Парамешвара (эпитет)
Парамешвара ( IAST : Парамешвара , санскрит : परमेश्वर ) — эпитет, используемый в индуистской литературе . Этот термин обычно указывает на Высшее Существо и Высшую Реальность в индуизме . Вайшнавы считают Вишну и его аватары, такие как Рама и Кришна , Парамешварой, а шайвы считают Шиву Парамешварой. [1] [2] [3] [4] [5] Парамешвара — это высшая и высшая реальность, которая для индуистов вечно пронизывает всю материю . [6] Преданные считают его целостностью, контролирующей тройные силы созидания, сохранения и разрушения. [7]
Этимология
[ редактировать ]Это слово представляет собой соединение санскритских слов परम , означающих «Верховный», и ईश्वर, означающих «Господь». Таким образом, Парамешвара буквально означает «высший верховный правитель». [8] Иногда другие традиции индуизма, такие как Веданта и Вайшнавизм, также используют термин Парамешвара как синоним Парабрахмана в своих философских взглядах. [9] [10]
Вайшнавизм
[ редактировать ]В традициях вайшнавизма Вишну рассматривается как Парамешвара, Махешвара и Нараяна. Вайшнавы считают Вишну и его аватары, такие как Рама , Кришна и т. д., прародителями Брахмы и Шивы , как сказано во многих писаниях, таких как Бхагавата-пурана , Вишну-пурана , Падма-пурана , Панчаратра- агамы, Вайкханаса -агамы и многих других. [11] [12] [13] В «Парамешварасамхите» , вайшнавском тексте индуизма Панчаратра-агамы, Вишну (Нараяна) почитается и ему поклоняются как Парамешваре. Уттаранарайана (продолжение Пуруша-сукты в Шукла Яджурведе ) также называет Бога Парамешварой с двумя супругами Шри и Бху. [14] Бхагавад-гита восхваляет Кришну как Парамешвару (Высшего Бога) во многих контекстах. [15] В Вишну Сахасранаме Парамешвара — 377-е имя Вишну. [16]
Шиваизм
[ редактировать ]
Шайва Сиддханта признает существование Трипартхама (трех сущностей), пати (высшего существа Парамашивы), пашу (всех атманов ) и пасама (трех уз). [ необходимо определение ] Анавы , , Кармы . Майи ) Как высшее существо, Парамешвара имеет только восемь различных признаков или предикатов, которые используются для того, чтобы отличать его от двух других сущностей Шайва-сиддханты — Пашу и Пасама . Это сарваджнатва (знающий все), нитьятриптатва (с бесконечным счастьем), анадибодха (без оков), сватантратва (независимый), алупташакти (безграничная милость), ананташакти (неограниченная милость), нирамайатма (здоровый) и Висуддхадеха (с чистым телом). . [17]
Шайва Сиддханта утверждает, что Парамешвара находится в двух состояниях: татаста лакшанам , форма господина, движущаяся через 36 таттв ; и Сварупа Лакшанам , чистая форма высшего существа за пределами всего. [18] Эти две формы можно сравнить с определениями Парабрахмана в Сагуне и Ниргуне в ведантической традиции. Когда он определяется татаста лакшанам , Парамашива существует в девяти божественных формах: Брахма , Вишну , Рудра , Махешвара , Садашива , Шива , Шакти , Надам и Биндху, в которых он находится за пределами слов в своих последних четырех бесформенных проявлениях, известных как Арупа . Первые пять — это его проявления в формах, известные как рупа . Садашива — это его смешанная форма рупы и арупы , которую часто отождествляют с лингамом . [19] Шива и Шакти существуют как неразделимые Нада-бинду в состоянии Сварупа Лакшанам , в котором их часто называют недвойственным высшим существом Парамашивой и Парашакти . Поскольку они неразделимы и недифференцированы, Шайва Сиддханта видит в них единое единство, Парамешвару.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нисаргадатта Махарадж (30 января 2003 г.). Нектар бессмертия: Беседы Шри Нисаргадатты Махараджа на Вечном фронте . Публикации Мотилала Банарсидаса. п. 183. ИСБН 9788120819481 .
