Иммиграция в Бутан
Иммиграция в Бутан имеет обширную историю и стала одной из самых спорных социальных, политических и юридических проблем страны. Начиная с двадцатого века, законы об иммиграции и гражданстве Бутана были обнародованы как акты королевского правительства, часто по указу Друк Гьялпо по рекомендации остального правительства. Иммиграционная политика и процедуры реализуются Департаментом Lhengye Zhungtshog (Совет министров) Министерства внутренних дел и культуры иммиграции . Первыми современными законами Бутана, касающимися иммиграции и гражданства, были Закон о бутанском гражданстве 1958 года и последующие поправки, внесенные в 1977 году. Закон 1958 года был заменен Законом о бутанском гражданстве 1985 года , который затем был дополнен еще одним Законом об иммиграции в 2007 году. Конституция 2008 года включала некоторые изменения в иммиграционном законодательстве, политике и процедурах Бутана, однако предыдущий закон, не противоречащий Конституции 2008 года, остался неизменным. Современные законы и политика Бутана о гражданстве укрепляют институт бутанской монархии, требуют знания и соблюдения Нгалоп социальные нормы и отражают социальное влияние новейших групп иммигрантов.
Исторический обзор
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что было как минимум пять различных волн миграции людей в Бутан. До того, как тибетцы поселились в Бутане, этот район был населен аборигенами, которых называли « монпа ». Первым свидетельством перемещения людей в Бутан является заселение этого региона тибетскими буддистами , которые полностью обосновались к 600 году нашей эры. Их нынешний автоним - «Нгалоп». [ 1 ]
Вторую волну представляют шарчопы , прибывшие из Бирмы или Ассама где-то в первом тысячелетии. [ 2 ]
Третьей волной миграции людей была волна непальцев и индийцев в качестве ремесленников, рабочих-мигрантов и рабов в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. [ 2 ] [ 3 ]
Четвертая, гораздо меньшая волна тибетцев пришла в Бутан, начиная с 1959 года, за которой последовала пятая иммиграция из Индии и Непала во время проектов развития Бутана в 1960-х годах, несмотря на правительственный запрет в 1958 году. [ 4 ]
Иммиграционное право и политика
[ редактировать ]К концу правления второго короля Джигме Вангчука в 1950-х годах число новых иммигрантов возросло, что вызвало напряженность между королем и семьей Дорджи в Доме Бутана . [ 4 ] : 79–80 Амнистия была объявлена на основании Закона о гражданстве 1958 года – первого современного закона Бутана, касающегося иммиграции и гражданства – для всех тех, кто смог доказать свое присутствие в Бутане в течение как минимум 10 лет до 1958 года. [ 5 ] С другой стороны, правительство также запретило дальнейшую иммиграцию в 1958 году. [ 4 ] Закон был провозглашен Друк Гьялпо королем Джигме Дорджи Вангчуком в рамках серии правовых и социальных реформ в 1958 году, направленных на начало модернизации Бутана, включая отмену рабства . [ 6 ] Закон 1958 года определил бутанское гражданство по отцовской линии и обеспечил базовую основу для процесса натурализации в Бутане. Первоначально заявители, кроме жен граждан Бутана, должны были продемонстрировать десятилетний срок проживания, пятилетний стаж работы в правительстве и право собственности на сельскохозяйственные земли. Закон 1958 года изначально не определял никаких процедурных рамок иммиграции. Это также позволяло королю вносить специальные изменения в закон и оставляло решения в основном на усмотрение короля и правительственных чиновников. [ 5 ]
В 1977 году поправка продлила срок проживания для натурализации до 20 лет (15 лет, если он находится на службе в Бутане), а требование владения сельскохозяйственными землями было отменено. Лишение гражданства как наказание за подстрекательство к мятежу было распространено на соратников и родственников мятежных граждан . Поправка ввела другие требования, такие как знание дзонгкха и соблюдение обычаев Нгалопа . Поправка также ввела процедурные рамки для гражданства и натурализации; а именно, он кодифицировал процедурные требования к регистрации переписи населения и рождениям детей за границей и назначил Министерство внутренних дел государственным органом по надзору за вопросами иммиграции. [ 7 ] Закон 1958 года и поправки 1977 года были заменены Законом о бутанском гражданстве 1985 года , хотя большая часть процедурных рамок, установленных в 1977 году, остается в силе де-юре, поскольку они не были отменены.
