Мудра
Мудра ( / m u ˈ d r ɑː / ; Санскрит : मुद्रा , IAST : мудра , «печать», «знак» или «жест»; Тибетский : ཕྱག་རྒྱ་ , THL : chakgya ) — символический или ритуальный жест или поза в индуизме , джайнизме и буддизме . [1] Хотя некоторые мудры задействуют все тело, большинство выполняется руками и пальцами. [2]
Помимо того, что мудры являются духовными жестами, используемыми в иконографии и духовной практике индийских религий , они имеют значение во многих формах индийского танца и йоги . Диапазон мудр, используемых в каждой области (и религии), различается, но частично пересекается. Кроме того, многие буддийские мудры используются за пределами Южной Азии и в других местах получили развитие различных местных форм.
В хатха -йоге мудры используются в сочетании с пранаямой (йоговскими дыхательными упражнениями), обычно в сидячей позе, для стимуляции различных частей тела, участвующих в дыхании, и воздействия на поток праны . Это также связано с бинду , бодхичиттой , амритой или сознанием в теле. В отличие от старых тантрических мудр, хатха-йогинские мудры, как правило, представляют собой внутренние действия, затрагивающие тазовое дно, диафрагму, горло, глаза, язык, анус, гениталии, живот и другие части тела. Примерами такого разнообразия мудр являются Мула Бандха , Махамудра , Випарита Карани , Кхечари мудра и Ваджроли мудра . Их число увеличилось с 3 в « Амритасиддхи » до 25 в « Гхеранда-самхите» , а классический набор из десяти возник в « Хатха-йога-прадипике» .
Мудра используется в иконографии индуистского («отделенные» , и буддийского искусства Индийского субконтинента и описывается в священных писаниях, таких как Натьяшастра , в которой перечислены 24 асамюта что означает «одна рука») и 13 самьюта («соединенные», что означает «двуручные») мудры. Позы мудры обычно формируются как рукой, так и пальцами. Наряду с асанами («сидячими позами») они используются статически в медитации и динамически в практике натья в индуизме.
Индуистская и буддийская иконография разделяет некоторые мудры. В некоторых регионах, например в Лаосе и Таиланде , они отличаются друг от друга, но имеют общие иконографические традиции.
Согласно Джамгону Конгтрулу в его комментарии к « Хеваджра-тантре» , украшения гневных божеств и ведьм, сделанные из человеческих костей (санскр.: aṣṭhimudrā ; Wylie : rus pa'i rgyan phyag rgya ), также известны как мудры «печати». [3]
Этимология и номенклатура
[ редактировать ]Слово мудра имеет санскритские корни. По словам ученого сэра Монье Монье-Вильямса, это означает «печать» или «любой другой инструмент, используемый для запечатывания». [4]
Буддийская иконография
[ редактировать ]Изображение Будды может иметь одну из нескольких распространенных мудр в сочетании с разными асанами. Основные используемые мудры представляют определенные моменты жизни Будды и являются их стенографическими изображениями.
Абхая Мудра
[ редактировать ]Абхаямудра . «жест бесстрашия» [5] представляет защиту, мир, доброжелательность и рассеивание страха. В буддизме Тхеравады это обычно делается стоя, правая рука согнута и поднята на высоту плеча, ладонь обращена вперед, пальцы сомкнуты и направлены вверх, а левая рука лежит в стороне. В Таиланде и Лаосе эта мудра ассоциируется с Идущим Буддой , которого иногда также изображают с обеими руками, делающими двойную абхая мудру, которая является одинаковой.
Эта мудра, вероятно, использовалась до возникновения буддизма как символ добрых намерений, предлагающих дружбу при приближении к незнакомцам. В искусстве Гандхары это видно при демонстрации действия проповеди. Он также использовался в Китае в эпоху Вэй и Суй в IV и VII веках.
Этот жест использовался Буддой, когда на него напал слон, покорив его, как показано на нескольких фресках и надписях. [6]
В буддизме Махаяны божества часто изображаются сочетающими Абхая Мудру с другой Мудрой, используя другую руку.
