Ваджракилая
В тибетском буддизме Ваджракилая ( санскрит : वज्रकिलाय , латинизировано : Ваджракилая , букв. «Алмазный кинжал», также Ваджракила , Ваджракила ; тибетский : རྡོ་རྗེ་ཕུར་པ , Уайли : rdo rje phur pa , THL : Дордже Пхурба Ваджракумара ( санскрит : वज्रकुमार , романизированный : Ваджракумара , букв. -молодежь ' или ; རྡོ་རྗེ་གཞོན་ནུ , Уайли : rdo rje gzhon nu , THL : Дордже Шонну ) — гневное божество херука -йидам , олицетворяющее просветлённую деятельность всех будд. Его практика известна как самая мощная в устранении препятствий и уничтожении сил, враждебных состраданию. Ваджракилая — одно из восьми божеств Кагье. [ нужна ссылка ]
Ваджракилайя — гневная форма Будды Ваджрасаттвы . Его отличительной иконографической чертой является то, что он держит кинжал, называемый пхурба или кила . Ваджракилаю обычно изображают с тремя ликами разного цвета в короне из черепов. Центральное лицо синее, левое — красное, правое — белое. У него также шесть рук: две держат пурбу , две держат по ваджре , одна держит пылающую ловушку и одна — трезубец. Он сокрушает под ногами демонов, представляющих препятствия на пути к духовной реализации. [ 1 ]
Как божество
[ редактировать ]Ваджракилая — важное божество Ваджраяны , которое преобразует и преодолевает препятствия и омрачения. Падмасамбхава достиг реализации, практикуя Янгдаг Херуку (тибетский: yang dag he ru ka ), [ 2 ] но только после объединения ее с практикой Ваджракилаи по очищению и устранению препятствий и омрачений.
Ваджракилаю также понимают как воплощение деятельности ума Будды . По мнению Дилго Кхьенце Ринпоче , Ваджракилайя воспринимается как гневная форма Ваджрапани . Многие великие мастера как в Индии, так и в Тибете, но особенно в Тибете, практиковали Ваджракилаю (особенно в линии Ньингма , а также среди Кагью , а также в рамках Сакья ). Главным божеством Сакья, помимо Хеваджры , является Ваджракилая. [ нужна ссылка ]
Джамьянг Кхьенце Вангпо , Дилго Кхьенце Ринпоче , Дуджом Ринпоче и значительное количество лам Кагью и Ньингмы занимались садханой Ваджракилаи . [ нужна ссылка ]
Иконография
[ редактировать ]Обычное проявление Ваджракилаи имеет три головы, шесть рук и четыре ноги. Три правые руки Ваджракилаи, за исключением правой передней, держали ваджры с пятью и девятью зубцами. Правая передняя выполняет мудру дарования благ с открытой ладонью. Три левые руки Ваджракилаи держат пылающий тройной драгоценный камень, исполняющий желания, или триратну , трезубец и пхурбу . Спина Ваджракилаи покрыта только что содранной шкурой слона, символизирующей «невежество» (санскрит: авидья; тибетский: маригпа), ноги связаны спереди. Человеческая кожа перевязана по диагонали через его грудь, руки лежат на животе Ваджракилаи и солнечном сплетении.
По его телу развевается веревка, а отрубленные головы свисают за волосы, символизируя Акшамалу или «гирлянду биджи » (санскрит: Варнамала). Набедренная повязка длиной до колен обвивает его живот, подпоясанная шкурой тигра с хвостом, когтями и головой. Это божество носит разнообразные украшения и украшения нагов : серьги нагов, браслеты нагов, браслеты нагов и шнур нагов на груди, который иногда называют поясом нагов, и шиньон нагов или украшение для волос.
