Субъективность и объективность (философия)
Различие между субъективностью и объективностью является основной идеей философии , особенно эпистемологии и метафизики . Это часто связано с дискуссиями о сознании , деятельности , личности , философии разума , философии языка , реальности , истины и коммуникации (например, в повествовательной коммуникации и журналистике ).
- Что-то является субъективным, если оно зависит от разума ( предубеждений , восприятия , эмоций , мнений , воображения или сознательного опыта ). [1] Если утверждение истинно исключительно при рассмотрении утверждения с точки зрения разумного существа, оно субъективно верно. Например, один человек может считать погоду приятно теплой, а другой человек может считать ту же погоду слишком жаркой; оба мнения субъективны. Слово «субъектность» происходит от слова «субъект» в философском смысле и означает человека, обладающего уникальным сознательным опытом, таким как точки зрения, чувства, убеждения и желания. [1] [2] или кто (сознательно) действует или обладает властью над какой-либо другой сущностью (объектом ) . [3]
- Что-то является объективным , если оно может быть подтверждено независимо от разума. Если утверждение истинно, даже если рассматривать его вне точки зрения разумного существа, тогда оно считается объективно истинным. Научная объективность — это практика науки с намеренным снижением пристрастности , предвзятости или внешнего влияния. Моральная объективность — это концепция моральных или этических кодексов, сравниваемых друг с другом через набор универсальных фактов или универсальную точку зрения, а не через различные конфликтующие точки зрения. [4] Журналистская объективность – это сообщение фактов и новостей с минимальной личной предвзятостью, беспристрастно или политически нейтрально.
Обе идеи получили различные и неоднозначные определения в разных источниках, поскольку это различие часто является заданным, но не является конкретным фокусом философского дискурса. [5] Эти два слова обычно рассматриваются как противоположности , хотя в философии исследовались сложности, связанные с ними: например, точка зрения отдельных мыслителей о том, что объективность является иллюзией и не существует вообще, или что спектр объединяет субъективность и объективность с серая зона между ними, или что проблему других умов лучше всего рассматривать через концепцию интерсубъективности , развивающуюся с 20-го века. Корнем слов субъективность и объективность являются субъект и объект , философские термины, означающие соответственно наблюдателя и наблюдаемую вещь.
История в западной философии [ править ]
В западной философии считается, что идея субъективности уходит своими корнями в работы европейских эпохи Просвещения мыслителей Декарта и Канта , хотя она также может зародиться еще в работах древнегреческого философа Аристотеля , касающихся души. [6] [5] Идея субъективности часто рассматривается как второстепенная по отношению к другим философским концепциям, а именно скептицизму , индивидам и индивидуальности и экзистенциализму . [5] [6] Вопросы, связанные с субъективностью, связаны с тем, могут ли люди избежать субъективности своего человеческого существования и есть ли обязанность пытаться это сделать. [1] В число важных мыслителей, сосредоточившихся на этой области исследования, входят Декарт, Локк , Кант, Гегель , Кьеркегор , Гуссерль , Фуко , Деррида , Нагель и Сартр . [1]
Субъективность была отвергнута Фуко и Деррида в пользу конструкционизма . [1] но Сартр принял и продолжил работу Декарта в этом вопросе, подчеркивая субъективность в феноменологии . [1] [7] Сартр считал, что даже внутри материальной силы человеческого общества эго было по существу трансцендентным существом, постулируемым, например, в его опусе « Бытие и Ничто» через его аргументы о «бытии для других» и «для себя». (т.е. объективное и субъективное человеческое существо). [7]
Сокровенное ядро субъективности заключено в уникальном акте того, что Фихте называл « самополаганием », когда каждый субъект является точкой абсолютной автономии , а это означает, что он не может быть сведен к моменту в сети причин и следствий. [8]
Применена субъективность [ править ]
Один из способов концептуализации субъективности такими философами, как Кьеркегор, находится в контексте религии . [1] Религиозные убеждения могут сильно различаться от человека к человеку, но люди часто думают, что все, во что они верят, является истиной. Субъективность, как ее видели Декарт и Сартр, была вопросом того, что зависело от сознания, поэтому, поскольку религиозные убеждения требуют присутствия сознания, которое может верить, они должны быть субъективными. [1] Это контрастирует с тем, что доказано чистой логикой или точными науками , что не зависит от восприятия людей и поэтому считается объективным. [1] Субъективность – это то, что зависит от личного восприятия независимо от того, что доказано или объективно. [1]