Бхумиспарша мудра
[ редактировать ]Бхумиспарша , или мудра «свидетель земли» Гаутамы Будды, является одним из самых распространенных знаковых изображений буддизма. Другие имена включают «Будда, призывающий землю в свидетели» и «касающийся земли». На нем изображена история из буддийской легенды о моменте, когда Будда достиг полного просветления : Будда сидел в медитации, положив левую руку с поднятой ладонью на колени, а правая рука касалась земли. В легенде Будде бросил вызов злой Мара , который потребовал свидетеля, подтверждающего его право на достижение цели. В ответ на Мару Будда коснулся земли, и Пхра Мэ Торани , богиня земли, оказалась свидетелем просветления Будды. [7] [8]
В Восточной Азии эта мудра (также называемая позицией Маравиджайи ) может показывать, что пальцы Будды не достигают земли, как это обычно бывает в бирманских или индийских изображениях.
Бодхьянги Мудра
[ редактировать ]Бодхьянги мудра , «мудра шести элементов» или «кулак мудрости». [9] Это жест, при котором указательный палец левой руки захватывается правой рукой. Его часто можно увидеть на статуях Будды Вайрочаны .
Дхармачакра Правартана Мудра
[ редактировать ]Будда произнес свою первую проповедь после просветления в Дир-парке в Сарнатхе . Дхармачакра . Правартана или «поворот колеса» [10] мудра представляет этот момент. В целом, только Гаутама Будда совершает эту мудру, за исключением Майтрейи как носителя Закона. Дхармачакра мудра — это две руки, сдвинутые вместе перед грудью в витарке , правая ладонь вперед, а левая ладонь вверх, иногда обращенная к груди.Есть несколько вариантов, например, на фресках пещер Аджанты , где две руки разделены и пальцы не соприкасаются. В -греческом стиле Гандхара индо сжатый кулак правой руки как бы перекрывает пальцы, соединенные с большим пальцем левой руки. На изображениях Хорю-дзи в Японии правая рука наложена на левую. Некоторые фигуры Амитабхи использовали эту мудру до 9 века в Японии.
Дхьяна Мудра
[ редактировать ]Дхьяна («медитативная мудра») — мудра это жест медитации, концентрации Благого Закона и сангхи . Две руки кладутся на колени, правая рука - на левую, пальцы полностью вытянуты (четыре пальца лежат друг на друге, большие пальцы обращены вверх друг к другу по диагонали), ладони обращены вверх; таким образом руки и пальцы образуют форму треугольника, который символизирует духовный огонь или Три Драгоценности .Эта мудра используется в изображениях Гаутамы Будды и Амитабхи . Иногда дхьяна мудра используется в некоторых изображениях Бхайшаджьягуру как «Будды Медицины» с чашей с лекарством, помещенной в руки. Он возник в Индии, скорее всего, в Гандхаре и в Китае во времена Северной Вэй .
Он широко используется в Юго-Восточной Азии в буддизме Тхеравады ; однако большие пальцы прижаты к ладоням. Дхьяна мудра также известна как « самадхи мудра» или «йога мудра», китайское : 禅定印 ; пиньинь : [Чань]дин инь ; Японское произношение : дзёин, дзёкай дзёин. [ нужна ссылка ] .
Мида -но дзёин (弥陀定印) — японское название разновидности дхьяна-мудры, при которой указательные пальцы сводятся вместе с большими. В основном это использовалось в Японии, чтобы отличить Амитабху (отсюда «мида» от Амиды) от Будды Вайрочаны. [11] и редко использовался где-либо еще.
