Лхотчампа
Лхосампа южная граница | |
---|---|
![]() | |
Общая численность населения | |
242,000 [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Религия | |
(Меньшинство) | |
Родственные этнические группы | |
Индоарийцы : Бахун , Чхетри , народ Хас , народ Невар Тибет-Бирман : Неварцы , киратцы |
Лхотшампа или Лхотсампа ( непальский : लहोत्साम्पा ; тибетский : མཚམས་པ་ , Уайли : lho-mtshams-pa ) люди — разнородный бутанский народ непальского ལྷོ་ происхождения. [ 5 ] по состоянию на 2008 год лхотшампа составляли около 35% населения Бутана По оценкам Государственного департамента США, . [ 6 ] Лхотшампа преимущественно индуисты и говорят на непальском языке . [ 7 ]
Люди непальского происхождения начали селиться в необитаемых районах южного Бутана в 19 веке. [ 8 ] Термин «Лхотшампа», что на языке дзонгкха означает «жители южных границ» , начал использоваться бутанским государством во второй половине двадцатого века для обозначения населения непальского происхождения на юге страны. [ 9 ] К 1990-м годам более 100 000 лхотшампа были насильственно перемещены и выселены из Бутана. [ 10 ]
После перемещения в результате государственной этнической чистки и проживания в лагерях беженцев в восточных частях Непала, начиная с 2007 года, большинство бутанских беженцев были переселены в различные страны, такие как США , Канада , Австралия , США. Королевство и другие европейские страны . По состоянию на 2021 год [update]Численность лхотшампа в Непале значительно ниже, чем в США и других странах, куда они расселились. [ 11 ] [ не удалось пройти проверку ]
История
[ редактировать ]Ранняя иммиграция
[ редактировать ]Первые небольшие группы непальцев эмигрировали в основном из восточного Непала под эгидой Великобритании в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. [ 12 ] Начало непальской иммиграции во многом совпало с политическим развитием Бутана: в 1885 году Друк Гьялпо Угьен Вангчук консолидировал власть после периода гражданских волнений и установил более тесные связи с британцами в Индии .
В 1910 году правительство Бутана подписало договор с британцами в Индии, предоставлявший им контроль над международными отношениями Бутана. [ 13 ] Настоящие иммигранты зарегистрировались и поселились через агента из Калимпонга , Раджу Угена Дорджи и (сына) Раджу Сонама Тогбая Дорджи, которые начали свою деятельность во времена правления второго и третьего королей. Иммигранты из Непала и Индии продолжали въезжать в Бутан, и их рост увеличился с 1960-х годов, когда начался первый современный пятилетний план Бутана, многие из которых прибыли в качестве строителей.
1960-е-настоящее время
[ редактировать ]Правительство традиционно пыталось ограничить иммиграцию и ограничить проживание и работу непальцев южным регионом. [ 12 ] Меры по либерализации 1970-х и 1980-х годов поощряли смешанные браки и предоставляли все больше возможностей для государственной службы. [ 12 ] Правительство разрешило большую внутреннюю миграцию непальцев в поисках лучшего образования и возможностей для бизнеса. [ 12 ]
В 1980-х и 1990-х годах самым спорным вопросом в Бутане в 1980-х и начале 1990-х годов было размещение непальского индуистского меньшинства. [ 12 ] В 1988 году правительственная перепись населения переклассифицировала людей непальского происхождения в категорию нелегальных иммигрантов . Местные лидеры Лхотшампы ответили антиправительственными протестами с требованием предоставления гражданства и нанесением ущерба правительственным учреждениям. [ 14 ]
В 1989 году правительство Бутана провело реформы, которые напрямую затронули Лхотшампу. Во-первых, он повысил статус национального дресс-кода Дриглам намжа с рекомендованного до обязательного. Все граждане, включая Лхотшампу, были обязаны соблюдать дресс-код в общественных местах в рабочее время. Этот указ вызвал возмущение со стороны Лхотшампа, которые жаловались на то, что их заставляли носить одежду большинства нгалонгов . [ 15 ] [ 16 ] Во-вторых, правительство лишило непальский язык преподавания в школах в пользу дзонгкха , национального языка. [ 13 ] Это оттолкнуло Лхотшампу, многие из которых вообще не знали дзонгкха.
