Реляционная теория фреймов
Реляционная теория фреймов ( RFT ) — это психологическая теория человеческого языка , познания и поведения . Первоначально он был разработан Стивеном К. Хейсом из Университета Невады, Рино. [1] и был расширен в исследованиях, в частности, Дермотом Барнсом-Холмсом и коллегами из Гентского университета . [2]
Теория реляционных фреймов утверждает, что строительным блоком человеческого языка и высшего познания являются отношения, то есть способность человека создавать двунаправленные связи между вещами. Его можно противопоставить ассоциативному обучению , в котором обсуждается, как животные формируют связи между стимулами в форме силы ассоциаций в памяти. Однако теория реляционных фреймов утверждает, что естественный человеческий язык обычно определяет не только силу связи между стимулами, но также тип отношений, а также измерение, по которому они должны быть связаны. Например, теннисный мяч может ассоциироваться с апельсином, поскольку он имеет ту же форму, но он отличается, поскольку несъедобен, и, возможно, имеет другой цвет. В предыдущем предложении «одинаковый», «различный» и «не» являются сигналами окружающей среды, которые определяют тип отношений между стимулами, а «форма», «цвет» и «съедобный» определяют измерение, в котором каждое отношение предстоит сделать. Теория реляционных фреймов утверждает, что, хотя существует произвольное количество типов отношений и количество измерений, по которым могут быть связаны стимулы, основная единица связи является важным строительным блоком для большей части того, что обычно называют человеческим языком или высшим познанием. .
В нескольких сотнях исследований были изучены многие проверяемые аспекты и последствия теории. [3] такие как появление специфических рамок в детстве, [4] как отдельные кадры могут быть объединены для создания вербально сложных явлений, таких как метафоры и аналогии, [5] и как жесткость или автоматизм взаимоотношений в определенных областях связана с психопатологией . [6] Пытаясь описать фундаментальный строительный блок человеческого языка и высшего познания, RFT прямо заявляет, что его цель — предоставить общую теорию психологии, которая может стать основой для множества областей и уровней анализа.
Теория реляционных фреймов фокусируется на том, как люди изучают язык (т. е. общение) посредством взаимодействия с окружающей средой, и основана на философском подходе, называемом функциональным контекстуализмом . [7]
Обзор
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]Реляционная теория фреймов (RFT) — это поведенческая теория человеческого языка. Он основан на функциональном контекстуализме и ориентирован на прогнозирование вербального поведения и влияние на него с точностью, масштабом и глубиной. [8]
Реляционный фрейминг — это реляционное реагирование, основанное на произвольно применимых отношениях и произвольных стимулирующих функциях. Реляционное реагирование зависит от взаимного следования, комбинаторного взаимного следования и трансформации функций стимула. Отношения и стимулирующие функции контролируются контекстуальными сигналами. [9]
Контекстуальные сигналы и стимулирующие функции
[ редактировать ]В человеческом языке слово, предложение или символ (например, стимул) могут иметь различное значение (например, функции) в зависимости от контекста.
В терминах RFT говорится, что в человеческом языке стимул может иметь разные стимульные функции в зависимости от контекстуальных сигналов. [9]
Возьмем, к примеру, эти два предложения:
- Эта задача проще простого.
- Да, я хотел бы кусочек вкусного торта, который ты испекла.
В приведенных выше предложениях стимул «торт» выполняет две разные функции. Стимул «торт» имеет образную функцию при наличии контекстуальных сигналов «эта задача; есть; кусок». В то время как в присутствии контекстуальных сигналов «Мне хотелось бы вкусно вкусно вы приготовили» стимул «торт» имеет более буквальную функцию. Функции стимулов называются стимульными функциями, C func . сокращенно [9]
Когда функция стимула относится к физическим свойствам стимула, таким как количество, цвет, форма и т. д., их называют непроизвольными функциями стимула. [9] Когда функция стимула относится к нефизическим свойствам стимула, таким как ценность, они называются произвольными функциями стимула. [9] Например, купюра в один доллар. Стоимость однодолларовой купюры представляет собой произвольную функцию стимула, но зеленый цвет представляет собой непроизвольную стимулирующую функцию однодолларовой купюры.
