Храм Сомнатх
Храм Соманатха | |
---|---|
Сомнатх Джьотирлинга | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Дает Сомнатх |
Божество | Шива |
Руководящий орган | Шри Сомнатх Траст |
Расположение | |
Расположение | Веравал (Сомнатх) |
Состояние | Гуджарат |
Страна | Индия |
Географические координаты | 20 ° 53'16,9 "N 70 ° 24'5,0" E / 20,888028 ° N 70,401389 ° E |
Архитектура | |
Создатель | |
Завершенный | 1951 |
Снесен |
|
Веб-сайт | |
сомнатх |
Часть серии о |
индуизм |
---|
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
Портал индуизма |
Храм Сомнатх (IAST: somanātha) или Део Патан — индуистский храм, расположенный в Прабхас Патане , Веравал в Гуджарате , Индия . Это одно из самых священных мест паломничества Тиртха Кшетра индуистов двенадцати и первое среди джьотирлинга святынь Шивы . [1] Неясно, когда была построена первая версия храма Сомнатха, оценки варьируются между первыми веками 1-го тысячелетия и примерно 9-м веком нашей эры. [2] [3] Храм не упоминается в древних санскритских текстах индуизма; хотя в различных текстах, в том числе в «Махабхарате» и «Бхагавата-пуране» , упоминается тиртха (место паломничества) в Прабхас Патане на побережье Саураштры, где в настоящее время расположен храм, нет никаких свидетельств того, что храм существовал на этом месте в древние времена. [4] [5] [6]
В прошлом храм несколько раз реконструировался после неоднократного разрушения многочисленными мусульманскими захватчиками и правителями, особенно начиная с нападения Махмуда Газни в январе 1026 года. [7] [8] [9] [10]
В конце 19 — начале 20 веков историки и археологи колониальной эпохи активно изучали храм Сомнатх, поскольку на его руинах виден исторический индуистский храм, превращающийся в исламскую мечеть. [11] [12] [13] После обретения Индией независимости эти руины были снесены, а нынешний храм Сомнатх был реконструирован в Мару-Гурджара стиле индуистской храмовой архитектуры . Реконструкция современного храма Сомнатх была начата по приказу первого заместителя премьер-министра Индии Валлабхбая Пателя после получения одобрения на реконструкцию от Махатмы Ганди . Реконструкция была завершена в мае 1951 года, после смерти Ганди. [14] [15]
Расположение
[ редактировать ]Храм Сомнатх расположен вдоль береговой линии в Прабхас Патан, Веравал, Саураштра регион в Гуджарате. Это примерно в 400 километрах (249 миль) к юго-западу от Ахмедабада , в 82 километрах (51 милях) к югу от Джунагадха — еще одного крупного места археологических раскопок и паломничества в Гуджарате. Это примерно в 7 км (4 мили) к юго-востоку от железнодорожного узла Веравал, примерно в 130 км (81 милях) к юго-востоку от аэропорта Порбандар и примерно в 85 км (53 мили) к западу от аэропорта Диу . [16]
Храм Сомнатх расположен неподалеку от древнего торгового порта Веравал , одного из трех в Гуджарате, откуда индийские купцы отправлялись торговать товарами. Персидский историк XI века Аль-Бируни утверждает, что Сомнатх стал таким известным, потому что «он был гаванью для мореплавателей и станцией для тех, кто ходил туда и обратно между Суфалой в стране Зандж (Восточная Африка) и Китаем». В сочетании с его репутацией выдающегося места паломничества, его местоположение было хорошо известно королевствам Индийского субконтинента. [17] [18] Литературные и эпиграфические данные свидетельствуют о том, что средневековый порт Веравал также активно торговал с Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией. Это принесло богатство и славу району Веравал, а также храму. [19]
Место Прабхас Патан было заселено во времена цивилизации долины Инда , 2000–1200 гг. до н.э. Это был один из очень немногих объектов в районе Джунагадх, который был настолько заселен. После заброшенности в 1200 г. до н.э. он был повторно заселен в 400 г. до н.э. и продолжался до исторического периода. Прабхас также находится недалеко от других поселений, занимаемых аналогичным образом: Джунагадх, Дварка , Падри и Бхарух . [19]
Номенклатура и значение
[ редактировать ]Сомнатх означает «Господин Сомы » или «Луна». [примечание 1] Это место также называют Прабхаса («место великолепия»). [21] Храм Сомнатх был местом джьотирлинга для индусов и святым местом паломничества ( тиртха ). Это одно из пяти наиболее почитаемых мест на морском побережье Индии, наряду с близлежащими Дваракой в Гуджарате , Пури в Одише , Рамешварамом и Чидамбарамом в Тамилнаде . [22]
Разрушение Джьотирлинги
[ редактировать ]Махмуд Газни в 1026 году нашей эры разграбил храм, убил множество паломников, сжег храм и разрушил его. Генри Майерс Эллиот в своей книге «История Индии, рассказанная ее собственными историками», описывает
Царь с удивлением посмотрел на идола и приказал захватить добычу и присвоить сокровища. Там было много идолов из золота и серебра и сосудов, украшенных драгоценностями, и все это было прислано туда величайшими личностями Индии. Стоимость вещей, найденных в храмах идолов, превышала двадцать тысяч тысяч динаров.Когда царь спросил своих товарищей, что они говорят о чуде идола и о том, что он оставался в воздухе без опоры и поддержки, некоторые утверждали, что этому способствовала какая-то скрытая поддержка. Царь приказал человеку пойти и ощупать копьем все вокруг, сверху и снизу, что он и сделал, но не встретил никаких препятствий. Затем один из присутствовавших высказал свое мнение, что навес был сделан из магнитного камня, а идол - из железа, и что гениальный строитель умело ухитрился сделать так, чтобы магнит не проявлял большей силы ни на одной из сторон - поэтому идол был подвешен в середина. Некоторые совпадали, другие отличались. От султана было получено разрешение убрать несколько камней с вершины навеса, чтобы обосноваться. Когда два камня были сняты с вершины, идол отклонился в сторону, когда были убраны еще, он наклонился еще больше, пока, наконец, не остановился на земле.