изгнание
[ редактировать ]С конца 1980-х годов более 100 000 лхотшампа были вынуждены покинуть Бутан , обвиненные правительством в том, что они являются нелегальными иностранцами. В период с 1988 по 1993 год тысячи других покинули страну, ссылаясь на этнические и политические репрессии.
В интервью Calcutta Statesman в 1992 году министр иностранных дел Бутана Дава Церинг заявил, что увеличение непальского населения страны приведет к тому, что страна станет «еще одним Сиккимом и Дарджилингом ». [ 17 ]
В 1990 году жестокие этнические волнения и антиправительственные протесты на юге Бутана требовали большей демократии и уважения прав меньшинств . [ 13 ] В том же году Народная партия Бутана , членами которой в основном являются Лхотшампа, начала кампанию насилия против правительства Бутана. [ 13 ] После этих беспорядков тысячи людей покинули Бутан. Билл Фрелик из Хьюман Райтс Вотч сообщил, что силы государственной безопасности насильно выселили этнических лхотшампа из их домов и заставили их отказаться от гражданства. Беженец рассказал, что:
«Армия вывела всех людей из домов... Когда мы покинули Бутан, нас заставили подписать документ. Они сфотографировали нас. Мужчина велел мне улыбнуться, показать зубы. Он хотел показать, что я покинул свою страну добровольно и счастливо, что меня не заставили уехать» [ 18 ]
Многие из них либо прибыли в семь лагерей беженцев Непала (20 января 2010 года в лагерях проживало 85 544 беженца), либо работают в Индии. По оценкам Госдепартамента США на 2008 год, около 35% населения Бутана составляют лхотшампа. [ 6 ]
Культура
[ редактировать ]Традиционно Лхотшампа занимались в основном оседлым сельским хозяйством, хотя некоторые из них вырубали лесной покров и вели шери , а также подсечно-огневое земледелие. [ 12 ] Лхотшампа обычно относят к индуистам . Однако это чрезмерное упрощение, поскольку многие группы, включая Таманг и Гурунг , в основном являются буддистами ; [ 19 ] группы киранти , в которые входят Рай и Лимбу, в основном являются анимистическими последователями Мундхума (последние группы в основном встречаются в восточном Бутане). Независимо от того, являются ли они индуистами или тибетскими буддистами , большинство из них воздерживаются от говядины, особенно те, кто принадлежит к ортодоксальным классам и являются вегетарианцами . Их главные фестивали включают Дашаин и Тихар .
Язык
[ редактировать ]
Лхотшампа говорят на непальском как на своем родном языке. Самчи , Чиранг и Гейлегпхуг — южные дзонгкхаги , в которых проживает большая община Лхотшампа, где большинство людей говорят на непальском языке. На юге Бутана в школах преподавали непальский язык, и в этих районах на нем говорили и писали. Однако ситуация изменилась в 1980-е годы, когда произошел расовый конфликт между непальцами в Бутане и бутанцами . С тех пор непальский язык преподается только дома, и он стал разговорным языком в Бутане. Таким образом, некоторые говорящие на непальском языке из южного Бутана не умеют читать и писать на непальском языке. В настоящее время непальский язык является первым языком для большинства жителей южного Бутана, и большинство людей используют его дома. Кроме того, непальский язык чаще всего используется в школе вне занятий.
Непальский язык в Бутане отличается в сельской местности и в Тхимпху. Кроме того, некоторые непальские слова используются в Бутане иначе, чем непальские в Непале.
Словарные различия
[ редактировать ]Непальские слова в Бутане и Непале
[ редактировать ]Английский | Непальский в Бутане (Лхотшамка) | Непальский в Непале |
---|---|---|
Брат | Определенный | Дай/Даджу |
Грязный | уровень | Фор/Майла |
Дверь | Дайло | Дхока/Дайло |
Может быть | Женщина | Керау/Матар |
Магазин | Закон | статья/Докан |
Бросать | Фаг | фал/фиак |
Овощной | овощи | Таркари/Сабджи |
Транспортное средство | Годы | Мотоцикл/Гади |
Ждать | Пархи | паркхи/парха |
Окно | Хиркей | Джхьял |
Известные Лхосампас
[ редактировать ]- Возьмем, к примеру, Натха Ризала , бутанского политика.
