Ацтекская философия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2017 г. ) |
![]() |
Ацтекская цивилизация |
---|
Ацтекское общество |
История ацтеков |
Ацтекская философия школой была философской , развившейся из ацтекской культуры . [1] Ацтекская космология была в некотором смысле дуалистической , но демонстрировала менее распространенную ее форму, известную как диалектический монизм . Философия ацтеков также включала этику и эстетику . Утверждалось, что центральный вопрос ацтекской философии заключался в том, как люди могут найти стабильность и баланс в эфемерном мире. [2]
Убеждения [ править ]
Философия ацтеков рассматривала концепцию Ометеотля как единство, лежащее в основе вселенной. Ометеотль формирует, формирует и является всем сущим. Даже противостоящие друг другу вещи — свет и тьма, жизнь и смерть — рассматривались как выражения одного и того же единства, Ометеотля. Вера в единство дуалистических выражений сравнима с аналогичными диалектическими монистическими идеями как в западной, так и в восточной философии. [2]
с ацтеков Связь религией
У ацтекских священников был панентеистический взгляд на религию, но популярная религия ацтеков поддерживала политеизм . Жрецы видели в разных богах аспекты исключительного и трансцендентного единства Теотля, но массам было разрешено практиковать многобожие, не понимая истинную, единую природу своих ацтекских богов. [2]
Моральные убеждения и эстетика [ править ]
Ацтекские философы сосредоточили внимание на морали как на установлении баланса. Считалось, что мир постоянно меняется вместе с постоянно меняющимся теотлем . Мораль сосредоточилась на поиске пути к сбалансированной жизни, которая обеспечила бы стабильность в меняющемся мире. [2]
Философия ацтеков рассматривала искусство как способ выразить истинную природу теотля. [2] Искусство считалось хорошим, если оно каким-то образом способствовало лучшему пониманию теотля. [2] Ацтекская поэзия была тесно связана с философией и часто использовалась для выражения философских концепций. [2] [3] Ниже приведен пример такого стихотворения, переведенного с оригинала науатль :
Никто не приходит на эту землю, чтобы остаться
Наши тела подобны розовым деревьям -
У них вырастают лепестки, затем увядают и умирают.
Но наши сердца, как трава весной,
Они живут и навсегда снова становятся зелеными.
Как ацтеки относились к «времени»? [ редактировать ]
Джеймс Маффи объяснил, что концепция времени у ацтеков (как и у майя) не была концепцией «равномерного прямого потока», течение которого можно точно измерить с помощью часов или какого-либо подобного устройства. [4]
Конкретные события рассматривались как отдельные, уникальные сущности, лишь минимально связанные с теми, которые произошли непосредственно перед ними или с теми, которые последовали сразу за ними. Первостепенное значение имели те позиции, которые им довелось занять в 260-дневном и 360+5-дневном календарном исчислении. Также важными были 584-дневный венерианский цикл и даже «циклы возраста и роста» участвующих людей (которые продолжались от рождения до старости).
Тексты [ править ]
Существует нехватка материала, на основе которого можно было бы изучать ацтекскую философию, поскольку большинство дошедших до нас текстов были написаны после завоевания либо испанскими колонистами и миссионерами, либо христианизированными туземцами, получившими образование в Испании. Конкистадоры сожгли большинство текстов ацтеков (и майя). Источники до завоевания включают Кодекс Борджиа и Кодекс Борбоникус (написанный о времени завоевания). Тексты после завоевания включают Флорентийский кодекс , Кодекс Мендосы и Кодекс Мальябечиано , включая другие. [5]
См. также [ править ]
- Тлакаэлель
- Правительство Империи ацтеков
- Коренная американская философия
- Мезоамериканская литература
Ссылки [ править ]
- ^ Манн, Чарльз К. 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2005. стр. 121.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Джеймс Маффи (2005). «Ацтекская философия» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Манн, 122-123.
- ^ Маффи, Джеймс (2014). «Теотль как время-место; стр. 421, 457-459». Ацтекская философия, Понимание мира в движении . Университетское издательство Колорадо. ISBN 978-1-60732-222-1 .
- ^ «Философия ацтеков — Интернет-энциклопедия философии» . www.iep.utm.edu . Проверено 8 апреля 2018 г.
Источники [ править ]
- Маффи, Джеймс; Ацтекская философия: понимание мира в движении ; 2014: Философские обзоры Нотр-Дама .
- Леон-Портилья, Мигель; Родная мезоамериканская духовность ; 27 июня 2002 г.
- Леон-Портилья, Мигель; Ацтекская мысль и культура: исследование древнего разума науатля ; 1990.
- Леон-Портилья, Мигель; Пятнадцать поэтов ацтекского мира ; 15 октября 2000 г.