Jump to content

Храм Сомнатх

Координаты : 20 ° 53'16,9 "N 70 ° 24'5,0" E  /  20,888028 ° N 70,401389 ° E  / 20,888028; 70.401389

Храм Соманатха
Сомнатх Джьотирлинга
Храм Сомнатх в Гуджарате
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Дает Сомнатх
Божество Шива
Руководящий орган Шри Сомнатх Траст
Расположение
Расположение Веравал (Сомнатх)
Состояние Гуджарат
Страна Индия
Храм Сомнатх расположен в Гуджарате.
Храм Сомнатх
Показано в Гуджарате
Географические координаты 20 ° 53'16,9 "N 70 ° 24'5,0" E  /  20,888028 ° N 70,401389 ° E  / 20,888028; 70.401389
Архитектура
Создатель
  • Неизвестно - автор Неизвестно
    (Много построек)
  • 1169 Кумарапала -
  • 1308 г. - Махипал I.
  • 1950 - Фондом Сомнатх .
    (Существующая структура)
Завершенный 1951
Снесен
Веб-сайт
сомнатх .org

Храм Сомнатх (IAST: somanātha) или Део Патан индуистский храм, расположенный в Прабхас Патане , Веравал в Гуджарате , Индия . Это одно из самых священных мест паломничества Тиртха Кшетра индуистов двенадцати и первое среди джьотирлинга святынь Шивы . [1] Неясно, когда была построена первая версия храма Сомнатха, оценки варьируются между первыми веками 1-го тысячелетия и примерно 9-м веком нашей эры. [2] [3] Храм не упоминается в древних санскритских текстах индуизма; хотя в различных текстах, в том числе в «Махабхарате» и «Бхагавата-пуране» , упоминается тиртха (место паломничества) в Прабхас Патане на побережье Саураштры, где в настоящее время расположен храм, нет никаких свидетельств того, что храм существовал на этом месте в древние времена. [4] [5] [6]

В прошлом храм несколько раз реконструировался после неоднократного разрушения многочисленными мусульманскими захватчиками и правителями, особенно начиная с нападения Махмуда Газни в январе 1026 года. [7] [8] [9] [10]

В конце 19 — начале 20 веков историки и археологи колониальной эпохи активно изучали храм Сомнатх, поскольку на его руинах виден исторический индуистский храм, превращающийся в исламскую мечеть. [11] [12] [13] После обретения Индией независимости эти руины были снесены, а нынешний храм Сомнатх был реконструирован в Мару-Гурджара стиле индуистской храмовой архитектуры . Реконструкция современного храма Сомнатх была начата по приказу первого заместителя премьер-министра Индии Валлабхбая Пателя после получения одобрения на реконструкцию от Махатмы Ганди . Реконструкция была завершена в мае 1951 года, после смерти Ганди. [14] [15]

Расположение

[ редактировать ]

Храм Сомнатх расположен вдоль береговой линии в Прабхас Патан, Веравал, Саураштра регион в Гуджарате. Это примерно в 400 километрах (249 миль) к юго-западу от Ахмедабада , в 82 километрах (51 милях) к югу от Джунагадха — еще одного крупного места археологических раскопок и паломничества в Гуджарате. Это примерно в 7 км (4 мили) к юго-востоку от железнодорожного узла Веравал, примерно в 130 км (81 милях) к юго-востоку от аэропорта Порбандар и примерно в 85 км (53 мили) к западу от аэропорта Диу . [16]

Храм Сомнатх расположен неподалеку от древнего торгового порта Веравал , одного из трех в Гуджарате, откуда индийские купцы отправлялись торговать товарами. Персидский историк XI века Аль-Бируни утверждает, что Сомнатх стал таким известным, потому что «он был гаванью для мореплавателей и станцией для тех, кто ходил туда и обратно между Суфалой в стране Зандж (Восточная Африка) и Китаем». В сочетании с его репутацией выдающегося места паломничества, его местоположение было хорошо известно королевствам Индийского субконтинента. [17] [18] Литературные и эпиграфические данные свидетельствуют о том, что средневековый порт Веравал также активно торговал с Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией. Это принесло богатство и славу району Веравал, а также храму. [19]

Место Прабхас Патан было заселено во времена цивилизации долины Инда , 2000–1200 гг. до н.э. Это был один из очень немногих объектов в районе Джунагадх, который был настолько заселен. После заброшенности в 1200 г. до н.э. он был повторно заселен в 400 г. до н.э. и продолжался до исторического периода. Прабхас также находится недалеко от других поселений, занимаемых аналогичным образом: Джунагадх, Дварка , Падри и Бхарух . [19]

Номенклатура и значение

[ редактировать ]

Сомнатх означает «Господин Сомы » или «Луна». [примечание 1] Это место также называют Прабхаса («место великолепия»). [21] Храм Сомнатх был местом джьотирлинга для индусов и святым местом паломничества ( тиртха ). Это одно из пяти наиболее почитаемых мест на морском побережье Индии, наряду с близлежащими Дваракой в ​​Гуджарате , Пури в Одише , Рамешварамом и Чидамбарамом в Тамилнаде . [22]

Разрушение Джьотирлинги

[ редактировать ]

Махмуд Газни в 1026 году нашей эры разграбил храм, убил множество паломников, сжег храм и разрушил его. Генри Майерс Эллиот в своей книге «История Индии, рассказанная ее собственными историками», описывает

Царь с удивлением посмотрел на идола и приказал захватить добычу и присвоить сокровища. Там было много идолов из золота и серебра и сосудов, украшенных драгоценностями, и все это было прислано туда величайшими личностями Индии. Стоимость вещей, найденных в храмах идолов, превышала двадцать тысяч тысяч динаров.Когда царь спросил своих товарищей, что они говорят о чуде идола и о том, что он оставался в воздухе без опоры и поддержки, некоторые утверждали, что этому способствовала какая-то скрытая поддержка. Царь приказал человеку пойти и ощупать копьем все вокруг, сверху и снизу, что он и сделал, но не встретил никаких препятствий. Затем один из присутствовавших высказал свое мнение, что навес был сделан из магнитного камня, а идол - из железа, и что гениальный строитель умело ухитрился сделать так, чтобы магнит не проявлял большей силы ни на одной из сторон - поэтому идол был подвешен в середина. Некоторые совпадали, другие отличались. От султана было получено разрешение убрать несколько камней с вершины навеса, чтобы обосноваться. Когда два камня были сняты с вершины, идол отклонился в сторону, когда были убраны еще, он наклонился еще больше, пока, наконец, не остановился на земле.

- Генри Майерс Эллиот, История Индии, рассказанная ее собственными историками, том 1, https://en.wikisource.org/wiki/Page:HMElliotHistVol1.djvu/132

Библейские упоминания

[ редактировать ]

Многие индуистские тексты содержат список самых священных мест паломничества Шивы, а также руководство по их посещению. Наиболее известными были Махатмьи тексты жанра . Из них храм Сомнатхи возглавляет список джйотирлингамов в «Джнянасамхите» — главе 13 Шива -пураны и старейшем известном тексте со списком джьотирлингамов . Другие тексты включают Варанаси Махатмью (найден в Сканда-пуране ), Шатарудра-самхита и Котхирудра-самхита . [23] [примечание 2] Все либо прямо упоминают храм Сомнатха как первое из двенадцати мест, либо называют верхний храм «Сомешвара» в Саураштре - синоним этого места в этих текстах. [26] [27] [28] [примечание 3] Точная дата этих текстов неизвестна, но на основании ссылок на другие тексты, а также на древних поэтов и ученых, их обычно датируют периодом между 10 и 12 веками, причем некоторые датируют их намного раньше, а другие - немного позже. [24] [25]

