Чамский танец
Танец чам ( тибетский : Чам , Уайли : ' чам ) [2] [3] это оживленный танец в масках и костюмах, связанный с некоторыми сектами тибетского буддизма и буддийскими фестивалями. Танец сопровождается музыкой, которую играют монахи на традиционных тибетских музыкальных инструментах. Танцы часто предлагают моральные наставления, касающиеся каруны (сострадания) к живым существам, и считается, что они приносят заслугу всем, кто их воспринимает. [1] [4]
Чамсы считаются формой медитации и подношением богам . [5] Лидером чама обычно является музыкант, отсчитывающий время с помощью ударного инструмента, такого как тарелки , за исключением Драмьин Чам , где время отсчитывается с помощью драмиина .
Термин «танец дьявола» был описанием представления в начале 20 века, заимствованным из западных представлений о костюмах, которые носят исполнители. [5]
Содержание
[ редактировать ]Чамы часто изображают случаи из жизни Падмасамбхавы 9-го века , учителя Ньингмапы , и других святых. [6]
Великие дебаты на Лхасском соборе между двумя главными спорщиками или диалектиками, Мохеяном и Камалашилой, рассказаны и изображены в особом танце чам, проводимом ежегодно в монастыре Кумбум в Цинхае . [7] Одна из разновидностей этого танца исполняется накануне Лосара , тибетского нового года, в ознаменование убийства жестокого тибетского короля Лангдармы в 841 году нашей эры монахом по имени Лхалунг Пелджи Дордже . Монах, одетый в черную мантию и черную шляпу, танцевал возле дворца, пока ему не разрешили выступить перед императором, а затем убил его. [8] Это танец, символизирующий победу добра над злом. [9]
Танец Черной Шляпы — это танец Ваджракилаи , который чаще всего изображается на картинах. [10] Танец исполняется буддийскими монахами и действует на двух уровнях: для достижения просветления и уничтожения злых сил. Танцоры часто держат череп и шарф, связанные вместе, а затем прикрепляемые к рукоятке пурбы . [8]
Населенные пункты
[ редактировать ]Бутан
[ редактировать ]В Бутане танцы исполняются во время ежегодных религиозных фестивалей или тшечу , проводимых в дзонгах в каждом районе. Чам исполняют монахи, иногда монахини и жители деревни. Королевская академия исполнительских искусств — главный орган, способствующий сохранению культуры Чам. Это чтит Гуру Ринпоче (Падмасамбхаву) и отмечает его деяния посредством исполнения священных танцев. Поскольку Гуру Ринпоче был полностью просветленным существом, он чрезвычайно важен в Бутане, и именно через его учение бутанским преданным показан истинный и быстрый путь к просветлению. Эти танцы помогают развивать веру и понимание деяний Гуру, а также чтят и обучают участников.
Индия
[ редактировать ]Танцы исполняются во время культурных и религиозных фестивалей в:
- Район Лахаул и Спити
- Сикким
- Дхарамсала
- Калимпонг
- Дарджилинг ( Сангчен Дорджи Гомпа )
- Педонг ,
- Карнатака
- Билакуппе ([Ньингма гомпа/Золотой храм])
- Ладакх
Монголия
[ редактировать ]Танец Цам ( монгольский : Цам) не был представлен в Монголии до начала 19 века, однако он быстро завоевал популярность и известность благодаря таким праздникам, как фестиваль Цам и опера « Сказка о лунной кукушке» . [11] [12] Цам стал включать в себя как тантрические, так и более древние шаманские элементы танца. Он стал важной частью буддизма в Монголии до того, как был запрещен коммунистическим правлением в 1924 году. Сталинские чистки в Монголии разрушили более 700 монастырей, убили десятки тысяч монгольских монахов и лам и насильственно лаицировали еще тысячи монахов. Массовое убийство значительной части представителей монашеской культуры Монголии серьезно угрожало исчезновению танца цам, поскольку лишь немногие его практикующие пережили чистки. С распадом Советского Союза в 1991 году и принятием новой конституции, разрешающей религиозные обряды, практика и исполнение танца цам значительно возросли. Многие костюмы и маски, используемые для танцев цам, пережили советские чистки монастырей и храмов, поскольку были закопаны, спрятаны или сохранены в таких музеях, как Храм-музей Чойджин-ламы .
