Цигун
Цигун | |||
---|---|---|---|
![]() Мейстер Лам в Цзючжайго, Сычуань | |||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | цигун | ||
Упрощенный китайский | цигун | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
вьетнамский | цигун | ||
Китайские иероглифы | цигун | ||
Корейское имя | |||
хангыль | пора | ||
Ханджа | цигун | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Цигун | ||
Нисколько | Пойдем | ||
|
Эта статья является частью серии, посвященной |
Альтернативная медицина |
---|
![]() |
Часть серии о |
Китайские боевые искусства (ушу) |
---|
![]() |
Цигун ( / ˈ tʃ iː ˈ ɡ ɒ ŋ / ), [1] [а] это система скоординированных поз и движений тела, дыхания и медитации. [2] Говорят, что он полезен для здоровья, духовности и обучения боевым искусствам. [3] Уходящий корнями в китайскую медицину , философию и боевые искусства , цигун традиционно рассматривается китайцами и во всей Азии как практика развития и балансировки мифической жизненной силы ци . [4]
Практика цигун обычно включает в себя подвижную медитацию, координацию медленных движений, глубокое ритмичное дыхание и спокойное медитативное состояние ума. Люди практикуют цигун по всему Китаю и по всему миру для отдыха, физических упражнений, релаксации, профилактической медицины, самоисцеления, альтернативной медицины , медитации, самосовершенствования и обучения боевым искусствам. [2]
Этимология [ править ]
Цигун ( Пиньинь ), цигун ( Уэйд-Джайлс ) и цигун ( Йельский университет ) являются латинизацией двух китайских слов « ци » и « гун » ( 功 ). Ци в первую очередь означает воздух, газ или дыхание, но часто переводится как метафизическая концепция «жизненной энергии». [4] ссылка на предполагаемую энергию, циркулирующую через тело; хотя более общее определение — это универсальная энергия, включая тепло, свет и электромагнитную энергию; [5] и определения часто включают дыхание, воздух, газ или отношения между материей, энергией и духом. [6] Ци является центральным основополагающим принципом традиционной китайской медицины и боевых искусств. Гонг (или кунг ) часто переводится как совершенствование или работа, а определения включают в себя практику, умение, мастерство, заслуги, достижения, служение, результат или достижение, и часто используется для обозначения гунфу (кунг-фу) в традиционном смысле достижения. ценой огромных усилий. [7] Эти два слова объединены для описания систем культивирования и балансировки жизненной энергии, особенно для здоровья и благополучия. [4]
Термин цигун, используемый в настоящее время, пропагандировался в конце 1940-х – 1950-х годах для обозначения широкого спектра китайских упражнений по самосовершенствованию и для подчеркивания здоровья и научных подходов, при этом преуменьшая значение духовных практик , мистицизма и элитных линий передачи. [8] [9] [10]
История и происхождение [ править ]
Корни и традиции [ править ]

Корни цигун уходят корнями в древнюю китайскую культуру, уходящую более чем на 2000 лет назад, в различных слоях китайского общества развилось большое разнообразие форм цигун: [11] в традиционной китайской медицине для профилактических и лечебных функций; [12] в конфуцианстве для содействия долголетию и улучшению моральных качеств; [4] в даосизме и буддизме как часть медитативной практики; [13] и в китайских боевых искусствах для улучшения способностей самообороны. [9] [14] Современный цигун сочетает в себе разнообразные, а иногда и несопоставимые традиции, в частности даосскую медитативную практику «внутренней алхимии» ( нэйдань ), древние медитативные практики «циркуляции ци » ( синци ) и «медитации стоя» ( чжан чжуан ), а также медленную гимнастику. дыхательное упражнение «направление и вытягивание» ( даоинь ). Традиционно цигун преподавался мастером ученикам посредством обучения и устной передачи , с упором на медитативную практику ученых и гимнастическую или динамическую практику рабочих масс. [15]
цигун С 1949 по 1999 год : бум
Начиная с конца 1940-х и 1950-х годов правительство материкового Китая пыталось объединить разрозненные подходы цигун в одну последовательную систему с намерением создать прочную научную основу для практики цигун. В 1949 году Лю Гуйчжэнь ввел название «цигун» для обозначения системы жизнесохраняющих практик, которую он и его коллеги разработали на основе даоинь и других философских традиций. [16] Некоторые китаеведы считают эту попытку началом современной или научной интерпретации цигун. [17] [18] [19] Во время «Большого скачка» (1958–1963) и Культурной революции (1966–1976) цигун, как и другие виды традиционной китайской медицины, находился под жестким контролем с ограниченным доступом среди широкой публики, но поощрялся в государственных реабилитационных центрах. и распространился на университеты и больницы. После Культурной революции цигун, наряду с тай-чи , стал популяризироваться как ежедневная утренняя зарядка, которую массово практиковали по всему Китаю.