Храм Сомнатх не упоминается в древних санскритских текстах индуизма, но «Прабхаса-Паттана» упоминается как тиртха (место паломничества). [4] Например, Махабхарата (ок. 400 г. н.э. в зрелой форме). [ нужна ссылка ] [31] в главах 109, 118 и 119 третьей книги ( Вана Парва ), а также в разделах 10.45 и 10.78 « Бхагавата-пураны» говорится, что Прабхаса является тиртхой на побережье Саураштры. [32] [6]

Альф Хилтебейтель – ученый-санскритолог, известный своими переводами и исследованиями индийских текстов, включая Махабхарату , утверждает, что подходящим контекстом для легенд и мифологий Махабхараты являются ведические мифологии, которые она заимствовала, интегрировала и повторно адаптировала для своего времени и своего времени. аудитория. [33] В слое Брахмана ведической литературы уже упоминается тиртха, связанная с рекой Сарасвати. реки нигде не было видно Однако, поскольку на момент составления и завершения Махабхараты , легенда Сарасвати была изменена. Он исчезает в подземной реке, а затем появляется в виде подземной реки в святых местах для сангама (слияния), уже популярного у индусов. Затем « Махабхарата» объединяет легенду о Сарасвати о ведических знаниях с «Прабхаса- тиртхой» , утверждает Хилтебейтель. [33] В критических изданиях Махабхараты в нескольких главах и книгах упоминается, что этот «Прабхаса» находится на береговой линии недалеко от Двараки . Его описывают как священное место, куда Арджуна и Баларама отправляются на тиртху , место, куда Господь Кришна решает пойти и проводит свои последние дни, а затем умирает. [33]

Кэтрин Людвик, религиовед и знаток санскрита, согласна с Хилтебейтелем. Она утверждает, что мифология Махабхараты заимствована из ведических текстов, но видоизменяет их от «жертвенных ритуалов», ориентированных на браминов, до ритуалов тиртхи , которые доступны каждому - предполагаемой аудитории великого эпоса. [34] Более конкретно, она утверждает, что жертвоприношения вдоль реки Сарасвати, обнаруженные в таких участках, как Панчавимса Брахмана, были изменены на места тиртхи в контексте реки Сарасвати в участках Вана Парва и Шалья Парва . [34] Такова мифология Прабхасы в Махабхарате , которая утверждает, что он находился «у моря, недалеко от Двараки». Это означает расширенный контекст паломничества как «эквивалента ведического ритуала», объединяющий Прабхасу , который, должно быть, уже был важен как место тиртхи , когда компиляция Вана Парвы и Шалья Парвы была завершена. [34] [примечание 4]

В поэме V века «Рагхувамса Калидаса » Соманатха-Прабхаса упоминается как тиртха наряду с Праягой , Пушкарой , Гокарной . Омовение в одной из этих тиртх призвано освободить человека от цикла рождений и смертей. [36] [примечание 5]

Археологически нет никаких свидетельств того, что на этом месте в древние времена существовал храм. [4] [37]

Место Сомнатха с древних времен было местом паломничества, поскольку оно было Тривени Сангам (место слияния трех рек: Капила, Хиран и Сарасвати). Считается, что Сома , бог Луны, потерял свой блеск из-за проклятия, и он купался в реке Сарасвати в этом месте, чтобы вернуть его. Говорят, что результатом этого является растущая и убывающая луна. Название города Прабхаса , что означает «сияние», а также альтернативное имя Сомешвара («повелитель луны» или «бог луны») возникли из этой традиции. [38]

Разрушенный храм Сомнатх, 1869 г.

Имя Сомешвара начинает появляться начиная с 9 века. Гурджара -Пратихара Царь Нагабхата II ( годы правления 805–833 ) записал, что он посетил тиртхи в Саураштре, включая Сомешвару . [39] Ромила Тапар утверждает, что это не подразумевает существования храма, а скорее то, что это было место паломничества ( тиртха ). Царь Чаулукья возможно (Соланки) Мулараджа, , построил на этом месте первый храм Сомы («лунного бога») где-то до 997 года нашей эры, хотя некоторые историки полагают, что он, возможно, отремонтировал более ранний храм меньшего размера. [40] [примечание 6]

Махмуд Газни , тюркский мусульманский правитель империи Газневидов , совершил набег на Индию до Сомнатха , Матхуры и Каннауджа на Гурджара-Пратихара . территории [44]

В 1026 году, во время правления Бхимы I , тюркский мусульманский правитель Махмуд Газни совершил набег и разграбил храм Сомнатха, сломав его джотирлинга . Он унес добычу в 20 миллионов динаров. [45] [8] По словам Ромилы Тапар, опирающейся на надпись 1038 года короля Кадамбы в Гоа , состояние храма Сомнатха в 1026 году после строительства Газни неясно, поскольку надпись «загадочно умалчивает» о набеге Газни или состоянии храма. Эта надпись, как утверждает Тапар, может свидетельствовать о том, что вместо разрушения это могло быть осквернение, поскольку храм, похоже, был быстро отремонтирован в течение двенадцати лет и к 1038 году стал активным местом паломничества. [46]

Набег Махмуда в 1026 году подтверждается персидским историком XI века Аль-Бируни, который работал при дворе Махмуда, который в некоторых случаях сопровождал войска Махмуда между 1017 и 1030 годами нашей эры и который жил в северо-западном регионе Индийского субконтинента - через регулярные промежутки времени, хотя и не постоянно. [47] Вторжение в Сомнатх в 1026 году нашей эры также подтверждается другими исламскими историками, такими как Гардизи, Ибн Зафир и Ибн аль-Асир. Однако два персидских источника – один Адх-Захаби, а другой аль-Яфии – указывают, что это 1027 год нашей эры, что, вероятно, неверно и опоздало на год, по словам Хана – ученого, известного своими исследованиями Аль-Бируни. и другие персидские историки. [48] По словам Аль-Бируни:

Храм Сомнатха находился чуть менее чем в трех милях к западу от устья реки Сарасвати. Храм располагался на берегу Индийского океана так, что во время прилива идол омывался его водой. Таким образом, эта луна постоянно была занята омовением идола и служением ему».

- Перевод М.С. Хана [48]

Аль-Бируни утверждает, что Махмуд разрушил храм Сомнатха. Он заявляет о мотивах Махмуда как «набеги, предпринятые с целью грабежа и удовлетворения праведного иконоборчества истинного мусульманина... [он] вернулся в Газну , нагруженный дорогостоящей добычей из индуистских храмов». Аль-Бируни косвенно критикует эти набеги за то, что они «подрывают процветание» Индии, создают антагонизм среди индусов по отношению ко «всем иностранцам» и вызывают отток ученых индуистских наук далеко из регионов, «завоеванных нами». [49] [50] Махмуд начал множество грабительских кампаний в Индии, в том числе разграбление храма Сомнатх. [51]

Некоторые из самых ранних фотографий храма Сомнатх были сделаны Сайксом и Нельсоном в 19 веке. На них изображен индуистский храм Сомнатх, частично переоборудованный в исламскую мечеть. [12]

По словам Джамаля Малика, ученого из Южной Азии и исламоведения, «разрушение храма Сомнатх, известного места паломничества в Гуджарате, в 1026 году сыграло важную роль в превращении Махмуда в «икону ислама», разграбление этот храм стал «важной темой в персидских историях исламского иконоборчества». [52] Многие мусульманские историки и ученые в XI веке и после него включили разрушение Сомнатха в свои публикации как праведный образцовый поступок. Он вдохновил персидскую сторону культурной памятью о разрушении Сомнатха через «эпопеи завоеваний», а индуистскую сторону Сомнатх вдохновил рассказами о восстановлении, восстановлении и «эпопеями сопротивления». [52] Эти сказки и хроники в Персии возвысили Махмуда как «образцового героя и исламского воина для мусульман», утверждает Малик, в то время как в Индии Махмуд стал образцовым «заклятым врагом». [52]