Произвольно применимое реляционное реагирование
[ редактировать ]Произвольно применимое реляционное реагирование является формой реляционного реагирования. [10]
Реляционное реагирование
[ редактировать ]Реляционная реакция — это реакция на один стимул по отношению к другим доступным стимулам. [11] [12] Например, лев, который отбирает самый большой кусок мяса. Олень, который выбирает самого сильного самца стаи. Напротив, если животное всегда выбирает одно и то же место для питья, это не реляционная реакция (оно не связано с другими стимулами в смысле лучшего/худшего/большего/меньшего и т. д.). Эти примеры реляционной реакции основаны на физических свойствах стимулов. Когда реляционное реагирование основано на физических свойствах стимулов, таких как форма, размер, количество и т. д., оно называется непроизвольным реляционным реагированием (NARR). [13]
Произвольно применимое реляционное реагирование
[ редактировать ]Произвольно применимое реляционное реагирование относится к реагированию, основанному на отношениях, которые произвольно применяются между стимулами. То есть отношения, применяемые между стимулами, не поддерживаются физическими свойствами указанных стимулов, а, например, основаны на социальных соглашениях или социальных прихотях. [13] Например, звук «корова» в английском языке относится к животному. Но на другом языке то же животное обозначается совершенно другим звуком. Например, по-голландски это называется «коэ» (произносится как «коу»). Слово «корова» или «коэ» не имеет ничего общего с физическими свойствами самого животного. Это животное названо так по социальной традиции. В терминах RFT говорится, что отношение между словом «корова» и реальным животным применяется произвольно. Мы можем даже изменить эти произвольно применяемые отношения: достаточно взглянуть на историю любого языка, где значения слов, символов и целых предложений могут меняться со временем и в пространстве.
Произвольно применимое реляционное реагирование — это реагирование, основанное на произвольно применяемых отношениях. [13]
Взаимное следствие
[ редактировать ]Взаимное следствие означает установление отношения между двумя стимулами на основе заданного отношения между теми же двумя стимулами: учитывая отношение А к В, можно вывести отношение Б к А. [10]
Например, Джойс стоит перед Питером. Обученное отношение представляет собой стимул A перед стимулом B. Можно сделать вывод, что Питер находится позади Джойса. Производное соотношение: стимул B находится позади стимула A.
Другой пример: Джаред старше Джейкоба. Можно сделать вывод, что Джейкоб моложе Джареда. Обученное отношение: стимул A старше стимула B. Полученное отношение: стимул B моложе стимула A.
Комбинаторное взаимное следствие
[ редактировать ]Комбинаторное взаимное следствие относится к установлению отношений между двумя стимулами с учетом отношений этих двух стимулов с третьим стимулом: учитывая отношение A к B и B к C, могут быть выведены отношения A к C и C к A. [10]
Продолжим приведенные выше примеры:
Джойс стоит перед Питером, а Питер стоит перед Люси. В этом примере тренируются следующие отношения: стимул A перед B и стимул B перед C. Из этого можно сделать вывод, что Джойс стоит перед Люси, а Люси стоит позади Джойс. Производные отношения: A находится перед C, а C находится позади A.
Джон старше Джареда, а Джаред старше Джейкоба. Стимул A старше стимула B, а стимул B старше стимула C. Можно сделать вывод, что Джейкоб моложе Джареда, а Джаред моложе Джона. Производное отношение становится стимулом А старше стимула С, а стимулом С моложе стимула А.
Обратите внимание, что отношения между A и C никогда не были заданы. Они могут быть получены из других отношений.
Передача и трансформация функции стимула
[ редактировать ]Стимул может иметь разные функции в зависимости от контекстуальных сигналов. Однако функция стимула может меняться в зависимости от произвольных отношений с этим стимулом. [14]
Например, этот реляционный фрейм: A больше, чем B, а B больше, чем C.
