Пранаяма
Пранаяма ( санскрит : प्राणायाम, «Пранаяма») — это йогическая практика сосредоточения внимания на дыхании. В йоге дыхание связано с праной , таким образом, пранаяма является средством возвышения прана - шакти , или жизненных энергий. Пранаяма описана в индуистских текстах, таких как « Бхагавад-гита» и « Йога-сутры» Патанджали . Позже в текстах хатха-йоги это означало полную остановку дыхания. Практики пранаямы в современной йоге как упражнения не похожи на практики хатха-йоги.
Этимология
[ редактировать ]Пранаяма ( деванагари : प्राणायाम пранаяма ) — это сложное слово на санскрите. Разными авторами он определяется по-разному.
Макдонелл дает этимологию как прана ( prana ), дыхание + аяма , и определяет ее как остановку дыхания. [1]

Монье-Вильямс определяет составную пранаяму как «из трёх дыхательных упражнений, выполняемых во время самдхьи ( см. пурак , речак (англ.: рвота или выброс) , кумбхак »). [2] Это техническое определение относится к особой системе контроля дыхания с тремя процессами , как объяснил Бхаттачарья : пурак (задерживать дыхание внутри), кумбхак (задерживать его) и речак (выпускать его). Помимо этой трехступенчатой модели, существуют и другие процессы пранаямы. [3]
, данное В. С. Апте Определение айамы , происходит от ā + yam и дает ему несколько вариантов значений при использовании в составных словах. Первые три значения имеют отношение к «длине», «расширению, расширению» и «растяжению, расширению», но в конкретном случае использования в составной пранаяме он определяет аямах как означающее «сдерживание, контроль, остановка». [4]
Рамамурти Мишра дает определение:
Расширение индивидуальной энергии в космическую энергию называется пранаямой ( прана , энергия + аям , расширение). [5]
индуизм
[ редактировать ]В Бхагавад-гите
[ редактировать ]Пранаяма упоминается в стихе 4.29 «Бхагавад- гиты» , где говорится: «Третьи, кто склонен к процессу задержки дыхания, чтобы оставаться в трансе, практикуют, предлагая движение выходящего дыхания входящему, а входящего дыхания — входящему. другие, сокращая процесс еды, приносят исходящее дыхание себе в жертву». [6] [7]
Йога-сутры Патанджали.
[ редактировать ]Пранаяма — четвертая «ветвь» из восьми ступеней Аштанга-йоги , как упоминается в стихе 2.29 « Йога-сутр» Патанджали . [8] [9] Патанджали , риши , обсуждает свой особый подход к пранаяме в стихах с 2.49 по 2.51, а стихи 2.52 и 2.53 посвящает объяснению преимуществ практики. [10] Патанджали не полностью разъясняет природу праны, и теория и практика пранаямы, по-видимому, после него претерпели значительное развитие. [11]
В стихе 1.34 пранаяма представлена как метод, направленный на стабилизацию ума. Практика включает в себя две основные техники: выдох, известный как праччардана , который влечет за собой вытеснение воздуха из желудка через ноздри, и задержку, известную как видхарана , которая фокусируется на контролируемом сдерживании дыхания. Пранаяма помогает опытным практикам обрести контроль над разумом и дополняет медитацию, помогая достичь легкости тела и устойчивости ума посредством регулирования дыхания. [12]
Учителя йоги, в том числе Б.К.С. Айенгар, посоветовали, чтобы пранаяма была частью общей практики, включающей другие части учения Раджа-йоги Патанджали, особенно Яму , Нияму и Асану . [13]
Хатха-йога
[ редактировать ]Индийская традиция хатха-йоги использует различные техники пранаямы. XV века «Хатха-йога прадипика» является ключевым текстом этой традиции и включает в себя различные формы пранаямы, такие как задержка дыхания кумбхака и различные блокировки тела ( бандхи ). [14] Другие формы дыхания пранаямы включают попеременное ноздревое дыхание Нади Шодхана , дыхание Уджайи («Победоносное дыхание»), Ситали (дыхание через свернутый язык), [15] Бхастрика («Дыхание кузнечных мехов»), Капалабхати («Дыхание, сияющее черепом», очищение Шаткарма ), [16] Сурья Бхедана («Солнце-пронзительное дыхание»), [17] и успокаивающий Бхрамари (жужжащий, как пчела). [18] Б.К.С. Айенгар предупреждает, что пранаяму следует выполнять только в том случае, если у человека есть прочная практика йоги, и только под руководством опытного Гуру. [13]
По словам Теоса Бернарда , конечной целью пранаямы является остановка дыхания ( кевала кумбхака ), «вызывающая сознание обморока». [19] Парамаханса Йогананда пишет: «Истинный смысл пранаямы, по мнению Патанджали, основателя философии йоги, заключается в постепенном прекращении дыхания, прекращении вдоха и выдоха». [20]
Йога как упражнение