О набеге Махмуда в тюрко-персидской литературе сложились мощные и подробные легенды. [53] По словам историка Синтии Талбот, более поздняя традиция гласит, что «50 000 [54] преданные погибли, пытаясь остановить Махмуда во время его разграбления храма Сомнатха. [55] По словам Тапара, «50 000 убитых» — это хвастливое заявление, которое «постоянно повторяется» в мусульманских текстах и ​​становится «формульной» цифрой смертей, чтобы подчеркнуть «легитимность Махмуда в глазах устоявшегося ислама». [56]

По наставлению Бхавы Брихаспати , аскета из Пашупаты , Кумарапала (годы правления 1143–1172) перестроил храм Сомнатха из «превосходного камня и усыпал его драгоценностями», согласно надписи 1169 года. Он заменил обветшалый деревянный храм. [57] [58] [59]

Во время вторжения в Гуджарат в 1299 году армия Халджи Алауддина во главе с Улуг-ханом нанесла поражение королю Вагелы Карне и разграбила храм Сомнатха. [60] [61] Легенды в более поздних текстах Канхададе Прабандха (15 век) и Наинси ри Кхьят (17 век) гласят, что Джалора правитель Канхададева позже вернул идола Сомнатха и освободил индуистских пленников после нападения на армию Дели возле Джалора. [62] Однако другие источники утверждают, что идол был доставлен в Дели, где его бросили на то, чтобы растоптать ногами мусульман. [63] Эти источники включают современные и почти современные тексты, в том числе Амира Хосрова , «Хазайнул-Футух» « Зиауддина Барани » Тарих-и-Фируз Шахи Джинапрабхи Сури и «Вивидха-тиртха-кальпа» . Вполне возможно, что история о спасении Канхададевой идола Сомнатха является выдумкой более поздних авторов. Альтернативно, возможно, что армия Халджи везла в Дели несколько идолов, а армия Канхададевы вернула одного из них. [64]

Храм был перестроен Махипалой I , царем Чудасамы Саураштры, в 1308 году, а лингам был установлен его сыном Кхенгарой где-то между 1331 и 1351 годами. [65] Еще в 14 веке , что гуджаратские мусульманские отметил Амир Хусров паломники останавливались в этом храме, чтобы засвидетельствовать свое почтение перед тем, как отправиться в паломничество в хадж . [66] В 1395 году храм был в третий раз разрушен Зафар-ханом , последним губернатором Гуджарата Делийского султаната , а затем основателем Гуджаратского султаната . [67] В 1451 году он был осквернён Махмудом Бегадой , султаном Гуджарата. [68]

приказал разрушить храм, один из многих Великих Моголов К 1665 году император Аурангзеб . [69] [70] Однако в тот момент приказ, судя по всему, не был выполнен. Аурангзеб приказал разрушить ее и снова превратить в мечеть в 1706 году; этот приказ, похоже, был выполнен, хотя на его обращение было приложено очень мало усилий. [70]

Британский Радж

[ редактировать ]
Ворота из гробницы Махмуда Газни , хранящиеся в арсенале форта Агры.

В 1842 году Эдвард Лоу, 1-й граф Элленборо, издал свою Прокламацию о воротах , в которой он приказал британской армии в Афганистане вернуться через Газни и вернуть в Индию сандаловые ворота из гробницы Махмуда Газни в Газни, Афганистан. Считалось, что их забрал Махмуд из Сомнатха. По указанию Элленборо генерал Уильям Нотт снял ворота в сентябре 1842 года. Целому сипайскому полку, 6-му джатскому легкопехотному полку , было поручено отнести ворота обратно в Индию. [71] с триумфом. Однако по прибытии выяснилось, что они не гуджаратского или индийского дизайна и не из сандалового дерева , а из деодарского дерева (родного для Газни) и, следовательно, не являются подлинными для Сомнатха. [72] [73] Их поместили в арсенальную кладовую форта Агра , где они лежат и по сей день. [74] [75] прошли дебаты В 1843 году в Палате общин в Лондоне по вопросу о воротах храма и роли Элленборо в этом деле. [76] [77] После долгих перестрелок между британским правительством и оппозицией все известные нам факты были изложены.

века «Лунный камень» XIX В романе Уилки Коллинза предполагается, что названный в названии алмаз был украден из храма в Сомнатхе и, по словам историка Ромилы Тапар , отражает интерес, вызванный в Британии воротами. В ее книге 2004 года о Сомнатхе исследуется эволюция историографии легендарного храма в Гуджарате. [78]

Реконструкция 1950–1951 гг.

[ редактировать ]
К.М. Мунши с археологами и инженерами правительства Индии, Бомбея и Саураштры, на фоне руин храма Сомнатх, июль 1950 года.

До обретения Веравал независимости был частью штата Джунагад , правитель которого присоединился к Пакистану в 1947 году. Индия оспорила присоединение и аннексировала штат после проведения референдума. Заместитель премьер-министра Индии Валлабхбхай Патель прибыл в Джунагадх 12 ноября 1947 года, чтобы руководить стабилизацией государства с помощью индийской армии, после чего он приказал восстановить храм Сомнатх. [79]

Когда Патель, К.М. Мунши и другие лидеры Конгресса обратились к Махатме Ганди с предложением реконструировать храм Сомнатх, Ганди благословил этот шаг, но предложил, чтобы средства на строительство были собраны у населения, а храм не финансировался. государством. [80] Соответственно, был создан Фонд Сомнатх для сбора средств и наблюдения за строительством храма. Мунши возглавил трест. Будучи министром гражданского снабжения в правительстве Индии, Мунши стремился привлечь правительство Индии к усилиям по восстановлению, но Неру отклонил его предложение. [81]

Руины были снесены в октябре 1950 года. Находившуюся на этом месте мечеть перенесли на несколько километров с помощью строительной техники. [82] Новое сооружение было построено традиционными строителями храмов Сомапури в Гуджарате. [81] 11 мая 1951 года Раджендра Прасад , президент Индии, провел церемонию установки храма по приглашению Мунши. [83] [84]

Храмовая архитектура

[ редактировать ]

Подробное описание храмовой архитектуры АЛЬ-КАЗВИНИ' есть в «Истории Индии, рассказанной ее собственными историками». [85]

Этот идол находился посреди храма, и ничто не могло поддерживать его снизу или подвешивать сверху. Он пользовался высшим почетом среди индусов, и всякий, кто видел его парящим в воздухе, изумлялся, будь то мусульманин или неверный. Индусы совершали к нему паломничество всякий раз, когда происходило лунное затмение, и затем собирались там в количестве более ста тысяч человек. Они верили, что души людей собирались там после отделения от тела и что идол по своему усмотрению вселял их в другие тела в соответствии с их доктриной переселения людей. Приливы и отливы считались поклонением идолу у моря. Туда приносили в качестве подношения все самое ценное, и храмом наделили более 10 000 деревень. Есть река (Ганг), которая считается священной, между которой и Сомнатом расстояние составляет 200 парасангов. Воду из этой реки каждый день приносили в Сомнат и мыли ею храм. Тысяча брахманов поклонялись идолу и обслуживали посетителей, а 500 девиц пели и танцевали у дверей — все это содержалось на средства храма. Здание было построено на пятидесяти шести колоннах из тикового дерева, покрытых свинцом. В храме идола было темно, но его освещали драгоценные люстры большой ценности. Рядом с ним лежала золотая цепь весом в 200 манов. Когда часть (сторожа) ночи закрывалась, эту цепь встряхивали, как колокола, чтобы побудить новую группу брахманов для совершения поклонения.

