Агнозия
Агнозия | |
---|---|
![]() | |
Агнозия вызывает потерю способности распознавать или понимать значение объектов даже при сохранении органов чувств. | |
Специальность | Психиатрия , Неврология , Нейропсихология |

Агнозия — неврологическое расстройство , характеризующееся неспособностью обрабатывать сенсорную информацию . Часто наблюдается потеря способности распознавать предметы, людей, звуки , формы или запахи , хотя специфическое чувство не повреждено, а также не наблюдается значительной потери памяти . [1] Обычно оно связано с черепно-мозговой травмой или неврологическим заболеванием , особенно после повреждения затылочно-височной границы , которая является частью вентрального русла . [2] Агнозия влияет только на одну модальность . [3] например, зрение или слух. [4] В последнее время считается, что прерывание сверху вниз вызывает нарушение обработки перцептивной информации. [5]
Типы
[ редактировать ]Имя | Описание |
Акинетопсия | Это заболевание, также известное как церебральная акинетопсия, связано с неспособностью видеть зрительное движение. Одной из причин церебральной акинетопсии являются поражения за пределами полосатой коры . [6] |
Аллотопагнозия | Больные не могут указывать на внешние цели, расположенные вне их собственного тела, будь то части тела или предметы других людей, но они прекрасно указывают на части своего тела. |
Анозогнозия | Это неспособность получить обратную связь о своем собственном состоянии, которую можно спутать с недостатком понимания , но она вызвана проблемами в механизмах обратной связи в мозгу. Оно вызвано неврологическим повреждением и может возникать в связи с рядом неврологических нарушений, но чаще всего о нем говорят в случаях паралича после инсульта. Люди с анозогнозией и множественными нарушениями могут даже осознавать некоторые из своих нарушений, но совершенно неспособны воспринимать другие. |
Апперцептивная зрительная агнозия | Пациенты не способны различать визуальные формы, поэтому им трудно распознавать, копировать или различать различные зрительные стимулы. В отличие от пациентов с ассоциативной агнозией, пациенты с апперцептивной агнозией не способны копировать изображения. [7] |
Ассоциативная зрительная агнозия | Больные могут описывать визуальные сцены и классы объектов, но при этом не могут их распознать. Например, они могут знать, что вы едите вилкой, но могут принять ее за ложку. Больные ассоциативной агнозией все еще способны воспроизводить изображение путем копирования. |
Астереогноз | Также известная как соматосенсорная агнозия, она связана с тактильными ощущениями, то есть осязанием. Больному трудно распознавать предметы на ощупь по их текстуре, размеру и весу. Однако они могут описать его устно, распознать объекты того же типа по картинкам или нарисовать их. Предполагается, что это связано с поражениями или повреждениями соматосенсорной коры головного мозга . |
Слуховая агнозия | Слуховая агнозия признана с 1877 года. [8] При слуховой агнозии возникают трудности с различением внешних и невербальных слуховых сигналов, включая трудности с различением речи от неречевых звуков, хотя слух обычно нормальный. Различают два типа слуховой агнозии: семантическая ассоциативная и дискриминативная агнозия. Семантическая ассоциативная агнозия связана с поражением левого полушария, тогда как дискриминационная агнозия связана с поражением правого полушария. [9] |
Слуховая вербальная агнозия | Также известна как чистая словесная глухота (PWD). Это представляет собой форму смысловой «глухоты», при которой слух не поврежден, но возникают значительные трудности с распознаванием произнесенных слов как семантически значимых. |
Аутотопагнозия | Связан с невозможностью ориентировки частей тела и часто обусловлен поражением теменной части задней тальмической лучистости. |
Церебральная ахроматопсия | Трудности с восприятием цветов, из-за которых мир может казаться тусклым или окрашенным в оттенки серого. Церебральная ахроматопсия вызвана неврологическими повреждениями. [10] [11] Есть две области мозга, которые специализируются на распознавании цветов: области V4 и V8. Если имеется одностороннее поражение области V4, потеря цветовосприятия только в половине поля зрения может привести к гемихроматопсии. [3] Похожа, но различна цветовая агнозия , которая включает в себя трудности с распознаванием цветов, но при этом способность воспринимать их, измеренную с помощью задачи сопоставления цветов или категоризации. [12] |
