Jump to content

Люди лимбу

Лимбу, Яктунг, Субба
ᤕᤠᤰᤌᤢᤱ
Лимон
Limbu people celebrating chasok tangnam
   Непал 414 704 [1]
 Индия 100 550 [2]
Сикким 53,703 (2011) [3]
Западная Бенгалия 46,847 (2011) [4]
Языки
Язык лимбу , письменность лимбу , ᤕᤰᤌᤢᤱ ᤐᤠᤴ
Религия
Большинство: киратизм (81%)
Меньшинство: индуизм (14%), христианство (5%) [5]
Родственные этнические группы

Лимбу этнолингвистическая ( экзоним ) / Яктунг ( эндоним ) или ( Лимбу : ᤕᤠᤰᤌᤢᤱ) — тибето-бирманская группа, обитающая в гималайском регионе восточного Непала , Сиккима , Ассама , Нагаленда , северной части Западной Бенгалии и западного Бутана . [6] [7] [8]

Первоначальное название лимбу — Яктунг ( ᤕᤠᤰᤌᤢᤱ ) или Яктум . Мужчин лимбу зовут Яктунгба или Яктумба , а женщин лимбу называют «Яктумма» или «Яктунгма». В древних текстах говорится, что «Яктунг» или «Яктум» является производным от Якша, а некоторые интерпретируют его значение как «Победитель Якши». [9] На языке лимбу (ᤕᤰᤌᤢᤱ ᤐᤠᤴ) это означает «герои холмов» (як – холмы, тхунг или тум – герои или могучие воины). [10] [11] [12]

Субба - это титул, который шахские короли давали только вождям деревень Лимбу. [13] Субба не был местной терминологией Яктунгов, но теперь эти два термина почти взаимозаменяемы. Люди часто спорят об использовании термина «Субба» в качестве фамилии в племени лимбу/яктунг. Важно отметить, что только деревенским старостам разрешалось использовать термин Субба в своем имени. Именно этим деревенские старосты отличались от других жителей племени лимбу. Семейное происхождение деревенских вождей часто встречается по фамилии Субба.

Говорят, что их история записана в книге под названием «Бангсаволи» («Генеалогия»), также известной как «Бансавали». Некоторые древние семьи сохранили копии. [14] Существуют сотни кланов и племен лимбу , отнесенных к племени или субнациональному образованию или по месту происхождения.

Китайский текст По-оу-Ё-Цзин , [ который? ] переведенное в 308 году нашей эры, относится к Йи-ти-Сай (варварам, граничащим с севером), имя, которое является точным эквивалентом [15] [16] Лимбу/Яктунг также были одними из первых жителей Сиккима . [17] [18] Яктунги известны в Сиккиме как Цонг и являются коренными жителями Сиккима. Само название индийского штата представляет собой комбинацию двух слов лимбу: су , что означает «новый», и кхым , что означает «дворец» или «дом». [19]

По оценкам, население лимбу составляет 700 000 человек, в основном в округах Санкхувасабха , Техратум , Дханкута , Тапледжунг , Моранг , Сунсари , Джапа , Панчтар и Илам в Непале . Все они находятся в провинции Коси или « Лимбуван ». Часть населения лимбу также проживает в восточных и западных округах Сиккима. Меньшее население разбросано по городам Дарджилинг и Калимпонг в Западной Бенгалии , Ассаме , Нагаленде , Бутане и Мьянме . Некоторые мигрировали в Великобританию , Гонконг , США и другие страны.

Лимбу (яктунг) — один из немногих китайско-тибетских языков Центральных Гималаев , который имеет собственную письменность, существовавшую до 20 века.


Традиционная архитектура Лимбу/Яктунг

[ редактировать ]

Дом лимбу является символическим изображением богини общины лимбу по имени Юма. Детали окон и дверей расшиты резьбой по дереву с изображением различных цветов, которые лимбу используют во время ритуалов. Некоторые декоративные вышивки, выполненные в резьбе по дереву на дверях и окнах дома, являются прямым изображением золотых украшений, которые носят женщины лимбу. В традиционном доме лимбу плинтус стены обычно красят вручную красной грязевой краской. Это также символическое изображение патуки или пояса, который носят женщины лимбу.

Основной отличительный элемент дома в муринг-ситламе или главный столб/колонна дома, который находится в центре дома на первом этаже. Люди лимбу обычно считают эту колонну святыней, в доме которой обитает богиня Юма. Таким образом, в знак благодарности они совершают ритуальные молитвы и подношения вокруг столба, обычно два раза в год.