- Генри Майерс Эллиот, История Индии, рассказанная ее собственными историками, том 1, https://en.wikisource.org/wiki/Page:HMElliotHistVol1.djvu/132

Храм до XI века

План этажа и руины храма, построенного до 1000 г. н. э., были обнаружены во время археологических раскопок под руководством Б. К. Тапара. Большая часть храма утеряна, но остатки фундамента, нижней конструкции, а также фрагменты руин храма позволяют предположить, что это был «богатый» храм с изысканной резьбой. По словам Даки – исследователя индийской храмовой архитектуры, это самая ранняя известная версия храма Сомнатх. Это было то, что в исторических санскритских текстах Васту-шастры называется трианга сандхара прасад . Его гарбхагриха (святилище) был соединен с мукхамандапой (входным залом) и гудхамандапой . [86]

Храм открывался на восток. Стилобат этого разрушенного храма состоял из двух частей: питха-цоколя высотой 3 фута и ведибандхи-подиума. Питха имела высокую бхитту , соединенную с джадьякумбхой, украшенную тем, что Даки называет «четким и очаровательным узором листвы». В кумбхе Ведибандхи была Сурасенака с нишей, в которой находилась фигура Лакулиса – это свидетельство подтверждает, что утраченный храм был храмом Шивы. [86]

В ходе раскопок были обнаружены фрагменты одной из них на западном конце, что позволяет предположить, что кумбхи были выровнены по всей стене. По словам Даки, над карнизом калаги находилась антарапатта , но нет информации, позволяющей определить ее дизайн или орнамент. Сохранившийся фрагмент капотапали позволяет предположить, что «через определенные промежутки времени он был украшен противопоставленными полутхакарами, а большие, элегантные и тщательно сформированные гагараки в подвешенном виде украшали нижний край капотапали», - утверждает Даки. [86] Гарбхагриха имела ведибандху, возможно, с двухслойной джангхой с изображениями на главной стороне, свидетельствующими о влиянии позднего стиля Маха-Мару. Другой найденный фрагмент имел «красиво отформованную округлую колоннету и ребристый навес хураккадья, венчавший хатака». [86]

Мухачатуски, утверждает Даки, вероятно, сломался и упал сразу после разрушительного удара войск Махмуда. Эти фрагменты не подверглись дальнейшей эрозии или повреждениям, которых можно было бы ожидать, вероятно, потому, что они остались в котловане нового храма Сомнатха, который был перестроен быстро после ухода Махмуда. «Качество изготовления» этих фрагментов «действительно высокое», резьба затерянного храма была «богатой и изысканной», утверждает Даки. Кроме того, на нескольких предметах имеется фрагмент надписи буквами X века, что позволяет предположить, что эта часть храма или весь храм был построен в X веке. [86]

Разрушенный храм Сомнатх XIX века частично переоборудован в мечеть

Усилия археологов, фотографов и геодезистов колониальной эпохи позволили получить несколько отчетов об архитектуре и искусстве, увиденных на руинах храма Сомнатха в 19 веке. [87] Самые ранние отчеты об обследовании храма Сомнатх и состояния города Соманатха-Патан-Веравал в XIX веке были опубликованы между 1830 и 1850 годами британскими офицерами и учеными. Александр Бернс обследовал это место в 1830 году, назвав Сомнатх «знаменитым храмом и городом». Он написал: [88]

План главного храма Сомнатх, Веравал Гуджарат

Великий храм Сомнатха стоит на возвышенности на северо-западной стороне Паттана, внутри стен, и только они отделены от моря. Его можно было увидеть с расстояния двадцати пяти миль. Это массивное каменное здание, очевидно, некоторой древности. В отличие от индуистских храмов в целом, он состоит из трех куполов, первый из которых образует крышу входа, второй — внутреннюю часть храма, третий — святилище, в котором хранились богатства хинди-религиозности. Два внешних купола миниатюрны: центральный имеет высоту более тридцати футов, сужается к вершине четырнадцатью ступенями и имеет около сорока футов в диаметре. Он идеален, но изображения, которые когда-то украшали как внутреннюю, так и внешнюю часть здания, изуродованы, а черные полированные камни, составлявшие его пол, были убраны гражданами для менее благочестивых целей. Две мраморные плиты с цитатами из Корана и надписями, посвященными Мангролу Исе, указывают, где покоится этот достойный мусульманин. Они расположены в западной части города, и это место до сих пор посещают набожные мусульмане. Рядом с ним находится купол, поддерживаемый колоннами, отмечающий могилу султанского кассира и многих других; и весь город окружен остатками мечетей и одним огромным кладбищем. каменные постройки самого Паттана провозглашают его былое величие. В настоящее время город представляет собой полнейшие руины, его дома почти пусты, за исключением нового и солидного храма, воздвигнутого для дома бога Сомната этой чудесной женщиной, Ахалией Бай, женой Холкара.

—Александр Бёрнс [88]

Он утверждает, что на этом месте показано, как храм был преобразован в мусульманское строение с аркой, эти части были реконструированы с использованием «искалеченных частей экстерьера храма» и «перевернутых индуистских изображений». Такие изменения в полуразрушенном храме Сомнатха, направленные на превращение его в «магометанское святилище», утверждает Бёрнс, являются «доказательством мусульманского опустошения» этого места. [88] Бёрнс также резюмировал некоторые мифологии, которые он слышал, горькие общинные настроения и обвинения, а также заявления находящихся в гарнизоне «арабов вождя Джунагара [Джунагада]» об их победах на этой «земле неверных». [88]

Отчет об обследовании капитана Постанса был опубликован в 1846 году. Он утверждает: [89]

Паттан и вся часть страны, где он расположен, сейчас находятся под властью мусульманского правителя, наваба Джунагадха, и сам город представляет собой самый любопытный образец своего первоначального индуистского характера, который я когда-либо видел, сохранившийся на протяжении всего своего существования. стены, ворота и здания, несмотря на магометанские нововведения и тщательно продуманную попытку стереть следы язычества; даже те самые мусджиды, которые то тут, то там встречаются в городе, подняты материаламииз священных построек завоеванных, или, как говорят историки Синда, «истинно верующие превратили храмы идолопоклонников в места молитвы». Старый Паттан по сей день является индуистским городом во всем, кроме его жителей, и, возможно, одним из самых интересных исторических мест в Западной Индии. [...] Сомнатх принял тот вид, который он представляет сейчас: храм, очевидно, языческого происхождения, измененный введением магометанского стиля архитектуры в различных частях, но оставивший нетронутым свой общий план и мелкие детали. [...] Храм состоит из одного большого зала продолговатой формы, из одного конца которого выходит небольшая квадратная камера, или святилище. Центр зала занимает благородный купол над восьмиугольником из восьми арок; остальная часть крыши террасирована и поддерживается многочисленными колоннами. Есть три входа. Стороны здания обращены по сторонам света, а главный вход оказывается с восточной стороны. Эти дверные проемы необычайно высоки и широки, имеют пирамидальную или египетскую форму, уменьшающуюся к вершине; они значительно усиливают эффект здания. Внутри все представляет собой сцену полного разрушения; тротуар повсюду завален кучами камней и мусора; облицовка стен, капители колонн, короче говоря, каждая часть, имеющая что-либо похожее на орнамент, была испорчена или удалена (если не Махмудом, то теми, кто впоследствии превратил этот храм в его нынешний полумагометанский вид). [...] Внешне все здания очень искусно вырезаны и украшены фигурами, одиночными и группами разных размеров. Многие из них, кажется, были определенного размера; но работа по нанесению увечий велась здесь так усердно, что от более крупных фигур едва остался ствол, в то время как немногие даже из самых мелких остались невредимыми. Западная сторона наиболее совершенна: здесь прекрасно сохранились колонны и украшения. Главный вход украшен портиком и увенчан двумя стройными минаретами, украшенными настолько в магометанском стиле, что они, как и купола, очевидно, были добавлены к первоначальному зданию.