Популярность цигун быстро росла в 1990-е годы, во времена председателя Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году, и, по оценкам, по всему Китаю насчитывалось от 60 до 200 миллионов практикующих. В 1985 году было создано государственное Китайское научно-исследовательское общество цигун для регулирования национальных конфессий цигун и деятельности мастеров цигун. [8] : 59 [10] : 42, 44
При поддержке видных деятелей, в том числе нескольких высокопоставленных партийных чиновников и, в первую очередь, учёного-атомщика Цянь Сюэсэня , [10] : 63–64 исследования паранормальных аспектов цигун получили распространение в китайском научном сообществе в 1980-х годах. [8] : 67–68 Цянь выступал за создание « соматической науки» (人体科学, рэнти кэсюэ), которая бы обращалась к сверхъестественным способностям в исследовании скрытых потенциалов человеческого тела, которые можно развивать с помощью практики цигун. [8] : 65, 107
Вместе с популярностью и санкциями государства пришли споры и проблемы: заявления об экстраординарных способностях, граничащих со сверхъестественными, псевдонаучные объяснения для создания доверия, [20] психическое состояние, называемое отклонением цигун , [19] формирование культов и преувеличение претензий мастеров ради личной выгоды. [8] [21]
Контроль и репрессии [ править ]
В 1999 году, в ответ на повсеместное возрождение старых традиций духовности, морали и мистицизма, а также на очевидные вызовы государственному контролю, китайское правительство приняло меры по усилению контроля над общественной практикой цигун, включая закрытие клиник и больниц цигун, а также запрет групп. такие как Чжун Гун и Фалуньгун . [10] : 161–174 [22] После репрессий 1999 года исследования и практика цигун официально поддерживались только в контексте здравоохранения и традиционной китайской медицины. Китайская ассоциация оздоровительного цигун, созданная в 2000 году, строго регулирует общественную практику цигун, ограничивая общественные собрания, требуя одобренного государством обучения и сертификации инструкторов, а также ограничивая практику утвержденными государством формами. [23] [24]
Обзор [ править ]
Практики [ править ]
Цигун включает в себя разнообразный набор практик, которые координируют тело ( 調身 ), дыхание ( 調息 ) и разум ( 調心 ), основанные на китайской философии. [25] [26] Практики включают медитацию в движении и неподвижности, массаж, пение, звуковую медитацию и бесконтактные процедуры, выполняемые в широком спектре поз тела. Цигун обычно разделяют на две основные категории: 1) динамический или активный цигун ( донгун ) с медленными плавными движениями; и 2) медитативный или пассивный цигун ( цзингун ) с неподвижными позициями и внутренним движением дыхания. [27] : 21770–21772 С терапевтической точки зрения цигун можно разделить на две системы:1) внутренний цигун, направленный на уход за собой и самосовершенствование;2) внешний цигун, предполагающий лечение у терапевта, направляющего или передающего ци . [27] : 21777–21781
В качестве движущейся медитации практика цигун обычно сочетает в себе медленные стилизованные движения, глубокое диафрагмальное дыхание и спокойную умственную концентрацию с визуализацией направления ци через тело. Хотя детали реализации различаются, в целом формы цигун можно охарактеризовать как сочетание четырех типов практик: динамических, статических, медитативных и действий, требующих внешней помощи.
- Динамическая практика
- включает в себя плавные движения, обычно тщательно поставленные, скоординированные с дыханием и осознанием. Примеры включают медленные стилизованные движения тай-чи , багуачжан и синъицюань . [28] Другие примеры включают изящные движения, имитирующие движения животных в «Пяти животных» ( У Цинь Си цигун ), [29] [ самостоятельно опубликованный источник? ] Белый Журавль, [30] и «Дикий гусь» (Даян) цигун. [31] [32] Как форма мягких упражнений, цигун состоит из движений, которые обычно повторяются, укрепляя и растягивая тело, увеличивая движение жидкостей (крови, синовиальной и лимфатической), улучшая баланс и проприоцепцию , а также улучшая осознание того, как тело движется через космос. [33]
- Статическая практика
- предполагает удержание позы в течение длительного периода времени. [34] В некоторых случаях это имеет сходство с практикой йоги и ее продолжением в буддийской традиции. [35] Например , Ицюань , китайское боевое искусство, произошедшее от синъицюань , делает упор на тренировку статической стойки. [36] В другом примере лечебная форма «Восемь кусков парчи» ( Бадуаньцзинь цигун ) основана на серии статических поз. [37]
- Медитативная практика
- использует осознание дыхания, визуализацию, мантру , пение, звук и сосредотачивается на философских концепциях, таких как циркуляция ци , эстетика или моральные ценности. [38] В традиционной китайской медицине и даосской практике медитативный фокус обычно делается на развитии ци в энергетических центрах даньтянь и балансировке потока ци в меридианах и других путях. В различных буддийских традициях цель состоит в том, чтобы успокоить ум либо посредством внешнего сосредоточения, например, на каком-то месте, либо посредством внутреннего сосредоточения на дыхании, мантре, коане , пустоте или идее вечного. В традиции ученых Конфуция медитация сосредоточена на человечности и добродетели с целью самопросветления. [11]
- Использование внешних агентов
- Многие системы практики цигун включают использование внешних факторов, таких как прием трав, массаж, физические манипуляции или взаимодействие с другими живыми организмами. [13] Например, специализированная еда и напитки используются в некоторых медицинских и даосских формах, тогда как массаж и манипуляции с телом иногда используются в формах боевых искусств. В некоторых медицинских системах мастер цигун использует бесконтактное лечение, якобы направляя ци через свое тело в тело другого человека. [39]
Формы [ править ]
Существует множество форм цигун. В сборнике цигун описаны 75 древних форм, которые можно найти в древней литературе, а также 56 распространенных или современных форм. [40] : 203–433 Список ни в коем случае не является исчерпывающим. Многие современные формы были разработаны людьми, выздоровевшими от болезни после практики цигун.
Техники [ править ]
Независимо от того, рассматривается ли практика цигун с точки зрения физических упражнений, здоровья, философии или боевых искусств, можно выделить несколько основных принципов: [4] [33] [41] [42]
- Намеренное движение : осторожный, плавный, сбалансированный стиль.
