Jump to content

Этнические группы в Бутане

населяют многочисленные этнические группы Бутан , но составляют народы нгалоп, говорящие на языке дзонгкха большинство населения Бутана . [1] [2] Бутанцы принадлежат к четырем основным этническим группам, которые сами по себе не обязательно являются исключительными: политически и культурно доминирующие нгалоп в западном и северном Бутане, шарчоп в восточном Бутане, лхотшампа, сосредоточенные в южном Бутане, а также бутанские племена и аборигенные народы, живущие в деревнях. разбросаны по всему Бутану. [3]

Нгалоп (что означает «ранний воскресший» или «первый обращенный» согласно народной этимологии). [4] ) — люди тибетского происхождения, мигрировавшие в Бутан ещё в 9 веке, поэтому в литературе их часто называют «бхоте» (люди Бхутии / Бхотии или Тибета). Нгалоп привнесли в Бутан тибетскую культуру и буддизм и были доминирующим политическим и культурным элементом в современном Бутане. Их язык, дзонгкха, является национальным языком и происходит от древнетибетского языка. Нгалоп доминируют в западном и северном Бутане, включая Тхимпху и регион, где говорят на языке дзонгка. [3] Термин Нгалоп может включать в себя несколько родственных языковых и культурных групп, таких как народ Кхенг и народ Бумтанг .

Шарчоп ( что означает «житель Востока»), Это население смешанного тибетского, южноазиатского и юго-восточноазиатского происхождения, которое в основном проживает в восточных районах Бутана. [5] Ван Дрим (1993) указывает, что шарчоп и близкородственные ему аборигены монпа (менба) являются потомками множественной этнической группы Бутана и основных дотибетских (додзонгкхских) народов этой страны. [4] [6] Шарчоп составляют большую часть населения восточного Бутана. Хотя шарчоп долгое время являлся крупнейшей этнической группой в Бутане, он в значительной степени ассимилировался с тибетско-нгалопской культурой. [3] Большинство шаркопов говорят на тшангле , тибето-бирманском языке. [7] Из-за близости к Индии некоторые говорят на ассамском или хинди . Они традиционно практикуют подсечно-огневое земледелие и чери , сажают сухие рисовые культуры в течение трех или четырех лет, пока почва не истощается, а затем двигаются дальше. [3] но эта практика официально запрещена с 1969 года. [8] [9]

Лхотшампа обычно относят к индуистам . Однако это чрезмерное упрощение, поскольку многие группы, включающие тамангов и гурунгов , в основном являются буддистами ; [10] группы киранти , в которые входят Рай и Лимбу, в основном являются анимистическими последователями Мундхума (последние группы в основном встречаются в восточном Бутане). Их главные фестивали включают Дашаин и Тихар .

Традиционно Лхотшампа занимались в основном оседлым сельским хозяйством, хотя некоторые из них вырубали лесной покров и занимались шери- сельским хозяйством. Самым спорным вопросом в Бутане в 1980-х и начале 1990-х годов было размещение непальского индуистского меньшинства. Правительство традиционно пыталось ограничить иммиграцию и ограничить проживание и работу непальцев южным регионом. Меры по либерализации 1970-х и 1980-х годов поощряли смешанные браки и открывали все больше возможностей для государственной службы. Была разрешена дополнительная миграция внутри страны непальцев в поисках лучшего образования и возможностей для бизнеса. [3] Однако в конце 1980-х и 1990-х годах около 107 000 лхотшампа бежали из Бутана в Непал, опасаясь преследований. [11] Многие бутанские беженцы по-прежнему проживают в УВКБ ООН лагерях беженцев в Непале, хотя многие из них были переселены в третьи страны. [12] [13] [14] [15]

Коренные и племенные группы

[ редактировать ]

Небольшие аборигенные или коренные племенные народы живут в разбросанных деревнях по всему Бутану. Некоторые из них в культурном и языковом отношении являются частью населения Западной Бенгалии или Ассама и приняли индуистскую систему эндогамных групп, ранжированных по иерархии, и практикуют выращивание влажного и сухого риса. В их число входят племена брокпа, лепча и доя , а также потомки рабов , привезенных в Бутан из аналогичных племенных территорий Индии. Общины бывших рабов, как правило, располагались вблизи традиционных населенных пунктов, поскольку именно там их заставляли служить государству. Черной горы, Говорят, что некоторые из них, такие как Монпа представляют аборигенов Бутана, в то время как некоторые, такие как Брокпа, вероятно, первоначально мигрировали из Тибета. Согласно официальной статистике Бутана, в конце 1980-х годов вместе нгалоп, шарчоп и племенные группы составляли до 72 процентов населения. [3] , Однако, по оценкам ЦРУ общая численность населения Нгалоп и Шарчоп составляет около 50 процентов, при этом коренные племена и племена мигрантов составляют 15 процентов – или 65 процентов в целом. [16]

