Jump to content

Теория запланированного поведения

Теория запланированного поведения.

Теория запланированного поведения ( TPB ) – это психологическая теория, которая связывает убеждения с поведением . Теория утверждает, что три основных компонента, а именно отношение, субъективные нормы и воспринимаемый поведенческий контроль, вместе формируют поведенческие намерения человека. В свою очередь, принцип TPB заключается в том, что поведенческое намерение является наиболее непосредственной детерминантой социального поведения человека.

Теория была разработана Исеком Айзеном с целью повышения предсказательной силы теории обоснованных действий (TRA). Идея Айзена заключалась в том, чтобы включить в TPB воспринимаемый поведенческий контроль. [1] Воспринимаемый контроль поведения не был компонентом TRA. TPB применялся для изучения отношений между убеждениями , отношениями, поведенческими намерениями и поведением в различных человеческих сферах. Эти области включают, помимо прочего, рекламу , связи с общественностью , рекламные кампании , здравоохранение , спортивный менеджмент. [2] потребительское/домашнее финансирование и устойчивость.

Расширение теории разумных действий

[ редактировать ]

Айсек Айзен (1985) предложил TPB в своей главе «От намерений к действиям: теория запланированного поведения». [3] TPB возникла на основе TRA, теории, впервые предложенной в 1980 году Мартином Фишбейном и Айзеном. TRA, в свою очередь, была основана на различных теориях, касающихся отношения и изменения отношения, включая теории обучения , теории ожидаемой ценности , теорию атрибуции Хайдера и теории согласованности (например, теорию баланса , теорию конгруэнтности Осгуда и Танненбаума и Фестингера теорию диссонанса ). [4] Согласно TRA, если человек оценивает предлагаемое поведение как положительное (отношение) и если он или она считает, что значимые другие хотят, чтобы человек выполнял такое поведение (субъективная норма), намерение (мотивация) совершить такое поведение будет сильнее и сильнее. человек с большей вероятностью будет выполнять такое поведение. Отношения и субъективные нормы тесно связаны с поведенческими намерениями; поведенческое намерение коррелирует с реальным поведением. [5]

Исследовать, [6] однако показывает, что поведенческое намерение не всегда приводит к реальному поведению. Поскольку поведенческое намерение не может быть единственным определяющим фактором поведения, когда индивидуальный контроль над поведением является неполным, Айзен ввел TPB, добавив к TRA компонент «воспринимаемый поведенческий контроль». Таким образом, он расширил TRA, чтобы лучше прогнозировать фактическое поведение.

Воспринимаемый поведенческий контроль означает степень, в которой человек верит, что он или она может выполнять определенное поведение. [1] Воспринимаемый поведенческий контроль включает в себя восприятие собственной способности человека выполнять определенное поведение. Другими словами, воспринимаемый поведенческий контроль зависит от поведения или цели. Это восприятие варьируется в зависимости от обстоятельств окружающей среды и поведения. [1] Теория запланированного поведения предполагает, что люди с гораздо большей вероятностью будут стремиться к определенному поведению, когда чувствуют, что могут его реализовать успешно. [7]

Таким образом, теория улучшила TRA.

Расширение самоэффективности

[ редактировать ]

Наряду с установками и субъективными нормами (которые составляют TRA), TPB добавляет концепцию воспринимаемого поведенческого контроля , которая выросла из самоэффективности теории (SET). Бандура предложил концепцию самоэффективности в 1977 году. [8] в связи с социальной когнитивной теорией . Самоэффективность относится к ожиданиям или уверенности человека в том, что он или она сможет освоить поведение или достичь цели; человек имеет разные уровни самоэффективности в зависимости от поведения или намерений. Бандура выделил два различных типа ожиданий, связанных с достижением цели: самоэффективность и ожидание результата. [9] Он определил самоэффективность как убежденность в том, что человек может успешно выполнять поведение, необходимое для достижения рассматриваемого результата. Ожидание результата относится к оценке человеком того, что данное поведение приведет к определенным результатам. Бандура выдвинул точку зрения, что самоэффективность является наиболее важной предпосылкой изменения поведения, поскольку она является ключом к инициированию совладающего поведения.

Предыдущие исследования показали, что на поведение человека сильно влияет уверенность человека в своей способности вести себя так. [10] Поскольку самоэффективность способствует объяснению различных взаимосвязей между убеждениями, отношениями, намерениями и поведением, TPB широко применяется в областях, связанных со здоровьем, таких как помощь подросткам в большей физической активности, тем самым улучшая их психическое здоровье. [11] и заставить взрослых больше заниматься спортом. [12] [13] [14]

Ключевые понятия

[ редактировать ]

Нормативные убеждения и субъективные нормы

[ редактировать ]
  • Нормативное убеждение : восприятие человеком социального нормативного давления или убеждений других людей, влияющих на то, какое поведение следует или не следует выполнять.
  • Субъективная норма : восприятие человеком конкретного поведения, на которое влияет мнение значимых других (например, родителей, супруга, друзей, учителей). [15]

Контролирующие убеждения и воспринимаемый поведенческий контроль

[ редактировать ]
  • Контрольные убеждения : убеждения человека о наличии факторов, которые могут способствовать или препятствовать выполнению данного поведения. [16]
  • Воспринимаемый поведенческий контроль : воспринимаемая человеком легкость или сложность выполнения определенного поведения. [1] Концепция воспринимаемого поведенческого контроля концептуально связана с самоэффективностью. Предполагается, что воспринимаемый поведенческий контроль определяется общим набором доступных управляющих убеждений.