Многие философские аргументы в этой области исследования связаны с переходом от субъективных мыслей к объективным с использованием множества различных методов, чтобы перейти от одного к другому, а также с различными выводами. [1] Примером этого являются выводы Декарта, которые переходят от опоры на субъективность к некоторой опоре на Бога в вопросе объективности. [1] [9] Фуко и Деррида отрицали идею субъективности в пользу своих идей о конструкциях , призванных объяснить различия в человеческом мышлении. [1] Вместо того, чтобы сосредоточиться на идее сознания и самосознания, формирующих то, как люди воспринимают мир, эти мыслители будут утверждать, что именно мир формирует людей, поэтому они будут рассматривать религию не как веру, а скорее как культурную конструкцию. [1]
Другие, такие как Гуссерль и Сартр, следовали феноменологическому подходу. [1] Этот подход был сосредоточен на четком разделении человеческого разума и физического мира, где разум субъективен, поскольку он может позволить себе такие вольности, как воображение и самосознание, где религию можно исследовать независимо от любого рода субъективности. [7] Философский разговор о субъективности по-прежнему борется с эпистемологическим вопросом о том, что реально, что выдумано и что значит полное отделение от субъективности. [1]
В эпистемологии и теории познания [ править ]
Учитель Аристотеля Платон считал геометрию условием своей идеалистической философии, занимающейся универсальной истиной. [ нужны разъяснения ] Платона В «Государстве » Сократ выступает против релятивистской теории справедливости софиста Трасимаха и утверждает, что справедливость математическая по своей концептуальной структуре, и что этика, следовательно, была точным и объективным предприятием с беспристрастными стандартами истины и правильности, как геометрия. [10] Строгая математическая трактовка Платоном моральных концепций задала тон западной традиции морального объективизма, пришедшей после него. [ нужна ссылка ] Его противопоставление объективности и мнения стало основой философских взглядов, направленных на решение вопросов реальности , истины и существования . Он считал мнения принадлежащими к изменчивой сфере чувств , в отличие от фиксированной, вечной и познаваемой бестелесности . Если Платон проводил различие между тем, как мы познаем вещи , и их онтологическим статусом, то субъективизм, подобный субъективизму Джорджа Беркли , зависит от восприятия . [11] С точки зрения Платона , критика субъективизма заключается в том, что трудно провести различие между знанием, мнениями и субъективным знанием. [12]
Платонический идеализм — это форма метафизического объективизма, утверждающая, что идеи существуют независимо от человека. идеализм Беркли эмпирический С другой стороны, утверждает, что вещи существуют только так, как они воспринимаются . Оба подхода могут похвастаться попыткой объективности. Определение объективности Платона можно найти в его эпистемологии , основанной на математике , и его метафизике , где знание онтологического статуса объектов и идей устойчиво к изменениям. [11]
В отличие от философа Рене Декарта метода личной дедукции [ нужны разъяснения ] Натурфилософ Исаак Ньютон применил относительно объективный научный метод для поиска доказательств , прежде чем формулировать гипотезу. [13] Частично в ответ на логик рационализм Канта . Готтлоб Фреге применил объективность к своей эпистемологической и метафизической философии Если бы реальность существовала независимо от сознания , то она логически включала бы в себя множество неописуемых форм. Объективность требует определения истины, сформированного предложениями с истинностным значением . Попытка формирования объективной конструкции включает в себя онтологическую приверженность реальности объектов. [14]
Важность восприятия в оценке и понимании объективной реальности обсуждается в эффекте наблюдателя в квантовой механике. Прямые или наивные реалисты полагаются на восприятие как на ключ к наблюдению объективной реальности, в то время как инструменталисты считают, что наблюдения полезны для предсказания объективной реальности. Концепции, охватывающие эти идеи, важны в философии науки . Философия разума исследует, зависит ли объективность от постоянства восприятия . [15]
В этике [ править ]
и релятивизм объективизм Моральный
