Религия (индуизм)
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Агамы ஆகமம் ( деванагари : आगम , IAST : āgama ) ( тамильский : : āgama , латинизированный: ) ( бенгальский : আগম, ISO15919 ) представляют собой собрание нескольких тантрических писаний и писаний индуистских ākamam школ. [1] [2] Этот термин буквально означает традицию или «то, что сошло», а тексты Агамы описывают космологию, эпистемологию, философские доктрины, наставления о медитации и практиках, четыре вида йоги, мантры, строительство храмов, поклонение божествам и способы достижения шестикратных желаний. . [1] [3] Эти канонические тексты написаны на санскрите. [1] и тамильский . [4] [5]
Три основные ветви текстов Агамы — это Шайва , Вайшнав и Шакта . [1] Агамические традиции иногда называют тантризмом . [6] хотя термин «Тантра» обычно используется специально для обозначения Шакта-агам. [7] [8] Литература по агамам обширна и включает 28 шайва-агам, 64 шакта-агамы (также называемых тантрами) и 108 вайшнавских агам (также называемых панчаратра- самхитами) и многочисленные упа-агамы. [9]
Происхождение и хронология Агамы неясны. Некоторые из них являются ведическими, другие — неведическими. [10] Традиции Агамы включают концепции йоги и самореализации, некоторые включают Кундалини йогу , [11] аскетизм и философские учения от Двайты ( дуализма ) до Адвайты ( монизма ). [12] [13] Некоторые предполагают, что это постведические тексты, другие — как доведические сочинения, датируемые более чем 1100 годом до нашей эры. [14] [15] [16] Эпиграфические и археологические данные свидетельствуют о том, что тексты Агамы существовали примерно в середине I тысячелетия нашей эры, в эпоху династии Паллавов . [17] [18]
Ученые отмечают, что некоторые отрывки в текстах индуистских агам, по-видимому, отвергают авторитет Вед , в то время как другие отрывки утверждают, что их наставления раскрывают истинный дух Вед. [2] [19] [20] Литературный жанр агам также можно найти в шраманических традициях (то есть буддийских , джайнских и т. д.). [21] [22] официально называется Агама Хинду Дхарма Балийская индуистская традиция в Индонезии . [23]
Этимология
[ редактировать ]Агама ( санскрит आगम) происходит от корня глагола गम् (gam), означающего «идти» , и предлога आ (ā), означающего «к», и относится к Священным Писаниям как «то, что сошло». [1]
Агама буквально означает «традиция». [1] и относится к заповедям и доктринам, которые дошли до традиции. [8] Агама, как утверждает Дхавамони, также является «общим названием религиозных текстов, лежащих в основе индуизма». [8] Другие термины, используемые в этих текстах, могут включать самхиту («сборник»), сутру («афоризм») или тантру («система»), причем термин «тантра» чаще используется для шактистских агам, чем для шайвских или вайшнавских агам. [24] [8]
Значение
[ редактировать ]Агамы построены диалогически, часто как разговоры между Шивой и Шакти. [25] Этот формат диалога между божествами контрастирует с монологом откровения одного божественного существа получателю в одном месте и в одно время. Этот формат важен, поскольку вместо этого он изображает духовное прозрение как всегда продолжающееся, вечный и динамичный разговор, в который искатели могут вступить при правильном развитии осознанности. [25] Агамы, как утверждает Раджешвари Гхош, учат системе духовности, включающей ритуальное поклонение и этическое личное поведение посредством заповедей конкретного божества. [26] Средства поклонения в агамических религиях отличаются от ведической формы. В то время как ведическая форма яджны не требует икон и святынь, агамические религии основаны на иконах с пуджей как средстве поклонения. [26] Символы, иконы и храмы являются необходимой частью агамической практики, тогда как нетеистические пути являются альтернативными средствами ведической практики. [26] Действие и воля управляют заповедями Агамы, а в Ведических заповедях знание является спасением. [26] Однако, по мнению индуистских богословов средневековья, это не обязательно означает, что Агамы и Веды противоречат друг другу. Тирумулар , например, объяснял их связь так: «Веды — это путь, а Агамы — это лошадь». [26] [27]
Каждая Агама состоит из четырех частей: [12] [26]
- Джнана пада, также называемый Видья пада [12] – состоит из доктрины, философского и духовного знания, познания реальности и освобождения.
