Jump to content

Бихевиоризм

Бихевиоризм ( также пишется как бихевиоризм ) [1] — это системный подход к пониманию поведения людей и других животных. [2] Он предполагает, что поведение является либо рефлексом, вызванным сочетанием определенных предшествующих стимулов в окружающей среде, либо следствием истории этого человека, включая особенно подкрепления и наказания непредвиденные обстоятельства человека , вместе с текущим мотивационным состоянием и контролирующими стимулами . Хотя бихевиористы в целом признают важную роль наследственности в определении поведения, они сосредотачивают свое внимание в первую очередь на событиях окружающей среды. Когнитивная революция конца 20 века во многом заменила бихевиоризм как объяснительную теорию когнитивной психологией , которая, в отличие от бихевиоризма, исследует внутренние психические состояния.

Бихевиоризм возник в начале 1900-х годов как реакция на глубинную психологию и другие традиционные формы психологии, которые часто испытывали трудности с предсказаниями, которые можно было проверить экспериментально, но были основаны на более ранних исследованиях конца девятнадцатого века, например, когда Эдвард Торндайк впервые разработал закон. Эффект — процедура, предполагающая использование последствий для усиления или ослабления поведения.

В публикации 1924 года Джон Б. Уотсон разработал методологический бихевиоризм, который отвергал интроспективные методы и стремился понять поведение, измеряя только наблюдаемое поведение и события. Лишь в 1930-х годах Б. Ф. Скиннер предположил, что скрытое поведение, включая познание и эмоции, подвержено тем же управляющим переменным, что и наблюдаемое поведение, что стало основой его философии, названной радикальным бихевиоризмом . [3] [4] В то время как Уотсон и Иван Павлов исследовали, как (условные) нейтральные стимулы вызывают рефлексы у респондента , Скиннер оценивал историю подкрепления дискриминативных (предшествующих) стимулов, вызывающих поведение; этот метод стал известен как оперантное обусловливание .

Применение радикального бихевиоризма, известного как прикладной анализ поведения , используется в различных контекстах, включая, например, прикладное поведение животных и управление организационным поведением для лечения психических расстройств, таких как аутизм и злоупотребление психоактивными веществами . [5] [6] Кроме того, хотя бихевиоризм и когнитивные школы психологической мысли теоретически не согласны друг с другом, они дополняют друг друга в когнитивно-поведенческой терапии , которая продемонстрировала свою полезность в лечении определенных патологий, включая простые фобии , посттравматическое стрессовое расстройство и расстройства настроения . [ нужна ссылка ]

Разделы бихевиоризма [ править ]

Названия, данные различным ветвям бихевиоризма, включают:

  • Поведенческая генетика : Предложена в 1869 году Фрэнсисом Гальтоном , родственником Чарльза Дарвина . Гальтон считал, что наследственные факторы оказывают существенное влияние на поведение людей, однако не считал, что воспитание не важно. Который позже был дискредитирован из-за связи с евгеническим движением — исследователи не хотели связываться с нацистской политикой, прямой или косвенной. дои : 10.3724/sp.j.1041.2008.01073
  • Интербихевиоризм : предложен Джейкобом Робертом Кантором до Б. Ф. Скиннера . работ
  • Методологический бихевиоризм : бихевиоризм Джона Б. Уотсона утверждает, что объективно наблюдать можно только общественные события (моторное поведение человека). Хотя еще признавалось существование мыслей и чувств, они не считались частью науки о поведении. [3] [7] [8] Это также заложило теоретическую основу для ранней модификации поведения при приближении в 1970-х и 1980-х годах. Часто сравнивают со взглядами Б. Ф. Скиннера (радикальный бихевиоризм). Методологический бихевиоризм, «представляющий философию науки, основанную на логическом позитивизме», который распространен в науке сегодня, радикально фокусируется на «прагматической перспективе». JSTOR   27759016
  • Психологический бихевиоризм : предложенный Артуром Стаатсом, в отличие от предыдущих бихевиоризмов Скиннера, Халла и Толмена, он был основан на программе исследований человека, включающей различные типы человеческого поведения. Психологический бихевиоризм вводит новые принципы человеческого обучения. Люди учатся не только по принципам обучения животных, но и по особым принципам обучения человека. Эти принципы включают в себя уникальную способность человека к обучению. Люди изучают репертуар, который позволяет им изучать другие вещи. Таким образом, человеческое обучение является кумулятивным. Ни одно другое животное не демонстрирует такой способности, что делает человеческий вид уникальным. [9]
  • Радикальный бихевиоризм : философия Скиннера является расширением формы бихевиоризма Уотсона, предполагая, что процессы внутри организма, особенно частные события, такие как мысли и чувства, также являются частью науки о поведении, и предполагает, что переменные окружающей среды контролируют эти внутренние события. точно так же, как они контролируют наблюдаемое поведение. Поведенческие события можно наблюдать, но не все; некоторые из них считаются «частными»: они доступны и заметны только тому человеку, который ведет себя. Б. Ф. Скиннер описал поведение как название той части функционирования организма, которая состоит из его взаимодействия или общения с окружающей средой. Проще говоря, то, как человек взаимодействует с окружающей средой. [РБ] Хотя частные события не могут быть непосредственно замечены другими, они позже определяются через открытое поведение вида. Радикальный бихевиоризм формирует основную философию анализа поведения . Уиллард Ван Орман Куайн использовал многие идеи радикального бихевиоризма в своем исследовании знаний и языка. [7]
  • Телеологический бихевиоризм : предложен Говардом Рахлином , постскиннеровский, целенаправленный, близкий к микроэкономике . Фокусируется на объективном наблюдении, а не на когнитивных процессах.
  • Теоретический бихевиоризм : предложен Джером Стаддоном , [10] [11] [12] добавляет концепцию внутреннего состояния, позволяющую учитывать влияние контекста. Согласно теоретическому бихевиоризму, состояние представляет собой набор эквивалентных историй, т. е. прошлых историй, в которых члены одного и того же класса стимулов производят членов одного и того же класса реакции (т. е. концепция операнта Б. Ф. Скиннера). Таким образом, считается, что условные стимулы контролируют не стимул или реакцию, а состояние. Теоретический бихевиоризм является логическим продолжением классового (общего) определения операнта Скиннера.

Два подтипа теоретического бихевиоризма:

  • Халлиан и пост-Халлиан: теоретические, групповые данные, а не динамические, физиологические.
  • Цель: . бихевиористское предвосхищение Толменом когнитивной психологии

Современная теория радикальный бихевиоризм :

Б. Ф. Скиннер предложил радикальный бихевиоризм в качестве концептуальной основы экспериментального анализа поведения . Эта точка зрения во многом отличается от других подходов к поведенческим исследованиям, но особенно здесь она контрастирует с методологическим бихевиоризмом, признавая чувства, состояния ума и самоанализ как модели поведения, также подлежащие научному исследованию. Подобно методологическому бихевиоризму, он отвергает рефлекс как модель любого поведения и защищает науку о поведении как дополняющую, но независимую от физиологии. Радикальный бихевиоризм во многом пересекается с другими западными философскими позициями, такими как американский прагматизм . [13]

Хотя Джон Б. Уотсон на протяжении всей своей карьеры в основном подчеркивал свою позицию методологического бихевиоризма, Уотсон и Розали Рейнер провели печально известный эксперимент «Маленький Альберт» (1920), исследование, в котором Ивана Павлова обусловливания теория респондента была впервые применена для выявления рефлекса страха. плача человеческого младенца, и это стало отправной точкой для понимания скрытого поведения (или частных событий) в радикальном бихевиоризме. [14] Однако Скиннер считал, что эксперименты с отталкивающими стимулами следует проводить только на животных, и выступил против Уотсона за тестирование чего-то столь спорного на человеке.

В 1959 году Скиннер наблюдал за эмоциями двух голубей, отметив, что они выглядели рассерженными, потому что их перья взъерошились. Голубей поместили вместе в оперантную камеру, где они были агрессивны вследствие предыдущего подкрепления в окружающей среде. Благодаря контролю стимулов и последующему обучению различению, всякий раз, когда Скиннер выключал зеленый свет, голуби замечали, что пищевое подкрепление прекращается после каждого клева, и реагировали без агрессии. Скиннер пришел к выводу, что люди также обучаются агрессии и обладают такими эмоциями (как и другими личными событиями) не иначе, чем животные, не относящиеся к человеку.

Экспериментальные и концептуальные инновации [ править ]

Поскольку экспериментальная поведенческая психология связана с поведенческой нейробиологией , мы можем датировать первые исследования в этой области началом 19 века. [15]

Позднее эта по существу философская позиция укрепилась благодаря успеху ранних экспериментальных работ Скиннера с крысами и голубями, обобщенных в его книгах «Поведение организмов». [16] и Графики армирования . [17] Особое значение имела его концепция оперантной реакции, каноническим примером которой было нажатие рычага крысы. В отличие от идеи физиологического или рефлекторного ответа, оперант представляет собой класс структурно различных, но функционально эквивалентных реакций. Например, хотя крыса может нажать на рычаг левой, правой или хвостом лапой, все эти реакции действуют на мир одинаково и имеют общие последствия. Операнты часто рассматриваются как виды реакций, при которых особи различаются, но класс объединяется в своих общих функциях с оперантами и репродуктивным успехом с видами. В этом состоит четкое различие между теорией Скиннера и теорией S–R .