Поведенческое намерение и поведение

[ редактировать ]
  • Поведенческое намерение : готовность человека выполнить данное поведение. Предполагается, что это непосредственный предшественник поведения. [17] Он основан на отношении к поведению, субъективной норме и предполагаемом поведенческом контроле, при этом каждый предиктор взвешивается по его важности по отношению к поведению и интересующей популяции.
  • Поведение : наблюдаемая реакция человека в данной ситуации по отношению к данной цели. Айзен выдвинул точку зрения, согласно которой поведение является функцией совместимых намерений и представлений о поведенческом контроле. Ожидается, что воспринимаемый поведенческий контроль будет смягчать влияние намерения на поведение, так что благоприятное намерение приводит к поведению только тогда, когда воспринимаемый поведенческий контроль силен. [18]

Концептуальное/операционное сравнение

[ редактировать ]

Воспринимаемый поведенческий контроль против самоэффективности

[ редактировать ]

Айзен (1991) писал, что роль воспринимаемого поведенческого контроля в теории запланированного поведения вытекает из концепции самоэффективности Бандуры. Совсем недавно Фишбейн и Капелла [19] выдвинул точку зрения, что самоэффективность эквивалентна воспринимаемому поведенческому контролю в интегративной модели Айзена. Воспринимаемый поведенческий контроль можно оценить с помощью пунктов шкалы самоэффективности. [20]

В предыдущих исследованиях построение показателей воспринимаемого поведенческого контроля приходилось адаптировать к каждому конкретному поведению, связанному со здоровьем. Например, в отношении курения пункт может гласить: «Я не думаю, что у меня зависимость, потому что на самом деле я могу просто не курить и не жаждать этого» или «Мне было бы очень легко бросить курить».

Концепция самоэффективности уходит корнями в социальную когнитивную теорию Бандуры. [21] Это относится к убеждению, что человек может успешно выполнять поведение, необходимое для достижения желаемой цели. Понятие самоэффективности используется как воспринимаемый поведенческий контроль, что означает восприятие легкости или сложности конкретного поведения. Это связано с убеждениями о контроле, которые относятся к убеждениям о наличии факторов, которые могут способствовать или препятствовать осуществлению определенного поведения.

Воспринимаемый поведенческий контроль обычно измеряется с помощью инструментов самоотчета, включающих вопросы, начинающиеся с основы: «Я уверен, что смогу… (например, заняться спортом, бросить курить и т. д.)». Такие инструменты пытаются измерить уверенность человека в том, что он или она может выполнить определенное поведение. [22]

Отношение к поведению и ожидание результата

[ редактировать ]

Теория запланированного поведения уточняет характер взаимосвязи между убеждениями и установками. Согласно теории, оценка или отношение человека к поведению определяется его или ее доступными убеждениями о поведении. Термин «вера» в этой теории относится к субъективной вероятности того, что поведение приведет к определенному результату. В частности, оценка каждого результата способствует формированию установки, соразмерной субъективной вероятности человека того, что поведение приведет к рассматриваемому результату. [23] Убеждение доступно , если оно доступно из долговременной памяти.

Концепция ожидания результата возникла в модели ожидаемого значения . Ожидание результата может быть убеждением, отношением, мнением или ожиданием. Согласно теории запланированного поведения, положительная оценка человеком своего выполнения определенного поведения аналогична концепции предполагаемых выгод. Положительная оценка относится к убеждению в эффективности предлагаемого поведения в снижении уязвимости к негативным последствиям. Напротив, негативная самооценка относится к убеждению в отношении неблагоприятных последствий, которые могут возникнуть в результате реализации такого поведения.

Социальное влияние

[ редактировать ]

Понятие социального влияния оценивалось как в теории мотивированного действия, так и в теории запланированного поведения. Развернутые мысли людей о субъективных нормах - это представления о том, ожидают ли от них их друзья, семья и общество в целом определенного поведения. Социальное влияние измеряется путем оценки отношения социальных групп. Например, в случае курения:

  1. Субъективные нормы, которые человек приписывает группе сверстников, включают такие мысли, как: «Большинство моих друзей курят» или «Мне стыдно курить перед группой друзей, которые не курят»;
  2. Субъективные нормы, которые человек привязывает к семье, включают такие мысли, как: «Вся моя семья курит, и начать курить кажется естественным» или «Мои родители очень разозлились на меня, когда я начал курить»; и
  3. Субъективные нормы, которые человек приписывает обществу или общей культуре, включают такие мысли, как «Все против курения» или «Мы просто предполагаем, что все некурящие».

