Jump to content

Теории поведенческих изменений

Теории поведенческих изменений — это попытки объяснить, почему меняется поведение человека. Эти теории называют экологические, личные и поведенческие характеристики основными факторами детерминации поведения. В последние годы возрос интерес к применению этих теорий в сферах здравоохранения , образования , криминологии , энергетики и международного развития в надежде, что понимание изменения поведения улучшит услуги, предлагаемые в этих областях. Некоторые ученые недавно ввели различие между моделями поведения и теориями изменений. [1] В то время как модели поведения более диагностичны и ориентированы на понимание психологических факторов, которые объясняют или предсказывают конкретное поведение, теории изменений более ориентированы на процесс и обычно направлены на изменение данного поведения. Таким образом, с этой точки зрения понимание и изменение поведения представляют собой два отдельных, но взаимодополняющих направления научных исследований.

Общие теории и модели

[ редактировать ]

Каждая теория или модель изменения поведения фокусируется на различных факторах, пытаясь объяснить изменение поведения. Из многих существующих наиболее распространенными являются теории обучения , социальная когнитивная теория , теории обоснованных действий и запланированного поведения , транстеоретическая модель изменения поведения, процессный подход к действиям по здоровью и Б. Дж. Фогга модель изменения поведения . Также проводились исследования конкретных элементов этих теорий, особенно таких элементов, как самоэффективность , которые являются общими для нескольких теорий.

Самоэффективность

[ редактировать ]

Самоэффективность [2] Это впечатление человека о его собственной способности выполнить сложную или сложную задачу, например, сдать экзамен или перенести операцию. Это впечатление основано на таких факторах, как предшествующий успех человека в выполнении задания или связанных с ним задач, физиологическое состояние человека и внешние источники убеждения. Считается, что самоэффективность позволяет предсказать количество усилий, которые человек затрачивает на инициирование и поддержание поведенческих изменений, поэтому, хотя самоэффективность сама по себе не является теорией изменения поведения, она является важным элементом многих теорий. включая модель убеждений в отношении здоровья , теорию запланированного поведения и процессный подход к действиям по охране здоровья .

В 1977 году Альберт Бандура провел две экспериментальные проверки теории самоэффективности. В первом исследовании задавался вопрос, может ли систематическая десенсибилизация повлиять на изменения в избегающем поведении, улучшая ожидания людей в отношении их личной эффективности. Исследование показало, что «полное подавление тревожного возбуждения по поводу визуализируемых угроз с помощью десенсибилизирующей терапии приводит к дифференциальному повышению самоэффективности. поведенческих изменений после полной десенсибилизации. Результаты также подтверждают точку зрения, что воспринимаемая самоэффективность опосредует возбуждение тревоги». Во втором эксперименте Бандура исследовал процесс эффективности и изменения поведения у людей, страдающих фобиями. Он обнаружил, что самоэффективность является полезным предсказателем степени улучшения поведения, которое страдающие фобией могут получить, овладев угрожающими мыслями. [3]

Теории обучения и поведенческие аналитические теории изменений

[ редактировать ]

Социальное обучение и социальная когнитивная теория

[ редактировать ]

Согласно теории социального обучения [4] (недавно расширенная как социальная когнитивная теория [5] ), изменение поведения определяется факторами окружающей среды, личными и поведенческими факторами. Каждый фактор влияет на каждый из остальных. Например, в соответствии с принципами самоэффективности мысли человека влияют на его поведение, а характеристики человека вызывают определенные реакции со стороны социальной среды. Аналогичным образом, окружающая среда человека влияет на развитие личных качеств, а также на поведение человека, а поведение человека может изменить его окружение, а также то, как человек думает или чувствует. Теория социального научения фокусируется на взаимных взаимодействиях между этими факторами, которые, как предполагается, определяют изменение поведения.

Теория разумных действий

[ редактировать ]

Теория разумного действия [6] [7] предполагает, что люди рассматривают последствия поведения, прежде чем совершать конкретное поведение. В результате намерение является важным фактором, определяющим поведение и его изменение. По мнению Исека Айзена , намерения развиваются на основе восприятия человеком поведения как положительного или отрицательного, а также на впечатлении человека от того, как его общество воспринимает то же поведение. Таким образом, личное отношение и социальное давление формируют намерение, которое имеет важное значение для реализации поведения и, следовательно, для изменения поведения.