Эти дома можно найти в восточном Непале и западной части Сиккима, Индия. Эти дома похожи на другие сообщества из-за аккультурации между различными сообществами, живущими поблизости. Эволюция формы и пространства домов была вдохновлена ​​повседневным образом жизни и культурой людей, которые схожи во многих общинах. Поэтому в настоящее время дом в Лимбу трудно идентифицировать снаружи.

Использование геометрических фигур, таких как круг, треугольник и квадрат в определенном узоре, окрашенных в разные цвета, можно найти на фасаде зданий, что делается только племенем лимбу. Кроме того, отображение символа Силам-сакма (ритуального элемента, используемого федангмами или племенными священниками) на фасаде дома было символом/логотипом идентификации с сообществом лимбу. Этот символ имеет форму ромба и имеет девять концентрических слоев ромба, поддерживаемых двумя осями в центре: вертикальной и горизонтальной. В наши дни этот символ можно увидеть в таких местах, как входные ворота, балконные перила дома и т. д. Жители общины также носят его на левой груди во время мероприятия.

В настоящее время традиционные дома находятся под угрозой исчезновения. Люди также не могут нести расходы на резьбу по дереву для вышивки, что привело к исчезновению местных мастеров и, следовательно, к исчезновению самого традиционного дизайна.

Образ жизни

[ редактировать ]

Лимбу традиционно занимаются натуральным сельским хозяйством. Рис и кукуруза составляют их основные культуры. Несмотря на обилие пахотных земель, производительность сильно ограничена неэффективными технологиями. Излишки урожая часто обмениваются на продукты питания, которые невозможно выращивать в регионе. Женщины лимбу ткут ткань Дакки на своих традиционных небольших ручных ткацких станках из бамбука и дерева. [20] В былые времена лимбу умели выращивать шелк. [21] Яктунги (лимбусы) были также известны как торговцы шелком. [22]

Свадебные практики

[ редактировать ]


Лимбу обычно женятся внутри своего сообщества. Лимбу не разрешается вступать в брак внутри своего клана на протяжении трех поколений назад, чтобы гарантировать, что они не связаны родством. Кросс-кузенные браки не разрешены в культуре лимбу. Брак между мужчиной и женщиной вне рода также возможен либо по договоренности, либо по обоюдному согласию мужчины и женщины. В племени матриархальном, женщинам уделяется должное уважение.

Браки в основном заключаются родителями. Просить руки женщины – важная церемония. В этой системе женщина может попросить что угодно, в том числе любое количество золота, серебра и т. д. Это практикуется, чтобы подтвердить, что мужчина достаточно финансово обеспечен, чтобы невеста была счастлива. Через несколько дней после свадьбы члены семьи мужчины должны посетить дом женщины с поросенком и алкогольными и безалкогольными напитками, в зависимости от финансового состояния его дома. Самые важные церемонии свадьбы лимбу проходят в доме жениха, а не в доме невесты, потому что невеста должна оставаться со своим мужем. В этой церемонии есть два особых танца: один называется Ялакма или Дхан Нах по-непальски (танец урожая риса) и «Келангма». IPA: [ke laːŋma] или Чьябрунг. IPA: [t͡ɕjabruŋ] Непальский. Ялак IPA: [джалакма] характеризуется тем, что мужчины и женщины танцуют в медленном кругу, тогда как Келангма IPA: [ke laːŋma] состоит из сложной работы ног, синхронизированной с ритмом барабанов. К танцу, который может длиться много часов, может присоединиться любой желающий. Ялакма IPA: [jaˀlaːkma] также может быть празднованием сезона сбора урожая или других общественных мероприятий.

Условно считается, что обычаи и традиции Лимбуса были установлены в далеком прошлом Саввой Йетхангом. ИПА: [сава джетан] (совет восьми королей).