Пока стимулирующие функции этих букв довольно нейтральны. Но как только C будет отмечен как «очень ценный» и «приятно иметь», тогда A станет более привлекательным, чем C, исходя из отношений. До того, как было сказано что-либо о ценности С, А имел довольно нейтральную стимулирующую функцию. Придав С привлекательную стимулирующую функцию, А стал привлекательным. Привлекательная стимульная функция перешла от С к А через отношения между А, В и С. А стимулирующая функция А претерпела трансформацию из нейтральной в привлекательную.
То же самое можно сделать и с функцией аверсивного стимула как опасности, а не ценности: говоря, что C опасно, A становится более опасным, чем C, исходя из отношений.
Разработка
[ редактировать ]RFT — это поведенческий подход к языку и высшему познанию. [15] В своей книге «Вербальное поведение» 1957 года Б. Ф. Скиннер представил интерпретацию языка. Однако этот отчет был задуман как интерпретация, а не программа экспериментальных исследований, и исследователи обычно признают, что результаты исследований несколько ограничены по объему. Например, поведенческая интерпретация языка Скиннером оказалась полезной в некоторых аспектах языкового обучения детей с отклонениями в развитии, но она не привела к созданию полноценной исследовательской программы в ряде областей, имеющих отношение к языку и познанию, таких как решение проблем, рассуждение. , метафора, логика и так далее. Сторонники RFT довольно смело заявляют, что их целью является экспериментальная программа поведенческих исследований во всех таких областях, и исследования RFT действительно возникли во многих этих областях, включая грамматику. [16]
В рецензии на книгу Скиннера лингвист Ноам Хомский утверждал, что генеративность языка показывает, что его нельзя просто выучить, что должен быть некий врожденный « устройство овладения языком ». Многие сочли этот обзор поворотным моментом, когда когнитивизм занял место бихевиоризма как основного течения в психологии. Поведенческие аналитики обычно считали эту критику несколько неуместной. [17] но нельзя отрицать, что психология обратила свое внимание на что-то другое, и этот обзор оказал большое влияние на развитие когнитивной психологии.
Несмотря на отсутствие внимания со стороны мейнстрима, поведенческий анализ жив и развивается. Его применение распространилось на такие области, как языковая и когнитивная подготовка. [18] Поведенческий анализ уже давно распространился на дрессировку животных, бизнес и школьные учреждения, а также больницы и области исследований.
RFT отличается от работы Скиннера тем, что идентифицирует и определяет особый тип оперантного обусловливания, известный как произвольно применимое производное реляционное реагирование (AADRR). По сути, теория утверждает, что язык не ассоциативен, а изучен и реляционен. Например, маленькие дети учатся координационным отношениям между именами и объектами; за которыми следуют отношения различия, оппозиции, до и после и так далее. Это «фреймы» в том смысле, что, как только отношения такого типа освоены, любое событие может быть связано таким образом взаимно и в сочетании с другими отношениями, если дать на это сигнал. Это процесс обучения, который на сегодняшний день, по-видимому, происходит только у людей, обладающих способностью к языку: на сегодняшний день реляционное фреймирование еще не было однозначно продемонстрировано у животных, кроме человека, несмотря на многочисленные попытки это сделать. Предполагается, что AADRR оказывает повсеместное влияние почти на все аспекты человеческого поведения. Теория представляет собой попытку предоставить более эмпирически прогрессивное объяснение сложного человеческого поведения, сохраняя при этом натуралистический подход к анализу поведения. [18]
Доказательство
[ редактировать ]Около 300 исследований проверили идеи RFT. [3] Существуют подтверждающие данные в тех областях, которые необходимы, чтобы показать, что действие является «оперативным», например, важность нескольких примеров в обучении реляционному реагированию, роль контекста и важность последствий. Также было показано, что производное реляционное реагирование изменяет другие поведенческие процессы, такие как классическое обусловливание - эмпирический результат, на который указывают теоретики RFT, объясняя, почему реляционные операнты модифицируют существующие бихевиористские интерпретации сложного человеческого поведения. Исследователи RFT также добились эмпирических успехов в анализе и понимании таких тем, как метафора, восприятие перспективы и рассуждение. [19]