- Генри Майерс Эллиот, История Индии, рассказанная ее собственными историками, том 1, https://en.wikisource.org/wiki/Page:HMElliotHistVol1.djvu/132
Библейские упоминания
[ редактировать ]Многие индуистские тексты содержат список самых священных мест паломничества Шивы, а также руководство по их посещению. Наиболее известными были Махатмьи тексты жанра . Из них храм Сомнатхи возглавляет список джйотирлингамов в «Джнянасамхите» — главе 13 Шива -пураны и старейшем известном тексте со списком джьотирлингамов . Другие тексты включают Варанаси Махатмью (найден в Сканда-пуране ), Шатарудра-самхита и Котхирудра-самхита . [23] [примечание 2] Все либо прямо упоминают храм Сомнатха как первое из двенадцати мест, либо называют верхний храм «Сомешвара» в Саураштре - синоним этого места в этих текстах. [26] [27] [28] [примечание 3] Точная дата этих текстов неизвестна, но на основании ссылок на другие тексты, а также на древних поэтов и ученых, их обычно датируют периодом между 10 и 12 веками, причем некоторые датируют их намного раньше, а другие - немного позже. [24] [25]
Храм Сомнатх не упоминается в древних санскритских текстах индуизма, но «Прабхаса-Паттана» упоминается как тиртха (место паломничества). [4] Например, Махабхарата (ок. 400 г. н.э. в зрелой форме). [ нужна ссылка ] [31] в главах 109, 118 и 119 третьей книги ( Вана Парва ), а также в разделах 10.45 и 10.78 « Бхагавата-пураны» говорится, что Прабхаса является тиртхой на побережье Саураштры. [32] [6]
Альф Хилтебейтель – ученый-санскритолог, известный своими переводами и исследованиями индийских текстов, включая Махабхарату , утверждает, что подходящим контекстом для легенд и мифологий Махабхараты являются ведические мифологии, которые она заимствовала, интегрировала и повторно адаптировала для своего времени и своего времени. аудитория. [33] В слое Брахмана ведической литературы уже упоминается тиртха, связанная с рекой Сарасвати. реки нигде не было видно Однако, поскольку на момент составления и завершения Махабхараты , легенда Сарасвати была изменена. Он исчезает в подземной реке, а затем появляется в виде подземной реки в святых местах для сангама (слияния), уже популярного у индусов. Затем « Махабхарата» объединяет легенду о Сарасвати о ведических знаниях с «Прабхаса- тиртхой» , утверждает Хилтебейтель. [33] В критических изданиях Махабхараты в нескольких главах и книгах упоминается, что этот «Прабхаса» находится на береговой линии недалеко от Двараки . Его описывают как священное место, куда Арджуна и Баларама отправляются на тиртху , место, куда Господь Кришна решает пойти и проводит свои последние дни, а затем умирает. [33]
Кэтрин Людвик, религиовед и знаток санскрита, согласна с Хилтебейтелем. Она утверждает, что мифология Махабхараты заимствована из ведических текстов, но видоизменяет их от «жертвенных ритуалов», ориентированных на браминов, до ритуалов тиртхи , которые доступны каждому - предполагаемой аудитории великого эпоса. [34] Более конкретно, она утверждает, что жертвоприношения вдоль реки Сарасвати, обнаруженные в таких участках, как Панчавимса Брахмана, были изменены на места тиртхи в контексте реки Сарасвати в участках Вана Парва и Шалья Парва . [34] Такова мифология Прабхасы в Махабхарате , которая утверждает, что он находился «у моря, недалеко от Двараки». Это означает расширенный контекст паломничества как «эквивалента ведического ритуала», объединяющий Прабхасу , который, должно быть, уже был важен как место тиртхи , когда компиляция Вана Парвы и Шалья Парвы была завершена. [34] [примечание 4]
В поэме V века «Рагхувамса Калидаса » Соманатха-Прабхаса упоминается как тиртха наряду с Праягой , Пушкарой , Гокарной . Омовение в одной из этих тиртх призвано освободить человека от цикла рождений и смертей. [36] [примечание 5]
Археологически нет никаких свидетельств того, что на этом месте в древние времена существовал храм. [4] [37]
История
[ редактировать ]Место Сомнатха с древних времен было местом паломничества, поскольку оно было Тривени Сангам (место слияния трех рек: Капила, Хиран и Сарасвати). Считается, что Сома , бог Луны, потерял свой блеск из-за проклятия, и он купался в реке Сарасвати в этом месте, чтобы вернуть его. Говорят, что результатом этого является растущая и убывающая луна. Название города Прабхаса , что означает «сияние», а также альтернативное имя Сомешвара («повелитель луны» или «бог луны») возникли из этой традиции. [38]
Имя Сомешвара начинает появляться начиная с 9 века. Гурджара -Пратихара Царь Нагабхата II ( годы правления 805–833 ) записал, что он посетил тиртхи в Саураштре, включая Сомешвару . [39] Ромила Тапар утверждает, что это не подразумевает существования храма, а скорее то, что это было место паломничества ( тиртха ). Царь Чаулукья возможно (Соланки) Мулараджа, , построил на этом месте первый храм Сомы («лунного бога») где-то до 997 года нашей эры, хотя некоторые историки полагают, что он, возможно, отремонтировал более ранний храм меньшего размера. [40] [примечание 6]
В 1026 году, во время правления Бхимы I , тюркский мусульманский правитель Махмуд Газни совершил набег и разграбил храм Сомнатха, сломав его джотирлинга . Он унес добычу в 20 миллионов динаров. [45] [8] По словам Ромилы Тапар, опирающейся на надпись 1038 года короля Кадамбы в Гоа , состояние храма Сомнатха в 1026 году после строительства Газни неясно, поскольку надпись «загадочно умалчивает» о набеге Газни или состоянии храма. Эта надпись, как утверждает Тапар, может свидетельствовать о том, что вместо разрушения это могло быть осквернение, поскольку храм, похоже, был быстро отремонтирован в течение двенадцати лет и к 1038 году стал активным местом паломничества. [46]
Набег Махмуда в 1026 году подтверждается персидским историком XI века Аль-Бируни, который работал при дворе Махмуда, который в некоторых случаях сопровождал войска Махмуда между 1017 и 1030 годами нашей эры и который жил в северо-западном регионе Индийского субконтинента - через регулярные промежутки времени, хотя и не постоянно. [47] Вторжение в Сомнатх в 1026 году нашей эры также подтверждается другими исламскими историками, такими как Гардизи, Ибн Зафир и Ибн аль-Асир. Однако два персидских источника – один Адх-Захаби, а другой аль-Яфии – указывают, что это 1027 год нашей эры, что, вероятно, неверно и опоздало на год, по словам Хана – ученого, известного своими исследованиями Аль-Бируни. и другие персидские историки. [48] По словам Аль-Бируни:
Храм Сомнатха находился чуть менее чем в трех милях к западу от устья реки Сарасвати. Храм располагался на берегу Индийского океана так, что во время прилива идол омывался его водой. Таким образом, эта луна постоянно была занята омовением идола и служением ему».
- Перевод М.С. Хана [48]
Аль-Бируни утверждает, что Махмуд разрушил храм Сомнатха. Он заявляет о мотивах Махмуда как «набеги, предпринятые с целью грабежа и удовлетворения праведного иконоборчества истинного мусульманина... [он] вернулся в Газну , нагруженный дорогостоящей добычей из индуистских храмов». Аль-Бируни косвенно критикует эти набеги за то, что они «подрывают процветание» Индии, создают антагонизм среди индусов по отношению ко «всем иностранцам» и вызывают отток ученых индуистских наук далеко из регионов, «завоеванных нами». [49] [50] Махмуд начал множество грабительских кампаний в Индии, в том числе разграбление храма Сомнатх. [51]
По словам Джамаля Малика, ученого из Южной Азии и исламоведения, «разрушение храма Сомнатх, известного места паломничества в Гуджарате, в 1026 году сыграло важную роль в превращении Махмуда в «икону ислама», разграбление этот храм стал «важной темой в персидских историях исламского иконоборчества». [52] Многие мусульманские историки и ученые в XI веке и после него включили разрушение Сомнатха в свои публикации как праведный образцовый поступок. Он вдохновил персидскую сторону культурной памятью о разрушении Сомнатха через «эпопеи завоеваний», а индуистскую сторону Сомнатх вдохновил рассказами о восстановлении, восстановлении и «эпопеями сопротивления». [52] Эти сказки и хроники в Персии возвысили Махмуда как «образцового героя и исламского воина для мусульман», утверждает Малик, в то время как в Индии Махмуд стал образцовым «заклятым врагом». [52]
О набеге Махмуда в тюрко-персидской литературе сложились мощные и подробные легенды. [53] По словам историка Синтии Талбот, более поздняя традиция гласит, что «50 000 [54] преданные погибли, пытаясь остановить Махмуда во время его разграбления храма Сомнатха. [55] По словам Тапара, «50 000 убитых» — это хвастливое заявление, которое «постоянно повторяется» в мусульманских текстах и становится «формульной» цифрой смертей, чтобы подчеркнуть «легитимность Махмуда в глазах устоявшегося ислама». [56]
По наставлению Бхавы Брихаспати , аскета из Пашупаты , Кумарапала (годы правления 1143–1172) перестроил храм Сомнатха из «превосходного камня и усыпал его драгоценностями», согласно надписи 1169 года. Он заменил обветшалый деревянный храм. [57] [58] [59]
Во время вторжения в Гуджарат в 1299 году армия Халджи Алауддина во главе с Улуг-ханом нанесла поражение королю Вагелы Карне и разграбила храм Сомнатха. [60] [61] Легенды в более поздних текстах Канхададе Прабандха (15 век) и Наинси ри Кхьят (17 век) гласят, что Джалора правитель Канхададева позже вернул идола Сомнатха и освободил индуистских пленников после нападения на армию Дели возле Джалора. [62] Однако другие источники утверждают, что идол был доставлен в Дели, где его бросили на то, чтобы растоптать ногами мусульман. [63] Эти источники включают современные и почти современные тексты, в том числе Амира Хосрова , «Хазайнул-Футух» « Зиауддина Барани » Тарих-и-Фируз Шахи Джинапрабхи Сури и «Вивидха-тиртха-кальпа» . Вполне возможно, что история о спасении Канхададевой идола Сомнатха является выдумкой более поздних авторов. Альтернативно, возможно, что армия Халджи везла в Дели несколько идолов, а армия Канхададевы вернула одного из них. [64]
Храм был перестроен Махипалой I , царем Чудасамы Саураштры, в 1308 году, а лингам был установлен его сыном Кхенгарой где-то между 1331 и 1351 годами. [65] Еще в 14 веке , что гуджаратские мусульманские отметил Амир Хусров паломники останавливались в этом храме, чтобы засвидетельствовать свое почтение перед тем, как отправиться в паломничество в хадж . [66] В 1395 году храм был в третий раз разрушен Зафар-ханом , последним губернатором Гуджарата Делийского султаната , а затем основателем Гуджаратского султаната . [67] В 1451 году он был осквернён Махмудом Бегадой , султаном Гуджарата. [68]
приказал разрушить храм, один из многих Великих Моголов К 1665 году император Аурангзеб . [69] [70] Однако в тот момент приказ, судя по всему, не был выполнен. Аурангзеб приказал разрушить ее и снова превратить в мечеть в 1706 году; этот приказ, похоже, был выполнен, хотя на его обращение было приложено очень мало усилий. [70]
Британский Радж
[ редактировать ]В 1842 году Эдвард Лоу, 1-й граф Элленборо, издал свою Прокламацию о воротах , в которой он приказал британской армии в Афганистане вернуться через Газни и вернуть в Индию сандаловые ворота из гробницы Махмуда Газни в Газни, Афганистан. Считалось, что их забрал Махмуд из Сомнатха. По указанию Элленборо генерал Уильям Нотт снял ворота в сентябре 1842 года. Целому сипайскому полку, 6-му джатскому легкопехотному полку , было поручено отнести ворота обратно в Индию. [71] с триумфом. Однако по прибытии выяснилось, что они не гуджаратского или индийского дизайна и не из сандалового дерева , а из деодарского дерева (родного для Газни) и, следовательно, не являются подлинными для Сомнатха. [72] [73] Их поместили в арсенальную кладовую форта Агра , где они лежат и по сей день. [74] [75] прошли дебаты В 1843 году в Палате общин в Лондоне по вопросу о воротах храма и роли Элленборо в этом деле. [76] [77] После долгих перестрелок между британским правительством и оппозицией все известные нам факты были изложены.