Эмпирическая работа Скиннера расширила более ранние исследования обучения методом проб и ошибок , проведенные такими исследователями, как Торндайк и Гатри, с обеими концептуальными переформулировками: от идеи Торндайка «ассоциации» или «связи» «стимул-реакция» отказались; и методологические - использование «свободного операнта», названного так потому, что животному теперь было разрешено реагировать по своему усмотрению, а не в серии испытаний, определяемых процедурами экспериментатора. С помощью этого метода Скиннер провел значительную экспериментальную работу по изучению влияния различных схем и темпов подкрепления на скорость оперантных реакций крыс и голубей. Он добился замечательных успехов в обучении животных выполнять неожиданные реакции, давать большое количество ответов и демонстрировать множество эмпирических закономерностей на чисто поведенческом уровне. Это придало некоторую достоверность его концептуальному анализу. Во многом именно его концептуальный анализ сделал его работу намного более строгой, чем у его коллег, и это ясно видно в его основополагающих работах. Нужны ли теории обучения? в котором он критикует то, что он считал теоретическими слабостями, распространенными в то время в изучении психологии. Важным потомком экспериментального анализа поведения является Общество количественного анализа поведения . [18] [19]

Отношение к языку [ править ]

Когда Скиннер отошел от экспериментальной работы и сосредоточился на философских основах науки о поведении, его внимание обратилось к человеческому языку в книге 1957 года « Вербальное поведение». [20] и другие публикации, связанные с языком; [21] В книге «Вербальное поведение» изложены словарь и теория функционального анализа вербального поведения, и она подверглась резкой критике в обзоре Ноама Хомского . [22] [23]

Скиннер не ответил подробно, но заявил, что Хомский не понял его идеи. [24] и разногласия между ними и связанными с ними теориями были дополнительно обсуждены. [25] [26] [27] [28] [29] [30] Теория врожденности , подвергшаяся резкой критике, [31] [32] выступает против бихевиористской теории, утверждающей, что язык — это набор привычек, которые можно приобрести посредством обусловливания. [33] [34] [35] По мнению некоторых, бихевиористская теория представляет собой процесс, который был бы слишком медленным для объяснения такого сложного явления, как изучение языка. Для бихевиористского анализа человеческого поведения было важно не столько овладение языком , сколько взаимодействие между языком и явным поведением. В эссе, переизданном в его книге « Непредвиденные обстоятельства подкрепления» в 1969 году , [21] Скиннер придерживался точки зрения, что люди могут создавать лингвистические стимулы, которые затем приобретают контроль над своим поведением так же, как это могут делать внешние стимулы. Возможность такого «инструктирующего контроля» над поведением означала, что непредвиденные обстоятельства подкрепления не всегда будут оказывать такое же воздействие на поведение человека, как и на других животных. Таким образом, фокус радикального бихевиористского анализа человеческого поведения сместился на попытку понять взаимодействие между инструктирующим контролем и контролем непредвиденных обстоятельств, а также понять поведенческие процессы, которые определяют, какие инструкции создаются и какой контроль они приобретают над поведением. Недавно было начато новое направление поведенческих исследований языка под названием теория реляционных фреймов . [36] [37] [38] [39]

Образование [ править ]

Книга Б. Ф. Скиннера «Вербальное поведение» (1957) уделяет особое внимание не развитию речи, а пониманию человеческого поведения. Кроме того, его работа способствует пониманию социальных взаимодействий на ранних стадиях развития ребенка, уделяя особое внимание теме взаимодействия опекуна и младенца. [40] Функциональный анализ терминологии и теорий вербального поведения Скиннера обычно используется для понимания взаимосвязи между развитием речи, но в первую очередь был разработан для описания интересующего поведения и объяснения причин этого поведения. [40] Ноам Хомский , американский профессор лингвистики, раскритиковал и поставил под сомнение теории Скиннера о возможном предложении родительского наставничества в развитии речи. Однако доказательства, подтверждающие это заявление Скиннера, отсутствуют. [40]

Понимание языка — сложная тема, но его можно понять с помощью двух теорий: врожденности и приобретения. Обе теории предлагают разные точки зрения на то, является ли язык по своей сути «приобретенным» или «выученным». [41]

Оперантное обусловливание [ править ]

Оперантное обусловливание было разработано Б. Ф. Скиннером в 1938 году и представляет собой форму обучения, при которой частота поведения контролируется последствиями изменения поведения. [42] [16] [43] [44] Другими словами, поведение контролируется историческими последствиями, в частности, подкреплением — стимулом, который увеличивает вероятность выполнения поведения, и наказанием — стимулом, который уменьшает такую ​​вероятность. [42] Основные инструменты воздействия бывают либо положительными (представление стимулов после реакции), либо отрицательными (отмена стимулов после реакции). [45]

Следующие описания объясняют концепции четырех распространенных типов последствий оперантного обусловливания: [46]

  • Позитивное подкрепление : Предоставление стимула, который человек любит, ищет или жаждет, чтобы подкрепить желаемое поведение. [47] Например, когда человек учит собаку сидеть, он сочетает команду «сидеть» с лакомством. Угощение — это положительное подкрепление привычки сидеть. Ключом к положительному эффекту подкрепления является немедленное вознаграждение за поведение.
  • Негативное подкрепление : увеличивает частоту определенного поведения, но такое поведение является результатом устранения неприятных или нежелательных стимулов. [42] Например, ребенок ненавидит, когда его придирают (негативно) за уборку в его комнате (поведение), что увеличивает частоту того, что ребенок убирает свою комнату, чтобы мать не придиралась. Другим примером может быть нанесение солнцезащитного крема (поведение) перед выходом на улицу, чтобы предотвратить солнечные ожоги (негативный).
  • Позитивное наказание : предоставление стимула, которого человек не желает, для уменьшения нежелательного поведения. Например, если ребенок ведет себя нежелательно, родители могут отшлепать (побудить) ребенка исправить свое поведение.
  • Негативное наказание : удаление стимула, которого желает человек, чтобы уменьшить нежелательное поведение. Примером этого может быть наказание ребенка за провал теста. Заземление в этом примере лишает ребенка способности играть в видеоигры. Пока очевидно, что человека лишили возможности играть в видеоигры из-за того, что он не прошел тест, это негативное наказание. Ключевым моментом здесь является связь с поведением и результатом поведения. [48]

Классическим экспериментом по оперантному обусловливанию, например, является « Ящик Скиннера» , «ящик-головоломка» или камера оперантного обусловливания , предназначенный для проверки воздействия принципов оперантного обусловливания на крыс, кошек и других видов. В ходе этого эксперимента он обнаружил, что крысы обучались очень эффективно, если их часто вознаграждали едой. Скиннер также обнаружил, что он может формировать (создавать новое поведение) поведение крыс с помощью вознаграждений, что, в свою очередь, можно применить и к обучению человека.

Модель Скиннера была основана на предпосылке, что подкрепление используется для желаемых действий или реакций, а наказание используется для прекращения реакций на нежелательные действия, которые нежелательны. Эта теория доказала, что люди или животные будут повторять любое действие, ведущее к положительному результату, и избегать любого действия, ведущего к отрицательному результату. Эксперимент с голубями показал, что положительный результат приводит к приобретенному поведению, поскольку голубь научился клевать диск в обмен на вознаграждение в виде еды.

Эти исторические последовательные непредвиденные обстоятельства впоследствии приводят к (антицедентному) контролю стимулов , но в отличие от обусловливания респондента, когда предшествующие стимулы вызывают рефлексивное поведение, оперантное поведение только излучается и, следовательно, не вызывает его возникновения. В него входят следующие контролирующие стимулы: [46]

  • Дискриминативный стимул (Sd): предшествующий стимул, который увеличивает вероятность того, что организм начнет определенное поведение. Один из примеров этого произошел в лаборатории Скиннера. Всякий раз, когда появлялся зеленый свет (Sd), голубь сигнализировал о необходимости клевать, поскольку в прошлом он усвоил, что каждый раз, когда он клевал, ему предлагалась еда (положительный подкрепляющий стимул).
  • Стимул-дельта (S-дельта): предшествующий стимул, который сигнализирует организму о том, что не следует выполнять какое-либо поведение, поскольку оно было подавлено или наказано в прошлом. Один примечательный пример этого происходит, когда человек останавливает машину сразу после того, как светофор загорается красным (S-дельта). Однако человек может решить проехать на красный свет, но впоследствии получить штраф за превышение скорости (положительный карательный стимул), поэтому такое поведение потенциально не повторится после присутствия S-дельты.