- Дыхание ритмичное : медленное, глубокое, скоординированное с движением жидкости.
- Осознание : спокойное, сосредоточенное медитативное состояние.
- Визуализация : потока ци , философских принципов, эстетики.
- Пение/Звук : использование звука в качестве фокуса.
Дополнительные принципы:
- Мягкость : мягкий взгляд, невыразительное лицо.
- Твердая стойка : твердая опора, прямой позвоночник.
- Релаксация : расслабленные мышцы, слегка согнутые суставы.
- Баланс и противовес : движение над центром тяжести.
Расширенные цели:
- Невозмутимость : более плавная, более расслабленная.
- Спокойствие : пустой ум, высокая осознанность.
- Неподвижность : все меньшие и меньшие движения, в конечном итоге до полной неподвижности.
Обычно считается, что самой продвинутой практикой является практика с небольшим движением или вообще без него.
и теория классическая Традиционная

Со временем в Китае возникли пять различных традиций или школ цигун, каждая из которых имела свои собственные теории и характеристики: китайский медицинский цигун , даосский цигун, буддийский цигун, конфуцианский цигун и «боевой» цигун. [43] : 30–80 Все эти традиции цигун включают в себя практики, направленные на развитие и балансировку ци . [11] [44] [45] [46]
Традиционная китайская медицина [ править ]
Теории древнего китайского цигун включают теорию инь и ян , пяти элементов теорию , теорию трех сокровищ , теорию Цзан-Сян, меридианы и теорию ци -крови, которые были синтезированы как часть традиционной китайской медицины (ТКМ) . [43] : 45–57 ТКМ стремится выявить и исправить основную дисгармонию, устраняя дефицит и избыток, используя взаимодополняющие и противоположные силы Инь и Ян, чтобы создать сбалансированный поток ци . Считается, что ци накапливается и хранится в трех основных энергетических центрах Даньтянь и проходит через тело по двенадцати основным меридианам с множеством более мелких ответвлений и притоков. Главные меридианы соответствуют двенадцати основным органам . Ци сбалансирована с точки зрения Инь и Ян в контексте традиционной системы Пяти Элементов. [11] [12] Понятно, что болезни и недуги возникают, когда ци становится уменьшенной, несбалансированной или застойной. Считается, что здоровье можно вернуть и сохранить путем восстановления ци , устранения блокировок ци и исправления дисбаланса ци . Эти концепции ТКМ с трудом переносятся в современную науку и медицину, но применяются практикующими врачами ТКМ по всей Восточной Азии при лечении пациентов. [47]
Даосизм [ править ]
В даосизме утверждается, что различные практики, ныне известные как даосский цигун, обеспечивают способ достижения долголетия и духовной реализации. [48] а также более тесная связь с миром природы. [49] Например, времен династии Мин в сборнике «Чифэн суй» , написанном даосским аскетом, перечислены различные «методы долголетия», основанные на цигун.
Буддизм [ править ]
Медитативные практики являются частью духовного пути, ведущего к просветлению или состоянию будды . Некоторые считают их буддийским цигун. [50]
Конфуцианство [ править ]
В конфуцианстве практики, ныне известные как конфуцианский цигун, дают возможность стать Цзюньцзы ( 君子 ) через осознание морали. [51] [52]
Современный цигун [ править ]
В современном Китае акцент в практике цигун сместился с традиционной философии, духовных достижений и фольклора на пользу для здоровья, традиционную медицину и применение боевых искусств, а также научную перспективу. [8] [10] В настоящее время цигун практикуют миллионы людей во всем мире, в первую очередь из-за его пользы для здоровья, хотя многие практикующие также переняли традиционные философские, медицинские или боевые искусства и даже используют долгую историю цигун как доказательство его эффективности. [11] [41]
Современный китайский медицинский цигун [ править ]
Цигун признан «стандартной медицинской техникой» в Китае с 1989 года и иногда включается в медицинские учебные программы крупных университетов Китая. [53] : 34 Английский перевод официального китайского учебника по медицинскому цигун, используемого в Китае, 2013 г. [43] : IV, 385 определяет CMQ как «навык упражнений тела и разума, которые объединяют в себе регулировку тела, дыхания и ума» и подчеркивает, что цигун основан на «приспособлении» ( tiao 调 , также переводится как «регулирование», «настройка» или «регулировка»). выравнивание») тела, дыхания и ума. [43] : 16–18 Таким образом, практикующие рассматривают цигун как нечто большее, чем простое физическое упражнение, поскольку цигун сочетает в себе постуральную, дыхательную и умственную тренировку для создания определенного психофизиологического состояния бытия. [43] : 15 Хотя CMQ по-прежнему базируется на традиционной и классической теории, современные практики также подчеркивают важность прочной научной основы. [43] : 81–89 Согласно учебнику CMQ 2013 года, физиологические эффекты цигун многочисленны и включают улучшение дыхательной и сердечно-сосудистой функции, а также, возможно, нейрофизиологических функций. [43] : 89–102
, дополнительная и Интегративная альтернативная медицина
Интегративная медицина (ИМ) означает «сочетание традиционных и дополнительных лекарств и методов лечения с целью использования наиболее подходящего из одного или обоих методов для ухода за пациентом в целом». [54] : 455–456 тогда как комплементарный использует неосновной подход вместе с традиционной медициной, а альтернатива использует неосновной подход вместо традиционной медицины. [55] Цигун используется практиками интегративной медицины в дополнение к традиционному медицинскому лечению, основанному на интерпретациях эффективности и безопасности цигун дополнительной и альтернативной медициной. [27] : 22278–22306
Практикующие, использование и предостережения [ править ]
и использование популярное Отдых
Люди практикуют цигун по разным причинам, в том числе для отдыха, упражнений и релаксации, профилактической медицины и самоисцеления , медитации и самосовершенствования , а также обучения боевым искусствам. Практикующие варьируются от спортсменов до людей с ограниченными возможностями. Поскольку цигун малоэффективен и его можно выполнять лежа, сидя или стоя, цигун доступен для людей с ограниченными возможностями, пожилых людей и людей, выздоравливающих после травм. [4]
Медитация и самосовершенствование [ править ]
Цигун практикуется для медитации и самосовершенствования как часть различных философских и духовных традиций. Как медитация, цигун — это средство успокоения ума и входа в состояние сознания, которое приносит спокойствие, ясность и блаженство. [13] Многие практикующие считают, что цигун с его мягкими целенаправленными движениями более доступен, чем сидячая медитация. [41]
Цигун для самосовершенствования можно классифицировать с точки зрения традиционной китайской философии: даосский, буддийский и конфуцианский.