После принятия Закона о бутанском гражданстве 1985 года и последующего Закона об иммиграции 2007 года иммиграционная политика и процедуры реализуются Lhengye Zhungtshog ( Совет министров), Министерство внутренних дел и культуры , Департамент иммиграции. [ 8 ] Процедурные гарантии как для натурализации, так и для добросовестного гражданства по-прежнему практически отсутствовали: заявителям могло быть отказано без какой-либо причины, такие решения были окончательными и обязательными, и даже добросовестным гражданам Бутана грозило лишение гражданства за подстрекательство к мятежу . [ 9 ] Размещение и сохранение своего места в национальном реестре переписи населения имеет решающее значение для легитимации и подтверждения своего гражданства. Отнесение государственных служащих к категориям реестров переписи населения, которые варьировались от «истинных бутанцев» до «неграждан: мигранты и нелегальные поселенцы», было произвольным и могло быть произвольно изменено. [ 10 ] В некоторых случаях члены одной семьи относились и продолжают относиться к разным категориям. [ 10 ] только записи, записанные на уровне Дзонгкхаг Более того, действительными считаются (второй по величине); официальные местные записи Dungkhag , Gewog , Chewog или другие записи актов гражданского состояния не принимаются во внимание. [ 7 ] В соответствии с последним Законом об иммиграции 2007 года сотрудникам иммиграционной службы на уровне департамента был предоставлен мандат и предоставлена широкая свобода действий для входа в частные помещения; осматривать документы, людей и вещи; конфисковывать предметы; и арестовывать людей. [ 8 ] Эти офицеры вакцинированы в соответствии с Законом 2007 года за все противоправные действия и бездействие, совершенные добросовестно при исполнении своих обязанностей. [ 8 ]
Иммиграционная политика Бутана, отраженная в законах о гражданстве, может быть охарактеризована как в высшей степени ассимиляционная , требующая знакомства с доминирующей культурой нгалоп и преданности королю Бутана нгалоп . Ее более широкую гражданскую политику по отношению как к иммигрантам, так и к гражданам также можно охарактеризовать как ассимиляционную и, на первый взгляд, инструмент против инакомыслия .
История
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что было как минимум пять различных волн миграции людей в Бутан: две древние и три начиная с 19 века. Эти группы мигрантов в разной степени сформировали бутанское общество, культуру и политику. Они также в той или иной степени ассимилировались с доминирующей тибетско-нгалопской культурой, что является одной из главных проблем современной иммиграционной политики Бутана.
Коренные народы и древние миграции
[ редактировать ]До того, как тибетцы заселили Бутан, большая часть региона была населена аборигенами монпа , практиковавшими шаманскую религию бон . [ 1 ] Самые ранние записи о территории, которую сегодня населяют монпа, указывают на существование королевства, известного как Моньюл или Лхомон, с 500 г. до н.э. по 600 г. н.э. [ 1 ] Моньюл охватывал территории Восточного Бутана, Таванга, Каменга и Южного Тибета. Однако на протяжении всей своей истории он оставался малонаселенным. [ 11 ] К VII веку Моньюл оказался под растущим тибетским политическим и культурным влиянием. [ 1 ] Король Сонгцен Гампо , правивший Тибетом с 627 по 649 годы нашей эры, был ответственным за строительство старейших сохранившихся буддийских храмов Бутана — Кьичу Лхакханг в Паро и Джамбай Лхакханг в Бумтанге .
Считается, что шарчоп (что означает « житель Востока») мигрировал следующим из Ассама или Бирмы в прошлом тысячелетии. [ 2 ] Шарчоп — это собирательный термин для обозначения населения смешанного происхождения из Юго-Восточной Азии и Южной Азии, проживающего в восточных районах Бутана.