Условия респондента [ править ]

Хотя оперантное обусловливание играет самую большую роль в обсуждении поведенческих механизмов, обусловливание респондента (также называемое павловским или классическим обусловливанием) также является важным поведенчески-аналитическим процессом, который не обязательно относится к психическим или другим внутренним процессам. Эксперименты Павлова с собаками представляют собой наиболее известный пример классической процедуры кондиционирования. Вначале собаке давали мясо (безусловный раздражитель, UCS, естественным образом вызывает неконтролируемую реакцию) в пищу, что приводило к увеличению слюноотделения (безусловный ответ, UCR, что означает, что реакция естественным образом вызвана UCS). После этого собаке вместе с едой подарили колокольчик. Хотя звонок был нейтральным стимулом (NS, что означает, что стимул не имел никакого эффекта), у собаки начиналось выделение слюны, когда она слышала звонок только после нескольких спариваний. Со временем нейтральный раздражитель (звонок звонка) стал условным. Следовательно, слюноотделение вызывалось как условная реакция (реакция такая же, как и безусловная реакция), в сочетании с мясом — условным раздражителем. [49] Хотя Павлов предположил некоторые предварительные физиологические процессы, которые могут участвовать в классическом обусловливании, они не были подтверждены. [50] Идея классической обусловленности помогла бихевиористу Джону Ватсону открыть ключевой механизм, лежащий в основе того, как люди приобретают то поведение, которое они совершают, а именно найти естественный рефлекс, вызывающий рассматриваемую реакцию.

«Манифест бихевиоризма» Уотсона имеет три аспекта, которые заслуживают особого признания: первый состоит в том, что психология должна быть чисто объективной, исключая любую интерпретацию сознательного опыта, что ведет к психологии как «науке о поведении»; второй состоит в том, что целями психологии должны быть прогнозирование и контроль поведения (в отличие от описания и объяснения сознательных психических состояний); третий заключается в том, что не существует заметного различия между человеческим и нечеловеческим поведением. Следуя теории эволюции Дарвина, это просто означало бы, что человеческое поведение — это просто более сложная версия поведения других видов. [51]

В философии [ править ]

Бихевиоризм – это психологическое движение, которое можно противопоставить философии сознания . [52] [53] [54] Основная предпосылка бихевиоризма заключается в том, что изучение поведения должно быть естественной наукой , такой как химия или физика . [55] [56] Первоначально бихевиоризм отвергал любые ссылки на гипотетические внутренние состояния организмов как причины их поведения, но радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера вновь ввел ссылку на внутренние состояния, а также выступал за изучение мыслей и чувств как поведения, подчиняющегося тем же механизмам, что и внешнее поведение. [55] [56] Бихевиоризм придерживается функционального взгляда на поведение. По мнению Эдмунда Фантино и его коллег: «Анализ поведения может многое предложить для изучения явлений, над которыми обычно доминируют когнитивные и социальные психологи. Мы надеемся, что успешное применение поведенческой теории и методологии не только прольет свет на центральные проблемы суждения и выбора, но и поможет также способствуют более глубокому пониманию поведенческого подхода». [57]

Бихевиористские настроения нередки в философии языка и аналитической философии . Иногда утверждают, что Людвиг Витгенштейн защищал логического бихевиоризма. позицию [8] (например, аргумент «жук в коробке» ). В логическом позитивизме (как придерживался, например, Рудольф Карнап [8] и Карл Хемпель ), [8] Смыслом психологических высказываний являются условия их проверки, которые заключаются в совершаемом явном поведении. У.В.О.Квайн использовал своего рода бихевиоризм. [8] под влиянием некоторых идей Скиннера в его собственных работах над языком. Работа Куайна в области семантики существенно отличалась от эмпирической семантики Карнапа, которой он пытался создать альтернативу, формулируя свою семантическую теорию в ссылках на физические объекты, а не на ощущения. Гилберт Райл защищал особое направление философского бихевиоризма, изложенное в его книге «Концепция разума» . [8] Центральное утверждение Райла заключалось в том, что случаи дуализма часто представляют собой « категорийные ошибки » и, следовательно, на самом деле представляют собой неправильное понимание использования обычного языка. Дэниел Деннетт также признает себя своего рода бихевиористом. [58] хотя он предлагает обширную критику радикального бихевиоризма и опровергает отрицание Скиннером ценности интенциональных идиом и возможности свободы воли. [59]

Это основная мысль Деннета в «Скиннере со шкурой». Деннетт утверждает, что существует принципиальная разница между объяснением и объяснением... Если наше объяснение явно рационального поведения окажется чрезвычайно простым, мы можем захотеть сказать, что поведение на самом деле не было рациональным. Но если объяснение очень сложное и замысловатое, мы можем захотеть сказать не то, что поведение нерационально, а то, что теперь мы лучше понимаем, в чем состоит рациональность. (Сравните: если мы узнаем, как компьютерная программа решает проблемы в линейной алгебре мы не говорим, что на самом деле он их не решает, мы просто говорим, что знаем, как он это делает. С другой стороны, в таких случаях, как Вайценбаума программа ELIZA , объяснение того, как компьютер ведет диалог, очень просто. Кажется, правильнее всего сказать, что машина на самом деле не ведет разговор, это просто трюк.)

- Кертис Браун, «Бехевиоризм: Скиннер и Деннетт», «Философия разума». [60]

эффекта и следов кондиционирование Закон

и молярный бихевиоризм Молекулярный

Взгляд Скиннера на поведение чаще всего характеризуют как «молекулярный» взгляд на поведение; то есть поведение можно разложить на атомистические части или молекулы. Эта точка зрения несовместима с полным описанием поведения Скиннера, изложенным в других работах, включая его статью 1981 года «Отбор по последствиям». [63] Скиннер предположил, что полное описание поведения требует понимания истории отбора на трех уровнях: биологии ( естественный отбор или филогения животного); поведение (история подкрепления или онтогенез поведенческого репертуара животного); а для некоторых видов – культура (культурные традиции социальной группы, к которой принадлежит животное). Весь этот организм затем взаимодействует с окружающей средой. Молекулярные бихевиористы используют понятия из теории мелиорации , дисконтирования отрицательной степенной функции или аддитивных версий дисконтирования отрицательной степенной функции. [64] По словам Мура, [65] настойчивость в молекулярном изучении поведения может быть признаком стремления к более глубокому пониманию, возможно, к выявлению любого основного механизма или компонентов, которые способствуют завершению действий. Эта стратегия может включать элементы, процедуры или переменные, которые способствуют бихевиоризму.

Сторонники молярного бихевиоризма, такие как Говард Рахлин , Ричард Хернштейн и Уильям Баум, утверждают, что поведение невозможно понять, сосредоточив внимание на событиях в данный момент. То есть они утверждают, что поведение лучше всего понимать как конечный продукт истории организма и что молекулярные бихевиористы допускают ошибку, изобретая фиктивные проксимальные причины поведения. Сторонники молярного бихевиоризма утверждают, что стандартные молекулярные конструкции, такие как «ассоциативная сила», лучше заменить молярными переменными, такими как скорость подкрепления . [66] Таким образом, молярный бихевиорист описал бы «любовь к кому-то» как образец любящего поведения с течением времени; не существует изолированной, непосредственной причины любящего поведения, есть только история поведения (примером которого может быть нынешнее поведение), которую можно резюмировать как «любовь».

Теоретический бихевиоризм

Радикальный бихевиоризм Скиннера оказался очень успешным в экспериментах, открывая новые явления новыми методами, но отказ Скиннера от теории ограничил его развитие. Теоретический бихевиоризм [10] признал, что историческая система, организм, обладает состоянием, а также чувствительностью к раздражителям и способностью давать ответные реакции. Действительно, сам Скиннер признавал возможность того, что он называл «скрытыми» реакциями у людей, хотя и не распространял эту идею на крыс и голубей. [67] Латентные реакции составляют репертуар, из которого можно выбирать оперантное подкрепление. Теоретический бихевиоризм связывает мозг и поведение, что обеспечивает реальное понимание поведения, а не мысленное предположение о том, как связаны мозг и поведение. [68] Теоретическая концепция бихевиоризма сочетается со знаниями о психической структуре, такой как память и ожидания, связанные с непреклонными бихевиористскими позициями, которые традиционно запрещали исследование психического состояния. [69] Благодаря своей гибкости теоретический бихевиоризм позволяет когнитивному процессу влиять на поведение.

и Поведенческий культура анализ

С самого начала поведенческий анализ концентрировал свое внимание на культурных явлениях ( Скиннер , 1953, [70] 1961, [71] 1971, [72] 1974 [73] ). Тем не менее, методы, используемые для борьбы с этими явлениями, эволюционировали. Первоначально культура воспринималась как фактор, влияющий на поведение, позднее став самостоятельным предметом изучения. [74] Этот сдвиг побудил к исследованию групповых практик и возможности значительных поведенческих трансформаций в более широком масштабе. Следуя влиятельной работе Гленна (1986) «Метаслучайные обстоятельства в Уолдене-2», [75] Многочисленные исследовательские усилия, посвященные анализу поведения в культурном контексте, были сосредоточены вокруг концепции метаслучайности. Гленн (2003) утверждал, что понимание происхождения и развития культур требует выхода за рамки эволюционных и поведенческих принципов, управляющих характеристиками видов и индивидуального приобретенного поведения, требует анализа на главном уровне. [76]

информатика и поведенческие вычисления Поведенческая

В условиях быстрого роста больших объемов поведенческих данных и приложений поведенческий анализ становится повсеместным. Понимание поведения с точки зрения информатики и вычислений становится все более важным для более глубокого понимания того, что, почему и как поведение формируется, взаимодействует, развивается, изменяется и влияет на бизнес и решения. Поведенческая информатика и поведенческие вычисления глубоко исследуют поведенческий интеллект и понимание поведения с точки зрения информатики и вычислений.