Моральный объективизм — это точка зрения, согласно которой то, что правильно или неправильно, не зависит от того, что кто-то считает правильным или неправильным. [4] Моральный объективизм зависит от того, как моральный кодекс влияет на благополучие людей общества. Моральный объективизм позволяет сравнивать моральные кодексы друг с другом через набор универсальных фактов, а не через нравы общества. Николас Решар определяет нравы как обычаи в каждом обществе (например, то, что могут носить женщины) и утверждает, что моральные кодексы нельзя сравнивать с личным моральным компасом человека. [4] Примером может служить категорический императив Иммануила Канта , который гласит: «Поступай только согласно той максиме [т.е. правилу], согласно которой ты можешь в то же время пожелать, чтобы она стала универсальным законом». Джон Стюарт Милль был последовательным мыслителем и поэтому предложил утилитаризм , который утверждает, что в любой ситуации правильным поступком является то, что может принести наибольшее счастье в целом. Моральный релятивизм — это точка зрения, согласно которой моральные кодексы актера вытекают из его культуры. [16] Правила моральных кодексов равны друг другу и считаются «правильными» или «неправильными» только в рамках их конкретных моральных кодексов. [16] Релятивизм противоположен универсализму , поскольку не существует единого морального кодекса, которому должен следовать каждый агент. [16] Релятивизм отличается от нигилизма , потому что он подтверждает каждый существующий моральный кодекс, тогда как нигилизм этого не делает. [16] Когда речь заходит о релятивизме, русский философ и писатель Федор Достоевский придумал фразу: «Если Бога не существует, все дозволено». Эта фраза отражала его взгляд на последствия отказа от теизма как основы этики. Американский антрополог Рут Бенедикт утверждала, что не существует единой объективной морали и что моральные кодексы обязательно различаются в зависимости от культуры. [17]
Этический субъективизм
Термин «этический субъективизм» охватывает две различные теории этики. Согласно когнитивным версиям этического субъективизма, истинность моральных утверждений зависит от ценностей, отношений, чувств или убеждений людей. Некоторые формы когнитивистского этического субъективизма можно считать формами реализма, другие — формами антиреализма. [18] Дэвид Юм — основополагающая фигура когнитивно-этического субъективизма. Согласно стандартной интерпретации его теории, черта характера считается моральной добродетелью, когда она вызывает чувство одобрения у сочувствующего, информированного и рационального человека-наблюдателя. [19] Точно так же Родерика Ферта утверждала теория идеального наблюдателя , что правильные действия — это те, которые одобрил бы беспристрастный, рациональный наблюдатель. [20] Уильям Джеймс , другой этический субъективист, считал, что цель хороша (для человека или для человека) только в том случае, если этот человек желает этого (см. также этический эгоизм ). Согласно некогнитивным версиям этического субъективизма, таким как эмотивизм, прескриптивизм и экспрессивизм, этические утверждения вообще не могут быть истинными или ложными: скорее, они являются выражением личных чувств или команд. [21] Например, согласно эмотивизму А. Дж. Айера , утверждение «Убийство - это неправильно» эквивалентно по смыслу эмоциональному высказыванию «Убийство, Бу!» [22]
Этический объективизм
По мнению этического объективиста, истинность или ложность типичных моральных суждений не зависит от убеждений или чувств какого-либо человека или группы людей. Эта точка зрения утверждает, что моральные суждения аналогичны суждениям о химии , биологии или истории , поскольку они истинны, независимо от того, во что кто-то верит, надеется, желает или чувствует. Когда они не могут описать эту независимую от разума моральную реальность, они ложны — независимо от того, во что кто-то верит, надеется, желает или чувствует.
Существует множество версий этического объективизма, включая различные религиозные взгляды на мораль, платонический интуиционизм, кантианство , утилитаризм , а также определенные формы этического эгоизма и контрактуализма . Платоники определяют этический объективизм еще более узко, так что он требует существования внутренней ценности. Следовательно, они отвергают идею о том, что контрактуалисты или эгоисты могут быть этическими объективистами. Объективизм, в свою очередь, отдает приоритет происхождению системы отсчета и, как таковой, считает любую произвольную систему отсчета в конечном счете формой этического субъективизма благодаря транзитивному свойству, даже если эта система случайно совпадает с реальностью и может быть использована. для измерений.
В истории и историографии [ править ]
История как дисциплина с самого начала боролась с понятиями объективности. Хотя объектом его изучения обычно считается прошлое , единственное, с чем приходится работать историкам, — это различные версии историй, основанные на восприятии реальности индивидуальном и памяти .