Однако несколько других групп коренных народов оставались в значительной степени за пределами тибетских поселений и культурного влияния. Среди них тибетские буддисты лхоп и индуистские народы тото на юго-западе. [ 2 ] На севере тефу, иммигрировавшие из территории, ныне известной как Индия, представляют собой отдельную общину индуистских коче и проживают на севере Бутана. [ 12 ] [ 13 ] Ораоны племенная группа , — говорящая на дравидийском языке, проживающая на юго-западе Бутана. [ 14 ]
В семнадцатом веке тибетский монах-эмигрант друкпа - Нгаванг Намгьял основал теократическое правительство, независимое от политического влияния собственно Тибета, и возник досовременный Бутан. Нгаванг Намгьял прибыл в Бутан в 1616 году в поисках убежища от господства секты Гелугпа во главе с Далай-ламой в Лхасе. Он основал новую базу в западном Бутане, основав монастырь Чери в верховьях долины Тхимпху . В 1627 году он построил Симтокха Дзонг у входа в долину Тхимпху. Из этого дзонга он контролировал движение между мощной долиной Паро на западе и долиной Тронгса на востоке. В битве пяти лам 1634 года Нгаванг Намгьял одержал победу над союзными против него тибетскими и бутанскими силами и первым объединил Бутан в единую страну. Он принял титул шабдрунг , став светским и духовным лидером Бутана при двойной системе правления . Он обнародовал свод законов, Ца Йиг , и построил сеть неприступных дзонгов, систему, которая помогла поставить местных лордов под централизованный контроль и укрепила страну против тибетских вторжений. [ 15 ] Таким образом, более чем 1000-летнее тибетское влияние и миграция в регион привели к образованию Бутана.
Сегодня термин «нгалоп» относится к тем бутанцам древнего тибетского происхождения, которые стали доминировать в Бутане в культурном и политическом отношении. Нгалоп сконцентрированы в западных и центральных долинах Бутана. Они исповедуют в основном тибетский буддизм и говорят на дзонгкха . Шарчоп составляют большую часть населения восточного Бутана. Несмотря на то, что шарчопы долгое время были крупнейшей этнической группой в Бутане, они в значительной степени ассимилировались с тибетско-нгалопской культурой. [ 2 ]
Иммиграция из Непала и Индии
[ редактировать ]С тех пор как Бутан стал независимым государством, наиболее значительные группы иммигрантов были из Непала и Индии. Этих людей все вместе называют Лхотшампа (что означает «южанин»), хотя собирательное имя может представлять собой чрезмерное упрощение из-за разнообразия внутри группы. Первые сообщения о людях непальского происхождения в Бутане относятся примерно к 1620 году, когда Шабдрунг Нгаванг Намгьял поручил неварским мастерам из долины Катманду в Непале сделать серебряную ступу для хранения праха своего отца Темпа Нимы . Невары — этническая группа, отличная от бахунов , тамангов , гурунгов , и раисов образующих общину Лхосампа . [ 16 ]
Следующие небольшие группы непальцев эмигрировали в основном из восточного Непала под эгидой Британской Индии в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. [ 2 ] [ 3 ] Члены многих этнических групп, в том числе предки Лхотшампы. [ 4 ] а другие из Сиккима , Ассама Дуаров и Западной Бенгалии были привезены в Бутан в качестве рабов (институт был упразднен в 1958 году). [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Сезонные мигранты обычно работали в бутанских дуарах и начали селиться в 1880-х годах. [ 20 ] В конце 19 века подрядчики, работающие на правительство Бутана, начали организовывать поселение людей, говорящих на непальском языке, в необитаемых районах южного Бутана, чтобы открыть эти территории для возделывания земли. [ 21 ] Юг вскоре стал основным поставщиком продовольствия в страну. К 1930 году, по данным британских колониальных чиновников, большая часть юга обрабатывалась населением непальского происхождения, численность которого составляла около 60 000 человек. [ 21 ]
Поселение в Бутане большого количества выходцев из Непала произошло впервые в начале 20 века. [ 4 ] : 162–165 Это поселение было поддержано Домом Бутана в Калимпонге с целью сбора налогов для правительства. В 1930-х годах « Бутанский дом» поселил 5000 семей непальских рабочих только в Циранге . В 1940-х годах британский политический чиновник сэр Бэзил Гулд сказал, что, когда он предупредил сэра Раджу Сонама Топгая Дорджи из Бутанского дома о потенциальной опасности позволить такому большому количеству этнических непальцев селиться на юге Бутана, он ответил, что «поскольку они были не зарегистрированных субъектов, они могли быть выселены всякий раз, когда в этом возникала необходимость». [ 22 ] Более того, лхотшампе было запрещено селиться к северу от предгорий субтропиков. [ 4 ] : 30 [ 23 ] : 160–162 Начало непальской иммиграции во многом совпало с политическим развитием Бутана: в 1885 году Друк Гьялпо Угьен Вангчук консолидировал власть после периода гражданских волнений и установил более тесные связи с британцами в Индии . [ 3 ] В 1910 году правительство Бутана подписало договор с британцами в Индии, предоставлявший им контроль над международными отношениями Бутана. [ 3 ] [ 6 ]
Тибетские беженцы в Бутане (1959 г.)