Варада Мудра
[ редактировать ]искренность . «Жест щедрости» Варадамудра означает предложение, прием, благотворительность, даяние, сострадание и Его почти всегда изображают сделанным левой рукой почитаемым человеком, посвятившим себя спасению человека от жадности, гнева и заблуждений. Это можно сделать с согнутой рукой и слегка повернутой ладонью вверх или, если рука обращена вниз, с поднятыми вверх или слегка согнутыми пальцами ладони. Варада-мудру редко можно увидеть без другой мудры, используемой правой рукой, обычно это абхая-мудра. Ее часто путают с витарка мудрой, на которую она очень похожа. В Китае и Японии в периоды Северной Вэй и Аска соответственно пальцы были жесткими, а затем постепенно начинали ослабевать по мере развития, что в конечном итоге привело к стандарту династии Тан , где пальцы естественно изогнуты.
В Индии Варада Мудра используется как сидящими, так и стоящими фигурами Будды, бодхисаттв и других фигур, а в индуистском искусстве особенно ассоциируется с Вишну . Он использовался в изображениях Авалокитешвары , начиная с искусства Гуптов (IV и V века). Варада мудра широко используется в статуях Юго-Восточной Азии .
Мудра Масло
[ редактировать ]Ваджра мудра « громовой жест» — это жест знания. [12]
Витарка Мудра
[ редактировать ]Витарка мудра «мудра обсуждения» — это жест обсуждения и передачи буддийского учения. Это делается путем соединения кончиков большого и указательного пальцев вместе, а остальные пальцы удерживаются прямыми, что очень похоже на мудру абхая и варада, но большие пальцы касаются указательных пальцев. Эта мудра имеет множество вариантов в буддизме Махаяны . В тибетском буддизме это мистический жест Тары и бодхисаттв с некоторыми отличиями божеств Яб-Юма . Витарка мудра также известна как Вьякхьяна мудра («мудра объяснения»). Это также называется чин-мудра. [13]
В Джняна Мудре
[ редактировать ]Джняна мудра («мудра мудрости») выполняется путем прикосновения кончиков большого и указательного пальцев друг к другу, образуя круг, и рука держится ладонью внутрь, к сердцу. [14] Мудра представляет собой духовное просветление в религиях индийского происхождения . Иногда садху предпочитали быть похороненными заживо в этой позе самадхи . Устроенный таким образом скелет возрастом 2700 лет был найден в Балатале в Раджастхане, что позволяет предположить, что в то время могло существовать что-то вроде йоги. [15]
Карана Мудра
[ редактировать ]Карана мудра — это мудра, которая изгоняет демонов и устраняет такие препятствия, как болезни или негативные мысли. Это делается путем поднятия указательного пальца и мизинца и сгибания остальных пальцев. Это почти то же самое, что и западный « знак рогов », с той разницей, что в Карана мудре большой палец не придерживает средний и безымянный палец. Эта мудра также известна как тарджани мудра.
Галерея
[ редактировать ]- Будда сидит в бхумиспарша мудре. Бирмани. Белый мрамор со следами полихромии. Галло-римский музей Лион-Фурвьер
- Бодхьянги Мудра
- Статуя Будды из Сарнатха , Уттар-Прадеш , Индия, IV век нашей эры. Будда изображен обучающим, совершающим Дхармачакру Правартана мудру.
- Мудра Масло
- Витарка мудра, Таримская котловина , 9 век.
- Фигура Чосон изображает карана мудру.
Индийский классический танец
[ редактировать ]В индийском классическом танце и производных танцах (таких как кхмерский , тайский или балийский ) [16] используется термин «Хаста Мудра». В Натья Шастре описываются 24 мудры, а в Дарпане Нандикешвары Абхиная — 28. [17] Во всех формах индийского классического танца мудры схожи, хотя названия и способы использования различаются. В Бхаратанатьям 28 (или 32) коренных мудр , в Катхакали — 24 и в Одисси — 20 . Эти коренные мудры комбинируются по-разному, например, одна рука, две руки, движения рук, выражение тела и лица. В Катхакали , имеющем наибольшее количество комбинаций, словарный запас составляет ок. 900. Саньюкта мудры используют обе руки, а асаньюкта мудры — одну руку. [18] В тайских танцах 9 мудр.
