Садашива
Садашива | |
---|---|
Пара Брахман , Высшее Существо Изначальное – Абсолютная Реальность Бог благодати, затемнения, созидания , сохранения , разрушения , времени. | |
![]() Садашива из Западной Бенгалии. 11 в. CE | |
Принадлежность | Парамешвара , Шива , Рудра , Махакала , Пашупати , Батара Гуру |
Обитель | Садакья Таттва , гора Кайлас |
Мантра | Панчакшари мантра |
Оружие | Тришула (Трезубец) |
Символы | Мухалинга |
Супруга | Ади Парашакти (согласно шиваизму ) |
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Садашива ( санскрит : सदाशिव , Садашива , тамильский : சதாசிவம் ) — Высшее Существо в традиции Шайва Сиддханты в индуизме . Садашива — всемогущий, тонкий, сияющий абсолют, высшее проявление Шивы . Считается, что Садашива дарует ануграху и вилаю , или милость и затемнение паши , которые являются четвертым и пятым из Панчакритьи , или «пяти святых деяний» Шивы. Садашива обычно изображается с пятью лицами и десятью руками и считается одной из 25 форм Шивы. Шива-агамы заключают, что лингам , особенно мукхалингам , является еще одной формой Садашивы. [1]
Представительство
[ редактировать ]Концепция и форма Садашивы первоначально возникли в Южной Индии, хотя многие древние скульптуры Садашивы были получены из различных частей Индии и Юго-Восточной Азии. [2] Считается, что культ Садашивы был широко распространен в районе Бенгалии в период династии Сена, ведшей свое начало в Южной Индии . [3] Садашива обычно изображается в виде Мукхалинги с числом граней от одного до пяти. Самая первая скульптура Садашивы в виде пятиликого лингама была найдена в Бхите, недалеко от Праяграджа , и датируется II веком нашей эры. [2] Его пять лиц, Ишана, Татпуруша, Вамадева, Агхора и Сатьёджата, известны как Панчабрахмы (пять творцов), эманации в четырех направлениях и вверх от нишкалы (бесформенного) Парашива . Камига Агама, первая Агама из 28 Шивагам, изображает Садашиву имеющим пять лиц и десять рук. Его пять правых рук держат Тришулу , Топор , Катвангу , Ваджру и Абхайю , а пять левых рук держат Змею , плод Матулунги , Нилотпалу , Дамару , четки Рудракши и Варадам . [4] Супруга Садашивы — богиня Махагаятри , форма Парвати, часто известная как Манонмани в агамических текстах. [5] [6] Иногда ее изображают с двумя руками, сидящей на коленях Садашивы.
Панчабрахма
[ редактировать ]Согласно шиваитским текстам, [ который? ] верховное существо Парашивам проявляется в виде пентад, а не троицы других индуистских сект — Брахмы, Вишну и Шивы. Его пять деяний, известные как «Панчакритья» (пять священных деяний), относятся к Панчамурти , его пяти аспектам, а именно: Брахме , Вишну , Рудре , Махешваре и Садашиве (Махешвара и Садашива — формы Шивы, Рудру также называют Шивой). ). Создание, Сохранение, Разрушение, Затемнение и Благодать совершаются этими пятью проявлениями соответственно. Пять ликов Парашивы, которые излучают эти пять аспектов, восхваляются как «Панчабрахмы», пять творцов или пять реальностей). Панчамурти шиваизма поглощены шактизмом и называются «Панчапрета» (пять тел). [ нужна ссылка ]
Пять лиц
[ редактировать ]Пять ликов Садашивы иногда отождествляют с Махадевой, Парвати , Нанди , Бхайравой и самим Садашивой . [7] Десять рук Садашивы представляют десять направлений. [6] Другой вариант Садашивы позже превратился в другую форму Шивы, известную как Махасадашива, в которой Шива изображен с двадцатью пятью головами и семьюдесятью пятью глазами. [ нужна ссылка ] и пятьдесят рук. Данные рассказы, касающиеся Садашивы, взяты у Камики Агамама. [4] и Вишнудхармоттара Пурана. [2]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шринивасан (1997) , с. 272.
- ^ Jump up to: а б с Шарма (1976) , стр. 1–3.
- ^ Мазумдар (2008) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Шивачарья (2012) .
- ^ Статли (2006) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Ханда (1992) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Рао (1988) , с. [ нужна страница ] .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ханда, Омаканда (1992). Шива в искусстве: исследование иконографии и миниатюр Шайвы . Индус Паб. Дом.
- Мазумдар, Биджай Чандра (2008). История бенгальского языка . Читайте книги. ISBN 978-1443767507 .
- Рао, CV Рамачандра (1988). Шива-Махеша (Садашива) Мурти Бхайраваконы: иконографическое исследование . Публикации Манаса.
- Шарма, Б.Н. (1976). Иконография Садашивы . Публикации Абхинава. ISBN 978-8170170372 .
- Шивачарья, СП Сабхаратанам (2012). «Камика Агама Уттара Пада» . Гималайская академия . Проверено 28 сентября 2017 г.
- Шринивасан, Дорин (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . Брилл. ISBN 978-9004107588 .
- Статли, Маргарет (2006). Индуистские божества: Мифологический словарь с иллюстрациями . Издательство Мунширам Манохарлал. ISBN 978-8121511643 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Садашивой , на Викискладе?