Применение боевых искусств [ править ]
Практика цигун является важной составляющей как внутреннего , так и внешнего стиля китайских боевых искусств . [13] Сосредоточение внимания на ци считается источником силы, а также основой внутреннего стиля боевых искусств ( нэйцзя ). Тайцзи , синъицюань и багуачжан являются представителями видов китайских боевых искусств, в которых лежит концепция ци . основе [56] Выдающиеся достижения в боевых искусствах, такие как способность выдерживать тяжелые удары ( Железная рубашка , 鐵衫 ) [57] [ нужна страница ] и способность ломать твердые предметы ( Iron Palm , железная ладонь ; альт. Iron Palm , железная песчаная пальма или железная песчаная пальма ) [58] [ нужна страница ] [59] [ нужна страница ] - это способности, приписываемые тренировкам цигун.
Тайчи и цигун [ править ]
Тай-чи — это широко практикуемый китайский внутренний боевой стиль , основанный на теории тайцзи , тесно связанный с цигун и обычно включающий более сложные хореографические движения, скоординированные с дыханием, выполняемые медленно для здоровья и тренировки или быстро для самообороны. Многие ученые считают тай-чи разновидностью цигун, зародившейся в семнадцатом веке. В современной практике цигун обычно больше фокусируется на здоровье и медитации, чем на боевых применениях, и играет важную роль в тренировках тай-чи, в частности, используется для наращивания силы, развития контроля над дыханием и увеличения жизненной силы («жизненной энергии»). [28] [60]
Терапевтическое использование [ править ]
Цигун показал терапевтические преимущества при различных заболеваниях. Исследования показывают, что у пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) цигун улучшает функцию легких, способность к физической нагрузке и качество жизни. [61] Согласно пилотному рандомизированному клиническому исследованию, упражнения цигун демонстрируют терапевтическую эффективность в облегчении симптомов фибромиалгии, включая боль, качество сна, усталость, тревогу, депрессию и фибромиалгию. [62] Более того, исследования показали, что упражнения на основе цигун могут быть эффективными для облегчения симптомов депрессии у людей с большим депрессивным расстройством, и для подтверждения этих результатов необходимы будущие хорошо спланированные рандомизированные контролируемые исследования с большими размерами выборки. [63]
и стоимость Безопасность
Цигун обычно считается безопасным. [64] В клинических исследованиях не наблюдалось никаких побочных эффектов, поэтому цигун считается безопасным для использования среди различных групп населения. Затраты на самообслуживание минимальны, а экономическая эффективность высока при групповом уходе. [65] Обычно меры предосторожности, связанные с цигун, такие же, как и с любой физической активностью, включая риск перенапряжения мышц или вывихов, целесообразность растяжки для предотвращения травм, общую безопасность при использовании наряду с традиционными медицинскими методами лечения и консультацию с врачом при сочетании с традиционными медицинскими процедурами. уход. [2] [66]
Клинические исследования
Обзор [ править ]
Хотя клинические исследования, изучающие потенциальное воздействие цигун на здоровье, продолжаются, существует мало финансовых или медицинских стимулов для поддержки высококачественных исследований, и до сих пор лишь ограниченное количество исследований соответствует принятым медицинским и научным стандартам рандомизированных контролируемых исследований (РКИ) . [2] [65] Клинические исследования цигун проводились для широкого спектра заболеваний, включая плотность костей, сердечно-легочные эффекты , физические функции, падения и связанные с ними факторы риска, качество жизни, иммунную функцию, воспаление, [65] гипертония, [67] боль, [68] и лечение рака. [2] [69]
Традиционная медицина [ править ]
Особенно с 1990-х годов традиционная или основная западная медицина часто стремится прислушаться к модели доказательной медицины (ДМ), которая отодвигает на второй план медицинскую теорию, клинический опыт и физиологические данные, чтобы отдать приоритет результатам контролируемых и особенно рандомизированных клинических исследований. само лечение. [70] [71] Хотя некоторые клинические испытания подтверждают эффективность цигун в лечении заболеваний, диагностируемых в западной медицине, качество этих исследований в основном низкое, и в целом их результаты неоднозначны. [72]
обзоры Систематические
Систематический обзор влияния упражнений цигун на уменьшение боли, проведенный в 2009 году, пришел к выводу, что «существующие данные исследований недостаточно убедительны, чтобы предположить, что внутренний цигун является эффективным методом лечения боли». [68]