Сторонники RFT часто указывают на неспособность создать активную экспериментальную программу в области языка и познания как на ключевую причину, по которой анализ поведения выпал из основного направления психологии, несмотря на его многочисленные вклады, и утверждают, что RFT может обеспечить путь вперед. Однако эта теория до сих пор вызывает споры в рамках поведенческой психологии. В настоящее время споры не носят преимущественно эмпирического характера, поскольку исследования RFT [20] регулярно публикуются в ведущих поведенческих журналах, и лишь немногие эмпирические исследования пока утверждают, что противоречат выводам RFT. Скорее, спор, похоже, вращается вокруг того, является ли RFT положительным шагом вперед, особенно с учетом того, что его последствия, похоже, выходят за рамки многих существующих интерпретаций и расширений внутри этой интеллектуальной традиции. [21]
Приложения
[ редактировать ]Терапия принятия и обязательств
[ редактировать ]Утверждается, что RFT играет центральную роль в развитии психотерапевтической традиции, известной как терапия принятия и приверженности, а также клинического анализа поведения в целом. [22] Действительно, психолог Стивен С. Хейс участвовал в создании терапии принятия и обязательств, а также RFT, и считал их источником вдохновения друг для друга. [23] Однако степень и точный характер взаимодействия между RFT как фундаментальной наукой о поведении и такими приложениями, как ACT, являются постоянным предметом дискуссий в этой области. [24] [25]
Гендерные конструкции
[ редактировать ]Квир-теоретик и ACT-терапевт Алекс Ститт наблюдал, как реляционные рамки в языковом развитии человека влияют на его когнитивные ассоциации, относящиеся к гендерной идентичности, гендерной роли и гендерному выражению. [26] Ститт предположил, что насколько жестким или гибким является человек в своих рамках отношений, будет определять, насколько адаптируема его концепция пола внутри себя и насколько он открыт для гендерного разнообразия. Дети, например, могут придерживаться жесткой иерархической структуры «мужчины — это мальчики, а у мальчиков короткие волосы», что приводит к ложному выводу, что любой, у кого короткие волосы, является мужчиной. Точно так же дети могут придерживаться оппозиционных рамок, что приводит к ложным представлениям о том, что противоположностью лимона является лайм, противоположностью кошки является собака или противоположностью мужчины является женщина. Ститт отмечает, что взрослые, борющиеся с гендерными проблемами внутри себя, часто гиперфокусируются на причинных рамках в попытке объяснить гендерные различия или рамки сравнения и различия, что потенциально приводит к чувству изоляции и отчуждения. [26]
Расстройство аутистического спектра
[ редактировать ]RFT предоставляет концептуальное и процедурное руководство для улучшения возможностей когнитивного и языкового развития (посредством подробного рассмотрения и анализа производных реляционных реакций и трансформации функций) программ раннего интенсивного поведенческого вмешательства (EIBI) для маленьких детей с аутизмом и связанными с ним расстройствами. [19] Система реляционного обучения «Содействие появлению передовых знаний» (PEAK) находится под сильным влиянием RFT. [27]
Эволюционная наука
[ редактировать ]Совсем недавно RFT также был предложен как способ направить обсуждение языковых процессов в рамках эволюционной науки, будь то в рамках эволюционной биологии или эволюционной психологии , к более информированному пониманию роли языка в формировании социального поведения человека. Усилия по интеграции RFT в науку об эволюции возглавляли, среди прочих, Стивен К. Хейс , один из разработчиков RFT, и Дэвид Слоан Уилсон , биолог-эволюционист из Бингемтонского университета . Например, в 2011 году Хейс выступил на семинаре в Бингемтоне по теме «Символическое поведение, поведенческая психология и клиническое значение эволюционной науки». [28] в то время как Уилсон также выступил на симпозиуме ежегодной конференции в Парме, Италия, Ассоциации контекстуальной поведенческой науки , головной организации, спонсирующей исследования RFT, по теме «Эволюция для всех, включая контекстуальную психологию». [29] Хейс, Уилсон и коллеги недавно связали RFT с концепцией символотипа. [30] и был описан эволюционно разумный способ развития реляционного фрейминга. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хейс, Стивен (1991). «Теория реляционного контроля эквивалентности стимулов». В ЖЖ Хейс; П.Н. Чейз (ред.). Диалоги о речевом поведении . Контекст Пресс. стр. 19–40.
