Шакти
Шакти ( Деванагари : शक्ति, IAST : Шакти; букв. «Энергия, способность, сила, усилие, мощь, мощь, способность») [1] в индуизме — это фундаментальная эзотерическая энергия , лежащая в основе и поддерживающая все существование. С точки зрения индуистской теологии , Шакти — это энергетическая сила индуистских богов . Задуманная как женская по своей сути, Шакти обычно персонифицируется как жена определенного индуистского божества , особенно Шивы .
Шакти и Шива считаются женским и мужским началами, дополняющими друг друга. Шакти, как пракрити Считается, что («природа»), породила первичного мужчину ( пурушу ). Женская Шакти возникает как часть лилы ( «божественной игры») с мужским началом (Шивой), которое считается пассивным дополнением всемогущей активной женственности. Бог Шива является «неактивированной Вечностью», тогда как Шакти « активирует Время ». «Говорят, Шива без Шакти — всего лишь труп». Бог Шива говорит: «О Богиня, я — тело ( деха ), а ты — сознательный дух внутри тела ( дехин )». С психологической точки зрения Юнга концепция Анимы/анимуса , которая оживляет всех людей, считается «духовным эквивалентом» Шакти.
Понятие абсолютного Брахмана в индуизме считается тем же, что и Шакти, говорится: «Брахман — это статическая Шакти, а Шакти — это динамический Брахман». В традиции смарта индуизма Шакти как Махадеви является одной из пяти равных форм пропагандировал Бога, которую Ади Шанкара для содействия домашнему поклонению и единству среди различных индуистских философий . Термин Шакта используется для описания людей и обычаев, связанных с поклонением Шакти.
Этимология
[ редактировать ]Согласно словарю Монье-Вильямса , Шакти ( Śakti ) — это санскритский термин женского рода, означающий «энергия, способность, сила, усилие, мощь, мощь, способность». [1]
Соответственно, термин Шакта ( санскрит : शक्त , Шакта ) используется для обозначения людей и обычаев, связанных с поклонением Шакти. [2] Термин Шакта стал популярным начиная с девятого века, до этого термин Кула или Каула , который относился к кланам женского происхождения, помимо менструальных и сексуальных выделений женщин, использовался для описания последователей Шакти. [2]
Происхождение
[ редактировать ]Истоки концепции Шакти преведические . [3] Обычай поклонения Шакти был обнаружен в контексте палеолита в долине реки Сон треугольный камень, известный как камень Багхор , который, по оценкам, был создан около 9 000–8 000 лет до нашей эры . , где был найден [4] Изображение Шакти в камне считается ранним примером янтры . [5] Кенойер , член команды, раскопавшей камень, считал весьма вероятным, что камень был связан с Шакти. [6]
Шакти стала выдающейся идеей классического периода индуизма, когда она персонифицировалась как Деви . богиня [3] Библейские тексты, такие как Деви Бхагавата Пурана , Калика Пурана , Маркандейя Пурана , и Махабхагавата Пурана считали Шакти верховной над всеми божествами и поощряли поклонение ей. [3]
Убеждения
[ редактировать ]В индуизме Шакти ( Шакти ), санскритское слово, означающее «энергия» или «сила», является «энергизирующей материальной силой» индуистских богов. [7] Как энергия, соответствующая Вишну , она — Лакшми . [8] Шакти обычно персонифицируется как жена конкретного индуистского бога, в частности Шивы , для которого она приняла формы Дурги , Кали и Парвати . [9] [10] По индуистским обычаям жена мужчины считается его Шакти. В Рамаяне , Сита жена Рамы , была его Шакти; в Махабхарате Драупади . Шакти Пандавов была [8]
Считается, что как пракрити (природа) Шакти породила первичного мужчину (пурушу). [8] Считается, что женское начало (шакти) возникает как часть « лилы » (божественной игры) с мужским началом (шива). [11] Шакти и Шива считаются взаимодополняющими принципами. [11] Женская Шакти является « активированным Временем », а мужская Шива — «неактивированной Вечностью». [8]