Томас Постанс [89]

Более подробный отчет об исследовании руин храма Сомнатха был опубликован в 1931 году Генри Казенсом. [87] Казенс утверждает, что храм Сомнатх дорог индуистскому сознанию, они помнят его историю и утраченное великолепие, и ни один другой храм в Западной Индии не «настолько известен в анналах индуизма, как храм Соманатхи в Соманатха-Паттане». Индуистские паломники идут к здешним руинам и посещают их вместе со своим паломничеством в Дварку, Гуджарат, хотя он превратился в мрачное место XIX века, полное «руин и могил». [90] В его отчете об опросе говорится: [87]

Старый храм Соманатхи расположен в городе и стоит на берегу в его восточной части, отделенный от моря прочной подпорной стеной, которая не позволяет первой размыть землю вокруг фундамента святилища. От стен храма сейчас мало что осталось; они были в значительной степени перестроены и засыпаны щебнем, чтобы превратить здание в мечеть. Большой купол, вся крыша и приземистые минары, один из которых остался над главным входом, являются частями мусульманских пристроек. [...] Один только факт показывает, что храм был построен в больших масштабах, а именно наличие в его подвале ашватхары или лепнины для лошадей. Вероятно, в плане он был примерно такого же размера, как Рудра Мала в Сиддхапуре, а в длину составлял около 140 футов. [...] Стены или, по крайней мере, их внешняя оболочка, большая часть которых рухнула, в нескольких местах обнаруживается законченная кладка и лепнина подвала более старого храма, который, по-видимому, не были полностью удалены, когда храм, как мы теперь видим, был построен, причем части этого более древнего храма, по-видимому, остались на месте, чтобы составить сердцевину и ядро ​​более поздней каменной кладки. [...] По нескольким причинам я пришел к выводу, что разрушенный храм в его нынешнем виде, за исключением мусульманских пристроек, является остатком храма, построенного Кумарапалой, королем Гуджарата, около 1169 года нашей эры.

Генри Казенс [91]
Нынешний храм

Нынешний храм представляет собой храм архитектуры Мару-Гурджара (также называемый стилем Чаулукья или Соланки). Он имеет форму «Кайлаш Махамеру Прасад» и отражает мастерство Салата Сомпура , одного из мастеров-каменщиков Гуджарата. [92]

Архитектором нового храма Сомнатха был Прабхашанкарбхай Огадбхай Сомпура, который работал над восстановлением и интеграцией старых восстанавливаемых частей с новым дизайном в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Новый храм Сомнатха представляет собой двухуровневый храм с замысловатой резьбой, мандапой с колоннами и 212 рельефными панелями. [93]

Широкоугольный вид – немного искаженный – с юго-восточной стороны нынешнего храма Сомнатха. Натараджу можно увидеть на сукханаси вместе с двухэтажной конструкцией.

храма Шихара , или главный шпиль, имеет высоту 15 метров (49 футов) над святилищем, а наверху находится флагшток высотой 8,2 метра. [92] По словам Ананды Кумарасвами, историка искусства и архитектуры, более ранние руины храма Сомнатха следовали стилю Соланки, то есть архитектуре Нагара, вдохновленной идеями Весары, найденными в западных регионах Индии. [94]

произведение искусства

[ редактировать ]

Восстановленный храм, найденный в разрушенном виде в 19 веке, и нынешний храм использовали восстановленные части предыдущего храма со значительными произведениями искусства. В новом храме новые панели были добавлены и объединены с несколькими старыми, причем их отличает цвет камня. Панели и колонны с историческими произведениями искусства находились и находятся на южной и юго-западной стороне храма Сомнатха. [95]

В целом, рельефы и скульптуры изуродованы до такой степени, что большинству людей трудно «опознать те немногие изображения, которые остались» на панелях, утверждает Казенс. [95] оригинального Натараджа На южной стороне можно увидеть изувеченный Нанди (Тандава Шива), хотя и с отрубленными руками и обезображенным лицом. Справа — . Слева от него находятся следы Шивы - Парвати с богиней, сидящей у него на коленях. [95] части панелей, образующих полосу, похожую на сцены Рамаяны Ближе к северо-восточному углу можно проследить в исторических индуистских храмах. По словам Казенса, можно увидеть секции с «красивыми вертикальными карнизами по обе стороны от главного входного дверного проема», и это говорит о том, что разрушенный храм был «чрезвычайно богато украшен резьбой». В храме, вероятно, находилась плеяда ведических и пуранических божеств, поскольку на одном из частично сохранившихся рельефов изображена . иконография Сурьи – два лотоса в его руке [95]

Старый храм имел открытую планировку, с большими окнами, которые пропускали свет в мандапу и обходной проход. Замысловатые и детальные произведения искусства внутри и на колоннах храма Сомнатх были очень похожи на те, что были найдены в храме Луна Васахи на горе Абу . [96]

Тиртха и фестивали

[ редактировать ]

Сомнатх-Прабхаса Тиртха была одним из почитаемых мест тиртхи (паломничества) индуистов. Это знаменитое место Прабхасы, найденное в надписях шрифтом Брахми на памятниках Махараштры. [97] Он упоминается в стихах Калидаса. [36] Новый храм является главным местом паломничества в Гуджарате наряду с Дваркой. [98]

Археологические исследования

[ редактировать ]

Место храма Сомнатха и береговая линия были раскопаны индийскими командами в поисках археологических находок. Первые крупные раскопки были завершены в 1950–51 годах, незадолго до реконструкции храма Сомнатха. Его возглавил Б.К. Тапар , один из генеральных директоров Археологической службы Индии , и был опубликован отчет. Это исследование Тапара предоставило прямые и существенные доказательства существования большого храма X века или ранее. [86] Б.К. Тапар оценил, что старый храм был построен в 9 веке, тогда как Даки утверждает, что более вероятно, что он был построен в 10 веке, то есть с 960 по 973 год нашей эры. [2] [3] Исследование Тапара также обнаружило артефакты и руины с древними письменами, такими как Брахми , и более поздними письменами, такими как прото-Нагари и Нагари , тем самым подтверждая древность Сомнатх-Патана, по крайней мере, на протяжении большей части первого тысячелетия. [99] [2]

Несколько участков Сомнатх-Патан вокруг храма Сомнатх были раскопаны в 1970-х годах под руководством М.К. Дхаваликара и З.Д. Ансари. Они копали глубже в нескольких местах и ​​сообщили о пяти периодах человеческого поселения. В 1992 году депутат К. Дхаваликар и Грегори Поссель – археолог, известный своими исследованиями долины Инда , сообщили о своем анализе археологических находок в Прабхас-Патане. По их словам, на месте Сомнатха есть свидетельства древнего человеческого поселения, существовавшего до 2-го тысячелетия до нашей эры. Они относят один период к «дохараппской фазе». Однако все эти находки представляют собой керамику, изделия и украшения (амулеты), а древних «частей храма» обнаружено не было. [100] Согласно критическому обзору Чарльза Хермана, имеющиеся на данный момент доказательства не позволяют делать какие-либо прямые выводы об обществе и культуре в эпоху до 1-го тысячелетия до нашей эры, но есть убедительные доказательства того, что Прабхас-Патан был ранним хараппским местом с оседлым земледелием и скотоводством. и он находится в той же лиге значимости, что и археологические памятники Дхолавира (Катч) и Рожди (Сорат-Хараппа). Кроме того, раскопанные курганы Прабхас-Патан свидетельствуют о продолжающемся поселении после Хараппы (ок. 2000–1800 гг. До н.э.), а также несколько других памятников Саураштры. По словам Германа, археологических раскопок в регионе Прабхас-Патан и Саураштра было слишком мало, чтобы сделать систематические выводы. [101]

Наследие

[ редактировать ]

Храм Сомнатх вдохновил на различные повествования и наследие: для некоторых он является символом благословенных завоеваний и побед, для некоторых — символом фанатичной нетерпимости и преследований. После разграбления храма Сомнатха в 1026 году, как утверждает Мехрдад Шокухи, «разграбление Сомната было не просто еще одной кампанией средневекового султана, ограниченной историей, но символом возрождения иранской идентичности, подкрепленным религиозным рвением, которое должно было отразить в литературе и фольклоре» на протяжении почти тысячи лет. Разрушение храма Сомнатх, называемого в персидской литературе Суманат , и убийство неверных изображались как знаменитое событие в многочисленных версиях истории, рассказах и стихах, найденных в Персии, написанных на протяжении веков. Персидская литература установила мифические внеисторические связи Сомната с Манатом . [102] Уничтожение обоих было отмечено исламскими учеными и элитами. [103] [104]