В Бутане также проживало значительное количество современных тибетских беженцев , хотя в стране нет тибетских общин или деревень. В 1987 году общая численность тибетского населения составляла 10 000 человек. Основной приток в 6 000 человек произошел в 1959 году после тибетского восстания 1959 года . Тибетские эмигранты лишь частично интегрировались в бутанское общество. В то время, когда король заболел, возникла проблема, кто унаследует и продолжит линию монархии; сын тибетской королевы или бутанской королевы. Когда конфликт разразился, король тайно отправил свою тибетскую жену и ее семью в Индию. Однако от последствий пришлось пострадать тибетцам в Бутане. Некоторых тибетцев тайно вывели из дома и отправили в тюрьму. Многие из этих людей умерли в тюрьме, а некоторые были отправлены в отдаленные места на долгие годы. Широкая тибетская общественность в Бутане узнала об этом лишь позже. Итак, тибетцы в Бутане попросили отправить их в Индию, где находится их любимый духовный лидер. Видя отсутствие преданности государству со стороны тибетцев, правительство решило в 1979 году выслать в Индию тех, кто отказался от вида на жительство. Тибетцы были разделены на три группы. Индия, после некоторого сопротивления, согласилась на этот шаг и приняла более 3100 тибетцев в период с 1980 по 1985 год. Первые две группы тибетцев были отправлены в Индию и нашли свою собственную общину. Однако третья группа все еще находится в Бутане. У них нет бутанского паспорта, поскольку они были частью группы, которая хотела покинуть Бутан. Однако есть и другие тибетцы, которые имеют вид на жительство в Бутане, потому что они приняли предложение жить в Бутане вместо того, чтобы ехать в Индию. Хотя Бутан традиционно приветствовал беженцев – и все еще принимал нескольких новых, спасавшихся от беспорядков 1989 года в Тибете, – политика правительства в конце 1980-х заключалась в том, чтобы отказывать большему количеству тибетских беженцев. [3]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Южная Азия ::БУТАН» . ЦРУ Всемирная книга фактов. 6 октября 2021 г.
  2. ^ «Языки и этнические группы Бутана» .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Роберт Л. Уорден (сентябрь 1991 г.). Андреа Матлес Савада (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Этнические группы.
  4. ^ Перейти обратно: а б ван Дрим, Джордж Л. (1993). «Языковая политика в Бутане» . Лондон : СОАС . Архивировано из оригинала (PDF) 1 ноября 2010 г. Проверено 18 января 2011 г.
  5. ^ н
  6. ^ ван Дрим, Джордж (2001). Языки Гималаев: Этнолингвистический справочник Большого Гималайского региона . Брилл. п. 915 и последующие
  7. ^ «Языки Бутана» . Этнолог онлайн . Даллас : SIL International . 2006 год . Проверено 18 января 2011 г.
  8. ^ Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Роберт Л. Уорден (сентябрь 1991 г.). Андреа Матлес Савада (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Сельское хозяйство.
  9. ^ «Сменное земледелие в Бутане: постепенный подход к изменению моделей землепользования» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций онлайн . ФАО . 1987 год . Проверено 13 марта 2011 г.
  10. ^ Репуччи, Сара; Уокер, Кристофер (2005). Страны на перепутье: обзор демократического управления . Роуман и Литтлфилд . п. 92. ИСБН  0-7425-4972-0 .
  11. ^ «Первые из 60 тысяч беженцев из Бутана прибывают в США» . CNN . 25 марта 2008 г.
  12. ^ ИРИН (10 ноября 2008 г.). «Непал: Бутанские беженцы находят новую жизнь за пределами лагерей» . УВКБ ООН Refworld . Архивировано из оригинала 8 октября 2012 г. Проверено 26 апреля 2009 г.
  13. ^ Правительство Канады (9 декабря 2008 г.). «Переселение бутанских беженцев – обновленная информация о обязательствах Канады» . Гражданство и иммиграция Канады . Проверено 26 апреля 2009 г.
  14. ^ Шарма, Гопал (7 января 2009 г.). «Более 60 000 бутанских беженцев хотят переселиться – ООН» . Рейтер . Архивировано из оригинала 22 января 2011 г.
  15. ^ «Крупнейший новый дом в США для бутанских беженцев | Столица | ekantipur.com» . Экантипур.com . 14 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 10 июля 2011 г. Проверено 31 декабря 2010 г.
  16. ^ Бутан . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9bddf2b17374b93227761b2dc996d043__1721724480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/43/9bddf2b17374b93227761b2dc996d043.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ethnic groups in Bhutan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)