С индуистской тантрической точки зрения Шакти соотносится с энергией Кундалини . [12] Шакти считается «творческой динамической энергией», которая пронизывает и «оживляет» все существование. [13] [14] В Бриханнила-тантре Бог Шива говорит: «О Богиня, я — тело ( деха ), а ты — сознательный дух внутри тела ( дехин )». [15] «Говорят, Шива без Шакти — всего лишь труп». [16] В юнгианской аналитической психологии концепция Анимы/анимуса , которая оживляет всех людей, считается «духовным эквивалентом» Шакти. [8]
Умная Адвайта
[ редактировать ]В индуистской секте Смарта Адвайта Шакти является одной из пяти равных личностных форм Бога, как и в системе панчадева , которую отстаивает Ади Шанкара . [17] Традиция смарта , также называемая смартизмом, — это движение в индуизме , которое развивалось и расширялось вместе с Пураны литературным жанром . Он отражает синтез четырех философских направлений, а именно мимамсы , адвайты , йоги и теизма . Традиция Смарта отвергает теистическое сектантство и отличается домашним поклонением пяти святыням с пятью божествами, к которым все относятся как к равным — Ганеше , Шиве , Шакти, Вишну и Сурье . Традиция Смарта контрастировала с более старой традицией Шраута , которая была основана на тщательно продуманных ритуалах и обрядах. Идеи и практики традиции смарта во многом пересекались с другими важными историческими движениями в индуизме, а именно шиваизмом , брахманизмом , вайшнавизмом и шактизмом . [18] [19] [20]
Шактизм
[ редактировать ]Шактизм рассматривает Шакти как Верховного Брахмана , а все формы божественности считаются лишь ее проявлениями. В деталях своей философии и практики шактизм напоминает шиваизм. Однако шакты сосредотачивают большую часть или все поклонение на Шакти как динамическом женском аспекте Высшего Божества. [21] По словам В. Р. Рамачандры Дикшитара (профессора индийской истории), в теологии шактизма : «Брахман — это статичная Шакти, а Шакти — это динамичный Брахман». [22] Шакта Упанишады и Шакта Тантры приравнивали Брахмана к Шакти и считали их неразделимыми. [3]
От Деви-Махатмьи :
Тобою рождена эта вселенная,
Тобою этот мир создан,
О Дэви, тобой она защищена. [23]
Из Шактисангама-тантры :
Женщина – творец Вселенной,
вселенная — ее форма;
женщина – основа мира,
она — истинная форма тела.
В женщине форма всех вещей,
всего, что живет и движется в мире.
Нет драгоценности более редкой, чем женщина,
нет состояния лучше, чем состояние женщины. [24]
Ади Парашакти
[ редактировать ]Махадеви ( санскрит : महादेवी, IAST : Махадеви ), также известная как Ади Парашакти, Ади Шакти и Абхая Шакти, является верховной богиней в секте шактизма в индуизме. Согласно этой традиции, все индуистские богини считаются проявлениями этой единой великой Богини, сравнимой с божествами Вишну и Шивой как Пара Брахман . Вайшнавы считают ее Лакшми , шайвы считают ее Парвати , Дургой , Лалитой и Кали , а шакты считают ее Дургой , Трипура Сундари , Бхуванешвари и Кали . Автор Хелен Т. Бурсье говорит: «В индуистской философии и Лакшми, и Парвати отождествляются с великой богиней Махадеви и Шакти, или божественной силой». [25]
См. также
[ редактировать ]- Аммавару - индуистская богиня
- Ичча-шакти – санскритский термин, обозначающий силу воли.
- Кундалини – форма божественной энергии в индуистском мистицизме.
- Мариамман – индуистская богиня погоды
- Мохини – индуистская богиня волшебства, единственная женщина-аватар Вишну.
- Пракрити – Природа в индуизме
- Пуруша - концепция индуистской философии.
- Шакта питхи - святыни в шактизме, индуизме, ориентированном на богинь.
- Тридеви – Троица главных богинь в индуизме.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монье-Вильямс 2017 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонс и Райан 2007 , с. 397.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джонс и Райан 2007 , с. 399.
- ^ Инсолл 2002 , с. 36.
- ^ Харпер и Браун 2012 , с. 39.
- ^ Кенойер и др. 1983 , с.93.
- ^ Лиминг 2014 , с. 1646.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Лиминг 2014 , с. 1647.
- ^ Розен 2006 , с. 166.
- ^ Лиминг 2014 , с. 1646-1647.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонс и Райан 2007 , стр. 398–399.
- ^ Лиминг 2014 , с. 1777.