- ^ «Исследование» .
- ^ Перейти обратно: а б О'Коннор, М.; Фаррелл, Л.; Маннелли, А.; Макхью, Л. (2017). «Анализ цитирования теории реляционных фреймов: 2009–2016». Журнал контекстуальной поведенческой науки . 6 (2): 152–158. дои : 10.1016/j.jcbs.2017.04.009 .
- ^ Макхью, Луиза; и др. (2004). «Принятие перспективы как реляционное реагирование: профиль развития» . Психологическая запись . 54 : 115–144. дои : 10.1007/BF03395465 . S2CID 58926988 .
- ^ Стюарт, Ян; Барнс-Холмс, Дермот (2001). «Понимание метафоры: перспектива реляционного фрейма» . Анализ поведения . 24 (2): 191–9. дои : 10.1007/BF03392030 . ПМЦ 2731509 . ПМИД 22478364 .
- ^ Николсон, Эмма; Барнс-Холмс (2012). «Разработка скрытой меры склонности к отвращению и чувствительности к отвращению: изучение роли скрытой склонности и чувствительности к отвращению в обсессивно-компульсивных тенденциях» (PDF) . Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии . 43 (3): 922–930. дои : 10.1016/j.jbtep.2012.02.001 . ПМИД 22387628 .
- ^ Хейс, Стивен С.; Браунштейн, Аарон Дж. (1 января 1986 г.). «Ментализм, отношения поведение-поведение и поведенчески-аналитический взгляд на цели науки» . Поведенческий аналитик . 9 (2): 175–190. дои : 10.1007/BF03391944 . ISSN 0738-6729 . ПМК 2741891 . ПМИД 22478660 .
- ^ Барнс-Холмс, Дермот; Барнс-Холмс, Ивонн; Хасси, Ян; Лучано, Кармен (2015), «Теория реляционных фреймов», The Wiley Handbook of Contextual Behavioral Science , John Wiley & Sons, Ltd, стр. 115–128, doi : 10.1002/9781118489857.ch8 , ISBN 9781118489857
- ^ Перейти обратно: а б с д и Барнс-Холмс, Дермот; Хейс, Стивен С.; Даймонд, Саймон; О'Хора, Денис (2002), «Множественные стимульные отношения и трансформация стимульных функций», Теория реляционных фреймов , Kluwer Academic Publishers, стр. 51–71, doi : 10.1007/0-306-47638-x_3 , ISBN 978-0306466007
- ^ Перейти обратно: а б с Барнс-Холмс, Дермот; Барнс-Холмс, Ивонн; Лучано, Кармен; Макэнтеггарт, Сиара (2017). «От модели IRAP и REC к многомерной многоуровневой структуре для анализа динамики произвольно применимого реляционного реагирования» (PDF) . Журнал контекстуальной поведенческой науки . 6 (4): 434–445. дои : 10.1016/j.jcbs.2017.08.001 . hdl : 1854/LU-8547400 . ISSN 2212-1447 .
