Jump to content

Теория ожидаемого значения

Теория ожидания-ценности была разработана во многих различных областях, включая образование, здравоохранение, коммуникации, маркетинг и экономику. Хотя модель различается по своему смыслу и последствиям для каждой области, общая идея заключается в том, что существуют ожидания, а также ценности или убеждения, которые влияют на последующее поведение.

Модель образования

[ редактировать ]

История и обзор модели

[ редактировать ]

Джон Уильям Аткинсон разработал теорию ожидаемой ценности в 1950-х и 1960-х годах, пытаясь понять мотивацию достижения людей. [1] В 1980-х годах Жаклин Эклс расширила это исследование на область образования. [1] Согласно теории «ожидание-ценность», достижения учащихся и выбор, связанный с достижениями, наиболее непосредственно определяются двумя факторами: [1] ожидания успеха и субъективные ценности задачи. Ожидания относятся к тому, насколько человек уверен в своей способности добиться успеха в выполнении задачи, тогда как ценности задачи относятся к тому, насколько важным, полезным или приятным человек воспринимает задачу. Теоретический [1] и эмпирический [2] [3] Работа предполагает, что ожидания и ценности взаимодействуют, чтобы предсказать важные результаты, такие как вовлеченность, постоянный интерес и академические достижения. Другие факторы, включая демографические характеристики, стереотипы , предыдущий опыт и восприятие убеждений и поведения других людей, косвенно влияют на результаты, связанные с достижениями, через эти ожидания и ценности. Эта модель наиболее широко применялась и использовалась в исследованиях в области образования.

Ожидания

[ редактировать ]

Ожидания — это конкретные убеждения людей относительно своего успеха в выполнении определенных задач, которые они будут выполнять в краткосрочном или долгосрочном будущем. [4] Ожидания человека связаны с его поведением, а также с выбором, который он делает. Ожидания связаны с убеждениями в способностях, такими как самооценка и самоэффективность. Я-концепция — это концепция, специфичная для конкретной области, которая включает в себя убеждения человека о своих собственных способностях, основанные на его прошлом опыте в конкретной области. [5] Самоэффективность – это вера в то, что человек обладает способностью успешно выполнять будущую конкретную задачу или серию связанных задач. [6] [7]

Субъективные значения задачи

[ редактировать ]

По мнению Экклса и его коллег [1] Субъективную ценность задачи можно рассматривать как мотивацию, которая позволяет человеку ответить на вопрос «Хочу ли я заниматься этим действием и почему?» [8] Субъективные ценности задачи можно разбить на четыре подкатегории: [1] Ценность достижения (важность для личности или себя), внутренняя ценность (удовольствие или интерес), ценность полезности (полезность или актуальность) и стоимость (потеря времени, чрезмерно высокие требования к усилиям, потеря ценных альтернатив или негативный психологический опыт, такой как стресс). Традиционно ценность достижения и внутренняя ценность более тесно связаны. Более того, эти две конструкции, как правило, связаны с внутренней мотивацией, интересом и настойчивостью в выполнении задач. [9] Альтернативно, ценность полезности имеет как внутренние, так и внешние компоненты. [10] и было связано как с внутренними, так и с внешними результатами, такими как успеваемость по курсу и интерес. [11] Другие исследования показывают, что ценность полезности также имеет характеристики, зависящие от времени. [12] В эмпирических исследованиях затратам практически не уделялось внимания; [8] однако в последнее время эта конструкция привлекла некоторое внимание. [13] Физер объединил субъективные ценности задач с более универсальными человеческими ценностями. [14] и предположил, что первые являются лишь одним из типов общечеловеческих мотивов, помогающих направлять поведение. [15]

Приложения

[ редактировать ]

Траектории развития

[ редактировать ]

Исследователи обнаружили, что ожидания и ценности можно выделить как отдельные виды мотивации уже в 6 лет. [16] Аналогичным образом, типы ценности (например, достижения и полезность) можно различать в академической области уже в пятом классе. [16] Вообще говоря, Экклс и его коллеги [1] подразумевают широкий спектр различных факторов, определяющих ожидания и ценности человека, в том числе:

  • культурная среда
  • убеждения и поведение социализатора
  • дифференциальные способности личности
  • предыдущий опыт, связанный с достижениями
  • индивидуальное восприятие социальных убеждений
  • индивидуальная интерпретация опыта
  • аффективные воспоминания
  • общие цели
  • Я-концепции