Теория запланированного поведения

[ редактировать ]

В 1985 году Айзен расширил теорию обоснованных действий, сформулировав теорию запланированного поведения . [8] который также подчеркивает роль намерения в поведении, но предназначен для охвата случаев, когда человек не контролирует все факторы, влияющие на фактическое выполнение поведения. В результате новая теория утверждает, что частота реальных проявлений поведения пропорциональна степени контроля, которым человек обладает над своим поведением, и силе намерения человека совершать такое поведение. В своей статье Дальнейший выдвигает гипотезу о том, что самоэффективность важна для определения силы намерения человека совершать определенное поведение. В 2010 году Фишбейн и Айзен представили подход аргументированных действий , преемник теории запланированного поведения.

Транстеоретическая модель или модель этапов изменений

[ редактировать ]

Согласно транстеоретической модели [9] [10] Модель изменения поведения, также известная как модель стадий изменения , утверждает, что существует пять стадий изменения поведения. Пять стадий, между которыми люди могут переходить, прежде чем достичь полного изменения, — это предварительное обдумывание, обдумывание, подготовка к действию, действие и поддержание. На стадии предварительного обдумывания человек может осознавать или не осознавать проблему, но не думает об изменении своего поведения. От предварительного размышления к размышлению человек начинает думать об изменении определенного поведения. Во время подготовки человек начинает планировать изменения, а на этапе действия он начинает последовательно демонстрировать новое поведение. Человек, наконец, вступает в стадию поддержания, когда он последовательно демонстрирует новое поведение в течение более шести месяцев. Проблема, с которой сталкивается модель стадий изменений, заключается в том, что человеку очень легко войти в стадию поддержания, а затем вернуться на более ранние стадии. Факторы, которые способствуют этому снижению, включают внешние факторы, такие как погода или сезонные изменения, и/или личные проблемы, с которыми сталкивается человек.

Процессный подход к действиям в области здравоохранения

[ редактировать ]

Процессный подход к действиям в области здравоохранения (HAPA) [11] представляет собой последовательность двух непрерывных процессов саморегуляции: фазы постановки цели (мотивация) и фазы достижения цели (воля). Второй этап подразделяется на этап подготовки к действию и этап действия. Предполагается, что мотивационная самоэффективность, ожидания результата и восприятие риска являются предикторами намерений. Это мотивационная фаза модели. Предполагается, что прогностический эффект мотивационной самоэффективности на поведение опосредован самоэффективностью восстановления, а влияние намерений опосредовано планированием. Последние процессы относятся к волевой фазе модели.

Модель поведения Фогга

[ редактировать ]
Модель поведения Би Джей Фогга
Модель поведения Би Джей Фогга. Различные уровни способностей и мотивации определяют, будут ли триггеры изменения поведения успешными или нет. Например, попытка вызвать изменение поведения с помощью чего-то сложного (низкие способности) добьется успеха только при очень высокой мотивации. Напротив, попытка вызвать изменение поведения с помощью чего-то легкого (высокие способности) может оказаться успешной даже при средней мотивации.

Модель поведения Фогга (FBM) [12] — это модель изменения поведения конструкции, предложенная Б. Дж. Фоггом . Эта модель утверждает, что поведение состоит из трех различных факторов: мотивации , способностей и подсказки. Согласно FBM, для того чтобы любой человек (пользователь) преуспел в изменении поведения, он должен быть мотивирован, иметь возможность выполнять такое поведение и нуждаться в триггере для выполнения этого поведения. Далее приведены определения каждого из элементов BFM:

Мотивация

[ редактировать ]

Би Джей Фогг не дает определения мотивации, а вместо этого дает определение различным мотиваторам:

  • Удовольствие/Боль: эти мотиваторы вызывают немедленную реакцию, и хотя они мощные, они не идеальны. Повысить мотивацию можно, воплощая боль или удовольствие.
  • Надежда/страх: Оба этих мотиватора имеют отсроченную реакцию и представляют собой ожидание будущего положительного результата (надежда) или отрицательного результата (страх). Например, люди, присоединяющиеся к сайту знакомств, надеются встретить других людей.
  • Социальное принятие/неприятие: люди мотивированы поведением, которое увеличивает или сохраняет их социальное признание.

