Jump to content

Нияма

Нияма ( санскрит : नियम , латинизировано : нияма ) — это позитивные обязанности или обряды. [1] В Дхарме , особенно в йоге , ниямы и их дополнения, ямы , рекомендуются для здорового образа жизни, духовного просветления и освобожденного состояния существования. [2] Оно имеет несколько значений в зависимости от контекста в индуизме. В буддизме этот термин распространяется на определения природы, как в буддийских нияма-дхаммах . [3]

Этимология

[ редактировать ]

Нияма (नियम) происходит от санскритского корня ниям (नियम्), что означает «держать». Таким образом, нияма переводится как «правило», «соблюдение» или «практика самоограничения». [4] [5] [6]

В йоги школе философии индуистской ниямы описываются в восьми ступенях (шагах; аштанга-йога ) йоги. [7] Нияма — это вторая часть, которая включает в себя добродетельные привычки, поведение и соблюдение правил («дос»). [8] [9] Эти добродетели и этические предпосылки рассматриваются в индуизме как необходимые человеку для достижения освобождения или мокши . [10]

Пять правил

[ редактировать ]

Патанджали В «Йога-сутрах» пять ниям перечислены как: [11]

  1. Шауча (शौच): внешняя (тело) и внутренняя (ум) чистота. [12] [13]
  2. Сантоша (सन्तोष): удовлетворенность; незаинтересованность в приобретении большего, чем жизненные потребности. [2] [13]
  3. Тапас (तपस्): аскеза, самодисциплина, [14] постоянная медитация и настойчивость. [15] [16]
  4. Свадхьяя (स्वाध्याय): изучение священных писаний ради своего освобождения. [13]
  5. Ишварапранидхана (इश्वरप्रनिधान): предложение всей своей деятельности Верховному/Богу ( Ишваре ). [13]

Десять ниям

[ редактировать ]

Некоторые тексты предлагают другой и расширенный список ниям . Например, Шандилья и Вараха Упанишады . [17] Хатха Йога Прадипика , [18] стихи с 552 по 557 в Книге 3 « Тируманхирама Тирумулара» предполагают десять ниям. [19] «Хатха-йога прадипика» перечисляет следующие десять ниям в стихе 1.18: [18] [20]

  1. Тапас (तपस्): настойчивость, настойчивость в достижении своей цели, аскеза. [15] [16]
  2. Сантоша (सन्तोष): удовлетворенность, принятие других и своих обстоятельств такими, какие они есть, оптимизм по отношению к себе. [2]
  3. Астикья (आस्तिक्य): вера в Настоящее Я (джняна-йога, раджа-йога), вера в Бога (бхакти-йога), убежденность в Ведах/Упанишадах (ортодоксальная школа) [21]
  4. Дана (दान): щедрость, благотворительность, умение делиться с другими. [22]
  5. Ишварапуджана (ईश्वरपूजन): поклонение Ишваре (Богу/Высшему Существу, Брахману , Истинному Я, неизменной Реальности) [23]
  6. Сиддханта вакья шравана (Сиддханта вакья шравана) или Сиддханта шравана (Сиддханта вакья шравана): слушание древних писаний. [21]
  7. Хри (ह्री): раскаяние и принятие своего прошлого, скромность, смирение. [18] [24]
  8. Мати (मति): думайте и размышляйте, чтобы понять и примирить противоречивые идеи. [25]
  9. Джапа (जप): повторение мантры, чтение молитв или знаний. [26]
  10. Хута (Хут) или Врата (Врата):
    1. Хута (हुत): ритуалы, церемонии, такие как яджна . жертвоприношение
    2. Врата (व्रत): Добросовестное выполнение религиозных обетов, правил и обрядов. [27]

В некоторых текстах последняя нияма Хута заменяется на Врату . [21] Нияма Враты означает принятие и соблюдение обетов (решений), которые могут быть благочестивыми обрядами. [28] Например, обещание поститься и посетить место паломничества — это форма враты . Процесс образования в древней Индии, где Веды и Упанишады запоминались и передавались из поколения в поколение, никогда не записываясь, требовал серии Врата -ниям в течение ряда лет. [29]

