Лила (индуизм)
Лила ( санскрит : लीला līlā ) или лила ( / ˈ l iː l ə / ) можно свободно перевести как «божественная игра». Концепция лилы утверждает, что творение не является целью достижения какой-либо цели, а скорее результатом игровой природы божественного. Поскольку божественное совершенно, оно не может иметь никаких потребностей, что означает свободу , а не необходимость, стоящую за творением.
Понятие лилы является общим как для недуалистических , так и для дуалистических философских школ индийской философии , но в каждой из них оно имеет совершенно разное значение. В рамках недуализма лила — это способ описания всей реальности , включая космос , как результат творческой игры божественного Абсолюта ( Брахмана ). В вайшнавизме лила относится к деятельности Бога и преданного , а также к макрокосмическим действиям проявленной вселенной.
Перевод
[ редактировать ]Существует множество теорий происхождения лилы . Возможно, оно происходит от санскритского корня «лал» , который предполагает игривость детей или кого-то деликатного. [ 1 ]
По мнению Эдвина Брайанта, слово «лила» нельзя перевести как «спорт» или «игра», поскольку это слово предполагает мотивацию соревнования. Напротив, лила — это «чистая игра или спонтанное времяпрепровождение», у которого нет никакой другой цели, кроме переживания радости. [ 2 ]
Появление в текстах
[ редактировать ]Лила впервые появляется в Брахмасутре 2.1.33 как « локават ту лилакайвальям » (Однако [это] всего лишь лила , как [происходит] в повседневном опыте.) Эта сутра отвечает на возражение, что Брахман не является причиной мира, потому что причинность требует мотива. Причина в том, что акт творения Брахмана — это лила , точно так же, как лила происходит в мире. Шанкара в своем комментарии сравнивает Брахмана с царем, чьи потребности были удовлетворены, но занимается развлекательной деятельностью. В другом сравнении он говорит, что природа Брахмана — свободно творить, а наша — вдыхать и выдыхать. Более того, лила не является необходимым атрибутом Брахмана, т.е. Брахман не обязан участвовать в лиле . [ 1 ]
Современные интерпретации
[ редактировать ]Брахман полон всех совершенств. И сказать, что у Брахмана есть некая цель в создании мира, будет означать, что он хочет достичь посредством процесса творения чего-то, чего у него нет. А это невозможно. Следовательно, не может быть никакой цели Брахмана в создании мира. Мир — это просто спонтанное творение Брахмана. Это Лила, или игра Брахмана. Оно создано из Блаженства, Блаженством и для Блаженства. Лила указывает на спонтанную спортивную деятельность Брахмана в отличие от сознательного волевого усилия. Понятие Лилы означает свободу в отличие от необходимости.
- Рам Шанкер Мишра, Интегральный адвайтизм . Шри Ауробиндо
Отношение Пуруши к Пракрити — раскрывающейся силе природы — становится здесь отношением мужчины к женщине. В храме Шивы это выражено в основном образе шивалинги, выражении мужского ( линга ) и женского ( йони ) союза. Основной космогонический мотив разворачивающегося или цветущего космоса выражается здесь именно в отношении мужского и женского, а также в плане сознания и интенциональности (в концепции лилы как божественной игры мужского и женского начала). Таким образом, основной шиваитский образ космогонии — это расцвет сознания и сексуальный союз, а не жертвенный акт. Эта тема перекликается с другими индуистскими доктринами, такими как Тантра и Шакта .
- Генрих Циммер и Джозеф Кэмпбелл , Философия Индии
Ведантические йоги никогда не устают заявлять, что кайвалья , «изоляция-интеграция», может быть достигнута, только отвернувшись от отвлекающего очарования мира и поклоняясь с однонаправленным вниманием бесформенному Брахману-Атману; однако для тантрика – как и для нормального ребенка мира – это представление кажется патологическим, ошибочным следствием определенной болезни интеллекта. (...) «Мне нравится есть сахар, — как говорил Рампрасад , — но у меня нет желания стать сахаром». Пусть те, кто страдает от тягот сансары, ищут освобождения: совершенный преданный не страдает; ибо он может как визуализировать, так и переживать жизнь и вселенную как откровение той Высшей Божественной Силы ( шакти ), в которую он влюблен, всеохватывающего Божественного Существа в его космическом аспекте игривого, бесцельного проявления (лила), которое ускоряет как боль, так и радость, но в своем блаженстве превосходит их обоих.
