Нияма
Часть серии о |
индуизм |
---|
Нияма ( санскрит : नियम , латинизировано : нияма ) — это позитивные обязанности или обряды. [1] В Дхарме , особенно в йоге , ниямы и их дополнения, ямы , рекомендуются для здорового образа жизни, духовного просветления и освобожденного состояния существования. [2] Оно имеет несколько значений в зависимости от контекста в индуизме. В буддизме этот термин распространяется на определения природы, как в буддийских нияма-дхаммах . [3]
Этимология
[ редактировать ]Нияма (नियम) происходит от санскритского корня ниям (नियम्), что означает «держать». Таким образом, нияма переводится как «правило», «соблюдение» или «практика самоограничения». [4] [5] [6]
индуизм
[ редактировать ]В йоги школе философии индуистской ниямы описываются в восьми ступенях (шагах; аштанга-йога ) йоги. [7] Нияма — это вторая часть, которая включает в себя добродетельные привычки, поведение и соблюдение правил («дос»). [8] [9] Эти добродетели и этические предпосылки рассматриваются в индуизме как необходимые человеку для достижения освобождения или мокши . [10]
Пять правил
[ редактировать ]Патанджали В «Йога-сутрах» пять ниям перечислены как: [11]
- Шауча (शौच): внешняя (тело) и внутренняя (ум) чистота. [12] [13]
- Сантоша (सन्तोष): удовлетворенность; незаинтересованность в приобретении большего, чем жизненные потребности. [2] [13]
- Тапас (तपस्): аскеза, самодисциплина, [14] постоянная медитация и настойчивость. [15] [16]
- Свадхьяя (स्वाध्याय): изучение священных писаний ради своего освобождения. [13]
- Ишварапранидхана (इश्वरप्रनिधान): предложение всей своей деятельности Верховному/Богу ( Ишваре ). [13]
Десять ниям
[ редактировать ]Некоторые тексты предлагают другой и расширенный список ниям . Например, Шандилья и Вараха Упанишады . [17] Хатха Йога Прадипика , [18] стихи с 552 по 557 в Книге 3 « Тируманхирама Тирумулара» предполагают десять ниям. [19] «Хатха-йога прадипика» перечисляет следующие десять ниям в стихе 1.18: [18] [20]
- Тапас (तपस्): настойчивость, настойчивость в достижении своей цели, аскеза. [15] [16]
- Сантоша (सन्तोष): удовлетворенность, принятие других и своих обстоятельств такими, какие они есть, оптимизм по отношению к себе. [2]
- Астикья (आस्तिक्य): вера в Настоящее Я (джняна-йога, раджа-йога), вера в Бога (бхакти-йога), убежденность в Ведах/Упанишадах (ортодоксальная школа) [21]
- Дана (दान): щедрость, благотворительность, умение делиться с другими. [22]
- Ишварапуджана (ईश्वरपूजन): поклонение Ишваре (Богу/Высшему Существу, Брахману , Истинному Я, неизменной Реальности) [23]
- Сиддханта вакья шравана (Сиддханта вакья шравана) или Сиддханта шравана (Сиддханта вакья шравана): слушание древних писаний. [21]
- Хри (ह्री): раскаяние и принятие своего прошлого, скромность, смирение. [18] [24]
- Мати (मति): думайте и размышляйте, чтобы понять и примирить противоречивые идеи. [25]
- Джапа (जप): повторение мантры, чтение молитв или знаний. [26]
- Хута (Хут) или Врата (Врата):
В некоторых текстах последняя нияма Хута заменяется на Врату . [21] Нияма Враты означает принятие и соблюдение обетов (решений), которые могут быть благочестивыми обрядами. [28] Например, обещание поститься и посетить место паломничества — это форма враты . Процесс образования в древней Индии, где Веды и Упанишады запоминались и передавались из поколения в поколение, никогда не записываясь, требовал серии Врата -ниям в течение ряда лет. [29]
Другие ниямы