Корковая глухота | Относится к людям, которые не воспринимают никакой слуховой информации, но чей слух не поврежден. |
экологическая агнозия | Это неспособность найти конкретную знакомую комнату или здание, а также неспособность указать, как добраться до определенного места. Эти люди испытывают трудности с изучением маршрутов. Эта форма агнозии часто связана с поражением двусторонних или задних отделов правого полушария. Это также связано с прозопагнозией и болезнью Паркинсона. [3] |
Пальцевая агнозия | Это неспособность различать пальцы на руке. Он присутствует при поражении доминантной теменной доли и является компонентом синдрома Герстмана . |
Форма агнозии | Больные воспринимают только части деталей, а не весь предмет. |
гетеротопагнозия | Пациенты не могут указать на части тела другого человека, но могут указать на части своего тела. |
Интегративная агнозия | Обычно у пациента наблюдается форма ассоциативной агнозии или апперцептивной агнозии. Однако в случае интегративной агнозии пациент попадает между формой ассоциативной и апперцептивной агнозии. Это когда человек обладает способностью распознавать элементы чего-то, но при этом не может интегрировать эти элементы вместе в понятные воспринимаемые целые. |
Болевая агнозия | также называемое врожденной анальгезией Это нарушение восприятия и обработки боли, ; Считается, что это лежит в основе некоторых форм членовредительства. |
Фонагнозия | Это неспособность узнавать знакомые голоса, хотя слушатель понимает используемые слова. [13] |
Прозопагнозия | Также известно как лицевая слепота и лицевая агнозия: пациенты не могут сознательно распознавать знакомые лица, иногда даже собственные. Это часто ошибочно воспринимается как неспособность запоминать имена. |
Чистая алексия | Невозможность распознавать текст. У пациентов с чистой алексией часто наблюдается повреждение мозолистого тела, а также повреждение левых зрительных ассоциативных областей. [3] Чистая алексия предполагает неспособность читать печатные материалы, но у этих людей сохраняется способность писать. Люди с чистой алексией обычно читают слова по буквам. [14] Однако у людей с чистой алексией наблюдается частотный эффект. Они способны читать часто встречающиеся слова лучше и быстрее, чем низкочастотные. [15] |
Семантическая агнозия | Люди с этой формой агнозии фактически «объектно слепы», пока не используют невизуальные сенсорные системы для распознавания объекта. Например, ощущение, постукивание, обоняние, покачивание или постукивание объекта может вызвать осознание его семантики (значения). [16] |
Социально-эмоциональная агнозия | Иногда ее называют экспрессивной агнозией. Это форма агнозии, при которой человек не может воспринимать выражение лица, язык тела и интонацию, что делает его неспособным невербально воспринимать эмоции людей и ограничивает этот аспект социального взаимодействия. |
Симультагнозия | Неспособность обрабатывать визуальный ввод в целом. Вместо этого человек постепенно обрабатывает лица, тела, предметы, комнаты, места, изображения. [17] Глядя на картинку, они могут описать ее части, но с трудом могут понять картину в целом. Симультагнозия возникает при синдроме Балинта. [18] но может также возникнуть при травме головного мозга. Это состояние также можно описать, видя только один объект за раз. Примером может служить наличие в поле зрения двух чашек, но вы можете видеть только одну за раз. |
Тактильная агнозия | Нарушение способности узнавать или идентифицировать объекты только на ощупь. [19] |
Топографическая дезориентация | Это форма зрительной агнозии, также известная как топографическая агнозия или топографагнозия, при которой человек не может полагаться на визуальные подсказки, которые будут направлять его в нужном направлении из-за неспособности распознавать объекты. Тем не менее, они могут по-прежнему обладать превосходной способностью описывать визуальное расположение одного и того же места. Пациенты с топографической агнозией могут читать карты, но теряются в знакомой обстановке. [20] |
Зрительно-пространственная дисгнозия | Это утрата чувства «где-то» в отношении себя к окружающей среде и в отношении объектов друг к другу. Это может включать конструктивную апраксию , топографическую дезориентацию , зрительную атаксию, глазомоторную апраксию, одевающую апраксию и спутанность сознания право-лево . [ нужна ссылка ] |