века «Лунный камень» XIX В романе Уилки Коллинза предполагается, что названный в названии алмаз был украден из храма в Сомнатхе и, по словам историка Ромилы Тапар , отражает интерес, вызванный в Британии воротами. В ее книге 2004 года о Сомнатхе исследуется эволюция историографии легендарного храма в Гуджарате. [78]
Реконструкция 1950–1951 гг.
[ редактировать ]До обретения Веравал независимости был частью штата Джунагад , правитель которого присоединился к Пакистану в 1947 году. Индия оспорила присоединение и аннексировала штат после проведения референдума. Заместитель премьер-министра Индии Валлабхбхай Патель прибыл в Джунагадх 12 ноября 1947 года, чтобы руководить стабилизацией государства с помощью индийской армии, после чего он приказал восстановить храм Сомнатх. [79]
Когда Патель, К.М. Мунши и другие лидеры Конгресса обратились к Махатме Ганди с предложением реконструировать храм Сомнатх, Ганди благословил этот шаг, но предложил, чтобы средства на строительство были собраны у населения, а храм не финансировался. государством. [80] Соответственно, был создан Фонд Сомнатх для сбора средств и наблюдения за строительством храма. Мунши возглавил трест. Будучи министром гражданского снабжения в правительстве Индии, Мунши стремился привлечь правительство Индии к усилиям по восстановлению, но Неру отклонил его предложение. [81]
Руины были снесены в октябре 1950 года. Находившуюся на этом месте мечеть перенесли на несколько километров с помощью строительной техники. [82] Новое сооружение было построено традиционными строителями храмов Сомапури в Гуджарате. [81] 11 мая 1951 года Раджендра Прасад , президент Индии, провел церемонию установки храма по приглашению Мунши. [83] [84]
Храмовая архитектура
[ редактировать ]Подробное описание храмовой архитектуры АЛЬ-КАЗВИНИ' есть в «Истории Индии, рассказанной ее собственными историками». [85]
Этот идол находился посреди храма, и ничто не могло поддерживать его снизу или подвешивать сверху. Он пользовался высшим почетом среди индусов, и всякий, кто видел его парящим в воздухе, изумлялся, будь то мусульманин или неверный. Индусы совершали к нему паломничество всякий раз, когда происходило лунное затмение, и затем собирались там в количестве более ста тысяч человек. Они верили, что души людей собирались там после отделения от тела и что идол по своему усмотрению вселял их в другие тела в соответствии с их доктриной переселения людей. Приливы и отливы считались поклонением идолу у моря. Туда приносили в качестве подношения все самое ценное, и храмом наделили более 10 000 деревень. Есть река (Ганг), которая считается священной, между которой и Сомнатом расстояние составляет 200 парасангов. Воду из этой реки каждый день приносили в Сомнат и мыли ею храм. Тысяча брахманов поклонялись идолу и обслуживали посетителей, а 500 девиц пели и танцевали у дверей — все это содержалось на средства храма. Здание было построено на пятидесяти шести колоннах из тикового дерева, покрытых свинцом. В храме идола было темно, но его освещали драгоценные люстры большой ценности. Рядом с ним лежала золотая цепь весом в 200 манов. Когда часть (сторожа) ночи закрывалась, эту цепь встряхивали, как колокола, чтобы побудить новую группу брахманов для совершения поклонения.
- Генри Майерс Эллиот, История Индии, рассказанная ее собственными историками, том 1, https://en.wikisource.org/wiki/Page:HMElliotHistVol1.djvu/132
Храм до XI века
План этажа и руины храма, построенного до 1000 г. н. э., были обнаружены во время археологических раскопок под руководством Б. К. Тапара. Большая часть храма утеряна, но остатки фундамента, нижней конструкции, а также фрагменты руин храма позволяют предположить, что это был «богатый» храм с изысканной резьбой. По словам Даки – исследователя индийской храмовой архитектуры, это самая ранняя известная версия храма Сомнатх. Это было то, что в исторических санскритских текстах Васту-шастры называется трианга сандхара прасад . Его гарбхагриха (святилище) был соединен с мукхамандапой (входным залом) и гудхамандапой . [86]
Храм открывался на восток. Стилобат этого разрушенного храма состоял из двух частей: питха-цоколя высотой 3 фута и ведибандхи-подиума. Питха имела высокую бхитту , соединенную с джадьякумбхой, украшенную тем, что Даки называет «четким и очаровательным узором листвы». В кумбхе Ведибандхи была Сурасенака с нишей, в которой находилась фигура Лакулиса – это свидетельство подтверждает, что утраченный храм был храмом Шивы. [86]
В ходе раскопок были обнаружены фрагменты одной из них на западном конце, что позволяет предположить, что кумбхи были выровнены по всей стене. По словам Даки, над карнизом калаги находилась антарапатта , но нет информации, позволяющей определить ее дизайн или орнамент. Сохранившийся фрагмент капотапали позволяет предположить, что «через определенные промежутки времени он был украшен противопоставленными полутхакарами, а большие, элегантные и тщательно сформированные гагараки в подвешенном виде украшали нижний край капотапали», - утверждает Даки. [86] Гарбхагриха имела ведибандху, возможно, с двухслойной джангхой с изображениями на главной стороне, свидетельствующими о влиянии позднего стиля Маха-Мару. Другой найденный фрагмент имел «красиво отформованную округлую колоннету и ребристый навес хураккадья, венчавший хатака». [86]
Мухачатуски, утверждает Даки, вероятно, сломался и упал сразу после разрушительного удара войск Махмуда. Эти фрагменты не подверглись дальнейшей эрозии или повреждениям, которых можно было бы ожидать, вероятно, потому, что они остались в котловане нового храма Сомнатха, который был перестроен быстро после ухода Махмуда. «Качество изготовления» этих фрагментов «действительно высокое», резьба затерянного храма была «богатой и изысканной», утверждает Даки. Кроме того, на нескольких предметах имеется фрагмент надписи буквами X века, что позволяет предположить, что эта часть храма или весь храм был построен в X веке. [86]
- Разрушенный храм Сомнатх XIX века частично переоборудован в мечеть
Усилия археологов, фотографов и геодезистов колониальной эпохи позволили получить несколько отчетов об архитектуре и искусстве, увиденных на руинах храма Сомнатха в 19 веке. [87] Самые ранние отчеты об обследовании храма Сомнатх и состояния города Соманатха-Патан-Веравал в XIX веке были опубликованы между 1830 и 1850 годами британскими офицерами и учеными. Александр Бернс обследовал это место в 1830 году, назвав Сомнатх «знаменитым храмом и городом». Он написал: [88]
Великий храм Сомнатха стоит на возвышенности на северо-западной стороне Паттана, внутри стен, и только они отделены от моря. Его можно было увидеть с расстояния двадцати пяти миль. Это массивное каменное здание, очевидно, некоторой древности. В отличие от индуистских храмов в целом, он состоит из трех куполов, первый из которых образует крышу входа, второй — внутреннюю часть храма, третий — святилище, в котором хранились богатства хинди-религиозности. Два внешних купола миниатюрны: центральный имеет высоту более тридцати футов, сужается к вершине четырнадцатью ступенями и имеет около сорока футов в диаметре. Он идеален, но изображения, которые когда-то украшали как внутреннюю, так и внешнюю часть здания, изуродованы, а черные полированные камни, составлявшие его пол, были убраны гражданами для менее благочестивых целей. Две мраморные плиты с цитатами из Корана и надписями, посвященными Мангролу Исе, указывают, где покоится этот достойный мусульманин. Они расположены в западной части города, и это место до сих пор посещают набожные мусульмане. Рядом с ним находится купол, поддерживаемый колоннами, отмечающий могилу султанского кассира и многих других; и весь город окружен остатками мечетей и одним огромным кладбищем. каменные постройки самого Паттана провозглашают его былое величие. В настоящее время город представляет собой полнейшие руины, его дома почти пусты, за исключением нового и солидного храма, воздвигнутого для дома бога Сомната этой чудесной женщиной, Ахалией Бай, женой Холкара.