Несколько исторических направлений были разработаны для разработки способов решения этой дилеммы: историки, такие как Леопольд фон Ранке (19 век), выступали за использование обширных доказательств – особенно архивных бумажных документов – для восстановления ушедшего прошлого, утверждая, что в отличие от воспоминаний людей Объекты остаются стабильными в том, что они говорят об эпохе, свидетелями которой они стали, и, следовательно, представляют собой лучшее понимание объективной реальности . [23] В 20-м веке Школа «Анналов» подчеркивала важность смещения акцента с точек зрения влиятельных людей – обычно политиков, вокруг действий которых формировались нарративы прошлого – и сосредоточения внимания на голосах простых людей. [24] Постколониальные потоки истории бросают вызов колониально-постколониальной дихотомии и критикуют евроцентристские академические практики, такие как требование к историкам из колонизированных регионов привязывать свои местные повествования к событиям, происходящим на территориях их колонизаторов, чтобы заслужить доверие . [25] Все потоки, описанные выше, пытаются выяснить, чей голос более или менее правдив и как историки могут объединить его версии, чтобы лучше объяснить, что « . на самом деле произошло »
Антрополог Мишель-Рольф Труйо разработал концепции историчности 1 и 2, чтобы объяснить разницу между материальностью процессов социально - исторических (Н1) и нарративами, которые рассказываются о материальности социально-исторических процессов (Н2). [26] Это различие намекает на то, что H1 следует понимать как текущую фактическую реальность, которая ускользает и фиксируется концепцией « объективной истины », а H2 — это совокупность субъективностей , которые человечество сшило вместе, чтобы постичь прошлое. Дебаты о позитивизме , релятивизме и постмодернизме имеют отношение к оценке важности этих концепций и различий между ними.
соображения Этические
В своей книге «Замалчивание прошлого» Труйо писал о динамике сил, участвующей в создании истории, выделяя четыре возможных момента, в которых может быть создано историческое молчание : (1) создание источников (кто умеет писать, или иметь имущество, которое впоследствии рассматривается как историческое свидетельство ), (2) создание архивов (какие документы считаются важными для сохранения, а какие нет, как классифицировать материалы и как упорядочивать их в физических или цифровых архивах), (3 ) создание нарративов (с какими историческими отчетами обращаются, каким голосам доверяют ) и (4) создание истории (ретроспективное построение того, что такое Прошлое ). [26]
Потому что история ( официальная , общественная , семейная , личная) формирует текущие представления и то, как мы понимаем настоящее , чей голос будет включен в него – и каким образом – имеет прямые последствия в материальных социально-исторических процессах.Думая о текущих исторических нарративах как о беспристрастном изображении совокупности событий, развернувшихся в прошлом, называя их «объективными», мы рискуем запечатать историческое понимание. Признание того, что история никогда не бывает объективной и всегда неполной, дает реальную возможность поддержать усилия по социальной справедливости . Согласно этой концепции, голоса, которые были заглушены, ставятся на один уровень с великими и популярными мировыми повествованиями, ценимыми за уникальное понимание реальности через субъективную призму.
В социологии [ править ]
Субъективность — это по своей сути социальный режим, который возникает в результате бесчисленных взаимодействий внутри общества. В той же степени, в какой субъективность является процессом индивидуации , она в равной степени является и процессом социализации, при этом индивид никогда не оказывается изолированным в замкнутой среде, а бесконечно вовлекается во взаимодействие с окружающим миром.Культура — это живая совокупность субъектности любого данного общества, постоянно претерпевающая трансформацию. [27] Субъектность формируется не только ею, но и в свою очередь, а также другими вещами, такими как экономика, политические институты, сообщества, а также мир природы.
Хотя границы обществ и их культур неопределимы и произвольны, субъективность, присущая каждому из них, приятна и может быть признана отличной от других. Субъективность — это отчасти особый опыт или организация реальности , которая включает в себя то, как человек рассматривает и взаимодействует с человечеством, объектами, сознанием и природой, поэтому различие между разными культурами приводит к альтернативному опыту существования, который формирует жизнь по-разному. Распространенным эффектом такого разделения субъективностей на человека является культурный шок , когда субъективность другой культуры считается чуждой и, возможно, непонятной или даже враждебной.