[ редактировать ]На сегодняшний день известно по меньшей мере шестьдесят пять индийских текстов древних и средневековых эпох, в которых обсуждаются ниямы . [17] Большинство из них написано на санскрите, но некоторые — на региональных индийских языках индусов. Число ниям, упомянутых в этих текстах, варьируется от одной до одиннадцати, однако наиболее распространенными являются пять и десять. [17] Порядок перечисленных ниям, названия и характер каждой ниямы, а также относительный акцент различаются в разных текстах. [21] Например, в Шрипрашна Самхите в стихе 3.22 обсуждается только одна нияма — ахимса . [17] Шивайога Дипика, Шарада Тилака, Васиштха Самхита , Йога Калпалатика, Яджнавалкья Смрити и многие другие обсуждают по 10 ниям каждый . [17] [30] В «Бхагавата-пуране» одиннадцать ниям обсуждаются с любезным гостеприимством гостей, насколько это возможно, как дополнительным добродетельным поведением. Другие тексты заменяют одно или несколько различных понятий в своем списке ниям . Например, в пяти ниямах, перечисленных в Маркандейа-пуране в стихе 36.17, в Матанге Парамешварам в стихе 17.31 и в Пашупата-сутре в стихе 1.9, каждая предполагает акродху (негнев) как нияму . [17] [31]
Ахимса является наиболее широко обсуждаемой этической теорией и в большинстве этих текстов выделяется как высшая добродетель. [17]
буддизм
[ редактировать ]Часть серии о |
буддизм |
---|
Буддийские комментарии V-XIII веков нашей эры содержат панчавидха нияму , пятеричные ниямы, в следующих текстах:
- В « Аттхасалини» (272–274) — комментарий Буддхагхоши к « Дхаммасангани» , первой книге Тхеравады Абхидхаммы Питаки; [32]
- В «Сумангала-Виласини» (DA 2.431), комментарии Буддхагхоши к Дигха Никае ; [33]
- В « Абхидхаммаватаре» (PTS, стр. 54) — краткое изложение стихов Абхидхаммы , написанное современником Буддхагхоши, Буддхададаттой. [34]
- Внутренний комментарий Абхидхаммаматики. (стр. 58) Абхидхамма-матика представляет собой матрицу рефератов по Абхидхамме со списками пар и троек терминов, из которых теоретически можно восстановить весь текст. Отрывок о ниямах взят из внутреннего комментария к матике, связанного с Дхаммасангани (кажется, ниямы не упоминаются в самой матрице, а только в этом приложении); и был составлен в Южной Индии Чодаратхой Кассапой (12–13 века).
- Абхидхаммаватара-пуранатика (стр. 1.68). Написано в Шри-Ланке Вачиссарой Махасами ок. 13 век или Сарипутта ок. 12 век. Этот текст представляет собой неполный дословный комментарий к тексту «Абхидхаммаватара Намарупа-паричедо» (Тика).
Пять ниям в этом наборе:
- уту-нияма «ограничение времен года», т.е. в определенных регионах земли в определенные периоды цветение и плодоношение деревьев одновременно ( экаппахаренева ), дуновение или прекращение ветра, степень солнечного тепла количество осадков, некоторые цветы, например лотосы, раскрывающиеся днем и закрывающиеся ночью и так далее;
- биджа-нияма «ограничение семян или зародышей», т.е. семя, производящее себе подобных, как семя ячменя производит ячмень;
- камманияма «ограничение каммы », т.е. хорошие действия приводят к хорошим результатам, а плохие действия приводят к плохим результатам. Говорят, что это ограничение выражено в стихе 127 [Дхаммапады], который объясняет, что последствия действий неизбежны;
- читта-нияма «принуждение ума», т.е. порядок процесса деятельности ума как предшествующий момент мысли, вызывающий и обусловливающий последующий в причинно-следственном отношении;
- дхамма-нияма «ограничение дхамм», то есть такие события, как сотрясение десяти тысяч мировых систем при зачатии Бодхисатты в чреве его матери и при его рождении. В конце обсуждения отрывка Сумангалавиласини в Комментарии говорится, что дхамманияма объясняет термин дхаммата в тексте Махападана -сутты (Д ii.12) (см. S 12.20 для обсуждения использования слова дхамманиямата в суттах).