Йога
[ редактировать ]Классическими источниками йогических печатей являются « Гхеранда Самхита» и «Хатха Йога Прадипика» . [19] В «Хатха-йога-прадипике» говорится о важности мудр в практике йоги: «Поэтому богиню [ Кундалини ], спящую у входа в дверь Брахмы [у основания позвоночника], следует постоянно пробуждать, прилагая все усилия, тщательно выполняя мудру». В XX и XXI веках учитель йоги Сатьянанда Сарасвати , основатель Бихарской школы йоги , продолжал подчеркивать важность мудр в своем учебном тексте « Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха» . [19]
Жесты рук
[ редактировать ]существует множество мудр В йоге жестов рук. Каждый жест руки основан на концепции пяти элементов, связанных с пальцами.
Хатха-йога
[ редактировать ]Йога-мудры разнообразны по задействованным частям тела и необходимым процедурам, например, в Мула-Бандхе , [20] Махамудра , [21] Випарита Карани , [22] в Кхечари Мудре , [23] и Ваджроли Мудра . [24]
Отсюда и сокровище
[ редактировать ]Мула Бандха, Корневой Замок, состоит из нажатия одной пятки на анус, обычно в асане сидя со скрещенными ногами, и сокращения промежности , заставляя прану войти в центральный канал сушумны . [20]
Махамудра
[ редактировать ]Махамудра, Великая Печать, также имеет одну пятку, прижатую к промежности; подбородок прижат к груди в Джаландхара Бандхе , Горловом Замке, и дыхание задерживается, закрывая верхние и нижние отверстия тела, снова чтобы направить прану в канал сушумны. [21]
Випарита Карани
[ редактировать ]Випарита Карани, Инвертор, представляет собой позу, в которой голова опущена, а ноги подняты, в которой для удержания праны используется сила тяжести. Постепенно время пребывания в позе увеличивается, пока ее можно будет удерживать в течение «трех часов». утверждает, что эта практика Даттатреяйогашастра уничтожает все болезни, изгоняет седые волосы и морщины. [22]
Кхечари мудра
[ редактировать ]Кхечари мудра, Печать Кхечари, состоит из поворота языка «в полость черепа». [23] запечатывает жидкость бинду , чтобы она не стекала с головы и не терялась, даже когда йог «обнимает страстную женщину». [23] Чтобы сделать язык достаточно длинным и гибким, чтобы его можно было таким образом загибать назад, Кхечаривидья делать надрез на ширину волоса глубоко в уздечке языка советует йогу раз в неделю . Шесть месяцев такого лечения разрушают уздечку, в результате чего язык может складываться назад; затем йогу рекомендуется потренироваться вытягивать язык, придерживая его тканью, удлинять его и научиться прикасаться поочередно к каждому уху и к основанию подбородка. Говорят, что после шести лет практики, которую нельзя торопить, язык становится способен закрыть верхний конец канала сушумны. [26]
Ваджроли Мудра
[ редактировать ]Ваджроли мудра, Печать Ваджроли, требует от йога сохранять семя , либо научившись не выпускать его, либо, если оно высвобождается, вытягивая его через уретру из влагалища «женщины, посвятившей себя практике йоги». [27]
Боевые искусства
[ редактировать ]Некоторые азиатских боевых искусств формы содержат позиции (по-японски: in ), идентичные этим мудрам. [28] Буддизм Тэндай и Сингон заимствовал предположительно мощные жесты из буддизма Миккё, которые до сих пор можно найти во многих Корю («старых») боевых искусствах Рю (школах), основанных до 17 века. Например, «рука-нож» или жест шуто тонко скрыт в некоторых ката Корю и в буддийских статуях, олицетворяющих меч просветления. [29]
См. также
[ редактировать ]- Хирономия
- Жестикуляция на итальянском языке
- Иконография Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде
- Входить
- Кудзи-кири
- Список мудр (танцев)
- Список мудр (йога)
- Махамудра
- Нага Про отношение
- Пранахути
- Пранаам
- Рефлексология
- Чайная церемония
- Йогамудрасана , вариант позы лотоса, которая является одновременно асаной и мудрой.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Британская энциклопедия . (2010). «мудра (символические жесты)» . Проверено 11 октября 2010 г.