- ^ Лиминг 2014 , с. 546.
- ^ Датта и Ловитц 2005 , с. 111.
- ^ Бернацкий 2006 , стр. 202.
- ^ Джонс и Райан 2007 , с. 398.
- ^ Смарт 2008 .
- ^ Наводнение 1996 , стр. 113, 134, 155–161, 167–168.
- ^ Сандерсон 2009 , стр. 276–277.
- ^ Шепард 2009 , с. 186.
- ^ Субрамуниясвами, с. 1211 [ нужна полная цитата ]
- ^ Дикшитар 1999 , стр. 77–78.
- ^ Клостермайер 1989 , стр. 261, сноска 473 [1].
- ^ Бозе 2000 , с. 115.
- ^ Бурсье 2021 , с. 30.
Цитированные источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Бозе, Мандакранта (2000). Лица женственности в древней, средневековой и современной Индии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195352777 . OCLC 560196442 .
- Бурсье, Хелен Т., изд. (2021). Справочник Роумана и Литтлфилда по женским исследованиям религии . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1538154458 .
- Датта, Рима; Ловиц, Лиза (2005). Священные санскритские слова . Беркли, Калифорния: Stonebridge Press.
- Дикшитар, В.Р. Рамачандра (1999) [1942]. Культ Лалиты . Дели: Мотилал Банарсидасс .
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521438780 .
- Харпер, Кэтрин Энн; Браун, Роберт Л. (2012). Корни Тантры . СУНИ Пресс. ISBN 9780791488904 . Архивировано из оригинала 5 мая 2022 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
- Инсолл, Тимоти (2002). Археология и мировая религия . Рутледж. ISBN 9781134597987 . Архивировано из оригинала 5 мая 2022 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2007). Энциклопедия индуизма . Энциклопедия мировых религий. Нью-Йорк: Издательство информационной базы. ISBN 9780816054589 .
- Клостермайер, Клаус К. (1989). Обзор индуизма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: SUNY Press.
- Лиминг, Дэвид А. (2014). Лиминг, Дэвид А. (ред.). Энциклопедия психологии и религии (второе изд.). Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 9781461460855 .
- Розен, Стивен (2006). Основополагающий индуизм . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger.
- Сандерсон, Алексис (2009). «Эпоха Шива: рост и доминирование шиваизма в период раннего средневековья». В Эйноо, Шинго (ред.). Возникновение и развитие тантризма . Институт восточной культуры Токийского университета.
- Шепард, Джон (2009). Ниниан Смарт о мировых религиях . Эшгейт. ISBN 978-0754666387 .
Журналы
[ редактировать ]- Бернацкий, Лорилиай (2006). «Разговоры о сексе и гендерные обряды: женщины и тантрический сексуальный обряд». Международный журнал индуистских исследований . 10 (2): 185–206. дои : 10.1007/sll407-006-9022-4 . JSTOR 20106970 .
- Кенойер, Дж. М.; Кларк, доктор медицинских наук; Пал, Дж. Н.; Шарма, Г. Р. (1983). «Святилище верхнего палеолита в Индии?». Античность . 57 (220): 88-94. дои : 10.1017/S0003598X00055253 . S2CID 163969200 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- Монье-Вильямс, Монье . «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса» . факультет.washington.edu . Университет Вашингтона. Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 8 октября 2017 г.
- «Что такое универсалистская секта смарта?» . Гималайская академия . Архивировано из оригинала 13 марта 2009 года . Проверено 4 августа 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авалон, Артур ; Авалон, Эллен (1913). Гимны Богине . Лондон: Luzac & Co. – через Интернет-архив.
- Авалон, Артур (1953) [1922]. Гимн Кали: Карпуради Стотра . Мадрас: Ганеш и компания. – через Интернет-архив.
- Хариш, Ранджана; Харишанкар, В. Бхарати (2003). Шакти: междисциплинарные перспективы расширения прав и возможностей женщин в Индии . Нью-Дели, Индиана: Рават. ISBN 81-7033-793-3 .
- Макдэниел, июнь (2004 г.). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенгалии . Издательство Оксфордского университета.
- Вудрофф, Джон (1918). Шакти и Шакта: Очерки и обращения к Шакта-Тантрашастре . Лондон: Luzac & Co. – через Интернет-архив.