Павел и др. (2015) обнаружили, что в сфере здравоохранения и психологии здоровья имеются существенные доказательства, подтверждающие мнение о том, что персонализированные медицинские вмешательства дают большую эффективность по сравнению со стандартизированными подходами. Кроме того, исследователи обнаружили, что недавний прогресс в области сенсорных и коммуникационных технологий в сочетании с анализом данных и компьютерным моделированием имеет значительный потенциал для революционных вмешательств, направленных на изменение поведения в отношении здоровья. Одновременные достижения в области сенсорных и коммуникационных технологий, а также в области науки о данных , теперь позволили всесторонне измерять поведение, происходящее в реальных условиях. Эти два элемента в сочетании с достижениями в области компьютерного моделирования заложили основу для новой дисциплины, известной как поведенческая информатика . Поведенческая информатика представляет собой научную и инженерную область, охватывающую отслеживание, оценку, компьютерное моделирование, дедукцию и вмешательство в поведении. [77]

Критика и ограничения [ править ]

Во второй половине 20 века бихевиоризм был в значительной степени затмён в результате когнитивной революции . [78] [79] Этот сдвиг произошел из-за резкой критики радикального бихевиоризма за то, что он не исследовал психические процессы, и это привело к развитию движения когнитивной терапии .В середине 20-го века возникли три основных фактора, которые вдохновили и сформировали когнитивную психологию как формальную школу мысли:

В последние годы некоторые ученые выразили сомнения по поводу прагматических тенденций бихевиоризма.

  • Бургос (2003) подчеркивает потенциальную опасность прагматизма, отмечая, что в рамках прагматизма Уильяма Джеймса , широко обсуждаемого в философии и науке, включая бихевиоризм и поведенческий анализ, существует терпимость ко всему, что считается полезным, даже если оно бессмысленно. [82] Кроме того, Бургос (2007) утверждает, что прагматизм порождает релятивизм, который противоречит акценту на науке как на главном пути к знанию. [83]
  • Стаддон (2018, цитируется по Araiba, 2019) далее утверждает, что распространение диверсификации в социальных науках создает недостатки, препятствуя здоровому и открытому научному общению и критике между специализированными областями. [84]
  • Райдер (1991) разделяет аналогичную озабоченность, подчеркивая снижение связи между экспериментальным анализом поведения и прикладным анализом поведения . Напротив, диверсификация изображается как врожденное и неконтролируемое последствие окружающей среды, естественный аспект, способствующий выживанию видов. Это рассматривается как неотъемлемый аспект эволюции бихевиоризма. [85]

На заре когнитивной психологии критики-бихевиористы считали, что эмпиризм, который она преследовала, несовместим с концепцией внутренних психических состояний. Когнитивная нейробиология , однако, продолжает собирать доказательства прямых корреляций между физиологической активностью мозга и предполагаемыми психическими состояниями, подтверждая основу когнитивной психологии.

Ограничения [ править ]

Стаддон (1993) обнаружил, что теория Скиннера имеет два существенных недостатка: во-первых, он преуменьшал значение процессов, ответственных за создание нового поведения, которое он называет «поведенческими вариациями». Скиннер в первую очередь подчеркивал подкрепление как единственный фактор, определяющий выбор реакций, упуская из виду эти критические процессы, связанные с созданием нового поведения. Во-вторых, и Скиннер , и многие другие бихевиористы той эпохи считали смежность достаточным процессом для выбора реакции. Однако Рескорла и Вагнер (1972) позже продемонстрировали, особенно в классической обусловленности , что конкуренция является важным дополнением к непрерывности. Они показали, что при оперантном обуславливании как смежность, так и конкуренция необходимы для распознавания причинно-следственных связей. [86]

Влиятельная модель Рескорлы-Вагнера подчеркивает важность конкуренции за ограниченную «ассоциативную ценность», необходимую для оценки предсказуемости. Аналогичный формальный аргумент был представлен Ин Чжаном и Джоном Стаддоном (1991, в печати) относительно оперантного обусловливания: комбинация смежности и конкуренции между тенденциями действий достаточна в качестве механизма присвоения кредита, способного обнаружить подлинную инструментальную непредвиденность между реакцией и его подкрепление. [87] Этот механизм очерчивает ограничения идеи Скиннера о случайном подкреплении, раскрывая свою эффективность только в строгих условиях – когда эффект усиления почти постоянен в разных случаях и с очень короткими интервалами между подкреплениями. Однако эти условия редко соблюдаются в действительности: поведение после подкрепления имеет тенденцию проявлять высокую изменчивость, а суеверное поведение уменьшается при чрезвычайно коротких интервалах между подкреплениями. [86]

терапия Поведенческая

Поведенческая терапия — это термин, обозначающий различные виды терапии, направленные на лечение психических расстройств. Он выявляет и помогает изменить нездоровое или деструктивное поведение людей посредством теории обучения и обусловленности. Классическое обусловливание Ивана Павлова , а также контробусловливание являются основой большей части клинической поведенческой терапии, но также включают в себя и другие методы, в том числе оперантное обусловливание, или управление непредвиденными обстоятельствами, и моделирование (иногда называемое обучением с наблюдением ). Часто упоминаемая поведенческая терапия — это систематическая десенсибилизация (терапия постепенного воздействия), которая впервые была продемонстрирована Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом. [88]

Поведенческий анализ [ править ]

Прикладной анализ поведения (ABA), также называемый поведенческой инженерией, — это научная дисциплина, которая применяет принципы анализа поведения для изменения поведения. ABA возникла на основе гораздо более ранних исследований, опубликованных в Журнале экспериментального анализа поведения , основанном Б. Ф. Скиннером и его коллегами из Гарвардского университета . Почти через десять лет после того, как в этом журнале было опубликовано исследование «Психиатрическая медсестра как поведенческий инженер» (1959), которое продемонстрировало, насколько эффективна экономика токенов в усилении более адаптивного поведения госпитализированных пациентов с шизофренией и умственной отсталостью . в Университете Канзаса , чтобы начать журнал прикладного анализа поведения в 1968 году.

Хотя ABA и модификация поведения являются схожими технологиями изменения поведения в том смысле, что среда обучения модифицируется посредством респондентного и оперантного обусловливания, модификация поведения изначально не направлена ​​на устранение причин поведения (в частности, на стимулы окружающей среды, имевшие место в прошлом) или на исследование причин поведения. решения, которые в противном случае предотвратили бы повторение такого поведения. Когда в середине 1980-х годов началась эволюция ABA, были разработаны функциональные оценки поведения (FBA) для выяснения функции этого поведения, чтобы точно определить, какие непредвиденные обстоятельства дифференцированного подкрепления будут наиболее эффективными и менее вероятными для аверсивных наказаний. подлежат администрированию. [14] [89] [90] Кроме того, методологический бихевиоризм был теорией, лежащей в основе модификации поведения, поскольку частные события не были концептуализированы в 1970-х и начале 1980-х годов, что контрастировало с радикальным бихевиоризмом поведенческого анализа. ABA — термин, который заменил модификацию поведения — превратился в процветающую область. [14] [91]

Независимое развитие поведенческого анализа за пределами США также продолжает развиваться. [92] [93] [94] [95] [96] [97] В США Американская психологическая ассоциация (APA) имеет подразделение по поведенческому анализу под названием APA Division 25: Behavior Analysis, которое существует с 1964 года, и сегодня интересы поведенческих аналитиков весьма разнообразны, как указано в обзор 30 групп специальных интересов (SIG) в рамках Международной ассоциации поведенческого анализа (ABAI). Такие интересы включают все: от поведения животных и охраны окружающей среды до обучения в классе (например, прямое обучение и точное обучение ), вербального поведения , нарушений развития и аутизма, клинической психологии (т. е. судебно-медицинского анализа поведения ), поведенческой медицины (т. е. поведенческой геронтологии, СПИДа). профилактика и фитнес-тренинг), а также анализ поведения потребителей .

Область прикладного поведения животных — субдисциплина ABA, включающая дрессировку животных — регулируется Обществом по поведению животных , а тех, кто практикует эту технику, называют прикладными бихевиористами животных. Исследования прикладного поведения животных часто проводятся в журнале Applied Animal Behavior Science с момента его основания в 1974 году.