Эксперты сходятся во мнении, что мотивация учащихся имеет тенденцию снижаться на протяжении всего времени обучения в школе. [4] Продольные исследования подтвердили эту общую тенденцию снижения мотивации, а также продемонстрировали, что мотивация зависит от конкретной области. [17] Исследователи также продемонстрировали, что существуют гендерные различия в мотивации. [1] Снижение мотивации особенно резкое в отношении успеваемости по математике, но в меньшей степени в области чтения или спорта как среди мальчиков, так и среди девочек. [17] Исследователи предлагают два общих объяснения такого снижения мотивации. [14] Во-первых, представления студентов о разных предметных областях становятся более сложными и детализированными — они различают подобласти, что приводит к снижению среднего уровня. Фактически, дети уже в возрасте 11 лет продемонстрировали, что они могут различать академические области. [16] Во-вторых, с возрастом фокус их окружения меняется. По мере того, как учащиеся достигают более высоких оценок, фокус смещается от обучения к достижениям. Фактически, существует большое количество исследований, показывающих, что переход от обучения к производительности в качестве образовательного фокуса может нанести ущерб мотивации учащихся. [18]

Вмешательства

[ редактировать ]

Конструкции теории ожиданий и ценностей могут применяться и применялись в программах вмешательства, направленных на изменение мотивационных убеждений. Эти вмешательства способны увеличить продолжительность [19] и ценность [18] или снизить стоимость. [20] Такие меры не только нацелены на мотивацию, но и в конечном итоге повышают общую успеваемость учащихся и помогают устранить традиционно проблемные пробелы в успеваемости. [11] [21] Например, были разработаны ценностно-ориентированные вмешательства, чтобы помочь учителям разработать свою учебную программу таким образом, чтобы позволить учащимся увидеть связь между материалом, который они изучают в классе, и их собственной жизнью. [11] Это вмешательство способно повысить успеваемость и интерес учащихся, особенно для учащихся с низкими первоначальными ожиданиями. Согласно теории ожидаемой ценности, такое вмешательство эффективно, поскольку повышает интерес учащихся к материалу. [11]

Модель психологии, здоровья, коммуникаций, маркетинга и экономики

[ редактировать ]

Теория ожиданий и ценностей изначально была создана для объяснения и прогнозирования отношения человека к объектам и действиям. Первоначально работа психолога Мартина Фишбейна. [ нужна ссылка ] Теория . утверждает, что отношения развиваются и изменяются на основе оценок убеждений и ценностей Прежде всего, теория пытается определить мысленные расчеты , которые происходят при развитии отношения. Теория ожидания-ценности использовалась для разработки других теорий и до сих пор используется во многих областях исследований.

Доктору Мартину Фишбейну приписывают разработку теории ожидаемой ценности (EVT) в начале-середине 1970-х годов. [ нужна ссылка ] Иногда ее называют теорией ожидаемой ценности Фишбейна или просто моделью ожидаемой ценности. Основная работа, которую ученые обычно цитируют, говоря о EVT, — это книга Мартина Фишбейна и Айсека Айзена 1975 года под названием «Вера, отношение, намерение и поведение: введение в теорию и исследования» . Исходную работу EVT можно увидеть в докторской диссертации Фишбейна « Теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи между убеждением в отношении объекта и отношением к этому объекту» (1961, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе) и двух последующих статьях в 1962 и 1963 годах в журнале Human Relations. . Работа Фишбейна опиралась на труды таких исследователей, как Уорд Эдвардс, Милтон Дж. Розенберг , Эдвард Толман и Джон Б. Уотсон .

Концепции

[ редактировать ]

EVT состоит из трех основных компонентов. Во-первых, люди реагируют на новую информацию о предмете или действии, развивая убеждение об этом предмете или действии. Если убеждение уже существует, оно может и, скорее всего, будет изменено новой информацией. Во-вторых, люди присваивают значение каждому атрибуту, на котором основано убеждение. В-третьих, ожидание создается или модифицируется на основе результата расчета, основанного на убеждениях и ценностях. Например, студент узнает, что профессор имеет репутацию юмориста. Студент придает положительное значение юмору в классе, поэтому он ожидает, что его опыт общения с профессором будет положительным. Когда студент посещает занятия и находит профессора юмористическим, он считает, что урок хороший. EVT также утверждает, что результат расчета, часто называемый «отношением», вытекает из сложных уравнений, которые содержат множество пар убеждений/ценностей. Фишбейн и Айзен (1975) представили теорию следующим уравнением, в котором установки (а) являются факториальной функцией убеждений (б) и ценностей (v).

Теория разумного действия : Формула В простейшей форме TRA можно выразить следующим уравнением:

где: = поведенческое намерение

= отношение человека к выполнению действия

= эмпирически полученные веса

= субъективная норма, связанная с поведением

(Источник: Хейл, 2002 г.)