В этих текстах набор пяти ниям был введен в комментарии в дискуссиях не для того, чтобы проиллюстрировать, что вселенная по своей сути этична, а как список, демонстрирующий универсальный масштаб патичча-самуппады . , первоначальная цель заключалась По словам Леди Саядо не в продвижении или понижении уровня закона кармы, а в том, чтобы показать сферу применения естественного закона как альтернативы утверждениям теизма. [35]
CAF Рис Дэвидс была первым западным ученым, обратившим внимание на список панчавидха ниямы в своей книге 1912 года «Буддизм» . Причина, по которой она упомянула об этом, заключалась в том, чтобы подчеркнуть, что, согласно буддизму, мы существуем в «моральной вселенной», в которой действия приводят к справедливым последствиям в соответствии с естественным моральным порядком, ситуацию, которую она называет «космодицеей» в отличие от христианской теодицеи: [36] [37]
В схеме Риса Дэвидса ниямы выглядят так:
- камма нияма : («действие»), последствия своих действий.
- уту нияма : («время, сезон») сезонные изменения и климат, закон неживой материи.
- биджа нияма : («семя») законы наследственности.
- читта нияма : («ум») воля ума
- дхамма нияма : («закон»), склонность природы к совершенству.
Это похоже на схему, предложенную Леди Саядо. [38] Западный буддист Сангхаракшита подхватил концепцию ниямы г-жи Рис Дэвид и сделал ее важным аспектом своего собственного учения о буддизме. [39]
Написание
[ редактировать ]На пали это слово пишется как нияма , так и нияма , и в словаре Палийского общества текстов говорится, что эти две формы перепутались. [40] Вполне вероятно, что нияма происходит от причинной формы глагола ni√i . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мойер, Дональд (1989). «Асана». Журнал йоги . 84 (январь/февраль 1989 г.): 36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Н. Таммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь, ISBN 978-0736070164 , страницы 16-17.
- ^ «Что означает нияма?» . www.definitions.net . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Кьюсак, Кармен (2012). «Альтернативное разрешение споров и нияма, вторая часть Йога-сутры». Журнал мирного образования и социальной справедливости . 6 (2): 107–122.
- ^ Чикаго, Университет; Библиотеки (ЦРЛ), Центр исследований. «Цифровая библиотека Южной Азии» . dsal.uchicago.edu . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Сивасубраманиам, Тирунавуккарасу (24 мая 2019 г.). «Нияма» . Классическая йога . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Индуистская философия | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Н. Таммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь, ISBN 978-0736070164 , страницы 13-16.
- ^ Ю Савай (1987), Природа веры в Шанкаранской традиции веданты , Numen , Vol. 34, Фаск. 1 (июнь 1987 г.), стр. 18–44.
- ^ К. Х. Поттер (1958), Дхарма и Мокша с разговорной точки зрения , Философия Востока и Запада, 8 (1/2): 49-63
- ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 102.
- ^ Шарма и Шарма, Индийская политическая мысль, Atlantic Publishers, ISBN 978-8171566785 , стр. 19
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Йога-сутры Патанджали | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Грегори П. Филдс (2014). Религиозная терапия: тело и здоровье в йоге, аюрведе и тантре . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 111. ИСБН 978-0-7914-9086-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кельбер, Вирджиния (1976). «Тапас», Рождение и духовное возрождение в Ведах, История религий, 15 (4), 343–386.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б С.А. Бхагват (2008), Йога и устойчивое развитие. Журнал йоги, осень/зима 2008 г., 7 (1): 1–14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г С.В. Бхарти (2001), Йога-сутры Патанджали: с изложением Вьясы, Мотилал Банарсидас, ISBN 978-8120818255 , Приложение I, страницы 680-691.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Микель Берли (2000), Хатха-йога: ее контекст, теория и практика, Мотилал Банарсидас, ISBN 978-8120817067 , страницы 190-191.