Другие ниямы

[ редактировать ]

На сегодняшний день известно по меньшей мере шестьдесят пять индийских текстов древних и средневековых эпох, в которых обсуждаются ниямы . [17] Большинство из них написано на санскрите, но некоторые — на региональных индийских языках индусов. Число ниям, упомянутых в этих текстах, варьируется от одной до одиннадцати, однако наиболее распространенными являются пять и десять. [17] Порядок перечисленных ниям, названия и характер каждой ниямы, а также относительный акцент различаются в разных текстах. [21] Например, в Шрипрашна Самхите в стихе 3.22 обсуждается только одна нияма — ахимса . [17] Шивайога Дипика, Шарада Тилака, Васиштха Самхита , Йога Калпалатика, Яджнавалкья Смрити и многие другие обсуждают по 10 ниям каждый . [17] [30] В «Бхагавата-пуране» одиннадцать ниям обсуждаются с любезным гостеприимством гостей, насколько это возможно, как дополнительным добродетельным поведением. Другие тексты заменяют одно или несколько различных понятий в своем списке ниям . Например, в пяти ниямах, перечисленных в Маркандейа-пуране в стихе 36.17, в Матанге Парамешварам в стихе 17.31 и в Пашупата-сутре в стихе 1.9, каждая предполагает акродху (негнев) как нияму . [17] [31]

Ахимса является наиболее широко обсуждаемой этической теорией и в большинстве этих текстов выделяется как высшая добродетель. [17]

Буддийские комментарии V-XIII веков нашей эры содержат панчавидха нияму , пятеричные ниямы, в следующих текстах:

  • В « Аттхасалини» (272–274) — комментарий Буддхагхоши к « Дхаммасангани» , первой книге Тхеравады Абхидхаммы Питаки; [32]
  • В «Сумангала-Виласини» (DA 2.431), комментарии Буддхагхоши к Дигха Никае ; [33]
  • В « Абхидхаммаватаре» (PTS, стр. 54) — краткое изложение стихов Абхидхаммы , написанное современником Буддхагхоши, Буддхададаттой. [34]
  • Внутренний комментарий Абхидхаммаматики. (стр. 58) Абхидхамма-матика представляет собой матрицу рефератов по Абхидхамме со списками пар и троек терминов, из которых теоретически можно восстановить весь текст. Отрывок о ниямах взят из внутреннего комментария к матике, связанного с Дхаммасангани (кажется, ниямы не упоминаются в самой матрице, а только в этом приложении); и был составлен в Южной Индии Чодаратхой Кассапой (12–13 века).
  • Абхидхаммаватара-пуранатика (стр. 1.68). Написано в Шри-Ланке Вачиссарой Махасами ок. 13 век или Сарипутта ок. 12 век. Этот текст представляет собой неполный дословный комментарий к тексту «Абхидхаммаватара Намарупа-паричедо» (Тика).

Пять ниям в этом наборе:

  1. уту-нияма «ограничение времен года», т.е. в определенных регионах земли в определенные периоды цветение и плодоношение деревьев одновременно ( экаппахаренева ), дуновение или прекращение ветра, степень солнечного тепла количество осадков, некоторые цветы, например лотосы, раскрывающиеся днем ​​и закрывающиеся ночью и так далее;
  2. биджа-нияма «ограничение семян или зародышей», т.е. семя, производящее себе подобных, как семя ячменя производит ячмень;
  3. камманияма «ограничение каммы », т.е. хорошие действия приводят к хорошим результатам, а плохие действия приводят к плохим результатам. Говорят, что это ограничение выражено в стихе 127 [Дхаммапады], который объясняет, что последствия действий неизбежны;
  4. читта-нияма «принуждение ума», т.е. порядок процесса деятельности ума как предшествующий момент мысли, вызывающий и обусловливающий последующий в причинно-следственном отношении;
  5. дхамма-нияма «ограничение дхамм», то есть такие события, как сотрясение десяти тысяч мировых систем при зачатии Бодхисатты в чреве его матери и при его рождении. В конце обсуждения отрывка Сумангалавиласини в Комментарии говорится, что дхамманияма объясняет термин дхаммата в тексте Махападана -сутты (Д ii.12) (см. S 12.20 для обсуждения использования слова дхамманиямата в суттах).