Текущее использование

[ редактировать ]

В конце 1970-х и начале 1980-х годов Фишбейн и Айзен расширили теорию ожидания-ценности до теории обоснованного действия (TRA). Позже Айзен изложил теорию запланированного поведения (TPB) в своей книге «Отношения, личность и поведение» (1988). И TRA, и TPB устраняют недостатки прогнозирования и объяснения EVT и по-прежнему являются известными теориями в таких областях, как исследования в области коммуникаций в области здравоохранения, маркетинг и экономика. Хотя EVT не использовался так часто с начала 1980-х годов, он все еще используется в исследованиях в таких разнообразных областях, как исследование аудитории (Palmgreen & Rayburn, 1985), реклама (Shoham, Rose & Kahle 1998; Smith & Vogt, 1995), развитие детей ( Watkinson, Dwyer, & Nielsen, 2005), образование (Eklof, 2006; Ping, McBride, & Breune, 2006), коммуникация в сфере здравоохранения (Purvis Cooper, Burgoon, & Roter, 2001; Ludman & Curry, 1999) и организационная коммуникация ( Вестаби, 2002).

См. также

[ редактировать ]

Модель образования

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Экклс, Дж. (1983). Ожидания, ценности и академическое поведение. В Дж. Т. Спенсе (ред.), Достижения и мотивы достижений: психологические и социологические подходы (стр. 75-146). Сан-Франциско, Калифорния: WH Freeman.
  2. ^ Нагенгаст, Б., Марш, Х.В., Скалас, Л.Ф., Сюй, МК, Хау, К.Т., и Траутвейн, У. (2011). Кто убрал «×» из теории ожиданий и ценностей? Психологическая загадка, содержательно-методологическая синергия и межнациональное обобщение. Психологическая наука, 22 (8), 1058–1066.
  3. ^ Траутвейн У., Марш Х.В., Нагенгаст Б. , Людтке О., Надь Г. и Йонкманн К. (2012). Исследование мультипликативного термина в современной теории ожидаемого значения: исследование моделирования скрытого взаимодействия. Журнал педагогической психологии, 104 (3), 763-777.
  4. ^ Перейти обратно: а б Экклс, Дж. С. и Вигфилд, А. (2002). Мотивационные убеждения, ценности и цели. Ежегодный обзор психологии, 53, 109–132.
  5. ^ Бонг, М. и Скаалвик, Э.М. (2003). Академическая самооценка и самоэффективность: насколько они на самом деле разные? Обзор педагогической психологии , 15 (1), 1-40.
  6. ^ Бандура, 1993.
  7. ^ Бандура, (2012)
  8. ^ Перейти обратно: а б Вигфилд. А., Камбрия. Дж., «Ценности достижений, целевые ориентации и интересы учащегося: определения, развитие и связь с результатами достижений», Developmental Review 30, 2010, 1–35.
  9. ^ Халлеман, К.С., Дурик, А.М., Швайгерт, С.Б., и Харацкевич, Дж.М. (2008). Ценности задач, цели достижения и интерес: интегративный анализ. Журнал педагогической психологии, 100 (2), 398–416.
  10. ^ Саймонс Дж., Девитт С. и Ленс В. (2004). Роль различных типов инструментов в мотивации, стратегиях обучения и производительности: знайте, почему вы учитесь, и вы будете знать, чему вы учитесь! Британский журнал педагогической психологии, 74 (Pt 3), 343–60. дои: 10.1348/0007099041552314
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Халлеман, К.С., и Харацкевич, Дж.М. (2009). Поощрение интереса и успеваемости на уроках естественных наук в средней школе. Наука, 326(5958), 1410-1412.
  12. ^ Хасман Дж. и Ленс В. (1999). Роль будущего в студенческой мотивации. Педагог-психолог, 34(2), 113-125
  13. ^ Латтрелл, В.Р., Каллен, Б.В., Аллен, К.С., Вуд, доктор медицинских наук, Дидс, Д.Г., и Ричард, округ Колумбия (2010). Инвентаризация математических ценностей для учащихся общеобразовательных учреждений: разработка и первоначальная проверка. Образовательные и психологические измерения, 70(1), 142-160.
  14. ^ Перейти обратно: а б Вигфилд А., Тонкс С. и Экклс Дж. С. (2004). Теория ожиданий и ценностей в межкультурной перспективе. В Д. М. МакИнерни и С. Ван Эттен (ред.), Исследование социокультурного влияния на мотивацию и обучение, том 4: Пересмотр больших теорий (стр. 165-198). Гринвич, Коннектикут: Издательство Information Age.
  15. ^ Курт, доктор Серхат (21 ноября 2023 г.). «Теория ожиданий» . Образовательная библиотека . Проверено 21 ноября 2023 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Вигфилд А. и Камбрия Дж. (2010). Теория ожиданий и ценностей: ретроспектива и перспектива. Прогресс в мотивации и достижениях, 16, 35–70.
  17. ^ Перейти обратно: а б Джейкобс Дж. Э., Ланца С., Осгуд Д. В., Экклс Дж. С. и Вигфилд А. (2002). Изменения в самооценке и ценностях детей: гендерные и предметные различия в классах с первого по двенадцатый. Развитие ребенка, 73(2), 509-527.
  18. ^ Перейти обратно: а б Халлеман К.С., Шрагер С.М., Бодманн С.М. и Харацкевич Дж.М. (2010). Метааналитический обзор показателей достижения цели: разные метки для одних и тех же конструкций или разные конструкции со схожими метками? Психологический вестник, 136(3), 422.
  19. ^ Блэквелл, Л.С., Тшесневски, К.Х., и Двек, CS (2007). Неявные теории интеллекта предсказывают достижения в подростковом переходном периоде: лонгитудинальное исследование и вмешательство. Развитие ребенка, 78 (1), 246–263.
  20. ^ Рамирес, Г., и Бейлок, С.Л. (2011). Написание статей о проблемах, связанных с тестированием, повышает успеваемость на экзамене в классе. наука, 331(6014), 211-213.
  21. ^ Гуд, К., Аронсон, Дж., и Инцлихт, М. (2003). Улучшение успеваемости подростков по стандартизированным тестам: меры по уменьшению последствий угрозы стереотипов. Журнал прикладной психологии развития, 24, 645–662.

