Реальность

Страница полузащищенная
Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Реальность — это сумма или совокупность всего, что реально или существует во Вселенной , в отличие от того, что является лишь воображаемым , несуществующим или недействительным. Этот термин также используется для обозначения онтологического статуса вещей, указывающего на их существование . [1] В физических терминах реальность — это совокупность систем, известных и неизвестных. [2]

Философские вопросы о природе реальности, существования или бытия рассматриваются в рамках онтологии , которая является основной ветвью метафизики в западной философской традиции. Онтологические вопросы также фигурируют в различных отраслях философии , включая философию науки , религии , математику и философскую логику . К ним относятся вопросы о том, реальны ли только физические объекты (т. е. физикализм ), является ли реальность фундаментально нематериальной (например , идеализм ), существуют ли гипотетические ненаблюдаемые сущности, постулируемые научными теориями, существуют ли бог или боги ли числа и другие абстрактные объекты , существуют . и существуют ли возможные миры . Эпистемология занимается тем, что может быть известно или выведено как вероятное и как, при этом в современном мире упор делается на разум , эмпирические данные и науку как источники и методы определения или исследования реальности.

Взгляды на мир

Мировоззрения и теории

В обычной разговорной речи реальность означает «восприятия, убеждения и отношение к реальности», например: «Моя реальность - это не ваша реальность». Это часто используется просто как разговорный оборот , указывающий на то, что стороны разговора согласны или должны договориться не спорить по поводу совершенно разных концепций реальности. Например, в религиозной дискуссии между друзьями можно сказать (пытаясь пошутить): «Вы можете не согласиться, но в моей реальности все попадают в рай».

Реальность можно определить таким образом, чтобы связать ее с мировоззрениями или их частями (концептуальными рамками): Реальность — это совокупность всех вещей, структур (актуальных и концептуальных), событий (прошлых и настоящих) и явлений, независимо от того, наблюдаемы они или нет. Это то, что мировоззрение (будь то основанное на индивидуальном или общем человеческом опыте) в конечном итоге пытается описать или отобразить.

Мировоззрение или мировоззрение или Weltanschauung — это фундаментальная когнитивная ориентация человека или общества, охватывающая все знания , культуру и точку зрения человека или общества . [3] Мировоззрение может включать натурфилософию ; фундаментальные, экзистенциальные и нормативные постулаты; или темы, ценности, эмоции и этика. [4]

Определенные идеи из физики, философии, социологии, литературной критики и других областей формируют различные теории реальности. Одна из таких теорий заключается в том, что просто и буквально не существует реальности , кроме представлений и убеждений каждого из нас о реальности. [ нужна цитата ] Такие установки резюмируются в популярных утверждениях, таких как «Восприятие — это реальность», или «Жизнь — это то, как вы воспринимаете реальность», или «реальность — это то, что вам может сойти с рук» ( Роберт Антон Уилсон ), и они указывают на антиреализм — то есть , точка зрения, согласно которой не существует объективной реальности, независимо от того, признается она явно или нет.

Многие концепции науки и философии часто определяются культурно и социально . Эту идею развил Томас Кун в своей книге « Структура научных революций» (1962). «Социальное конструирование реальности» , книга о социологии знания , написанная Питером Л. Бергером и Томасом Лукманном , была опубликована в 1966 году. В ней объяснялось, как знания приобретаются и используются для постижения реальности. Из всех реальностей реальность повседневной жизни является наиболее важной, поскольку наше сознание требует от нас полной осознанности и внимания к опыту повседневной жизни.

Связанные понятия

Априори и апостериори

Apriori («от более раннего») и aosteriori («от более позднего») — латинские фразы, используемые в философии для различения типов знания , обоснования или аргументации , основанных на опыте. Априорное знание не зависит от любого опыта . Примеры включают математику , [5] тавтологии и дедукция из чистого разума . [6] Апостериорное знание зависит от эмпирических данных . Примеры включают большинство областей науки и аспекты личных знаний .

Потенциал и актуальность

В философии . потенциальность и действительность [7] представляют собой пару тесно связанных принципов, которые Аристотель использовал для анализа движения , причинности , этики и физиологии в своих «Физике» , «Метафизике» , «Никомаховой этике» и «De Anima» . [8]

Понятие потенциальности в этом контексте обычно относится к любой «возможности», о которой можно сказать, что вещь имеет. Аристотель не считал все возможности одинаковыми и подчеркивал важность тех, которые становятся реальными сами по себе, когда условия подходящие и ничто их не останавливает. [9]

Актуальность, в отличие от потенциальности, — это движение, изменение или деятельность, представляющая собой осуществление или реализацию возможности, когда возможность становится реальной в самом полном смысле. [10] Таким образом, обе эти концепции отражают веру Аристотеля в то, что не все события в природе естественны в истинном смысле этого слова. По его мнению, многие вещи происходят случайно, а потому не по естественному назначению вещей.

Вера

Убеждение к тому , – это субъективное отношение что предложение истинно или положение дел имеет место. Субъективное отношение — это психическое состояние наличия некоторой позиции, взгляда или мнения по поводу чего-либо. [11] В эпистемологии философы используют термин «убеждение» для обозначения взглядов на мир, которые могут быть как истинными, так и ложными . [12] Верить во что-то — значит считать это правдой; например, верить в то, что снег бел, сравнимо с признанием истинности утверждения « снег бел». Однако соблюдение убеждений не требует активного самоанализа . Например, мало кто тщательно задумывается о том, взойдет ли завтра солнце, просто предполагая, что оно взойдет. Более того, убеждения не обязательно должны возникать (например, человек, активно думающий «снег бел»), а могут быть диспозиционными (например, человек, который, если его спросить о цвете снега, скажет: «снег бел»). [12]

пытались описать убеждения различными способами Современные философы , в том числе как представления о том, каким мог бы быть мир ( Джерри Фодор ), как склонность действовать так, как будто определенные вещи истинны ( Родерик Чизхолм ), как схемы интерпретации, позволяющие осмыслить чьи-то действия ( Дэниел Деннетт и Дональд Дэвидсон ), или как психические состояния, выполняющие ту или иную функцию ( Хилари Патнэм ). [12] Некоторые также пытались предложить существенные пересмотры нашего понятия веры, включая элиминативистов веры, которые утверждают, что в мире природы не существует явления, которое соответствовало бы нашей народной психологической концепции веры ( Пол Черчленд ), и формальных эпистемологов , которые стремятся заменить наше понятие веры. бивалентное понятие веры («либо у нас есть вера, либо у нас нет веры») с более либеральным, вероятностным понятием веры («существует целый спектр степеней веры, а не простая дихотомия между верой и неверием»). -вера»). [12] [13]

Убеждения являются предметом различных важных философских дебатов. Яркие примеры включают: «Каков рациональный способ пересмотреть свои убеждения, когда им представлены различные виды доказательств?», «Определяется ли содержание наших убеждений полностью нашими психическими состояниями, или соответствующие факты имеют какое-либо влияние на наши убеждения ( например, если я верю, что держу стакан воды, является ли нементальный факт, что вода представляет собой H 2 O, частью содержания этого убеждения)?», «Насколько мелкозернистыми или крупнозернистыми являются наши убеждения? » и «Должна ли вера быть выраженной на языке, или существуют неязыковые убеждения?» [12]

Исследования убеждений

Социально-демографические корреляты верований в колдовство [14]
Существуют исследования, исследующие конкретные убеждения, типы убеждений и модели убеждений. Например, исследование оценило современную распространенность и ассоциации с верой в колдовство во всем мире, которая (по его данным) варьировалась от 9% до 90% в разных странах и до сих пор является широко распространенным элементом мировоззрений во всем мире. Он также показывает такие ассоциации, как более низкая «инновационная активность», более высокий уровень тревожности, более низкая продолжительность жизни и более высокая религиозность . [15] [14] Другие исследования изучают убеждения в дезинформации и их сопротивление исправлению, в том числе в отношении мер противодействия дезинформации . Он описывает когнитивные, социальные и аффективные процессы, которые делают людей уязвимыми для формирования ложных убеждений. [16] Исследование представило концепцию ложной социальной реальности , которая относится к широко распространенным представлениям общественного мнения, которые оказываются ложными, например, недооцененная общественная поддержка в США смягчения последствий изменения климата политики . [17] [18] Исследования также показали, что некоторые виды использования психоделиков могут определенным образом изменить убеждения некоторых людей, например, усиление приписывания сознания различным объектам (включая растения и неодушевленные предметы) и в сторону панпсихизма и фатализма . [19] [20]

Западная философия

Философия обращается к двум различным аспектам темы реальности: природе самой реальности и взаимосвязи между разумом (а также языком и культурой) и реальностью.