- Йога пада – наставления по йоге, физической и умственной дисциплине.
- Крия пада – состоит из правил проведения ритуалов, строительства храмов ( Мандир ); принципы проектирования лепки, резьбы и освящения идолов божеств для поклонения в храмах; [28] для различных форм посвящений или дикши. Этот кодекс аналогичен кодексу Пуран и буддийскому тексту Садханамала . [12]
- Чарья пада – устанавливает правила поведения, поклонения ( пуджи ), соблюдения религиозных обрядов, ритуалов, фестивалей и прайашитт.
Агамы устанавливают три требования к месту паломничества : Стхала, Тиртха и Мурти . Стхала относится к месту храма, Тиртха — храмовый резервуар, а Мурти — к образу бога (обычно иконе божества). [ нужна ссылка ]
Подробные правила изложены в Агамах Сильпы (искусства скульптуры ), описывающих требования к качеству мест, где должны быть построены храмы, виды изображений, которые должны быть установлены, материалы, из которых они должны быть изготовлены, их размеры. , пропорции, циркуляция воздуха, освещение в храмовом комплексе и т.д. [28] «Манасара» и «Сильпасара» — некоторые из произведений, посвященных этим правилам. Ритуалы, соблюдаемые во время богослужений каждый день в храме, также соответствуют правилам, изложенным в Агамах.
Философия
[ редактировать ]Тексты Агамы индуизма представляют разнообразный диапазон философий, от теистического дуализма до абсолютного монизма . [13] [30] Это разнообразие взглядов было признано в главе 36 «Тантралоки» учёным X века Абхинавагуптой . [13] Только в шиваизме существует десять дуалистических ( двайта ) текстов Агам, восемнадцать квалифицированных текстов монизма-дуализма ( бхедабхеда ) Агам и шестьдесят четыре монистических ( адвайта ) текста Агамы. [31] Бхайрава-шастры монистичны, а Шива-шастры дуалистичны. [32] [33]
Подобная широта разнообразных взглядов присутствует и в вайшнавских агамах. Тексты Агамы школ Шайвы и Вайшнавов основаны на существовании Атмана (души, самости) и существовании Высшей Реальности ( Брахмана , называемого Шивой в шиваизме и Вишну в вайшнавизме). [34] Тексты различаются соотношением между ними. Некоторые утверждают, что индивидуальная душа и Высшая Реальность различны, в то время как другие утверждают, что между ними существует Единство. [34] Кашмирские Шайва-агамы постулируют абсолютное единство, то есть Бог (Шива) находится внутри человека, Бог находится внутри каждого существа, Бог присутствует повсюду в мире, включая все неживые существа, и нет никакой духовной разницы между жизнью, материей, человеком и Бог. Параллельной группой среди вайшнавов являются шуддхадваитины (чистые адвайтины). [34]
Ученые обеих школ написали трактаты от дуализма до монизма. Например, Шиваграйогин подчеркивал неразличие или единство бытия (между Атманом и Шивамом), которое реализуется через этапы, включающие ритуалы, поведение, личную дисциплину и постижение духовного знания. [35] По словам Сони, это имеет поразительное сходство с ведантическими дискуссиями Шанкары, Мадхвы и Рамануджана. [35]
Связь с Ведами и Упанишадами
[ редактировать ]Веды и Упанишады являются общими писаниями индуизма , утверждает Дхавамони, а Агамы являются священными текстами определенных сект индуизма. [8] Сохранившаяся ведическая литература восходит к 1-му тысячелетию до нашей эры и раньше, а сохранившиеся Агамы относятся к 1-му тысячелетию нашей эры. [8] Ведическая литература в шиваизме является первичной и общей, а Агамы — специальными трактатами. С точки зрения философии и духовных заповедей, никакая Агама, противоречащая Ведической литературе, утверждает Дхавамони, не будет приемлема для Шайвов. [8] Точно так же вайшнавы рассматривают Веды вместе с Бхагавад-Гитой как основное писание, а Самхиты (Агамы) как экзегетику и изложение содержащейся в них философии и духовных заповедей. [8] Шакты испытывают такое же почтение к ведической литературе и рассматривают Тантры (Агамы) как пятую Веду. [8]
Наследием Агам, как утверждает Кришна Шивараман, было «ведическое благочестие, созревающее в монизме Упанишад, представляющее высшую духовную реальность как Брахман и путь к реализации, как это изображено в Гите». [36]
Веда — это корова, истинная Агама — это молоко.