[ редактировать ]Ученый-йога Андреа Джайн утверждает, что пранаяма была «маргинальной по отношению к наиболее широко цитируемым источникам» до 20-го века и что дыхательные практики «разительно» отличались от современных. Она пишет, что хотя пранаяма в современной йоге как упражнение состоит из синхронизации дыхания с движениями (между асанами ), в таких текстах, как « Бхагавад-гита» и « Йога-сутры» Патанджали , пранаяма означает «полное прекращение дыхания», для чего она цитирует Bronkhorst 2007. . [21] [22]
буддизм
[ редактировать ]Согласно Палийскому буддийскому канону , Будда до своего просветления практиковал медитативную технику, которая заключалась в сдавливании нёба языком и насильственных попытках сдержать дыхание. Это описывается как чрезвычайно болезненное и не способствующее просветлению. [23] В некоторых буддийских учениях и метафорах говорится, что дыхание останавливается с четвертой джханой , хотя это побочный эффект техники и не возникает в результате целенаправленного усилия. [24]
Будда включил умеренную модуляцию длины дыхания в предварительную тетраду Анапанасати-сутты . Его применение есть подготовка к концентрации. По отзывам литературы, это подходит новичкам. [25]
Индо-тибетская традиция
[ редактировать ]Более поздние индо-тибетские разработки буддийской пранаямы, похожие на индуистские формы, можно увидеть уже в 11 веке в буддийском тексте под названием « Амритасиддхи» , который учит трем бандхам в связи с йогическим дыханием ( кумбахха ). [26]
Тибетские буддийские дыхательные упражнения, такие как «девять очистительных дыханий» или «Девятикратное изгнание застоявшейся жизненной энергии» ( рлунг родгу пожимают плечами ), форма попеременного дыхания через ноздри, обычно включают визуализации. [27] [28] В Ньингма традиции Дзогчена эти практики собраны в текстовый цикл, известный как «Устная передача Вайроцаны » ( Vai ro snyan brgyud ). [29]
Эффекты
[ редактировать ]Йога положительно влияет на артериальное давление , вариабельность сердечного ритма и барорефлекса . чувствительность [30] В систематическом обзоре дыхательных упражнений йоги на артериальное давление был обнаружен умеренный, но статистически значимый положительный эффект. [31] Метаанализ «произвольного медленного дыхания», частоты сердечных сокращений и вариабельности сердечного ритма показал, что такое дыхание приводит к усилению парасимпатического нервного контроля сердца, и отмечает: «Учитывая важность парасимпатической нервной системы для здоровья, Связанные с этим проблемы, стимуляция неинвазивная блуждающего нерва представляет собой действительную цель». [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макдонелл 1996 , с. 185, главный вход пранагхата .
- ^ Jump up to: а б Монье-Вильямс , с. 706, левый столбец.
- ^ Бхаттачарья 1999 , с. 429.
- ^ См. основную статью आयामः ( аямах ) в: Apte, стр. 224. Для этого использования Апте процитировал отрывки из Бхагаватгиты 4.29 и Манусмрити 2.83.
- ^ Мишра , с. 216.
- ^ Гамбхирананда, стр. 217–218.
- ^ «Бхагават Гита 4.29» . Бхагват Гита с комментариями Рамануджи, Мадхвы, Шанкары и других . 13 сентября 2012 г. Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Таймни 1961 , с. 205.
- ^ Наводнение 1996 , с. 97.
- ^ Таймни 1961 , стр. 258–268.
- ^ Панде, Говинд Чандра (1990). Основы индийской культуры: духовное видение и символические формы в Древней Индии (второе изд.). Мотилал Банарсидасс. п. 97. OCLC 488464360 .
- ^ Брайант 2009 , с. 130-132.
- ^ Jump up to: а б Айенгар, БКС (2011). Свет на пранаяме: йогическом искусстве дыхания . Нью-Йорк: Перекресток. OCLC 809217248 .
- ^ Мэллинсон, Джеймс (2011). Кнут А. Якобсен; и др., ред. Хатха-йога в Энциклопедии индуизма Брилла, том. 3. Брилл Академик. стр. 772-773. ISBN 978-90-04-27128-9 .
- ^ Мэллинсон, Джеймс (2012). «Оригинальная Горакшашатака» . В белом, Дэвид Гордон (ред.). Йога на практике . Принстон: Издательство Принстонского университета . стр. 257–272.
- ^ Будиловский, Джоан; Адамсон, Ева (2000). Полное руководство по йоге для идиотов (2-е изд.). Пингвин. Глава 7. ISBN 978-0-02-863970-3 .
- ^ «Сурья Бхедана Пранаяма» . Йогапедия . Проверено 3 июня 2019 г.
В своей простейшей форме сурья бхедана пранаяма заключается в полном вдохе через правую ноздрю, задержке дыхания и затем выдохе через левую ноздрю. ... Пингала нади, олицетворяющая мужскую солнечную энергию, начинается в муладхаре (корневой) чакре и заканчивается у правой ноздри, которая служит своего рода входом в эту солнечную энергию. Практикуя сурья бхедана пранаяму, йог задействует и активирует энергию пингала-нади.