- ^ Источник Шайва Сиддханты Тирумулар, Гималайская академия, Гавайи.
- ^ Оригинал:
Аскетизм, довольство, вера, милосердие и поклонение Богу.
Слушать слова принципов и приносить жертвы застенчивым
Десять правил были провозглашены знатоками писаний йоги.
См.: Хатха Йога Прадипика ; Примечание: автор этого бесплатного онлайн-источника дважды включает тапас в список ниям; другие указывают предпоследнее слово второй строки выше как जपो или Джапа. - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Нияма | 8 ступеней йоги» . Мы заботимся об объединении . 30 июня 2021 г.
- ^ Уильям Оуэн Коул (1991), Моральные проблемы в шести религиях, Хайнеманн, ISBN 978-0435302993 , страницы 104-105.
- ^ Ишвара. Архивировано 3 марта 2016 г. в Кельнском университете Wayback Machine , Германия.
- ^ Шри Монье Уильямса Санскритско-английский словарь
- ^ Монье Уильямс, Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически организованный , с. 740, в Google Книгах , Мати, Мани, страницы 740–741.
- ^ HS Наср, Знание и священное, SUNY Press, ISBN 978-0791401774 , страницы 321-322.
- ^ «Сообщество сиддхов: шиваитская индуистская религия» . www.siddha.com.my . Проверено 12 января 2017 г.
- ^ व्रत Vrata, Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия
- ^ Хартмут Шарфе, Справочник по востоковедению - Образование в Древней Индии, Брилл, ISBN 978-9004125568 , страницы 217-222.
- ^ К.В. Гаджендрагадкар (2007), Неоупанишадская философия, Бхаратия Видья Бхаван, Архив Калифорнийского университета, OCLC 1555808 , стр. 96-97.
- ^ С. Дасгупта (2012), История индийской философии, Том 5, Мотилал Банарсидас, ISBN 978-8120804166 , страницы 134-136.
- ^ Аттхасалини: Комментарий Буддхагхоши к Дхаммасангани. ред. Э. Мюллер, PTS 1979 (ориг. 1897), стр.272, абз. 562; пер. Пе Маунг Тин в роли толкователя PTS, Лондон, 1921, том II, стр.360.
- ^ Сумангала-Виласини, Комментарий Буддхагхоши к Дигха Никае. ред. В. Стеде ПТС 1931 с.432.
- ^ Абхидхаммаватара в руководствах Буддхадатты. ред. AP Buddhadatta PTS 1980 (ориг. 1915), стр.54.
- ^ Руководства по буддизму . Бангкок: Mahamakut Press, 1978. Нияма-Дипани был транс. (с пали) Бени М. Баруа, ред. и изд. CAF Рис Дэвидс, nd
- ^ Буддизм: исследование буддийской нормы Лондон: Уильямс и Норгейт 1912,стр. 118–9. Перепечатка Read Books, 2007, Books.Google.com.
- ^ Падмасири Де Сильва, Экологическая философия и этика в буддизме. Макмиллан, 1998, стр. 41. Books.Google.com.
- ^ Нияма-Дипани (онлайн см. ниже)
- ^ Три драгоценности Windhorse 1977 (первоначально опубликовано в 1967 году) Windhorse, стр. 69–70; и в лекции «Карма и перерождение» в отредактированном виде в книге « Кто такой Будда?» Windhorse 1994, стр. 105–8.
- ^ Общество палийских текстов. «Пали-английский словарь Общества палийских текстов» . Цифровая библиотека Южной Азии . п. 368 . Проверено 20 ноября 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Йога и этика Пол Макнейл, Уайли-Блэквелл
- Пятикратная нияма Переводы комментариев, в которых упоминаются ниямы.