- Умапати, перевод Дэвида Смита [37]
Тексты
[ редактировать ]Шайва и Шакта Агамы
[ редактировать ]Существует несколько рамок для организации агам. Один из них, опираясь на различия, введенные Абхинавагуптой, помещает Шайва и Шакта-агамы в континуум от дуалистических, Шива-центрированных и нетрансгрессивных до недуалистических, Шакти-центрированных и трансгрессивных. [38] В этой структуре шайва-сиддханта-агамы (которые можно разделить на 10 шайва-агам и 18 рудра-агам, объединенных в общий список из 28 агам ниже) характеризуются дуалистической, Шива-центрированной и непреступной стороной. В середине расположены 64 Бхайрава-агамы (которые можно разделить на Амритешвару и Мантрапитху). А наиболее недуалистической, шактицентрированной и трансгрессивной стороной являются Видьяпитха-тантры (включая Ямалы, Трику и Каликулу). Таким образом, Шакта-агамы неразрывно связаны с Шайва-агамами, с их соответствующим акцентом на Шакти и Шиве в Шакта-тантре и на Шиве в текстах Шайвы. [39] Дас Гупта утверждает, что Шива и Шакти - это «два аспекта одной и той же истины - статический и динамический, трансцендентный и имманентный, мужской и женский», и ни один из них не реален без другого. Динамическая сила Шивы - это Шакти, и она не существует без него. она — высшая истина, а он — проявленная сущность. [39]
- Камикам
- ЙогаДжем
- Чинтям
- Каранам
- Аджитам
- Диптэм
- Суксмам
- Сахасрам
- Мусорщик
- Супрабедхэм
- Виджаям
- Нишвасам
- Сваямбхувам
- Анализ
- Вирам
- Руравам
- Макутам
- Вимал
- Чандрананам
- Бимбам
- Проджитэм
- Лалитам
- Сидхам
- Сантанам
- Сарвоктам
- Парамешварам
- Киранам
- Ватулам
Шайва Сиддханта
[ редактировать ]Шайва-агамы привели к возникновению философии Шайва-сиддханты в тамилоязычных регионах Южной Индии, которая, вероятно, возникла в североиндийском регионе Кашмирской долины. Из 28 агам Парамеша, Нишваса, Сваямбхува [сутрасанграха], Раурава [сутрасанграха], Кирана и Пар[акхья]/Саурабхейя имеют сохранившиеся копии, которые явно относятся к периоду до двенадцатого века. [41] Многие из этих агам были переведены и опубликованы Гималайской академией. [42] Шайва-сиддханта также опирается на четыре агамы, которые не фигурируют в этом каноническом списке из 28 (Калоттара, Матанга-парамешвара, Мригендра и Сарваджняноттара), а также две пратиштха-тантры (Маясанграха и Мохакудоттара). [41] Сочинения Тирумулара и линии передачи Сиддхаров , например, собранные в «Тирумурай» , также играют решающую текстовую роль в этой традиции. В Сиддханте агамы рассматриваются как двойная мудрость Шивы, состоящая из мантры и реализации, которая освобождает индивидуальное «я» от тройного рабства малы, майи и кармы. [25]
Кашмирский шиваизм
[ редактировать ]Линия передачи кашмирского шиваизма свободно опирается на 10 агам Шайвы, 18 Рудр и 64 Бхайравы, рассматривая их как развитие дуалистических, частично недуалистических и недуалистических, а также интегрируя шакта-тантры. Среди агам Бхайравы две агамы выделяются по своей важности: Нетра-тантра из набора агам Амритешвары и Сваччанда-тантра из набора агам Мантрапитхи. [38] Оба они свободно комментировались кашмирскими шиваитскими экзегетами, такими как Кшемараджа, и продолжают иметь практическое значение по сей день. [43] Из шакта-тантр кашмирский шиваизм опирается в первую очередь на тексты Трики, в первую очередь на Малинивиджайоттару, а также на Сиддхайогешваримату, Тантрасадбхаву, Паратришику