- ^ Хейс, Стивен С.; Фокс, Эрик; Гиффорд, Элизабет В.; Уилсон, Келли Г.; Барнс-Холмс, Дермот; Хили, Олив (2002), «Производное реляционное реагирование как приобретенное поведение», Теория реляционных рамок , Kluwer Academic Publishers, стр. 21–49, doi : 10.1007/0-306-47638-x_2 , ISBN 978-0306466007
- ^ Паснак, Роберт; Капалка, Келли; Гаджичовский, К. Маринка (2016). «Реакция собаки (Canis lupus familis) на стимулирующие отношения» . Обучение и поведение . 44 (3): 295–302. дои : 10.3758/s13420-016-0215-4 . ISSN 1543-4508 . ПМИД 26850761 .
- ^ Перейти обратно: а б с Стюарт, Ян; МакЭлви, Джон (2009). «Процедуры реляционного реагирования и условной дискриминации: очевидная несогласованность и разъяснение» . Поведенческий аналитик . 32 (2): 309–317. дои : 10.1007/bf03392194 . ISSN 0738-6729 . ПМЦ 2778812 . ПМИД 22478530 .
- ^ Даймонд, Саймон; Барнс, Дермот (1995). «Трансформация функций реакции самодискриминации в соответствии с произвольно применимыми отношениями тождества, больше, чем и меньше» . Журнал экспериментального анализа поведения . 64 (2): 163–184. дои : 10.1901/jeab.1995.64-163 . ISSN 0022-5002 . ПМК 1350108 . ПМИД 16812766 .
- ^ Блэкледж, Дж. Т. (2003). «Введение в реляционную теорию фреймов: основы и приложения». Поведенческий аналитик сегодня . 3 (4): 421–34. дои : 10.1037/h0099997 .
- ^ Луиза МакХью; Фил Рид (2008). «Использование теории реляционных фреймов для построения грамматики у детей с расстройствами аутистического спектра». Журнал патологии речи и языка и прикладного анализа поведения . 3 (2–3): 241. doi : 10.1037/h0100247 .
- ^ Поведенческий аналитический ответ Хомскому см. в MacCorquodale (1970), «Обзор Хомского вербального поведения Скиннера».
- ^ Перейти обратно: а б Куллинан, В.; Витале, А. (2008). «Вклад теории реляционных фреймов в разработку средств лечения нарушений языка и познания». Журнал патологии речи и языка и прикладного анализа поведения . 3 (1): 122–35. дои : 10.1037/h0100237 .
- ^ Перейти обратно: а б Барнс-Холмс, Ю.; Барнс-Холмс, Д.; МакХью, Л. (2004). «Обучение детей младшего возраста производному реляционному реагированию» (PDF) . Журнал раннего и интенсивного поведенческого вмешательства . 1 (1): 4–16. дои : 10.1037/h0100275 .
- ^ Доусон, ДЛ; Барнс-Холмс, Д.; Грессвелл, DM; Харт, Эй Джей; Гор, Нью-Джерси (2009). «Оценка неявных убеждений сексуальных преступников с использованием процедуры неявной реляционной оценки: первое исследование». Сексуальное насилие: журнал исследований и лечения . 21 (1): 57–75. дои : 10.1177/1079063208326928 . ПМИД 19218478 . S2CID 36211182 .
- ^ Хейс, Южная Каролина; Барнс-Холмс, Д.; Рош, Б., ред. (2001). Реляционная теория фреймов: постскиннеровский взгляд на человеческий язык и познание . Нью-Йорк: Пленум Пресс. ISBN 9780306466007 .
- ^ Орельяна, Хавьер. «Почему реляционная теория фреймов меняет отношения между базовой и прикладной поведенческой психологией | IJPSY» . www.ijpsy.com . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ Хейс, Стивен С. (1 января 2004 г.). «Терапия принятия и обязательств, теория реляционных рамок и третья волна поведенческой и когнитивной терапии» . Поведенческая терапия . 35 (4): 639–665. дои : 10.1016/S0005-7894(04)80013-3 .