—Александр Бёрнс [88]
Он утверждает, что на этом месте показано, как храм был преобразован в мусульманское строение с аркой, эти части были реконструированы с использованием «искалеченных частей экстерьера храма» и «перевернутых индуистских изображений». Такие изменения в полуразрушенном храме Сомнатха, направленные на превращение его в «магометанское святилище», утверждает Бёрнс, являются «доказательством мусульманского опустошения» этого места. [88] Бёрнс также резюмировал некоторые мифологии, которые он слышал, горькие общинные настроения и обвинения, а также заявления находящихся в гарнизоне «арабов вождя Джунагара [Джунагада]» об их победах на этой «земле неверных». [88]
Отчет об обследовании капитана Постанса был опубликован в 1846 году. Он утверждает: [89]
Паттан и вся часть страны, где он расположен, сейчас находятся под властью мусульманского правителя, наваба Джунагадха, и сам город представляет собой самый любопытный образец своего первоначального индуистского характера, который я когда-либо видел, сохранившийся на протяжении всего своего существования. стены, ворота и здания, несмотря на магометанские нововведения и тщательно продуманную попытку стереть следы язычества; даже те самые мусджиды, которые то тут, то там встречаются в городе, подняты материаламииз священных построек завоеванных, или, как говорят историки Синда, «истинно верующие превратили храмы идолопоклонников в места молитвы». Старый Паттан по сей день является индуистским городом во всем, кроме его жителей, и, возможно, одним из самых интересных исторических мест в Западной Индии. [...] Сомнатх принял тот вид, который он представляет сейчас: храм, очевидно, языческого происхождения, измененный введением магометанского стиля архитектуры в различных частях, но оставивший нетронутым свой общий план и мелкие детали. [...] Храм состоит из одного большого зала продолговатой формы, из одного конца которого выходит небольшая квадратная камера, или святилище. Центр зала занимает благородный купол над восьмиугольником из восьми арок; остальная часть крыши террасирована и поддерживается многочисленными колоннами. Есть три входа. Стороны здания обращены по сторонам света, а главный вход оказывается с восточной стороны. Эти дверные проемы необычайно высоки и широки, имеют пирамидальную или египетскую форму, уменьшающуюся к вершине; они значительно усиливают эффект здания. Внутри все представляет собой сцену полного разрушения; тротуар повсюду завален кучами камней и мусора; облицовка стен, капители колонн, короче говоря, каждая часть, имеющая что-либо похожее на орнамент, была испорчена или удалена (если не Махмудом, то теми, кто впоследствии превратил этот храм в его нынешний полумагометанский вид). [...] Внешне все здания очень искусно вырезаны и украшены фигурами, одиночными и группами разных размеров. Многие из них, кажется, были определенного размера; но работа по нанесению увечий велась здесь так усердно, что от более крупных фигур едва остался ствол, в то время как немногие даже из самых мелких остались невредимыми. Западная сторона наиболее совершенна: здесь прекрасно сохранились колонны и украшения. Главный вход украшен портиком и увенчан двумя стройными минаретами, украшенными настолько в магометанском стиле, что они, как и купола, очевидно, были добавлены к первоначальному зданию.
— Томас Постанс [89]
Более подробный отчет об исследовании руин храма Сомнатха был опубликован в 1931 году Генри Казенсом. [87] Казенс утверждает, что храм Сомнатх дорог индуистскому сознанию, они помнят его историю и утраченное великолепие, и ни один другой храм в Западной Индии не «настолько известен в анналах индуизма, как храм Соманатхи в Соманатха-Паттане». Индуистские паломники идут к здешним руинам и посещают их вместе со своим паломничеством в Дварку, Гуджарат, хотя он превратился в мрачное место XIX века, полное «руин и могил». [90] В его отчете об опросе говорится: [87]
Старый храм Соманатхи расположен в городе и стоит на берегу в его восточной части, отделенный от моря прочной подпорной стеной, которая не позволяет первой размыть землю вокруг фундамента святилища. От стен храма сейчас мало что осталось; они были в значительной степени перестроены и засыпаны щебнем, чтобы превратить здание в мечеть. Большой купол, вся крыша и приземистые минары, один из которых остался над главным входом, являются частями мусульманских пристроек. [...] Один только факт показывает, что храм был построен в больших масштабах, а именно наличие в его подвале ашватхары или лепнины для лошадей. Вероятно, в плане он был примерно такого же размера, как Рудра Мала в Сиддхапуре, а в длину составлял около 140 футов. [...] Стены или, по крайней мере, их внешняя оболочка, большая часть которых рухнула, в нескольких местах обнаруживается законченная кладка и лепнина подвала более старого храма, который, по-видимому, не были полностью удалены, когда храм, как мы теперь видим, был построен, причем части этого более древнего храма, по-видимому, остались на месте, чтобы составить сердцевину и ядро более поздней каменной кладки. [...] По нескольким причинам я пришел к выводу, что разрушенный храм в его нынешнем виде, за исключением мусульманских пристроек, является остатком храма, построенного Кумарапалой, королем Гуджарата, около 1169 года нашей эры.