Способность

[ редактировать ]

Этот фактор относится к восприятию самоэффективности при выполнении целевого поведения. Хотя низкие способности нежелательны, они могут быть неизбежны: «Мы по своей сути ленивы», — говорит Б. Дж. Фогг. В таком случае изменение поведения достигается не через обучение, а путем поощрения целевого поведения, к которому у пользователя есть высокая способность. Кроме того, Б. Дж. Фогг перечислил несколько элементов или параметров, которые характеризуют высокую способность или простоту выполнения определенного поведения:

  • Время : у пользователя есть время для выполнения целевого действия, или затраченное время очень мало.
  • Деньги : у пользователя достаточно финансовых ресурсов для реализации данного поведения. В некоторых случаях за деньги можно купить время.
  • Физические усилия . Целевые действия, требующие физических усилий, могут оказаться недостаточно простыми для выполнения.
  • Мозговые циклы. Целевое поведение, требующее высоких когнитивных ресурсов, может быть непростым и нежелательным для изменения поведения.
  • Социальные отклонения : сюда входит поведение, которое делает пользователя социально девиантным. Такое поведение не простое.
  • Нестандартное: любое поведение, нарушающее распорядок дня, считается непростым. Простое поведение обычно является частью рутины, и поэтому ему легко следовать.

Триггеры

[ редактировать ]

Триггеры — это напоминания о выполнении определенного поведения, которые могут быть явными или скрытыми. Примерами триггеров могут быть сигналы тревоги, текстовые сообщения или реклама. Триггеры обычно носят перцептивный характер, но могут также быть внутренними. Одним из наиболее важных аспектов триггера является время, поскольку только определенное время лучше всего подходит для запуска определенного поведения. Например, если человек пытается ходить в спортзал каждый день, но вспоминает об упаковке одежды только после выхода из дома, маловероятно, что этот человек вернется домой и соберет вещи. Напротив, если непосредственно перед выходом из дома прозвучит сигнал тревоги, напоминающий о необходимости упаковать одежду, это потребует значительно меньше усилий. Хотя в исходной статье нет никаких ссылок на рассуждения или теории, лежащие в основе модели, некоторые ее элементы можно отнести к теориям социальной психологии, например, факторы мотивации и способностей, а также ее успех или неудача связаны с самоэффективностью .

Образование

[ редактировать ]

Теории поведенческих изменений могут использоваться в качестве руководства при разработке эффективных методов обучения. Поскольку целью большей части образования является изменение поведения, понимание поведения, обеспечиваемое теориями изменения поведения, дает понимание формулировки эффективных методов обучения, которые задействуют механизмы изменения поведения. В эпоху, когда образовательные программы стремятся охватить большую аудиторию с различным социально-экономическим статусом , разработчики таких программ все больше стремятся понять причины изменения поведения, чтобы понять универсальные характеристики, которые могут иметь решающее значение для разработки программ.

Фактически, некоторые теории, такие как теория социального обучения и теория запланированного поведения, были разработаны как попытки улучшить медицинское образование. Поскольку эти теории рассматривают взаимодействие между людьми и их окружением, они могут дать представление об эффективности образовательных программ при определенном наборе заранее определенных условий, таких как социальный контекст, в котором программа будет инициирована. Хотя санитарное просвещение по-прежнему является областью, в которой чаще всего применяются теории изменения поведения, такие теории, как модель стадий изменений, начали применяться и в других областях, таких как обучение сотрудников и развитие систем высшего образования. Образование может быть формальным или неформальным в зависимости от целевой группы населения.

Криминология

[ редактировать ]

Эмпирические исследования в криминологии подтверждают теории изменения поведения. [13] В то же время общие теории изменения поведения предполагают возможные объяснения преступного поведения и методы коррекции девиантного поведения . Поскольку коррекция девиантного поведения влечет за собой изменение поведения, понимание изменений в поведении может способствовать принятию эффективных методов коррекции при выработке политики. Например, понимание того, что девиантное поведение, такое как воровство, может быть приобретенным поведением, возникающим в результате подкреплений, таких как удовлетворение голода, которые не связаны с преступным поведением, может помочь развитию социального контроля, который решает эту основную проблему, а не просто возникающее в результате поведение.