С одной стороны, онтология — это исследование бытия, и центральная тема этой области по-разному формулируется с точки зрения бытия, существования, «того, что есть» и реальности. Задача онтологии — описать наиболее общие категории реальности и то, как они взаимосвязаны. Если бы философ захотел предложить позитивное определение понятия «реальность», он бы сделал это под этим заголовком. Как объяснялось выше, некоторые философы проводят различие между реальностью и существованием. Фактически, многие философы-аналитики сегодня склонны избегать терминов «реальный» и «реальность» при обсуждении онтологических проблем. Но для тех, кто трактовал бы «реально» так же, как они трактуют «существует», одним из ведущих вопросов аналитической философии был вопрос о том, является ли существование (или реальность) свойством объектов. Философы-аналитики широко придерживаются мнения, что это вообще не свойство, хотя в последние десятилетия эта точка зрения утратила некоторые позиции.

С другой стороны, особенно в дискуссиях об объективности , которые опираются как на метафизику , так и на эпистемологию , философские дискуссии о «реальности» часто касаются того, каким образом реальность каким-то образом зависит или не зависит от (или, выражаясь модным жаргоном, , «построенный» из) ментальных и культурных факторов, таких как восприятия, убеждения и другие психические состояния, а также культурных артефактов, таких как религии и политические движения , вплоть до смутного понятия общего культурного мировоззрения , или Weltanschauung. .

Реализм

Представление о том, что существует реальность, независимая от каких-либо убеждений, представлений и т. д., называется реализмом . Точнее, философы склонны говорить о «реализме » того и этого, например о реализме об универсалиях или реализме о внешнем мире. Обычно, когда можно идентифицировать какой-либо класс объекта, существование или основные характеристики которого, как говорят, не зависят от восприятий, убеждений, языка или любого другого человеческого артефакта, можно говорить о «реализме » этого объекта.

Теория соответствия знаний о том, что существует, утверждает, что «истинное» знание реальности представляет собой точное соответствие утверждений и изображений реальности с реальной реальностью, которую эти утверждения или изображения пытаются представить. Например, научный метод может проверить истинность утверждения на основе наблюдаемых доказательств существования вещи. Многие люди могут указать на Скалистые горы и сказать, что этот горный массив существует и продолжает существовать, даже если никто не наблюдает за ним и не делает заявлений о нем.

Антиреализм

можно говорить и об антиреализме О тех же объектах . Антиреализм является последним в длинном ряду терминов, обозначающих взгляды, противоположные реализму. Возможно, первым был идеализм , названный так потому, что считалось, что реальность находится в уме или является продуктом наших идей . Берклианский идеализм — это точка зрения, выдвинутая ирландским эмпириком Джорджем Беркли , согласно которой объекты восприятия на самом деле являются идеями в уме. С этой точки зрения может возникнуть соблазн сказать, что реальность — это «мысленная конструкция»; Однако это не совсем точно, поскольку, по мнению Беркли, идеи восприятия создаются и координируются Богом. К XX веку взгляды, подобные взглядам Беркли, стали называть феноменализмом . Феноменализм отличается от берклианского идеализма прежде всего тем, что Беркли считал, что разум или души не являются просто идеями и не состоят из идей, тогда как разновидности феноменализма, такие как тот, который защищает Рассел , имели тенденцию идти дальше и утверждать, что разум сам по себе является просто совокупность восприятий, воспоминаний и т. д., и что не существует разума или души сверх таких психические события . Наконец, антиреализм стал модным термином для обозначения любой точки зрения, согласно которой существование какого-либо объекта зависит от разума или культурных артефактов. Представление о том, что так называемый внешний мир на самом деле является просто социальным или культурным артефактом, называемое социальным конструкционизмом , является одной из разновидностей антиреализма. Культурный релятивизм — это точка зрения, согласно которой социальные проблемы, такие как мораль, не являются абсолютными, а, по крайней мере, частично являются культурным артефактом .

Существование

Природа бытия — вечная тема метафизики. Например, Парменид учил, что реальность — это единое неизменное Существо, тогда как Гераклит писал, что все вещи течет. Философ ХХ века Хайдеггер считал, что предыдущие философы упустили из виду вопрос бытия (как бытия) в пользу вопросов сущего (существующих вещей), поэтому он считал, что необходим возврат к парменидовскому подходу. Онтологический каталог — это попытка перечислить фундаментальные составляющие реальности. Вопрос о том, является ли существование предикатом, обсуждался с периода раннего Нового времени, не в последнюю очередь в связи с онтологическим аргументом в пользу существования Бога . Существование, то есть что-то есть, противопоставляется сущности , вопросу о том, что что -то есть. Поскольку существование без сущности кажется пустым, оно ассоциировалось с небытием у таких философов, как Гегель, . Нигилизм представляет собой крайне негативный взгляд на бытие, абсолютное — позитивный.

Объяснения существования чего-то, а не ничего

« Почему вообще что-то существует? » или «Почему есть что-то, а не ничего?» — это вопрос о причине основного существования , который поднимался или комментировался рядом философов и физиков, включая Готфрида Вильгельма Лейбница . [21] Людвиг Витгенштейн , [22] и Мартин Хайдеггер , [23] который назвал это «фундаментальным вопросом метафизики ». [24] [25] [26]

Восприятие

Вопрос о прямом или «наивном» реализме , в отличие от косвенного или «представительного» реализма , возникает в философии восприятия и разума в результате дебатов о природе сознательного опыта ; [27] [28] эпистемологический нейронными вопрос о том, является ли мир, который мы видим вокруг себя, самим реальным миром или просто внутренней перцептивной копией этого мира, созданной процессами в нашем мозгу. Наивный реализм известен как прямой реализм, когда он разработан для противодействия косвенному или репрезентативному реализму, также известному как эпистемологический дуализм . [29] философская позиция, согласно которой наш сознательный опыт представляет собой не сам реальный мир, а внутреннее представление, миниатюрную в виртуальной реальности копию мира .

Тимоти Лири придумал влиятельный термин «Туннель реальности» , под которым он имеет в виду разновидность репрезентативного реализма . Теория утверждает, что с помощью подсознательного набора психических фильтров, сформированных на основе их убеждений и опыта, каждый человек интерпретирует один и тот же мир по-разному, следовательно, «Истина находится в глазах смотрящего». Его идеи повлияли на творчество его друга Роберта Антона Уилсона .

Абстрактные объекты и математика

Статус абстрактных сущностей, особенно чисел, является предметом дискуссий в математике.

В философии математики наиболее известной формой реализма чисел является платоновский реализм , который допускает их абстрактное, нематериальное существование. Другие формы реализма отождествляют математику с конкретной физической вселенной.

Антиреалистические позиции включают формализм и фикционализм .