Хотя большинство моделей концептуализируются в рамках индивидуального когнитивного пространства, теория запланированного поведения рассматривает социальное влияние с точки зрения социальных норм и нормативных убеждений. Учитывая, что поведение человека (например, принятие решений, связанных со здоровьем, таких как диета, использование презервативов, отказ от курения и употребления алкоголя и т. д.) вполне может быть локализовано и зависеть от социальных сетей и организаций (например, группы сверстников, семьи (в школе и на рабочем месте), социальное влияние стало долгожданным дополнением к теории.

Человеческое поведение определяется тремя видами соображений: поведенческими убеждениями, нормативными убеждениями и управляющими убеждениями. В своих соответствующих совокупностях поведенческие убеждения производят благоприятное или неблагоприятное отношение к поведению, нормативные убеждения приводят к субъективной норме, а контрольные убеждения относятся к воспринимаемому поведенческому контролю.

В совокупности отношение к поведению, субъективная норма и воспринимаемый поведенческий контроль приводят к формированию поведенческого намерения. [17] В частности, предполагается, что воспринимаемый поведенческий контроль не только влияет на реальное поведение напрямую, но и влияет на него косвенно через поведенческое намерение. [24]

Как правило, когда (а) человек имеет благоприятное отношение к поведению, (б) отношение соответствует соответствующим нормам и (в) человек чувствует, что он/она имеет высокий уровень поведенческого контроля, ожидается сильное намерение совершить рассматриваемое поведение. [25] Наконец, при наличии достаточной степени фактического контроля над поведением ожидается, что человек будет осуществлять свои намерения, когда появится такая возможность. [17]

В простой форме поведенческое намерение для теории запланированного поведения можно выразить в виде следующей математической функции:

Три фактора пропорциональны их основным убеждениям: [1]

БИ : Поведенческое намерение

A : Отношение к поведению

б : сила каждого убеждения относительно результата или атрибута.

e : оценка результата или атрибута

СН : Субъективная норма.

n : сила каждого нормативного убеждения каждого референта.

м : мотивация подчиняться референту

PBC : Воспринимаемый поведенческий контроль

c : сила каждого контрольного убеждения

p : воспринимаемая сила фактора управления

w : эмпирически полученный вес/коэффициент

В той степени, в которой воспринимаемый поведенческий контроль является точным отражением реального поведенческого контроля, он может вместе с намерением использоваться для прогнозирования поведения.

Б : Поведение

БИ : Поведенческое намерение

PBC : Воспринимаемый поведенческий контроль

w : эмпирически полученный вес/коэффициент

Приложения теории

[ редактировать ]

Теория запланированного поведения применялась к ряду областей исследований, включая поведение, связанное со здоровьем, экологическую психологию и избирательное поведение.

[ редактировать ]

Несколько исследований показали, что по сравнению с TRA TPB лучше предсказывает поведенческие намерения, связанные со здоровьем. [26] TPB улучшил предсказуемость намерений в отношении некоторых видов поведения, связанных со здоровьем, включая использование презервативов, [27] [28] выбор досуга, [29] упражнение, [30] и диета. [31] В этом исследовании отношения и намерения, как правило, опосредованы целями и потребностями. Например, человек может руководствоваться целью похудеть на 5 кг за 60 дней; позитивное отношение и намерение соблюдать диету будут иметь важное значение. Однако, если принять во внимание потребность, например потребность в партнере в стремлении человека похудеть, и человек не может найти такого партнера, человек вряд ли похудеет.

TPB также может применяться в области мер, связанных с питанием. В исследовании Свейцера и др. [32] Поведенческие конструкции, связанные с TPB, послужили основой для разработки стратегий вмешательства. TPB применялась таким образом, чтобы побудить родителей включать больше фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов в обеды, которые они упаковывают для своих детей дошкольного возраста. Оценивались знания/поведенческий контроль, самоэффективность/воспринимаемый поведенческий контроль, субъективные нормы и намерения. В ходе вмешательства, ориентированного на TPB, исследователи наблюдали значительное увеличение количества овощей и цельнозерновых продуктов в обедах, которые родители готовили для своих детей.

TPB руководил исследованиями, направленными на предотвращение повторного набора веса у людей, которые недавно значительно похудели. [33] МакКоннон и др. (2012) обнаружили, что осознанная потребность контролировать вес предсказывает поведение, необходимое для поддержания веса. TPB также может помочь в оценке поведенческих намерений практикующих врачей, которые пропагандируют определенные модели поведения в отношении здоровья. Чейз и др. (2003) [34] изучили намерения диетологов продвигать потребление цельнозерновых продуктов. Исследовательская группа обнаружила, что самым убедительным индикатором намерений диетологов продвигать потребление цельнозерновых продуктов были их нормативные представления о диете. Однако знания некоторых диетологов были проблематичными: только 60% диетологов могли правильно идентифицировать цельнозерновой продукт по этикетке.