Систематический обзор влияния упражнений цигун на лечение рака, проведенный в 2010 году, пришел к выводу, что «эффективность цигун в лечении рака еще не подтверждена данными строгих клинических испытаний». [69] Отдельный систематический обзор, в котором рассматривалось влияние упражнений цигун на различные физиологические и психологические результаты, показал, что доступные исследования были плохо спланированы и имели высокий риск систематической ошибки в результатах. Таким образом, авторы пришли к выводу: «Из-за ограниченного количества РКИ в этой области, а также методологических проблем и высокого риска систематической ошибки во включенных исследованиях еще слишком рано делать вывод об эффективности и действенности упражнений цигун как формы медицинской практики, принятой больными раком на лечебных, паллиативных и реабилитационных этапах пути к раку». [73]
Обзор систематических обзоров контролируемых клинических исследований 2011 года Lee et al. пришел к выводу, что «эффективность цигун основана главным образом на исследованиях низкого качества» и «поэтому было бы неразумно делать однозначные выводы на данном этапе». [72] Хотя всесторонний обзор литературы 2010 года обнаружил 77 рецензируемых РКИ, [65] Обзор систематических обзоров конкретных состояний здоровья, проведенный Ли и др., выявил такие проблемы, как размер выборки, отсутствие надлежащих контрольных групп, а также отсутствие ослепления , связанное с высоким риском систематической ошибки. [72]
Систематический обзор влияния упражнений цигун на сердечно-сосудистые заболевания и гипертонию, проведенный в 2015 году, не выявил убедительных доказательств этого эффекта. [67] Также в 2015 году систематический обзор воздействия на гипертонию показал, что он может быть эффективным, но доказательства не были убедительными из-за низкого качества включенных в него исследований, и рекомендовал провести более тщательные исследования в будущем. [74] Другой систематический обзор цигун на биомаркеры сердечно-сосудистых заболеваний, проведенный в 2015 году, пришел к выводу, что некоторые исследования показали положительный эффект, но заключает: «Большинство исследований, включенных в этот обзор, вероятно, имеют высокий риск предвзятости, поэтому у нас очень низкая уверенность в достоверности. результатов. [67]
Психическое здоровье [ править ]
Было сделано много заявлений о том, что цигун может принести пользу или улучшить состояние психического здоровья. [65] включая улучшение настроения, снижение реакции на стресс, а также снижение тревоги и депрессии. В большинстве медицинских исследований психологические факторы рассматривались только как второстепенные цели, хотя различные исследования показали снижение уровня кортизола — химического гормона, вырабатываемого организмом в ответ на стресс. [65]
Китай [ править ]
Фундаментальные и клинические исследования в Китае в 1980-е годы носили в основном описательный характер, и лишь немногие результаты были опубликованы в рецензируемых англоязычных журналах. [27] : 22060–22063 Цигун стал известен за пределами Китая в 1990-х годах, и во всем мире начали публиковаться клинические рандомизированные контролируемые исследования, изучающие эффективность цигун на здоровье и психическое состояние, а также систематические обзоры. [27] : 21792–21798
Проблемы [ править ]
Большинство существующих клинических испытаний имеют небольшой размер выборки, и многие из них имеют неадекватный контроль. Особую озабоченность вызывает непрактичность двойного слепого метода с использованием соответствующих фиктивных методов лечения, а также сложность контроля плацебо, так что пользу часто невозможно отличить от эффекта плацебо . [27] : 22278–22306 [75] Также вызывает беспокойство выбор, какую форму цигун использовать и как стандартизировать лечение или его объем с учетом навыков практикующего врача, ведущего или проводящего лечение, традиции индивидуализации лечения, а также продолжительности, интенсивности и частоты лечения. [27] : 6869–6920, 22361–22370 [76]
См. также [ править ]
- Даосская медитация
- Даосская философия
- Хуа То
- Ушу
- Кунгфу
- Цзин , Ци и Шэнь
- Нейдан
- Нэйгун
- Пайдагонг
- Шелковая намотка
- Даоинь
- Синци
- Яншэн
- Чжун Гонг
- Чжан Чжуан
- Традиционная китайская медицина
- Буддийская медитация
- Даосское общество тайцзи
- Всемирный день тайцзи и цигун
- Асахи Здоровье
Примечания [ править ]
- ^ Также пишется как цигун , ци'унг или цигун , от китайского ( упрощенный китайский : 气功 ; традиционный китайский : 氣功 ; пиньинь : цигун ; Уэйд-Джайлз : цигун ; букв. « жизненной энергии Культивирование » )
Ссылки [ править ]
- ^ "Цигун" . Словарь английского языка Коллинза .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Тай-чи и цигун: в глубине» . Национальный центр дополнительного и интегративного здравоохранения, Национальные институты здравоохранения США. Октябрь 2016 года . Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ Плагер, Ноэль (2015). Стоячий цигун для здоровья и боевых искусств, Чжан Чжуан . Корпорация электронных книг. ISBN 978-0-85701-204-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Коэн, Канзас (1999). Путь цигун: искусство и наука китайского энергетического исцеления . Случайный дом Канады. ISBN 978-0-345-42109-8 .
- ^ Ян, Цзин-Мин (1987). Цигун: здоровье и боевые искусства . Ассоциация боевых искусств Янга. ISBN 978-0-940871-00-7 .