Конкретные теории, которые были применены к криминологии, включают теории социального научения и теории дифференциальных ассоциаций . Элемент взаимодействия между человеком и окружающей средой в теории социального научения объясняет развитие девиантного поведения как функцию воздействия на человека определенного поведения и его знакомых, которые могут подкреплять либо социально приемлемое, либо социально неприемлемое поведение. Теория дифференциальных ассоциаций, первоначально сформулированная Эдвином Сазерлендом , представляет собой популярное теоретическое объяснение преступного поведения, которое применяет концепции теории обучения и утверждает, что девиантное поведение — это приобретенное поведение.

В последние годы возрос интерес к сокращению энергопотребления на основе изменения поведения, будь то по причинам смягчения последствий изменения климата или энергетической безопасности . Применение теорий поведенческих изменений в области поведения потребления энергии дает интересные идеи. Например, он поддерживает критику слишком узкого внимания к индивидуальному поведению и расширения, включив в него социальное взаимодействие, образ жизни, нормы и ценности, а также технологии и политику – все это способствует или ограничивает изменение поведения. [14]

Помимо моделей и теорий изменения поведения, существуют методы, способствующие изменению поведения. Среди них одним из наиболее широко используемых является Пошив одежды или персонализация.

Пошив одежды

[ редактировать ]

Адаптация относится к методам персонализации коммуникаций, призванным вызвать более сильное изменение поведения, чем неперсонализированные методы. [15] Есть два основных утверждения о том, почему адаптация работает: адаптация может улучшить предварительные условия для обработки сообщений, а адаптация может улучшить воздействие за счет изменения начальных поведенческих детерминант целевых результатов. Различные механизмы обработки сообщений можно суммировать следующим образом: внимание, обработка с усилием, эмоциональная обработка и самореференция.

  • Внимание: персонализированные сообщения с большей вероятностью будут прочитаны и запомнены.
  • Удобная обработка: адаптированные сообщения требуют тщательного рассмотрения убедительных аргументов и более систематического использования собственных схем и воспоминаний получателей. Это также может оказаться вредным, поскольку такое тщательное рассмотрение действительно увеличивает контраргументы, оценки достоверности и другие процессы, которые уменьшают эффект сообщения.
  • Периферийные эмоции/обработка: адаптация может использоваться для создания эмоциональной реакции, такой как страх, надежда или тревога. Поскольку положительные эмоции имеют тенденцию уменьшать трудоемкую обработку, а отрицательные эмоции усиливают ее, эмоциональное возбуждение может вызывать различные когнитивные процессы.
  • Самореференция: этот механизм способствует сравнению фактического и идеального поведения и размышлений.

Поведенческие детерминанты достижения целей — это различные психологические и социальные конструкции, которые оказывают прямое влияние на поведение. Тремя наиболее часто используемыми медиаторами в адаптации являются отношение, восприятие результатов и самоэффективность. Хотя результаты в основном положительные, они не являются последовательными, и необходимы дополнительные исследования элементов, которые делают адаптацию эффективной.

Возражения

[ редактировать ]