Более поздние исследования, основанные на TPB, изучали намерения студентов курить электронные сигареты. Исследования показали, что отношение к курению и социальным нормам в значительной степени предопределяет поведение студентов, как предполагает TPB. Позитивному отношению к курению и нормализации поведения отчасти способствовала реклама в Интернете. Благодаря этим знаниям была начата кампания по предотвращению курения, ориентированная конкретно на студентов колледжей в целом, а не только на отдельных лиц. [35]

Таким образом, теория модели запланированного поведения оказалась полезной для понимания поведения, связанного со здоровьем, и разработки мер, направленных на изменение этого поведения.

Экологическая психология

[ редактировать ]

Другое применение TPB было в области психологии окружающей среды . Вообще говоря, экологически безопасные действия несут в себе позитивное нормативное убеждение. Иными словами, поведение, соответствующее экологической устойчивости, широко пропагандируется как позитивное поведение. Однако, хотя поведенческое намерение практиковать такое поведение может существовать, ограничения могут препятствовать ощущению воспринимаемого поведенческого контроля. Примером такого ограничения является вера в то, что чье-то поведение не окажет никакого влияния. [36] [37] Есть и внешние ограничения. Например, если человек намерен вести себя экологически ответственным образом, но в его сообществе отсутствует инфраструктура переработки отходов, воспринимаемый поведенческий контроль, вероятно, будет низким. Применение TPB в таких ситуациях помогает объяснить противоречия, например, когда люди положительно относятся к устойчивому развитию, но ведут себя противоречиво идее устойчивого развития.

Другое исследование показало, что отношение к изменению климата, воспринимаемому поведенческому контролю и субъективным нормам связано с намерением принять проэкологическое поведение. Эти знания могут быть применены при разработке политики, направленной на повышение экологичности поведения. [38]

Кроме того, совсем недавно было проведено исследование поколения Z и того, как они связаны с психологией окружающей среды посредством использования TPB. Например, в 2020 году Чатурведи и др. провели исследование поведенческих намерений поколения Z в отношении переработанной одежды. Они обнаружили, что забота об окружающей среде, воспринимаемая ценность и готовность платить были главными факторами в их покупательских намерениях. [39] Аналогичным образом, Нур и др. изучили действия, связанные с экологическими покупками и деятельностью среди поколения Z в 2017 году. Они обнаружили, что поколение Z имеет намерение потреблять экологически чистые продукты из-за связанных с этим положительных ассоциаций, а также субъективных норм, воспринимаемых экологические знания и общественная видимость этих покупок. [40] Помимо потребления продуктов личного потребления, Нго и Ха рассмотрели поколение Z, использующее зеленый туризм в 2023 году. Они обнаружили, что поколение Z использовало обмен знаниями в качестве предшественника для формирования своего восприятия и отношения к услугам зеленого туризма. Более того, они признали важность обмена знаниями для повышения осведомленности не только о зеленом туризме, но и о зеленых практиках в целом, чтобы вызвать позитивное отношение к устойчивым практикам. [41]

Поведение при голосовании

[ редактировать ]

TPB руководила исследованиями политологов по явке и поведению избирателей. TPB также применялся, чтобы помочь нам понять поведение законодателей. [42]

Финансовое поведение

[ редактировать ]

Теория запланированного поведения (TPB) широко используется в области исследования финансового поведения домохозяйств. Эта теория помогает понять и предсказать различные финансовые решения и поведение, включая выбор инвестиций, управление долгом, использование ипотеки, наличные деньги, сбережения и управление кредитами. Он утверждает, что индивидуальные намерения и отношения, субъективные нормы и воспринимаемый поведенческий контроль являются ключевыми факторами, влияющими на поведение. На протяжении многих лет исследователи применяли и расширяли эту теорию, чтобы получить представление о конкретном финансовом поведении и его определяющих факторах. Например, в исследовании инвестиционных решений East (1993) [43] обнаружили, что субъективная норма (влияние друзей и родственников) и воспринимаемый контроль (важность легкого доступа к средствам) существенно влияют на инвестиционный выбор людей. Это подчеркивает важность социальных влияний и воспринимаемую легкость действий при принятии финансовых решений. В другом исследовании индивидуального долгового поведения Сяо и Ву (2008) [44] расширил модель TPB и обнаружил, что удовлетворенность клиентов способствует поведенческим намерениям и влияет на реальное поведение, подчеркивая роль удовлетворенности клиентов в формировании финансовых действий. Аналогичным образом, в исследовании с участием ипотечных клиентов Bansal & Taylor (2002) [45] исследовали факторы, влияющие на поведение клиентов при переключении служб поддержки в контексте TPB. Они выявили значительные взаимодействия между воспринимаемым контролем и намерением, воспринимаемым контролем и отношением, а также отношением и субъективными нормами, которые формируют намерение поведения. TPB также применялся для изучения финансового поведения студентов колледжей в отношении управления наличными, кредитами и сбережениями, предоставляя ценную информацию о том, как молодые люди формируют свое финансовое поведение на основе своих намерений, отношений, социальных норм и воспринимаемого контроля. [46] [47]

Важные шаги по применению TPB, которые помогут изменить поведение

[ редактировать ]