Зрительная агнозия | Связан с поражением левой затылочной и височной долей. Многие типы зрительной агнозии связаны с неспособностью узнавать объекты. [21] |
Зрительная агнозия
[ редактировать ]Зрительная агнозия — это широкая категория, обозначающая недостаток способности распознавать визуальные объекты. Визуальную агнозию можно подразделить на два различных подтипа: апперцептивную зрительную агнозию и ассоциативную зрительную агнозию . [22]
Лица с апперцептивной зрительной агнозией демонстрируют способность видеть контуры и очертания, когда им показывают объект, но испытывают трудности, если их просят классифицировать объекты. Апперцептивная зрительная агнозия связана с поражением одного полушария, в частности задних отделов правого полушария. [22]
Напротив, люди с ассоциативной зрительной агнозией испытывают трудности, когда их просят назвать объекты. Ассоциативная агнозия связана с поражением как правого, так и левого полушария на затылочно-височной границе. [22] Особая форма ассоциативной зрительной агнозии известна как прозопагнозия. Прозопагнозия – неспособность узнавать лица. Например, этим людям трудно узнавать друзей, семью и коллег. [22] Однако люди с прозопагнозией могут распознавать все другие типы зрительных стимулов. [23]
Речевая агнозия
[ редактировать ]Речевая агнозия, или слухо-вербальная агнозия , означает «неспособность понимать произнесенные слова, несмотря на сохранный слух, речевую способность и способность к чтению». Пациенты сообщают, что они слышат издаваемые звуки, но эти звуки практически неузнаваемы или непереводимы. [24]
- СЛУШАТЕЛЬ: Что вы ели на завтрак?
- ПАЦИЕНТКА: Завтрак, завтрак, это звучит знакомо, но мне это ни о чем не говорит. (Облер и Гьерлоу 1999:45)
Несмотря на неспособность воспринимать то, что говорит говорящий, некоторые пациенты, как сообщается, распознают определенную характерную информацию о голосе говорящего (например, мужчина или женщина). [24]
Причины
[ редактировать ]Агнозия может быть результатом инсульта , слабоумия или других неврологических расстройств . Это также может быть вызвано травмой головы, инфекцией головного мозга или наследственной. Кроме того, некоторые формы агнозии могут быть результатом нарушений развития. [4] Повреждения, вызывающие агнозию, обычно возникают либо в затылочных, либо в теменных долях мозга. Хотя одна модальность может быть затронута, когнитивные способности в других областях сохраняются. [4]
Пациенты, пережившие резкое выздоровление от слепоты, испытывают значительную или полную агнозию. [25]
Эффект повреждения верхней височной борозды согласуется с несколькими типами нейролингвистических нарушений, и некоторые утверждают, что агнозия является одним из них. Верхняя височная борозда жизненно важна для понимания речи, поскольку эта область активно участвует в лексическом интерфейсе. Согласно модели TRACE II 1985 года, лексический интерфейс связывает звуковые волны (фонемы) с морфологическими особенностями для создания значимых слов. Этот процесс ассоциации осуществляется путем латерального торможения/возбуждения определенных слов в лексиконе (словаре) человека. [24] Например, если бы экспериментатор произнес вслух «СОБАКА», это высказывание активировало бы и заблокировало различные слова в лексическом интерфейсе испытуемого:
- DOG активирует 3 и запрещает 0 букв в DOG . – +3
- DOG активирует 2 и блокирует 1 букву в F OG . – +2
- DOG активирует 1 и блокирует 2 буквы в DAN . – +1
Соответствие этой модели агнозии подтверждается данными о том, что двусторонние поражения верхней височной борозды вызывают «чистую словесную глухоту» (Kussmaul, 1877) или, как ее понимают сегодня, речевую агнозию. Пациенты с чистой словесной глухотой демонстрируют неспособность распознавать и обрабатывать звуки речи при нормальной слуховой обработке неречевых звуков ниже уровня коры головного мозга. [24]
Диагностика