Некоторые подходы избирательно реалистичны в отношении одних математических объектов, но не других. Финитизм отвергает бесконечные количества. Ультрафинитизм допускает конечные количества до определенной величины. Конструктивизм и интуиционизм реалистично относятся к объектам, которые могут быть явно сконструированы, но отвергают использование принципа исключенного третьего для доказательства существования путем доведения до абсурда .

Традиционные дебаты были сосредоточены на том, существовала ли абстрактная (нематериальная, понятная) сфера чисел в дополнение к физическому (чувственному, конкретному) миру. Недавним развитием является гипотеза математической вселенной , теория, согласно которой существует только математический мир, а конечный физический мир является иллюзией внутри него.

Крайней формой реализма в математике является математическая гипотеза мультивселенной, выдвинутая Максом Тегмарком . Единственный постулат Тегмарка таков: все структуры, существующие математически, существуют и физически . То есть в том смысле, что «в этих [мирах], достаточно сложных, чтобы содержать самосознательные подструктуры, [они] будут субъективно воспринимать себя существующими в физически «реальном» мире». [30] [31] Гипотеза предполагает, что миры, соответствующие разным наборам начальных условий, физических констант или совершенно разных уравнений, следует считать реальными. Эту теорию можно считать формой платонизма , поскольку она постулирует существование математических объектов, но ее также можно считать математическим монизмом , поскольку она отрицает существование чего-либо, кроме математических объектов.

Характеристики

Проблема универсалий — древняя проблема метафизики о том, существуют ли универсалии . Универсалии — это общие или абстрактные качества, характеристики, свойства , виды или отношения , такие как мужское/женское начало, твердое тело/жидкость/газ или определенный цвет. [32] это может быть связано с отдельными лицами или отдельными лицами или что отдельные лица или отдельные лица могут рассматриваться как участвующие в них или участвующие в них. Например, Скотта, Пэта и Криса объединяет универсальное качество человеческого бытия или человечности .

Реалистическая школа утверждает, что универсалии реальны — они существуют и отличны от частностей, которые их воплощают. Существуют различные формы реализма. Двумя основными формами являются платонический реализм и аристотелевский реализм . [33] Платонический реализм — это точка зрения, согласно которой универсалии являются реальными сущностями и существуют независимо от частностей. аристотелевский реализм С другой стороны, — это точка зрения, согласно которой универсалии являются реальными сущностями, но их существование зависит от частностей, которые их воплощают.

Номинализм и концептуализм — основные формы антиреализма по поводу универсалий.

Время и место

Традиционная реалистическая позиция в онтологии состоит в том, что время и пространство существуют отдельно от человеческого разума. Идеалисты отрицают или сомневаются в существовании объектов, независимых от разума. Некоторые антиреалисты , чья онтологическая позиция состоит в том, что объекты вне разума действительно существуют, тем не менее сомневаются в независимом существовании времени и пространства.

Кант в «Критике чистого разума» описал время как априорное понятие, которое вместе с другими априорными понятиями, такими как пространство , позволяет нам постигать чувственный опыт . Кант отрицает, что пространство и время являются субстанцией , сущностями сами по себе или познаются опытным путем; он скорее считает, что оба являются элементами систематической структуры, которую мы используем для структурирования нашего опыта. Пространственные измерения используются для количественной оценки расстояния между объектами , а временные измерения используются для количественного сравнения интервала между событиями (или их продолжительности) . Хотя пространство и время в этом смысле считаются трансцендентально идеальными , они также эмпирически реальны , то есть не являются простыми иллюзиями.

Писатели-идеалисты, такие как Дж. М. Мактаггарт в книге « Нереальность времени», утверждали, что время — это иллюзия.

Помимо разногласий относительно реальности времени в целом, метафизические теории времени могут различаться в приписывании реальности прошлому , настоящему и будущему по отдельности.

Время и связанные с ним концепции процесса и эволюции занимают центральное место в метафизике системного построения А. Н. Уайтхеда и Чарльза Хартшорна .

Возможные миры

Термин « возможный мир » восходит к Лейбница теории возможных миров , используемой для анализа необходимости, возможности и подобных модальных понятий . Модальный реализм — это точка зрения, особенно выдвинутая Дэвидом Келлогом Льюисом , о том, что все возможные миры так же реальны, как и реальный мир. Короче говоря: реальный мир рассматривается как всего лишь один из бесконечного множества миров логически возможных , некоторые из которых «ближе» к реальному миру, а некоторые более удалены. Другие теоретики могут использовать структуру «Возможного мира» для выражения и исследования проблем, не привязываясь к ней онтологически. Теория возможного мира связана с алетической логикой : предложение необходимо , если оно истинно во всех возможных мирах, и возможно , если оно истинно хотя бы в одном. Многомировая интерпретация квантовой механики — аналогичная идея в науке.

Теории всего (TOE) и философия

Философские последствия физического ОО часто обсуждаются. Например, если философский физикализм верен, физическое ТОЭ будет совпадать с философской теорией всего.

Стиль «построения системы» метафизики все ответить на важные пытается последовательно Платон и Аристотель вопросы, обеспечивая полную картину мира. Можно сказать, что являются ранними примерами всеобъемлющих систем. В период раннего Нового времени (17-18 века) системообразующая сфера философии часто была связана с рационалистическим методом философии, то есть с техникой вывода природы мира с помощью чистого априорного разума. раннего Нового Лейбница монадологию включают , Декарта дуализм . , Спинозы монизм Примеры времени Гегеля Абсолютный идеализм и были Уайтхеда философия процесса более поздними системами.

Другие философы не верят, что его методы могут достичь столь высоких целей. Некоторые учёные считают, что для ОО необходим более математический подход, чем философия. Например, Стивен Хокинг написал в «Краткой истории времени», что даже если бы у нас был ОО, это обязательно был бы набор уравнений. Он написал: «Что вдыхает огонь в уравнения и создает вселенную, которую они могут описать?» [34]

Феноменология

На гораздо более широком и более субъективном уровне, [ указать ] личный опыт, любопытство, исследование и избирательность, связанная с личной интерпретацией событий, формируют реальность, как ее видит один и только один человек. [35] и поэтому называется феноменологическим . Хотя это Форма реальности может быть общей и для других, но иногда она может быть настолько уникальной для человека, что никогда не будет пережита и не согласована с кем-либо еще. Большая часть опыта, считающегося духовным, происходит на этом уровне реальности. [36]

Феноменология — философский метод , разработанный в начале двадцатого века Эдмундом Гуссерлем (1859–1938) и кругом его последователей в университетах Геттингена и Мюнхена в Германии. Впоследствии феноменологические темы были подхвачены философами во Франции, США и других странах, часто в контекстах, далеких от творчества Гуссерля.