В этих текстах набор пяти ниям был введен в комментарии в дискуссиях не для того, чтобы проиллюстрировать, что вселенная по своей сути этична, а как список, демонстрирующий универсальный масштаб патичча-самуппады . , первоначальная цель заключалась По словам Леди Саядо не в продвижении или понижении уровня закона кармы, а в том, чтобы показать сферу применения естественного закона как альтернативы утверждениям теизма. [35]

CAF Рис Дэвидс была первым западным ученым, обратившим внимание на список панчавидха ниямы в своей книге 1912 года «Буддизм» . Причина, по которой она упомянула об этом, заключалась в том, чтобы подчеркнуть, что, согласно буддизму, мы существуем в «моральной вселенной», в которой действия приводят к справедливым последствиям в соответствии с естественным моральным порядком, ситуацию, которую она называет «космодицеей» в отличие от христианской теодицеи: [36] [37]

В схеме Риса Дэвидса ниямы выглядят так:

  • камма нияма : («действие»), последствия своих действий.
  • уту нияма : («время, сезон») сезонные изменения и климат, закон неживой материи.
  • биджа нияма : («семя») законы наследственности.
  • читта нияма : («ум») воля ума
  • дхамма нияма : («закон»), склонность природы к совершенству.

Это похоже на схему, предложенную Леди Саядо. [38] Западный буддист Сангхаракшита подхватил концепцию ниямы г-жи Рис Дэвид и сделал ее важным аспектом своего собственного учения о буддизме. [39]

Написание

[ редактировать ]

На пали это слово пишется как нияма , так и нияма , и в словаре Палийского общества текстов говорится, что эти две формы перепутались. [40] Вполне вероятно, что нияма происходит от причинной формы глагола ni√i . [ нужна ссылка ]

