Майкл Поланьи
Эта статья нуждается в дополнительных ссылок для проверки . ( апрель 2011 г. ) |
Майкл Поланьи ФРС [1] ( / poʊ ˈ l æ n j i ; 11 марта 1891 — 22 февраля / poh- LAN -yee ; венгерский : Михай Поланьи 1976) был венгерско-британским [2] эрудит , внесший важный теоретический вклад в физическую химию , экономику и философию . Он утверждал, что позитивизм – это ложное понимание познания .
Его обширные исследования в области физических наук включали химическую кинетику , дифракцию рентгеновских лучей и адсорбцию газов. Он был пионером теории дифракционного анализа волокон в 1921 году и дислокационной теории пластической деформации пластичных металлов и других материалов в 1934 году. Эмигрировал в Германию , в 1926 году став профессором химии в Институте кайзера Вильгельма в Берлине , а затем в 1933 году. в Англию , став сначала профессором химии, а затем профессором социальных наук в Манчестерском университете . Двое его учеников получили Нобелевскую премию , а также один из его детей . В 1944 году Поланьи был избран членом Королевского общества .
Вклад Поланьи в социальные науки включает концепцию полицентрического спонтанного порядка и его отказ от ценностно-нейтральной концепции свободы. Они были разработаны в контексте его оппозиции централизованному планированию . [3]
Жизнь [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Поланьи, урожденный Михай Поллачек в Будапеште, был пятым ребенком Михая и Сесилии Поллачек (родившейся как Сесилия Воль ), светских евреев из Унгвара (тогда в Венгрии, но теперь в Украине) и Вильно , тогдашней Российской империи , соответственно. Семья его отца была предпринимателем, а отец матери, Ошер Лейзерович Вол, был старшим преподавателем еврейской истории в Виленской раввинской семинарии. [ нужна цитата ] Семья переехала в Будапешт и в мадьярскую превратила свою фамилию в Поланьи. Его отец построил большую часть венгерской железнодорожной системы, но потерял большую часть своего состояния в 1899 году, когда из-за плохой погоды проект строительства железной дороги превысил бюджет. Он умер в 1905 году. Сесилия Поланьи основала салон, который был хорошо известен среди интеллектуалов Будапешта и продолжал существовать до ее смерти в 1939 году. Его старшим братом был Карл Поланьи , политэконом и антрополог, а его племянницей — Ева Зейзель , всемирно известная писательница. известный керамист. [4]
Образование [ править ]
В 1908 году Поланьи окончил педагогическую среднюю школу — Гимназию Минты . Затем он изучал медицину в Будапештском университете, получив медицинский диплом в 1914 году. [5] Он был активным членом кружка Галилея . При поддержке Игнака Пфайфера , профессор химии Королевского университета Йозефа в Будапеште, он получил стипендию для изучения химии в Высшей технической школе в Карлсруэ , Германия. В Первую мировую войну служил в австро-венгерской армии офицером-медиком, был направлен на сербский фронт . Находясь на больничном в 1916 году, он написал кандидатскую диссертацию по адсорбции . Его исследования, которые поощрял Альберт Эйнштейн и контролировал Густав Бухбек , а в 1919 году Королевский университет Пешта присвоил ему докторскую степень.
Карьера [ править ]
В октябре 1918 года Михай Каройи основал Венгерскую Демократическую Республику , а Поланьи стал секретарем министра здравоохранения. Когда коммунисты захватили власть в марте 1919 года, он вернулся в медицину. Когда Венгерская Советская Республика была свергнута, Поланьи эмигрировал в Карлсруэ в Германии и был приглашен Фрицем Габером присоединиться к Институту кайзера Вильгельма für Faserstoffchemie (химия волокон) в Берлине. Христианин с 1913 года, по римско-католической церемонии женился на Магде Элизабет Кемени. [6] В 1926 году он стал профессором заведующим кафедрой Института физико-химической и электрохимии (ныне Институт Фрица Габера ). В 1929 году Магда родила сына Джона , который был удостоен Нобелевской премии по химии в 1986 году. Их другой сын, Джордж Поланьи, умерший раньше него, стал известным экономистом.