Теории поведенческих изменений не являются общепринятыми. Критика включает акцент теорий на индивидуальном поведении и общее игнорирование влияния факторов окружающей среды на поведение. Кроме того, поскольку некоторые теории были сформулированы как руководство к пониманию поведения, а другие были разработаны как основы для поведенческих вмешательств, цели теорий не являются последовательными. Такая критика освещает сильные и слабые стороны теорий, показывая, что есть возможности для дальнейших исследований теорий изменения поведения.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ван дер Линден, С. (2013). «Ответ Долану. В книге А. Оливера (ред.)» (PDF) . С. 209–2015. Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2017 г. Проверено 9 января 2016 г.
  2. ^ Бандура Альберт (1 марта 1977 г.). «Самоэффективность: на пути к объединяющей теории изменения поведения». Психологический обзор . 84 (2): 191–215. CiteSeerX   10.1.1.315.4567 . дои : 10.1037/0033-295X.84.2.191 . ISSN   1939-1471 . ПМИД   847061 .
  3. ^ Бандура, Альберт; Адамс, Нэнси Э. (1 декабря 1977 г.). «Анализ теории самоэффективности изменения поведения» . Когнитивная терапия и исследования . 1 (4): 287–310. дои : 10.1007/BF01663995 . ISSN   1573-2819 . S2CID   206801475 .
  4. ^ «Теория социального обучения» . АПА PsycNET . 1 января 1977 г.
  5. ^ Ланге, Пол AM Ван; Круглански, Арье В.; Хиггинс, Э. Тори (31 августа 2011 г.). Справочник по теориям социальной психологии: Сборник: Тома 1 и 2 . МУДРЕЦ. ISBN  9781473971370 .
  6. ^ Айзен, я (1980). Понимание отношений и прогнозирование социального поведения . Прентис-Холл.
  7. ^ Фишбейн, М. (1975). Вера, отношение, намерение и поведение . Аддисон-Уэсли.
  8. ^ Айзен, Ицек (1 января 1985 г.). «От намерений к действиям: теория запланированного поведения». Ин Куль, доктор медицинских наук Юлиус; Бекманн, доктор Юрген (ред.). Контроль действий . Серия SSSP Springer по социальной психологии. Шпрингер Берлин Гейдельберг. стр. 11–39. дои : 10.1007/978-3-642-69746-3_2 . ISBN  9783642697487 . S2CID   61324398 .
  9. ^ Прочаска, Джеймс О.; Велисер, Уэйн Ф. (1 сентября 1997 г.). «Транстеоретическая модель изменения поведения в отношении здоровья». Американский журнал укрепления здоровья . 12 (1): 38–48. дои : 10.4278/0890-1171-12.1.38 . ISSN   0890-1171 . ПМИД   10170434 . S2CID   46879746 .
  10. ^ Прочаска, Ю.О.; ДиКлементе, CC (1 июня 1983 г.). «Этапы и процессы самоизменения курения: к интегративной модели изменений». Журнал консалтинговой и клинической психологии . 51 (3): 390–395. дои : 10.1037/0022-006x.51.3.390 . ISSN   0022-006X . ПМИД   6863699 . S2CID   11164325 .
  11. ^ Шварцер, Ральф (1 января 2008 г.). «Моделирование изменения поведения в отношении здоровья: как предсказать и изменить принятие и поддержание поведения в отношении здоровья». Прикладная психология . 57 (1): 1–29. дои : 10.1111/j.1464-0597.2007.00325.x . ISSN   1464-0597 . S2CID   36178352 .
  12. ^ Фогг, Би Джей (1 января 2009 г.). «Модель поведения для убедительного дизайна». Материалы 4-й Международной конференции по убедительным технологиям . Убедительный '09. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: ACM. стр. 40:1–40:7. дои : 10.1145/1541948.1541999 . ISBN  9781605583761 . S2CID   1659386 .
  13. ^ Уайтхед, Дин (2001). «Медицинское просвещение, изменение поведения и социальная психология: вклад медсестер в укрепление здоровья?» . Журнал продвинутого сестринского дела . 34 (6): 822–832. дои : 10.1046/j.1365-2648.2001.01813.x . ISSN   1365-2648 . ПМИД   11422553 .
  14. ^ Шов, Элизабет; Панцар, Мика; Уотсон, Мэтт (2012). Динамика социальной практики: повседневная жизнь и как она меняется . МУДРЕЦ. п. 208. ИСБН  978-1446258170 .
  15. ^ Хокинс, Роберт П.; Кройтер, Мэтью; Ресников, Кеннет; Фишбейн, Мартин; Дейкстра, Арье (1 июня 2008 г.). «Понимание портняжного дела в общении о здоровье» . Исследования в области санитарного просвещения . 23 (3): 454–466. дои : 10.1093/ее/cyn004 . ISSN   0268-1153 . ПМК   3171505 . ПМИД   18349033 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23ad08e1c3aef73afd62364f2f20a422__1699214340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/22/23ad08e1c3aef73afd62364f2f20a422.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Behavioural change theories - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)