Слово феноменология происходит от греческого phainómenon , что означает «то, что появляется», и logos , что означает «изучение». В концепции Гуссерля феноменология прежде всего занимается превращением структур сознания и явлений , проявляющихся в актах сознания, в объекты систематического размышления и анализа. Такое размышление должно было происходить с сильно модифицированной точки зрения « от первого лица », изучая явления не такими, какими они кажутся «моему» сознанию, а любому сознанию вообще. Гуссерль считал, что феноменология может таким образом обеспечить прочную основу для всех человеческих знаний , включая научные знания , и может утвердить философию как «строгую науку». [37]

Концепция феноменологии Гуссерля подвергалась критике и развитию со стороны его ученика и помощника Мартина Хайдеггера (1889–1976), таких экзистенциалистов , как Морис Мерло-Понти (1908–1961) и Жан-Поль Сартр (1905–1980), а также других философов. такие как Поль Рикёр (1913–2005), Эммануэль Левинас (1906–1995) и Дитрих фон Хильдебранд (1889–1977). [38]

Скептические гипотезы

Мозг в чане , который считает, что ходит

Скептические гипотезы в философии предполагают, что реальность может сильно отличаться от того, что мы думаем; или, по крайней мере, мы не можем доказать, что это не так. Примеры включают в себя:

  • Гипотеза « Мозг в бочке » изложена в научных терминах. Предполагается, что человек может быть бестелесным мозгом, хранящимся в чане и питающимся ложными сенсорными сигналами. Эта гипотеза связана с приведенной ниже гипотезой Матрицы.
  • « Аргумент сновидения » Декарта и Чжуанцзы предполагает, что реальность неотличима от сна.
  • Декарта Злой демон — это существо «столь же умное и лживое, сколь и могущественное, которое направило все свои усилия на то, чтобы ввести меня в заблуждение».
  • Гипотеза пяти минут (или гипотеза омфала , или «последний четвергизм» ) предполагает, что мир был создан недавно вместе с записями и следами, указывающими на более древний возраст.
  • Уменьшенная реальность — это искусственно уменьшенная реальность, не из-за ограничений сенсорных систем, а через искусственные фильтры. [39]
  • Гипотеза Матрицы или гипотеза имитации реальности предполагают, что мы можем находиться внутри компьютерной симуляции или виртуальной реальности . Связанные гипотезы могут также включать моделирование с сигналами, которые позволяют видам, обитающим в виртуальной или моделируемой реальности, воспринимать внешнюю реальность.

Незападная древняя философия и религия

Джайнская философия

Джайнская философия постулирует, что семь таттв (истин или фундаментальных принципов) составляют реальность. [40] Эти семь таттв таковы: [41]

  1. Джива Душа , характеризующаяся сознанием.
  2. Аджива – Не-душа.
  3. Ашрава – Приток кармы .
  4. Бандха – рабство кармы.
  5. Самвара – Препятствие притоку кармической материи в душу.
  6. Нирджара – избавление от кармы.
  7. Мокша – Освобождение или Спасение, т.е. полное уничтожение всей кармической материи (связанной с какой-либо конкретной душой).

Физические науки

Научный реализм

Научный реализм — это, на самом общем уровне, точка зрения, согласно которой мир (вселенная ) , описываемый наукой (возможно, идеальной наукой), является реальным миром, таким, какой он есть, независимо от того, чем мы могли бы его принять. В рамках философии науки это часто формулируется как ответ на вопрос: «Как объяснить успех науки?» Споры о том, в чем заключается успех науки, сосредоточены в первую очередь на статусе сущностей, которые не поддаются непосредственному наблюдению и обсуждаются научными теориями . Как правило, научные реалисты утверждают, что можно делать надежные утверждения об этих сущностях (а именно, что они имеют одинаковый онтологический статус) как о непосредственно наблюдаемых сущностях, в отличие от инструментализма . Наиболее используемые и изучаемые сегодня научные теории более или менее правдивы.

Реализм и локальность в физике

Реализм в том смысле, который используют физики, не тождественен реализму в метафизике . [42] Последнее — это утверждение о том, что мир независим от разума: даже если результаты измерения не предшествуют акту измерения, это не требует, чтобы они были творением наблюдателя. Более того, независимое от разума свойство не обязательно должно быть значением какой-либо физической переменной, такой как положение или импульс . Свойство может быть диспозиционным (или потенциальным), то есть оно может быть тенденцией: например, стеклянные предметы имеют тенденцию разбиваться или склонны разбиваться, даже если на самом деле они не разбиваются. Аналогично, независимые от разума свойства квантовых систем могут заключаться в тенденции реагировать на определенные измерения определенными значениями с определенной вероятностью. [43] Такая онтология была бы метафизически реалистичной, но не была бы реалистичной в физическом смысле «локального реализма» (который потребовал бы, чтобы с уверенностью было получено одно значение).

Тесно родственный термин — контрфактическая определенность (CFD), используемый для обозначения утверждения о том, что можно осмысленно говорить об определенности результатов измерений, которые не были выполнены (т. е. способности предполагать существование объектов и свойств объектов, даже если они не были измерены).

Локальный реализм — важная черта классической механики, общей теории относительности и электродинамики ; но квантовая механика показала, что квантовая запутанность возможна. Это было отвергнуто Эйнштейном, предложившим парадокс ЭПР , но впоследствии было количественно оценено с помощью неравенств Белла . [44] Если неравенства Белла нарушаются, то либо локальный реализм , либо контрфактическая определенность должны быть неверными; но некоторые физики оспаривают, что эксперименты продемонстрировали нарушения Белла на том основании, что подкласс неоднородных неравенств Белла не был проверен, или из-за экспериментальных ограничений в тестах . Различные интерпретации квантовой механики нарушают разные части локального реализма и/или контрфактической определенности .

Переход от «возможного» к «действительному» является основной темой квантовой физики и связанных с ней теорий, включая квантовый дарвинизм .

Роль «наблюдения» в квантовой механике

Квантовая проблема разума и тела относится к философским дискуссиям о проблеме разума и тела в контексте квантовой механики . Поскольку квантовая механика включает в себя квантовые суперпозиции , которые не воспринимаются наблюдателями , некоторые интерпретации квантовой механики ставят сознательных наблюдателей в особое положение.

Основатели квантовой механики обсуждали роль наблюдателя, и из них Вольфганг Паули и Вернер Гейзенберг считали, что именно наблюдатель вызывает коллапс . Эта точка зрения, которая никогда полностью не поддерживалась Нильсом Бором как мистическая и антинаучная , была осуждена Альбертом Эйнштейном . Паули принял этот термин и описал квантовую механику как ясный мистицизм . [45]

Гейзенберг и Бор всегда описывали квантовую механику в терминах логического позитивизма . Бор также проявлял активный интерес к философским последствиям квантовых теорий, например, к его дополнительности . [46] Он считал, что квантовая теория предлагает полное описание природы, хотя оно просто плохо подходит для повседневного опыта, который лучше описывается классической механикой и вероятностью. Бор никогда не указывал демаркационную линию, выше которой объекты перестают быть квантовыми и становятся классическими. Он считал, что это вопрос не физики, а философии.

Юджин Вигнер переформулировал « кот Шредингера » мысленный эксперимент как « друг Вигнера » и предположил, что сознание наблюдателя является демаркационной линией, которая ускоряет коллапс волновой функции , независимо от какой-либо реалистической интерпретации. , широко известная как « сознание вызывает коллапс Эта противоречивая интерпретация квантовой механики », утверждает, что наблюдателя является наблюдение сознательного причиной коллапса волновой функции. Однако среди квантовых философов это мнение меньшинства, которое считает это недоразумением. [47] Есть и другие возможные решения мысленного эксперимента « друг Вигнера », которые не требуют, чтобы сознание отличалось от других физических процессов. Более того, Вигнер перешел к этим интерпретациям в последние годы своей жизни. [48]

Мультивселенная

Мультивселенная и энергию , — это гипотетический набор множества возможных вселенных (включая историческую вселенную, которую мы постоянно переживаем), которые вместе составляют все существующее : все пространство , время, материю а также физические законы и константы , которые их описывают. Термин был придуман в 1895 году американским философом и психологом Уильямом Джеймсом . [49] В интерпретации многих миров (MWI), одной из основных интерпретаций квантовой механики , существует бесконечное количество вселенных, и каждый возможный квантовый результат происходит по крайней мере в одной вселенной, хотя ведутся споры о том, насколько реальны (другие) ) миры есть .