— Генри Казенс [91]
- Нынешний храм
Нынешний храм представляет собой храм архитектуры Мару-Гурджара (также называемый стилем Чаулукья или Соланки). Он имеет форму «Кайлаш Махамеру Прасад» и отражает мастерство Салата Сомпура , одного из мастеров-каменщиков Гуджарата. [92]
Архитектором нового храма Сомнатха был Прабхашанкарбхай Огадбхай Сомпура, который работал над восстановлением и интеграцией старых восстанавливаемых частей с новым дизайном в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Новый храм Сомнатха представляет собой двухуровневый храм с замысловатой резьбой, мандапой с колоннами и 212 рельефными панелями. [93]
храма Шихара , или главный шпиль, имеет высоту 15 метров (49 футов) над святилищем, а наверху находится флагшток высотой 8,2 метра. [92] По словам Ананды Кумарасвами, историка искусства и архитектуры, более ранние руины храма Сомнатха следовали стилю Соланки, то есть архитектуре Нагара, вдохновленной идеями Весары, найденными в западных регионах Индии. [94]
произведение искусства
[ редактировать ]Восстановленный храм, найденный в разрушенном виде в 19 веке, и нынешний храм использовали восстановленные части предыдущего храма со значительными произведениями искусства. В новом храме новые панели были добавлены и объединены с несколькими старыми, причем их отличает цвет камня. Панели и колонны с историческими произведениями искусства находились и находятся на южной и юго-западной стороне храма Сомнатха. [95]
В целом, рельефы и скульптуры изуродованы до такой степени, что большинству людей трудно «опознать те немногие изображения, которые остались» на панелях, утверждает Казенс. [95] оригинального Натараджа На южной стороне можно увидеть изувеченный Нанди (Тандава Шива), хотя и с отрубленными руками и обезображенным лицом. Справа — . Слева от него находятся следы Шивы - Парвати с богиней, сидящей у него на коленях. [95] части панелей, образующих полосу, похожую на сцены Рамаяны Ближе к северо-восточному углу можно проследить в исторических индуистских храмах. По словам Казенса, можно увидеть секции с «красивыми вертикальными карнизами по обе стороны от главного входного дверного проема», и это говорит о том, что разрушенный храм был «чрезвычайно богато украшен резьбой». В храме, вероятно, находилась плеяда ведических и пуранических божеств, поскольку на одном из частично сохранившихся рельефов изображена . иконография Сурьи – два лотоса в его руке [95]
Старый храм имел открытую планировку, с большими окнами, которые пропускали свет в мандапу и обходной проход. Замысловатые и детальные произведения искусства внутри и на колоннах храма Сомнатх были очень похожи на те, что были найдены в храме Луна Васахи на горе Абу . [96]
Тиртха и фестивали
[ редактировать ]Сомнатх-Прабхаса Тиртха была одним из почитаемых мест тиртхи (паломничества) индуистов. Это знаменитое место Прабхасы, найденное в надписях шрифтом Брахми на памятниках Махараштры. [97] Он упоминается в стихах Калидаса. [36] Новый храм является главным местом паломничества в Гуджарате наряду с Дваркой. [98]
Археологические исследования
[ редактировать ]Место храма Сомнатха и береговая линия были раскопаны индийскими командами в поисках археологических находок. Первые крупные раскопки были завершены в 1950–51 годах, незадолго до реконструкции храма Сомнатха. Его возглавил Б.К. Тапар , один из генеральных директоров Археологической службы Индии , и был опубликован отчет. Это исследование Тапара предоставило прямые и существенные доказательства существования большого храма X века или ранее. [86] Б.К. Тапар оценил, что старый храм был построен в 9 веке, тогда как Даки утверждает, что более вероятно, что он был построен в 10 веке, то есть с 960 по 973 год нашей эры. [2] [3] Исследование Тапара также обнаружило артефакты и руины с древними письменами, такими как Брахми , и более поздними письменами, такими как прото-Нагари и Нагари , тем самым подтверждая древность Сомнатх-Патана, по крайней мере, на протяжении большей части первого тысячелетия. [99] [2]
Несколько участков Сомнатх-Патан вокруг храма Сомнатх были раскопаны в 1970-х годах под руководством М.К. Дхаваликара и З.Д. Ансари. Они копали глубже в нескольких местах и сообщили о пяти периодах человеческого поселения. В 1992 году депутат К. Дхаваликар и Грегори Поссель – археолог, известный своими исследованиями долины Инда , сообщили о своем анализе археологических находок в Прабхас-Патане. По их словам, на месте Сомнатха есть свидетельства древнего человеческого поселения, существовавшего до 2-го тысячелетия до нашей эры. Они относят один период к «дохараппской фазе». Однако все эти находки представляют собой керамику, изделия и украшения (амулеты), а древних «частей храма» обнаружено не было. [100] Согласно критическому обзору Чарльза Хермана, имеющиеся на данный момент доказательства не позволяют делать какие-либо прямые выводы об обществе и культуре в эпоху до 1-го тысячелетия до нашей эры, но есть убедительные доказательства того, что Прабхас-Патан был ранним хараппским местом с оседлым земледелием и скотоводством. и он находится в той же лиге значимости, что и археологические памятники Дхолавира (Катч) и Рожди (Сорат-Хараппа). Кроме того, раскопанные курганы Прабхас-Патан свидетельствуют о продолжающемся поселении после Хараппы (ок. 2000–1800 гг. До н.э.), а также несколько других памятников Саураштры. По словам Германа, археологических раскопок в регионе Прабхас-Патан и Саураштра было слишком мало, чтобы сделать систематические выводы. [101]
Наследие
[ редактировать ]Иран
[ редактировать ]Храм Сомнатх вдохновил на различные повествования и наследие: для некоторых он является символом благословенных завоеваний и побед, для некоторых — символом фанатичной нетерпимости и преследований. После разграбления храма Сомнатха в 1026 году, как утверждает Мехрдад Шокухи, «разграбление Сомната было не просто еще одной кампанией средневекового султана, ограниченной историей, но символом возрождения иранской идентичности, подкрепленным религиозным рвением, которое должно было отразить в литературе и фольклоре» на протяжении почти тысячи лет. Разрушение храма Сомнатх, называемого в персидской литературе Суманат , и убийство неверных изображались как знаменитое событие в многочисленных версиях истории, рассказах и стихах, найденных в Персии, написанных на протяжении веков. Персидская литература установила мифические внеисторические связи Сомната с Манатом . [102] Уничтожение обоих было отмечено исламскими учеными и элитами. [103] [104]
Индия
[ редактировать ]С индийской стороны храм Сомнатх был больше, чем просто молитвенным домом. Для индуистов, особенно индуистских националистов, это вопрос их наследия, их чувства священного времени и пространства, утверждает Петер ван дер Веер. [83] Ее история поднимает вопросы о терпимости и ожидаемых духовных ценностях, а также о символе фанатизма и иностранного угнетения. Храм Сомнатх использовался для повторного посещения истории Индии и агитации по поводу ее священных мест, включая спорные места, такие как Айодхья. [83] Махмуда и Аурангзеба вместе с вдохновлявшей их идеологией помнят как врагов древней индуистской нации. Они утверждаются как два исторических факта: первый как первый, а второй как последние систематические разрушители храма Сомнатха. [83]
Храм Сомнатх использовался Лалом Кришной Адвани в качестве культурного символа и отправной точки для Ратха-ятры (путешествия на колеснице), как утверждает К.Н. Панниккар, в начале своей кампании в Айодхье в 1990 году. [105] [106] По словам Дональда Смита, усилия по реконструкции в 1950-х годах были направлены не на восстановление древней архитектуры, а на то, что храм Сомнатха имел религиозное значение. Восстановление было символом, это было отказом индуистов от почти тысячелетнего мусульманского господства, угнетения и восстановления безопасного убежища для индуистов в послеразделенной Индии. [107]
Реконструированный храм Сомнатх был излюбленным местом паломничества индуистов в Гуджарате, которое часто сочеталось с паломничеством в Дварку. Это место привлекает индуистов со всей Индии, утверждает Дэвид Софер. [98]
Пакистан и Западная Азия
[ редактировать ]В современных учебниках Пакистана восхваляется разграбление храма Сомнатх, а кампания султана Махмуда Газневи прославляется как «поборник ислама». По словам Саеда Заиди, исследователя исламистской воинственности, школьный учебник в Пакистане под названием « Наш мир» изображает храм Сомнатх как «место, где все индуистские раджи собирались вместе» и думали о «борьбе с мусульманами». Махмуд пришел в этот храм и «разнес идола на куски», и «этот успех стал источником счастья для всего мусульманского мира». [108] Другой учебник для пакистанской средней школы повторяет аналогичную историю, рассказывая ученикам, что храм Сомнатх на самом деле был не индуистским храмом, а политическим центром. По мнению Ашока Бехуриа и Мохаммада Шехзада, наследие Сомнатха описывается в этом учебнике следующим образом: «По мнению большинства историков, Махмуд вторгался в Индию семнадцать раз, чтобы сокрушить власть индуистских раджей и махараджей, которые всегда были заняты планированием заговоров против него... После После падения Пенджаба индуисты собрались в Сомнатхе, который был скорее политическим центром, чем храмом, чтобы спланировать большую войну против Махмуда. Он застал всех раджей и махараджей врасплох, когда напал на Сомнатх и разгромил индуистский политический штаб. интрига. После разрушения Сомнатха он сломал хребет индусам в этом регионе, и, таким образом, у него не было необходимости снова нападать на Индию». [109]
В националистической литературе Исламского государства современной эпохи кампания султана Махмуда в 11 веке прославлялась как исторический «джихад против немусульман», его мотив в разрушении храма Сомнатх описывается как «не движимый мирской выгодой [богатством]». , а потому, что он хотел «покончить с идолопоклонством». [110]
Афганистан
[ редактировать ]В 1842 году, во время Первой англо-афганской войны , генерал-губернатор Индии лорд Элленборо приказал своим войскам вернуть деревянные ворота из гробницы Махмуда Газни в Газни , Афганистан, обратно в Индию; считалось, что Махмуд забрал их из храма Сомнатх. Однако не было и нет никаких свидетельств того, что в храме Сомнатха или на его территории когда-либо были деревянные ворота. Также нет никаких свидетельств того, что Махмуд или более поздние завоеватели когда-либо захватывали какие-либо ворота из региона Прабхас-Патан в рамках грабежа. Этот приказ получил название «Провозглашение Врат» . [111] Этот приказ, утверждает Тапар, лучше всего рассматривать как пример того, как «колониальная интервенция в Индию» рассматривалась в 1840-х годах. [112]
Галерея
[ редактировать ]- Сомнатх преобразован в мечеть, частично правильный, частично украшенный эскиз (1850 г. н. э.)