АВА также особенно хорошо зарекомендовал себя в области нарушений развития с 1960-х годов, но только в конце 1980-х годов количество людей с диагнозом расстройства аутистического спектра начало расти так быстро, и были опубликованы новаторские исследования, которые привели к созданию групп по защите интересов родителей. спрос на услуги на протяжении 1990-х годов, что способствовало созданию Совета по сертификации поведенческих аналитиков - программы сертификации, которая сертифицирует профессионально подготовленных поведенческих аналитиков на национальном уровне для предоставления таких услуг. Тем не менее, сертификация применима ко всем социальным службам, связанным с довольно широкой областью поведенческого анализа (кроме лечения аутизма), и в настоящее время ABAI имеет 14 аккредитованных магистров и докторов наук. программы всестороннего обучения в этой области.

Ранние поведенческие вмешательства (РБВ), основанные на ABA, эмпирически подтверждены для обучения детей с аутизмом и доказали свою таковую за последние пять десятилетий. С конца 1990-х годов и на протяжении всего XXI века раннее вмешательство ABA также рассматривалось Главным хирургом США , Американской академией педиатрии и Национальным исследовательским советом США как метод лечения .

Дискретное пробное обучение , также называемое ранним интенсивным поведенческим вмешательством, представляет собой традиционную методику EBI, применяемую в течение тридцати-сорока часов в неделю, которая учит ребенка сидеть на стуле, имитировать мелкую и крупную моторику, а также учиться зрительному контакту и речи. которым обучают посредством формирования , моделирования и подсказок , причем такие подсказки постепенно прекращаются по мере того, как ребенок начинает осваивать каждый навык. Когда ребенок становится более разговорчивым в результате отдельных испытаний, инструкции на основе таблиц позже прекращаются, и в естественной среде вводится другая процедура EBI, известная как случайное обучение, когда ребенок просит желаемые предметы, которые также хранятся вне его прямого доступа. как разрешение ребенку выбирать игровую деятельность, которая будет мотивировать его к взаимодействию с ведущими, прежде чем учить ребенка, как взаимодействовать с другими детьми его возраста.

Родственный термин для эпизодического обучения, называемый лечением основного ответа (PRT), относится к процедурам EBI, которые предполагают исключительно двадцать пять часов в неделю натуралистического обучения (без первоначального использования отдельных испытаний). Текущие исследования показывают, что существует широкий спектр стилей обучения, и именно детям с задержками восприимчивой речи изначально требуются отдельные попытки для овладения речью.

Управление организационным поведением , которое применяет процедуры управления непредвиденными обстоятельствами для моделирования и закрепления соответствующего рабочего поведения сотрудников в организациях, приобрело особенно сильное количество последователей в рамках ABA, о чем свидетельствует создание сети OBM и журнала управления организационным поведением , которому был присвоен рейтинг третий по значимости журнал в области прикладной психологии по рейтингу ISI JOBM.

Современный клинический анализ поведения также стал свидетелем массового возрождения исследований с развитием теории реляционных фреймов (RFT), которая описывается как расширение вербального поведения и «постскиннеровская теория языка и познания». [98] [36] [37] [38] RFT также формирует эмпирическую основу для терапии принятия и обязательств , терапевтического подхода к консультированию, часто используемого для лечения таких состояний, как тревога и ожирение , который состоит из принятия и обязательств, жизни, основанной на ценностях, когнитивного разделения, контробусловливания ( внимательности ) и управления непредвиденными обстоятельствами. ( положительное подкрепление ). [99] [100] [101] [102] [103] [104] Другой метод консультирования, основанный на фактических данных, основанный на RFT, — это функциональная аналитическая психотерапия, известная как поведенческая активация , которая опирается на модель ACL — осведомленность, смелость и любовь — для укрепления более позитивного настроения у тех, кто борется с депрессией .

Управление в непредвиденных обстоятельствах, основанное на стимулах (CM), является стандартом помощи взрослым, страдающим расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ; также было показано, что он очень эффективен при других зависимостях (например, ожирении и азартных играх). Хотя CM, основанный на стимулах, не затрагивает напрямую коренные причины поведения, он является в высшей степени поведенческим аналитиком, поскольку он нацелен на функцию мотивационного поведения клиента, полагаясь на оценку предпочтений, которая представляет собой процедуру оценки, которая позволяет человеку выбрать предпочтительный вариант. подкрепление (в данном случае денежная стоимость ваучера или использование других стимулов, например призов). Еще одним научно обоснованным вмешательством CM в отношении злоупотребления психоактивными веществами является подход по укреплению сообщества и семейное обучение , в котором используются FBA и методы противообусловливания, такие как тренировка поведенческих навыков и профилактика рецидивов, для моделирования и закрепления выбора более здорового образа жизни, который способствует самостоятельному воздержанию от наркотиков и алкоголя. или курение сигарет во время воздействия высокого риска при общении с членами семьи, друзьями и коллегами.

В то время как общешкольная поддержка позитивного поведения состоит из проведения оценок и плана анализа задач для дифференцированного усиления учебной поддержки, которая заменяет деструктивное поведение учащихся в классе, педиатрическая терапия кормлением включает в себя жидкую пищу и кормушку для подбородка, чтобы сформировать правильное пищевое поведение для детей с расстройствами пищевого поведения. Тренинг по изменению привычек , подход, прочно основанный на противообусловливании, который использует процедуры управления непредвиденными обстоятельствами для подкрепления альтернативного поведения, в настоящее время является единственным эмпирически подтвержденным подходом к лечению тиковых расстройств .

Некоторые исследования экспозиционной ( десенсибилизирующей ) терапии, которые относятся к ряду вмешательств, основанных на процедуре кондиционирования респондента, известной как привыкание , и обычно включают процедуры контробусловливания, такие как медитация и дыхательные упражнения , недавно были опубликованы в журналах по поведенческому анализу с 1990-х годов. поскольку большинство других исследований проводится в рамках когнитивно-поведенческой терапии . Основываясь на точке зрения исследования поведенческого анализа, FBA применяются для того, чтобы точно описать, как использовать заливную форму десенсибилизации (также называемую терапией прямого воздействия) для тех, кому не удалось преодолеть свою конкретную фобию посредством систематической десенсибилизации (также известной как терапия постепенного воздействия). ). Эти исследования также показывают, что систематическая десенсибилизация более эффективна для детей, если ее использовать в сочетании с формованием, которое далее называют контактной десенсибилизацией, но это сравнение еще предстоит обосновать со взрослыми.

Другие широко публикуемые журналы по поведенческому анализу включают «Модификация поведения », «Поведенческий аналитик» , «Журнал позитивных поведенческих вмешательств» , «Журнал контекстуальной поведенческой науки» , «Анализ вербального поведения» , «Поведение и философия» , «Поведение и социальные проблемы » и «Психологические записи» .

- Когнитивно терапия поведенческая

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это дисциплина поведенческой терапии, которая часто во многом пересекается с подобластью клинического анализа поведения ABA, но отличается тем, что изначально включает в себя когнитивную реструктуризацию и эмоциональную регуляцию для изменения когнитивных способностей и эмоций человека. Различные формы КПТ использовались для лечения физически испытываемых симптомов, которые подрывают жизнедеятельность людей и часто возникают из-за сложных психических расстройств. Осложнения многих расстройств, вызванных травмой, приводят к недостатку сна и кошмарам, при этом когнитивно-поведенческая терапия действует как вмешательство, позволяющее снизить среднее количество пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством, страдающих от связанных с этим нарушений сна. [105]

Популярное консультативное вмешательство, известное как диалектическая поведенческая терапия (ДПТ), включает использование цепного анализа, а также когнитивную реструктуризацию, эмоциональную регуляцию, терпимость к стрессу, противообусловливание (внимательность) и управление непредвиденными обстоятельствами (положительное подкрепление). DBT очень похожа на терапию принятия и обязательств, но отличается от нее тем, что она вытекает из структуры CBT. Хотя ДПТ наиболее широко исследуется и эмпирически подтверждается с точки зрения снижения риска самоубийства у психиатрических пациентов с пограничным расстройством личности , его часто можно эффективно применять при других состояниях психического здоровья, таких как злоупотребление психоактивными веществами, а также расстройства настроения и пищевого поведения. Было проведено исследование ПРЛ, подтвердившее, что ДПТ является конструктивным терапевтическим вариантом для эмоционально нерегулируемых пациентов. Перед DBT участникам с пограничным расстройством личности показывали изображения высокоэмоциональных людей, а активность нейронов миндалины регистрировали с помощью фМРТ ; через 1 год последовательной диалектической поведенческой терапии участники прошли повторное тестирование, при этом фМРТ зафиксировала снижение гиперактивности миндалевидного тела (эмоциональной активации) в ответ на приложенный стимул, демонстрируя увеличение возможностей эмоциональной регуляции. [106]

Большинство исследований экспозиционной терапии (также называемой десенсибилизацией) — от десенсибилизации движением глаз и терапии повторной обработки до воздействия и предотвращения реакции — проводятся в рамках КПТ в журналах, не посвященных поведенческой аналитике, и эти методы усиленной экспозиционной терапии хорошо зарекомендовали себя в исследованиях. литература по лечению фобий, посттравматического стресса и других тревожных расстройств (таких как обсессивно-компульсивное расстройство или ОКР).