[ редактировать ]В 1959 году Бутан предоставил убежище нескольким тысячам беженцев после того, как китайцы взяли под свой контроль Тибет. [ 6 ] Тибетские беженцы спасались от голода, восстаний, репрессий и преследований во время китайского председателя Мао Цзэдуна «Большого скачка вперед» . По оценкам китайских демографов, беженцами стали 90 000 тибетцев . [ 24 ] Народ Бутана глубоко сочувствовал беженцам и оказал им помощь, насколько это было возможно. [ 25 ] Этим тибетским беженцам, отказавшимся от права вернуться в Тибет, было предоставлено бутанское гражданство, однако большинство заявило властям Бутана, что хотели бы однажды вернуться в Тибет. В результате они остались беженцами. [ 26 ]
В 1981 году многие тибетские беженцы в Бутане решили навсегда переселиться в Индию , и им было разрешено это сделать. Около половины первых тибетских беженцев предпочли остаться в Бутане и продолжили жить в семи поселениях, расположенных по всему Бутану. Семь тибетских поселений в Бутане: Кунфелинг (деревня Карче), Намлинг (деревня Бадгарнанг), Йидмонлинг (деревня Лхонгцо), Раптенлинг, Кунга Рабтенлинг, Келсанглинг и Кунгалинг. [ 25 ] В большинстве поселений есть небольшой монастырь, начальная школа и небольшая поликлиника. [ 25 ]
В 1998 году их было около 1500. [ 27 ] В Бутане проживают тибетцы, а в 2007 году их было около 1883. [ 28 ]
Жизнь тибетских беженцев в Бутане остается относительно трудной. Без допуска к секретной информации, который, как они утверждают, получить практически невозможно, тибетцы не могут получить работу в правительстве, записать своих детей в высшие учебные заведения или получить лицензии на ведение частного бизнеса. Многие обходят это правило, арендуя лицензии на магазины у коренных бутанцев, но это оставляет их в неудобном подвешенном состоянии. [ 26 ]
Иммиграция из Непала и Индии (1959 – настоящее время)
[ редактировать ]Иммигранты из Непала и Индии продолжали въезжать в Бутан в 1960-е годы, когда начались первые современные пятилетние планы Бутана. Как и предыдущих непальских иммигрантов, их стали называть Лхотшампа , что стирало грань между гражданами, законными резидентами и лицами, присутствующими нелегально. [ 4 ]
С 1961 года при поддержке Индии правительство начало плановую деятельность по развитию, состоящую из значительных инфраструктурных проектов. Недовольное желанием Индии привлечь большое количество рабочих из Индии, правительство сначала пыталось доказать свои собственные возможности, настаивая на том, чтобы запланированное шоссе Тхимпху - Пхунчолинг было построено с использованием собственной рабочей силы. Однако импорт рабочих из Индии был неизбежен; большинство бутанцев работали фермерами и не желали браться за крупные инфраструктурные проекты. Таким образом, большинство рабочих в сфере развития и инфраструктуры были непальского происхождения. [ 4 ]
Правительство традиционно пыталось ограничить иммиграцию и ограничить проживание и работу непальцев южным регионом. [ 2 ] Меры по либерализации 1970-х и 1980-х годов поощряли смешанные браки и открывали все больше возможностей для государственной службы. [ 2 ] Правительство разрешило большую внутреннюю миграцию непальцев в поисках лучшего образования и возможностей для бизнеса. [ 2 ] Однако среди непальцев не произошла крупномасштабная ассимиляция с тибетско-нгалопской культурой, как среди других групп.