Структура мультивселенной, природа каждой вселенной внутри нее и отношения между различными составляющими вселенными зависят от конкретной рассматриваемой гипотезы мультивселенной. Гипотезы о мультивселенных высказывались в космологии , физике , астрономии , религии, философии, трансперсональной психологии и художественной литературе, особенно в научной фантастике и фэнтези. В этом контексте параллельные вселенные также называют «альтернативными вселенными», «квантовыми вселенными», «взаимопроникающими измерениями», «параллельными измерениями», «параллельными мирами», «альтернативными реальностями», «альтернативными временными линиями» и «пространственными плоскостями». среди других.

В некоторых теориях существует серия, в некоторых случаях бесконечных , самоподдерживающихся циклов – обычно серия Больших Сжатий (или Больших Отскоков ). Однако соответствующие вселенные не существуют одновременно, а формируются или следуют в логическом порядке или последовательности, при этом ключевые природные составляющие потенциально различаются между вселенными (см. § Антропный принцип ).

Антропный принцип

Антропный принцип , также известный как «эффект отбора наблюдения», [50] Это гипотеза, впервые предложенная в 1957 году Робертом Дике , о том, что диапазон возможных наблюдений за Вселенной ограничен тем фактом, что наблюдения могут происходить только во Вселенной, способной к развитию разумной жизни . [51] Сторонники антропного принципа утверждают, что он объясняет, почему Вселенная имеет такой возраст и фундаментальные физические константы, необходимые для приспособления к сознательной жизни, поскольку, если бы они были другими, вокруг не было бы никого, кто мог бы проводить наблюдения. Антропные рассуждения часто используются для рассмотрения идеи о том, что Вселенная, по-видимому, идеально приспособлена для существования жизни . [52]

Личная и коллективная реальность

Тракты белого вещества человеческого мозга, визуализированные с помощью МРТ- трактографии.

У каждого человека свой взгляд на реальность , с разными воспоминаниями и личной историей, знаниями, личностными качествами и опытом. [53] Эта система, в основном относящаяся к человеческому мозгу , влияет на познание и поведение и вводит в этот комплекс новые знания , воспоминания, [54] информация, мысли и опыт постоянно интегрируются. [55] [ необходимы дополнительные ссылки ] Коннектом . нейронные сети/проводки в мозгу – считается ключевым фактором человеческой изменчивости с точки зрения познания или того, как мы воспринимаем мир (как контекст) и связанные с ним особенности или процессы [56] [57] [58] Осмысление — это процесс, посредством которого люди придают смысл своему опыту и осмысливают мир, в котором они живут. Личностная идентичность связана с такими вопросами, как то, как уникальный человек сохраняется во времени.

Осмысление и определение реальности также происходят коллективно, что исследуется в социальной эпистемологии и связанных с ней подходах. С точки зрения коллективного разума , интеллект отдельного человека (и, возможно, объектов ИИ) существенно ограничен, а продвинутый интеллект возникает, когда несколько объектов сотрудничают с течением времени. [59] [ необходимы дополнительные ссылки ] Коллективная память – важная составляющая социального конструирования реальности. [60] а коммуникация и связанные с ней системы, такие как медиасистемы, также могут быть основными компонентами ( см . #Технологии ).

Философия восприятия поднимает вопросы, основанные на истории эволюции аппаратов восприятия человека, в частности или особенно физиологических чувств человека , описываемых как «[мы] не видим реальности - мы видим только то, что было полезно видеть в прошлом». частично предполагая, что «[наш] вид добился такого успеха не несмотря на нашу неспособность видеть реальность, а благодаря ей». [61]

Научные теории всего

Теория всего (ТОЭ) — это предполагаемая теория теоретической физики , которая полностью объясняет и связывает воедино все известные физические явления, а также предсказывает результат любого может быть проведен эксперимента, который в принципе . Теорию всего также называют окончательной теорией . [62] В двадцатом веке физиками-теоретиками было предложено множество потенциальных теорий всего, но ни одна из них не была подтверждена экспериментально. Основная проблема при создании ОО заключается в том, что общую теорию относительности и квантовую механику трудно объединить. Это одна из нерешённых проблем физики .

Первоначально термин «теория всего» использовался с ироническим подтекстом для обозначения различных чрезмерно обобщенных теорий. Например, прадедушка Иона Тихого , персонажа из цикла научно-фантастических рассказов Станислава Лема 1960-х годов, был известен как работавший над «Общей теорией всего». Физик Джон Эллис [63] утверждает, что ввел этот термин в техническую литературу в статье в журнале Nature в 1986 году. [64] Со временем этот термин закрепился в популяризации квантовой физики для описания теории, которая объединила бы или объяснила с помощью единой модели теории всех фундаментальных взаимодействий и всех частиц природы: общую теорию относительности для гравитации и стандартную модель физики элементарных частиц. – которая включает в себя квантовую механику – для электромагнетизма, двух ядерных взаимодействий и известных элементарных частиц.

В настоящее время кандидатами на создание теории всего являются теория струн , М-теория и петлевая квантовая гравитация .

Технологии

СМИ

СМИ – например, средства массовой информации , социальные сети , веб-сайты, включая Википедию , [65] и фантастика [66] – формировать восприятие реальности людьми и обществом (в том числе как часть формирования убеждений и отношений) [66] и частично используются намеренно как средство познания реальности. Различные технологии изменили отношение общества к реальности, например, появление технологий радио и телевидения.

Исследования изучают взаимосвязи и эффекты, например, аспекты социального конструирования реальности. [67] Основным компонентом формирования и репрезентации воспринимаемой реальности является повестка дня, выбор и расстановка приоритетов – а не только (или в первую очередь) качество, тон и типы контента – которые влияют, например, на общественную повестку дня. [68] [69] аудиторией Непропорциональное внимание новостей к инцидентам с низкой вероятностью – таким как несчастные случаи с тяжелыми последствиями – может исказить восприятие риска с пагубными последствиями. [70] Различные предубеждения, такие как ложный баланс , реакции зависимости от общественного внимания, такие как сенсационность и доминирование «текущих событий», [71] а также различные виды использования средств массовой информации, обусловленные интересами, такие как маркетинг, также могут оказать серьезное влияние на восприятие реальности. Исследования использования времени показали, что, например, в 2018 году средний американец США «проводил около одиннадцати часов каждый день, глядя на экраны». [72]

Пузырьковые фильтры и эхо-камеры

или Пузырь фильтров идеологический фрейм — это состояние интеллектуальной изоляции. [73] Это может быть результатом персонализированного поиска , систем рекомендаций и алгоритмического курирования . Результаты поиска основаны на информации о пользователе, такой как его местоположение, поведение при кликах в прошлом и история поиска. [74] В результате пользователи отделяются от информации, которая не согласуется с их точками зрения, что фактически изолирует их в их собственных культурных или идеологических пузырях, что приводит к ограниченному и индивидуальному взгляду на мир. [75] Выбор, сделанный этими алгоритмами, лишь иногда прозрачен. [76] Яркими примерами являются результаты персонализированного поиска Google и персонализированная лента новостей Facebook.
Пузырь фильтров был описан как усугубляющий явление, которое называется сплинтернетом или кибербалканизацией . [77] это происходит, когда Интернет разделяется на подгруппы единомышленников, которые оказываются изолированными внутри своего онлайн-сообщества и не могут ознакомиться с различными взглядами. Эта обеспокоенность возникла еще на заре общедоступного Интернета, когда в 1996 году был придуман термин «кибербалканизация». [78] [79] [80] Для описания этого явления использовались и другие термины, в том числе « идеологические рамки ». [81] и «образная сфера, окружающая вас, когда вы ищете в Интернете». [82]

Виртуальная реальность и киберпространство

Виртуальная реальность (VR) — это компьютерно-моделируемая среда, которая может имитировать физическое присутствие в местах реального мира, а также в воображаемых мирах.