Когнитивно-поведенческая активация (БА) — психотерапевтический подход, используемый при депрессии, — показала высокую эффективность и широко используется в клинической практике. Некоторые крупные рандомизированные контролируемые исследования показали, что когнитивная БА так же полезна, как и антидепрессанты , но более эффективна, чем традиционная когнитивная терапия . Другие широко используемые клинические методы лечения, основанные на принципах поведенческого обучения, которые часто реализуются с помощью модели КПТ, включают подход укрепления сообщества и семейное обучение, а также тренинг по изменению привычек к злоупотреблению психоактивными веществами и тикам соответственно.

Сопутствующие методы лечения

Список известных бихевиористов

См. также [ править ]

Ссылка в формате 7-го издания APA [ править ]

  1. ^ «Бихевиоризм | Классическое и оперантное обусловливание, подкрепление и формирование | Британника» . 15 июня 2023 г.
  2. ^ Арайба, Шо (июнь 2019 г.). «Современная диверсификация бихевиоризма» . Перспективы науки о поведении . 43 (1): 157–175. дои : 10.1007/s40614-019-00207-0 . ПМЦ   7198672 . ПМИД   32440649 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кьеза, Мекка (1994). Радикальный бихевиоризм: философия и наука . Авторский кооператив, Inc., стр. 1–241. ISBN  978-0962331145 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 31 июля 2016 г.
  4. ^ Дилленбургер, Карола и Кинан, Микки (2009). «Ни одно из «А» в ABA не означает аутизм: развенчание мифов». Журнал умственной отсталости и нарушений развития . 34 (2): 193–195. дои : 10.1080/13668250902845244 . ПМИД   19404840 . S2CID   1818966 .
  5. ^ Баер, Дональд М.; Вольф, Монтроуз М.; Рисли, Тодд Р. (1968). «Некоторые современные аспекты прикладного анализа поведения» . Журнал прикладного анализа поведения . 1 (1): 91–7. дои : 10.1901/jaba.1968.1-91 . ПМК   1310980 . ПМИД   16795165 .
  6. ^ Мэдден, Грегори, изд. (2013). Справочник APA по поведенческому анализу . Серия справочников APA по психологии; Коллекция справочников АПА. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ISBN  978-1-4338-1111-1 . OCLC   771425225 . Проверено 24 декабря 2014 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скиннер, Б.Ф. (1976). О бихевиоризме . Нью-Йорк: Random House, Inc., с. 18. ISBN  978-0-394-71618-3 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Залта, Эдвард Н. (ред.). «Бихевиоризм» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  9. ^ Маклер, Фредерик А. (июнь 1963 г.). «О разуме животных: исторические предшественники логики современного бихевиоризма» . Психологические отчеты . 12 (3): 863–882. дои : 10.2466/pr0.1963.12.3.863 . ISSN   0033-2941 . S2CID   144398380 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стаддон, Джон (2014) Новый бихевиоризм (2-е издание). Филадельфия, Пенсильвания: Psychology Press.
  11. ^ Стаддон, Джон (2016) Англичанин: Мемуары психобиолога. Издательство Букингемского университета.
  12. ^ Мэлоун, Джон К. (июль 2004 г.). «Современный молярный бихевиоризм и теоретический бихевиоризм: религия и наука» . Журнал экспериментального анализа поведения . 82 (1): 95–102. дои : 10.1901/jeab.2004.82-95 . ПМЦ   1284997 .
  13. ^ Моксли, РА (2004). «Прагматический селекционизм: философия поведенческого анализа» (PDF) . Поведенческий аналитик сегодня . 5 (1): 108–25. дои : 10.1037/h0100137 . Проверено 10 января 2008 г.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мейс, Ф. Чарльз; Кричфилд, Томас С. (май 2010 г.). «Трансляционные исследования в поведенческом анализе: исторические традиции и императивы на будущее» . Журнал экспериментального анализа поведения . 93 (3): 293–312. дои : 10.1901/jeab.2010.93-293 . ПМЦ   2861871 . ПМИД   21119847 .
  15. ^ Поведенческая неврология, APA, 1807 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts . п. 473. ИСБН  978-0-87411-487-4 .
  17. ^ Чейни, Карл Д.; Ферстер, Чарльз Б. (1997). Графики подкрепления (серия переизданий Б. Ф. Скиннера) . Эктон, Массачусетс: Издательская группа Копли. п. 758. ИСБН  978-0-87411-828-5 .
  18. ^ Коммонс, МЛ (2001). «Краткая история Общества количественного анализа поведения» (PDF) . Поведенческий аналитик сегодня . 2 (3): 275–9. дои : 10.1037/h0099944 . Проверено 10 января 2008 г.
  19. ^ Торнбери, Скотт (1998). «Лексический подход: путешествие без карт» . Учитель современного английского языка . 7 (4): 7–13.
  20. ^ Скиннер, Беррус Фредерик (1957). Вербальное поведение . Актон, Массачусетс: Издательская группа Копли. ISBN  978-1-58390-021-5 .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скиннер, Б.Ф. (1969). «Оперантный анализ решения проблем». Непредвиденные обстоятельства подкрепления: теоретический анализ . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. стр. 133–157. ISBN  978-0-13-171728-2 . OCLC   12726275 .
  22. ^ Хомский, Ноам ; Скиннер, Б.Ф. (1959). «Обзор вербального поведения Б. Ф. Скиннера» . Язык . 35 (1): 26–58. дои : 10.2307/411334 . JSTOR   411334 . Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 9 мая 2008 г.
  23. ^ Кеннисон, Шелия М. (2013). Введение в развитие речи . Лос-Анджелес: Публикации SAGE. ISBN  9781483315324 .
  24. ^ Скиннер, Б.Ф. (1972). «Меня неправильно поняли». Журнал «Центр» (март – апрель): 63.
  25. ^ МакКоркодейл, К. (1970). «Об обзоре Хомского вербального поведения Скиннера» . Журнал экспериментального анализа поведения . 13 (1): 83–99. дои : 10.1901/jeab.1970.13-83 . ПМЦ   1333660 . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 10 января 2008 г.
  26. ^ Стеммер, Н. (1990). «Вербное поведение Скиннера, обзор Хомского и ментализм» . J Exp, анальное поведение . 54 (3): 307–15. дои : 10.1901/jeab.1990.54-307 . ПМК   1323000 . ПМИД   2103585 .
  27. ^ Палмер, Дэвид С. (2006). «Об оценке Хомским вербального поведения Скиннера: полвека непонимания» . Поведенческий аналитик . 29 (2): 253–267. дои : 10.1007/BF03392134 . ISSN   0738-6729 . ПМК   2223153 . ПМИД   22478467 .
  28. ^ Палмер, Дэвид К. (2000). «Нативизм Хомского: критический обзор» . Анализ вербального поведения . 17 :39–50. дои : 10.1007/BF03392954 . ISSN   0889-9401 . ПМЦ   2755455 . ПМИД   22477212 .
  29. ^ Вируэс-Ортега, Хавьер (2006). «Дело против Б. Ф. Скиннера 45 лет спустя: встреча с Н. Хомским» . Поведенческий аналитик . 29 (2): 243–251. дои : 10.1007/BF03392133 . ISSN   0738-6729 . ПМК   2223151 . ПМИД   22478466 .
  30. ^ Адельман, Барри Эшкол (декабрь 2007 г.). «Недообсуждаемый аспект Хомского (1959)» . Анализ вербального поведения . 23 (1): 29–34. дои : 10.1007/BF03393044 . ISSN   0889-9401 . ПМК   2774611 . ПМИД   22477378 .
  31. ^ Чейтер, Ник; Кристиансен, Мортен Х. (октябрь 2008 г.). «Язык, сформированный мозгом». Поведенческие и мозговые науки . 31 (5): 489–509. CiteSeerX   10.1.1.379.3136 . дои : 10.1017/S0140525X08004998 . ISSN   1469-1825 . ПМИД   18826669 .
  32. ^ Левинсон, Стивен С.; Эванс, Николас (октябрь 2009 г.). «Миф о языковых универсалиях: Языковое разнообразие и его значение для когнитивной науки» . Поведенческие и мозговые науки . 32 (5): 429–448. дои : 10.1017/S0140525X0999094X . hdl : 11858/00-001M-0000-0012-C29E-4 . ISSN   1469-1825 . ПМИД   19857320 .
  33. ^ Торнбери, Скотт (2006). AZ ELT . Оксфорд: Макмиллан. п. 24. ISBN  978-1405070638 .
  34. ^ Дуглас Браун, Х (2000). Принципы изучения и преподавания языков (Четвертое изд.). Уайт-Плейнс: Образование Лонгмана/Пирсона. стр. 8–9. ISBN  978-0-13-017816-9 .