и Виджняна Бхайраву . [43] Абхинавгупта и Кшемараджа рассматривают агамы недвойственно, как самораскрывающийся акт Шивы, который принимает на себя роли наставника и ученика и раскрывает Тантру в соответствии с интересами различных субъектов. Таким образом, агамы далее приравниваются к пракаша - вимарше , способности сознания отражать себя через свои собственные выражения. [25] Литература кашмирского шиваизма разделена на три категории: Агама-шастра, Спанда-шастра и Пратьябхиджна -шастра. [44] В дополнение к этим агамам, кашмирский шиваизм далее опирается на экзегетические работы, развивающие влиятельные Шива-сутры Васугупты (850 г. н. э.), которые положили начало традиции спанда. [45] [44] и Сомананды (875–925 гг. н.э.) «Шивадришти» , который подготовил почву для традиции пратьябхиджни. [46] [47] Говорят, что оба этих текста были открыты при духовных обстоятельствах. Например, Каллата в «Спанда-вритти» и Кшемараджа в своем комментарии «Вимаршини» утверждают, что Шива раскрыл тайные учения Васугупте, а Бхаскара в своей «Варттике» говорит, что сиддх раскрыл эти учения Васугупте во сне. [45]
Шакта Агамы
[ редактировать ]Шакта-агамы широко известны как Тантры. [8] [9] и они проникнуты почтением к женскому началу, представляя богиню в центре внимания и рассматривая женщину как равную и важную часть космического существования. [39] Концепция женской Шакти (буквально, энергии и силы) встречается в ведической литературе, но раскрывается в обширные текстовые детали только в Шакта-агамах. Эти тексты подчеркивают женское начало как творческий аспект мужской божественности, космогоническую силу и всепроникающую божественную сущность. Теософия, как утверждает Рита Шерма, представляет мужское и женское начала в «состоянии изначального, трансцендентного, блаженного единства». [39] Женское начало – это воля, знание и деятельность, оно не только матрица творения, оно и есть творение. В тантрических текстах этих индуистских сект, объединенных мужским принципом, женщина является Абсолютом. [39]
Шакта-агам или шакта-тантр насчитывается 64. [9] Кришнананда Агамавагиша собрал 64 агамы в одном томе под названием «Брихат Тантрасара» . [48] Некоторые из старых тантрических текстов этого жанра называются Ямалами , что буквально означает, как утверждает Теун Гудриан, «первозданное блаженное состояние недвойственности Шивы и Шакти, конечную цель тантрического садхаки». [49]
Шакта-тантры, каждая из которых подчеркивает свою богиню, развились в несколько передач (амнай), которые, в свою очередь, символически связаны с одним из четырех, пяти или шести направленных лиц Шивы, в зависимости от текста, к которому обращаются. [50] [51] Если считать в четырех направлениях, то эти передачи включают Пурвамную (восточную передачу) с участием богинь Трики Пара, Парапары и Апары, Уттарамную (северную передачу) с Калика Крамой, Пашчимамную (западную передачу) с участием горбатой богини Кубджики и ее супруга Наватмана и Дакшинамная (Южная передача) с изображением богини Трипурасундари и Шри Видьи . В Непале эти передачи не только сохранились среди неварской тантрической общины, но еще в XII веке эти передачи были организованы в последовательность практик в рамках традиции Сарвамная . [52] [53] В традиции Сарвамная посвященные последовательно инициируются в каждую из передач, где они учатся интегрировать каждую богиню со всеми остальными, чтобы понимать и ощущать Шакти целостно. [52] [53]