- Храм Сомнатх в 1957 году
- Храм Сомнатх в 2012 году
- Брахма-Шива-Вишну над Мухамандапой
- Храм Сомнатх на рассвете
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В антропоморфных изображениях полумесяц луны изображен возле джата-мукуты (волос) Шивы. Эта иконография появляется в ранних текстах и храмах, датируемых VI веком. [20]
- ↑ В 2007 году Флеминг датировал «Джнянасамхиту» 10 веком, тогда как он предлагает датировать 12 веком 2009 год. [24] Другие, такие как Хазра и Роше, предполагают конец 10 века. [25]
- ^ В дополнение к одному в Сомнатхе, другие джьотирлинги - это Малликарджуна в Шришайламе в Андхра-Прадеше, Махакалесвар в Удджайне в Мадхья-Прадеше, Омкарешвар в Мадхья-Прадеше, Кедарнатх в Уттраханде, Бхимашанкар в Пуне в Махараштре, Вишванатх в Варанаси в Уттар-Прадеше, Трямбакешвар. в Нашике в Махараштре, храм Ваджьянатх в районе Деогар в Джаркханде, Аундха Нагнатх в Аундхе в районе Хинголи в Махараштре, храм Раманатхасвами в Рамешвараме в Тамилнаду и Гришнешвар в Эллоре недалеко от Аурангабада в Махараштре. [29] [30]
- ^ Датой критического издания полной Махабхараты принято считать ок. 400 г. н.э. [35]
- ^ Калидас приводит отдельный список джьотирлингамов , в который включен Гокарна, а не Прабхаса. [36]
- ^ В ходе раскопок на территории Сомнатха после 1950 года была обнаружена самая ранняя известная версия храма Сомнатха. В ходе раскопок были обнаружены фундаменты храма X века, заметные сломанные части и детали крупной, хорошо украшенной версии храма. Мадхусудан Даки считает, что это был тот самый храм, который был разрушен Махмудом Газни. [41] [42] Б.К. Тапар, археолог, проводивший раскопки, заявил, что храмовое сооружение в Сомнатх-Патане определенно существовало в 9 веке, но не было раньше. [43]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сомнатх даршан» . Официальный сайт храма Сомнатх. Архивировано из оригинала 28 августа 2017 года . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Даки и Шастри 1974 .
- ^ Jump up to: а б Роза Мария Чимино 1977 год .
- ^ Jump up to: а б с Тапар 2005 , с. 18-19, глава 2.
- ^ Мишра и Рэй 2016 , с. 22: «В случае Соманатхи приходится полагаться исключительно на литературные свидетельства, поскольку, хотя раскопки и показывают раннее поселение на этом месте, нет никаких свидетельств раннего существования на этом месте храма... Махабхарате В Прабхас Патан описывается как священная тиртха, расположенная на берегу моря ( Вана Парва , гл. 109)».
- ^ Jump up to: а б Шастри и Тагаре 2004 , стр. 1934, 2113.
- ^ Ягник и Шет 2005 , стр. 39–40, 47–50.
- ^ Jump up to: а б Тапар 2005 , стр. 36–37.
- ^ Кэтрин Б. Ашер; Синтия Талбот (2006). Индия раньше Европы . Стерлинговые издательства. п. 42. ИСБН 9781139915618 .
- ^ Тапар 2004 , стр. 68–69.
- ^ Казенс 1931 , стр. 15–18.
- ^ Jump up to: а б Храм Соманатхи в Прабхасе Патане , Д. Х. Сайкс и Генри Коунсенс, Архив Британской библиотеки (2021 г.)
- ^ Shakshi 2012 , стр. 304–306 с рисунком 4.
- ^ Гопал, Рам (1994). Индуистская культура во время и после мусульманского правления: выживание и последующие проблемы . MD Publications Pvt. ООО с. 148. ИСБН 81-85880-26-3 .
- ^ Жафрело, Кристоф (1996). Индуистское националистическое движение и индийская политика: 1925–1990-е годы . Издательство C. Hurst & Co. п. 84. ИСБН 1-85065-170-1 .
- ^ Храм Шри Сомнатх Джьотирлинга , Туристическая корпорация Гуджарата Лимитед - государственная компания, правительство Гуджарата (2021 г.)
- ^ Чакраварти 2020 , стр. Глава 11.
- ^ Мишра и Рэй 2016 , стр. 234–241.
- ^ Jump up to: а б Мишра и Рэй 2016 , стр. 14, 184–187, 234–241.
- ^ Рао 1985 , стр. 26–30, листы VII и VIII.
- ^ Эк 1999 , с. 291.
- ^ Эк, Диана Л. (1981). «Индийские «Тиртхи»: «Перекрестки» в сакральной географии» . История религий . 20 (4): 335, контекст: 323–344. дои : 10.1086/462878 . JSTOR 1062459 . S2CID 161997590 .
- ^ Флеминг 2009 , стр. 54, 74–75.
- ^ Jump up to: а б Флеминг 2009 , с. 68, сноска 19.
- ^ Jump up to: а б Роше, 1986 , стр. 222–227.
- ^ Даки и Шастри 1974 , с. 32 со сносками.
- ^ Тапар 2004 , с. 24.
- ^ Эк 1999 , с. 291, Цитата: «Среди них Сомесвара, или Сомнатх, Владыка Луны», расположенный на берегу моря на западном полуострове Гуджарат.».
- ^ Венугопалам 2003 , стр. 92–95.
- ^ Чатурведи 2006 , стр. 58–72.
- ^ https://www.holybooks.com/wp-content/uploads/Mahabharata-VOL-2.pdf Страница 76
- ^ Мишра и Рэй 2016 , стр. 22–23.
- ^ Jump up to: а б с Hiltebeitel 2001 , стр. 139, 141–144, 151–152 со сносками.
- ^ Jump up to: а б с Людвик 2007 , стр. 100–103 со сносками.
- ^ Венди Донигер (2015), Махабхарата: индуистская литература , Британская энциклопедия
- ^ Jump up to: а б с Эк, Диана Л. (2012). Индия: Священная география . Гармония. стр. 82–83. ISBN 978-0-385-53191-7 .
- ^ Мишра и Рэй 2016 , с. 22 «В случае Соманатхи приходится полагаться исключительно на литературные свидетельства, поскольку, хотя раскопки и показывают раннее поселение на этом месте, нет никаких свидетельств раннего существования на этом месте храма... В Махабхарате Прабхас Патан описывался как священная тиртха, расположенная на берегу моря ( Вана Парва , гл. 109)».
- ^ Тапар 2005 , стр. 18, 23–24.
- ^ Даки и Шастри 1974 , с. 32, цитируется по Тапару 2005 , с. 23
- ^ Тапар 2005 , стр. 23–24.
- ^ Даки 1998 , стр. 285–287.
- ^ Даки и Шастри 1974 , стр. 1–7.
- ^ Роза Мария Чимино 1977 , стр. 381–382.
- ^ Чандра, Сатиш (2004). Средневековая Индия: От султаната до Великих Моголов-Делийского султаната (1206-1526) - Часть первая . Публикации Хар-Ананда. стр. 19–20. ISBN 978-81-241-1064-5 .
- ^ Ягник и Шет 2005 , стр. 39–40.
- ^ Тапар 2005 , с. 75.
- ^ Хан 1976 , стр. 90–91 со сносками.
- ^ Jump up to: а б Хан 1976 , стр. 95–96 со сносками.
- ^ Деминг, Д. (2014). Наука и технологии в мировой истории, Том 2: Раннее христианство, возникновение ислама и средние века . Издательство МакФарланд. п. 100. ИСБН 978-0-7864-5642-0 .
- ^ Хан 1976 , стр. 105 со сноской 82.
- ^ Стурман, С. (2017). Изобретение человечества: равенство и культурные различия в мировой истории . Издательство Гарвардского университета. стр. 156–157. ISBN 978-0-674-97751-8 . , Цитата: «Между 1000 и 1025 годами король [Махмуд] предпринял не менее семнадцати походов в Индию, одна из которых — разграбление великого храма Шивы Сомнатх в Гуджарате — принесла добычу в 6500 килограммов золота, не для того, чтобы упомяните рабов, оружие, богато украшенные одежды, драгоценные камни, гобелены и боевых слонов, привезенных в Газну победоносной армией Махмуда Аль-Бируни, сопровождавшей своего господина [Махмуда] в нескольких из этих кампаний».
- ^ Jump up to: а б с Малик, Джамал (2008). Ислам в Южной Азии: Краткая история . Брилл Академик. стр. 88–90. ISBN 978-90-04-16859-6 .
- ^ Тапар 2005 , Глава 3.
- ^ «Страница:HMElliotHistVol1.djvu/133 — Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека» . ru.wikisource.org . п. 98 . Проверено 19 июня 2024 г.