Его опыт безудержной инфляции и высокого уровня безработицы в Веймарской Германии побудил Поланьи заинтересоваться экономикой. С приходом к власти в 1933 году нацистской партии он занял кафедру физической химии в Манчестерском университете. Двое его учеников, Юджин Вигнер и Мелвин Кэлвин , получили Нобелевскую премию. Из-за его растущего интереса к общественным наукам Манчестерский университет создал для него новую кафедру социальных наук (1948–58).
Поланьи был среди 2300 имен выдающихся людей, внесенных в нацистский специальный розыскный список , среди тех, кто должен был быть арестован во время вторжения в Великобританию и передан гестапо .
В 1944 году Поланьи был избран членом Королевского общества . [1] а после выхода на пенсию из Манчестерского университета в 1958 году он был избран старшим научным сотрудником Мертон-колледжа в Оксфорде. [7] В 1962 году он был избран иностранным почётным членом Американской академии искусств и наук . [8]
Работа [ править ]
Физическая химия [ править ]
Научные интересы Поланьи были чрезвычайно разнообразны, включая работы в области химической кинетики , дифракции рентгеновских лучей и адсорбции газов на твердых поверхностях. Он также хорошо известен своей теорией потенциальной адсорбции , которая долгое время оспаривалась. В 1921 году он заложил математические основы дифракционного анализа волокон . В 1934 году Поланьи, примерно в то же время, что и Дж. Тейлор и Эгон Орован , понял, что пластическую деформацию пластичных . материалов можно объяснить с точки зрения теории дислокаций , разработанной Вито Вольтеррой в 1905 году. Это понимание имело решающее значение для развития этой области механики твердого тела .
Свобода и сообщество [ править ]
В 1936 году, в результате приглашения читать лекции для Министерства тяжелой промышленности СССР , Поланьи встретился с Бухариным , который сказал ему, что в социалистических обществах все научные исследования направлены в соответствии с потребностями последней пятилетки . Поланьи отметил, что произошло с изучением генетики в Советском Союзе после того, как доктрина Трофима Лысенко получила поддержку государства. Требования в Британии, например, со стороны марксиста Джона Десмонда Бернала , о централизованно планируемых научных исследованиях, привели Поланьи к защите утверждения, что наука требует свободных дискуссий. Вместе с Джоном Бейкером он основал влиятельное Общество за свободу в науке .
В серии статей, переизданных в «Презрении к свободе» (1940) и «Логике свободы» (1951), Поланьи утверждал, что сотрудничество между учеными аналогично тому, как агенты координируют себя на свободном рынке . Подобно тому, как потребители на свободном рынке определяют стоимость продуктов, наука представляет собой спонтанный порядок , возникающий в результате открытых дискуссий среди специалистов. Наука (вопреки утверждениям Бухарина) процветает, когда учёные имеют свободу стремиться к истине как к самоцели: [9]
[Учёные, свободно делая свой собственный выбор проблем и решая их в свете своих личных суждений, фактически сотрудничают как члены тесно связанной организации.
Такая самокоординация независимых инициатив приводит к совместному результату, непредусмотренному никем из тех, кто его осуществляет.
Любая попытка организовать группу... под единым руководством устранила бы их независимые инициативы и, таким образом, снизила бы их совместную эффективность до эффективности одного человека, направляющего их из центра. По сути, это парализовало бы их сотрудничество.
Он вывел фразу «спонтанный порядок» из гештальт-психологии , и она была принята классическим либеральным экономистом Фридрихом Хайеком , хотя эту концепцию можно проследить, по крайней мере, до Адама Смита . Поланьи, в отличие от Хайека, утверждал, что существуют высшие и низшие формы спонтанного порядка, и утверждал, что защита научных исследований на утилитарных или скептических основаниях подрывает научную практику. Он расширяет это до общего утверждения о свободных обществах. Поланьи защищает свободное общество не на том негативном основании, что мы должны уважать «частные свободы», а на том позитивном основании, что «общественные свободы» облегчают наше стремление к духовным целям.
