деревне Лайя , в округе Гаса , на высоте 3850 метров (12630 футов), чуть ниже Цендаганг . Их население в 2003 году составляло 1100 человек. Они говорят на лайакхе , тибето-бирманском языке. [ 1 ] [ 2 ] Лаяпы называют свою родину Бе-юл – «скрытая земля». [ 3 ]
Одеваться
[ редактировать ]Мужчины носят бутанский костюм, который состоит из шелковой или льняной одежды, обычно окрашенной в шафрановый и красный цвета (ср. gho ), женщины носят черные шерстяные куртки, доходящие до щиколоток. Внизу длинных рукавов также можно найти полосу с синим узором.
Религия
[ редактировать ]Лаяпы практикуют смесь бонского и тибетского буддизма . Согласно легенде, деревня Лайя — это место, откуда Нгаванг Намгьял , основатель Бутана, впервые прибыл в страну. [ 3 ]
Особенно уникальной среди лайап является обширная традиция «живых омрачений» ( дзонгкха : соен дреп ), посредством которой ритуально нечистый человек подвергается остракизму от общественной деятельности. Лайяпы избегают «живых омрачений», чтобы не разгневать божеств, а также избежать физических болезней и болезней домашнего скота. К ритуально нечистым действиям относятся рождение, развод и смерть, в том числе смерть лошади. [ 4 ]
Образ жизни
[ редактировать ]Расположенные недалеко от тибетской границы, лайяпы традиционно занимались торговлей. Сегодня это включает в себя контрабанду контрабандных китайских одеял и пластиковых изделий, на которые наложено эмбарго правительством Бутана, но которые пользуются большим спросом у жителей бутанских деревень. [ 3 ] [ 2 ]
Традиционно лайап вели полукочевой образ жизни, разводя яков и дзо , хотя в последнее время в этом районе также можно встретить маленьких пони. Из-за холодной погоды на этой высоте можно сажать мало сельскохозяйственных культур, за исключением некоторых трав. [ 3 ] Лайяпы также традиционно собирают кордицепс , ценные традиционные лекарственные и магические грибы, произрастающие в этом регионе. [ 5 ] В связи с усилением защиты окружающей среды в Бутане, лайяпы и сельские фермеры сталкиваются с большими проблемами в защите своего скота от естественных хищников, особенно от леопардов . [ 6 ] [ 7 ] Люди Лайап также участвуют в тяжелых работах по осушению Торторми , ледникового озера, подверженного затоплению ГЛОФ . [ 8 ] Наводнение представляет собой особенно серьезную угрозу для образа жизни лайяпов, которые сильно зависят от домашнего скота и скудных водных ресурсов. [ 9 ] [ 10 ]
До 1980-х годов лайап жили практически в полной изоляции от мира, за исключением редких посещений Тхимпху или Пунакхи , прогулка по которым занимала пять дней. С нового тысячелетия Лайю посещают туристы со всего мира. Можно увидеть красиво раскрашенные дома, оснащенные солнечными батареями, и строительство новых школ для бедных детей. Большинство жителей теперь могут покинуть деревню зимой и вернуться весной. [ 3 ] Многие лайяпы теперь живут в постоянных поселениях с современными удобствами – от туалетов до мобильных телефонов и телевизоров – благодаря располагаемым доходам от бизнеса и торговли. [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ] Дети Лаяпа все чаще посещают бутанские школы. [ 13 ]
Несмотря на некоторую модернизацию, лайяпы и другие племенные народы Бутана остаются диковинкой для большинства коренного населения, многие из которых ведут гораздо более модернизированный образ жизни. Правительство поощряет гордость среди племенных групп Бутана и приводит их в качестве примера того, как люди успешно живут в гармонии с природой. [ 14 ]
В традиционной культуре лайап случайный секс является обычным явлением и принимается как мужчинами, так и женщинами, неженатыми и женатыми. Как следствие, общины Лайап сталкиваются с огромным риском заражения сифилисом , гонореей и гепатитом B. Хотя презервативы были в некоторой степени доступны, почти ни один лайяп не сообщил о более безопасном сексе в 2009 году, и правительство надеется противостоять этой тенденции. [ 15 ]
Брак и семья
[ редактировать ]Лайяпы известны своей традицией полиандрии , которая практикуется для сохранения семьи и имущества вместе, хотя сейчас этот обычай приходит в упадок. [ 3 ] [ 2 ] У лайяпов также есть традиция детских браков : невестам уже исполнилось 10 лет. Женщины лайап, беседуя со СМИ, ожидают, что увеличение количества школьных занятий среди их дочерей приведет к снижению количества детских браков. Многим женщинам Лайап трудно получить доступ к медицинской помощи во время беременности из-за изолированных поселений и кочевого образа жизни. Одной из главных проблем женщин племени Лайап является дородовой уход. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис, М. Пол, изд. (2009). Лаяха (16 (онлайн) изд.). Даллас, Техас : SIL International . Проверено 26 сентября 2011 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с «Племя – Лайап» . Би-би-си онлайн. 01 мая 2006 г. Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ванди, Кенчо (4 ноября 2003 г.). «Лайя: Не совсем сокровенная земля» . Куэнзель онлайн. Архивировано из оригинала 7 декабря 2003 г. Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ Дема, Таши (25 июля 2009 г.). «Живые осквернения Лайи » . Куэнзель онлайн . Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Дема, Таши (7 июля 2011 г.). «Изменитель жизни горцев» . Куэнзель онлайн. Архивировано из оригинала 7 августа 2011 г. Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ «Проигравшие в конфликте между человеком и дикой природой» . Куэнзель онлайн. 29 сентября 2009 г. Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Тинли, Гайем (28 сентября 2009 г.). «Лаяпы в ярости от леопардов» . Куэнзель онлайн . Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Намгьел, Тензин (10 декабря 2009 г.). «Кусочек адаптационного пирога» . Куэнзель онлайн . Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ламсанг, Тенцинг (8 июня 2009 г.). «Лайя – самый пострадавший дзонгкхаг» . Куэнзель онлайн . Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Дема, Таши (11 августа 2009 г.). «Высоко и сухо в Лайе» . Куэнзель онлайн . Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Тинли, Гайем (10 декабря 2009 г.). «Очистка долины Лайя» . Куэнзель онлайн . Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Лайя Линк Ап» . Куэнзель онлайн. 17 августа 2010 г. Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Гурунг, Эшори (8 марта 2008 г.). «Первый луч надежды» . Бутан Наблюдатель онлайн. Архивировано из оригинала 19 января 2011 г. Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ «За пределами фестиваля горцев» . Куэнзель онлайн. 28 декабря 2009 г. Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Тинли, Гайем (25 сентября 2009 г.). «Лаяпы с высоким риском» . Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Дема, Таши (24 июля 2009 г.). «Дети-невесты Лаи» . Куэнзель онлайн . Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Картинная история – фестиваль Лаяп» . Куэнзель онлайн. 17 июля 2010 г. Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- «Фоторепортаж – Дом Лаяпа, заброшенный на зиму» . Куэнзель онлайн. 11 декабря 2009 г. Проверено 26 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]