- Рохан Бастин, Область постоянного избытка: множественное поклонение в храмах Муннесварам в Шри-Ланке
Основная повторяющаяся тема в индуистской мифологии — это сотворение мира посредством самопожертвования Бога — «жертвы» в первоначальном смысле «освящения», — посредством которого Бог становится миром, который, в конце концов, снова становится Богом. Эта творческая деятельность Божества называется лилой, игрой Бога, и мир рассматривается как сцена божественной игры. Как и большая часть индуистской мифологии, миф о лиле имеет сильный магический привкус. Брахман — великий маг, который преобразует себя в мир, а затем совершает этот подвиг с помощью своей «магической творческой силы», что является первоначальным значением майи в Ригведе. Слово майя — один из самых важных терминов в индийской философии — на протяжении веков меняло свое значение. Благодаря мощи или силе божественного актера и мага оно стало обозначать психологическое состояние человека, находящегося под чарами магической пьесы. Пока мы путаем мириады форм божественной лилы с реальностью, не осознавая единства Брахмана, лежащего в основе всех этих форм, мы находимся под чарами майи. (...) Таким образом, с индуистской точки зрения на природу все формы относительны, текучи и постоянно меняющиеся, майя, созданная великим магом божественной игры. Мир майи постоянно меняется, потому что божественная лила — это ритмичная, динамичная игра. Динамическая сила пьесы — карма, важная концепция индийской мысли. Карма означает «действие». Это активный принцип пьесы, целостная вселенная в действии, где все динамически связано со всем остальным. По словам Гиты, карма — это сила творения, благодаря которой все вещи имеют жизнь.
- Фритьоф Капра , Дао физики (1975)
Подразумеваемое
[ редактировать ]Индуистские конфессии расходятся во мнениях о том, как человек должен реагировать на осознание лилы. Карма-йога позволяет радостно охватить все аспекты жизни («намеренное принятие»), сохраняя при этом отличие от Всевышнего, в то время как Бхакти и Джняна-йога выступают за стремление к единству с Всевышним. Лила — важная идея в традиционном поклонении Кришне (как шутнику) и Шиве (как танцору), и ее использовали современные писатели, такие как Стивен Нахманович , Фритьоф Капра и Алан Уоттс . [ нужна ссылка ]
В вайшнавизме лила относится к деятельности Бога и его преданного, а также к макрокосмическим действиям проявленной вселенной. [ 3 ] как видно из Шримад Бхагаватам , стих 3.26.4: [ 4 ]
са эша пракритим сукшмах
даивим гунамайим вибхух
йадриччаяйвопагатам
Абхьяпадьята лилайа
« В качестве своих игр эта Верховная Божественная Личность, величайший из великих, принял тонкую материальную энергию, наделенную тремя материальными гунами природы ».
Лила также включает пьесы Раслилы , в которых актеры-люди воспроизводят божественную игру Кришны и Рамы, чтобы вспомнить божеств и ощутить их присутствие. [ 3 ]
Лилу можно сравнить с западной теологической позицией пандеизма , которая описывает Вселенную как Бога, принимающего физическую форму, чтобы испытать взаимодействие между элементами Вселенной. [ 5 ]
«Решение Лилы» — это предлагаемый ответ на проблему зла . Это предполагает, что Бога нельзя винить в страданиях, потому что Бог просто играет без какой-либо мотивации. Липнер утверждает, что, поскольку Бог не «игрив» по своей природе, а действует без усилий, Бог поддерживает закон кармы и перерождения даже во время игры. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Аватар
- Ludus amoris , западная мистическая концепция божественной игры
- Таинственные игры Мохини Мурти
- Радха Рамана
- Рамлила
- Лила вкус
- Тримурти ( Брахма , Вишну , Шива )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Липнер, Юлиус Дж. (01 декабря 2022 г.). «Бог в игре? Пересмотр концепции лилы в индуистской философии и теологии» . Международный журнал индуистских исследований . 26 (3): 283–326. дои : 10.1007/s11407-022-09322-1 . ISSN 1574-9282 .
- ^ Ларген, Кристин Джонстон (сентябрь 2011 г.). «Бог в игре: видеть Бога через призму юного Кришны» . Диалог: Теологический журнал . 50 (3): 253–261. дои : 10.1111/j.1540-6385.2011.00618.x . ISSN 0012-2033 .
- ^ Jump up to: а б Куш, Дениз; Робинсон, Кэтрин А.; Йорк, Майкл, ред. (2008). Энциклопедия индуизма . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. п. 462. ИСБН 978-0-7007-1267-0 . ОСЛК 62133001 .
- ^ Запись в Vedabase SB 3.26.4. Архивировано 1 июля 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Джеймс Б. Глаттфельдер, Информация — Сознание — Реальность: как новое понимание Вселенной может помочь ответить на извечные вопросы существования (2019), стр. 534: «Внутри набора идей, связанных с панпсихизмом , можно найти вариации, которые также нашли место в истории человеческой мысли. Например, в индуизме понятие лилы сродни понятию пандеизма».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Философия Индии , Генрих Циммер и Джозеф Кэмпбелл, Princeton University Press, 1969.
- Интегральный адвайтизм Шри Ауробиндо , Рам Шанкер Мисра, Motilal Banarsidass Publishers Pvt Ltd, Дели, 1998.
- Область постоянного избытка: множественное поклонение в храмах Муннесварам в Шри-Ланке , Рохан Бастин, Berghahn Books, 2002.
- Очищение земного тела Бога: религия и экология в индуистской Индии , Лэнс Э. Нельсон, State University of New York Press, 1998.
- Боги в игре: Лила в Южной Азии , Уильям Стурман Сакс, редактор, Oxford University Press, 1995, ISBN 0-19-509102-7 .
- «Игра», Ричард Шехнер, Play & Culture, 1988, Vol. 1, стр. 3–19.
- Боги в игре: Лила в Южной Азии , Дэвид Мейсон, Пэлгрейв Макмиллан, 2009.