- Индра Адхикари , журналист
- Мангала Шарма , активистка за права человека и женщин
- Хираньямайи Лама , политик
- Локнатх Шарма , политик
- Джай Бир Рай , политик
- Диллирам Шарма Ачарья , бутанский поэт на непальском языке
- Бирен Баснет , футболист
- Харе Баснет , футболист
- Хемлал Бхаттрай , футболист
- Мой Бхаттрай, футболист
- Дхан Бахадур Бисва , футболист
- Динеш Чхетри , футболист
- Гурунг Дэй , футболист
- Карун Гурунг , футболист
- Ман Бахадур Гурунг , футболист
- Пуспалал Шарма , футболист
- Диваш Субба , футболист
- Анджу Гурунг , игрок в женский крикет
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Население Лхотшампа в Бутане» . УВКБ ООН . 2004. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 года . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Адельман, Ховард (2008). Затянувшееся перемещение населения в Азии: нет места, которое можно было бы назвать домом . Издательство Эшгейт . ISBN 978-0-7546-7238-8 .
- ^ Фрелик, Билл (1 февраля 2008 г.). «Этническая чистка Бутана» . Нью Стейтсмен , Хьюман Райтс Вотч . Проверено 3 октября 2010 г.
- ^ Мишра, Видхьяпати (28 июня 2013 г.). «Бутан — это не Шангри-Ла» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 сентября 2014 г.
- ^
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Уорден, Роберт Л. (1991). Савада, Андреа Матлес (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Бутан - Этнические группы.
- ^ Jump up to: а б «Бутан (08.10)» . Государственный департамент США . Проверено 14 марта 2016 г.
- ^ « Мы не хотим снова быть беженцами»: Информационный документ HRW для четырнадцатой встречи министерского комитета Бутана и Непала: II. Предыстория» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 12 июня 2024 г.
Бутан является домом для трех основных этнических групп: правящие нгалонги живут на западе, говорят на дзонгкха и исповедуют буддизм; восточные сарчопы говорят на языке цангла и исповедуют буддизм; а южные лхотшампы говорят на непальском языке и в основном индуисты.
- ^ «Предпосылка и история: поселение южных бутанцев» . Бутанские беженцы: история забытого народа. Архивировано из оригинала 10 октября 2010 года . Проверено 3 октября 2010 г.
- ^ Нельсон, Эндрю; Стам, Кэтрин (11 августа 2021 г.). «Бутанцы или непальцы? Политика двусмысленности этнонимов» . Южная Азия: Журнал исследований Южной Азии . 44 (4): 772–789. дои : 10.1080/00856401.2021.1951460 . Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Римал, Прасанша (3 февраля 2022 г.). «Позор Бутана: почему мир должен продолжать помнить об изгнании этнических непальцев» . Рекорд . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Арис, Майкл (1979). Бутан: Ранняя история Гималайского королевства . Арис и Филлипс. п. 344. ИСБН 978-0-85668-199-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уорден, Роберт Л.; Савада, Андреа М. (1991). «Глава 6: Бутан – Этнические группы» . Непал и Бутан: страновые исследования (3-е изд.). Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса США . стр. 424 . ISBN 0-8444-0777-1 . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Хронология: Бутан» . Новости BBC онлайн. 5 мая 2010 года . Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ «Справочная информация: Бутан» . Архив Государственного департамента США. Октябрь 2008 года . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ «Профиль страны – Бутан: земля, застывшая во времени» . Новости BBC онлайн. 9 февраля 1998 года . Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ «Профиль страны Бутана» . Новости BBC онлайн. 5 мая 2010 года . Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ Франц, Т. (1 июля 1992 г.). «Дракон кусает свой хвост» . Химал из Южной Азии . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Фрелик, Билл (1 февраля 2008 г.). «Этническая чистка в Бутане | Хьюман Райтс Вотч» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Репуччи, Сара; Уокер, Кристофер (2005). Страны на перепутье: обзор демократического управления . Роуман и Литтлфилд . п. 92. ИСБН 0-7425-4972-0 .