По мнению Поланьи, свободное общество, которое стремится быть нейтральным в ценностном отношении, подрывает собственное оправдание. Но членам свободного общества недостаточно верить, что такие идеалы, как истина, справедливость и красота, не просто субъективны, они также должны признать, что они превосходят нашу способность полностью их уловить. Несубъективность ценностей должна сочетаться с признанием того, что любое знание ошибочно.
В книге «Полная занятость и свободная торговля» (1948) Поланьи анализирует способ обращения денег в экономике, а в монетаристском анализе, который, по мнению Пола Крейга Робертса , опередил свое время на тридцать лет, он утверждает, что свободная рыночная экономика не должна осталось полностью саморегулирующимся. Центральный банк должен попытаться смягчить экономические бумы/спады посредством жесткой/мягкой денежно-кредитной политики.
В 1940 году он снял фильм «Безработица и деньги. Принципы», пожалуй, первый фильм об экономике. [10] В фильме защищалась версия кейнсианства, нейтрального кейнсианства, которое советовало государству использовать бюджетный дефицит и снижение налогов для увеличения количества денег в обращении во времена экономических трудностей, но не стремилось к прямым инвестициям или участию в общественных работах. [11]
Все знания индивидуальны [ править ]
В своей книге «Наука, вера и общество» (1946) Поланьи изложил свою оппозицию позитивистскому подходу к науке, отметив, что, среди прочего, он игнорирует роль личных обязательств в научной практике. Поланьи читал Гиффордские лекции в 1951–52 годах в Абердине, а исправленная версия его лекций была позже опубликована как «Личные знания» (1958). В этой книге Поланьи утверждает, что все утверждения о знании (включая те, которые вытекают из правил) основаны на личных суждениях. [12] Он отрицает, что научный метод может механически выявить истину. Все знания, независимо от того, насколько они формализованы, основаны на обязательствах. Поланьи утверждал, что предположения, лежащие в основе критической философии , не только ложны, но и подрывают обязательства, которые мотивируют наши высшие достижения. Он выступает за фидуциарный посткритический подход, при котором мы признаем, что верим больше, чем можем знать, и знаем больше, чем можем сказать.
Познающий не стоит отдельно от вселенной, а лично участвует в ней. Наши интеллектуальные навыки основаны на страстной приверженности, которая мотивирует открытия и проверки. По словам Поланьи, великий ученый не только выявляет закономерности, но и важные вопросы, которые могут привести к успешному разрешению. Новаторы рискуют своей репутацией , придерживаясь гипотезы . Поланьи приводит в пример Коперника , который заявил, что Земля вращается вокруг Солнца . Он утверждает, что Коперник пришел к истинному отношению Земли к Солнцу не в результате следования методу, а благодаря «большему интеллектуальному удовлетворению, которое он получил от небесной панорамы, видимой с Солнца, а не с Земли». [13] Его сочинения о научной практике оказали влияние на Томаса Куна и Пола Фейерабенда .
Поланьи отверг утверждение британских эмпириков о том, что опыт можно свести к чувственным данным , но он также отвергает идею о том, что «пребывание» внутри (иногда несовместимых) интерпретативных рамок заманивает нас в ловушку внутри них. Наше молчаливое осознание связывает нас, хотя и ошибочно, с реальностью . Оно снабжает нас контекстом, в котором наши высказывания имеют значение. Вопреки взглядам своего коллеги и друга Алана Тьюринга , чья работа в Манчестерском университете Виктории подготовила почву для создания первого современного компьютера , он отрицал, что разум можно свести к набору правил. Его работа повлияла на критику Хьюбертом Дрейфусом «первого поколения» искусственного интеллекта .
Именно во время работы над «Личным знанием» он определил «структуру неявного знания ». Он считал это своим самым важным открытием. Он утверждал, что мы познаем мир, интегрируя наше вспомогательное осознание в фокусное осознание. В своих более поздних работах, например, в « Лекциях Терри» , позже опубликованных под названием «Неявное измерение» (1966), он различает феноменологические , инструментальные , семантические и онтологические аспекты молчаливого знания, которые обсуждаются (но не обязательно идентифицируются как таковые) в его предыдущее письмо.