Используя TPB в качестве теоретической основы, можно предпринять определенные шаги, чтобы увеличить шансы на изменение поведения. Команда, осуществляющая вмешательство, должна указать действие, цель, контекст и время. Например, целью может быть «употреблять хотя бы одну порцию цельнозерновых продуктов во время завтрака каждый день в следующем месяце». В этом примере «потребление» — это действие, «одна порция цельнозерновых продуктов» — цель, «во время завтрака каждый день» — контекст, а «в следующем месяце» — время. После того, как цель определена, можно использовать этап выявления для выявления существенных факторов, которые влияют на достижение цели. Соответствующие убеждения относительно конкретного поведения могут различаться в разных группах населения. Проведение открытых опросов для выявления фактов может быть полезным при применении TPB. Интервью по выявлению помогают выявить соответствующие поведенческие результаты, референты, культурные факторы, способствующие факторы и препятствия на пути изменения фокусного поведения и целевой группы населения. [48] Ниже приведены примеры вопросов, которые можно использовать во время опроса по выявлению: [48]

  • Что вам нравится/не нравится в поведении X?
  • Каковы некоторые недостатки поведения X?
  • Кто был бы против вашего поведения X?
  • Кто, по вашему мнению, мог бы совершить поведение X?
  • Что мешает вам выполнить поведение X?
  • Если вы хотите совершить действие X, насколько вы уверены, что сможете?

Оценка теории

[ редактировать ]

Сильные стороны

[ редактировать ]

ТПБ охватывает волевое поведение людей, которое не может быть объяснено ТРА. Поведенческое намерение человека не может быть исключительным определяющим фактором поведения, если контроль человека над поведением является неполным. Добавляя «воспринимаемый поведенческий контроль», TPB может объяснить взаимосвязь между поведенческим намерением и реальным поведением.

Несколько исследований показали, что по сравнению с TRA TPB лучше предсказывает поведенческие намерения, связанные со здоровьем. [26] TPB улучшила предсказуемость намерений в различных областях, связанных со здоровьем, включая использование презервативов, досуг, физические упражнения, диету и т. д. Кроме того, TPB (и TRA) помогли объяснить социальное поведение человека, включив социальные нормы в качестве важного фактора, способствующего объяснительный фактор.

Ограничения

[ редактировать ]

Совсем недавно некоторые ученые критиковали эту теорию, потому что она игнорирует потребности человека, предшествующие совершению определенного действия, потребности, которые могут повлиять на поведение независимо от выраженного отношения. [49] Например, человек может положительно относиться к потреблению бифштекса, но не заказывать его, потому что не голоден. Или человек может иметь негативное отношение к выпивке и не иметь намерения пить, но при этом употреблять спиртное, потому что он стремится к членству в группе.

Еще одним ограничением является то, что TPB не интегрирует в теорию роль, которую эмоции человека играют в развитии намерений и во время игры по принятию решений. Кроме того, большая часть исследований TPB носит корреляционный характер. Было бы полезно получить больше данных из рандомизированных экспериментов. [50]