Они приходили в храм, плача и взывая о помощи, а затем выходили на битву и сражались, пока все не были убиты. Число убитых превысило 60 тысяч.
- ^ Синтия Талбот 2007 , с. 20, Цитата: «В то время он разграбил храм Соманатхи, построенный около пятидесяти лет назад западноиндийским королем Гуджарата (см. карту 2.1). Этот прибрежный район был процветающим и богатым благодаря активной морской торговой деятельности. Согласно Согласно более поздней традиции, 50 000 преданных погибли, пытаясь помешать Махмуду не только забрать значительные богатства храма, но и разрушить находящуюся в нем форму индуистского бога Шивы. Последующие короли региона Гуджарат построили гораздо более грандиозное и тщательно продуманное здание. храм на месте того, который разрушил Махмуд».
- ^ Тапар 2005 , с. 51: «Но легитимность Махмуда в глазах устоявшегося ислама также проистекала из постоянного повторения того, что он был суннитом, который нападал на еретиков, исмаилитов и шиитов в Индии и Персии. Всегда хвастаются тем, что их мечети были закрыты. или уничтожены, и что неизменно 50 000 из них были убиты. Эта цифра становится шаблонной, частью риторики убийств, независимо от того, были ли они индуистскими кафирами или мусульманскими еретиками.
- ^ Г. Бюлер, Ваджешанкар Г. Ожа (1889). «Сомнатхпаттан Прашасти Бхавы Брихаспати» . Венский журнал для познания Востока . 3 . Венский журнал для клиентов страны будущего 3: 2. JSTOR 23854140 .
- ^ Тапар 2005 , с. 79.
- ^ Ягник и Шет 2005 , с. 40.
- ^ Ягник и Шет 2005 , с. 47.
- ^ Итон (2000), Осквернение храма на досовременной линии фронта в Индии, стр. 73, п. 16 таблицы. Архивировано Колумбийским университетом.
- ^ Ашок Кумар Шривастава (1979). Чахаманы Джалора . Сахитья Сансар Пракашан. стр. 39–40. ОСЛК 12737199 .
- ^ Кишори Саран Лал (1950). История Халджи (1290–1320) . Аллахабад: Индийская пресса. п. 85. OCLC 685167335 .
- ^ Дашаратха Шарма (1959). Ранние династии Чаухан . С. Чанд / Мотилал Банарсидасс. п. 162.ISBN 9780842606189 . OCLC 3624414 .
- ^ Храмы Индии . Прабхат Пракашан. 1968 год . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Наводнение, Финбарр Бэрри (2009). Объекты перевода: материальная культура и средневековая «индуистско-мусульманская» встреча . Издательство Принстонского университета. п. 43. ИСБН 9780691125947 .
- ^ Ягник и Шет 2005 , с. 49.
- ^ Ягник и Шет 2005 , с. 50.
- ^ Сатиш Чандра, Средневековая Индия: от Султаната до Великих Моголов , (Хар-Ананд, 2009), 278.
- ^ Jump up to: а б Тапар 2004 , стр. 68–69.
- ^ «Кабулская битва 1842 года» . britishbattles.com . Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ «Мечеть и гробница императора Султана Махмуда Гузни» . Британская библиотека. Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Хавелл, Эрнест Бинфилд (2003). Справочник по Агре и Тадж . Азиатские образовательные услуги. стр. 62–63. ISBN 8120617118 . Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ Джон Кларк Маршман (1867). История Индии от древнейшего периода до конца правления лорда Далхаузи . Лонгманс, Грин. стр. 230–231 .
- ^ Джордж Смит (1878 г.). Жизнь Джона Уилсона, DDFRS: филантроп и ученый на Востоке в течение пятидесяти лет . Джон Мюррей. стр. 304–310 .
- ^ Дебаты в Палате общин Соединенного Королевства, 9 марта 1943 г., по поводу Прокламации Сомнатха (Прабхас Патан), Джунагадх, 1948 г. 584–602, 620, 630–32, 656, 674.
- ^ «Ворота Сомната, Томас Бабингтон Маколей, речь в Палате общин 9 марта 1843 года» . Колумбийский университет в городе Нью-Йорке . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Тапар 2004 , с. 170
- ↑ Hindustan Times, 15 ноября 1947 г.
- ^ Мари Крус Габриэль, Новое открытие Индии, Тишина в городе и другие истории, опубликовано Orient Blackswan, 1996, ISBN 81-250-0828-4 , ISBN 978-81-250-0828-6
- ^ Jump up to: а б Тапар 2004 , стр. 197–198.
- ^ Мир Джаффар Баркривала, Славное разрушение индуистских храмов в Катхиаваре и их замена, Ul Akbari Publications, Бхаруч, 1902 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ван дер Вир, Питер (1992). «Айодхья и Сомнатх: вечные святыни, спорные истории». Социальные исследования . 59 (1): 85–87, 95–96 со сносками. JSTOR 40970685 .
- ^ Тапар 2004 , с. 199.
- ^ «Страница:HMElliotHistVol1.djvu/131 — Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека» . ru.wikisource.org . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Dhaky 1998 , стр. 285–287, с фотографиями 648–661 в Части 3(2).
- ^ Jump up to: а б с Казенс 1931 , стр. 11–28.
- ^ Jump up to: а б с д Бернс, Александр (1839). «Отчет о остатках знаменитого храма в Паттан-Сомнатхе, разграбленного Махмудом из Гизни, 1024 год нашей эры» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 5 (1). Издательство Кембриджского университета: 104–107. дои : 10.1017/S0035869X00015173 . JSTOR 25181974 . S2CID 163352567 . ; В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б Постанс, капитан (1846). «Несколько наблюдений о храме Сомнатха» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 8 : 172–175. дои : 10.1017/S0035869X00142789 . JSTOR 25207608 . S2CID 163925101 . ; В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Казенс 1931 , стр. 11–13.
- ^ Казенс 1931 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б "Шри Сомнат Траст :: Джей Сомнатх" . Сомнатх.орг. Архивировано из оригинала 30 октября 2011 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Скривер, П.; Шривастава, А. (2015). Индия: современная архитектура в истории . стр. 314–315. ISBN 978-1-78023-468-7 .
- ^ Кумарасвами (1927), История индийского и индонезийского искусства, Музей изящных искусств, Эдвард Голдстон, стр. 111
- ^ Jump up to: а б с д Казенс 1931 , с. 16.
- ^ Казенс 1931 , с. 17.
- ^ Э. Сенарт (1903), Надписи в пещере в Карле, Epigraphia Indica, Том 7, 1902–03, стр. 57–58 (подробнее о Нахапане, стр. 58–61)
- ^ Jump up to: а б Софер, Дэвид Э. (1968). «Паломническое путешествие по Гуджарату». Географическое обозрение . 58 (3). Американское географическое общество, Уайли: 407–412. дои : 10.2307/212564 . JSTOR 212564 .
- ^ BR Thapar (1951), Раскопки на территории храма Сомнатх - Депутация Шри Б.К. Тапара для работы (1950), Национальный архив Индии, Абхилекх - Правительство Индии, стр. 1–102.
- ^ МК Дхаваликар и Грегори Л. Поссель (1992), Дохараппский период в Прабхасе Патане и дохараппский этап в Гуджарате, Человек и окружающая среда, Том XVII, Выпуск 1, стр. 70-78.
- ^ Герман, Чарльз Франк (1996). « Хараппский Гуджарат: связь археологии и хронологии». Палеориент . 22 (2): 89–90, 99–100, контекст: 77–112. дои : 10.3406/палео.1996.4637 . JSTOR 41492666 .
- ^ Хомерин, Т. Эмиль (1983). «Сомнатия Саади» . Иранские исследования . 16 (1/2): 31–50. дои : 10.1080/00210868308701604 . ISSN 0021-0862 . JSTOR 4310402 .
- ^ Shokoohy 2012 , стр. 298–299.
- ^ Алиакбар Деххода (1994), Логхатнаме (Энциклопедический словарь), Редакторы: Мохаммад Моин и Джафар Шахиди, Статья: Суманат (персидский язык), ОСЛК 15716628
- ^ Паниккар, КН (1993). «Религиозные символы и политическая мобилизация: агитация за мандир в Айодхье». Социолог . 21 (7/8): 63–78. дои : 10.2307/3520346 . JSTOR 3520346 .
- ^ Эллен Кристенсен (2003). CE Тоффоло; MC Янг (ред.). Эмансипация культурного плюрализма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 164, 172–173. ISBN 978-0-7914-5598-2 .