  35. ^ Николадис, Елена; Крепкий, Кристофер Б. (2017). «Какую часть овладения языком объясняет оперантная обусловленность?» . Границы в психологии . 8 : 1918. doi : 10.3389/fpsyg.2017.01918 . ISSN   1664-1078 . ПМЦ   5671510 . ПМИД   29163295 .
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэкледж, Дж. Т. (2003). Введение в реляционную теорию фреймов: основы и приложения. Поведенческий аналитик сегодня, 3 (4), 421–433. [1]
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даймонд, Саймон; Мэй, Ричард Дж; Маннелли, Анита; Хун, Алиса Э (2010). «Оценка доказательной базы реляционной теории фреймов: анализ цитирования» . Поведенческий аналитик . 33 (1): 97–117. дои : 10.1007/BF03392206 . ISSN   0738-6729 . ПМЦ   2867509 . ПМИД   22479129 .
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рефельдт, Рут Энн (2011). «К технологии производных стимульных отношений: анализ статей, опубликованных в журнале прикладного анализа поведения, 1992–2009 гг.» . Журнал прикладного анализа поведения . 44 (1): 109–119. дои : 10.1901/jaba.2011.44-109 . ISSN   0021-8855 . ПМК   3050465 . ПМИД   21541138 .
  39. ^ Мартин О'Коннор, Линн Фаррелл, Анита Маннелли, Луиза МакХью. (2017). Анализ цитирования теории реляционных фреймов: 2009–2016. Журнал контекстуальной поведенческой науки, том 6, выпуск 2, страницы 152–158. [2]
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маклафлин, Скотт Ф. (2010). «Вербальное поведение Б. Ф. Скиннера: вклад в анализ раннего изучения языка» . Журнал патологии речи и языка – прикладной анализ поведения . 5 (2): 114–131. дои : 10.1037/h0100272 . ISSN   1932-4731 .
  41. ^ Арью, Андре (2007), «ВРОЖДЕННОСТЬ» , Философия биологии , Elsevier, стр. 567–584, doi : 10.1016/b978-044451543-8/50026-5 , ISBN  978-0-444-51543-8 , получено 9 декабря 2023 г.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мерфи, Эрик С.; Лупфер, Гвен Дж. (19 мая 2014 г.), МакСуини, Фрэнсис К.; Мерфи, Эрик С. (ред.), «Основные принципы оперантного обусловливания» , Справочник Уили Блэквелла по оперантному и классическому обусловливанию (1-е изд.), Wiley, стр. 165–194, doi : 10.1002/9781118468135.ch8 , ISBN  978-1-118-46818-0 , получено 9 декабря 2023 г.
  43. ^ WK Honig и JER Staddon (ред.), 1977, Справочник по оперантному поведению. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  44. ^ Стаддон, JER (2016) Адаптивное поведение и обучение, 2-е издание. Издательство Кембриджского университета.
  45. ^ «Классическая и оперантная обусловленность — бихевиористские теории» . Теории обучения . 19 июня 2015 года . Проверено 4 августа 2017 г.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Купер, Джон О.; Херон, Тимоти Э.; Хьюард, Уильям Л. (12 сентября 2019 г.). Прикладной анализ поведения (3-е изд.). Пирсон . стр. 1–1056. ISBN  9781292324630 .
  47. ^ Шанс, Пол (2014). Обучение и поведение . Бельмонт, Калифорния: Джон-Дэвид Хейг. п. 133. ИСБН  978-1-111-83277-3 .
  48. ^ Ли, Памела (14 января 2020 г.). «Что такое негативное наказание (примеры и эффективность)» . Воспитание для мозга . Проверено 21 марта 2021 г.
  49. ^ «Иван Павлов» . Проверено 16 апреля 2012 г.
  50. ^ Биттерман, Мэн (2006). «Классическая обусловленность времен Павлова». Обзор общей психологии . 10 (4). Публикации SAGE: 365–376. дои : 10.1037/1089-2680.10.4.365 . ISSN   1089-2680 . S2CID   144362212 .
  51. ^ Ричард Гросс, Психология: наука о разуме и поведении
  52. ^ Шлингер, Генри Д. (1 июля 2009 г.). «Теория разума: обзор и поведенческая перспектива» . Психологическая запись . 59 (3): 435–448. дои : 10.1007/BF03395673 . ISSN   2163-3452 . S2CID   145671713 .
  53. ^ Мур, Дж. (2013). Ментализм с точки зрения радикального бихевиориста — Часть 1. Журнал разума и поведения. Том. 34, № 2, стр. 133-164. [3]
  54. ^ Мур, Дж. (2013). Ментализм с точки зрения радикального бихевиориста — Часть 2. Журнал разума и поведения. Том. 34, № 3/4, стр. 205-232. [4]
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Катания, AC (2013). Естественная наука о поведении. Обзор общей психологии, 17 (2), 133–139. [5]
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон, М. (2009). Естественный отбор: анализ поведения как естественная наука. Европейский журнал поведенческого анализа, 10:2, 103-118. [6]
  57. ^ Фантино, Э.; Столарц-Фантино, С.; Наварро, А. (2003). «Логические ошибки: поведенческий подход к рассуждению». Поведенческий аналитик сегодня . 4 . стр. 116 (стр. 109–117). дои : 10.1037/h0100014 .
  58. ^ Деннетт, округ Колумбия «Сообщение: среды нет» . Университет Тафтса. Архивировано из оригинала 11 января 2008 года . Проверено 10 января 2008 г.
  59. ^ Деннетт, Дэниел (1981). Мозговые штурмы: философские очерки разума и психологии . Брэдфорд Книги. МТИ Пресс. п. 53. ИСБН  978-0-262-54037-7 . LCCN   78013723 .
  60. ^ Браун, Кертис (2001). «Бихевиоризм: Скиннер и Деннетт» . Философия разума . Сан-Антонио, Техас: Университет Тринити.
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с В. Дэвид Пирс; Карл Д. Чейни (2017). Поведенческий анализ и обучение: биоповеденческий подход (шестое изд.). Нью-Йорк: Рутледж . стр. 1–622. ISBN  978-1138898585 .
  62. ^ Федериги; Трейна, Г.; Бернарди, Р. (2018). «Контекстуальная обусловленность страхом со временем модулирует экспрессию генов» . Archives Italiennes de Biologie . 156 (1): 40–47. дои : 10.12871/00039829201814 . ISSN   0003-9829 . ПМИД   30039834 .
  63. ^ Скиннер, Б.Ф. (31 июля 1981 г.). «Отбор по последствиям» (PDF) . Наука . 213 (4507): 501–4. Бибкод : 1981Sci...213..501S . дои : 10.1126/science.7244649 . ПМИД   7244649 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июля 2010 года . Проверено 14 августа 2010 г.
  64. ^ Фантино, Э. (2000). «Теория сокращения задержек - аргументы в пользу временного контекста: комментарий к Грейс и Савастано (2000)». J Exp Psychol Gen. 129 (4): 444–6. дои : 10.1037/0096-3445.129.4.444 . ПМИД   11142857 .
  65. ^ «Библиотека государственного университета Сан-Хосе» . логин.libaccess.sjlibrary.org . Проверено 8 декабря 2023 г.
  66. ^ Баум, WM (2003). «Молярный взгляд на поведение и его полезность в анализе поведения» . Поведенческий аналитик сегодня . 4 : 78–81. дои : 10.1037/h0100009 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2009 года . Проверено 10 января 2008 г.
  67. ^ Стаддон, Дж. Теоретический бихевиоризм. Философия и поведение. (45) в печати.
  68. ^ Робак, А.А. (1937). Бихевиоризм в двадцать пять лет . Научно-художественные издательства. OCLC   881361266 .
  69. ^ «Бихевиоризм как философия науки» . Понимание бихевиоризма : 19–32. 30 декабря 2016 г. doi : 10.1002/9781119143673.ch2 . ISBN  9781119143642 .
  70. ^ «Скиннер, Б.Ф. Наука и человеческое поведение. Нью-Йорк: The Macmillan Company, 1953. 461 стр. 4 доллара» . Научное образование . 38 (5): 436. 1954. Бибкод : 1954SciEd..38S.436. . дои : 10.1002/sce.37303805120 . ISSN   0036-8326 .
  71. ^ Мецгер, Дуэйн (1963). «Анализ поведения: программа самообучения. Джеймс Г. Холланд и Б. Ф. Скиннер» . Американский антрополог . 65 (1): 179–183. дои : 10.1525/aa.1963.65.1.02a00410 . ISSN   0002-7294 .
  72. ^ «За пределами свободы и достоинства: Б. Ф. Скиннер, Нью-Йорк, Оллред А. Кнопф, 1972. 225 стр. 6,95 доллара» . Богословие сегодня . 30 (1): 80. 1973. doi : 10.1177/004057367303000115 . ISSN   0040-5736 . S2CID   220985103 .
  73. ^ Гендель, Уоррен Х.; Скиннер, Б.Ф. (1978). «О бихевиоризме» . Современная социология . 7 (6): 799. дои : 10.2307/2065746 . JSTOR   2065746 .