Политическая субъективность – это новая концепция в социальных и гуманитарных науках. [3] Политическая субъективность — это ссылка на глубокую укорененность субъективности в социально переплетенных системах власти и значения. «Политика», пишет Садек Рахими в книге «Значение, безумие и политическая субъективность », «не является дополнительным аспектом субъекта, но на самом деле является способом существования субъекта, то есть именно тем, чем является субъект ». [28]
См. также [ править ]
- Догма
- Фактический релятивизм
- Интерсубъективность
- Журналистская объективность
- Наивный реализм
- Объективность (наука)
- Объективизм
- Всеведение
- Феноменология (философия)
- Феноменология (психология)
- Политическая субъективность
- Q-методология
- Релятивизм
- Предмет (философия)
- Трансцендентальная субъективность
- « Субъективность — это истина », экзистенциальная интерпретация субъективности Серена Кьеркегора.
- Себя
- Головокружительный вопрос
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Соломон, Роберт К. «Субъективность» , в Хондерихе, Тед. Oxford Companion to Philosophy (Oxford University Press, 2005), стр.900.
- ^ Гонсалес Рей, Фернандо (июнь 2019 г.). «Субъективность в дебатах: немного психологии». Журнал теории социального поведения . 49 : 212–234 – через EBCOhost.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аллен, Эми (2002). «Власть, субъективность и агентность: между Арендт и Фуко». Международный журнал философских исследований . 10 (2): 131–49. дои : 10.1080/09672550210121432 . S2CID 144541333 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Решер, Николас (январь 2008 г.). «Моральная объективность». Социальная философия и политика . 25 (1): 393–409. дои : 10.1017/S0265052508080151 . S2CID 233358084 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Быкова Марина Ф. (февраль 2018 г.). «К проблеме субъективности: введение редактора». Российские исследования по философии . 56 : 1–5 — через EBSCOhost.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Страццони, Андреа (2015). «Введение. Субъективность и индивидуальность: два направления в философии раннего Нового времени». Societate Si Politica . 9 – через ProQuest.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Томас, Болдуин. «Сартр, Жан-Поль», Хондерих, Тед. Оксфордский компаньон по философии (Oxford University Press, 2005). стр. 834–837
- ^ Жижек, Славой (23 сентября 2019 г.). «Падение, которое делает нас подобными Богу, часть I». Философский салон . Архивировано из оригинала 25 сентября 2019 г. Проверено 25 сентября 2019 г.
- ^ Коттингем, Джон. «Декарт, Рене», Хондерих, Тед. Oxford Companion to Philosophy (Oxford University Press, 2005), с. 201–205.
- ^ Платон , «Республика», 337B, HarperCollins Publishers, 1968.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Э. Дука Кабитоглу (1991). «Шелли и Беркли: Платоническая связь» (PDF) : 20–35.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Мэри Маргарет Маккензи (1985). «Нравственная теория Платона» . Журнал медицинской этики . 11 (2): 88–91. дои : 10.1136/jme.11.2.88 . ПМЦ 1375153 . ПМИД 4009640 .
- ^ Сузуки, Фумитака (март 2012 г.). «Предложение Декарта Cogito и характеристики его теории эго» (PDF) . Вестник Педагогического университета Айти . 61 : 73–80.
- ^ Клинтон Толли. «Кант об общности логики» (PDF) . Калифорнийский университет, Сан-Диего.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Тайлер Бердж , Истоки объективности , Oxford University Press, 2010.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Рин, Майкл (июль 2018 г.). «Что такое моральный релятивизм?». Философия . 93 (3): 337–354. дои : 10.1017/S0031819117000614 . S2CID 171526831 . ПроКвест 2056736032 .
- ^ «Моральный релятивизм и объективизм» . Калифорнийский университет, Санта-Круз . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Томас Пёльцлер (2018). «Как измерить моральный реализм» . Обзор философии и психологии . 9 (3): 647–670. дои : 10.1007/s13164-018-0401-8 . ПМК 6132410 . ПМИД 30220945 .
- ^ Рейнер, Сэм (2005). «Моральная философия Юма» . Макалестерский журнал философии . 14 (1): 6–21.
- ^ «Существенный пересмотр теории идеального наблюдателя Ферта» (PDF) . Стойка . 3 . Государственный университет Болла : 55–61. Апрель 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2019 г. Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Маркетти, Зарин (21 декабря 2010 г.). «Уильям Джеймс об истине и изобретениях в морали» . Европейский журнал прагматизма и американской философии . II (2). дои : 10.4000/ejpap.910 .