С индийской стороны храм Сомнатх был больше, чем просто молитвенным домом. Для индуистов, особенно индуистских националистов, это вопрос их наследия, их чувства священного времени и пространства, утверждает Петер ван дер Веер. [83] Ее история поднимает вопросы о терпимости и ожидаемых духовных ценностях, а также о символе фанатизма и иностранного угнетения. Храм Сомнатх использовался для повторного посещения истории Индии и агитации по поводу ее священных мест, включая спорные места, такие как Айодхья. [83] Махмуда и Аурангзеба вместе с вдохновлявшей их идеологией помнят как врагов древней индуистской нации. Они утверждаются как два исторических факта: первый как первый, а второй как последние систематические разрушители храма Сомнатха. [83]

Храм Сомнатх использовался Лалом Кришной Адвани в качестве культурного символа и отправной точки для Ратха-ятры (путешествия на колеснице), как утверждает К.Н. Панниккар, в начале своей кампании в Айодхье в 1990 году. [105] [106] По словам Дональда Смита, усилия по реконструкции в 1950-х годах были направлены не на восстановление древней архитектуры, а на то, что храм Сомнатха имел религиозное значение. Восстановление было символом, это было отказом индуистов от почти тысячелетнего мусульманского господства, угнетения и восстановления безопасного убежища для индуистов в послеразделенной Индии. [107]

Реконструированный храм Сомнатх был излюбленным местом паломничества индуистов в Гуджарате, которое часто сочеталось с паломничеством в Дварку. Это место привлекает индуистов со всей Индии, утверждает Дэвид Софер. [98]

Пакистан и Западная Азия

[ редактировать ]

В современных учебниках Пакистана восхваляется разграбление храма Сомнатх, а кампания султана Махмуда Газневи прославляется как «поборник ислама». По словам Саеда Заиди, исследователя исламистской воинственности, школьный учебник в Пакистане под названием « Наш мир» изображает храм Сомнатх как «место, где все индуистские раджи собирались вместе» и думали о «борьбе с мусульманами». Махмуд пришел в этот храм и «разнес идола на куски», и «этот успех стал источником счастья для всего мусульманского мира». [108] Другой учебник для пакистанской средней школы повторяет аналогичную историю, рассказывая ученикам, что храм Сомнатх на самом деле был не индуистским храмом, а политическим центром. По мнению Ашока Бехуриа и Мохаммада Шехзада, наследие Сомнатха описывается в этом учебнике следующим образом: «По мнению большинства историков, Махмуд вторгался в Индию семнадцать раз, чтобы сокрушить власть индуистских раджей и махараджей, которые всегда были заняты планированием заговоров против него... После После падения Пенджаба индуисты собрались в Сомнатхе, который был скорее политическим центром, чем храмом, чтобы спланировать большую войну против Махмуда. Он застал всех раджей и махараджей врасплох, когда напал на Сомнатх и разгромил индуистский политический штаб. интрига. После разрушения Сомнатха он сломал хребет индусам в этом регионе, и, таким образом, у него не было необходимости снова нападать на Индию». [109]

В националистической литературе Исламского государства современной эпохи кампания султана Махмуда в 11 веке прославлялась как исторический «джихад против немусульман», его мотив в разрушении храма Сомнатх описывается как «не движимый мирской выгодой [богатством]». , а потому, что он хотел «покончить с идолопоклонством». [110]

Афганистан

[ редактировать ]