редукционизма Критика
В «Нередуцируемой структуре жизни» (1968) [14] Поланьи утверждает, что информация, содержащаяся в ДНК молекуле , не сводится к законам физики и химии. Хотя молекула ДНК не может существовать без физических свойств, эти свойства ограничены принципами упорядочения более высокого уровня . В «Трансцендентности и самопревосхождении» (1970) [15] Поланьи критикует механистическое мировоззрение , унаследованное современной наукой от Галилея .
Поланьи выступает за эмерджентность, т.е. утверждение о том, что существует несколько уровней реальности и причинности . Он опирается на предположение, что граничные условия предоставляют степени свободы , которые не являются случайными, а определяются реалиями более высокого уровня, свойства которых зависят от более низкого уровня, из которого они возникают, но отличны от него. Примером реальности более высокого уровня, функционирующей как нисходящая причинная сила, является сознание – интенциональность – порождение значений – интенциональность .
Разум — это выражение более высокого уровня способности живых организмов к различению . Наше стремление к установленным нами идеалам, таким как истина и справедливость, меняет наше понимание мира. Редукционистская попытка свести реальности более высокого уровня к реальности более низкого уровня порождает то , что Поланьи называет моральной инверсией, при которой высшее отвергается с моральной страстью. Поланьи идентифицирует это как патологию современного ума и связывает его происхождение с ложной концепцией познания ; хотя в формальных науках эта патология относительно безвредна, эта патология порождает нигилизм в гуманитарных науках . Поланьи считал марксизм примером моральной инверсии. Государство, апеллируя к логике истории, использует свои принудительные полномочия таким образом, что игнорирует любые апелляции к морали . [16]
Неявное знание [ править ]
Неявное знание , в отличие от явного знания, является влиятельным термином, разработанным Поланьи в «Неявном измерении». [17] описывать, среди прочего, способность что-то делать, не обязательно имея возможность это сформулировать: например, способность ездить на велосипеде или играть на музыкальном инструменте, не будучи в состоянии полностью объяснить детали того, как это происходит. Он утверждает, что не только практические навыки зависят от молчаливого осознания, но и все восприятие и значение становятся возможными благодаря агентам, полагающимся на свое молчаливое осознание. У каждого сознания есть вспомогательное и фокусное осознание, и это различие также имеет онтологическое измерение, потому что более низкое и более высокое измерение — это то, как происходит возникновение.
Библиография [ править ]
- 1932. Атомные реакции . Лондон: Уильямс и Норгейт. 1932 — через Интернет-архив .
- 1935. Экономика СССР.
- 1940. Презрение к свободе. Русский эксперимент и после . Лондон: Watts & Co., 1940. ISBN. 978-0-405-06643-6 .
- 1944. Патентная реформа.
- 1945. Полная занятость и свободная торговля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 14 мая 2024 г. - через Интернет-архив .
- 1946. Наука, вера и общество . Оксфордский университет. Нажимать. 1964. ISBN 0-226-67290-5 . . Перепечатано издательством Чикагского университета, 1964 г.
- 1951. Логика свободы . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета и Рутледж. 1951. ISBN 0-226-67296-4 – через Интернет-архив .
- 1958. Личное знание: к посткритической философии (2-е изд.). Издательство Чикагского университета. 1962. ISBN 0-226-67288-3 – через Интернет-архив .
- 1959. Исследование человека . Лондон и Чикаго: Routledge и University of Chicago Press. 1959.
- 1960. За пределами нигилизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 1960.
- 1966. Молчаливое измерение . Лондон и Нью-Йорк: Routledge, Doubleday and Company. 14 мая 1967 г. - из Интернет-архива . (Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-67298-4 . перепечатка 2009 г.)
- 1969. Грин, Марджори , изд. (1969). Познание и бытие . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета и (Великобритания) Рутледж и Кеган Пол.
- 1975 Поланьи, Майкл; Прош, Гарри (1975). Значение . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-67294-8 .
