Ценность ассоциации
Ценность ассоциации — это концепция когнитивной психологии и, в частности, психологии человеческого обучения и памяти . Ассоциативная ценность стимула является мерой его значимости. Это сильный показатель того, насколько легко узнать новую информацию об этом стимуле, например научиться ассоциировать ее со вторым стимулом или вспомнить или распознать ее в тесте на память.
Концепция ценности ассоциации необходима, поскольку формально схожие стимулы часто усваиваются с очень разной скоростью и запоминаются с очень разной точностью. Глазурь [1] разработал концепцию ценности ассоциации для объяснения различий в скорости заучивания бессмысленных слогов, которую ввел в психологию Герман Эббингауз. [2] чтобы обеспечить стандартный стимул в исследованиях человеческого обучения и памяти, но вскоре было обнаружено, что он имеет весьма изменчивые свойства. Глейз просил студентов сказать, стимулы ( бессмысленные слоги имеют ли для них значение в его эксперименте); доля тех, кто ответил «да» на данный бессмысленный слог, дала ему меру его ассоциативной ценности. Более точную меру предложил Ноубл. [3] который измерял ценность ассоциации (которой он дал повседневное название «значение») по количеству связанных слов, которые человек мог записать за 60 секунд. Основываясь на более ранних экспериментах, например, Лиона, [4] Ноубл показал, что ассоциативная ценность бессмысленных слогов, измеренная таким образом, тесно связана со скоростью, с которой люди могут научиться воспроизводить их список.
Впоследствии эта идея была применена к другим задачам и другим видам стимулов, например к числам. [5] и абстрактные формы. [6] Общая зависимость во всех случаях постоянна: материал с более высокой ассоциативной ценностью усваивается быстрее.
Очевидно, что эта концепция может быть не более чем обозначением необъяснимых различий в скорости обучения. Его содержание наполняют те факты, что:
- Ассоциативную ценность стимулов можно измерить независимо от экспериментов по обучению и памяти, например, с помощью методов, используемых Глейзом и Ноблом.
- Ценность ассоциации систематически различается в зависимости от типа стимулов. Например, бессмысленные слоги, которые примерно подчиняются правилам английского правописания, имеют более высокую ассоциативную ценность для носителей английского языка, чем те, которые этого не делают. [7]
- Одни и те же значения ассоциации предсказывают различия между стимулами в широком диапазоне задач, от визуального поиска до [8] через кратковременную память [9] в контексте, в котором эта концепция была первоначально введена, парное обучение, задействующее долговременную память .
- Хотя ассоциации с отдельными стимулами неизбежно различаются у разных людей, ассоциативные значения, определенные на уровне группы или путем определения психометрических норм в предыдущих исследованиях, успешно предсказывают различия, например, в скорости обучения. [10]
Хотя идея ценности ассоциации кажется интуитивной, дальнейшее размышление показывает, что лежащий в ее основе принцип не является логически неизбежным. Тот факт, что стимулы с высокой ассоциативной ценностью легко усваиваются и запоминаются, означает, что легче выучить новые значения для стимулов, которые уже имеют несколько значений; Могло бы быть и наоборот – могло бы оказаться, что было бы трудно узнать что-либо новое о стимуле, уже нагруженном ассоциациями.
Различия в ценности ассоциации объясняют многие знакомые факты повседневного познания. Например, англоговорящему человеку легче запомнить имена на английском или других европейских языках, где имена связаны с повседневным значением (например, «Браун») и с многочисленными известными людьми, носящими это имя, чем ему запоминать имена на китайском языке, где подобные ассоциации не известны; и то же самое применимо и в обратном порядке к говорящему на китайском языке. Вот почему китайцы, живущие в англоязычных странах, обычно берут английские имена, и наоборот. Точно так же гораздо легче запоминать места, объекты или комнаты в здании по имени, чем по номеру, поскольку имена имеют более высокую ассоциативную ценность, чем числа.
Некоторые формальные теории обучения включают количественную форму концепции ценности ассоциации. Например, в Рескорлы-Вагнера модели классической обусловленности параметр β, который выражает способность безусловного стимула поддерживать обучение, иногда называют его ассоциативным значением. [11] Такое использование согласуется с более общей концепцией ценности ассоциации, описанной Глейзом, но обычно в таких формальных теориях параметры не измеряются независимо от соответствия модели обучающим данным.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Глейз, Дж. А. (1928). Ассоциативное значение бессмысленных слогов. Педагогическая семинария и журнал генетической психологии, 35 , 255–269.
- ^ Эббингауз, Х. (1964). Память . Нью-Йорк: Дувр. Первоначально опубликовано в 1885 году.
- ^ Ноубл, CE (1952). Анализ смысла. Психологическое обозрение, 59 , 421–430.
- ^ Лион, DO (1914). Соотношение объема материала со временем, затраченным на обучение, и оптимальное распределение времени. Журнал педагогической психологии, 5 , 1–9; 85–91; 155–163.
- ^ Баттиг, В.Ф., и Спера, AJ (1962). Номинальные значения ассоциации чисел от 0 до 100. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1 , 200–202.
- ^ Кларк, HJ (1965). Память распознавания случайных форм как функция сложности, ценности ассоциации и задержки. Журнал экспериментальной психологии, 69 , 590–595.
- ^ Дженкинс, Джей-Джей (1985). Бессмысленные слоги: Постижение почти непонятной вариации. Журнал экспериментальной психологии: обучение памяти и познанию, 11 , 455–460.
- ^ Портной С., Зальцингер К. и Портной М. (1964). Восприятие как функция ценности ассоциации с контролируемой предвзятостью реакции. Журнал экспериментальной психологии, 68 , 316–320.
- ^ Петерсон, Л.Р., Петерсон, М.Дж., и Миллер, А. (1961). Кратковременное удержание и значимость. Канадский журнал психологии, 15 , 143–147.
- ^ Кокран, SW, и Викенс, DD (1963). Прогнозирование обучения на основе групповых значений ассоциаций в сравнении с индивидуальными значениями ассоциаций. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 2 , 509–512.
- ^ например, Стикни, К.Дж. и Донахью, Дж.В. (1983). Ослабление блокировки за счет изменения локуса us. Обучение и поведение животных, 11 , 60–66.