Джаянта Бхатта
Джаянта Бхатта | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | ок. 820 г. н. э. [1] |
Умер | ок. 900 г. н. э. [1] |
Религия | индуизм |
Родной город | Шринагар |
Организация | |
Философия | Ньяя школа индуистской философии |
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Джаянта Бхатта ( ок. 820 г. н.э. – ок. 900 г. н.э.) [1] был поэтом, учителем, логиком и советником короля Шанкаравармана Кашмира ) . Он был философом Ньяя школы индуистской философии . [2] [3] Он является автором трех работ по философии ньяи : одна из них неизвестна, аллегорическая драма и комментарий к грамматике Паниниана . [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джаянта родился в богатой семье Гаура-брамина . [4] [3] Он был вундеркиндом , сочинил комментарий к Панини » «Аштадхьяи и заслужил имя Нава-Вриттикара, или новый комментатор. [5] Позже он освоил различные шастры и агамы , отличился в научных дебатах и передал свои знания своим ученикам. [ нужна ссылка ]
Год рождения Джаянты, продолжительность жизни, даты написания его произведений являются предметом научных дискуссий. [ нужна ссылка ] В его философском труде «Ньяяманджари» , а также в драме «Агамадамбара упоминается как современник. » царь Шанкараварман (883–902 гг. н.э.) [ нужна ссылка ]
Кадамбарикатхасара , произведение, написанное сыном Джаянты Абхинандой, упоминает, что прадед Джаянты был министром царя Лалитадитьи Муктапиды , который был правителем династии Каркота во второй четверти 8-го века нашей эры. [ нужна ссылка ] Несколько попыток указать продолжительность его жизни основаны на ссылках на его работы других авторов и ссылках на современные события и людей в его работах. Они варьируются от середины 8 века до начала 10 века нашей эры. Однако по самым надежным оценкам он жил примерно в 9 веке нашей эры. [ нужна ссылка ]
Родословная
[ редактировать ]Кадамбарикатхасара предоставляет некоторую информацию о линии передачи Джаянты. что его предком Шакти был Гаур-брамин и прямой Бхарадваджи потомок В нем говорится , готры из Бенгалии , который жил в Дарвабхисаре, недалеко от границы Кашмира . Его сына звали Митра, а внука — Шактисвамин (Шактисвамин). [4] [6]
Шактисвамин, прадед Джаянты, был министром Кашмира Лалитадитьи Муктапида из династии Каркота ( ок. 724–761 гг . Н. Э.). Джаянта упоминает в Ньяяманджари , что его дед получил от короля Муктапиды деревню под названием Гаурамулака, которая, как полагают, располагалась к северу от современного города Раджури . У Шактисвамина был сын по имени Чандра, отец Джаянты. [5]
Карьера
[ редактировать ]« Агамадамбара» содержит подробную информацию о политической карьере Бхатты. [ нужна ссылка ] Он был советником кашмирского короля Шанкаравармана . На своем посту он сыграл роль в изгнании секты Ниламбара («Черные одеяла») из Кашмира. [ нужна ссылка ] Комментируя тантрическую литературу , он утверждал, что секта Ниламбара пропагандирует «аморальные учения». Джаянта утверждал, что ниламбара «носят всего одну синюю одежду, а затем всей группой занимаются непринужденным публичным сексом». Он утверждал, что эта практика «ненужна» и угрожает фундаментальным ценностям общества. [7]
Работает
[ редактировать ]Философские произведения
[ редактировать ]Джаянта написал три известных трактата по философии ньяя , два из которых сохранились. [ нужна ссылка ] Его первая книга, « Ньяяманджари» («Связка цветов дерева ньяя»), представляет собой комментарий к афоризмам ньяя, который служит критикой теорий конкурирующих философских систем, таких как « Мимансадаршана» . [ нужна ссылка ]
Его вторая книга, « Ньяякалика» («Пучок дерева ньяя»), представляет собой обзор основных принципов Ньяя-сутр , основополагающего текста школы ньяя. Его третья работа, «Паллава» (вероятно, «Ньяяпаллава» , «Ветка дерева ньяя»), хотя и цитируется в «Сьядвадаратнакаре» , не сохранилась. [1] [5]
Джаянта упоминает в Ньяяманджари , что он написал этот трактат во время своего заключения в лесу царем. [ нужна ссылка ] Этот трактат уникален, поскольку представляет собой самостоятельную работу, а не комментарий к более ранней работе. [ нужна ссылка ]
Во-вторых, согласно Джаянте, целью ньяи является защита авторитета Вед , древнейших писаний индуизма, тогда как ранее ученые ньяи считали ньяю анвикшики ( научным исследованием), дающим истинные знания о реальной природе объектов познания.
Литературные произведения
[ редактировать ]Его главное литературное произведение — «Агамадамбара» , санскритская пьеса в четырёх действиях. Герой его квазифилософской драмы – молодой выпускник школы Миманса , желающий посредством рассуждения победить всех противников Вед. [5]
Философия
[ редактировать ]Бог
[ редактировать ]Обсуждение существования Бога можно найти в первой части «Ньяя Манджури» . Джаянта придерживается реалистической точки зрения на Бога и мир и защищает возможность аргументированных аргументов в пользу Бога как реалистичной и адекватной причины мира. [8]
Критика локаятов
[ редактировать ]Джаянта Бхатта раскритиковал философскую школу Локаята за то, что она не развивает культуру Локаята. Он сказал: «Локаята — это не Агама , то есть не руководство по культурной жизни, не система того, что можно и что нельзя; следовательно, это не что иное, как безответственные споры». [9]
английские переводы
[ редактировать ]Библиотека санскрита Клэя опубликовала перевод Агамадамбары Чабы Дезсо под названием « Много шума о религии» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хегде, РД (1983). «БХАТТА ДЖАЯНТА». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований, том. 64, нет. 1/4 . стр. 1–15. JSTOR 41693038 .
- ^ Фрэнсис Клуни (2010). Индуистский Бог, христианский Бог: как разум помогает разрушить границы между религиями . Издательство Оксфордского университета. стр. 39–40. ISBN 978-0-19-973872-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бхатта Джаянта; Чаба Дезё (2005). Много шума о религии Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 100-1 15–17. ISBN 978-0-8147-1979-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кумара Варки. Энциклопедия индийской философии, том 02. Традиции Ньяя Вайшешики до Гангеши Карл Поттер Х.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чаба Дезсо. «Знакомство с Агамадамбарой» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года . Проверено 19 июня 2007 г.
- ^ Шарма, Ракхи (15 августа 2022 г.). «Эволюция шиваитской философской традиции в раннесредневековом Кашмире» (PDF) . Центральноазиатский журнал социальных наук и истории . 3 (10): 71 – через Академию.
- ^ Флуд, Гэвин Д. (2006). Тантрическое тело, тайная традиция индуистской религии . ИБ Телец. стр. 48–49. ISBN 978-1-84511-011-6 .
- ^ Клуни, Фрэнсис Ксавье (2010). Индуистский Бог, христианский Бог: как разум помогает разрушить границы между религиями . Издательство Оксфордского университета . стр. 39–45. ISBN 978-0-19-973872-4 .
- ^ Нараин, Харш (1990). Мифы о сложной культуре и равенстве религий . стр. 33–34.