Некоторые экспериментальные исследования оспаривают предположение о том, что намерения и поведение являются следствием отношений, социальных норм и предполагаемого поведенческого контроля. Для иллюстрации Sussman et al. (2019) [51] предложил участникам сформировать намерение поддержать конкретную экологическую организацию, например, подписать петицию. После того, как это намерение было сформировано, отношение, социальные нормы и воспринимаемый поведенческий контроль изменились. Участники стали чаще сообщать о положительном отношении к этой организации и были более склонны предполагать, что члены их социальной группы разделяют схожее отношение. [51] Эти результаты подразумевают, что ассоциации между тремя ключевыми элементами — отношениями, социальными нормами и воспринимаемым поведенческим контролем — и намерениями могут быть двунаправленными.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Айзен, Ицек (1991). «Теория запланированного поведения». Организационное поведение и процессы принятия человеческих решений . 50 (2): 179–211. дои : 10.1016/0749-5978(91)90020-T . S2CID   260959149 .
  2. ^ Каннингем, Джордж Б.; Квон, Хёнгиль (1 июля 2003 г.). «Теория запланированного поведения и намерений посетить спортивное мероприятие». Обзор спортивного менеджмента . 6 (2): 127–145. дои : 10.1016/S1441-3523(03)70056-4 .
  3. ^ Айзен, И. (1985). От намерений к действиям: теория запланированного поведения. Ина Дж. Куль и Дж. Бекманн (ред.), Контроль действий: от познания к поведению . Берлин, Гейдельбер, Нью-Йорк: Springer-Verlag. (стр. 11–39).
  4. ^ Фишбейн, М., и Айзен, И. (1977). Вера, отношение, намерение и поведение: введение в теорию и исследования.
  5. ^ Шеппард, Британская Колумбия; Хартвик, Дж.; Уоршоу, PR (1988). «Теория разумного действия: метаанализ прошлых исследований с рекомендациями по модификациям и будущим исследованиям». Журнал потребительских исследований . 15 (3): 325–343. дои : 10.1086/209170 .
  6. ^ Норберг, Пенсильвания; Хорн, ДР; Хорн, окружной прокурор (2007). «Парадокс пиара: намерения по раскрытию личной информации и поведение». Журнал по делам потребителей . 41 (1): 100–126. дои : 10.1111/j.1745-6606.2006.00070.x .
  7. ^ Ахмед, Навид; Ли, Цай; Хан, Асадулла; Калати, Сикандар Али; Наз, Шумайла; Рана, Фейсал (14 декабря 2020 г.). «Намерение покупать органические продукты питания среди молодых потребителей с использованием теории запланированного поведения: роль экологических проблем и экологического сознания» . Журнал экологического планирования и управления . 64 (5): 796–822. дои : 10.1080/09640568.2020.1785404 . ISSN   0964-0568 . S2CID   230570512 .
  8. ^ Бандура, А. (1977). «Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения». Психологический обзор . 84 (2): 191–215. дои : 10.1037/0033-295X.84.2.191 . ПМИД   847061 .
  9. ^ Бандура, А. (Ред.). (1995). Самоэффективность в меняющемся обществе. Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511527692
  10. ^ Бандура, А.; Адамс, штат Невада; Харди, AB; Хауэллс, Дж. Н. (1980). «Тесты общности теории самоэффективности». Когнитивная терапия и исследования . 4 (1): 39–66. дои : 10.1007/bf01173354 . S2CID   5691051 .
  11. ^ Аннеси, Джеймс Дж. (2005). «Корреляция депрессии и общего нарушения настроения с физической активностью и самооценкой у детей предподросткового возраста, участвующих в программе внеклассных упражнений». Психологические отчеты . 96 (3_дополнение): 891–898. дои : 10.2466/pr0.96.3c.891-898 . ПМИД   16173355 . S2CID   25662545 .
  12. ^ Дьюрчик, Северная Каролина; Броули, ЛР (2000). «Внимательное размышление об упражнениях: влияние резкого позитивного и негативного мышления1». Журнал прикладной социальной психологии . 30 (12): 2513–2533. дои : 10.1111/j.1559-1816.2000.tb02448.x .
  13. ^ Роджерс, WM; Броули, ЛР (1996). «Влияние ожидаемого результата и самоэффективности на поведенческие намерения начинающих спортсменов». Журнал прикладной социальной психологии . 26 (7): 618–634. дои : 10.1111/j.1559-1816.1996.tb02734.x .
  14. ^ Стэнли, Массачусетс; Мэддукс, Дж. Э. (1986). «Когнитивные процессы в улучшении здоровья: исследование комбинированной модели защитной мотивации и самоэффективности». Фундаментальная и прикладная социальная психология . 7 (2): 101–113. дои : 10.1207/s15324834basp0702_2 .
  15. ^ Амджад, Н.; Вуд, AM (2009). «Выявление и изменение нормативных представлений об агрессии, которые побуждают молодых мусульман присоединяться к экстремистским антисемитским группам в Пакистане» (PDF) . Агрессивное поведение . 35 (6): 514–519. CiteSeerX   10.1.1.332.6476 . дои : 10.1002/ab.20325 . ПМИД   19790255 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 года . Проверено 7 августа 2010 г.
  16. ^ Айзен, Я (2001). «Природа и действие отношений». Ежегодный обзор психологии . 52 (1): 27–58. дои : 10.1146/annurev.psych.52.1.27 . ПМИД   11148298 . S2CID   15064083 .