[ редактировать ]Чтобы оценить человека на агнозию, необходимо убедиться, что у человека нет потери чувствительности и что его языковые способности и интеллект не повреждены. Для того чтобы человеку был поставлен диагноз агнозия, он должен испытывать сенсорный дефицит только в одной модальности. Чтобы поставить диагноз, необходимо провести различие между апперцептивной и ассоциативной агнозией. Это различие можно провести, поручив отдельному человеку выполнять задачи по копированию и сопоставлению. Если у человека есть форма апперцептивной агнозии, он не сможет сопоставить два одинаковых по внешнему виду стимула. Напротив, если у человека есть форма ассоциативной агнозии, он не сможет сопоставить разные примеры стимула. Например, человек, у которого диагностирована ассоциативная агнозия зрительной модальности, не сможет сопоставить изображения открытого ноутбука с изображениями закрытого ноутбука. [3]
Чистая алексия
[ редактировать ]Люди с чистой алексией обычно испытывают трудности с чтением слов, а также с распознаванием букв. Чтобы оценить, есть ли у человека чистая алексия, необходимо провести тесты на копирование и узнавание. Человек с чистой алексией должен быть способен копировать набор слов и распознавать буквы. [3]
Прозопагнозия
[ редактировать ]Людям обычно показывают изображения человеческих лиц, которые могут быть им знакомы, например, известных актеров, певцов, политиков или членов семьи. Фотографии, показываемые пациенту, подбираются с учетом возраста и культуры. Задание предполагает, что экзаменатор просит испытуемого назвать каждое лицо. Если испытуемый не может назвать, чье лицо изображено на картинке, экзаменатор может задать вопрос, который поможет узнать лицо на картинке. [3]
Уход
[ редактировать ]Для всех практических целей прямого лечения не существует. Состояние пациентов может улучшиться, если информация будет представлена в других модальностях, отличных от поврежденной. Различные виды терапии могут помочь обратить вспять последствия агнозии. В некоторых случаях трудотерапия или логопедия могут улучшить агнозию, в зависимости от ее причины. [ нужна ссылка ]
Первоначально многие люди с той или иной формой агнозии не осознают, в какой степени у них дефицит восприятия или распознавания. Это может быть вызвано анозогнозией, то есть отсутствием осознания дефицита. Эта неосведомленность обычно приводит к отрицанию и сопротивлению любой форме помощи или лечения. Существуют различные методы, которые могут помочь человеку распознать нарушения восприятия или распознавания, которые у него могут быть. Пациенту можно предъявить стимул к нарушенной модальности только для того, чтобы помочь ему лучше осознать свой дефицит. Альтернативно, задачу можно разбить на составные части, чтобы человек мог увидеть каждую часть проблемы, вызванной дефицитом. Как только человек признает свой дефицит восприятия или распознавания, ему может быть рекомендована определенная форма лечения. Существуют различные формы лечения, такие как компенсаторные стратегии с альтернативными модальностями, вербальные стратегии, альтернативные сигналы и организационные стратегии. [3]
Вербальные стратегии
[ редактировать ]Использование словесных описаний может быть полезно для людей с определенными типами агнозии. Людям, таким как прозопагностики, может быть полезно выслушать описание своего друга или члена семьи и узнать их на основе этого описания легче, чем по визуальным подсказкам. [3]
Альтернативные реплики
[ редактировать ]Альтернативные сигналы могут быть особенно полезны для человека с экологической агнозией или прозопагнозией. Альтернативные сигналы для человека с экологической агнозией могут включать цветовые сигналы или тактильные маркеры, которые символизируют новую комнату или запоминают местность. Прозопагностики могут использовать альтернативные визуальные сигналы, такие как шрам на лице человека или кривые зубы, или сигналы других органов чувств, такие как звук голоса человека, чтобы распознать человека. [3] Цвет и длина волос также могут быть полезными подсказками. [5]
Организационные стратегии
[ редактировать ]Организационные стратегии могут быть чрезвычайно полезны для человека со зрительной агнозией. Например, размещение одежды на разных вешалках дает человеку тактильные подсказки, облегчая идентификацию определенных форм одежды, а не полагаясь исключительно на визуальные подсказки. [3]
Текущие исследования
[ редактировать ]Проводятся клинические испытания для дальнейшего исследования методов лечения. В Национальном институте неврологических расстройств и инсульта (NINDS) поддерживают исследования редких заболеваний, таких как агнозия. [4] Некоторые организации, набирающие сотрудников для участия в исследованиях, используют сайт clincaltrials.gov и предоставляют обновленную информацию о статусе исследований. [26]