- ^ «Слово мудра в санскритско-английском онлайн-словаре Монье-Вильяма: «Н. участия. положения или переплетения пальцев (24 числа, обычно практикуемые в религиозном поклонении и предположительно обладающие оккультным значением и магической эффективностью Даш ( Дашакумара-чарита ). Сарвад . Каранд . RTL. 204; 406)" " . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 г. Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Конгтрул, Джамгон (автор); (Английские переводчики: Гуариско, Элио; Маклеод, Ингрид) (2005). Сокровищница знаний (шес бья кун ла кхьяб паи мдзод). Книга шестая, часть четвертая: Системы буддийской тантры, Неразрушимый путь тайной мантры . Болдер, Колорадо, США: Публикации Snow Lion. ISBN 1-55939-210-X (алк.бумага), стр.493
- ^ Монье-Вильямс, Монье (1872). «Мудра». Санскритско-английский словарь . Кларендон.
- ^ Басвелл, Роберт младший , изд. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 2. ISBN 9780691157863 .
- ^ «Абхая Мудра Жест рассеивания страха» . Проверено 3 февраля 2019 г.
Однажды Будда шел через деревню. Девадатта напоил алкоголем особенно разъяренного слона по имени Налагири и заставил его напасть на Будду. Разъяренный бык бросился к Будде, который протянул руку, чтобы коснуться хобота животного. Слон почувствовал метту, любящую доброту Будды, которая сразу его успокоила. Животное остановилось перед Буддой и склонилось на колени в знак покорности.
- ^ Шоу, Миранда Эберле (2006). Буддийские богини Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 17–27 . ISBN 978-0-691-12758-3 .
- ^ Вессантара, Встреча с Буддами: Путеводитель по буддам, бодхисаттвам и тантрическим божествам , стр. 74-76, 1993, Windhorse Publications, ISBN 0904766535 , 9780904766530, книги Google
- ^ Т.В. Рис Дэвидс, доктор философии. доктор юридических наук; Виктория Чарльз (24 ноября 2014 г.). 1000 гениальных Будд . Паркстоун Интернэшнл. п. 515. ИСБН 978-1-78310-463-5 .
- ^ объяснение буддийских мудр
- ^ Японская система пользователей сети по архитектуре и искусству . «ЯАНУС / мида-но-джоуин 弥陀定印» . Проверено 2 июля 2016 г.
- ^ написано; Пиво, иллюстрация Роберта (2003). Справочник тибетских буддийских символов (1-е изд.). Чикаго (Иллинойс): Сериндия. п. 228. ИСБН 978-1932476033 .
- ^ https://www.google.co.in/books/edition/Mudras_of_Yoga/NacaAwAAQBAJ?hl=en&gbpv=1&dq=chin+mudra&printsec=frontcover
- ^ Перевод джнянамудры как «жеста знания» см.: Stutley 2003 , p. 60.
- ^ Ширер, Алистер (2020). История йоги : от древней Индии до современного Запада . Лондон: Издательство Херст. п. 19. ISBN 978-1-78738-192-6 .
- ^ «Тайский классический танец | Азиатский традиционный театр и танец» . 2 октября 2017 г.
- ^ Деви, Рагини. Танцевальные диалекты Индии . Издательство Мотилал Банарсидасс, 1990. ISBN 81-208-0674-3 . Стр. 43.
- ^ Барба и Саварезе 1991 , стр. 136
- ^ Перейти обратно: а б Сарасвати, Сатьянанда (1997). Асана Пранаяма Мудра Бандха . Мангер, Бихар, Индия: Бихар Йога Бхарти. п. 422. ИСБН 81-86336-04-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 242.
- ^ Перейти обратно: а б Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 237–238, 241.
- ^ Перейти обратно: а б Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 242, 245.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 241, 244–245.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 242, 250–252.
- ^ Mallinson & Singleton 2017 , стр. Глава 6, особенно страницы 228–229.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 247–249.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 242–243, 250–252.