В 1842 году, во время Первой англо-афганской войны , генерал-губернатор Индии лорд Элленборо приказал своим войскам вернуть деревянные ворота из гробницы Махмуда Газни в Газни , Афганистан, обратно в Индию; считалось, что Махмуд забрал их из храма Сомнатх. Однако не было и нет никаких свидетельств того, что в храме Сомнатха или на его территории когда-либо были деревянные ворота. Также нет никаких свидетельств того, что Махмуд или более поздние завоеватели когда-либо захватывали какие-либо ворота из региона Прабхас-Патан в рамках грабежа. Этот приказ получил название «Провозглашение Врат» . [111] Этот приказ, утверждает Тапар, лучше всего рассматривать как пример того, как «колониальная интервенция в Индию» рассматривалась в 1840-х годах. [112]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В антропоморфных изображениях полумесяц луны изображен возле джата-мукуты (волос) Шивы. Эта иконография появляется в ранних текстах и ​​храмах, датируемых VI веком. [20]
  2. В 2007 году Флеминг датировал «Джнянасамхиту» 10 веком, тогда как он предлагает датировать 12 веком 2009 год. [24] Другие, такие как Хазра и Роше, предполагают конец 10 века. [25]
  3. ^ В дополнение к одному в Сомнатхе, другие джьотирлинги - это Малликарджуна в Шришайламе в Андхра-Прадеше, Махакалесвар в Удджайне в Мадхья-Прадеше, Омкарешвар в Мадхья-Прадеше, Кедарнатх в Уттраханде, Бхимашанкар в Пуне в Махараштре, Вишванатх в Варанаси в Уттар-Прадеше, Трямбакешвар. в Нашике в Махараштре, храм Ваджьянатх в районе Деогар в Джаркханде, Аундха Нагнатх в Аундхе в районе Хинголи в Махараштре, храм Раманатхасвами в Рамешвараме в Тамилнаду и Гришнешвар в Эллоре недалеко от Аурангабада в Махараштре. [29] [30]
  4. ^ Датой критического издания полной Махабхараты принято считать ок. 400 г. н.э. [35]
  5. ^ Калидас приводит отдельный список джьотирлингамов , в который включен Гокарна, а не Прабхаса. [36]
  6. ^ В ходе раскопок на территории Сомнатха после 1950 года была обнаружена самая ранняя известная версия храма Сомнатха. В ходе раскопок были обнаружены фундаменты храма X века, заметные сломанные части и детали крупной, хорошо украшенной версии храма. Мадхусудан Даки считает, что это был тот самый храм, который был разрушен Махмудом Газни. [41] [42] Б.К. Тапар, археолог, проводивший раскопки, заявил, что храмовое сооружение в Сомнатх-Патане определенно существовало в 9 веке, но не было раньше. [43]
  1. ^ «Сомнатх даршан» . Официальный сайт храма Сомнатх. Архивировано из оригинала 28 августа 2017 года . Проверено 19 декабря 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Даки и Шастри 1974 .
  3. ^ Jump up to: а б Роза Мария Чимино 1977 год .
  4. ^ Jump up to: а б с Тапар 2005 , с. 18-19, глава 2.
  5. ^ Мишра и Рэй 2016 , с. 22: «В случае Соманатхи приходится полагаться исключительно на литературные свидетельства, поскольку, хотя раскопки и показывают раннее поселение на этом месте, нет никаких свидетельств раннего существования на этом месте храма... Махабхарате В Прабхас Патан описывается как священная тиртха, расположенная на берегу моря ( Вана Парва , гл. 109)».
  6. ^ Jump up to: а б Шастри и Тагаре 2004 , стр. 1934, 2113.
  7. ^ Ягник и Шет 2005 , стр. 39–40, 47–50.
  8. ^ Jump up to: а б Тапар 2005 , стр. 36–37.
  9. ^ Кэтрин Б. Ашер; Синтия Талбот (2006). Индия раньше Европы . Стерлинговые издательства. п. 42. ИСБН  9781139915618 .
  10. ^ Тапар 2004 , стр. 68–69.
  11. ^ Казенс 1931 , стр. 15–18.
  12. ^ Jump up to: а б Храм Соманатхи в Прабхасе Патане , Д. Х. Сайкс и Генри Коунсенс, Архив Британской библиотеки (2021 г.)
  13. ^ Shakshi 2012 , стр. 304–306 с рисунком 4.
  14. ^ Гопал, Рам (1994). Индуистская культура во время и после мусульманского правления: выживание и последующие проблемы . MD Publications Pvt. ООО с. 148. ИСБН  81-85880-26-3 .
  15. ^ Жафрело, Кристоф (1996). Индуистское националистическое движение и индийская политика: 1925–1990-е годы . Издательство C. Hurst & Co. п. 84. ИСБН  1-85065-170-1 .
  16. ^ Храм Шри Сомнатх Джьотирлинга , Туристическая корпорация Гуджарата Лимитед - государственная компания, правительство Гуджарата (2021 г.)
  17. ^ Чакраварти 2020 , стр. Глава 11.
  18. ^ Мишра и Рэй 2016 , стр. 234–241.
  19. ^ Jump up to: а б Мишра и Рэй 2016 , стр. 14, 184–187, 234–241.
  20. ^ Рао 1985 , стр. 26–30, листы VII и VIII.
  21. ^ Эк 1999 , с. 291.
  22. ^ Эк, Диана Л. (1981). «Индийские «Тиртхи»: «Перекрестки» в сакральной географии» . История религий . 20 (4): 335, контекст: 323–344. дои : 10.1086/462878 . JSTOR   1062459 . S2CID   161997590 .
  23. ^ Флеминг 2009 , стр. 54, 74–75.
  24. ^ Jump up to: а б Флеминг 2009 , с. 68, сноска 19.
  25. ^ Jump up to: а б Роше, 1986 , стр. 222–227.
  26. ^ Даки и Шастри 1974 , с. 32 со сносками.
  27. ^ Тапар 2004 , с. 24.
  28. ^ Эк 1999 , с. 291, Цитата: «Среди них Сомесвара, или Сомнатх, Владыка Луны», расположенный на берегу моря на западном полуострове Гуджарат.».
  29. ^ Венугопалам 2003 , стр. 92–95.
  30. ^ Чатурведи 2006 , стр. 58–72.
  31. ^ https://www.holybooks.com/wp-content/uploads/Mahabharata-VOL-2.pdf Страница 76
  32. ^ Мишра и Рэй 2016 , стр. 22–23.
  33. ^ Jump up to: а б с Hiltebeitel 2001 , стр. 139, 141–144, 151–152 со сносками.
  34. ^ Jump up to: а б с Людвик 2007 , стр. 100–103 со сносками.
  35. ^ Венди Донигер (2015), Махабхарата: индуистская литература , Британская энциклопедия
  36. ^ Jump up to: а б с Эк, Диана Л. (2012). Индия: Священная география . Гармония. стр. 82–83. ISBN  978-0-385-53191-7 .
  37. ^ Мишра и Рэй 2016 , с. 22 «В случае Соманатхи приходится полагаться исключительно на литературные свидетельства, поскольку, хотя раскопки и показывают раннее поселение на этом месте, нет никаких свидетельств раннего существования на этом месте храма... В Махабхарате Прабхас Патан описывался как священная тиртха, расположенная на берегу моря ( Вана Парва , гл. 109)».
  38. ^ Тапар 2005 , стр. 18, 23–24.
  39. ^ Даки и Шастри 1974 , с. 32, цитируется по Тапару 2005 , с. 23
  40. ^ Тапар 2005 , стр. 23–24.
  41. ^ Даки 1998 , стр. 285–287.
  42. ^ Даки и Шастри 1974 , стр. 1–7.
  43. ^ Роза Мария Чимино 1977 , стр. 381–382.
  44. ^ Чандра, Сатиш (2004). Средневековая Индия: От султаната до Великих Моголов-Делийского султаната (1206-1526) - Часть первая . Публикации Хар-Ананда. стр. 19–20. ISBN  978-81-241-1064-5 .
  45. ^ Ягник и Шет 2005 , стр. 39–40.
  46. ^ Тапар 2005 , с. 75.
  47. ^ Хан 1976 , стр. 90–91 со сносками.
  48. ^ Jump up to: а б Хан 1976 , стр. 95–96 со сносками.
  49. ^ Деминг, Д. (2014). Наука и технологии в мировой истории, Том 2: Раннее христианство, возникновение ислама и средние века . Издательство МакФарланд. п. 100. ИСБН  978-0-7864-5642-0 .
  50. ^ Хан 1976 , стр. 105 со сноской 82.
  51. ^ Стурман, С. (2017). Изобретение человечества: равенство и культурные различия в мировой истории . Издательство Гарвардского университета. стр. 156–157. ISBN  978-0-674-97751-8 . , Цитата: «Между 1000 и 1025 годами король [Махмуд] предпринял не менее семнадцати походов в Индию, одна из которых — разграбление великого храма Шивы Сомнатх в Гуджарате — принесла добычу в 6500 килограммов золота, не для того, чтобы упомяните рабов, оружие, богато украшенные одежды, драгоценные камни, гобелены и боевых слонов, привезенных в Газну победоносной армией Махмуда Аль-Бируни, сопровождавшей своего господина [Махмуда] в нескольких из этих кампаний».
  52. ^ Jump up to: а б с Малик, Джамал (2008). Ислам в Южной Азии: Краткая история . Брилл Академик. стр. 88–90. ISBN  978-90-04-16859-6 .
  53. ^ Тапар 2005 , Глава 3.
  54. ^ «Страница:HMElliotHistVol1.djvu/133 — Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека» . ru.wikisource.org . п. 98 . Проверено 19 июня 2024 г. Они приходили в храм, плача и взывая о помощи, а затем выходили на битву и сражались, пока все не были убиты. Число убитых превысило 60 тысяч.
  55. ^ Синтия Талбот 2007 , с. 20, Цитата: «В то время он разграбил храм Соманатхи, построенный около пятидесяти лет назад западноиндийским королем Гуджарата (см. карту 2.1). Этот прибрежный район был процветающим и богатым благодаря активной морской торговой деятельности. Согласно Согласно более поздней традиции, 50 000 преданных погибли, пытаясь помешать Махмуду не только забрать значительные богатства храма, но и разрушить находящуюся в нем форму индуистского бога Шивы. Последующие короли региона Гуджарат построили гораздо более грандиозное и тщательно продуманное здание. храм на месте того, который разрушил Махмуд».