Тибет
[ редактировать ]Тибетцы обычно исполняют чамы перед большой аудиторией во время молитвенного фестиваля Монлам . [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Перлман, Эллен (2002). Тибетский сакральный танец: путешествие в религиозные и народные традиции . Внутренние традиции / Bear & Co., стр. 21, 32, 180. ISBN. 978-0-89281-918-8 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ " Дзонгкско-английский словарь: "'CHA" Дзонгкха-английский онлайн-словарь . Комиссия по развитию Дзонгкхи, правительство Бутана. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 11 ноября 2011 г.
- ^ «Тибетско-английский словарь буддийского учения и практики» . Буддизм Алмазного пути по всему миру . Переводы и публикации Рангджунг Еше. 1996. Архивировано из оригинала 28 марта 2010 года . Проверено 11 ноября 2011 г. запись: 'чам.
- ^ Клементс, Уильям М. (2006). Гринвудская энциклопедия мирового фольклора и фольклора: Юго-Восточная Азия и Индия, Центральная и Восточная Азия, Ближний Восток . Том. 2. Гринвуд Пресс. стр. 106–110. ISBN 978-0-313-32849-7 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Шремпф, Мона (1995). «От «танца дьявола» к «мировому исцелению»: некоторые представления, представления и инновации современных тибетских ритуальных танцев». В Короме, Фрэнк Дж.; Штайнкеллер, Эрнст (ред.). Материалы 7-го семинара Международной ассоциации тибетских исследований: Грац, 1995 г. том. 4. Вена:Издательство Австрийской академии наук. стр. 91–102. ISBN 370012659X . OCLC 37538399 .
- ^ Танцы на спине демона: танец драмниен и песня Бутана. [ постоянная мертвая ссылка ] , Элейн Добсон, Симпозиум Джона Блэкинга: музыка, культура и общество, Центр Каллауэя, Университет Западной Австралии, июль 2003 г.
- ^ Роккасальво, Джозеф Ф. (1980). «Дебаты в Бсам Ясе: религиозные контрасты и соответствие». Философия Востока и Запада 30:4 (октябрь 1980 г.). Гавайский университет прессы. Стр.505-520. Источник: [1] Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine (по состоянию на 17 декабря 2007 г.).
- ^ Jump up to: а б Перлман, Эллен (2002). Тибетский священный танец: путешествие в религиозные и народные традиции . Рочестер, Вермонт: Внутренние традиции. ISBN 0892819189 .
- ^ «Фестиваль Лоссара» . Архивировано из оригинала 20 января 2008 года.
- ^ Читипати/Шри Шмашана Адхипати (защитник) - в Himalayan Art Resources
- ^ Мрочински, Микаэла (1 апреля 2008 г.). «Искусство, ритуал и репрезентация: исследование роли танца Цам в современной монгольской культуре» . Сборник независимых исследовательских проектов (ISP) .
- ^ «Танцующие демоны — церемониальные маски Монголии» . сайты.asiasociety.org . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ «Предпосылка: Молитвенный фестиваль Монлам» . Сосредоточьтесь на Тибете . Синьхуа . 28 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 2 февраля 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Форман, Вернер (фотографии) и Ринчен, Бжамба (текст) Ламаистские танцевальные маски: Эрлик-Цам в Монголии . Лейпциг: Келер и Амеланг, 1967 (текст переведен на немецкий с русского)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Описание танца Black Hat в Бутане. Архивировано 22 мая 2022 года в Wayback Machine.
- Примеры танца Чам
- Видео Dance of the Ging. Архивировано 31 марта 2022 года в Wayback Machine.