- ^ Смит, Дональд Э. (2015). Индия как светское государство . Издательство Принстонского университета. п. 386. ИСБН 978-1-4008-7778-2 .
- ^ Заиди, Сайед Манзар Аббас (2011). «Поляризация учебников по обществознанию в Пакистане». Учебный журнал . 22 (1). Уайли: 50–51. дои : 10.1080/09585176.2011.550770 . S2CID 143484786 .
- ^ Бехурия, Ашок К.; Шехзад, Мохаммед (2013). «Разделение истории в учебниках Пакистана: последствия избирательной памяти и забывания». Стратегический анализ . 37 (3): 364, сноска 29, контекст: 353–365. дои : 10.1080/09700161.2013.782664 . S2CID 143730050 .
- ^ Аггарвал, Нил (2018). «Представления Махмуда Газни в текстах Исламского государства». Современная Южная Азия . 26 (1): 90, с изображением на с. 89 (контекст: 86–96). дои : 10.1080/09584935.2018.1430747 . S2CID 149964716 .
- ^ Баладжи Садасиван (2011). Танцующая девочка . Издательство ISEAS, Сингапур. стр. 118–125. ISBN 9789814311687 .
- ^ Тапар 2004 , стр. Глава 7.
Библиография
[ редактировать ]- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Т. Ричард Блартон (1993). Индуистское искусство . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-39189-5 .
- Чакраварти, Р. (2020). Торговля и торговцы в раннем индийском обществе . Манохар. ISBN 978-1-000-17012-2 .
- Чатурведи, BK (2006), Шив Пурана (первое издание), Нью-Дели: Diamond Pocket Books (P) Ltd, ISBN 81-7182-721-7
- Томас Э. Дональдсон (1985). Индуистское храмовое искусство Ориссы . Брилл. ISBN 978-90-04-07173-5 .
- Джеймс Фергюссон; Ричард Фене Спирс (1910). История индийской и восточной архитектуры . Джон Мюррей.
- Джеймс Фергюссон (1967). История индийской и восточной архитектуры, Том 2 . Мунширам Манохарлал.
- Джеймс Фергюссон (1876). История индийской и восточной архитектуры Том 3 . Дж. Мюррей.
- Флеминг, Бенджамин Дж. (2009). «Картирование сакральной географии в средневековой Индии: случай двенадцати джьотирлингамов». Международный журнал индуистских исследований . 13 (1). Спрингер: 51–81. дои : 10.1007/s11407-009-9069-0 . JSTOR 40343806 . S2CID 145421231 .
- Эк, Диана Л. (1999), Банарас, город света (первое издание), Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, ISBN 0-231-11447-8
- Гвинн, Пол (2009), Мировые религии на практике: сравнительное введение , Оксфорд: публикация Blackwell, ISBN 978-1-4051-6702-4 .
- Хардин, Элизабет У. (1998). «Бог, Отец». Кали: Черная богиня Дакшинешвара . Мотилал Банарсидасс. стр. 156–157. ISBN 978-81-208-1450-9 .
- Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06217-5 .
- Сьюзан Л. Хантингтон; Джон К. Хантингтон (2014). Искусство Древней Индии: буддизм, индуизм, джайнизм . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3617-4 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0-470-02827-8 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Хан, М.С. (1976). «Аль-Бируни и политическая история Индии». Ориенс . 25 : 86–115. дои : 10.2307/1580658 . JSTOR 1580658 .
- Стелла Крамриш (1996). Индуистский храм, Том 1 . Мотилал Банарсидасс.
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, Том 2 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Лохтефельд, Джеймс Г. (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM , Rosen Publishing Group, стр. 122, ISBN 0-8239-3179-Х
- Хилтебейтель, Альф (2001). Переосмысление Махабхараты: Руководство для читателей по образованию короля Дхармы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-34054-8 .
- Людвик, Екатерина (2007). Сарасвати, речная богиня знаний: от вина-игрока, несущего рукописи, до Защитника Дхармы, владеющего оружием . Индологическая библиотека Брилла. Брилл Академик. ISBN 978-90-04-15814-6 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1983). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 1, тексты и таблички для Южной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 9780691040530 .
- М. А. Даки; Майкл В. Мейстер (1983). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры: Том 1 Часть 2 Текст и таблички Южной Индии . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Мадхусудан А. Даки; Майкл Мейстер (1996). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 3, текст и таблички Южной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-86526-00-2 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки (1983). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 4, тексты и таблички для Южной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-7304-436-6 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки; Кришна Дева (1983). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 2, часть 1, текст и таблички для Северной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 9780691040530 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки. Энциклопедия индийской храмовой архитектуры: Том 2 Часть 2 Текст и таблички для Северной Индии . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-691-04094-3 .
- Даки, Мадхусудан А. (1998). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 2, часть 3, текст и таблички для Северной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-7304-225-6 .
- Джордж Мичелл (2001). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры: более поздний этап, ок. н. э. 1289-1798. Южная Индия. Дравидадеша . Американский институт индийских исследований.
- Джордж Мичелл (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-435750-0 .
- Джордж Мичелл (1989). Путеводитель «Пингвин» по памятникам Индии: буддизм, джайнизм, индуизм . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-008144-2 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Бенджамин Роуленд (1970). Искусство и архитектура Индии: буддисты, индуисты, джайны . Книги о пингвинах.
- Венугопалам, Р. (2003), Медитация: в любое время, в любом месте , Дели: B. Jain Publishers (P) Ltd., ISBN 81-8056-373-1
- Роза Мария Чимино (1977). «Обзор: Загадка храма Соманатхи М. А. Даки и Х. П. Шастри». Восток и Запад . 27 (1/4): 381–382. JSTOR 29756394 .
- Мишра, СВ; Рэй, Химаншу П. (2016). Археология священных пространств: храм в западной Индии, II век до н.э. – VIII век н.э. Археология и религия в Южной Азии. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-19374-6 .
- Санкалия, HD (1941). Археология Гуджарата (включая Катхиавар) . Натварлал.
- Санкалия, HD (1987). Доисторическая и историческая археология Гуджарата . Мунширам Манохарлал. ISBN 978-81-215-0049-4 .
- Нанавати, Дж. М.; Даки, Массачусетс (1969). «Храмы Майтрака и Саиндхава в Гуджарате» Артибус Азиатский. Дополнение . 26 . Азиатские издатели Artibus: 3–83. дои : 10.2307/1522666 . JSTOR 1522666 .
- Рао, TAG (1985). Элементы индуистской иконографии Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Роше, Л. (1986). Пураны . История индийской литературы. О. Харрасовиц. ISBN 978-3-447-02522-5 .
- Шокухи, Мехрдад (2012). «Наследие ислама в Сомнатхе». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 75 (2). Издательство Кембриджского университета: 297–335. дои : 10.1017/s0041977x12000493 .
- Вивекананда, Свами. «Парижский конгресс истории религий» . Полное собрание сочинений Свами Вивекананды . Том. 4.
- Тапар, Ромила (2004). Соманатха: Многие голоса истории . Penguin Books India – через archive.org.
- Тапар, Ромила (2005). Соманатха: Многие голоса истории . Версо. ISBN 1-84467-020-1 – через archive.org.
- Ягник, Ачют; Шет, Сучитра (2005), Формирование современного Гуджарата: плюрализм, хиндутва и не только , Penguin Books India, стр. 39, ISBN 978-0-14-400038-8
- Даки, Массачусетс; Шастри, HP, ред. (1974). Загадка храма в Соманатхе . Бхарата Маниша.
- Казенс, Генри (1931), Сомнатха и другие средневековые храмы в Катиаваде , Индия: Археологические исследования Индии, Том XLV, Imperial Press
- Генри, Казенс (1931), Сомнатха и другие средневековые храмы в Катиаваде , Индия: Археологические исследования Индии, Том XLV, Imperial Press
- Шастри, Дж.Л.; Тагаре, Г.В. (2004). Бхагавата Пурана, часть 5: Древние индийские традиции и мифология, том 11 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3878-9 .
- Подмигните, Андре (2002). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира: раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века . Брилл. ISBN 978-0-391-04173-8 .
- Подмигните, Андре (1991). Аль-Хинд Создание индо-исламского мира: цари-рабы и исламское завоевание: 11-13 века . Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10236-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сомнатх: Вечный храм - К. М. Мунши
- Кавита Сингх (2010), «Вечное возвращение храма: комплекс Сваминараян Акшардхам в Дели», стр. 73–75, Artibus Asiae , Vol 70, no. 1, academia.edu
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт храма Сомнатх. Архивировано 7 мая 2020 г. на Wayback Machine.