Вайшнавские агамы
[ редактировать ]Вайшнавские агамы делятся на две основные школы — Панчаратра и Вайкханаса . В то время как Викханаса-агамы были переданы от Викханасы Риши его ученикам Бригху, Маричи, Атри и Кашьяпе, Панчаратра-агамы подразделяются на три: Дивья (от Вишну), Мунибхашита (от Муни, мудрецов) и Аптамануджапрокта (из высказываний заслуживающих доверия людей). . [1]
Вайкханаса Агама
[ редактировать ]Считается, что Махариши Викханаса руководил составлением набора Агам под названием Вайкханаса Агама. Мудрец Викханаса концептуализируется как рожденное разумом творение, то есть Маанасика Утбхавар Господа Нараяны. [54] Первоначально Викханаса передал знание девяти ученикам в первой манвантаре - Атри , Бхригу , Маричи , Кашьяпе , Васиште , Пулахе , Пуластье , Крату и Ангирасу . Однако сегодня сохранились только памятники Бхригу, Маричи, Кашьяпы и Атри. Говорят, что четыре риши получили культ и знание Вишну от первого Викахансы, то есть старшего Брахмы в Сваямбхува Манвантаре. Таким образом, четыре мудреца Атри , Бхригу , Маричи , Кашьяпа считаются распространителями вайкханаса-шастры. В сочинении ученика мудреца Викханаса Маричи, а именно в Ананда-Самхите, говорится, что Викханаса подготовил Вайкханаса-сутру в соответствии с ветвью Яджурведы и был самим Брахмой. [54]
Всего дошедших до нас текстов вайкханаса-агамы насчитывается 28, и они известны из текстов «виманарчакакальпа» и «ананда самхита», составленных маричи и перечисляющих их. Они есть: [55] [56]
13 адхикаров, автором которых является Бхригу, являются хилатантра, пуратантра, васадхикара, читрадхикара, манадхикара, криядхикара, арчанадхикара, ягьядхикара, варнадхикара, пракирннадхикара, пратигрхья. дхикара, нируктадхикара, хиладхикара. Однако Ананда-самхита приписывает Бхригу десять деяний, а именно: кхила, хиладхикара, пурадхикара, васадхикарана, арчанадхикарана, манадхикарана, крийадхикара, нируктадхикара, пракирннадхикара, аджнадхикара. [ нужна ссылка ]
Восемь самхит, написанных Маричи, - это Джая-самхита, Ананда-самхита, Санджняна-самхита, Вира-самхита, Виджая-самхита, Виджита-самхита, Вимала-самхита, Джняна-самхита. Однако Ананда-самхита приписывает Маричи следующие произведения: джайа-самхита, ананда-самхита, самджняна-самхита, вира-самхита, виджая-самхита, виджита-самхита, вимала-самхита, калпа-самхита. [ нужна ссылка ]
Три Канды, автором которых является Кашьяпа, — это Сатьяканда, Таркаканда, Джнянаканда. Однако Ананда-Самхита приписывает Кашьяпе сатьяканду, кармаканду и гьянаканду. [ нужна ссылка ]
Четыре тантры, автором которых является Атри, — это Пурватантра, Атреятантра, Вишнутантра и Уттаратантра. [ нужна ссылка ] Однако Ананда Самхита приписывает Атри пурватантру, вишнутантру, уттаратантру и махатантру. [ нужна ссылка ]
Панчаратра Религия
[ редактировать ]Как и Вайкханаса-агама, Панчаратра-агама, Вишванатха-агама сосредоточена вокруг поклонения Господу Вишну. В то время как Вайкханса занимается в первую очередь вайдхи-бхакти, Панчаратра-агама учит как вайдхи, так и рагануга-бхакти. [57]
Сура Агамас
[ редактировать ]Сура или Саура-агамы составляют одну из шести популярных религий, основанных на агамах: Шайвы, Вайшнава, Шакты, Ганапатьи, Каумары и Суры. Саура-тантры посвящены солнцу (Сурье), а сура-агамы используются в храмах поклонения Солнцу.