  74. ^ Альбукерке, Алессандра Р.; Хуманфар, Рамона А.; Фрейтас-Лемос, Роберта; Васконселос, Лаэрсия А. (2021). «Поведенческий анализ культуры в бразильских программах магистратуры по психологии: обзор литературы» . Поведение и социальные проблемы . 30 (1): 361–382. дои : 10.1007/s42822-021-00056-0 . ISSN   1064-9506 . S2CID   239630173 .
  75. ^ Гленн, Сигрид С. (1986). «Метаслучайные ситуации в Уолдене Два» . Анализ поведения и социальные действия . 5 (1–2): 2–8. дои : 10.1007/BF03406059 . ISSN   1065-1047 . S2CID   54779878 .
  76. ^ Латтал, Кеннон А.; Чейз, Филип Н., ред. (2003). Теория поведения и философия . Бостон, Массачусетс: Springer US. дои : 10.1007/978-1-4757-4590-0 . ISBN  978-1-4419-3405-5 .
  77. ^ Павел, Миша; Джимисон, Холли Б.; Корхонен, Илкка; Гордон, Кристин М.; Саранумми, Ниило (2015). «Поведенческая информатика и компьютерное моделирование в поддержку упреждающего управления здоровьем и ухода» . Транзакции IEEE по биомедицинской инженерии . 62 (12): 2763–2775. дои : 10.1109/TBME.2015.2484286 . ISSN   0018-9294 . ПМЦ   4809752 . ПМИД   26441408 .
  78. ^ Фризен, Н. (2005). Разум и машина: этические и эпистемологические последствия для исследований. Университет Томпсон Риверс, Британская Колумбия, Канада.
  79. ^ Уолдроп, ММ (2002). Машина мечты: JCR Ликлайдер и революция, сделавшая компьютеры личными . Нью-Йорк: Книги Пингвина. (стр. 139–40).
  80. ^ Хомский, Н. (1959). «Обзор вербального поведения Скиннера». Язык . 35 (1): 26–58. дои : 10.2307/411334 . JSTOR   411334 . Хомский Н. Предисловие к переизданию «Обзора вербального поведения Скиннера». В: Якобовиц Л.А., Мирон М.С., редакторы. Чтения по психологии языка. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл; 1967.
  81. ^ Мандлер, Джордж (2002). «Истоки когнитивной (р)эволюции» . Журнал истории поведенческих наук . 38 (4): 339–353. дои : 10.1002/jhbs.10066 . ПМИД   12404267 . S2CID   38146862 .
  82. ^ Бургос, Хосе Э. (2003). Хейс, Южная Каролина; Барнс-Холмс, Д.; Рош, Б. (ред.). «Похвальные цели, интересные эксперименты, непонятное теоретизирование» . Поведение и философия . 31 : 19–45. ISSN   1053-8348 . JSTOR   27759445 .
  83. ^ Бургос, Хосе Э.; Мурильо-Родригес, Эстер (1 июня 2007 г.). «Нейросетевое моделирование двух контекстно-зависимых явлений» . Поведенческие процессы . Материалы собрания Общества количественного анализа поведения (SQAB 2006). 75 (2): 242–249. дои : 10.1016/j.beproc.2007.02.003 . ISSN   0376-6357 . ПМИД   17346905 . S2CID   24283635 .
  84. ^ Арайба, Шо (2020). «Современная диверсификация бихевиоризма» . Перспективы науки о поведении . 43 (1): 157–175. дои : 10.1007/s40614-019-00207-0 . ISSN   2520-8969 . ПМЦ   7198672 . ПМИД   32440649 .
  85. ^ Райдер, Дэвид П. (1991). «Виды анализа поведения» . Поведенческий аналитик . 14 (2): 171–181. дои : 10.1007/BF03392567 . ISSN   0738-6729 . ПМЦ   2733502 . ПМИД   22478096 .
  86. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пиво, Колин (1995). «Бехевиоризм: разум, механизм и общество. Интерпретации. Джон Стэддон» . Ежеквартальный обзор биологии . 70 (4): 546–547. дои : 10.1086/419257 . ISSN   0033-5770 .
  87. ^ «Публикация Scholars@Duke: О ПРОБЛЕМЕ ПРИЗНАЧЕНИЯ КРЕДИТОВ В ОПЕРАНТНОМ ОБУЧЕНИИ» . ученые.duke.edu . Проверено 8 декабря 2023 г.
  88. ^ Вольпе, Джозеф (1968) [1966]. Методики поведенческой терапии: руководство по лечению неврозов . Пергамон Пресс. ОСЛК   6051117 .
  89. ^ Мейс, Ф. Чарльз (1994). «Значение и будущее методологий функционального анализа» . Журнал прикладного анализа поведения . 27 (2): 385–392. дои : 10.1901/jaba.1994.27-385 . ПМК   1297814 . ПМИД   16795830 .
  90. ^ Пелиос, Л.; Моррен, Дж.; Теш, Д.; Аксельрод, С. (1999). «Влияние методологии функционального анализа на выбор лечения самоповреждающего и агрессивного поведения» . Журнал прикладного анализа поведения . 32 (2): 185–95. дои : 10.1901/jaba.1999.32-185 . ПМК   1284177 . ПМИД   10396771 .
  91. ^ Слокам, Тимоти А.; Детрич, Ронни; Вильчински, Сьюзен М.; Спенсер, Трина Д.; Льюис, Тери (май 2014 г.). «Доказательная практика прикладного анализа поведения» . Поведенческий аналитик . 37 (1): 41–56. дои : 10.1007/s40614-014-0005-2 . ПМЦ   4883454 . ПМИД   27274958 .
  92. ^ Келлауэй, Люси (7 января 2015 г.). «Мою команду больше волнует туалетная бумага, чем бизнес-бюджеты: ответы на рабочие проблемы» . Файнэншл Таймс . Лондон. п. 10. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 22 ноября 2015 г.
  93. ^ Эйрс, Гарри (19 декабря 2009 г.). «Вершины тяжелого года: Медленный переулок» . Файнэншл Таймс . п. 22 . Проверено 22 ноября 2015 г.
  94. ^ Стерн, Стефан (5 августа 2008 г.). «Поддерживайте высокий уровень мотивации в долгие летние дни» . Файнэншл Таймс . Лондон. п. 12. Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 года . Проверено 22 ноября 2015 г.
  95. ^ Скапинкер, Майкл (11 декабря 2002 г.). «Человеческий капитализм: хорошее отношение к работникам помогает и бизнесу? Отчет PwC содержит некоторые доказательства». Файнэншл Таймс . Лондон. п. 22.
  96. ^ Скапинкер, Майкл (9 апреля 2013 г.). «50 идей, которые сформировали бизнес сегодня» . Файнэншл Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 22 ноября 2015 г.
  97. ^ «Изобретая заново сделку; американский капитализм». Экономист . Том. 417, нет. 8961. Лондон. 24 октября 2015 г. стр. 21–24.
  98. ^ Хейс, Южная Каролина; Барнс-Холмс Д. и Рош Б. (2001) Теория реляционных фреймов: постскиннеровский взгляд на человеческий язык и познание. Клювер Академик: Нью-Йорк.
  99. ^ Корриган, PW (2001). Опережая данные: угроза некоторым методам поведенческой терапии. Поведенческий терапевт, 24 (9), 189–193. [7]
  100. ^ Хейс, Южная Каролина (2002). О посещении жизненной полиции: ответ Корригану. Поведенческий терапевт, 25 , 134–137. [8]
  101. ^ Корриган, П. (2002). Данные по-прежнему актуальны: ответ Гейнору и Хейсу. Поведенческий терапевт, 25 , 140. [9]
  102. ^ Пауэрс, М.Б., Вёрдинг, М. и Эммелькамп, PMG (2009). Терапия принятия и обязательств: метааналитический обзор. Психотерапия и психосоматика, 8 , 73-80.
  103. ^ Левин, М., и Хейс, Южная Каролина (2009). Превосходит ли терапия принятия и приверженности общепринятые методы сравнения? Психотерапия и психосоматика, 78 , 380.
  104. ^ Пауэрс, МБ, и Эммелькамп, PMG (2009). Ответ на вопрос: «Превосходит ли терапия принятия и приверженности традиционным методам сравнения?» Психотерапия и психосоматика, 78 , 380–381.
  105. ^ Лансель, Марике; ван Марле, Хейн Дж. Ф.; Ван Вин, Маайке М.; ван Шаген, Аннет М. (24 ноября 2021 г.). «Нарушенный сон при посттравматическом стрессе: мышление помимо кошмаров» . Границы в психиатрии . 12 . дои : 10.3389/fpsyt.2021.767760 . ISSN   1664-0640 . ПМЦ   8654347 . ПМИД   34899428 .
  106. ^ Флексиг, Ариана; Бернхейм, Дороти; Буххайм, Анна; Домин, Мартин; Ментель, Рената; Лотце, Мартин (28 июня 2023 г.). «Один год амбулаторной диалектической поведенческой терапии и ее влияние на нейрональные корреляты представления привязанности у пациентов с пограничным расстройством личности с использованием персонализированной задачи фМРТ» . Науки о мозге . 13 (7): 1001. doi : 10.3390/brainsci13071001 . ISSN   2076-3425 . ПМЦ   10377139 . ПМИД   37508932 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ef8d0c5eae3597bb808ab1e80f3248f__1712239980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/8f/5ef8d0c5eae3597bb808ab1e80f3248f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Behaviorism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)