- ^ Хо, Пэн Йок (октябрь 2000 г.). Ли, Ци и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае . Дуврские публикации. ISBN 978-0-486-41445-4 .
- ^ Статья словаря MDBG для гонга
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Палмер, Дэвид А. (2007). Лихорадка цигун: тело, наука и утопия в Китае . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-14066-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЙеЁнг, Бинг. «Истоки Цигун» . Культурные исследования Йеонга: Сакраменто, Калифорния ( http://literati-tradition.com ). Архивировано из оригинала 17 октября 2011 года . Проверено 14 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Оунби, Дэвид (2008). Фалуньгун и будущее Китая . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-532905-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ян, Цзин-Мин. (1989). Корни китайского цигун: секреты тренировок цигун . Ассоциация боевых искусств Янга. ISBN 978-0-940871-07-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холланд, Алекс (2000). Голоса Ци: Вводное руководство по традиционной китайской медицине . Североатлантические книги. ISBN 978-1-55643-326-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лян, Шоу-Ю; У, Вэнь-Цзин; Брейтер-Ву, Дениз (1997). Расширение возможностей цигун: руководство по развитию энергии в медицине, даосизме, буддизме и ушу . Путь Дракона Паб. ISBN 978-1-889659-02-2 .
- ^ Ян, Цзин-Мин (1998). Цигун для здоровья и боевых искусств: упражнения и медитация . Издательский центр YMAA. ISBN 978-1-886969-57-5 .
- ^ Миура, Кунио (1989). «Возрождение Ци». В Ливии Коль (ред.). Даосские техники медитации и долголетия . Центр китайских исследований: Мичиганский университет, Анн-Арбор. ISBN 978-0-89264-085-0 .
- ^ Фойгт, Джон (осень 2013 г.). «Человек, который изобрел цигун» ( PDF) . Ци: Журнал традиционного восточного здоровья и фитнеса . 23 (3): 28–33. Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2014 г.
- ^ Отеходе, Утираруто (2009). «Создание и возрождение цигун в Китае». В Ашива, Ёсико; Ванк, Дэвид Л. (ред.). Создание религии, создание государства: религиозная политика в современном Китае . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 241–265 . ISBN 978-0-8047-5842-0 .
- ^ Деспе, К. (1997). «Цигун, выражение китайской современности». У Ж. Гернета; М. Калиновский (ред.). По королевской дороге: смеси в честь Леона Вандермеерша . Французская школа Дальнего Востока. стр. 267–281.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чен, Нэнси Н. (2003). Дыхательное пространство: цигун, психиатрия и целительство в Китае . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-12804-9 .
- ^ Линь, Зиксин (2000). Цигун: китайская медицина или лженаука . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-232-6 .
- ^ Ванек, Кристофер (2003). Плохая медицина: раскрыты заблуждения и злоупотребления, от лечения на расстоянии до витамина О. Джон Уайли и сыновья. стр. 182–187 . ISBN 978-0-471-43499-3 .
- ^ Пенни, Бенджамин (1993). «Цигун, даосизм и наука: некоторые контексты бума цигун». Ин Ли, М.; Сырокомла-Стефановска, А.Д. (ред.). Модернизация китайского прошлого . Сидней: Дикий пион. стр. 166–179. ISBN 978-0-86758-658-9 .
- ^ Карчмер, Эрик (2002). «Магия, наука и цигун в современном Китае». В Блюме, Сьюзен Дебра; Дженсен, Лайонел М. (ред.). Китай вне центра: картографирование границ Срединного царства . Издательство Гавайского университета. стр. 311–22 . ISBN 978-0-8248-2577-5 .
- ^ Шайд, Волкер (2002). Китайская медицина в современном Китае: множественность и синтез . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-2872-8 .
- ^ Ян, Бай Лонг Ян Болонг (2006). Стандартный курс цигун [ Стандартное руководство по цигун ]. Издательство Пекинского спортивного университета Пекинского спортивного университета . . ISBN 978-7-81100-540-0 .
- ^ Лам Кам-Чуэн, Мастер; Лам, Кам Чуен (1991). Путь энергии: освоение китайского искусства внутренней силы с помощью упражнений цигун . Нью-Йорк: Саймон Шустер. ISBN 978-0-671-73645-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Микоцци, Марк С. (2010). Основы дополнительной и альтернативной медицины . Elsevier Health Sciences, Kindle Edition.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ян, Цзин-Мин (1998). Сущность тайцзи цигун, второе издание: Внутренняя основа тайцзицюань (боевых искусств-цигун) . Издательский центр YMAA. ISBN 978-1-886969-63-6 .
- ^ Фик, Франклин (2005). Цигун «Пять забав животных: упражнения журавля и медведя» . Лулу.com. ISBN 978-1-4116-2776-5 .
- ^ Кларк, Ангус (2003). Секреты Цигун (Секреты) . Вечнозеленый. ISBN 978-3-8228-0967-9 .
- ^ Чжан, Хун-Чао (2000). Цигун дикого гуся: естественное движение для здорового образа жизни . Издательский центр YMAA. ISBN 978-1-886969-78-0 .
- ^ Коннор, Дэнни; Це, Майкл (1992). Цигун: китайская медитация для здоровья . Йорк-Бич, Я.: С. Вайзер. ISBN 978-0-87728-758-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Францис, Брюс Кумар (2008). Революция Ци: использование целительной силы вашей жизненной силы . Книги о Синей Змее. ISBN 978-1-58394-193-5 .