Континуум реальности-виртуальности

представляет Континуум виртуальности собой непрерывную шкалу, варьирующуюся от полностью виртуального ( виртуальности) до совершенно реального: реальности. Таким образом, континуум реальности и виртуальности охватывает все возможные вариации и композиции реальных и виртуальных объектов. это описывалось как концепция В новых медиа и компьютерных науках , но на самом деле это можно считать вопросом антропологии . Эту концепцию впервые представил Пол Милгрэм. [83]

Область между двумя крайностями, где смешаны реальное и виртуальное, представляет собой так называемую смешанную реальность . Говорят, что это, в свою очередь, состоит как из дополненной реальности , где виртуальное дополняет реальное, так и из дополненной виртуальности , где реальное дополняет виртуальное. Киберпространство , мировые компьютерные системы, рассматриваемые как взаимосвязанное целое, можно рассматривать как виртуальную реальность; например, он изображен таковым в киберпанк- фантастике Уильяма Гибсона и других. Second Life и MMORPG , такие как World of Warcraft, являются примерами искусственной среды или виртуальных миров (в некоторой степени далеких от полной виртуальной реальности) в киберпространстве.

«РЛ» в интернет-культуре

В Интернете « реальная жизнь » означает жизнь в реальном мире. Обычно он относится к жизни или общепринятой реальности , в отличие от среды, рассматриваемой как вымысел или фантазия, такой как виртуальная реальность , жизненный опыт, сны , романы или фильмы. В Интернете аббревиатура «IRL» означает «в реальной жизни», что означает «не в Интернете». [84] Социологи , занимающиеся изучением Интернета, определили, что когда-нибудь различие между мирами онлайн и реальной жизнью может показаться «причудливым», отметив, что некоторые виды онлайн-активности, такие как сексуальные интриги, уже полностью перешли к полной легитимности. и «реальность». [85] Аббревиатура « RL» означает «реальная жизнь». Например, можно говорить о «встрече в РЛ» с кем-то, с кем вы познакомились в чате или на интернет-форуме . Его также можно использовать для обозначения невозможности пользоваться Интернетом в течение некоторого времени из-за «проблем RL».