- 1997. Аллен, RT, изд. (1997). Общество, экономика и философия: избранные статьи Майкла Поланьи . Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси: Издатели транзакций. ISBN 978-1-56000-278-9 – через Интернет-архив . Включает аннотированную библиографию публикаций Поланьи.
См. также [ править ]
- Я верю, чтобы понять
- Управление знаниями
- Список христиан в науке и технике
- Центр Майкла Поланьи
- «Личный идеализм» Джорджа Холмса Ховисона.
Примечания [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б Вигнер, EP ; Ходжкин, Р.А. (1977). «Майкл Поланьи. 12 марта 1891 г. - 22 февраля 1976 г.» . Биографические мемуары членов Королевского общества . 23 : 413. дои : 10.1098/rsbm.1977.0016 .
- ^ Левай, Юлия (20 сентября 2016 г.). «Голография и голограммы» . mimicsoda.hu . Что к чему.
- ^ Биро, Габор (2022). «От красного духа к неэффективным пирамидам и институтам принуждения: Майкл Поланьи против экономического планирования», «История европейских идей, 2022» . История европейских идей . 48 (6): 811–847. doi : 10.1080/01916599.2021.2009359 . S2CID 225260656 .
- ^ «Некролог Евы Зейзель» . правительство-онлайн.net . Правительство онлайн. 15 января 2012 года . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ Скотт, Уильям Т.; Молески, Мартин X. (2005). Майкл Поланьи: учёный и философ . Оксфорд, Нью-Йорк, Окленд: Издательство Оксфордского университета. стр. 16–21. ISBN 9780195174335 . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Торранс, Томас Ф. (2002). «Михай Поланьи и христианская вера: личный отчет» (pdf). Поланьяна (1–2), стр. 167–176.
- ^ Левенс, РГК, изд. (1964). Реестр Мертон-колледжа 1900–1964 гг . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. п. 499.
- ^ «Книга участников, 1780–2010: Глава P» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 19 апреля 2011 г.
- ^ Поланьи, Майкл (1962). «Республика науки: ее политическая и экономическая теория» (PDF) . Минерва . 1 : 54-74.
- ^ Бейра, Эдуардо (2019). «pol1b – эбейра» . сайты.google.com . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Биро, Габор (2020). « Нейтральное кейнсианство Майкла Поланьи и первый экономический фильм, 1933–1945», Журнал истории экономической мысли, 2020» . Журнал истории экономической мысли . 42 (3): 335–356. дои : 10.1017/S1053837219000476 . S2CID 225260656 .
- ^ Личные знания , с. 18
- ^ Личные знания с. 3
- ^ Майкл Поланьи (июнь 1968 г.). «Непреодолимая структура жизни». Наука . 160 (3834): 1308–12. Бибкод : 1968Sci...160.1308P . дои : 10.1126/science.160.3834.1308 . ПМИД 5651890 .
- ^ Майкл Поланьи (1970). «Трансцендентность и самопревосхождение» . Зондирования . 53 (1): 88–94. JSTOR 41177772 . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ Личные знания, Гл. 7, секция 11
- ^ Планировщик, Майкл (2009) [1966]. Молчаливое измерение . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-67298-4 . OCLC 262429494 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Аллен, RT, 1991. Поланьи . Лондон, Кларидж Пресс.
- Аллен, RT, 1998. За пределами либерализма: исследование политической мысли Ф.А. Хайека и Майкла Поланьи , Рутгерс, Нью-Джерси, издательство Transaction Publishers.
- Гелвик, Ричард, 1987. Путь открытия: введение в мысль Майкла Поланьи . Издательство Оксфордского университета.
- Грант, Патрик . «Вера в мышление: Оуэн Барфилд и Майкл Поланьи», в книге «Шесть современных авторов и проблемы веры» . Лондон: Макмиллан 1979. ISBN 9780333263402
- Джейкобс, Струан и Аллен, RT (ред.), 2005. Эмоции, разум и традиции: очерки социальной, политической и экономической мысли Майкла Поланьи , Гилфорд, Эшгейт. ISBN 0-7546-4067-1 .