Религия и фестивали

[ редактировать ]

Лимбу следуют социальным правилам и нормам устного «писания» Мундхума и религиозной книги. [23] Их религия известна как юманизм. Верховного бога лимбу зовут Тагера Нингвапхуман. IPA: [niŋwaˀpʰuːmaŋ] , что можно перевести просто как «Высший свод знаний». [24] Их бог Тагера Нингвапхума описывается как могущественная сила, создатель жизни на земле. [25] В земной форме Тагера Нингвапхума представляет собой поклонение богине Юме Самманг. IPA: [jumɔˀ] и ее коллега-мужчина Теба Самманг. [26] Божество Юма IPA: [jumɔˀ] (буквально: «Бабушка» или «Мать-Земля»), известный как «Юма Самё» или «Нивапхума», является самым важным и популярным среди некоторых лимбу, и ему поклоняются во всех случаях. Юма IPA: [jumɔˀ] — мать всех Лимбусов, поэтому свою мать считают богиней. У них также есть много разных классов специалистов по ритуалам, в том числе «Федангма», «Йема/Йеба». IPA: [jɛma/jɛba] и «Шамба». Их религия воплощена в вечнозеленой траве Цинодондактилон (Дубо).

Традиционно лимбу хоронят своих умерших, но под влиянием индуизма кремация становится популярной. У народа лимбу также есть свое духовенство, такое как Пхедангма. IPA: [phédaŋma] , Самба, Ноу (мужской) Ноу-Йема IPA: [jɛba/jɛma] (женский). Люди лимбу исповедуют религию кират. Некоторые лимбу обратились в христианство. Совсем другая реформистская традиция была основана гуру Лимбу Пхалгунандой , который основал религию «Сатьяханг». [27]

Большинство лимбусов в Сиккиме — индуисты, исповедующие культуру кирати. [28]

Традиционная музыка и стили пения

[ редактировать ]
Женщины Кирати Лимбу исполняют Кланг ( IPA: [keːlaːŋ] ) танец во время фестиваля Кират Удхаули 2012 в Сиднее.

Лимбу твердо верят в «Юмавада». Юмавад — это тип религиозных писаний, которые сохранялись их религиозными лидерами и передавались устно из поколения в поколение. Некоторые пересказы Юмавада также включены в традиционную музыку Лимбу с социальными историями, мечтами и повседневной жизнью. У лимбу существует богатая традиция пения своих народных песен. Их народные песни можно разделить на следующие группы:

  1. Хьяли – разговорная песня, в которой молодые плетки и парни поют в очень поэтических выражениях и очень нежным тоном.
  2. Традиционные песни о любви:
    1. Сакпа Палам IPA: [paːlam] Samlo – эта песня исполняется во время Кусакпа Яаланг. IPA: [jaˀlaːŋ] танец в быстром ритме.
    2. Кемба Палам IPA: [paːlam] Samlo – эта песня исполняется во время танца Кемба Йеалан в медленном ритме.
    3. Домке Акма Палам IPA: [paːlam] Samlo – его поют при выполнении обычных домашних дел, а также во время танца Домке Акма.
  3. Хакпаре Самло – эту песню поют мужчины и женщины среднего возраста, интересующиеся Мундхумом и хорошо разбирающиеся в нем. В этой песне можно найти духовные и мирские особенности.
  4. Нисамманг IPA: [nisamːaŋ] Сева Самло – эту песню поют во время религиозных мероприятий. Это религиозная песня. Танцы — важный аспект жизни среди Лимбусов. Исходя из актерского стиля, исполняются следующие виды танцев:
    1. Танец, исполняемый после зарождения жизни: этот тип танца известен как танец Ке Ланг или Чьябрунг . Танец имитирует действия животных, насекомых и любых форм живых существ.
    2. Сельскохозяйственный танец: К этому виду танца относятся:
      1. Йе Какма – этот танец исполняется вечером после сбора урожая.
      2. Дамке Акме – Этот танец исполняется во время посева сельскохозяйственных культур.
    3. Военный танец: эта форма танца известна как «Нахангма». IPA: [десятичное число] '. Он исполняется во время «Нахангма». IPA: [nahaŋma] » – их религиозная функция. Перед танцем Нахангма дома проводится традиционный ритуал Манггена, и присутствуют все кровные родственники, двоюродные братья. Во время Манггены камень, называемый богом с предложенной красной тикой, кладется на банановый лист. Крупную взрослую черную домашнюю свинью убивают и передают пхедангбе. джунглевая птица Каждому человеку вручается в соответствии с его возрастом и полом, как и у его джунглевой птицы . Человек, который не может присутствовать из-за проблем, будет обработан ближайшим членом семьи. От их имени Пхедангба произносит видение каждого человека, когда они представляют свою собственную джунглевую птицу , а позже Пхедангма обезглавливает джунглевую птицу и окропляет ее кровью. Они едят свою обожженную на углях печень джунглевой птицы с солью, которую едят с рисом. Остальное мясо готовят для еды Бхутува или. смешанный янбен с рисом на ужин. После Манггены исполняется Нахангма, чтобы его дух окреп, достиг вершины Чуклунга и вернулся из Чуклунга, что означает вершину Гималаев. Однако сделать это могут только те, у кого нет отца. В этом танце могут принимать участие только взрослые мужчины и жрецы-шамани. Во время танца они несут Федза [29] в правой руке и одомашненный молодой взрослый самец джунглевой птицы в левой руке или меч в правой руке и щит в левой руке, или стрела в правой руке и лук в левой руке.