- ^ Джонсон 2000 , с. 48.
- ^ Муромото, Уэйн (2003) Мудра в боевых искусствах. Архивировано 15 декабря 2007 г. в Wayback Machine . . Проверено 20 декабря 2007 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Барба, Эухенио; Саварезе, Никола (1991). Словарь театральной антропологии: тайное искусство исполнителя . Лондон, Великобритания: Рутледж. п. 136. ИСБН 0-415-05308-0 .
- Дрегер, Донн (1980). «Эзотерический буддизм в японском воинстве», в: № 3. «Дзен и японский воин» серии монографий Донна Ф. Дрегера Международного гоплологического общества . Монографии DFD представляют собой транскрипции лекций, прочитанных Донном Дрегером в конце 1970-х — начале 1980-х годов в Гавайском университете и на семинарах в Малайзии.
- Джонсон, Натан Дж. (2000). Босоногий дзен: шаолиньские корни кунг-фу и каратэ . Йорк-Бич, США: Вайзер. ISBN 1-57863-142-4 .
- Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- Статли, Маргарет (2003) [1985]. Иллюстрированный словарь индуистской иконографии (первое индийское изд.). Нью-Дели: Издательство Munshiram Manoharlal. ISBN 81-215-1087-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сондерс, Эрнест Дейл (1985). Мудра: исследование символических жестов в японской буддийской скульптуре . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01866-9 .
- Хирши, Гертруда. Мудры: йога в ваших руках .
- Тайсен Мията: Исследование ритуальных мудр в традиции Сингон: феноменологическое исследование восемнадцати способов эзотерического чтения в традиции Коясан . Имя издателя
- Ачарья Кешав Дев: Мудры для исцеления; Мудра Вигьян: Образ жизни . Ачарья Шри Энтерпрайзис, 1995. ISBN 9788190095402 .
- Гаури Деви: Эзотерические мудры Японии . Международный. Академия индийской культуры и Адитья Пракашан, 1999. ISBN 9788186471562 .
- Локеш Чандра и Шарада Рани: Мудры в Японии . Книги Ведамса, 2001. ISBN 9788179360002 .
- Эмма И. Гоникман: Даосские лечебные жесты . YBK Publishers, Inc., 2003. ISBN 9780970392343 .
- Фредрик В. Банс: Мудры в буддийских и индуистских практиках: иконографический анализ . ДК Принтмир, 2005. ISBN 9788124603123 .
- А.С. Умар Шариф: Раскрытие целительной силы в ваших руках: система 18 мудр цигун . Схолари, Инк, 2006. ISBN 978-0963703637 .
- Дхирен Гала: Здоровье на кончиках пальцев: Мудра-терапия, часть Аюрведы, очень эффективна, но ничего не стоит . Навнеет, 2007. ISBN 9788124603123 .
- К. Рангараджа Айенгар: Мир мудр/здоровья и других мудр . Книжный дом «Сапна», 2007. ISBN 9788128006975 .
- Суман К. Чиплункар: Мудры и перспективы здоровья: индийский подход . Абхиджит Пракашана, 2008. ISBN 9788190587440 .
- Ачарья Кешав Дев: Исцеляющие руки (наука йоги-мудры) . Ачарья Шри Энтерпрайзис, 2008. ISBN 9788187949121 .
- Каин Кэрролл и Ревитал Кэрролл: Мудры Индии: подробное руководство по жестам рук в йоге и индийском танце . Поющий дракон, 2012. ISBN 9781848190849 .
- Джозеф и Лилиан Ле Пейдж: Мудры для исцеления и трансформации . Интегративная йогатерапия, 2013. ISBN 978-0-9744303-4-8 .
- Токи, Хорю; Кавамура, Сейичи, тр. (1899). «Си-до-ин-дзоу; жесты служителей мистических церемоний сект Тендай и Сингон» , Париж, Э. Леру.
- Адамс, Осень: Маленькая книга мудрых медитаций . Рокридж Пресс, 2020. ISBN 9781646114900 .