  17. ^ Jump up to: а б с Айзен, Я (2002). «Воспринимаемый поведенческий контроль, самоэффективность, локус контроля и теория запланированного поведения». Журнал прикладной социальной психологии . 32 (4): 665–683. дои : 10.1111/j.1559-1816.2002.tb00236.x .
  18. ^ Лелес, Клаудио Родригес; Виейра, Антонио Хелио (сентябрь 2014 г.). «Изучение мотивации искать и проходить протезирование: эмпирический подход с использованием конструкции Теории запланированного поведения» . Предпочтения и приверженность пациентов . 8 : 1215–1221. дои : 10.2147/PPA.S69619 . ISSN   1177-889X . ПМК   4168850 . ПМИД   25246777 .
  19. ^ Фишбейн, М., и Капелла, Дж. Н. (2006). Роль теории в развитии эффективных коммуникаций в области здравоохранения [ мертвая ссылка ] . Журнал коммуникаций, 56(s1), S1-S17.
  20. ^ Айзен, Я (2002). «Остаточные эффекты прошлого на дальнейшее поведение: привыкание и обоснованные перспективы действий» (PDF) . Обзор личности и социальной психологии . 6 (2): 107–122. дои : 10.1207/s15327957pspr0602_02 . S2CID   145386785 .
  21. ^ Бандура, А. (1997). Самоэффективность: осуществление контроля (см. статью). Нью-Йорк: Фриман.
  22. ^ Мирзаи, Насим; Дехдари, Тахере; Тагдиси, Мохаммад Хосейн; Заре, Наджаф (24 сентября 2019 г.). «Разработка инструмента, основанного на теории запланированных переменных поведения, для измерения факторов, влияющих на намерение взрослых иранцев бросить курить табак для кальяна» . Психологические исследования и управление поведением . 12 : 901–912. дои : 10.2147/PRBM.S196417 . ПМК   6767482 . ПМИД   31576183 .
  23. ^ Айзен, И.; Фишбейн, М. (1975). «Байесовский анализ процессов атрибуции». Психологический вестник . 82 (2): 261. дои : 10.1037/h0076477 .
  24. ^ Ноар, С.М.; Циммерман, Р.С. (2005). «Теория поведения в отношении здоровья и совокупные знания о поведении в отношении здоровья: движемся ли мы в правильном направлении?» . Исследования в области санитарного просвещения . 20 (3): 275–290. дои : 10.1093/ее/cyg113 . ПМИД   15632099 .
  25. ^ Годин, Гастон (январь 2006 г.). «Преодоление разрыва между намерением и поведением: роль моральной нормы». Британский журнал социальной психологии . 44 (4): 497–512. дои : 10.1348/014466604X17452 . ПМИД   16368016 .
  26. ^ Jump up to: а б Айзен, И. (1989). Структура отношения и поведение. Структура и функция отношения, 241–274.
  27. ^ Альбаррасин, Д.; Джонсон, Британская Колумбия; Фишбейн, М.; Мюллерлейле, Пенсильвания (2001). «Теории обоснованных действий и запланированного поведения как модели использования презервативов: метаанализ» . Психологический вестник . 127 (1): 142–161. дои : 10.1037/0033-2909.127.1.142 . ПМК   4780418 . ПМИД   11271752 .
  28. ^ Ширан, П.; Тейлор, С. (1999). «Прогнозирование намерений использовать презервативы: метаанализ и сравнение теорий разумных действий и запланированного поведения1». Журнал прикладной социальной психологии . 29 (8): 1624–1675. дои : 10.1111/j.1559-1816.1999.tb02045.x .
  29. ^ Айзен И. и Драйвер Б.Л. (1992). Применение теории запланированного поведения к выбору досуга . Журнал исследований досуга.
  30. ^ Нгуен, Миннесота; Потвин, Л.; Отис, Дж. (1997). «Регулярные физические упражнения у мужчин от 30 до 60 лет: сочетание модели стадий изменений и теории запланированного поведения для определения определяющих факторов для целенаправленных вмешательств в отношении здоровья сердца». Журнал общественного здравоохранения . 22 (4): 233–246. дои : 10.1023/А:1025196218566 . ПМИД   9247847 . S2CID   24020552 .
  31. ^ Коннер, М.; Кирк, Сан-Франциско; Кейд, Дж. Э.; Барретт, Дж. Х. (2003). «Влияние окружающей среды: факторы, влияющие на решение женщины использовать пищевые добавки» . Журнал питания . 133 (6): 1978–1982 гг. дои : 10.1093/jn/133.6.1978с . ПМИД   12771349 .
  32. ^ Швейцер, С.; Брайли, М.; Робертс-Грей, К.; Хельшер, Д.; Харрист, Р.; Стаскель, Д.; Альмансур, Ф. (2011). «Психосоциальные результаты обеда в сумке, родительская программа по упаковке здоровых обедов для детей дошкольного возраста» . Журнал образования и поведения в области питания . 43 (6): 536–542. дои : 10.1016/j.jneb.2010.10.009 . ПМЦ   3222455 . ПМИД   21852196 .
  33. ^ МакКоннон, А.; Раатс, М.; Аструп, А.; Байзова, М.; Ханджиева-Дарленска, Т.; Линдроос, АК; Мартинес, Дж.А.; Ларсон, ТМ; и др. (2012). «Применение теории запланированного поведения для контроля веса в группе людей с избыточным весом. Результаты общеевропейского исследования диетического вмешательства (DiOGenes)» (PDF) . Аппетит . 58 (1): 313–318. дои : 10.1016/j.appet.2011.10.017 . ПМИД   22079178 . S2CID   2864564 .
  34. ^ Чейз, К., Рейкс, М., и Джонс, Дж. (2003). Применение диетологами теории запланированного поведения к продвижению цельнозерновых продуктов . J Am Diet Assoc. 103:1639–1642.
  35. ^ Доббс, PD; Йожковски, КН; Хаммиг, Б.; Блант-Винти, Х.; Генри, LJ; Ло, У.Дж.; Горман, Д.; Лузиус, А. (2019). «Употребление электронных сигарет студентами колледжа: развитие подхода к обоснованным действиям». Американский журнал поведения в отношении здоровья . 43 (4): 753–766. дои : 10.5993/AJHB.43.4.9 . ПМИД   31239018 . S2CID   195659144 .