Традиционный ритуал проводится в соответствии с племенами и кланами. Некоторые племена не едят курицу, буйвол или баранину, в то время как у некоторых племен есть другой способ празднования ритуала военного танца.

    1. Исторический танец: в этой танцевальной форме в Аамбепойоме велась историческая война десяти лимбу. IPA: [ambɛˀpɔd͡ʑɔˀma] Изображена Камкетлунгма.
    2. Таинственный и древний танец, исполняемый жрецами Шамани: этот вид танца известен как Ягрансинг , Пхунгсок Ланг, Тонгсинг Ланг. Танец исполняют только жрецы Шамани.

Традиционная еда

[ редактировать ]

Алкоголь имеет большое религиозное значение для культуры лимбу. [30] Лимбу обычно готовили свое традиционное блюдо из домашнего мяса домашнего скота, такого как свинина, рыба и як, а не на промышленных фермах . Их также одомашнивают в религиозных целях. [31] Обычно они едят дхал бхат таркари с маринованными огурцами. Дхал (суп из чечевицы), бхат (рис), таркари (овощи) и различные виды ачара (маринада). Люди лимбу всегда используют Федзу. [32] готовить мясо. Знаменитые кухни Лимбу [33] [34] [35] [ нужна ссылка ]

  • Чембикеек сумбак (кинема, обжаренная в масле со специями), (кинема: ферментированные соевые бобы)
  • Чхурпи (из яка, пахты)
  • Филинге ачар (маринованные семена нигера)
  • Гундрук Непальский (ферментированные листовые овощи с супом)
  • Каан садеко (жареные свиные уши)
  • Кхаренг (роти из кукурузы, проса и пшеницы, запеченные и приготовленные)
  • Хоренг (запеченный роти из пшеничной/пшенной/гречневой/рисовой муки)
  • Кинема (ферментированные бобы с супом)
  • Лунгхакча (запеченная из кукурузной муки, завернутая в кукурузную хоселу)
  • Маха ко сиддра (сушеная речная рыба)
  • Мандокпенаа ты (напиток из ферментированного проса, подаваемый с Тонгба)
  • Мохи сумбак (мохи, обжаренные в масле со специями)
  • Мула ко маринованный (маринованный редис)
  • Намбонг мучхи (Силам, смешанный с перцем чили и сухими маринованными огурцами)
  • Пена манда (пшенная мука, приготовленная в большем количестве воды)
  • Пхандо (чатни из смеси соевых бобов и порошка чили)
  • Фанокик сумбак (обжаренные в масле ферментированные побеги бамбука со специями)
  • Phung khey sejonwa (дистиллированный ликер из кукурузы и проса)
  • Попонда (мука из пальчикового проса, завернутая в листья)
  • [Факса Дамеко] (обжаренная свинина)
  • Секова из свинины (острая рубленая)
  • Саджи сумбак (нежные шоты крапивы, карри из цветов и фруктов)
  • Сакекья (сушеное мясо говядины)
  • Саргьянг (кишка из свиной крови)
  • Секува (шашлык из свинины, курицы, овощей)
  • Сиблигаан (дикая съедобная зелень с горьким вкусом и высоким содержанием антиоксидантов)
  • Сиджонгваа аара
  • Сиголя и Пенаголя (печенье, раскатанное из пшенной или ячменной муки)
  • Сунгур ко хутта даал (свиные ножки в вареном чечевичном супе)
  • Сура-кеек сумбак (обжаренный в масле сыр с плесенью и специями)
  • Сура сумбак (сыр, обжаренный в масле со специями)
  • Тонгба Традиционный напиток
  • Вамюк (куриные внутренние перья, печень, руки, крылья, кишки и карри со специями)
  • Яху Куси Мучи (семена тыквенного перца чили)
  • Янгбен (дикий съедобный лишайник)
  • Янгбен-Факса (Карри из свинины с Янбеном)
  • Янбен сумбак (печень из свиной крови с янбеном)
  • Юме (бхутува, религиозное мясо мангены, приготовленное в крови)