История
[ редактировать ]Термин «агнозия» происходит от древнегреческого ἀγνωσία ( агнозия ), «незнание», «отсутствие знаний». Его ввел Зигмунд Фрейд в 1891 году: [27] «Для нарушений распознавания объектов, которые Финкельнбург классифицирует как асимволии, я хотел бы предложить термин «агнозия». До введения этого термина Фрейдом некоторые из первых идей об агнозии исходили от Карла Вернике , который создал теории рецептивной афазии в 1874 году. Он отметил, что люди с рецептивной афазией не обладают способностью понимать речь или повторять слова. Он считал, что рецептивная афазия возникает вследствие поражения задней трети левой верхней височной извилины . Из-за этих поражений Вернике считал, что люди с рецептивной афазией имеют ограниченную глухоту к определенным звукам и частотам речи . [8]
После Вернике в 1877 году появился Куссмауль, который попытался объяснить, почему возникает слухо-вербальная агнозия , также известная как словесная глухота. Вопреки объяснениям Вернике, Куссмауль считал, что слухо-вербальная агнозия была результатом серьезного разрушения первой левой височной извилины. Куссмауль также высказал предположение о происхождении алексии (приобретенной дислексии), также известной как словесная слепота. Он считал, что словесная слепота является результатом поражения левой угловой и супрамаргинальной извилин . [8]
Генрих Лиссауэр поделился своими идеями об агнозии после Вернике и Куссмауля. [8] В 1890 году он предположил, что существует два способа возникновения нарушений распознавания объектов. Одним из способов возникновения нарушений было повреждение ранней обработки восприятия или повреждение фактического представления объекта. Если бы фактическое представление объекта было повреждено, это не позволило бы объекту сохраниться в зрительной памяти, и, следовательно, человек не смог бы распознать объект. [28] Во времена Вернике, Куссмауля и Лиссауэра о коре головного мозга было мало что известно . Сегодня, благодаря новым методам нейровизуализации , мы смогли значительно расширить наши знания об агнозии. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Агнозия» . BrainFacts.org . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Колб, Брайан; Уишоу, Ян К. (3 марта 2003 г.). Основы нейропсихологии человека . Стоит издательства. ISBN 978-0-7167-5300-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бернс, М.С. (2004). «Клиническое лечение агнозии» . Реабилитация после инсульта . 11 (1): 1–9. doi : 10.1310/N13K-YKYQ-3XX1-NFAV . ПМИД 14872395 . S2CID 5758683 . Архивировано из оригинала 28 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Информационная страница NINDS Agnosia» . Национальный институт неврологических расстройств и инсульта. Архивировано из оригинала 27 января 2013 г. Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Агнозия» . Архивировано из оригинала 26 мая 2017 г. Проверено 16 декабря 2016 г.
- ^ Зеки, С (1991). «Церебральная акинетопсия (слепота зрительного движения)». Мозг . 114 (2): 811–824. дои : 10.1093/мозг/114.2.811 . ПМИД 2043951 .
- ^ Риддок М.Дж., Хамфрис Г.В. (май 2003 г.). «Зрительная агнозия». Нейрол Клин . 21 (2): 501–20. дои : 10.1016/s0733-8619(02)00095-6 . ПМИД 12916489 .
- ^ Jump up to: а б с д Гольдштейн, Марвин Н. (1974). «Слуховая агнозия речи («чистая словесная глухота»)». Мозг и язык . 1 (2): 195–204. дои : 10.1016/0093-934X(74)90034-0 . ISSN 0093-934X .
- ^ Виньоло, Лос-Анджелес (1982). «Слуховая агнозия». Биологические науки . 298 (1089): 49–57. Бибкод : 1982РСПТБ.298...49В . дои : 10.1098/rstb.1982.0071 . ПМИД 6125975 .
- ^ Коуи А., Александр I, Хейвуд С., Кентридж Р. (август 2008 г.). «Реакция зрачков на цветные и бесконтурные изображения при тотальной церебральной ахроматопсии» . Мозг . 131 (Часть 8): 2153–60. дои : 10.1093/brain/awn110 . ПМИД 18550620 .
- ^ Вудворд, Т.С; М. Дж. Диксон; К. Т. Маллен; К. М. Кристенсен; Д.Н. Буб (1999). «Анализ ошибок цветовой агнозии: отдельный пример». Нейрокейз . 5 (2): 95–108. дои : 10.1093/neucas/5.2.95 .
- ^ Зеки С (1990). «Век церебральной ахроматопсии». Мозг . 113 (Часть 6): 1721–77. дои : 10.1093/brain/113.6.1721 . ПМИД 2276043 .