- ^ Диперслут, Январь (2000). Дао Ицюань: метод осознания в боевых искусствах . Центр исцеления и искусств. ISBN 978-0-9649976-1-5 .
- ^ Дюмулен, Генрих; Хейсиг, Джеймс В.; Макрей, Джон М.; Вязальщик, Пол Ф. (2005). Дзен-буддизм: история . Блумингтон, Индиана: Мировая мудрость. ISBN 978-0-941532-89-1 .
- ^ Донг, Пол; Раффилл, Томас (10 декабря 2005 г.). Пустая сила: сила Ци для самозащиты и энергетического исцеления . Blue Snake Books/Frog, Ltd. ISBN 978-1-58394-134-8 .
- ^ Ян, Цзин-Мин; Цзин-Мин, Ян (1997). Восемь простых упражнений цигун для здоровья: восемь кусков парчи . Издательский центр YMAA. ISBN 978-1-886969-52-0 .
- ^ Лу, Куан Юй (1969). Секреты китайской медитации: самосовершенствование посредством контроля над разумом, как этому учат в школах Чань, Махаяны и даосизма в Китае . С. Вайзер.
- ^ Сюй, Сянцай (2000). Цигун для лечения распространенных недугов . Издательский центр YMAA. ISBN 978-1-886969-70-4 .
- ^ Ма Джи Рен ( 1992). Практическая китайская медицина цигун [ Практический цигун для традиционной китайской медицины ]. Шанхайское научно-техническое издательство. Шанхайское научно-техническое издательство . 466. ISBN. 978-7-5323-2720-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гарриполи, Гарри (1999). Цигун: суть исцеляющего танца . ХКИ. ISBN 978-1-55874-674-9 .
- ^ Паттерсон, Джефф (12 марта 2014 г.). «Использование звука в цигун» . portlandtaichiacademy.com . Портлендская Академия Тай Чи . Проверено 12 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Лю, Тянь Цзюнь; Цян, Сяо Мэй, ред. (2013). Китайский медицинский цигун, третье издание . Поющий дракон. ISBN 978-1-84819-096-2 .
- ^ Францис, Брюс Кумар (1995). Открытие энергетических ворот вашего тела (Дао совершенствования энергии) . Североатлантические книги. ISBN 978-1-55643-164-7 .
- ^ Лю, ДжиЛу (5 мая 2006 г.). Введение в китайскую философию: от древней философии до китайского буддизма . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-2949-7 .
- ^ Ли, Чэньян (1999). Дао встречает Запад: исследования сравнительной философии . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-4135-0 .
- ^ Чунг, Феликс (2011). «TCM: Сделано в Китае» . Природа . 480 (7378): С82–С83. Бибкод : 2011Natur.480S..82C . дои : 10.1038/480S82a . ISSN 1476-4687 . ПМИД 22190085 . S2CID 600909 .
- ^ Люк, К.; Чен Чао, Пи; Лу, Куан Юй (1984). Даосская йога: алхимия и бессмертие: перевод с введением и примечаниями книги «Секреты развития природы и вечной жизни» (Синь мин фа чуэ мин чжи) . Йорк-Бич, я: Сэмюэл Вайзер. ISBN 978-0-87728-067-5 .
- ^ Рекена, Ив (1996). Цигун: китайское искусство владения энергией . Пресса Целительного Искусства. п. 4. ISBN 978-0-89281-639-2 .
- ^ Бакнелл, Родерик С.; Стюарт-Фокс, Мартин (1993). Язык сумерек: исследования буддийской медитации и символизма . Лондон: Керзон Пресс. ISBN 978-0-7007-0234-3 .
- ^ Крюк, Мэри, Ван; Хьюген, Берил; Агилар, Мариан Анджела (2001). Духовность в религиозных традициях в практике социальной работы . Австралия: Брукс/Коул-Томсон Обучение. ISBN 978-0-534-58419-1 .
- ^ Ричи, Джеффри Эдвард (2008). Преподавание конфуцианства . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531160-0 .
- ^ Дуглас Венгелл; Натен Габриэль (2008). Возможности образования в области интегративной медицины . Хантер Пресс. п. 34 . ISBN 978-0-9776552-4-3 .
- ^ Коцирилос, Вики; Луис Витетта; Авни Сали (2011). Руководство по доказательной интегративной и дополнительной медицине . Elsevier Health Sciences в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Киндл издание.
- ^ «Дополнительное, альтернативное или интегративное здоровье: что в названии?» . Национальный центр дополнительного и интегративного здравоохранения, Национальные институты здравоохранения США. 8 ноября 2018 г. . Проверено 6 января 2019 г.
- ^ Ли, Лу; Юн, Чжан (2006). Боевые приемы Тай Цзи, Син И и Багуа: принципы и практика внутренних боевых искусств . Frog, Ltd./Blue Snake Books. ISBN 978-1-58394-145-4 .
- ^ Чиа, Мантак (2006). Цигун «Железная Рубашка» . Книги судьбы. ISBN 978-1-59477-104-0 .
- ^ Ли, Ин-Анг. (1973). Железная пальма за 100 дней . Wehman Bros. Inc.
- ^ Чао, ХК (1981). Полная тренировка железной ладони для самообороны . Компания Юнитрейд.
- ^ ЙеЁнг, Бинг. «Введение в тайчи и цигун» . Культурные исследования ЙеЯнг: Сакраменто, Калифорния. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 г. Проверено 25 апреля 2014 г.