  36. ^ Когер, С. и Винтер, DNN (2010). Психология экологических проблем . Нью-Йорк: Psychology Press.
  37. ^ Стерн, ПК (2005). «Понимание экологически значимого поведения людей». Репортер по экологическому праву: новости и анализ . 35 : 10785–10790.
  38. ^ Масуд, ММ; Аль-Амин, АК; Цзюньшэн, Х.; Ахмед, Ф.; Яхая, СР; Ахтар Р.; Банна, Х. (2015). «Проблема изменения климата и теория запланированного поведения: взаимосвязь на основе эмпирических данных». Журнал чистого производства . 113 : 613–623. дои : 10.1016/j.jclepro.2015.11.080 .
  39. ^ Чатирведи, Паллави; Кулшрешта, Кушагра; Трипати, Викас (декабрь 2020 г.). «Исследование факторов, определяющих поведенческие намерения поколения Z в отношении переработанной одежды: данные из развивающейся экономики». Молодые потребители . 21 (4): 403–417. дои : 10.1108/YC-03-2020-1110 . S2CID   224968273 .
  40. ^ Нур, Мохд, Нью-Мексико; Джумейн, Рудаини С.А.; Юсоф, Афанди; Ахмат, Мохд АХ; Камарузаман, Иззат Ф. (7 сентября 2017 г.). «Факторы, определяющие решение о зеленой покупке поколения Z: подход SEM-PLS» . Международный журнал передовых и прикладных наук . 4 (11): 143–147. дои : 10.21833/ijaas.2017.011.023 . S2CID   168737549 .
  41. ^ Нго, Куанг В.; Ха, Ван К. (23 августа 2023 г.). «Исследование поведения поколения Z при использовании зеленого туризма: роль обмена знаниями» . Международный журнал профессионального бизнес-обзора . 8 (8): e03172. doi : 10.26668/businessreview/2023.v8i8.3172 . S2CID   261183478 .
  42. ^ Тунг, Г.Дж.; Верник, Дж. С.; Рейни, EV; Гилен, AC (2012). «Голосование законодателей и теория поведенческой науки: систематический обзор». Американский журнал поведения в отношении здоровья . 36 (6): 823–833. дои : 10.5993/AJHB.36.6.9 . ПМИД   23026040 .
  43. ^ Ист, Роберт (1 июня 1993 г.). «Инвестиционные решения и теория планового поведения» . Журнал экономической психологии . 14 (2): 337–375. дои : 10.1016/0167-4870(93)90006-7 . ISSN   0167-4870 .
  44. ^ Сяо, Цзин Цзянь; Ву, Цзяюнь (2006). «Применение теории запланированного поведения для удержания клиентов кредитного консультирования» . Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.939437 . ISSN   1556-5068 .
  45. ^ Бансал, Харвир С.; Тейлор, Ширли Ф. (4 апреля 2002 г.). «Исследование интерактивных эффектов в теории запланированного поведения в контексте переключения поставщика услуг» . Психология и маркетинг . 19 (5): 407–425. дои : 10.1002/март.10017 . ISSN   0742-6046 .
  46. ^ Шим, Соён; Сяо, Цзин Дж.; Барбер, Бонни Л.; Лайонс, Анджела К. (1 ноября 2009 г.). «Пути к жизненному успеху: Концептуальная модель финансового благополучия молодых людей» . Журнал прикладной психологии развития . 30 (6): 708–723. дои : 10.1016/j.appdev.2009.02.003 . ISSN   0193-3973 . S2CID   144737105 .
  47. ^ Сяо, Цзин Цзянь; Сорэндо, Бенуа; Гарман, Э. Томас (март 2006 г.). «Финансовое поведение потребителей при кредитном консультировании» . Международный журнал потребительских исследований . 30 (2): 108–121. дои : 10.1111/j.1470-6431.2005.00455.x . ISSN   1470-6423 .
  48. ^ Jump up to: а б Гланц К., Ример Б.К. и Вишванат К.; Поведение в отношении здоровья: теория, исследования и практика, 5-е издание, Джосси-Басс, 2015 г.
  49. ^ Альхамад, Хамза; Доньяи, Парастоу (9 марта 2021 г.). «Действительность теории запланированного поведения для понимания убеждений и намерений людей в отношении повторного использования лекарств» . Аптека . 9 (1): 58. doi : 10.3390/pharmacy9010058 . ISSN   2226-4787 . ПМК   8006004 . ПМИД   33803406 .
  50. ^ Сниехотта, Ф.Ф. (2009). «Экспериментальная проверка теории запланированного поведения». Прикладная психология: здоровье и благополучие . 1 (2): 257–270. дои : 10.1111/j.1758-0854.2009.01013.x .
  51. ^ Jump up to: а б Сассман, Реувен; Гиффорд, Роберт (2019). «Причинность в теории запланированного поведения». Бюллетень личности и социальной психологии . 45 (6): 920–933. дои : 10.1177/0146167218801363 . ISSN   0146-1672 . ПМИД   30264655 . S2CID   52875787 .


  • Армитидж, CJ; Коннер, М. (2001). «Эффективность теории запланированного поведения: метааналитический обзор». Британский журнал социальной психологии . 40 (4): 471–499. дои : 10.1348/014466601164939 . ПМИД   11795063 . S2CID   28044256 .
  • Айзен И. и Фишбейн М. (2005). Влияние установок на поведение. В Альбаррасине, Д.; Джонсон, Британская Колумбия; Зана член парламента (ред.), Справочник по отношениям , Lawrence Erlbaum Associates.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b69b8ab57f7ce532e875cc41c662c53e__1717408800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/3e/b69b8ab57f7ce532e875cc41c662c53e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theory of planned behavior - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)