- ^ Свами Вивекананда (2007). «Брахманизм» . Прабудда Бхарата: Или Пробужденная Индия . 112 .
- ^ Констанс Джонс, Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 229. ИСБН 9780816075645 .
- ^ П. Говинда Пиллаи (2022). Движение Бхакти: Ренессанс или Возрождение? . Тейлор и Фрэнсис. п. 39. ИСБН 9781000780390 .
- ^ Джордж Кристофер Молсворт Бердвуд (1971). Промышленное искусство Индии . Чепмен и Холл. п. 56. ИСБН 9780900636011 .
Вишну — вторая личность в тримурти, или тройной форме, и олицетворяет сохраняющую силу природы. Его последователи отождествляют его с Нараяной (таблица C, рис. 1) и Парамешварой и представляют его как прародителя Шивы и Брахмы.
- ^ Марк С.Г. Дычковский (1992). Станцы о вибрации: «Спанда-Карика» с четырьмя комментариями: «Спанда-Самдоха» Ксемараджи, «Спанда-Вритти» Каллатабхатты, «Спанда-Виврити» Раджанаки Рамы, «Спанда-Прадипика» Бхагавадутпалы . СУНИ Пресс. п. 212. ИСБН 9780791412619 .
- ^ Стивен Коссак, Мартин Лернер (1994). Искусство Южной и Юго-Восточной Азии, Том 51, Выпуск 4 . Метрополитен-музей. п. 6.
- ^ Исследовательский институт Шри Пармананды (1982). «Джамму и Кашмир (Индия)» . Взгляд на культуру Кашмира . 5:78 .
- ^ Эдвин Брайант, Мария Экстранд (2004). Движение Харе Кришна: постхаризматическая судьба религиозной трансплантации . Издательство Колумбийского университета. п. 133. ИСБН 9780231508438 .
- ^ Веданта: концепции и применение . Институт культуры Миссии Рамакришны. 2000. с. 31. ISBN 9788187332022 .
- ^ Субодх Капур (2004). Словарь индуизма: включая его мифологию, религию, историю, литературу и пантеон . Публикации Космо. п. 259. ИСБН 9788177558746 .
- ^ П. Говинда Пиллаи (2022). Движение Бхакти: Ренессанс или Возрождение? . Тейлор и Фрэнсис. п. 39. ИСБН 9781000780390 .
- ^ Джордж Кристофер Молсворт Бердвуд (1971). Промышленное искусство Индии . Чепмен и Холл. п. 56. ИСБН 9780900636011 .
Вишну — вторая личность в тримурти, или тройной форме, и олицетворяет сохраняющую силу природы. Его последователи отождествляют его с Нараяной (таблица C, рис. 1) и Парамешварой и представляют его как прародителя Шивы и Брахмы.
- ^ С. Рангачар (1991). Философия Панчаратры . Шридеви Пракашана. п. 94.
- ^ Рави Равиндра (16 мая 2017 г.). Бхагавад-гита: Руководство по борьбе за жизнь . Публикации Шамбалы. п. 123. ИСБН 9781611804102 .
- ^ Л. Венкатаратнам Найду (1965). Комментарий Шри Вишну Сахасранама Башья Парашарабхаты . Тирумала Тирупати Девастханамс. п. 64.
- ^ К. Сивараман (1973). Шиваизм в философской перспективе: исследование формирующих концепций, проблем и методов Шайва-сиддханты . Публикации Мотилала Банарсидасса. п. 526. ИСБН 9788120817715 .
- ^ Джаяндра Сони (1989). Философская антропология в Шайва-сиддханте: с особым акцентом на Шиваграйогине . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 58. ИСБН 9788120806320 .
- ^ С. Сабаратна Мудалияр (1913). Основы индуизма в свете Шайва-сиддханты . Мейкандан Пресс. п. 61.