- ^ Тонг, Хунсюань; Лю, Ихуа; Чжу, Ютянь; Чжан, Боли; Ху, Цзинцин (2019). «Терапевтические эффекты цигун у больных хронической обструктивной болезнью легких в стабильной стадии: метаанализ» . BMC Дополнительная и альтернативная медицина . 19 (1): 239. дои : 10.1186/s12906-019-2639-9 . ПМК 6727520 . ПМИД 31484521 .
- ^ Сарменто, Кайо, ВМ; Мун, Сангхи; Пфайфер, Тейлор; Смирнова Ирина Владимировна; Колгроув, Ивонн; Лай, Сью Мин; Лю, Вэнь (2020). «Терапевтическая эффективность упражнений цигун в отношении основных симптомов фибромиалгии: пилотное рандомизированное клиническое исследование» . Интегративные медицинские исследования . 9 (4). дои : 10.1016/j.imr.2020.100416 . ПМЦ 7235941 . ПМИД 32455108 .
- ^ Го, Лицзюань; Конг, Чжаовэй; Чжан, Яньцзе (2019). «Терапия на основе цигун для лечения взрослых с большим депрессивным расстройством: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 16 (5): 826. doi : 10.3390/ijerph16050826 . ПМК 6427394 . ПМИД 30866431 .
- ^ «Тай Чи и Цигун для здоровья и благополучия» . Национальный центр дополнительной и альтернативной медицины. 6 января 2012 г. Проверено 5 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Янке, Р.; Ларки, Л.; Роджерс, К.; Этнье, Дж; Лин, Ф. (2010). «Всесторонний обзор пользы цигун и тай-чи для здоровья» . Американский журнал укрепления здоровья . 24 (6): е1–е25. дои : 10.4278/ajhp.081013-LIT-248 . ПМК 3085832 . ПМИД 20594090 .
- ^ «Web MD: Безопасны ли тайцзи и цигун?» . Проверено 14 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хартли, Л; Ли, MS; Квонг, Дж. С.; Цветы, Н; Тодкилл, Д; Эрнст, Э; Рис, К. (2015). «Цигун для первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний» . Cochrane Database Syst Rev. 2015 (6): CD010390. дои : 10.1002/14651858.CD010390.pub2 . ПМК 6956616 . ПМИД 26068956 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ли М.С., Питтлер М.Х., Эрнст Э. (ноябрь 2009 г.). «Внутренний цигун при болевых состояниях: систематический обзор» . Джей Пейн . 10 (11): 1121–1127.e14. дои : 10.1016/j.jpain.2009.03.009 . ПМИД 19559656 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ли М.С., Чен К.В., Сансье К.М., Эрнст Э. (2007). «Цигун для лечения рака: систематический обзор контролируемых клинических исследований» . Акта Онкол . 46 (6): 717–22. дои : 10.1080/02841860701261584 . ПМИД 17653892 .
- ^ Сакетт Д.Л., Розенберг В.М., Грей Дж.А., Хейнс Р.Б., Ричардсон В.С. (январь 1996 г.). «Доказательная медицина: что это такое, а что нет» . БМЖ . 312 (7023): 71–2. дои : 10.1136/bmj.312.7023.71 . ПМК 2349778 . ПМИД 8555924 .
- ^ * Тенни С. и Варакалло М., «Доказательная медицина (ДМ)» @ NIH.gov (Остров сокровищ, Флорида: StatPearls Publishing, 2020).
- Гайатт Г.Х., Хейнс Р.Б., Яешке Р.З., Кук DJ, Грин Л. и др., «XXV, Доказательная медицина: принципы применения руководств для пользователей к уходу за пациентами» , Архивировано 21 февраля 2016 г. на Wayback Machine , пользователи Путеводители по медицинской литературе , JAMA , 2000 г.; 284 (10): 1290–96, особенно стр. 1292–1293.
- Либерати А. и Винейс П., «Введение в симпозиум: что такое доказательная медицина, а чем нет» , J Med Ethics , апрель 2004 г.; 30 (2): 120–121.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ли М.С., О Б., Эрнст Э. (2011). «Цигун для здравоохранения: обзор систематических обзоров» . Короткий представитель JRSM . 2 (2): 1–5. дои : 10.1258/shorts.2010.010091 . ПМК 3046559 . ПМИД 21369525 .
- ^ Чан CL, Ван CW, Хо RT и др. (июнь 2012 г.). «Систематический обзор эффективности упражнений цигун в поддерживающей терапии рака» . Поддержка ухода за раком . 20 (6): 1121–33. дои : 10.1007/s00520-011-1378-3 . ПМЦ 3342492 . ПМИД 22258414 .
- ^ Сюн, X; Ван, П; Ли, Х; Чжан, Ю (2015). «Цигун при гипертонии: систематический обзор» . Лекарство . 94 (1): e352. дои : 10.1097/MD.0000000000000352 . ПМК 4602820 . ПМИД 25569652 .
- ^ «Клинические исследования и CAM» (PDF) . Национальный центр дополнительной и альтернативной медицины, Национальные институты здравоохранения США. Август 2010 г. Архивировано (PDF) из оригинала 21 декабря 2016 г. Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ Антонишен, Кевин (2015). «Неоднородность режимов упражнений среди опубликованных исследований практики цигун бадуаньцзинь». Журнал работы с телом и двигательной терапии . 19 (2): 278–283. дои : 10.1016/j.jbmt.2014.05.013 . ПМИД 25892384 .