По оценкам правительства Бутана, к концу 1980-х годов этот показатель составлял 28 процентов. [ 2 ] населения Бутана были непальцами по происхождению, хотя и без различия между более ранними и более поздними иммигрантами. По неофициальным оценкам, численность этнического непальского населения достигает 30–40 процентов, составляя большинство на юге. [ 2 ] Однако число законных постоянных жителей Непала в конце 1980-х годов могло составлять всего лишь 15 процентов от общей численности населения Непала. [ 2 ]
Бутанские беженцы
[ редактировать ]В 1988 году правительственная перепись показала, что население «нгалоп» было очень близко к тому, чтобы стать меньшинством в стране по сравнению с «лхотшампа». Результаты переписи 1988 года побудили правительство принять культурные традиции «нгалоп» в качестве культурных традиций. Национальная норма, направленная на сохранение существующей культуры. В 1989 году правительство Бутана провело реформы, которые непосредственно повлияли на Лхотшампу . Во-первых, оно повысило статус национального дресс-кода Дриглам намжа с рекомендованного до обязательного. обязаны соблюдать дресс-код нгалоп публично в рабочее время. Этот указ вызвал возмущение со стороны лхотшампы, которые выразили жалобы на то, что их заставляют носить одежду большинства нгалоп. [ 29 ] [ 30 ] Во-вторых, правительство исключило непальский язык обучения в школах в пользу дзонгкха , национального языка. [ 6 ] Это оттолкнуло Лхотшампу, многие из которых вообще не знали дзонгкха.
В 1990 году на юге Бутана произошли жестокие этнические волнения и антиправительственные протесты, требовавшие большей демократии и уважения прав меньшинств. [ 6 ] В том же году Народная партия Бутана , членами которой в основном являются Лхотшампа, начала кампанию насилия против правительства Бутана. [ 6 ] После этих беспорядков тысячи людей покинули Бутан. Среди людей, которые были сосланы или бежали, состоят не только люди из «Лхотшампы», но и многие люди из «Нгалоп», которые помогали в насилии против правительства. Многие из них либо вошли в семь лагерей беженцев Непала (20 января 2010 г. в лагерях проживало 85 544 беженца). [ 3 ] ) или работают в Индии. По оценкам Госдепартамента США , около 35 процентов населения Бутана составляют лхотшампа, если считать перемещенных беженцев гражданами. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]- Нелегальная иммиграция в Бутан
- Демография Бутана
- Тибетская диаспора
- Рабство в Бутане
- Бутанские беженцы
- Политика Бутана
- Закон о бутанском гражданстве 1985 года
- Культурная ассимиляция
- Демографическая угроза
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Уорден, Роберт Л.; Савада, Андреа Матлес (редактор) (1991). «Глава 6 - Бутан: историческая обстановка, Бутан. Происхождение и раннее поселение, 600-1600 гг. н. э.». Непал и Бутан: страновые исследования (3-е изд.). Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса США . ISBN 0-8444-0777-1 . Проверено 2 октября 2010 г.
{{cite book}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Уорден, Роберт Л.; Савада, Андреа Матлес (редактор) (1991). «Глава 6 - Бутан: Этнические группы». Непал и Бутан: страновые исследования (3-е изд.). Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса США . ISBN 0-8444-0777-1 . Проверено 2 октября 2010 г.
{{cite book}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж «Справочная информация: Бутан» . Государственный департамент США . 2 февраля 2010 г. Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Синха, Авадхеш Кумар (2001). Гималайское королевство Бутан: традиции, переход и трансформация . Индус Паблишинг. стр. 25, 183, 215, 220–221. ISBN 81-7387-119-1 .
- ^ Jump up to: а б «Закон о гражданстве Бутана, 1958 г.» (PDF) . Правительство Бутана . 1958. Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2011 г. Проверено 23 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Хронология: Бутан» . Новости BBC онлайн. 05 мая 2010 г. Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Закон о предоставлении гражданства Бутана» . УВКБ ООН онлайн. Бутан, национальное законодательство . Правительство Бутана . 1977 год . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Закон об иммиграции Королевства Бутан, 2007 г.» (PDF) . Правительство Бутана . 05.01.2007 . Проверено 1 января 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Закон о гражданстве Бутана 1985 года» . УВКБ ООН Refworld онлайн. Бутан: Национальное законодательство. «Закон о гражданстве 1985 года» . Правительство Бутана . 1985 год . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Люди: Лхотшампа, оставшиеся в Бутане: уязвимая группа людей» . Бутанские беженцы: история забытого народа. Архивировано из оригинала 15 августа 2010 г. Проверено 3 октября 2010 г.