Ганапатья Агамы
[ редактировать ]Параманада-тантра упоминает количество сектантских тантр: 6000 для вайшнава, 10000 для Шайвы, 100000 для Шакта, 1000 для Ганапатьи, 2000 для Сауры, 7000 для Бхайравы и 2000 для Якша-бхутади-садханы. [7]
История и хронология
[ редактировать ]Хронология и история текстов Агамы неясны. [18] Сохранившиеся тексты Агамы, вероятно, были составлены в I тысячелетии нашей эры и, вероятно, существовали к V веку нашей эры. [18] Однако такие ученые, как Раманан, ссылаясь на архаическую просодию и лингвистические данные, утверждают, что начало литературы Агамы восходит примерно к V веку до нашей эры, через десятилетия после смерти Будды. [8] [18] [58]
Храмовые и археологические надписи, а также текстовые свидетельства позволяют предположить, что тексты Агамы существовали к VII веку, в эпоху династии Паллавов . [17] Однако Ричард Дэвис отмечает, что древние Агамы «не обязательно являются Агамами, сохранившимися в наше время». Со временем тексты подвергались доработке. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-3068-2 . LCCN 96012383. стр. 16–17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Юлиус Липнер (2004), Индуизм: путь баньяна, в «Индуистском мире» (редакторы: Сушил Миттал и Джин Терсби), Routledge, ISBN 0-415-21527-7 , страницы 27–28.
- ^ Мариасусай Дхавамони (2002), Индо-христианский диалог, Родопи, ISBN 978-90-420-1510-4 , страницы 54–56.
- ^ Индира Петерсон (1992), Стихи Шиве: Гимны тамильских святых, Princeton University Press, ISBN 978-81-208-0784-6 , страницы 11–18.
- ^ Датта (1987), Энциклопедия индийской литературы: А-Дево, Сахитья Академи, ISBN 978-0-8364-2283-2 , стр. 95
- ^ Войцех Мария Залевски (2012), Тигель религии: культура, цивилизация и утверждение жизни, Wipf и Stock Publishers, ISBN 978-1-61097-828-6 , стр. 128.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Банерджи, Южная Каролина (2007). Компаньон Тантры. Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-402-3 [1]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мариасусай Дхавамони (1999), Индуистская духовность, Григорианский университет и библейская пресса, ISBN 978-88-7652-818-7 , страницы 31–34 со сносками.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клаус Клостермайер (2007), Обзор индуизма: третье издание, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-7082-4 , страницы 49–50.
- ^ PT Раджу (2009), Философские традиции Индии, Routledge, ISBN 978-81-208-0983-3 , стр. 45; Цитата: Слово Агама означает «спускающийся», а литература представляет собой традицию, представляющую собой смесь ведических с некоторыми неведическими традициями, которые позже были ассимилированы с ведическими .
- ^ Сингх, LP (2010). Тантра, ее мистическая и научная основа , издательство «Концепт». ISBN 978-81-8069-640-4
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Жан Филлиоза (1991), Религия, философия, йога: подборка статей, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0718-1 , страницы 68–69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ричард Дэвис (2014), Ритуал в колеблющейся Вселенной: поклонение Шиве в средневековой Индии, Princeton University Press, ISBN 978-0-691-60308-7 , стр. 167, примечание 21, Цитата (стр. 13): «Некоторые агамы утверждают монистическую метафизику, в то время как другие явно дуалистичны. Некоторые утверждают, что ритуал является наиболее эффективным средством религиозного достижения, в то время как другие утверждают, что знания важнее».
- ^ Гай Бек (1993), Звуковая теология: индуизм и священный звук, University of South Carolina Press, ISBN 978-0-87249-855-6 , страницы 151–152.