- Митчелл, Марк, 2006. Майкл Поланьи: Искусство познания (серия «Библиотека современных мыслителей») . Уилмингтон, Делавэр: Институт межвузовских исследований . ISBN 1-932236-90-2 , ISBN 978-1-932236-90-3 .
- Нейдхардт, В. Джим: «Возможные связи между идеями Поланьи и современными открытиями в области психологии, исследований мозга и научных теорий». JASA 31 (март 1979 г.): 61–62.
- Най, Мэри Джо, 2011. Майкл Поланьи и его поколение: истоки социального построения науки . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-61063-4 .
- Пуарье, Мабен В. 2002. Классифицированная и частично аннотированная библиография Майкла Поланьи, англо-венгерского философа науки . Торонто: Пресса канадских ученых. ISBN 1-55130-212-8 .
- Скотт, Друзилла, 1995. Возрождение обывателя: здравый смысл Майкла Поланьи . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. ISBN 0-8028-4079-5 .
- Скотт, Уильям Тауссиг и Молески, Мартин X., 2005. Майкл Поланьи, ученый и философ . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-517433-X .
- Стайнс, Дж.В.: «Время, теория хаоса и мысль Майкла Поланьи». JASA 44 (декабрь 1992 г.): 220–27.
- Торсон, Уолтер Р.: «Библейские идеи Майкла Поланьи». JASA 33 (сентябрь 1981 г.): 129–38.
- Харгиттай, Иштван (1 октября 2016 г.). «Майкл Поланьи — ученики и перепутье — к 125-летию со дня рождения» . Структурная химия . 27 (5): 1327–1344. дои : 10.1007/s11224-016-0816-8 . ISSN 1572-9001 .
Внешние ссылки [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/Wikiquote-logo.svg/34px-Wikiquote-logo.svg.png)
- Биография Мэри Джо Най
- Общества Поланьи Домашняя страница
- Общество персоналистических и посткритических исследований SPCPS и его журнал «Оценка» проявляют особый интерес к Майклу Поланьи. Архивировано на Wayback Machine 19 марта 2019 г.
- Ресурсы Поланьи на erraticimpact.com
- Поланьяна , Vol. 8, номер 1–2
- Смит, М.К., 2003, « Майкл Поланьи и неявное знание ». Энциклопедия неформального образования .
- «Несократимая структура жизни». Архивировано 4 августа 2019 года в Wayback Machine . Майкл Поланьи. Журнал Американского научного сообщества . Том 22 (декабрь 1970 г.): 123–31. Ссылки на ответы Стэнфордского профессора материаловедения Ричарда Х. Бубе и другого члена ASA Кона Дюрица .
- Работы Майкла Поланьи или о нем в Internet Archive
- Путеводитель по документам Майкла Поланьи 1900–1975 годов в Исследовательском центре специальных коллекций Чикагского университета.
- 1891 рождений
- 1976 смертей
- Британские писатели-мужчины XX века
- Британские философы XX века
- Венгерские экономисты ХХ века
- Британские эссеисты XX века
- Венгерские писатели-мужчины XX века
- Венгерские философы ХХ века
- Академики Манчестерского университета
- Британские физико-химики
- Британские кинопродюсеры
- Британские логики
- Британские эссеисты-мужчины
- Британские католики
- Католические философы
- Переходит в католицизм из иудаизма
- Стипендиаты Мертон-колледжа, Оксфорд
- Члены Американской академии искусств и наук
- Члены Королевского общества
- Венгерские химики
- Венгерские эмигранты в Англии
- Венгерские эссеисты
- Венгерские кинопродюсеры
- Венгерские евреи
- Венгерские логики
- Венгерские католики
- Еврейские философы
- Еврейские химики
- Евреи, иммигрировавшие в Великобританию, спасаясь от нацизма
- Натурализованные граждане Соединенного Королевства
- Философы культуры
- Философы экономики
- Философы истории
- Философы логики
- Философы разума
- Философы религии
- Философы науки
- Философы социальных наук
- Писатели-философы
- Семья Поланьи
- Ученые из Будапешта
- Социальные философы
- Писатели о религии и науке
- Манчестерское литературно-философское общество
- Член Общества Мон Пелерин.
- Директора Института Макса Планка