  56. ^ Тапар 2005 , с. 51: «Но легитимность Махмуда в глазах устоявшегося ислама также проистекала из постоянного повторения того, что он был суннитом, который нападал на еретиков, исмаилитов и шиитов в Индии и Персии. Всегда хвастаются тем, что их мечети были закрыты. или уничтожены, и что неизменно 50 000 из них были убиты. Эта цифра становится шаблонной, частью риторики убийств, независимо от того, были ли они индуистскими кафирами или мусульманскими еретиками.
  57. ^ Г. Бюлер, Ваджешанкар Г. Ожа (1889). «Сомнатхпаттан Прашасти Бхавы Брихаспати» . Венский журнал для познания Востока . 3 . Венский журнал для клиентов страны будущего 3: 2. JSTOR   23854140 .
  58. ^ Тапар 2005 , с. 79.
  59. ^ Ягник и Шет 2005 , с. 40.
  60. ^ Ягник и Шет 2005 , с. 47.
  61. ^ Итон (2000), Осквернение храма на досовременной линии фронта в Индии, стр. 73, п. 16 таблицы. Архивировано Колумбийским университетом.
  62. ^ Ашок Кумар Шривастава (1979). Чахаманы Джалора . Сахитья Сансар Пракашан. стр. 39–40. ОСЛК   12737199 .
  63. ^ Кишори Саран Лал (1950). История Халджи (1290–1320) . Аллахабад: Индийская пресса. п. 85. OCLC   685167335 .
  64. ^ Дашаратха Шарма (1959). Ранние династии Чаухан . С. Чанд / Мотилал Банарсидасс. п. 162.ISBN  9780842606189 . OCLC   3624414 .
  65. ^ Храмы Индии . Прабхат Пракашан. 1968 год . Проверено 1 ноября 2014 г.
  66. ^ Наводнение, Финбарр Бэрри (2009). Объекты перевода: материальная культура и средневековая «индуистско-мусульманская» встреча . Издательство Принстонского университета. п. 43. ИСБН  9780691125947 .
  67. ^ Ягник и Шет 2005 , с. 49.
  68. ^ Ягник и Шет 2005 , с. 50.
  69. ^ Сатиш Чандра, Средневековая Индия: от Султаната до Великих Моголов , (Хар-Ананд, 2009), 278.
  70. ^ Jump up to: а б Тапар 2004 , стр. 68–69.
  71. ^ «Кабулская битва 1842 года» . britishbattles.com . Проверено 16 октября 2017 г.
  72. ^ «Мечеть и гробница императора Султана Махмуда Гузни» . Британская библиотека. Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
  73. ^ Хавелл, Эрнест Бинфилд (2003). Справочник по Агре и Тадж . Азиатские образовательные услуги. стр. 62–63. ISBN  8120617118 . Проверено 16 октября 2017 г.
  74. ^ Джон Кларк Маршман (1867). История Индии от древнейшего периода до конца правления лорда Далхаузи . Лонгманс, Грин. стр. 230–231 .
  75. ^ Джордж Смит (1878 г.). Жизнь Джона Уилсона, DDFRS: филантроп и ученый на Востоке в течение пятидесяти лет . Джон Мюррей. стр. 304–310 .
  76. ^ Дебаты в Палате общин Соединенного Королевства, 9 марта 1943 г., по поводу Прокламации Сомнатха (Прабхас Патан), Джунагадх, 1948 г. 584–602, 620, 630–32, 656, 674.
  77. ^ «Ворота Сомната, Томас Бабингтон Маколей, речь в Палате общин 9 марта 1843 года» . Колумбийский университет в городе Нью-Йорке . Проверено 5 августа 2016 г.
  78. ^ Тапар 2004 , с. 170
  79. Hindustan Times, 15 ноября 1947 г.
  80. ^ Мари Крус Габриэль, Новое открытие Индии, Тишина в городе и другие истории, опубликовано Orient Blackswan, 1996, ISBN   81-250-0828-4 , ISBN   978-81-250-0828-6
  81. ^ Jump up to: а б Тапар 2004 , стр. 197–198.
  82. ^ Мир Джаффар Баркривала, Славное разрушение индуистских храмов в Катхиаваре и их замена, Ul Akbari Publications, Бхаруч, 1902 г.
  83. ^ Jump up to: а б с д Ван дер Вир, Питер (1992). «Айодхья и Сомнатх: вечные святыни, спорные истории». Социальные исследования . 59 (1): 85–87, 95–96 со сносками. JSTOR   40970685 .
  84. ^ Тапар 2004 , с. 199.
  85. ^ «Страница:HMElliotHistVol1.djvu/131 — Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека» . ru.wikisource.org . Проверено 19 июня 2024 г.
  86. ^ Jump up to: а б с д и ж Dhaky 1998 , стр. 285–287, с фотографиями 648–661 в Части 3(2).
  87. ^ Jump up to: а б с Казенс 1931 , стр. 11–28.
  88. ^ Jump up to: а б с д Бернс, Александр (1839). «Отчет о остатках знаменитого храма в Паттан-Сомнатхе, разграбленного Махмудом из Гизни, 1024 год нашей эры» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 5 (1). Издательство Кембриджского университета: 104–107. дои : 10.1017/S0035869X00015173 . JSTOR   25181974 . S2CID   163352567 . ; Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  89. ^ Jump up to: а б Постанс, капитан (1846). «Несколько наблюдений о храме Сомнатха» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 8 : 172–175. дои : 10.1017/S0035869X00142789 . JSTOR   25207608 . S2CID   163925101 . ; Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  90. ^ Казенс 1931 , стр. 11–13.
  91. ^ Казенс 1931 , стр. 13–14.
  92. ^ Jump up to: а б "Шри Сомнат Траст :: Джей Сомнатх" . Сомнатх.орг. Архивировано из оригинала 30 октября 2011 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
  93. ^ Скривер, П.; Шривастава, А. (2015). Индия: современная архитектура в истории . стр. 314–315. ISBN  978-1-78023-468-7 .
  94. ^ Кумарасвами (1927), История индийского и индонезийского искусства, Музей изящных искусств, Эдвард Голдстон, стр. 111
  95. ^ Jump up to: а б с д Казенс 1931 , с. 16.
  96. ^ Казенс 1931 , с. 17.
  97. ^ Э. Сенарт (1903), Надписи в пещере в Карле, Epigraphia Indica, Том 7, 1902–03, стр. 57–58 (подробнее о Нахапане, стр. 58–61)
  98. ^ Jump up to: а б Софер, Дэвид Э. (1968). «Паломническое путешествие по Гуджарату». Географическое обозрение . 58 (3). Американское географическое общество, Уайли: 407–412. дои : 10.2307/212564 . JSTOR   212564 .
  99. ^ BR Thapar (1951), Раскопки на территории храма Сомнатх - Депутация Шри Б.К. Тапара для работы (1950), Национальный архив Индии, Абхилекх - Правительство Индии, стр. 1–102.
  100. ^ МК Дхаваликар и Грегори Л. Поссель (1992), Дохараппский период в Прабхасе Патане и дохараппский этап в Гуджарате, Человек и окружающая среда, Том XVII, Выпуск 1, стр. 70-78.
  101. ^ Герман, Чарльз Франк (1996). « Хараппский Гуджарат: связь археологии и хронологии». Палеориент . 22 (2): 89–90, 99–100, контекст: 77–112. дои : 10.3406/палео.1996.4637 . JSTOR   41492666 .
  102. ^ Хомерин, Т. Эмиль (1983). «Сомнатия Саади» . Иранские исследования . 16 (1/2): 31–50. дои : 10.1080/00210868308701604 . ISSN   0021-0862 . JSTOR   4310402 .
  103. ^ Shokoohy 2012 , стр. 298–299.
  104. ^ Алиакбар Деххода (1994), Логхатнаме (Энциклопедический словарь), Редакторы: Мохаммад Моин и Джафар Шахиди, Статья: Суманат (персидский язык), ОСЛК   15716628
  105. ^ Паниккар, КН (1993). «Религиозные символы и политическая мобилизация: агитация за мандир в Айодхье». Социолог . 21 (7/8): 63–78. дои : 10.2307/3520346 . JSTOR   3520346 .
  106. ^ Эллен Кристенсен (2003). CE Тоффоло; MC Янг (ред.). Эмансипация культурного плюрализма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 164, 172–173. ISBN  978-0-7914-5598-2 .
  107. ^ Смит, Дональд Э. (2015). Индия как светское государство . Издательство Принстонского университета. п. 386. ИСБН  978-1-4008-7778-2 .
  108. ^ Заиди, Сайед Манзар Аббас (2011). «Поляризация учебников по обществознанию в Пакистане». Учебный журнал . 22 (1). Уайли: 50–51. дои : 10.1080/09585176.2011.550770 . S2CID   143484786 .
  109. ^ Бехурия, Ашок К.; Шехзад, Мохаммед (2013). «Разделение истории в учебниках Пакистана: последствия избирательной памяти и забывания». Стратегический анализ . 37 (3): 364, сноска 29, контекст: 353–365. дои : 10.1080/09700161.2013.782664 . S2CID   143730050 .
  110. ^ Аггарвал, Нил (2018). «Представления Махмуда Газни в текстах Исламского государства». Современная Южная Азия . 26 (1): 90, с изображением на с. 89 (контекст: 86–96). дои : 10.1080/09584935.2018.1430747 . S2CID   149964716 .
  111. ^ Баладжи Садасиван (2011). Танцующая девочка . Издательство ISEAS, Сингапур. стр. 118–125. ISBN  9789814311687 .
  112. ^ Тапар 2004 , стр. Глава 7.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 721f54d7a0159f9634265e9fbb2ff311__1721976780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/11/721f54d7a0159f9634265e9fbb2ff311.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Somnath temple - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)