Модель здравоохранения, коммуникаций, маркетинга и экономики

[ редактировать ]
  • Айзен, И. (1988). Отношение, личность и поведение (изд. США). Чикаго, Иллинойс: Дорси Пресс.
  • Бандура, А. (1993). Воспринимаемая самоэффективность в когнитивном развитии и функционировании. Педагог-психолог, 28(2), 117-148.
  • Бандура, А. (2012). Еще раз о функциональных свойствах воспринимаемой самоэффективности. Журнал менеджмента, 38, 9–44. https://doi.org/10.1177/0149206311410606 .
  • Эклоф, Х. (2006). Разработка и проверка результатов с помощью инструмента измерения мотивации учащихся к сдаче тестов. Образовательные и психологические измерения , 66, 643–656.
  • Фишбейн, М. (1961). Теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи между убеждением об объекте и отношением к этому объекту (стр. 162): Калифорнийский университет, Лос-Анджелес. Неопубликованная диссертация.
  • Фишбейн, М. (1963). Исследование связи между убеждениями об объекте и отношением к этому объекту. Человеческие отношения , 16, 233–240.
  • Фишбейн М. и Айзен И. (1975). Убеждение, отношение, намерение и поведение: введение в теорию и исследования . Ридинг, Массачусетс: Паб Addison-Wesley.
  • Фишбейн М. и Рэйвен Б. (1962). Шкалы AB: оперативное определение убеждений и отношений. Человеческие отношения , 15, 35–44.
  • Ладман, Э.Дж., и Карри, С.Дж. (1999). Проведение аутрич-консультаций по телефону для содействия участию в маммографии. Санитарное просвещение и поведение , 26, 689.
  • Палмгрин П. и Рейберн Дж. (1985). Подход к удовлетворению средств массовой информации, основанный на ожиданиях, в: «Розенгрен, Карл Эрик / Веннер, Лоуренс А. / Палмгрин, Филип: Исследование удовлетворения средств массовой информации» (Беверли-Хиллз, 1985, стр. 61–72).
  • Пинг, X., МакБрайд, Р.Э., и Брюин, А. (2006). Мотивационные изменения четвероклассников в беговой программе начального физического воспитания. Ежеквартальный журнал исследований физических упражнений и спорта , 77, 195–207.
  • Первис Купер, К., Бургун, М., и Ротер, Д.Л. (2001). Анализ ожидаемой ценности зрительского интереса к телевизионным новостям о профилактике. Медицинская коммуникация , 13, 227-240.
  • Шохам А., Роуз Г.М. и Кале Л.Р. (1998). Маркетинг рискованных видов спорта: от намерения к действию. Журнал Академии маркетинговых наук , 26, 307–321.
  • Смит, Р.Э., и Фогт, Калифорния (1995). Влияние интеграции рекламы и негативных устных сообщений на обработку сообщений и реакцию на них. Журнал потребительской психологии , 4, 133.
  • Уоткинсон Э.Дж., Дуайер С. и Нильсен А.Б. (2005). Дети рассуждают о причинах перерыва: применима ли теория «ожидание-ценность»? Adapted Physical Activity Quarterly , 22, 179.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef3c20536a1207bce095cf8c52225820__1720083840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/20/ef3c20536a1207bce095cf8c52225820.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Expectancy-value theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)