- ^ Ван Ланкер Д.Р., Каммингс Дж.Л., Крейман Дж., Добкин Б.Х. (июнь 1988 г.). «Фонагнозия: диссоциация между знакомыми и незнакомыми голосами» . Кортекс . 24 (2): 195–209. дои : 10.1016/s0010-9452(88)80029-7 . ПМИД 3416603 . S2CID 28617313 .
- ^ Черный Л.Р. (2004). «Афазия, алексия и устное чтение». Реабилитация после инсульта . 11 (1): 22–36. doi : 10.1310/VUPX-WDX7-J1EU-00TB . ПМИД 14872397 . S2CID 218644618 .
- ^ Сакурай, Ю. (2004). «Разновидности алексии из веретенообразной, задней нижней височной и задней затылочной извилины» . Поведенческая неврология . 15 (1–2): 35–50. дои : 10.1155/2004/305194 . ПМЦ 5488613 . ПМИД 15201492 .
- ^ Манье М.Н., Феррейра К.Т., Джузиано Б., Понсе М. (январь 1999 г.). «Специфика категории при объектной агнозии: сохранение сенсомоторных переживаний, связанных с объектами». Нейропсихология . 37 (1): 67–74. дои : 10.1016/S0028-3932(98)00045-1 . ПМИД 9920472 . S2CID 1550842 .
- ^ Кослетт Х.Б., Шафран Э. (август 1991 г.). «Одновременная агнозия. Видеть, но не видят двое». Мозг . 114 (4): 1523–45. дои : 10.1093/мозг/114.4.1523 . ПМИД 1884165 .
- ^ Риццо М., Весера СП (февраль 2002 г.). «Психоанатомические основы синдрома Балинта» . Дж. Нейрол. Нейрохирургия. Психиатрия . 72 (2): 162–78. дои : 10.1136/jnnp.72.2.162 . ПМЦ 1737727 . ПМИД 11796765 .
- ^ Рид К.Л., Казелли Р.Дж., Фара М.Дж. (июнь 1996 г.). «Тактильная агнозия. Основные нарушения и последствия для нормального тактильного распознавания объектов». Мозг . 119 (3): 875–88. дои : 10.1093/мозг/119.3.875 . ПМИД 8673499 .
- ^ Мендес, Марио Ф; Черье, Моник М (2003). «Агнозия к сценам топографагнозии». Нейропсихология . 41 (10): 1387–1395. дои : 10.1016/S0028-3932(03)00041-1 . ПМИД 12757910 . S2CID 9021982 .
- ^ Грин Джей Ди (декабрь 2005 г.). «Апраксия, агнозии и нарушения высших зрительных функций» . Дж. Нейрол. Нейрохирургия. Психиатрия . 76 (Приложение 5): т. 25–34. дои : 10.1136/jnnp.2005.081885 . ПМЦ 1765708 . ПМИД 16291919 .
- ^ Jump up to: а б с д Галотти], Кэтлин М. (2010). Когнитивная психология: в лаборатории и за ее пределами (1-е канадское изд.). Канада: Нельсон. ISBN 978-0-17-644065-7 .
- ^ Сильверман, Гордон; Фриденберг, Джей (14 июля 2011 г.). Когнитивная наука: введение в изучение разума (2-е изд.). Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. ISBN 978-1-4129-7761-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Говард, Гарри. «Верхняя височная борозда» . Мозг и язык . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ «Житель Нью-Йорка: Из архивов: Содержание» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 31 августа 2006 г. Проверено 5 мая 2010 г.
умственно слепой или агнозический — способный видеть, но не расшифровывать то, что он видит.
- ^ «Клинические испытания.gov» .
- ^ «Фрейд 1891»> Фрейд, Зигмунд, О концепции афазии, Вена, 1891, с. 80
- ^ Весера, PS; Гилдс, СК (1998). «Какая обработка данных нарушается при апцептивной агнозии? Данные нормальных субъектов». Журнал когнитивной нейронауки . 10 (5): 568–580. дои : 10.1162/089892998562979 . ПМИД 9802990 . S2CID 21568462 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Типы и области мозга
- Вспомнить все: память требует большего, чем просто сумма ее частей. Scientific American (дата обращения: 5 июня 2007 г.)