Есть некоторые табу при употреблении в пищу продуктов. В медицинских целях они используют различные растения и травы. Лимбу всегда встречают своих гостей едой, Тонгба (традиционный напиток из пшенного пива), Ракши (традиционный алкогольный напиток), Ласси (йогуртовый молочный напиток), водой и домашними фруктовыми соками. [36]

Народные музыкальные инструменты

[ редактировать ]

К музыкальным инструментам лимбу относятся следующие: [37]

  • Чиабрунг
  • Яламбар Баха
  • Четия/Йетала
  • Мефрама
  • Санта Клаус
  • Нияри Хунсин Кэ
  • черный
  • Подается
  • Пхамук — мелодический инструмент Лимбуса, состоящий из трёх бамбуковых трубок толщиной около 4 см каждая, скрепленных рядом друг с другом.
  • Фенжеком
  • Путтанджи
  • Симикла
  • Таа изготовлена ​​из латуни, диаметром 25 см, а вес одной пары тарелок составляет один килограмм. В Ке Ланге в него играют незамужние женщины лимбу.
  • Тетлафаква IPA: [tɛˀlapʰɛkwa]
  • Вещь
  • Тунгеба
  • вуаль
  • Да, Понги

Традиционные виды спорта

[ редактировать ]

Для народа лимбу стрельба из лука всегда считалась основным традиционным видом спорта. Стрельба из лука часто включает в себя религиозные демонстрации и ритуалы. лучники лимбу Исторически сложилось так, что кавалерийские играли важную роль при сопротивлении вторжениям до непальской эпохи. Само слово Лимбу произошло от слова Lim-pfungh , что в переводе означает «Стрельба из лука» или «Стрельба из лука».

О начале Лимбуванско -Горкхской войны ходят легенды . В этих легендах военный генерал Горкхи встретил Яктунга. ИПА: [jaktʰuŋ] охотник в лесу. Когда генерал спросил охотника о его присутствии и о том, что он делает, Яктунг IPA: [jaktʰuŋ] охотник ответил: «Лим-пфунг». Позже армия Горкхи испытала на себе жестокость Яктунга. IPA: [jaktʰuŋ] - конные лучники племен в течение многих лет во время войны Лимбуван-Горкха. Таким образом, имя «Лимбу» было записано в бумагах Горкхов для описания Яктунга. IPA: [jaktʰuŋ] люди. Однако после успеха вторжения Горкхи разведение и содержание лошадей на территориях Лимбу резко пришло в упадок.

Борьба голыми руками также практиковалась среди мужчин лимбу во время фестивалей. Это также использовалось для решения личных вопросов после праздничной попойки, в которой проигравший борец должен был заплатить победителю, купив ему напиток или пригласив его к себе домой выпить традиционного тонгба. МФА: [tɔːŋba] . naːnt͡ɕʰiŋma - это термин, обозначающий борьбу на Яктунг-пане. IPA: [jaktʰuŋ paːn] .

