Функциональный контекстуализм
Функциональный контекстуализм - современная философия науки. [1] коренится в философском прагматизме и контекстуализме . Наиболее активно оно развивается в поведенческой науке вообще и в области поведенческого анализа и контекстуальной поведенческой науки в частности (см. статью Ассоциации контекстуальных поведенческих наук ). Функциональный контекстуализм служит основой теории языка, известной как теория реляционных фреймов. [2] и его наиболее известное применение — терапия принятия и приверженности . [3] Это расширение и контекстуалистическая интерпретация Б. Ф. Скиннера , радикального бихевиоризма впервые изложенного Стивеном К. Хейсом, который подчеркивает важность прогнозирования психологических событий (включая мысли, чувства и поведение) и влияния на них с точностью, масштабом и глубиной путем сосредоточения внимания на психологических событиях (включая мысли, чувства и поведение). на манипулируемые переменные в их контексте.
Контекстуализм [ править ]
Форма контекстуализма, из которой возник функциональный контекстуализм, описана философом Стивеном Пеппером в его книге «Мировые гипотезы : исследование доказательств» . [4] В этой работе Пеппер отметил, что философские системы имеют тенденцию группироваться вокруг нескольких различных «мировых гипотез» или « мировоззрений ». Каждое мировоззрение характеризуется отличительной основной метафорой и критерием истины . Корневые метафоры основаны на, казалось бы, хорошо понятных, здравомыслящих повседневных объектах или идеях и служат основной аналогией, с помощью которой аналитик пытается понять мир. Коренная метафора мировоззрения примерно соответствует его онтологическим предположениям или представлениям о природе бытия или существования (например, является ли Вселенная детерминированной или нет). Критерии истинности неразрывно связаны со своими корневыми метафорами и обеспечивают основу для оценки достоверности анализа. Критерий истинности мировоззрения примерно соответствует его эпистемологическим предположениям или взглядам на природу знания и истины (например, открыто ли оно или сконструировано).
Коренной метафорой контекстуализма является «действие в контексте», согласно которому любое событие интерпретируется как продолжающееся действие, неотделимое от его текущего и исторического контекста. Критерий истинности контекстуализма часто называют «успешной работой», согласно которому истинность и значение идеи заключаются в ее функции или полезности, а не в том, насколько хорошо она, как говорят, отражает реальность. В контексте контекстуализма анализ считается истинным или действительным постольку, поскольку он ведет к эффективному действию или достижению какой-либо цели. Контекстуализм — это термин Пеппера для обозначения философского прагматизма , разработанного Чарльзом Сандерсом Пирсом , Уильямом Джеймсом , Джоном Дьюи и другими.
Разновидности контекстуализма [ править ]
Аналитические цели жизненно важны для контекстуалистического мировоззрения. Это происходит потому, что аналитические инструменты контекстуализма – его корневая метафора и критерий истинности – оба зависят от цели анализа, и ни один из них не может быть эффективно использован без четко определенной аналитической цели. Прагматический критерий истинности «успешной работы» становится бессмысленным в анализе без явной цели, поскольку «успех» можно измерить только в отношении достижения некоторой цели. [5]
Аналогичным образом, корневая метафора «действия в контексте» становится бессмысленной в анализе без явной цели, потому что не было бы основы, на которой можно было бы ограничить анализ подмножеством бесконечного пространства исторического и экологического контекста действия. . [6] Без четкой аналитической цели контекстуалист мог бы бесконечно анализировать бесконечный контекст действия, даже не зная, когда анализ был полным или достаточно хорошим, чтобы считаться «истинным» или «полезным». Контекстуалисту, не имеющему явной цели, очень сложно создавать знания или делиться ими.
Контекстуалисты могут ставить и принимают различные аналитические цели, и множество различных разновидностей контекстуализма можно различить по их целям. [7] В зависимости от своих основных аналитических целей контекстуалистические теории можно разделить на две общие категории: «дескриптивный контекстуализм» и «функциональный контекстуализм».
контекстуализм Описательный
Описательные контекстуалисты стремятся понять сложность и богатство целого события через личное и эстетическое восприятие его участников и особенностей. Этот подход демонстрирует сильную приверженность основной метафоре контекстуализма и может быть уподоблен историческому предприятию , в котором истории прошлого конструируются в попытке понять события в целом. Знание, построенное дескриптивным контекстуалистом, является личным, эфемерным, специфическим и пространственно-временным. [8] Подобно историческому повествованию , это знание, отражающее глубокое личное понимание конкретного события, произошедшего (или происходящего) в определенное время и в определенном месте. Большинство форм контекстуализма, включая социальный конструкционизм , драматургию , герменевтику и повествовательные подходы, являются примерами описательного контекстуализма.
Функциональный контекстуализм
Функциональные контекстуалисты, с другой стороны, стремятся предсказывать события и влиять на них, используя эмпирически обоснованные концепции и правила. Этот подход демонстрирует сильную приверженность чрезвычайно практическому критерию истины контекстуализма и может быть уподоблен научному или инженерному предприятию , в котором общие правила и принципы используются для прогнозирования и контроля событий. [9] Правила или теории, которые не способствуют достижению практических целей, игнорируются или отвергаются. Знание, построенное функциональным контекстуалистом, является общим, абстрактным и неограниченным в пространстве и времени. [10] Подобно научному принципу, это знание, вероятно, применимое ко всем (или многим) подобным событиям, независимо от времени и места.
Ссылки [ править ]
- ^ Гиффорд, Элизабет В.; Хейс, Стивен С. (1 января 1999 г.), О'Донохью, Уильям; Китченер, Ричард (ред.), «11 - Функциональный контекстуализм: прагматическая философия поведенческой науки» , Справочник по бихевиоризму , Сан-Диего: Academic Press, стр. 285–327, ISBN 978-0-12-524190-8 , получено 30 января 2024 г.
- ^ Хейс, Южная Каролина; Барнс-Холмс Д. и Рош Б. (ред.). (2001). Реляционная теория фреймов: постскиннеровский взгляд на человеческий язык и познание . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
- ^ Хейс, Южная Каролина; Стросаль, К. и Уилсон, К.Г. (1999). Терапия принятия и обязательств: экспериментальный подход к изменению поведения . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- ^ Пеппер, Южная Каролина (1942). Мировые гипотезы: исследование доказательств . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Дьюи, Дж. (1953). Очерки экспериментальной логики . Нью-Йорк: Дувр (оригинальная работа опубликована в 1916 г.)
- ^ Гиффорд, Э.В. и Хейс, Южная Каролина (1999). Функциональный контекстуализм: прагматическая философия поведенческой науки. В: У. О'Донохью и Р. Китченер (ред.), Справочник по бихевиоризму (стр. 285–327). Сан-Диего: Академическая пресса.
- ^ Хейс, Южная Каролина (1993). Аналитические цели и разновидности научного контекстуализма. В SC Hayes, LJ Hayes, HW Reese и TR Sarbin (ред.), Разновидности научного контекстуализма (стр. 11–27). Рино, Невада: Context Press.
- ^ Моррис, EK (1993). Контекстуализм, историография и история анализа поведения. В SC Hayes, LJ Hayes, HW Reese и TR Sarbin (ред.), Разновидности научного контекстуализма (стр. 137-165). Рино, Невада: Context Press.
- ^ Хейс, SC, и Браунштейн, AJ (2016). Ментализм, отношения поведение-поведение и поведенческий взгляд на цели науки.
- ^ Фокс, EJ (2006). Построение прагматической науки обучения и преподавания с функциональным контекстуализмом. Исследования и разработки в области образовательных технологий, 54 (1), 5-36.