- ^ Трипат, С.М. (2001). Психорелигиозные исследования человека, разума и природы. Издательство «Глобал Вижн». ISBN 978-81-87746-04-1
- ^ Драбу, В.Н. (1990). Шайвагам: исследование социально-экономических идей и институтов Кашмира (200 г. до н.э. - 700 г. н.э.) , Издательство Indus Publishing Company. ISBN 978-81-85182-38-4 . LCCN lc90905805
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ричард Дэвис (2014), Поклонение Шиве в средневековой Индии: ритуал в колеблющейся Вселенной, Princeton University Press, ISBN 978-0-691-60308-7 , страницы 12–13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хилко Виардо Шомерус и Хамфри Палмер (2000), Шайва Сиддханта: Индийская школа мистической мысли, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1569-8 , страницы 7–10.
- ^ Примеры стихов из текста вайшнавской агамы, восхваляющих Веды и содержащуюся в них философию, см. Санджукта Гупта (2013), Лакшми Тантра: Текст Панчаратры, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1735-7 , страницы xxiii-xxiv, 96, 158–159, 219, 340, 353 со сносками, Цитата: « Чтобы не нарушать законы дхармы и сохранять семью, управлять мир без беспокойства, чтобы установить нормы и доставить удовольствие мне и Вишну, Богу богов, мудрецы не должны нарушать ведические законы даже в мыслях – Тайный метод самоотдачи, Лакшми Тантра, Панчаратра Агама».
- ^ Примеры из литературы по шиваизму см. в T Isaac Tambyah (1984), Psalms of a Saiva Saint, Asian Educational Services, ISBN 978-81-206-0025-6 , страницы xxii-xxvi.
- ^ Хелен Барони (2002), Иллюстрированная энциклопедия дзен-буддизма, Rosen Publishing, ISBN 978-0-8239-2240-6 , стр. 3
- ^ Тигунаит, Раджмани (1998), Шакти, сила в тантре: научный подход , издательство Гималайского института. ISBN 978-0-89389-154-1 . LCCN 98070188
- ^ Джун МакДэниел (2010), Агама Индуистская Дхарма Индонезия как новое религиозное движение: индуизм, воссозданный по образу ислама, Nova Religio, Vol. 14, № 1, стр. 93–111.
- ^ Паду, Андре (2017). Индуистский тантрический мир: обзор . Чикаго (Иллинойс) Лондон: Издательство Чикагского университета. п. 29. ISBN 978-0-226-42393-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тималсина, С. (1 мая 2014 г.). «Диалогическое проявление реальности в Агамах» . Журнал индуистских исследований . 7 (1): 6–24. дои : 10.1093/jhs/hiu006 . ISSN 1756-4255 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Гхош, Раджешвари (1996). Культ Тьягараджа в Тамилнаду: исследование конфликта и приспособления. Публикации Мотилала Банарсидасса. ISBN 81-208-1391-X . [2]
- ^ Томас Маннинежат (1993), Гармония религий: Веданта Сиддханта Самарасам из Таюманавара, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1001-3 , стр. 135.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с В. Бхарн и К. Круше (2012), Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии, Cambridge Scholars Publishing, ISBN 978-1-4438-4137-5 , страницы 37–42.
- ^ Арчана Верма (2012), Храмовые изображения из раннесредневековой полуостровной Индии, Ashgate Publishing, ISBN 978-1-4094-3029-2 , страницы 150–159, 59–62.
- ^ DS Шарма (1990), Философия садханы, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-0347-1 , страницы 9–14.
- ^ Марк Дычковский (1989), Канон Шайвагамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0595-8 , страницы 43–44.
- ^ Дж. С. Васугупта (2012), Шива Сутры, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0407-4 , страницы 252, 259.
- ^ Гэвин Флуд (1996), Введение в индуизм, издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-43878-0 , страницы 162–167.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ганеш Тагаре (2002), Философия Пратьябхиджны, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1892-7 , страницы 16–19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джаяндра Сони (1990), Философская антропология в Шайва-сиддханте, Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0632-8 , страницы 178–181, 209–214.
- ^ Кришна Шивараман (2008), Веды индуистской духовности через Веданту, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1254-3 , стр. 263.