- ^ «24.231 Этика – Раздаточный материал 3 Эмотивизм Айера» (PDF) . Массачусетский технологический институт .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Леопольд фон Ранке, «Предисловие автора», в «Истории Реформации в Германии», пер. Сара Остин, vii – xi. Лондон: Джордж Ратледж и сыновья, 1905.
- ^ Андреа, А. (1991). Менталитеты в истории. Историк 53 (3), 605–608.
- ^ Чакрабарти, Д. (1992). Постколониальность и искусственность истории: кто говорит в пользу «индийского» прошлого? Репрезентации, (37), 1–26. дои: 10.2307/2928652.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Труйо, Мишель-Рольф. (1995). Замалчивание прошлого: власть и производство истории. Бостон, Массачусетс: Beacon Press,
- ^ Сильверман, изд. HJ, 2014. Оспаривание основ: правда, субъективность и культура. Рутледж. [ нужна страница ]
- ^ Рахими, Садек (2015). Смысл, безумие и политическая субъективность: исследование шизофрении и культуры в Турции . Оксфорд и Нью-Йорк: Рутледж. п. 8. ISBN 978-1138840829 . Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г. Проверено 22 марта 2015 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Башляр, Гастон . Формирование научного мышления: вклад в психоанализ знаний . Париж: Врин, 2004. ISBN 2-7116-1150-7 .
- Бейзер, Фредерик К. (2002). Немецкий идеализм: борьба с субъективизмом, 1781–1801 гг . Издательство Гарвардского университета.
- Блок, Нед ; Фланаган, Оуэн Дж.; и Гзельдере, Гвен (ред.) Природа сознания: философские дебаты . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-52210-6
- Боуи, Эндрю (1990). Эстетика и субъективность: от Канта до Ницше . Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
- Кастильехо, Давид. Формирование современной объективности . Мадрид: Издания искусства и библиофилии, 1982.
- Даллмайр, Винфрид Рейнхард (1981). Сумерки субъективности: вклад в постиндивидуалистическую теорию политики . Амхерст, Массачусетс: Издательство Массачусетского университета .
- Эллис К. и Флаэрти М. (1992). Исследование субъективности: исследование жизненного опыта . Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж. ISBN 978-0-8039-4496-1
- Фаррелл, Фрэнк Б. (1994). Субъективность, реализм и постмодернизм: восстановление мира в современной философии . Кембридж – Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Гаукрогер, Стивен. (2012). Объективность . Издательство Оксфордского университета.
- Джонсон, Дэниел (июль 2003 г.). «Об истине как субъективности в заключительном ненаучном постскриптуме Кьеркегора» . Журнал Куодлибет . 5 (2–3). Архивировано из оригинала 24 июня 2017 г. Проверено 28 июня 2023 г.
- Кун, Томас С. Структура научных революций . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1996, 3-е изд. ISBN 0-226-45808-3 .
- Лауэр, Квентин (1958). Триумф субъективности: введение в трансцендентальную феноменологию . Издательство Фордхэмского университета.
- Мегилл, Аллан. Переосмысление объективности . Лондон: Duke UP, 1994.
- Нагель, Эрнест . Структура науки . Нью-Йорк: Брейс и мир, 1961.
- Нагель, Томас . Взгляд из ниоткуда . Оксфорд: Оксфордский университет, 1986 г.
- Нозик, Роберт . Инварианты: структура объективного мира . Кембридж: Гарвардский университет, 2001.
- Поппер, Карл. R. Объективное знание: эволюционный подход . Издательство Оксфордского университета, 1972. ISBN 0-19-875024-2 .
- Решер, Николас . Объективность: обязательства безличного разума . Нотр-Дам: Notre Dame Press, 1977.
- Рорти, Ричард . Объективность, релятивизм и истина . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991.
- Руссе, Бернар. Кантовская теория объективности , Париж: Врин, 1967.
- Шеффлер, Израиль . Наука и субъективность . Хакетт, 1982. Голоса мудрости; читатель мультикультурной философии. Кесслер
Внешние ссылки [ править ]
- «Объективность» . Интернет-энциклопедия философии .
- Субъективность и объективность — Пит Мандик