Известные люди лимбу

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Результаты переписи населения Непала по кастовой принадлежности 2021 года» .
  2. ^ «Перепись населения Сиккима 2011 года» .
  3. ^ «Перепись населения Сиккима 2011 года» .
  4. ^ «Перепись населения Западной Бенгалии 2011 года» .
  5. ^ «Кастовая принадлежность и религия Министерства здравоохранения Непала» (PDF) .
  6. ^ Правительство штата и политика, Сикким, Нирмалананда Сенгупта Стерлинг, 1985 г.
  7. ^ Оценка человека и современного общества в Сиккиме Джаша Раджа Суббы, 2008 г.
  8. ^ P.6 История, культура и обычаи Сиккима, Дж. Р. Субба, 2008 г.
  9. ^ P.20 Культура и религия Лимбуса. Автор: Чайтанья Субба, 1995.
  10. ^ Культура и религия Лимбуса. Автор Чайтанья Субба, КБ Субба, 1995.
  11. ^ История, культура и обычаи Сиккима Дж. Р. Субба
  12. ^ Предметные рубрики Библиотеки Конгресса, Библиотека Конгресса, 2013 г.
  13. ^ Демократия, плюрализм и перемены: исследование в непальском контексте Санджая Серчан Чхие Пахуппе, 2001 г.
  14. ^ Лингвистический обзор Индии, Том 3, Часть 1, проведенный Управлением суперинтенданта государственной печати, 1909 г.
  15. ^ Саклани, Динеш Прасад Древние общины издательской компании Himalaya Indus Publishing Company, Индия (1 марта 2002 г.) ISBN   978-81-7387-090-3 стр. 36
  16. ^ Леви, Сильвен Ле Непал, Азиатская образовательная служба, Индия; Факсимильное издание (20 декабря 2007 г.) ISBN   978-81-206-0580-0 с. 78
  17. ^ Саньял, доктор Чанру Чандра (1979). Лимбус: коренной народ киратов Юго-Восточных Гималаев . Дипти Печать. п. 7.
  18. ^ Шкода, Уве (2014). Навигация по социальному исключению и включению в современной Индии и за ее пределами: структуры, агенты, практики (Гимн, исследования Южной Азии) . Гимн Пресс. п. 137. ИСБН  978-1783083404 .
  19. ^ Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: энциклопедия Джеймса Минахана, 2012 г.
  20. ^ Сельское предприятие: тематические исследования из развивающихся стран, обложка Малкольма Харпера, Шайлендры Вьякарнам, Intermediate Technology Publications, 1988 - Кооперативные общества - 105 страниц, стр.15
  21. ^ Чайтанья Субба, Культура и религия Лимбуса, КБ Субба, 1995
  22. ^ Кумар Прадхан, Завоевания гуркхов, Oxford University Press, 1991.
  23. ^ Голоса предков: устные ритуальные тексты и их социальный контекст среди Мевахан Рай в Восточном Непале Мартин Гензле Лит, 2002
  24. ^ P.33 Родство и брак среди лимбу Восточного Непала: исследование стабильности брака Рекс Ли Джонс, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес, 1973 г.
  25. Буддийские современности: новое изобретение традиций в глобализирующемся современном мире Ханна Хавневик, Уте Хюскен, Марк Теувен, Владимир Тихонов, Коэн Велленс Рутледж, 17 февраля 2017 г.
  26. ^ P.37 Образы Сиккима: земля, люди и культура. Рамеш Шарма, Сикким, 1983.
  27. ^ P.141 Миграция и религия в Европе: сравнительный взгляд на опыт Южной Азии Эстер Галло, 22 апреля 2016 г.
  28. ^ «Платформа открытых государственных данных (OGD) Индии» . data.gov.in. ​21 января 2022 года . Проверено 15 июня 2024 г.
  29. ^ P.496 Грамматика лимбу, передняя обложка Джорджа ван Дрима, Вальтера де Грюйтера, 1 января 1987 г. - Языковые искусства и дисциплины - 593 страницы
  30. ^ P.38 Употребление алкоголя и наркотиков в Непале: применительно к детям Работники-дети в Конференц-центре Непала, 2001 г.
  31. Культура и окружающая среда в Гималаях, Арджун Гунератне Рутледж, 24 декабря 2009 г.
  32. ^ P.496 Грамматика лимбу, передняя обложка Джорджа ван Дрима, Вальтера де Грюйтера, 1 января 1987 г. - Языковые искусства и дисциплины - 593 страницы
  33. ↑ « Путешествие соплеменника к бесстрашию: роман, основанный на страхе», Деш Субба, 28 мая 2015 г.
  34. ^ P.128-133 История, культура и обычаи Сиккима Дж. Р. Субба, 2008 г.
  35. ^ P.75 Справочник по технологии производства ферментированных продуктов питания и напитков на растительной основе, второе издание, YH Hui, E. Özgül Evranuz CRC Press, 17 мая 2012 г.
  36. ^ О'Нил, Александр; и др. (29 марта 2017 г.). «Интеграция этнобиологических знаний в сохранение биоразнообразия в Восточных Гималаях» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 13 (21): 21. дои : 10.1186/s13002-017-0148-9 . ПМЦ   5372287 . ПМИД   28356115 .
  37. ^ Сикким, Передняя обложка Кумара Суреша Сингха, Антропологическое исследование Индии, проведенное Seagull Books, 1993, Этнология, 249 страниц, стр.109

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6365be4c1407245db63bd332a61fa3da__1722047640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/da/6365be4c1407245db63bd332a61fa3da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Limbu people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)