- ^ Барнс-Холмс, Ивонн; Хасси, Ян; Макэнтеггарт, Сиара; Барнс-Холмс, Дермот; Фуди, Мэйреад (01 января 2015 г.). Зеттл, Роберт Д.; Хейс, Стивен С.; Барнс-Холмс, Дермот; Биглан, Энтони (ред.). Справочник Wiley по контекстуальной поведенческой науке . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 365–382. дои : 10.1002/9781118489857.ch18 . ISBN 9781118489857 .
- ^ «Освоение клинической беседы: язык как вмешательство» . Гилфорд Пресс . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ститт, Алекс (2020). ACT для гендерной идентичности: Комплексное руководство . Лондон: Издательство Джессики Кингсли. стр. 18–35. ISBN 978-1785927997 . OCLC 1089850112 .
- ^ Рид, Д.; Луизелли, Дж. (2016). «Содействие появлению передовых знаний: обзор системы пикового реляционного обучения: модуль прямого обучения Марка Р. Диксона». Журнал прикладного анализа поведения . 49 (1): 205–211. дои : 10.1002/jaba.281 .
- ^ «Символическое поведение, поведенческая психология и клиническое значение эволюционной науки [Аннотация]» . Evolution.binghamton.edu . 12 января 2011 года . Проверено 4 мая 2017 г.
- ^ «Эволюция для всех, включая контекстуальную психологию» . contextualpsychology.org . Проверено 4 мая 2017 г.
- ^ Уилсон, Д.С.; Хейс, Южная Каролина; Биглан, Т.; Эмбри, Д. (2014). «Развитие будущего: к науке о намеренных изменениях» . Поведенческие и мозговые науки . 34 (4): 395–416. дои : 10.1017/S0140525X13001593 . ПМК 4331065 . ПМИД 24826907 .
- ^ Хейс, Южная Каролина; Сэнфорд, Б. (2014). «Сотрудничество на первом месте: эволюция и человеческое познание». Журнал экспериментального анализа поведения . 101 (1): 112–129. дои : 10.1002/jeab.64 . ПМИД 24318964 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хейс, Стивен С.; Барнс-Холмс, Дермот; Рош, Брайан, ред. (2001). Реляционная теория фреймов: постскиннеровский взгляд на человеческий язык и познание . Нью-Йорк: Kluwer Academic/ Plenum Publishers . дои : 10.1007/b108413 . ISBN 978-0306466007 . OCLC 46633963 .
- Хейс, Стивен С.; Барнс-Холмс, Дермот; Рош, Брайан (апрель 2003 г.). «Анализ поведения, реляционная теория фреймов и проблемы человеческого языка и познания: ответ на комментарии к реляционной теории фреймов: постскиннеровский взгляд на человеческий язык и познание » . Анализ вербального поведения . 19 (1): 39–54. дои : 10.1007/BF03392981 . ПМЦ 2755418 . ПМИД 22477255 .
- Хьюз, Шон; Барнс-Холмс, Дермот (2016). «Реляционная теория фреймов: основные сведения». В Зеттле, Роберт Д.; Хейс, Стивен С.; Барнс-Холмс, Дермот; Биглан, Энтони (ред.). Справочник Уайли по контекстуальной поведенческой науке . Чичестер, Великобритания; Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл . стр. 129–178. дои : 10.1002/9781118489857.ch8 . ISBN 9781118489567 . OCLC 920735550 .
- Скиннер, Б.Ф. (март 1989 г.). «Обзор принципов поведения Халла» . Журнал экспериментального анализа поведения . 51 (2): 287–290. дои : 10.1901/jeab.1989.51-287 . ПМЦ 1338857 .
- Тёрнеке, Никлас (2010). Изучение RFT: введение в реляционную теорию фреймов и ее клинические приложения . Окленд, Калифорния: Context Press. ISBN 9781572249066 . OCLC 502034176 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Ассоциации контекстуальных поведенческих наук , одной из организаций, которая чаще всего представляет новые работы в RFT.
- Введение в реляционную теорию фреймов (бесплатное мультимедийное онлайн-руководство с открытым доступом)]