- ^ Китайский исследовательский центр (1989). Отчет Китая . Китайский учебный центр. стр. 104–5.
- ^ Колиг, Э.; Анхелес, ВСМ; Вонг, С. (2009). Идентичность на перекрестке цивилизаций: этническая принадлежность, национализм и глобализм в Азии . Издательство Амстердамского университета. п. 59. ИСБН 9789089641274 . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ Шоттли, Дж.; Митра, СК; Вольф, С. (2015). Политический и экономический словарь Южной Азии . Тейлор и Фрэнсис. п. 80. ИСБН 9781135355760 . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ Пунцо, К. (2013). История Бутана . Издательство Random House India Pvt. Ограничено. ISBN 9788184004113 . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ Уорден, Роберт Л.; Савада, Андреа Матлес (редактор) (1991). «Глава 6 - Бутан: Теократическое правительство, 1616–1907 гг. Консолидация и поражение тибетских вторжений, 1616–51 гг.». Непал и Бутан: страновые исследования (3-е изд.). Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса США . ISBN 0-8444-0777-1 . Проверено 6 октября 2010 г.
{{cite book}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Арис, Майкл (1979). Бутан: Ранняя история Гималайского королевства . Арис и Филлипс. п. 344. ИСБН 978-0-85668-199-8 .
- ^ Лабх, Капилешвар (1974). Индия и Бутан . Исследования по истории и политике Азии. Том. 1. Публикации Синдху. п. 70.
- ^ Карлссон, Б.Г. (2000). Оспариваемая принадлежность: борьба коренных народов за лес и идентичность в субгималайской Бенгалии . Психология Пресс. стр. 70–71. ISBN 0-7007-1179-1 .
- ^ Кумар, Дхарма; Райчаудхури, Тапан (1987). ок.1200 – ок.1750 . Кембриджская экономическая история Индии. Том. 1. Архив КУБКА. ISBN 0-521-22692-9 .
- ^ Синха, AC (1 мая 2008 г.). «Лхотшампа, Мадхеси, Непамул» . Дарджилинг Таймс онлайн . Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Предпосылка и история: поселение южных бутанцев» . Бутанские беженцы: история забытого народа. Архивировано из оригинала 10 октября 2010 г. Проверено 3 октября 2010 г.
- ^ Датта-Рэй, Сундана К. (1984). Разбить и захватить: Аннексия Сиккима . Издательство Викас. п. 51. ИСБН 0-7069-2509-2 .
- ^ Сибаджи Пратим Басу, изд. (2009). Бегущие люди Южной Азии: избранное из журнала Refugee Watch . Гимн Пресс Индия. ISBN 978-81-905835-7-2 .
- ^ Хао, Ян (март 2000 г.). «Тибетское население в Китае: новый взгляд на мифы и факты» (PDF) . Азиатская этническая принадлежность, Том 1, № 1 . п. 24.
- ^ Jump up to: а б с «Тибетские поселения в Бутане» . Центральная тибетская администрация . 2010 . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Денайер, Саймон (1 апреля 2008 г.). «В Бутане тибетские беженцы жаждут присоединиться к протестам» . Рейтер . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Палджор, Церинг (30 апреля 2007 г.). Текущая ситуация тибетских беженцев в изгнании . Ежегодная конференция Географической ассоциации - Университет Дерби , 12–14 апреля 2007 г. Географическая ассоциация . п. 9. Архивировано из оригинала (PPT) 19 июля 2011 года . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ «Тибет в изгнании» . Центральная тибетская администрация . 2000 . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ «Профиль страны – Бутан: земля, застывшая во времени» . Новости BBC онлайн. 9 февраля 1998 г. Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ «Профиль страны Бутана» . Новости BBC онлайн. 05 мая 2010 г. Проверено 1 октября 2010 г.