Ваджракилайя — божество магической молнии, пхурбы , инструмента острого несокрушимого кончика Дхармакайи , мудрости, обретаемой силой однонаправленной концентрации. Этот «однонаправленный» (санскрит: эка граха ) фокус представляет собой согласованное внимание к единству и взаимозависимости всех дхарм . Этот однонаправленный фокус понимается как «полное применение себя» (тибетский: sgrim pa ). [ 3 ] Трехконечное лезвие символизирует трансформацию заблуждения, привязанности и отвращения. [ 4 ]
История практики в Индии и Тибете
[ редактировать ]Хотя в какой-то момент индийское происхождение практики килы было широко подвергнуто сомнению, Боорд утверждает, что «существование культа килы среди буддистов в Индии восьмого века... теперь наверняка должно быть признано как установленное». [ 5 ] и далее утверждает, что «было убедительно продемонстрировано, что все основные доктрины и ритуалы Ваджракилы возникли в Индии». [ 6 ] Роберт Майер, один из ведущих исследователей литературы кила, разделяет ту же точку зрения, написав, что предыдущие исследования страдали от «элементарных недоразумений», основанных на незнании важнейших индийских первоисточников. [ 7 ] Майер говорит о работе Борда: «Наши представления о божестве весьма схожи», поскольку оба не сомневаются в том, что «пур-па и божество индийские». [ 7 ]
Тибетская традиция, которую Борд считает в целом заслуживающей доверия, утверждает, что весь корпус индийских знаний о киле был систематизирован Падмасамбхавой , Вималамитрой и непальским Шиламанджу во время совместного ретрита в Ян-ле-шоде (современный Фарпинг, Непал). По словам Боорда, «именно во время этого ретрита многие нити знаний о кила были наконец сплетены вместе в целостный шедевр тантрического буддизма, и, таким образом, это помогает пролить свет на процесс, посредством которого тантрические методы были связаны с сотериологией в то время. Прекрасно систематизированная как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики, эта божественная схема медитации и магии впоследствии была передана в Тибет и утвердилась там как один из основных способов религиозной деятельности, настолько, насколько это сделали многие предыдущие авторы о Тибете. фактически предполагал, что культ кила имеет тибетское происхождение». [ 8 ]
Известный тибетолог и буддолог Герберт Гюнтер согласился в обзоре работы Борда, заключив, что его «тщательное исследование всех доступных текстов, имеющих отношение к изучению этой фигуры», было «очень необходимым и давно назревшим» для исправления давнего «искажения исторических фактов». [ 9 ]
Пиво передает переплетенные отношения Ваджракилаи с Самье , распространение Тайной Мантры в Тибете и важность садханы как для просветления Падмасамбхавы, так и для его двадцати пяти «сердечных учеников», принадлежащих к потокам ума главного тертона (согласно традиции Ньингма):
В биографии Падмасамбхавы записано, что он путешествовал по северной земле Кашакамала, где преобладал культ килы. Позже, медитируя на божество Янгдак Херука (санскр. Вишуддха Херука) в «Пещере Асура» в Парпинге в долине Катманду, он испытал множество препятствий со стороны мар , и, чтобы подчинить их, он попросил Кила Витотама-тантры. прочитать привезено из Индии. Основав первый тибетский монастырь в Самье, первой передачей, которую Падмасамбхава дал своим 25 «сердечным ученикам», чтобы устранить препятствия на пути распространения буддадхармы в Тибете, было учение Ваджракилая-тантры . С момента зарождения школы Ньингма практика Ваджракилаи как божества -йидама , способного преодолевать любые препятствия, была включена во все школы тибетского буддизма. [ 10 ]
Существует ряд учений терма, основанных на Ваджракилае. Например, есть сокровища учений Джигме Лингпы , Ратны Лингпы и Ньянг-рел Ньима Озера . [ нужна ссылка ]
В Боне
[ редактировать ]По словам одного ученого, в современном Боне существует «по крайней мере девять традиций Пхурпа». [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дорджи (2018) , с. 59.
- ^ Фонд Цадра (2005b) .
- ^ Фонд Цадра (2005a) .
- ^ Карма Лингпа (2007) , с. 523.
- ^ Совет (1993) , с. 107.
- ^ Совет (1993) , с. 223.
- ^ Перейти обратно: а б Майер (1996) , с. 103.
- ^ Совет (2002) , с. xiii.
- ^ Гюнтер (1997) .
- ^ Пиво (1999) , с. 246.
- ^ Des Jardins (2012) , стр. 175.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бир, Роберт (1999). Энциклопедия тибетских символов и мотивов . Шамбала. ISBN 978-1-57062-416-2 .
- Борд, Мартин (1993). Культ Божества Ваджракилы . Институт буддийских исследований. ISBN 0-9515424-3-5 .
- Борд, Мартин Дж. (2002). Молния среди ясного неба . Издание Хордонг. ISBN 3-936372-00-4 .
- де Жарден, Жан-Марк (апрель 2012 г.). «Записи Тшул Кхримса Мчог Гьяла о цикле Черного Пхурпа тибетского Бонпо» (PDF) . Revue d'Etudes Tibetanes (23): 169–202.
- Дорджи, Кинли (2018). Иконография в буддизме . Тхимпху, Бутан: Голубой мак.
- Гюнтер, Герберт (1997). «Обзор культа Божества Ваджракилы». Журнал Американского восточного общества . 117 (3): 620–621.
- Карма Лингпа, Тертон (2007). Тибетская книга мертвых (1-е изд.). Пингвинская классика. ISBN 978-0143104940 .
- Майер, Роберт (1996). Писание из сборника древней тантры: Пхур-па бу-гньис . Публикации Киндсдейла. ISBN 1-870838-52-1 .
- Фонд Цадра (2005a). «сгрим па» . Словарь Дхармы . Проверено 5 августа 2017 г.
- Фонд Цадра (2005b). «ян даг хе ру ка» . Словарь Дхармы . Проверено 5 августа 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарчен Ринпоче, К. (2022). Ваджракилайя: Полное руководство с практическими инструкциями . Перевод Ари Киев. Публикации Шамбалы. ISBN 978-1-61180-905-3 .
- Шераб, КП; Доньял, КТ (2009). Темно-красный амулет: Устные инструкции по практике Ваджракилаи . Шамбала. ISBN 978-1559393119 .