- ^ Дэвид Смит (1996), Танец Шивы: религия, искусство и поэзия в Южной Индии, Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-48234-9 , стр. 116.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сандерсон, А. (1991). «Религии мира: Религии Азии». Шиваизм и тантрические традиции . Рутледж. ISBN 978-0-203-98545-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рита Шерма (2000), редакторы: Альф Хилтебейтель и Кэтлин М. Эрндл, Богиня - феминистка?: Политика южноазиатских богинь, New York University Press, ISBN 978-0-8147-3619-7 , страницы 31–49.
- ^ Теун Гудриан (1981), Индуистская тантрическая и шактистская литература, Отто Харрасовиц Верлаг, ISBN 978-3-447-02091-6 , стр. 36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гудолл, Доминик (2004). Паракхьятантра: Паракхьятантра: писание Шайва-сиддханты . Сборник индологии. Пондишери: Французский институт Пондишери [ua] стр. XXIII–XXV. ISBN 978-2-85539-642-2 .
- ^ «Агамы» . www.himalayanacademy.com . Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сандерсон, А. (2007). «Тантрические смеси памяти Элен Бруннер / Тантрические исследования памяти Элен Бруннер». В Гудолл Д., Паду А. (ред.). Шайвская экзегеза Кашмира . Французский институт индологии/Французская школа Дальнего Востока. стр. 231–442.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарма, Д.С. (1983). Философия садханы: с особым упором на философию трика Кашмира. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0347-1 . LCCN lc89027739 [3]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сингх, Дж. (1979). Шива-сутры: йога высшей идентичности: текст сутр и комментарий Вимаршини Кшемараджи, переведенный на английский язык с введением, примечаниями, текущим изложением, глоссарием и указателем. Публикации Мотилала Банарсидасса. ISBN 978-81-208-0407-4 . LCCN lc79903550. [4]
- ^ Сомананда; Утпаладева; Немек, Джон; Сомананда (2011). Вездесущий Шива: Шивадришти Сомананды и его тантрические собеседники . ААР Религия в переводе. Нью-Йорк, Нью-Йорк Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979545-1 .
- ^ Пандит, Б.Н. (1990). История кашмирского шиваизма . Сринагар: Публикации Утпала. ISBN 978-81-85217-01-7 .
- ^ Таркаланкар, Чандракумар (1932). Брихат Тантрасар .
- ^ Теун Гудриан (1981), Индуистская тантрическая и шактистская литература, Отто Харрасовиц Верлаг, ISBN 978-3-447-02091-6 , страницы 39–40.
- ^ Паду, Андре (2017). Индуистский тантрический мир: обзор . Чикаго (Иллинойс) Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-42393-7 .
- ^ Дычковский, Марк С.Г. (1988). Канон Шайвагамы и Кубджика-тантр западной традиции Каулы . Серия SUNY в шиваитских традициях Кашмира. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-491-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Наша традиция» . Фонд Вимарша . Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лидке, Дж. (2004). «Передача всех сил: Сарвамная Шакта Тантра и семиотика силы в Непале-мандале». Тихоокеанский мир . 6 : 257–291.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шри Рамакришна Дикшитулу и Шриман Варадачкари СатхакОпан Свами. Шри Вайкханаса Бхагавад Састрам [5]. Архивировано 15 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Книги Вайханаса Агамы» . Архивировано из оригинала 19 марта 2011 г. Проверено 10 сентября 2012 г.
- ^ Венкатадриагарам Варадачари (1982). Агамы и южноиндийский вайшнавизм. Мемориальный фонд профессора М. Рангачарья.
- ^ Пробужденная Индия, Том 112, 2007 год, стр.88, Офис Прабудды Бхараты.
- ^ ДеКароли, Роберт (2004). Призраки Будды: популярные религии Индии и формирование буддизма . Издательство Оксфордского университета , США. ISBN 978-0-19-516838-9 .
Источники
[ редактировать ]- Сатгуру Шивая Субрамуниясвами (ноябрь 2003 г.) [1979]. «Глоссарий» . Танцы с Шивой, Современный катехизис индуизма (Шестое изд.). Капаа, Гавайи: Гималайская академия. п. 755. ИСБН 0-945497-96-2 . Проверено 4 апреля 2006 г.