- ^ Брагинский, Рэйчел (12 апреля 2017 г.). «Используйте «Пчелиное дыхание», чтобы избавиться от тревоги» . Журнал йоги . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Бернард, Теос (2007). Хатха-йога: отчет о личном опыте . Гармония. п. 57. ИСБН 978-0-9552412-2-2 . OCLC 230987898 .
- ^ Йогананда, Парамаханса (2005). Сущность крия йоги (1-е изд.). Светлые публикации. п. часть 10 (онлайн). ISBN 978-1931833189 .
- ^ Бронкхорст, Йоханнес (2007). Большая Магада: исследования культуры ранней Индии . Брилл. стр. 26–27.
- ^ Джайн, Андреа (2015). Продающая йога: от контркультуры к поп-культуре . Издательство Оксфордского университета. п. 3. ISBN 978-0-19-939024-3 . OCLC 878953765 .
- ^ Йоханнес Бронкхорст , Две традиции медитации в Древней Индии. Franz Steiner Verlag Weisbaden GmbH, стр. 1–5.
- ^ Йоханнес Бронкхорст , Две традиции медитации в Древней Индии. Franz Steiner Verlag Weisbaden GmbH, с. 84.
- ^ Эдвард Конзе, Буддийская медитация. Харпер и Роу, 1956, с. 66. О включении Буддой пранаямы см. также Буддхадаса , Осознанность с дыханием. Пересмотренное издание, опубликованное Wisdom Publications, 1997, стр. 53.
- ^ Мэллинсон, Джеймс (2018). «Амритасиддхи: тантрический буддийский исходный текст Хатха-йоги». В Доминике Гудолле; Шаман Хэтли ; Харунага Исааксон (ред.). Шиваизм и тантрические традиции: праздничный сборник Алексиса Сандерсона . Лейден: Брилл. стр. 1–3 со сносками.
- ^ Тензин Вангьял. Пробуждение Священного Тела, стр. 1
- ^ Б. Алан Уоллес. Практика Цалунг-Девятикратное изгнание застоявшейся жизненной энергии (видео). Меридиан Траст . Проверено 16 августа 2017 г.
- ^ Чогьял Намкай Норбу, Пер. Адриано Клементе. Публикации Янтра-йоги Снежного Льва, с. 1.
- ^ Фриккьоне, Грегори (2022), Басу-Рэй, Индранилл; Мехта, Даршан (ред.), «Йога в лечении сердечно-сосудистых заболеваний: краткое введение» , «Принципы и практика йоги в сердечно-сосудистой медицине» , Сингапур: Springer Nature, стр. 55–66, номер документа : 10.1007/978-981. -16-6913-2_4 , ISBN 978-981-16-6913-2 , получено 30 марта 2023 г.
- ^ Гарг, Пиюш; Мендиратта, Аюши; Банга, Акшат; Бушарлес, Анна Каролина Флюминьян; Пикколи, Мария Виктория Феррейра; Камарадж, Балакришнан; Касба, Рахтан К.; Бансал, Викас; Кашьяп, Рахул (март 2023 г.). «Влияние дыхательных упражнений на артериальное давление и частоту сердечных сокращений: систематический обзор и метаанализ» . Журнал Американского колледжа кардиологов . 81 (8): 1831. doi : 10.1016/S0735-1097(23)02275-1 .
- ^ Лаборд, С.; Аллен, MS; Борхес, У.; Доссвилл, Ф.; Хосанг, Ти Джей; Искра, М.; Мосли, Э.; Сальвотти, К.; Сполверато, Л.; Заммит, Н.; Жавель, Ф. (01 июля 2022 г.). «Влияние произвольного медленного дыхания на частоту сердечных сокращений и вариабельность сердечного ритма: систематический обзор и метаанализ» . Неврологические и биоповеденческие обзоры . 138 : 104711. doi : 10.1016/j.neubiorev.2022.104711 . ISSN 0149-7634 . ПМИД 35623448 .
Источники
[ редактировать ]- Бхаттачарья, Нарендра Натх (1999). История тантрической религии (второе изд.). Дели: Публикации Манохара. ISBN 81-7304-025-7 .
- Брайант, Эдвин Ф. (2009). Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарии . Нью-Йорк: Норт-Пойнт Пресс. ISBN 978-0865477360 .
- Флуд, Гэвин Д. (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета.
- Макдонелл, Артур Энтони (1996). Практический санскритский словарь . Издательство Мунширам Монохарлал. ISBN 81-215-0715-4 .
- Мишра, Рамамурти. Основы йоги . Издательский фонд Бабы Бхагаванды.
- Таймни, ИК (1961). Наука йоги (восьмое переиздание, изд. 1993 г.). Адьяр, Индия: Теософское издательство. ISBN 81-7059-212-7 .
- Заккаро, Андреа и др. (2018). Как контроль дыхания может изменить вашу жизнь: систематический обзор психофизиологических корреляций медленного дыхания . Границы человеческой неврологии.