  1. ^ Мойер, Дональд (1989). «Асана». Журнал йоги . 84 (январь/февраль 1989 г.): 36.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Н. Таммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь, ISBN   978-0736070164 , страницы 16-17.
  3. ^ «Что означает нияма?» . www.definitions.net . Проверено 15 января 2021 г.
  4. ^ Кьюсак, Кармен (2012). «Альтернативное разрешение споров и нияма, вторая часть Йога-сутры». Журнал мирного образования и социальной справедливости . 6 (2): 107–122.
  5. ^ Чикаго, Университет; Библиотеки (ЦРЛ), Центр исследований. «Цифровая библиотека Южной Азии» . dsal.uchicago.edu . Проверено 4 июня 2024 г.
  6. ^ Сивасубраманиам, Тирунавуккарасу (24 мая 2019 г.). «Нияма» . Классическая йога . Проверено 4 июня 2024 г.
  7. ^ «Индуистская философия | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 10 мая 2024 г.
  8. ^ Н. Таммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь, ISBN   978-0736070164 , страницы 13-16.
  9. ^ Ю Савай (1987), Природа веры в Шанкаранской традиции веданты , Numen , Vol. 34, Фаск. 1 (июнь 1987 г.), стр. 18–44.
  10. ^ К. Х. Поттер (1958), Дхарма и Мокша с разговорной точки зрения , Философия Востока и Запада, 8 (1/2): 49-63
  11. ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 102.
  12. ^ Шарма и Шарма, Индийская политическая мысль, Atlantic Publishers, ISBN   978-8171566785 , стр. 19
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Йога-сутры Патанджали | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 10 мая 2024 г.
  14. ^ Грегори П. Филдс (2014). Религиозная терапия: тело и здоровье в йоге, аюрведе и тантре . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 111. ИСБН  978-0-7914-9086-0 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кельбер, Вирджиния (1976). «Тапас», Рождение и духовное возрождение в Ведах, История религий, 15 (4), 343–386.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б С.А. Бхагват (2008), Йога и устойчивое развитие. Журнал йоги, осень/зима 2008 г., 7 (1): 1–14.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г С.В. Бхарти (2001), Йога-сутры Патанджали: с изложением Вьясы, Мотилал Банарсидас, ISBN   978-8120818255 , Приложение I, страницы 680-691.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Микель Берли (2000), Хатха-йога: ее контекст, теория и практика, Мотилал Банарсидас, ISBN   978-8120817067 , страницы 190-191.
  19. ^ Источник Шайва Сиддханты Тирумулар, Гималайская академия, Гавайи.
  20. ^ Оригинал:
    Аскетизм, довольство, вера, милосердие и поклонение Богу.
    Слушать слова принципов и приносить жертвы застенчивым
    Десять правил были провозглашены знатоками писаний йоги.
    См.: Хатха Йога Прадипика ; Примечание: автор этого бесплатного онлайн-источника дважды включает тапас в список ниям; другие указывают предпоследнее слово второй строки выше как जपो или Джапа.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Нияма | 8 ступеней йоги» . Мы заботимся об объединении . 30 июня 2021 г.
  22. ^ Уильям Оуэн Коул (1991), Моральные проблемы в шести религиях, Хайнеманн, ISBN   978-0435302993 , страницы 104-105.
  23. ^ Ишвара. Архивировано 3 марта 2016 г. в Кельнском университете Wayback Machine , Германия.
  24. ^ Шри Монье Уильямса Санскритско-английский словарь
  25. ^ Монье Уильямс, Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически организованный , с. 740, в Google Книгах , Мати, Мани, страницы 740–741.
  26. ^ HS Наср, Знание и священное, SUNY Press, ISBN   978-0791401774 , страницы 321-322.
  27. ^ «Сообщество сиддхов: шиваитская индуистская религия» . www.siddha.com.my . Проверено 12 января 2017 г.
  28. ^ व्रत Vrata, Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия
  29. ^ Хартмут Шарфе, Справочник по востоковедению - Образование в Древней Индии, Брилл, ISBN   978-9004125568 , страницы 217-222.
  30. ^ К.В. Гаджендрагадкар (2007), Неоупанишадская философия, Бхаратия Видья Бхаван, Архив Калифорнийского университета, OCLC   1555808 , стр. 96-97.
  31. ^ С. Дасгупта (2012), История индийской философии, Том 5, Мотилал Банарсидас, ISBN   978-8120804166 , страницы 134-136.
  32. ^ Аттхасалини: Комментарий Буддхагхоши к Дхаммасангани. ред. Э. Мюллер, PTS 1979 (ориг. 1897), стр.272, абз. 562; пер. Пе Маунг Тин в роли толкователя PTS, Лондон, 1921, том II, стр.360.
  33. ^ Сумангала-Виласини, Комментарий Буддхагхоши к Дигха Никае. ред. В. Стеде ПТС 1931 с.432.
  34. ^ Абхидхаммаватара в руководствах Буддхадатты. ред. AP Buddhadatta PTS 1980 (ориг. 1915), стр.54.
  35. ^ Руководства по буддизму . Бангкок: Mahamakut Press, 1978. Нияма-Дипани был транс. (с пали) Бени М. Баруа, ред. и изд. CAF Рис Дэвидс, nd
  36. ^ Буддизм: исследование буддийской нормы Лондон: Уильямс и Норгейт 1912,стр. 118–9. Перепечатка Read Books, 2007, Books.Google.com.
  37. ^ Падмасири Де Сильва, Экологическая философия и этика в буддизме. Макмиллан, 1998, стр. 41. Books.Google.com.
  38. ^ Нияма-Дипани (онлайн см. ниже)
  39. ^ Три драгоценности Windhorse 1977 (первоначально опубликовано в 1967 году) Windhorse, стр. 69–70; и в лекции «Карма и перерождение» в отредактированном виде в книге « Кто такой Будда?» Windhorse 1994, стр. 105–8.
  40. ^ Общество палийских текстов. «Пали-английский словарь Общества палийских текстов» . Цифровая библиотека Южной Азии . п. 368 . Проверено 20 ноября 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad26e70ee5b9df3e0c5d521df4bcc21b__1718757480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/1b/ad26e70ee5b9df3e0c5d521df4bcc21b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Niyama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)