Смотрите также

Примечания

  1. ^ «Реальность | Определение реальности на английском языке по Оксфордским словарям» . Оксфордские словари | Английский . Архивировано из оригинала 26 сентября 2016 года . Проверено 28 октября 2017 г.
  2. ^ Саридакис Э. (2016). «Информация, реальность и современная физика». Международные исследования в философии науки . 30 (4): 327–341. дои : 10.1080/02698595.2017.1331980 . S2CID   126411165 .
  3. ^ Фанк, Кен (21 марта 2001 г.). «Что такое мировоззрение?» . Проверено 10 декабря 2019 г.
  4. ^ Палмер, Гэри Б. (1996). К теории культурной лингвистики . Издательство Техасского университета. п. 114. ИСБН  978-0-292-76569-6 .
  5. ^ Некоторые философы -ассоцианты утверждали, что математика исходит из опыта и не является формой какого-либо априорного знания ( Macleod 2016 ).
  6. Гален Стросон заявил, что априорный аргумент — это аргумент, в котором «вы можете увидеть, что это правда, просто лежа на диване. Вам не нужно вставать с дивана, выходить на улицу и изучать, как обстоят дела в мире». физическом мире. Вам не нужно заниматься никакой наукой». ( Соммерс, 2003 г. )
  7. ^ dynamis-energeia , переводится на латынь как potentia-actualitas (ранее также возможность-эффективность ). Джорджио Агамбен, Opus Dei: Археология долга (2013), с. 46 .
  8. ^ Сакс (2005)
  9. ^ Сакс (1999 , стр. lvii).
  10. ^ Даррант (1993 , стр. 206)
  11. ^ Прайммер, Джастин (2018), «Вера», в книге «Приммер, Джастин (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии» , Стэнфорд, Калифорния: Лаборатория метафизических исследований, заархивировано из оригинала 15 ноября 2019 г. , получено 19 сентября 2008 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Это «Вера» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 15 ноября 2019 года . Проверено 22 июня 2020 г.
  13. ^ «Формальные представления убеждений» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 11 июля 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Гершман, Борис (23 ноября 2022 г.). «Веры в колдовство во всем мире: исследовательский анализ» . ПЛОС ОДИН . 17 (11): e0276872. Бибкод : 2022PLoSO..1776872G . дои : 10.1371/journal.pone.0276872 . ПМЦ   9683553 . ПМИД   36417350 .
  15. ^ «Веры в колдовство широко распространены и сильно различаются по всему миру» . Публичная научная библиотека через phys.org . Проверено 17 декабря 2022 г.
  16. ^ Экер, Ульрих К.Х.; Левандовски, Стефан; Кук, Джон; Шмид, Филипп; Фацио, Лиза К.; Брашье, Надя; Кендеу, Панайота; Врага, Эмили К.; Амазин, Мишель А. (январь 2022 г.). «Психологические причины убеждения в дезинформации и ее сопротивление исправлению» . Обзоры природы Психология . 1 (1): 13–29. дои : 10.1038/s44159-021-00006-y . hdl : 1983/889ddb0f-0d44-44f4-a54f-57c260ae4917 . ISSN   2731-0574 . S2CID   245916820 .
  17. ^ Клиффорд, Кэтрин. «Американцы не думают, что другие американцы заботятся об изменении климата так же, как они» . CNBC . Проверено 15 сентября 2022 г.
  18. ^ Спаркман, Грегг; Гейгер, Натан; Вебер, Эльке У. (23 августа 2022 г.). «Американцы сталкиваются с ложной социальной реальностью, недооценивая поддержку народной климатической политики почти наполовину» . Природные коммуникации . 13 (1): 4779. Бибкод : 2022NatCo..13.4779S . дои : 10.1038/s41467-022-32412-y . ISSN   2041-1723 . ПМЦ   9399177 . ПМИД   35999211 .
  19. ^ Наяк, Сандип М.; Гриффитс, Роланд Р. (28 марта 2022 г.). «Единичный психоделический опыт, меняющий убеждения, связан с усилением приписывания сознания живым и неживым сущностям» . Границы в психологии . 13 : 852248. doi : 10.3389/fpsyg.2022.852248 . ISSN   1664-1078 . ПМЦ   8995647 . ПМИД   35418909 .
  20. ^ Тиммерманн, Кристофер; Кеттнер, Ханнес; Летеби, Крис; Роузман, Леор; Росас, Фернандо Э.; Кархарт-Харрис, Робин Л. (23 ноября 2021 г.). «Психоделики изменяют метафизические убеждения» . Научные отчеты . 11 (1): 22166. Бибкод : 2021NatSR..1122166T . дои : 10.1038/s41598-021-01209-2 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   8611059 . ПМИД   34815421 .
  21. ^ «Принципы природы и благодати» , 1714, статья 7 .
  22. ^ «Мистично не то, как устроен мир, а то, что он есть» , Tractatus Logico-Philosophicus 6.44.
  23. ^ «Почему вообще существуют существа и почему не существует ничего? Вот в чем вопрос». Что такое Метафизика? (1929), с. 110, Хайдеггер.
  24. ^ Мартин Хайдеггер, Введение в метафизику , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон (1959), стр. 7–8.
  25. ^ «Основной вопрос» . www.hedweb.com . Проверено 26 апреля 2017 г. .
  26. ^ Гейер, Манфред (2017). Витгенштейн и Хайдеггер: Последние философы (на немецком языке). Издательство Роволт. п. 166. ИСБН  978-3644045118 .
  27. ^ Лехар, Стив. (2000). Функция сознательного опыта: аналогичная парадигма восприятия и поведения. Архивировано 21 октября 2015 г. в Wayback Machine , Сознание и познание .
  28. ^ Лехар, Стив. (2000). Наивный реализм в современной философии. Архивировано 11 августа 2012 г. в Wayback Machine , Функция сознательного опыта .
  29. ^ Лехар, Стив. Репрезентационализм. Архивировано 5 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
  30. ^ Тегмарк, Макс (февраль 2008 г.). «Математическая Вселенная». Основы физики . 38 (2): 101–150. arXiv : 0704.0646 . Бибкод : 2008FoPh...38..101T . дои : 10.1007/s10701-007-9186-9 . S2CID   9890455 .
  31. ^ Тегмарк (1998), с. 1.
  32. ^ Лу, Майкл Дж. (2001). «Проблема универсалий» в «Метафизике: современные чтения» , Майкл Дж. Лу (редактор), Нью-Йорк: Routledge, стр. 3–13, [4]
  33. ^ Прайс, HH (1953). «Универсалии и сходство», гл. 1 « Мышления и опыта» , Университетская библиотека Хатчинсона, среди прочих, иногда использует такие латинские термины.
  34. ^ цитата из [Артигас, Разум Вселенной , стр.123]
  35. ^ "Сознание настоящего времени", Франсиско Х. Варела, Журнал исследований сознания 6 (2-3): 111-140 (1999)
  36. ^ Для понятия «уровни реальности» сравните: Иоаннидис, Ставрос; Вишне, Гал; Хеммо, Меир; Шенкер, Орли , ред. (8 июня 2022 г.). Уровни реальности в науке и философии: новый взгляд на многоуровневую структуру реальности . Иерусалимские исследования в области философии и истории науки. Чам, Цуг: Springer Nature. ISBN  9783030994259 . Проверено 31 мая 2024 г.
  37. ^ Джозеф Кокельманс (2001). Феноменология Эдмунда Гуссерля (2-е изд.). Издательство Университета Пердью . стр. 311–314. ISBN  1-55753-050-5 .
  38. ^ Стивен Галт Кроуэлл (2001). Гуссерль, Хайдеггер и смысловое пространство: пути к трансцендентальной феноменологии . Издательство Северо-Западного университета . п. 160. ИСБН  0-8101-1805-Х .
  39. ^ Мори, Сёхей; Икеда, Сэй; Сайто, Хидео (28 июня 2017 г.). «Обзор уменьшенной реальности: методы визуального сокрытия, устранения и наблюдения за реальными объектами» . Сделки IPSJ по компьютерному зрению и приложениям . 9 (1): 17. дои : 10.1186/s41074-017-0028-1 . ISSN   1882-6695 . S2CID   21053932 .
  40. ^ Джайн 1992 , с. 6.
  41. ^ Джайн 1992 , с. 7.
  42. ^ Норсен, Трэвис (26 февраля 2007 г.). «Против «реализма» ». Основы физики . 37 (3): 311–340. arXiv : Quant-ph/0607057 . Бибкод : 2007FoPh...37..311N . дои : 10.1007/s10701-007-9104-1 . S2CID   15072850 .
  43. ^ Томпсон, Ян. «Генеративная наука» . www.generativescience.org .
  44. ^ «Локальный реализм и решающий эксперимент» . bendov.info .
  45. ^ Хуан Мигель Марин (2009). « Мистика» в квантовой механике: забытый спор». Европейский журнал физики . 30 (4): 807–822. Бибкод : 2009EJPh...30..807M . дои : 10.1088/0143-0807/30/4/014 . S2CID   122757714 . ссылка , краткое изложение которой приведено здесь [1]. Архивировано 6 июня 2011 г. на Wayback Machine.
  46. ^ Джон Хоннер (2005). «Нильс Бор и мистика природы». Зайгон: Журнал религии и науки . 17–3 : 243–253.
  47. ^ М. Шлоссауэр; Дж. Коер; А. Цайлингер (2013). «Снимок фундаментального отношения к квантовой механике». Исследования по истории и философии науки. Часть B: Исследования по истории и философии современной физики . 44 (3): 222–230. arXiv : 1301.1069 . Бибкод : 2013ШПМП..44..222С . дои : 10.1016/j.shpsb.2013.04.004 . S2CID   55537196 .
  48. ^ Майкл Эсфельд, (1999), Обзор эссе: Взгляд Вигнера на физическую реальность , опубликовано в «Исследованиях по истории и философии современной физики», 30B, стр. 145–154, Elsevier Science Ltd.
  49. ^ Джеймс, Уильям, Воля к вере , 1895; и ранее в 1895 году, как цитируется в новой записи OED 2003 года о «мультивселенной»: «1895 У. ДЖЕЙМС в Internat. Jrnl. Ethics 6 10 Видимая природа — это вся пластичность и безразличие, мультивселенная, как можно было бы ее назвать, и не вселенная».
  50. ^ Бостром, Ник (2008). «Где они? Почему я надеюсь, что поиски внеземной жизни ничего не найдут» (PDF) . Обзор технологий . 2008 : 72–77. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
