Диалектический монизм
Диалектический монизм , также известный как дуалистический монизм или монистический дуализм , — это онтологическая позиция, которая утверждает, что реальность в конечном итоге представляет собой единое целое, отличаясь от монизма утверждением, что это целое обязательно выражает себя в дуалистических терминах.
История
[ редактировать ]Диалектический монизм упоминался в западной литературе, хотя и нечасто. Жан-Поль Сартр использовал этот термин по крайней мере один раз в своей «Критике диалектического разума» .
« Она дуалистична, потому что монистична . Онтологический монизм Маркса заключался в утверждении несводимости бытия к мышлению и в то же время в воссоединении мыслей с реальным как особой формой человеческой деятельности». [1] — Жан-Поль Сартр, Критика диалектического разума , Vol. 1. Теория практических ансамблей
В основополагающей работе Сартра « Критика диалектического разума » показано, как сущностный дуализм Маркса соответствует усиленному синтезу, отсылающему к тотальности, который является монизмом, обосновывающим тезисы и антитезисы марксизма. [2] [3]
в своей статье о философии ацтеков Интернет- энциклопедия философии описывает метафизику ацтеков ( науа ) как форму диалектического монизма:
Несмотря на то, что непрерывное становление космоса по существу процессивно и лишено какого-либо постоянного порядка, оно, тем не менее, характеризуется всеохватывающим балансом, ритмом и регулярностью: те, которые обеспечиваются и конституируются теотлем ... Диалектический полярный монизм утверждает, что: (1) космос и его содержание по существу и формально идентично teotl ; и (2) теотль представляет собой прежде всего непрерывное циклическое колебание полярных, но дополняющих друг друга противоположностей.
Процесс Теотля проявляется во многих аспектах, главным из которых является двойственность. Эта двойственность принимает форму бесконечного противостояния противоположных, но взаимозависимых и взаимодополняющих полярностей, которые разделяют, попеременно доминируют и объясняют разнообразие, движение и мгновенное устройство Вселенной. К ним относятся: бытие и небытие, порядок и беспорядок, жизнь и смерть, свет и тьма, мужское и женское начало, сухое и влажное, горячее и холодное, активное и пассивное. Жизнь и смерть, например, являются взаимовозникающими, взаимообусловленными и взаимодополняющими сторонами одного и того же процесса. [4]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сартр 2004 : стр.xxii
- ^ Сартр 2004 : стр. 15-18 (Глава 1 Догматическая диалектика и критическая диалектика , подраздел Дуалистический монизм )
- ^ Гандчи, Сэм. «Марксистская мысль и монизм. Второе издание» . Архивировано из оригинала 29 мая 2018 г.
- ^ Джеймс Маффи (20 марта 2005 г.). «Ацтекская философия» . Интернет-энциклопедия философии . ISSN 2161-0002 . Проверено 15 марта 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Сартр, Жан-Поль (2004). Алан Шеридан-Смит (ред.). Критика диалектического разума, Том 1: Теория практических ансамблей . Версо. ISBN 1-85984-485-5 . Проверено 15 марта 2013 г.