  51. ^ Бостром, Ник (9 февраля 2020 г.). «Была ли Вселенная создана для нас?» . антропный принцип.com . Данные, которые мы собираем о Вселенной, фильтруются не только ограничениями наших инструментов, но и предварительным условием, что кто-то должен «владеть» данными, полученными с помощью инструментов (и, в первую очередь, создавать инструменты).
  52. ^ Джеймс Шомберт. «Антропный принцип» . Кафедра физики Университета Орегона. Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 г. Проверено 26 апреля 2012 г.
  53. ^ Савин-Баден, Магги; Берден, Дэвид (1 апреля 2019 г.). «Цифровое бессмертие и виртуальные люди» . Постцифровая наука и образование . 1 (1): 87–103. дои : 10.1007/s42438-018-0007-6 . ISSN   2524-4868 . S2CID   149797460 .
  54. ^ ван Кестерен, Марлик Т.Р.; Риньянезе, Поль; Джанферрара, Пьер Г.; Краббендам, Лидия; Метер, Мартейн (16 марта 2020 г.). «Конгруэнтность и реактивация помогают интеграции памяти посредством восстановления предшествующих знаний» . Научные отчеты . 10 (1): 4776. Бибкод : 2020НатСР..10.4776В . дои : 10.1038/s41598-020-61737-1 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   7075880 . ПМИД   32179822 .
  55. ^ «Понимание реальности через алгоритмы» . Новости Массачусетского технологического института | Массачусетский Институт Технологий . Проверено 6 ноября 2022 г.
  56. ^ Попова, Мария (28 марта 2012 г.). «Коннектом: новый способ думать о том, что делает вас вами» . Атлантический океан . Проверено 6 ноября 2022 г.
  57. ^ Сын, Себастьян (2012). Коннектом: как нейронные сети мозга делают нас теми, кто мы есть . Хм. ISBN  978-0547508177 .
  58. ^ «В поисках коннектома: ученые исследуют способы картирования мозга» . Хранитель . 7 мая 2012 года . Проверено 6 ноября 2022 г.
  59. ^ Петерс, Марике М.М.; ван Диггелен, Юрриан; ван ден Бош, Карел; Бронхорст, Адельберт; Ниринкс, Марк А.; Шрааген, Ян Мартен; Рааймакерс, Стефан (1 марта 2021 г.). «Гибридный коллективный разум в обществе человека и искусственного интеллекта» (PDF) . ИИ и общество . 36 (1): 217–238. дои : 10.1007/s00146-020-01005-y . ISSN   1435-5655 . S2CID   220050285 .
  60. ^ Лукманн, Томас (февраль 2008 г.). «О социальном взаимодействии и коммуникативном конструировании личностной идентичности, знаний и реальности». Организационные исследования . 29 (2): 277–290. дои : 10.1177/0170840607087260 . ISSN   0170-8406 . S2CID   145106025 .
  61. ^ Драайсма, Доуве (апрель 2017 г.). «Восприятие: наша полезная неспособность видеть реальность» . Природа . 544 (7650): 296. Бибкод : 2017Natur.544..296D . дои : 10.1038/544296а . S2CID   4400770 .
  62. ^ Вайнберг (1993)
  63. ^ Эллис, Джон (2002). «Физика становится физической (переписка)» . Природа . 415 (6875): 957. Бибкод : 2002Natur.415..957E . дои : 10.1038/415957b . ПМИД   11875539 .
  64. ^ Эллис, Джон (1986). «Суперструна: теория всего или ничего?». Природа . 323 (6089): 595–598. Бибкод : 1986Natur.323..595E . дои : 10.1038/323595a0 . S2CID   4344940 .
  65. ^ Макдауэлл, Закари Дж.; Веттер, Мэтью А. (2022). Википедия и представление реальности . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9781003094081 . hdl : 20.500.12657/50520 . ISBN  978-1003094081 . S2CID   238657838 .
  66. ^ Перейти обратно: а б Прентис, Д.; Герриг, Р. (1999). «Исследование границы между вымыслом и реальностью». В С. Чайкене; Ю. Троуп (ред.). Теории двойного процесса в социальной психологии . Гилфорд Пресс. стр. 529–546.
  67. ^ Гамсон, Уильям А.; Крото, Дэвид; Хойнс, Уильям; Сассон, Теодор (1992). «Медиа-образы и социальное конструирование реальности» . Ежегодный обзор социологии . 18 : 373–393. дои : 10.1146/annurev.so.18.080192.002105 . ISSN   0360-0572 . JSTOR   2083459 .
  68. ^ МакКомбс, Максвелл Э.; Шоу, Дональд Л. (1972). «Повестка дня средств массовой информации». Общественное мнение Ежеквартально . 36 (2): 176. дои : 10.1086/267990 .
  69. ^ МакКомбс, Максвелл; Рейнольдс, Эми (2009). «Как новости формируют нашу гражданскую повестку дня и влияют на наши картины мира». Медиаэффекты . Рутледж. стр. 17–32. дои : 10.4324/9780203877111-7 . ISBN  978-0203877111 .
  70. ^ ван дер Меер, Тони ГЛА; Крун, Энн С; Флигентхарт, Ренс (20 июля 2022 г.). «Убивают ли средства массовой информации? Как предвзятая реальность новостей может затмить реальные социальные риски, случай авиационных и дорожно-транспортных происшествий» . Социальные силы . 101 (1): 506–530. дои : 10.1093/sf/soab114 .
  71. ^ «Как новости взяли верх над реальностью» . Хранитель . 3 мая 2019 года . Проверено 6 ноября 2022 г.
  72. ^ Горветт, Зария. «Как новости меняют наше мышление и поведение» . Би-би-си . Проверено 6 ноября 2022 г.
  73. ^ Технопедия, Определение - Что означает фильтр-пузырь? Архивировано 10 октября 2017 г. на Wayback Machine , получено 10 октября 2017 г.: «...Пузырь фильтров — это интеллектуальная изоляция, которая может возникнуть, когда веб-сайты используют алгоритмы, выборочно принимающие информацию, которую пользователь хотел бы видеть. , а затем предоставить информацию пользователю в соответствии с этим предположением... Таким образом, пузырь фильтров может привести к тому, что пользователи будут получать значительно меньше контактов с противоречивыми точками зрения, в результате чего пользователь станет интеллектуально изолированным..."
  74. ^ Боздаг, Энгин (сентябрь 2013 г.). «Предвзятость в алгоритмической фильтрации и персонализации». Этика и информационные технологии . 15 (3): 209–227. дои : 10.1007/s10676-013-9321-6 . S2CID   14970635 .
  75. ^ Huffington Post, The Huffington Post «Пузыри фильтров сужают наш разум?» Архивировано 3 ноября 2016 г. в Wayback Machine.
  76. ^ Шифрование, поиск (26 февраля 2019 г.). «Что такое пузырьки фильтров и как их избежать» . Поиск по зашифрованному блогу . Архивировано из оригинала 25 февраля 2019 г. Проверено 19 марта 2019 г.
  77. ^ Термин «кибербалканизация» (иногда с дефисом) представляет собой гибрид слов «кибер» , относящийся к Интернету, и «балканизации» , относящийся к тому региону Европы, который исторически был разделен по языкам, религиям и культурам; этот термин был придуман в статье исследователей Массачусетского технологического института Ван Олстайна и Бриньольфссона.
  78. ^ Ван Олстайн, Маршалл; Бриньольфссон, Эрик (март 1997 г.) [Авторское право 1996 г.]. «Электронные сообщества: глобальная деревня или кибербалканы?» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 5 апреля 2016 г. Проверено 24 сентября 2017 г.
  79. ^ Ван Олстайн, Маршалл; Бриньольфссон, Эрик (ноябрь 1996 г.). «Может ли Интернет балканизировать науку?». Наука . 274 (5292): 1479–1480. Бибкод : 1996Sci...274.1479V . дои : 10.1126/science.274.5292.1479 . S2CID   62546078 .
  80. ^ Алекс Фам; Джон Хили (24 сентября 2005 г.). «Системы надеются сказать вам то, что вы хотите: «Системы предпочтений» помогают пользователям ориентироваться в потоке контента» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 4 декабря 2015 г. ... если бы рекомендатели были идеальными, я мог бы иметь возможность общаться только с такими же людьми, как я ... Кибербалканизация, как сформулировал сценарий Бриньольфссон, не является неизбежным эффектом рекомендательных инструментов.
  81. ^ Вайсберг, Джейкоб (10 июня 2011 г.). «Проблема с пузырем: персонализация в Интернете превращает нас в солипсических идиотов?» . Сланец . Архивировано из оригинала 12 июня 2011 года . Проверено 15 августа 2011 г.
  82. ^ Лазарь, Шира (1 июня 2011 г.). «Алгоритмы и пузырь фильтров портят ваш онлайн-опыт?» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 года . Проверено 15 августа 2011 г. пузырь фильтра — это образная сфера, окружающая вас при поиске в Интернете.
  83. ^ Милгрэм, Пол; Х. Такемура; А. Уцуми; Ф. Кишино (1994). «Дополненная реальность: класс дисплеев континуума реальности и виртуальности» (PDF) . Труды по телеманипуляторам и технологиям телеприсутствия . стр. 2351–34. Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2006 г. Проверено 15 марта 2007 г.
  84. ^ «IRL – определение AcronymFinder» . www.acronymfinder.com .
  85. ^ Дон Слейтер (2002). «Социальные отношения и идентичность онлайн и офлайн». В Ливингстоне, Соня ; Ливроу, Лия (ред.). Справочник по новым медиа: социальное формирование и последствия ИКТ . Sage Publications Inc., стр. 533–543. ISBN  0-7619-6510-6 .

Рекомендации

дальнейшее чтение

  • Джордж Массер , «Виртуальная реальность: насколько физика может приблизить нас к действительно фундаментальному пониманию мира?», Scientific American , vol. 321, нет. 3 (сентябрь 2019 г.), стр. 30–35.
    • « Физика — это… основа более широкого поиска истины … Однако [физиков], кажется, иногда поражает синдром коллективного самозванца … Истина может быть неуловимой даже в самых устоявшихся теориях. Квантовая механика является настолько хорошо проверенной теорией, насколько это возможно, но ее интерпретация остается непостижимой [стр. 30]. Чем глубже физики погружаются в реальность, тем больше реальности, кажется, испаряется». [п. 34.]

Внешние ссылки